Введение
1. Экономическая сущность выручки от продаж продукции (работ, услуг)
1.1. Понятие, состав и структура выручки от продаж продукции (работ, услуг)
1.2. Теоретические аспекты бухгалтерского и налогового учета выручки от продаж продукции (работ, услуг)
1.3. Сравнительная характеристика российских и международных правил учета выручки от продаж продукции (работ, услуг)
2. Бухгалтерский учет и контроль выручки от продаж продукции (работ, услуг) на примере СХПК «Тан»
2.1. Особенности синтетического и аналитического учета выручки от продаж продукции (работ, услуг) СХПК «Тан»
2.2. Особенности налогового учета выручки от продаж продукции (работ, услуг) СХПК «Тан»
2.3. Оценка системы контроля правильности учета выручки от продаж продукции (работ, услуг) СХПК «Тан», рекомендации по совершенствованию учета
3. Анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг) на примере СХПК
«Тан»
3.1. Цель, задачи, источники информации анализа выручки СХПК «Тан» 50
3.2. Анализ состава, структуры и динамики выручки СХПК «Тан» 52
3.3. Анализ прибыли от продаж и анализ рентабельности продаж 59
3.4. Прогнозный анализ выручки СХПК «Тан» 63
Заключение 70
Список использованных источников 74
Приложения
Ускорение темпов развития отечественной экономики в связи с дальнейшим реформированием различных отраслей народного хозяйства делает актуальным вопрос о достоверной и объективной оценке финансовых показателей хозяйствующих субъектов. Среди критериев, характеризующих финансовое положение любой коммерческой организации, показатель выручки от продаж занимал и продолжает занимать одно из ведущих мест. Динамика данного показателя в значительной мере определяет финансовую устойчивость и деловую активность любого хозяйствующего субъекта.
В условиях рыночных отношений от предприятия требуется повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективности форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу состава и структуры выручки от продажи. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Выручка от реализации продукции является главным источником денежных поступлений и формирование собственных финансовых ресурсов на действующих предприятиях. Выручка от реализации включает суммы денежных средств, поступившие в счет оплаты продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Выручка от реализации продукции служит основным источником денежных потоков на предприятии.
Продажа изготовленной продукции представляет собой важнейший показатель деятельности организации. Ведь именно продажей завершается оборот средств, затраченных на изготовление продукции. В результате продажи продукции организация-изготовитель получает оборотные средства, необходимые
для возобновления нового цикла производственного процесса. Продажа продукции в производственной организации может осуществляться путем отгрузки произведенной продукции в соответствии с заключенными договорами или путем продажи через собственное торговое подразделение. Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по: готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства, работам и услугам промышленного характера, товарам, услугам по перевозке грузов и пассажиров и др.
Актуальность выбранной темы обусловлена той ролью, которую играет выручка от реализации в деятельности современных предприятий и организаций. Выручка от реализации является основным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формирования фондов денежных средств. Ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность процесса деятельности предприятия. Несвоевременное поступление выручки влечет перебои в деятельности фирмы, снижение прибыли, нарушение договорных обязательств, штрафные санкции.
Целью исследования является учет, контроль и анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, состав и структуру выручки от продаж продукции (работ, услуг).
2. Изучить теоретические аспекты бухгалтерского и налогового учета выручки от продаж продукции (работ, услуг).
3. Провести сравнительную характеристику российских и международных правил учета выручки от продаж продукции (работ, услуг).
4. Выявить особенности синтетического и аналитического учета выручки от продаж продукции (работ, услуг) предприятия.
5. Определить особенности налогового учета выручки от продаж продукции
(работ, услуг) предприятия.
6. Проанализировать выручку от продаж продукции (работ, услуг) исследуемого предприятия.
Объектом исследования является выручка от продаж продукции (работ, услуг) СХПК «Тан».
Предметом исследования является учет и анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг) предприятия.
Теоретической базой исследования выступают учебные пособия, таких авторов как: Е.В. Акиловой, В.Е. Ануфриева, А.С. Базаровой, Ю.А. Бабаева, Т.В. Владимировой, Н.И. Глазуновой, Н.И. Загряцкого, В.Р. Захарьина, Н.В. Ивановой и др. А также данные финансовой отчетности СХПК «Тан»: «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о финансовых результатах».
Методологической основой исследования стало использование различных методов: анализа, группировки, сравнения, наблюдения, обобщения.
В соответствие с целью и задачами построена структура работы, которая состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Выручка от реализации продукции - это сумма денежных средств, поступивших на расчетный счет предприятия за реализованную потребителям продукцию, выполненные работы и оказанные услуги.
Значение выручки в деятельности организации выражается в следующем:
- выручка служит основным показателем результативности работы предприятия.
- от своевременности поступления выручки зависят финансовая устойчивость предприятия, состояние его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, поставщиками, работниками предприятия.
- за счет выручки от реализации предприятия покрывают свои текущие затраты на производство и реализацию продукции и формируют прибыль. Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов, штрафам и санкциям, что в конечном итоге означает не только потерю прибыли, но и перебои в работе и остановку производства.
В соответствии с Новым Планом счетов учет выручки от реализации ведется на счете 90 «Продажи» субсчет 90-1 «Выручка». Данный субсчет предназначен для обобщения информации о доходах, связанных с обычными видами деятельности организации.
Для целей налогообложения предприятие может учитывать выручку либо «по отгрузке» (по мере перехода права собственности на отгруженную продукцию к покупателю), либо «по оплате» (по мере оплаты реализованной продукции). Разница в методах определения выручки для целей налогообложения заключается в следующем. При методе «по отгрузке» задолженность перед бюджетом по НДС оформляется сразу одной проводкой дебет счета 90 субсчет 90-3 «НДС» и кредиту счета 68. При методе «по оплате» по НДС составляются две проводки:
1. Дебет счета 90 субсчет 90-3 - кредит счета 76 (отражена сумма НДС по реализованной продукции).
2. Дебет счета 76 - кредит счета 68 (отражена задолженность по НДС перед бюджетом).
Различия между МСФО 18 и ПБУ 9/99 носят в основном концептуальный характер. Сегодня основные нововведения направлены на сближение отечественных и международных стандартов. Проект ПБУ «Доходы организации» максимально приближен к международному стандарту финансовой отчетности 18 «Выручка». Несмотря на известие об обязательном внедрении с 2012 г. в России международных стандартов учета, непубличные коммерческие компании, предприятия малого и среднего бизнеса продолжают вести учет согласно отечественным стандартам.
Бухгалтерский учет и контроль выручки от продаж продукции мы проводили на примере СХПК «Тан». Основной целью деятельности кооператива является получение прибыли. Для достижения уставных целей СХПК «Тан» осуществляет следующие виды деятельности:
- растениеводство в сочетании с животноводством;
- оптовая торговля семенами, кроме масличных семян;
- оптовая торговля живыми животными.
Выделяют следующие основные особенности бухгалтерского учета выручки от продаж в СХПК «Тан»:
1. Основным средством производства в СХПК «Тан» является земля.
В процессе производства продукции необходимо обеспечить четкий и достоверный учет, имеющихся земельных угодий, а также учет вложений, направленные: на улучшение качества и состава земель для повышения
плодородности; на разработку и освоение новых земельных угодий с целью расширения объемов посева сельскохозяйственных культур.
2. Специфичность бухгалтерского учета доходов, расходов и финансовых результатов в СХПК «Тан», обусловлена наличием различных по своему характеру и содержанию хозяйственных процессов отраслей. Таким образом, формирование доходов и расходов имеет свои специфические особенности в зависимости от отраслевой принадлежности субъекта сельского хозяйства.
3. Зачастую от одной культуры или одного вида скота получают несколько видов продукции. Это требует разграничение расходов и доходов по каждому отдельному хозяйственному процессу (например, расходы и доходы связанные: с реализацией молока, с выращиванием молодняка и т. д.).
Для формирования сведений о выручки от продаж в СХПК «Тан» применяются счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки». Порядок записей на этих счетах позволяет отражать сведения о составляющих финансового результата в течение отчетного периода и определять окончательный финансовый результат. Существует прямая связь между системой записей на этих счетах и содержанием отчета о финансовых результатах.
СХПК «Тан» является налогоплательщиком ЕСХН. Это специальный налоговый режим, который предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (НДС), налога на имущество организаций уплатой ЕСХН, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Ставка налога установлена в размере 6%. СХПК «Тан» уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Иные налоги и сборы организация уплачивает в соответствии с общим режимом налогообложения.
В СХПК «Тан» выявлены следующие недостатки в части организации учета выручки от продаж, такие как: субсчета счета 90 «Продажи» используются не по назначению. Для устранения данных недостатков в учетной политике СХПК «Тан» следует открыть субсчета и аналитические счета согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденным приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. №94н. Так, внедрение данных рекомендаций поможет СХПК «Тан» улучшить организацию внутреннего контроля как по предприятию в целом, так и по участку учета выручки от продаж продукции (работ, услуг), а также избежать ошибок, которые могут привести к искажению бухгалтерской отчетности и отрицательно отразиться на его финансовом положении.
В результате анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг) можно сделать вывод о том, что доходы СХПК «Тан» растут на протяжении всего рассматриваемого периода. На фоне увеличения доходов наблюдается пропорциональный рост расходов. Основным источником формирования расходов СХПК «Тан» является себестоимость. В 2013 году ее величина увеличилась на 13135 тыс. руб. (или на 27,77%). Это произошло вследствие роста выручки на 25714 тыс. руб. (или 32,21%). А в 2014 году себестоимость по сравнению с 2013 годом увеличилась не так явно, всего лишь на 2986 тыс. руб. (или на 4,94%) и достигла величины 63415 тыс. руб. Что в свою очередь повлекло к увеличению величины себестоимости за рассматриваемый период 2012-2014 гг. на 16121 тыс. руб. (или 32,71%). Величина себестоимости и выручки напрямую связаны, поэтому увеличение себестоимости повлекло за собой увеличение выручки на 31361 тыс. руб. (или 37,56%).
Целью прогнозного анализа является комплексная оценка будущего финансово-экономического состояния предприятия с учетом выявленных тенденций. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующую первостепенную задачу - выявление резервов увеличения прибыли предприятия с расчетом прогнозной выручки.
Прогнозный анализ выручки СХПК «Тан» составит 114 942 тыс. руб. Можно сказать, что СХПК «Тан» имеет возможность по увеличению доходов за счет увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции и ее последующей реализации. Реализация этих действий позволит повысить уровень товарности и конкурентоспособности продукции СХПК «Тан», обеспечить стабильное положение в соответствующем сегменте рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.