Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема речевой презентации научного знания в медиатекстах

Работа №61966

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
283
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. МЕСТО НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ СМИ 8
1.1. Массмедиа и научно-популярное знание 8
1.2. Способы взаимодействия журналиста с научным сообществом
в ходе получения информации 14
1.3. Особенности актуализации научного знания для аудитории 19
1.4. Языковые особенности научно-популярного медиатекста
как элемент адаптации научного знания 23
Глава 2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В ХОДЕ СОЗДАНИЯ МЕДИАТЕКСТА 30
2.1. Адаптация научного знания как коммуникативная стратегия
научно-популярной журналистики 30
2.2. Способы адаптации научного знания в медиатексте 33
Заключение 59
Литература 61
Эмпирическая база 64
Приложение (сброшюровано в отдельный том)

Научный текст предназначен «для своих» - специалистов в конкретной научной области. Научный стиль речи отличается специфичностью и сложностью. Это связано, во-первых, с наличием в научных текстах таких языковых особенностей, которые зависят от специфики научной области, а во-вторых, с тем, что научный текст призван продемонстрировать читателю логику мышления автора в ходе решения им научной задачи. Последнее, в свою очередь, определяет сложность не только лексической составляющей научного текста, но и сложность его синтаксиса, абстрагированность и обобщенность изложения.
Потребность в научном знании есть и у неспециалистов, к которым относится большая часть аудитории массовых изданий. В связи с этим особую злободневность приобретает проблема популяризации научного знания как для узкой аудитории - студентов, молодых ученых и исследователей смежных областей знания, так и для широкого круга читателей с целью повышения уровня образованности общества и дальнейшего его мотивирования к самообразованию. Именно поэтому появляется потребность в изучении возможностей «перевода» того или иного научного знания на язык общедоступных понятий. Такую задачу решает особое направление в журналистской профессиональной деятельности - научная журналистика.
Несмотря на сохранение своего первоначального назначения, научная журналистика претерпела многочисленные изменения практически всех своих составляющих. Так, например, с ростом интереса общественности к результатам деятельности ученых появляется новое направление - более облегченная версия научной журналистики, реализующаяся в научно-популярных изданиях. Вместе с тем, в силу развития технологий, задействованных в работе современных СМИ, особую роль играет визуальное сопровождение журналистского текста, а также ориентация автора на читателя, зачастую далекого от науки. В связи с этим, важное место занимают языковые средства, способные облегчить восприятие излагаемой автором информации. Кроме того, важно понять, какое место занимает научная и научно-популярная журналистика в системе современной российской медиасферы.
Поскольку исторически популяризация науки тесно связана с историей журналистики, сегодня именно СМИ являются основным вспомогательным элементом в процессе распространения научного знания. Как известно, становление научной журналистики начинается с 1755 года под влиянием деятельности членов Российской Академии наук, которая не только стала центром научного развития России, но и послужила отправной точкой для развития творческой мысли российской интеллигенции. Научная журналистика занимала особое положение в системе направлений деятельности Академии наук. В частности, Академия издавала три журнала: «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» (1755-1765); «Академические известия» (1779-1781); «Новые ежемесячные сочинения» (1786-1796). Основное предназначение данных изданий - популяризация науки среди русских читателей.
Особое место в процессе популяризации и пропаганды науки занимает П. Л. Капица, лауреат Нобелевской премии по физике и основатель Института физических проблем. Проводя анализ научного творчества, советский физик не только внес большой вклад в область истории науки как таковой, но и определил, что творческая составляющая любой научной работы невозможна без участия широкой культурной аудитории. В одном из своих исследований П. Л. Капица приводит в пример деятельность ученых Англии, которые в своих разработках опирались на интересы потенциальной аудитории, гарантирующей определенного рода отклик .
В настоящее время большое внимание уделяется анализу научно-популярной журналистики через призму истории развития отечественных СМИ. Так, например, Л. П. Громова и М. И. Маевская в работе «Научно-популярная журналистика в России ХVШ-XIX вв.: вехи становления» освещают типологическое и жанровое развитие отечественной журналистики, специализирующейся на популяризации науки.
Наряду с проблемой «перевода» языка науки на общепонятный перед журналистом встает проблема правильной интерпретации полученной информации. К сожалению, с ростом популярности научной тематики в системе современных СМИ качество публикуемых материалов снижается: автор зачастую либо неясно себе представляет то, о чем пишет, либо попросту не задумывается о точности и ясности в силу своей слабой осведомленности в освещаемом вопросе.
Актуальность нашего исследования заключается в необходимости повышения уровня профессионализма журналистов, пишущих о научной сфере, поскольку для удовлетворения запросов аудитории СМИ особенно важным становится получение информации от надежных источников, в чьей компетенции и осведомленности в поднимаемой теме нельзя усомниться.
Новизна исследовательской работы обусловлена тем, что, несмотря на большое количество работ, посвященных научной и научно-популярной журналистике, а также учебных пособий, направленных на повышение языковой грамотности журналиста, вопрос о наиболее эффективных способах изложения научного знания остается важным для практики. Работа вводит в научный оборот новый эмпирический материал, который может быть использован для практических занятий.
Целью нашего исследования является выявление и анализ алгоритмов построения журналистского текста, представляющего читателю научное знание.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить место научной и научно-популярной
журналистики в системе современных российских медиа;
2. проанализировать используемые журналистами способы получения информации с точки зрения их релевантности для читательской аудитории;
3. изучить жанровые, стилистические и языковые особенности построения журналистских текстов о научных достижениях в специализированной прессе и в общественно-политических изданиях;
4. проанализировать способы актуализации информации научного характера для массовой аудитории;
5. выявить наиболее эффективные способы речевой репрезентации научного знания в медиатекстах.
В качестве объекта исследования выступают аналитические и информационные журналистские тексты, посвященные проблемам науки и публикуемые на страницах как научно-популярных, так и общественно-политических изданий, ориентированных на различные группы целевой аудитории. Предметом исследования являются особенности репрезентации научной информации.
Теоретическую базу исследования составили труды, посвященные журналистским видам деятельности. В частности, книга «Основы творческой деятельности журналиста» под редакцией С. Г. Корконосенко, в которой рассматривается жанровая специфика журналистики, рассматривает методы получения информации. Поскольку научное знание относится к категории культурных ценностей, актуальной для нас является работа И. В. Ерофеевой «Аксиология медиатекста в российской культуре», где автор рассматривает средства и особенности репрезентации национальных ценностей в медиатексте. Рассматривая стилистический аспект научного текста, мы опирались на классический учебник М. Н. Кожиной, Л. Р. Дускаевой и В. А. Салимовского «Стилистика русского языка», в котором авторы дают основные понятия, категории и описывают основные направления исследований стилистики современного русского языка. С принципами работы с узкоспециальными терминами и проблемами их классификации мы знакомились в исследовательской работе С. В. Гринев-Гриневича «Терминоведение».
Структура ввыпускной квалификационной работы отражает логику решения исследовательских задач. Работа состоит из двух глав. Первая имеет теоретический характер, в ней раскрывается вопрос о положении научно-популярной прессы в системе российских медиа; анализируются способы получения и обработки информации о научном знании, а также языковые особенности научно-познавательного медиатекста как вспомогательного элемента в процессе адаптации научного знания. Вторая глава посвящена анализу журналистских материалов о научных достижениях; здесь определяется полезность и доступность публикуемой информации; предлагаются наиболее эффективные стратегии по решению проблемы репрезентации общественно важной информации в области науки, анализируются особенности современного российского медиарынка, специализирующегося на распространении научно-популярной информации.
В заключении приводятся итоги исследования и формулируются основные выводы по результатам проведенной работы.
Список литературы включает 38 наименований. В Приложении (сброшюровано в отдельный том) представлены журналистские материалы, вошедшие в эмпирическую базу исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате изучения проблемы, сформулированной в названии выпускной квалификационной работы, мы пришли к следующим выводам.
В той или иной степени область научного знания проникает во все сферы жизни общества и находит отражение не только в прессе узкоспециализированной направленности, но и в общественно-политических и экономических изданиях, в детской и молодежной прессе. Медиатексты о научных достижениях могут включать в себя как четко обозначенную коммуникативную цель, заключающуюся в просветительской деятельности и адаптации научного знания для массовой аудитории, так и иметь множество явных и скрытых коммуникативных целей.
При написании научно-популярного журналистского текста, помимо определения коммуникативной цели, необходимо учитывать специфику издания, в котором будет опубликован материал, а также характер и интересы читательской аудитории, опираясь на которые журналист оперирует определенными способами построения текста, используя при этом стилистические и языковые средства в зависимости от уровня их эффективности в процессе достижения преследуемых автором целей и интересов.
В ходе данной научно-исследовательской работы были решены следующие задачи:
1. изучено место научно-популярной журналистики в системе российских медиа;
2. выявлены способы получения информации в рамках научно-популярного медиатекста;
3. проанализированы способы актуализации информации научного характера для массовой аудитории;
4. изучены языковые и стилистические средства адаптации научного знания для непросвещенного читателя;
5. выявлены способы адаптации научного знания, список которых можно считать рекомендацией для практической журналистской деятельности.
Надеемся, что выпускная квалификационная работа может послужить основой для дальнейших исследований вопроса адаптации научного знания в системе средств массовой информации с точки зрения используемых языковых средств и стилистических особенностей построения текстов. Исследования, направленные на изучение процесса популяризации науки, призваны, на наш взгляд, мотивировать представителей журналистского сообщества, работающих в рамках научно-популярной прессы, на повышение уровня осведомленности в вопросах современной научной действительности.



1. Абрамов Р. Профессионализация научной журналистики в России: сообщество, знания, медиа // Гефтер. 2015. 15 апреля.
URL: http://gefter.ru/archive/14848 (Дата обращения 14.11.2016)
2. Акимова Г. Н. Развитие конструкций экспрессивного синтаксиса в русском языке // Вопросы языкознания, 1981. № 6. с. 109-120.
3. Акопов А. И. Научная популяризация как важнейшее звено в пропаганде и продвижении научных исследований // relga.ru. № 3. 01.02.2011. URL: http://www.relga . ru/Environ/WebObjects/tgu - www.woa/wa/Main?
level 1=main&level2=articles&textid=2844 (Дата обращения: 26.03.2016)
4. Акопов Г. А. Средства массовой информации как инструмент актуализации политических проблем. // Теория и практика общественного развития. Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ). 2014. №10. С. 185-187.
URL: http://cyberleninka . ru/article/n/ sredstva-massovoy - informatsii-kak- instrument- aktualizatsii -politicheskih-problem (Дата обращения 20.01. 2016)
5. Борисова И. Н. Категория цели и аспекты текстового анализа // Жанры речи. Вып.2. Саратов: Колледж, 1999. С.81-96.
6. Вохрышева Е. В. Коммуникативные стратегии диалогического взаимодействия в новоанглийском языке : СПб., 2001.
URL: http://www.dslib.net/germanskie-jazyki/kommunikativnye-strategii- dialogicheskogo-vzaimodej stvija-v-novoanglij skom-jazyke.html (Дата обращения
28.03.2016)
7. Гринев-Гриневич С. В. Терминоведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
8. Громова Л. П. Научно-популярная журналистика в России XVIII- XIX вв.: вехи становления / учеб. пособие. СПб. Филологический ф-т СПбГУ, 2012.
9. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь). М.: Флинта: Наука, 2008.
11. Дускаева Л. Р. Стилистика медиатекста. Избранные статьи 20102012 гг. Электронный сборник. СПб. 2012. URL: https://docviewer . yandex . ru/? url=http%3A%2F%2Fjf, spbu.ru%2Fupload%2Ffiles
%2Ffile_1354569906_8832.pdf&name=file_1354569906_8832.pdf&lang=ru& c=5 7293babce0 d&page=1(Дата обращения 14.02.2016)
12. Кантор Ю. З. Научно-популярная журналистика: к вопросу об актуальности жанра в России // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения : матер. 52-й междунар. науч.- практ. конф. 17-19 апреля 2013 г. / отв. ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Филол. ф-т СПбГУ, 2013. С. 204-205. URL: http://www.russcomm.ru/rca_biblio/issue/SMI_2013_book.pdf
13. Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика / Статьи, выступления. М.: 1987.
14. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка: учебник. 4 изд., стереотип. М.: ФЛИНТА: Наука, 2014.
15. Кожина М. Н. Диалогичность письменной речи как проявление социальной сущности языка // Методика и лингвистика. М., 1986. с. 187-214.
16. Колесниченко А. В. Прикладная журналистика. Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.
17. Коньков В. И., Потсар А. Н. Русская речь в средствах массовой информации: Речевые системы и речевые структуры. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011.
18. Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000 г. URL: http:// evartist.narod.ru/text5/58.htm (Дата обращения 25.03.2016)
19. Кошкарова Н. Н. Коммуникативные стратегии и тактики интервьюера и интервьюируемого в гармоничном дискурсе: специфика политического интервью // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. № 3/2010. С. 8894. URL: http://cyber1eninka.ru/article/n/kommunika.tivnye-strategii-i-taktiki- intervyuera-i-intervyuiruemogo-v-garmonichnom-diskurse-spetsifika- politicheskogo-intervyu (Дата обращения 29.03.2016)
20. Кузьмина Н. А. Современный медиатекст: учеб. пособие / отв. ред. 2-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2013.
on.+Psihologiya+Tolp.doc.htm&name=%C3%FE%F1%F2%E0%E2+%CB %E5%E1%EE%ED.+%CF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF+ %D2%EE%EB%EF (Дата обращения 18.04.2016)
22. Лобанова Л. П. Концепция языковой картины мира
Л. Вайсгербера в статическом и энергетическом описании. М.: Ленанд, 2015.
23. Леонтьев А. А. Психология воздействия в массовой коммуникации // Язык средств массовой информации: учеб. пособие для вузов / под. ред. М. Н. Володиной. М.: Академический проект: Альма Матер, 2008.
24. Мамаева С. А. Коммуникативные стратегии ученых // Научная периодика: проблемы и решения. № 3/2011. С. 6-13.
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-strategii-uchenyh (Дата обращения 06.04.2016)
25. Милевская Т. Е. Средства выражения речевого контакта в русском языке (вопросно-ответный комплекс в научно-популярных произведениях). СПб., 1985. URL: http: //www.dissercat .com/content/ sredstva-vyrazheniya- rechevogo-kontakta-v-russkom-yazyke-voprosno-otvetnyi-kompleks-v-nauchn (Дата обращения 11.04.2016)
26. Неустроев А. Н. Историческое розыскание о русских повременных изысканиях и сборниках за 1703-1802 гг. СПб., 1874.
27. Основы лингвистического мониторинга медиапространства региона. Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2011. URL: https://docviewer.yandex . ru/?url=http%3A%2F%2Flingva . volsu . ru%2Fwp- content %2Fuploads%2Feco - ling-monitoring- intro . pdf&name=eco -ling-monitoring- intro.pdf&lang=ru&c=572d20baa601 (Дата обращения 10.05.2016)
28. Рожкова Е. М. Приемы актуализации подтекстовой информации. // Наука и современность. Языкознание. 2010. № 6-2. С. 235245. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/priemy-aktualizatsii-podtekstovoy- informatsii (Дата обращения 17.12.2016)
29. Степин В. С. Теоретическое знание. М., 1999.
30. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М., 1998. URL.: http://www.studfiles.ru/preview/3195796/ (Дата обращения 25.03.2016)
31. Тертычный А. А. Быть ли научно-популярной журналистике? // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2013. № 2. С. 212-217.
URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2013/02/2013-02-49.pdf (дата обращения 17.10.2016)
32. Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. М., 2002.
33. Ханина И. Б. Семантические факторы обучающего общения. М.,
1986.
34. Черницова М. А. Механизмы и условия формирования научного мировоззрения у студентов вуза // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. №7. С. 193-199.
URL: http: //cyberl eninka.m/article/n/mehanizmy-i-usloviya-formirovaniya- nauchnogo-mirovozzreniya-u- studentov-vuza (Дата обращения 17.12.2016)
35. Шкловский В. Б. О несходстве сходного. М., 1974. Собр. Соч. Т. 3. / URL: http://philologos.narod.ru/shklovsky/tetiva.htm (Дата обращения
15.02.2016)
36. Штепа В. И. Научно-популярная журналистика в сегодняшнем мире // Научно-культурологический журнал. 2007,, № 5.
37. Шубина Н. Л. Научная коммуникация: поиски разумного компромисса// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009, № 104..
38. Brown J. A. C. Techniques of persuasion. From propaganda to brainwashing. Harmondworth, 1963. URL:
http://www . abebooks . co.uk/Techniques-Persuasion-Propaganda-Brainwashing- Brown -J .A .C/6838387056/bd (Дата обращения: 26.03.2016)
39. Hagstrom W. O. The scientific community. Cardonale, 1965.
Эмпирическая база
1. Газетами. 03.05.2016. URL: http://www . gazeta . ru
2. ИНОСМИ.РУ. 17.05.2016 URL:http://inosmi.ru/science/20160517/236544864.html
3. МК^. 17 Май 2016
URL: http://www.mk.ru/science/2016/05/17/obnaruzheny-sledy- moshhneyshego-padeniya-meteorita-v-istorii.html
4. Наука и жизнь. 19 Февраль 2016 URL: https://www.nkj.ru/open/28222/
5. Наука и жизнь. 22 апрель 2016 URL: https://www.nkj.ru/open/28597/
6. Наука и жизнь. 5 Май 2016 URL: https://www.nkj.ru/open/28766/
7. Научная Россия. 17 марта 2016. URL: http://scientificrussia.ru
8. Огонек. 2011. 27 июня, № 25.
9. Популярная механика. 5 мая 2016. URL: http://www.popmech.ru
10. Регион 64. 02.05.2016. URL: http://sarnovosti.ru
11. Русский репортер. 22 августа 2014.
URL: http://rusrep . ru/article/2014/08/22/10-lovushek-vnashej- golove/
12. Русский репортер. 2 октября 2014
URL: http://rusrep.ru/article/2014/10/02/chelovek-razumnyij-osvobozhdennyij/
13. Русский репортер. 29 марта 2016
URL: http://rusrep.ru/article/2016/03/29/na_nizkom_pulse/
14. Русский репортер. № 1-2 (403-404) 24 декабря 2015 - 21 января 2016.
15. Русский репортер. № 3 (405). 21 января-4 февраля 2016.
16. Русский репортер. № 9 (411) 14-28 апрель 2016.
17. Русский репортер. №21 (397) 1-15 октябрь 2015.
18. Русский репортер. № 24 (400). 12-26 ноябрь 2015.
19. ТАСС. 16 Май 2016 URL: http://tass.ru/nauka/3285416 20.Эксперт Северо-Запад. № 41-42 (716). 5 октября 2015.
21. Interview. 15 февраль 2016. URL: http://www.interviewrussia.ru
22. Lenta.ru. 24.04.2016. URL: https://lenta.ru
23. Lenta.ru. 17 Май 2016 URL: https://lenta.ru/news/2016/05/17/cipher/
24. Lenta.ru. 18 Май 2016 URL: https://lenta.ru/news/2016/05/18/bpa/
25. N+1. 5 Май 2016 URL: https://nplus1.ru
26.Story. Обыкновенные судьбы необыкновенных людей. № 10 (85). Октябрь


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ