ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
§1. Общая характеристика эмпирического и теоретического пути научного познания
§2. Исторические материалы по истории: типология и видовая классификация
ГЛАВА II. ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА ИЗЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИСТОРИИ
§1. Работа с фактическим учебным историческим материалом на уроках истории
§2. Изучение теоретического учебного исторического материала на уроках истории
ГЛАВА III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
§ 1. Работа с источниками на уроках истории
§2. Описание личного опыта организации работы с историческими источниками в 6 классе на примере урока «Русь и Золотая Орда»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. В современной России дискуссия проблемы о назначения школьного исторического образования - преимущественно в контексте гражданского и патриотического воспитания - вызывает всеобщее внимание, как со стороны учителей, так и общества вообще. В последнее период выражают заинтересованность в этом вопросе государственные и политические деятели. Причины этого определяются своеобразностью исторического образования, его воздействием на развитие гражданских и нравственных качеств личности. Анализ обсуждения в сфере исторического образования за последние время демонстрирует, что в российском обществе действует весьма большой спектр подходов к понимаю назначения школьного исторического образования - от безграничного восхваления воспитательного потенциала уроков истории до всеобщего отрицания воспитательного воздействия школьной истории в целом.
Урок истории занимает значительное место в системе образования Российской Федерации. Стоит отметить, что он является не совсем идеальным. Здесь имеются множество не решенных вопросов и казусов, которые необходимо решать.
Важной проблемой современного урока истории является структуризация содержания учебного исторического материала. Вопреки тому, что учебный материал - это педагогически и методически обработанное растолкование основ общенаучных пониманий об историческом процессе, верная логическая классификация его учителем определяет не только возможности усвоения содержания учебного занятия школьниками, но и эффективную строение урока, его методический профиль.
В практике школьного образования имеется несколько методических подходов к выбору содержания учебного исторического материала. В государственных стандартах второго поколения используется обозначение базового уровня исторического образования (по критериям: объем знаний, способы их усвоения, эмоционально-ценностное отношение к истории и пр.), в школьных программах выстраивается структура фактов в тематической группировке. В ходе подготовки урока учитель обращается к методике структурно-функционального анализа.
Под структурно-функциональным анализом осмысливается логическая разработка содержания учебно-исторического материала урока, темы или раздела, школьного курса истории в целом и прогнозирование итогов его изучения в воспитательном, образовательном и развивающем аспектах.
Актуальность темы данного исследования заключается в том, что урок истории состоит из учебных исторических материалов, в которых и заключается вся суть исторического образования. Именно исторические факты и историческая теория делают историю наукой о прошлом. В фактах содержатся основные сведения, явления и процессы прошлого, которую учитель преподносит с помощью теории. Письменный исторический источник в свою очередь содержит эти факты в себе, поэтому важное внимание надо уделять изучению на уроках истории исторических документов, для того, чтобы способствовать формированию у школьников навыков и умений работы с информацией.
Обзор литературы. В ходе решения поставленных задач и осуществления цели данной работы нами были проведены теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по вопросам, которые связанны с темой выпускной квалификационной работы.
Проблемой преподавания истории на эмпирическом и теоретическом уровнях занимались многие дидакты и методисты. Определение содержанию эмпирического и теоретического знания дали Н.К. Вахтомин1, И.Д. Андреев , П.В. Копнин1, М.П. Шубина . Структурно-функциональный анализ, характеристику классификации и типологии исторического материала дают Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова , М.Т. Сдуденикин и Н.В. Андреевская . Ряд авторов рассматривает приёмы и средства изложения исторического материала в курсе изучения истории. Метод проблемного изложения исторического материала рассматривал М.И. Махмутов . Важное значение работе с историческим источником выделяли О.М. Хлытина и С.В. Токмянина .
Учебник История России 6 класс А.А. Данилов, Л.Г. Косулина позволяет эффективно организовать работу на уроках и дома. В учебнике наряду с политической историей авторы уделяют большое внимание вопросам развития культуры и духовной жизни народа. Язык и стиль изложения, а также различные типы иллюстраций отвечают возрастным познавательным возможностям шестиклассников. В учебнике представлены отрывки документов, фрагменты из художественных произведений, а также задания к ним. Представлены карты, документальные изображения, схемы, диаграммы, репродуктивные произведения искусства. В учебнике применяется указатель дат, словарь новых слов и понятий. Использованы такие виды изложения нового материала как описание, повествование и объяснение1.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения говориться о необходимости работы с историческим материалом - «развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней» . Помимо этого, ФГОС второго поколения подчеркивает необходимость осваивания базовых исторический знаний и воспитание уважения к историческому наследию народов Российской Федерации в процессе обучения истории в школе.
В школе в ходе преподавания истории учителями немного времени отводится методике работы с историческими источниками. В современных учебниках по истории наравне с текстами параграфов даются отрывки исторических документов. Часто учителя истории не отводят особого внимания отведенным документам. Хотя каждый педагог знает, что его задача заключается не только в том, чтобы дать школьнику информацию, раскрыть известные факты, но и, вероятно, в большей степени учитель должен научить школьников самостоятельно добывать информацию из любых источников и использовать ее по назначению, формируя тем самым навыки познавательной деятельности. Учителю очень важно мотивировать школьника к познавательной деятельности. Результаты обучения напрямую связанны с тем, насколько развиты у ребенка познавательные способности и мотивация к обучению.
Объект исследования - процесс обучения истории России в 6 классе.
Предмет изучения - процесс овладение историческими умениями, помогающими учащимся глубже усвоить основы исторической науки: самостоятельно выделять главное, устанавливать и прослеживать связи исторических явлений.
Методы исследования. В ходе решения поставленных задач и осуществления цели данной работы, нами был проведен теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по вопросам, связанным с работой с историческим материалом на уроках истории в 6 классе: методикой анализа и синтеза, анализ государственного стандарта.
В ходе исследования применялись различные методы, например, сравнительно-сопоставительный метод, который позволяет анализировать разные классификации популярных дидактов и психологов, метод типизации, выявляющий сходства и различия между концепциями многих дидактов.
Благодаря выборочному методу мы смогли дать оценку степени изученности данной темы на основе анализа научных методик, метод исторической ретроспекции, с помощью которого привлекались несколько исторических источников, чтобы восстановить историческое понимание событий Российской истории XIII-XIV веков.
Для выявления дидактических, психологических и методических основ исследуемой проблемы применялся метод изучения и обобщения учительского опыта преподавания. В исследовании были применены методы такие как, диагностические срезы знаний и умений учащихся, и метод целенаправленного педагогического наблюдения.
Важным элементом при выработке темы был анализ статей учителей- практиков , использованные в целях выявления дидактических,
психологических и методологических основ исследуемой темы.
Цель исследования: дать характеристику содержанию работы с учебным историческим материалом на уроках истории России в 6 классе.
Задачи:
- охарактеризовать психолого-педагогические и методические приёмы с точки зрения работы с историческим материалом на уроках истории;
- проанализировать приёмы и средства работы с историческим материалом на уроках истории, предложенные методической наукой преподавания истории в школе;
- описать личный опыт организации работы с историческим материалом на уроках истории в школе.
Рабочая гипотеза. Работа с историческим материалом в 6 классе будет эффективна, если учитель:
1. Стимулирует интерес учащихся к познавательной деятельности, путём анализа отрывка из исторического источника.
2. Окажет своевременную помощь учащимся при появлении затруднений у учащихся во время выполнения разного рода учебных заданий и упражнений.
Научная новизна исследования представляет собой то, что мы попытались раскрыть приёмы и средства работы с историческим материалом на уроках истории при изучении истории России, также выявить значимость данного средства и приёма обучения при изучении Истории России в 6 классе.
Практическая значимость работы. Собранный и
систематизированный фактический материал, сделанный на основе его анализа выводы, могут найти применение для использования учителями при подготовке уроков по истории России с древнейших времен до конца XVI века. Данный материал способствует организации изучения истории России через исторический материал, а также способствует формированию у учащихся метода анализа и синтеза источника.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части, которая состоит из трёх глав, каждая глава поделена на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Характер исторического материала школьных исторических курсов - фактический, теоретический. Как правило на уроках осуществляется изучение и усвоение главных исторических фактов. Предполагаемые результаты эмпирического изучения главных фактов и теоретического изучения всех составных частей главного материала учитель в ходе функционального анализа обдумывает после того, как в рамках структурного анализа выделит содержание главного материала. Под структурным анализом понимается логическая обработка содержания урока учителем, выделение из его содержания главных исторических фактов, теоретических положений и вытекающих из анализа фактов теоретических выводов и обобщений. Эти выводы и обобщения могут быть сформулированы в учебнике или не сформулированы, а скрыты в фактах и их связях.
Познание такого предмета как история происходит на эмпирическом и теоретическом уровнях. Эмпирический уровень в обучении истории предполагает изучение фактов, или по-другому можно назвать фактофиксирующим. На теоретическом уровне происходит обоснование вывода, итога, которые содержат оценку исторических фактов, обобщенную характеристику их существенных признаков, причин, следствия и значения, сокрытых в исторических фактах. Соответственно исторический материал - это исторические факты и историческая теория. Исторические факты разграничиваются по важности на главные и неглавные факты, по характеру действия - динамичные и относительно статичные, по составу - элементарные, простые и сложные. В свою очередь историческая теория может быть открытой или же скрытой в фактах, последнее способствует проблемному обучению. Подводя итог выше сказанному, можно сказать, что исторический материал сложный, имеет многоплановую структуру. Под историческим материалом понимается исторический факт и историческая теория, которые в свою очередь также разграничены по сложности и простоте, главные и неглавные, открытые или скрытые.
При рассмотрении методики работы с историческим источником, можно утверждать, что использование исторических источников на уроках истории способствуют формированию у учащихся умений и навыков работать с информаций, умение анализировать и синтезировать источник. В свою очередь исторический источник должен соответствовать требования возрастного уровня школьников.
Из описания личного опыта, можно сказать, что работа с историческими источниками на уроке истории России в 6 классе по теме «Русь и Золотая Орда» показала свою эффективность, что и преследовала наша гипотеза, и о чем говорят результаты проведенной итоговой самостоятельной работы. Нами применялись такие наиболее доступные способы работы с историческими источниками, как анализ и синтез исторического документа, метод созданий ситуаций при изучении хронологий, а также прием объяснения сущности изучаемых событий и явлений. Учитывая то, что в 6 классе работа с историческими источниками крайне редкое явление, напротив, частая практика данного вида работы будет способствовать формированию у учащихся умений и навыков работы с
историческими источниками в старших классах, где это является
распространённой работой, в связи со сдачей учащимися единого государственного экзамена. Но как уже говорилось выше слишком частое обращение к материалу исторических источников неоправданно, так как главная цель такой формы работы заключается не в ознакомлении с большим количеством документов, а в постепенном освоении универсальных навыков работы с письменными текстами.
На современном этапе развития школьного образования методика в состоянии предложить традиционные и новые технологии работы с историческими материалами в связи с изменением целей, содержания образования, которые направлены на личностно-ориентированный подход в обучении. Использование исторического материала в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учеников на уроке при изучении новых тем. Школьник сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее. Педагог с помощью указанных методик помогает учащемуся самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не «навязывает» ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым выводам.
Выводы, полученные в результате работы с историческим источником, становятся более убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создаётся ощущение духа эпохи; значительно расширяется круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников. Таким образом, мы считаем, что цель и задачи данной выпускной квалификационной работы выполненными.
1.1 Данилов А.А. История России. С древнейших времён до конца XVI века.
6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 273 с.
1.3 Оберман В.Я. Опорные конспекты и схемы на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 1996. - №3. - С. 24-32.
1.4 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). [Электронный ресурс] http://base.garant.ru [Дата обращения: 07.05.2017].
II. Литература
2.1 Андреев И. Д. Теория как форма организации научного знания. [Электронный ресурс] // https://books.google.ru (Дата обращения: 15.03.2017).
2.2 Андреевская Н.В. Очерки методики истории. V-VII классы. - Л.: Просвещение, 1958. - 285 с.
2.3 Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1968. - 431 с.
2.4 Вагин А.А. Сперанская Н.В. Основные вопросы методики преподавания в истории в старших классах. - М.: Учпедгиз, 1959. - 436 с.
2.5 Вахтомин Н. К. Генезис научного знания. - М.: Наука, 1973. - 286 с.
2.6 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. - М.: Владос, 2003. - 384 с.
2.7 Герасимов Г.Г. Обучение истории в IV классе. - М.: Просвещение, 1976. - 160 с.
2.8 Гиттис И.В. Методика начального обучения. - М.: Учпедгиз, 1945. - 116 с.
2.9 Гора П.В. Методические приёмы и средства наглядного обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1971. - 239 с.
2.10 Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
2.11 Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
2.12 Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах. - М.: Просвещение, 1966. - 440 с.
2.13 Запорожец Н.И. Развитие мышления школьников // Преподавание истории в школе. - 1978. - N1. - С. 65-75.
2.14 Запорожец Н.И. Развитие навыков и умений учащихся в процессе преподавания истории. - М.: Просвещение, 1978. - 144 с.
2.15 Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М.: Просвещение, 1968. - 288 с.
2.16 Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. [Электронный ресурс] // http://www.e-reading.by [Дата обращения: 28.03.2017].
2.17 Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М.: Наука, 1975. - 720 с.
2.18 Корж Н.Н. Исследование памяти. - М.: Наука, 1990. - 215 с.
2.19 Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. [Электронный ресурс] // http://www.twirpx.com (Дата обращения: 15.03.2017).
2.20 Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах описаниях. - М.: Владос, 1999. - 192 с.
2.21 Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000. - 272 с.
2.22 Лернер И.Я. Историческое сознание и условия его формирования // Преподавание истории в школе. - 1988. - № 4. - С. 18-24.
2.23 Махмутов М.И. Вопросы проблемного обучения в школе. - Казань: Издательство Казанского университета, 1970. - 111 с.
2.24 Оберман В.Я. Опорные конспекты и схемы на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 1996. - №3. - С. 24-32.
2.25 Пунский В. О. Формирование приемов логического мышления // Преподавание истории в школе. - 1983. - № 5. - С. 39-44.
2.26 Пушкарев Л.Н. Исторический источник: основные подходы к классификации. - М.: Современное историческое образование, 2000. - 400 с.
2.27 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т. I. - 488 с.
2.28 Румянцев В.Я. Работы с историческими источниками // Преподавание истории в школе. - 2003. - №3. С. 38-41.
2.29 Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: В 2 ч. - М.: Владос, 2002. - Ч. 2. - 208 с.
2.30 Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000. - 240 с.
2.31 Сухорукова Л. Н., Фаюстова Е. А. Проблема эмпирического и теоретического знания в научном и учебном познании // Ярославский педагогический вестник. - 1997. - № 2. - С. 57-59.
2.32 Токмянина С.В. Работа с письменными историческими источниками на уроках истории как одна из форм реализации компетентного подхода в школьном историческом образовании // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - №6. [Электронный ресурс] http://human.snauka.ru (Дата обращения: 28.03.2017).
2.33 Федчиняк А.А. Методические рекомендации по преподаванию истории повседневности в школьном курсе новой истории // История. Всё для учителя. - 2014. - №10. - С. 5-15.
2.34 Хлытина О.М. Исторические источники в учебном историческом познании: традиции и инновации // Омский научный вестник. - 2008. - №6. - С. 163-167.
2.35 Хлытина О.М. Организация работы старшеклассников с историческими источниками: от овладения умениями к познанию прошлого // Вестник Омского университета. - 2011. - № 3. - С. 367-373.
2.36 Хлытина О.М., Зверева В.А. Исторические источники в исследовательской и образовательной практике: коллективная монография. [Электронный ресурс] // http://www.twirpx.com (Дата обращения: 28.03.2017).
2.37 Чаплыгин И.С. О работе с историческими источниками при изучении русской и английской культур XVI в. // Вопросы культурологи. - 2009. - № 4.
- С. 27-31.
2.38 Шубина М. П. Гносеологическая природа и методологическая функция научной теории. [Электронный ресурс] // http://www.dslib.net (Дата обращения: 15.03.2017).