Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №61967

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
594
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о животных родного края у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Теоретические подходы к исследованию проблемы формирования
экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Экологические представления детей старшего дошкольного возраста:
понятие, содержание 14
1.3. Методика формирования представлений о животных у детей старшего
дошкольного возраста 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию представлений о
животных родного края у детей старшего дошкольного возраста 31
2.1. Определение исходного уровня представлений о животных родного края у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Методические рекомендации родителям по формированию представлений о животных родного края у детей старшего дошкольного возраста 35
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложение 50


В настоящее время обострилась экологическая обстановка. Причиной тому не только условия экологического развития, но и невысокий уровень экологического сознания людей, их недостаточная компетентность в вопросах функционирования природных систем. Чтобы остановить стремительно нарастающий экологический кризис, необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей.
Безусловно, важнейшими факторами решения экологических проблем должны стать образование и воспитание, которые предусматривают постановку экологических вопросов в центр всех образовательных программ, начиная с дошкольных учреждений.
Дошкольный возраст - этап первичного восприятия окружающей среды и развития чувств мира ощущений. В дошкольном возрасте начинается знакомство с окружающим миром, формируются представления о природном мире, его красоте, формах и явлениях, о различных взаимосвязях между его элементами. В проводимых экологических мероприятиях отражается своеобразие красоты живой и неживой природы местности. Дается понимание об объектах живой и неживой природы, формируются представления об основных потребностях и взаимосвязях отдельных видов с их средой обитания.
Экологическое образование ставит целью формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.
Единая цель в формировании экологических представлений заключается в следующем - в формировании системы представлений о природе, формирование в сознании детей представления о мире, как целостном единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с этим миром.
Экологические представления — это основа для последующего экологического мировоззрения. О формировании научного мировоззрения можно говорить только тогда, когда знания усвоены на уровне личностных ценностей, приобрели форму убеждений, выступают в качестве ориентировочной основы действий субъекта, лежат в основе личного способа ориентировки в окружающем мире.
Исследованиям в области экологического воспитания дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые, педагоги: Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, (развитие чувства природы каждого ребёнка), К.Д. Ушинский (влияние природы на формирование личностных качеств ребёнка), В.А. Сухомлинский (природа как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей).
Для психолого-педагогической науки рассматриваемая нами проблема не является абсолютно новой. Большой вклад в решение проблем экологического образования внесли, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И Д. Зверев, И.Т. Суравегина, В.А. Ясвин, и др. Ими обоснованы принципы, цели, задачи, методы экологического образования, разработаны основы его содержания, рекомендации по формированию экологических знаний, умений и навыков поведения в природе, определены условия реализации идей экологического образования в разных аспектах.
В области экологического образования как особого направления педагогической науки и практики работали А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина, и др.
Проблемой формирования экологических представлений занимаются такие ученые, как Л.И. Егоренко, М.Д. Маханева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Федосеева, Л.В. Шинкарева и др.
С.Н. Николаева подробно исследовала формирование у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира.
А.М. Федотова в своих исследованиях уделяла внимание знаниям о животных у детей старшего дошкольного возраста. Исследования Е.И. Золотовой, Е.Ф.Терентьевой отражают особенности знаний о животных у старших дошкольников.
Формирование экологических представлений у дошкольников связано с необходимостью развития ценностного отношения к природе родного края, обогащением представлений детей об окружающей их среде, развитием эстетических и патриотических чувств к объектам природы родного края.
Чтобы понять и по-настоящему полюбить природу нашего края, нужно её хорошо знать. Потому что общение с ней воспитывает любовь к Родине, благородство и понимание прекрасного, развивает любознательность и стремление к познанию нового.
Изучение животного мира родного края оставит большой след в жизни детей, они с гордостью будут рассказывать о своем крае и не вырастут равнодушными к своей малой родине. Поэтому тема нашего исследования: «Формирование представлений о животных родного края у детей старшего дошкольного возраста».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования представлений о животных родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования представлений о животных родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о животных родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о животных родного края у детей старшего дошкольного возраста будет эффективен при выполнении следующих педагогических условий:
- учета уровня сформированности представлений о животных родного края у детей старшего дошкольного возраста;
- использования метода проектов;
- обогащения эколого-развивающей среды.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить сущность и содержание понятия «экологические представления» детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать методы формирования представлений о животных родного края у детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить уровень сформированности представлений о животных родного края у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации по формированию представлений о животных родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы; наблюдение за старшими дошкольниками; беседа; констатирующий этап педагогического эксперимента, обработка и интерпретация результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 «Росинка» г. Белгорода.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование посвящено проблеме формирования представлений о животных родного края у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в настоящее время обострилась экологическая обстановка. Причиной тому не только условия экономического развития, но и невысокий уровень экологического сознания людей, их недостаточная компетентность в вопросах функционирования природных систем. Чтобы остановить стремительно нарастающий экологический кризис, необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей.
Безусловно, важнейшими факторами решения экологических проблем должны стать образование и воспитание, которые предусматривают постановку экологических вопросов в центр всех образовательных программ, начиная с дошкольных учреждений.
Дошкольный возраст - этап первичного восприятия окружающей среды и развития чувств мира ощущений. В дошкольном возрасте начинается знакомство с окружающим миром, формируются представления о природном мире, его красоте, формах и явлениях, о различных взаимосвязях между его элементами. В проводимых экологических мероприятиях отражается своеобразие красоты живой и неживой природы местности. Дается понимание об объектах живой и неживой природы, формируются представления об основных потребностях и взаимосвязях отдельных видов с их средой обитания.
На основе результатов проведенного исследования и анализа специальной литературы мы считаем целесообразным сделать ряд выводов.
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Целью экологического образования дошкольников, по мнению С.Н. Николаевой и Н.А. Рыжовой, является формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Содержание экологических представлений содержится в примерных основных общеобразовательных программах. Оно имеет свои особенности и отличается для каждой возрастной группы.
Нами были рассмотрены формы и методы работы по формированию представлений о животных родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа по изучению экологических представлений детей старшего дошкольного возраста осуществлялась на базе Муниципального бюджетного дошкольное образовательного учреждения детский сад № 36 «Росинка» г. Белгорода.
В ходе исследования на констатирующем этапе с помощью диагностических методик нами был выявлен уровень сформированности экологических представлений о животных родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Мы разработали методические рекомендации, которые помогут сформировать экологические представления о животных родного края у детей старшего дошкольного возраста.



1. Акжигитов В. Н. Экологический словарь: Ок. 35 500 терминов / В.Н. Акжигитов. - М.: Рус. язык, 2000. - 602с.
2. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? / Л. Бобылева / Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - с. 38-46.
3. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика - 2001. - № 1. - с. 17-24.
4. Выготский Л.С. Детская психология Собр. Соч. М., 1992.- т.4 336 с.
5. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов - М: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002.- 400 с.
6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин/ Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.
7. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство - ПРЕСС, 2014. - 352 с.
8. Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л. И. Егоренко. - М.: Просвещение, 2009. - 126 с.
9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1. - М.: Просвещение, 2006 - 102 с.
10. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование / Советская педагогика. - 1995. - №12. - с.10-
11. Зебзеева В. О. формах и методах экологического образования дошкольников / Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - с.45-49.
12. Зверев И.Д, Салеева Л.Т. Компоненты экологического образования М:. «Академия» 2000.- с. 155.
13. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7.- с.3-9
14. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
15. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие - М:. ООО «Издательство АСТ», МН:. Харвест, 2002.- 896 с.
16. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании / Дошкольное воспитание. - 2005. - N 5. - с.70-73.
17. Карпова, Е. В. Дидактические игры. - Ярославль, Изд-во «Академия развития», 2006. - С.34-35.
18. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Сост. Л.А. Каменева: Под. ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Изд-во «Просвещение», 2004. - С.51.
19. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
20. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 2008. - 416 с.
21. Королева А. Земля - наш дом / Дошкольное воспитание. - 2004. - №N 10. - с.34-36.
22. Кузнецов В.Н. Программы: Экология. - М.: Просвещение, 2006. - 176с.
23. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб.ст. / под.ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. М. Международный образовательный колледж, 1995-144с.
24. Мухина В.С. Детская психология.- М:. Издательский центр «Академия», 2000 - 400с.
25. Маневцова Л.М. Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. 2003. - 320 с.
26. Маневцова Л.М. Ребенок познает мир природы / Дошкольное воспитание - 2004. - № 8. - С. 17- 19.
27. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.
2УМатвеева Н.М. К.Д. Ушинский о воспитании: Золотой фонд педагогики. - М.: Школьная пресса, 2003. - 192 с.
29. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. — М.: АРКТИ, 2011.
— 187 с.
30. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред.Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.
31. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебнометодические пособие для воспитателей детских садов и учителей. - М.: Изд-во «Асар», 1996. - С.128.
32. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
33. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений. - М.: Изд-во «Академия», 2006. - с.21.
34. Николаева, С. Н. Формирование экологической культуры. Старшая группа // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7-9.
35. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Изд- во «ВЛАДОС», 2004 - С. 84
36. Николаева, С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. - М.: Изд-во «Академия», 2003. - С. 32.
37. Николаева, С. Н. Эколог в детском саду. - М.: Изд-во «ТЦ Сфера», 2003. - с. 18-19.
38. Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с живой природой // Дошкольное воспитание. - 2006. - №7. - С.31.
39. Николаева С.Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей / Дошкольное воспитание. - 2002. - N 9. - с.52-64.
40. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 336 с.
41. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - с.119.
42. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 368 с.
43. Программа экологического образования детей «Мы» / Н.Н. Кондратьева и др. - С-Пб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.
44. Поддьяков Н.Н. А.Ф. Говоркова. Развитие мышления и умственное воспитание М:. Издательский центр «Академия»,2000.- 200 с.
45. Реймерс Н.Ф. «Природопользование: словарь-справочник» /Н.Ф. Реймерс - М.: Мысль , 1990. - 637 с.
46. Рыжова Н. «Наш дом - природа». Программа экологического воспитания дошкольников / Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - с.26-34.
47. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2009. - 227 с.
48. Рыжова Н. О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» / Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. - с.18-20.
49. Рыжова Н. Экологический проект «Здравствуй, дерево» / Дошкольное воспитание. - 2002. - № 3. - с.38-47.
50. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. 1993. -240 с.
51. Саморукова П.Г.. Как знакомить дошкольников с природой. М. «Просвещение», 1995. -208с.
52. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний
дошкольников / Дошкольное воспитание. - 2004. - № 2 - с.21 - 27.
53. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. - М.: Просвещение, 2005. - 378 с.
53. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 2000. - 288 с.
54. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 336с.
55. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский - М.: Прогресс, 1985.
56. Федосеева П. Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа / П. Г. Федосеева. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. - 96 с.
57. Шинкарева Л. В. Социально - экологические представления
старших дошкольников: теория и технология формирования/
Л.В.Шинкарева- Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008.-202 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ