ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Родительская общественность как социальный феномен
1.2. Роль родительской общественности в организации профилактики девиантного поведения
2. РОДИТЕЛЬСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова» г. Белгород)
2.1. Проблемы организации профилактики девиантного поведения школьников в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова» г. Белгорода
2.2. Модель профилактики девиантного поведения школьников в условиях общеобразовательной школы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность проблемы исследования. Формы и степень распространения девиаций у школьников вызывают серьезные опасения у исследователей и, безусловно, является актуальной проблемой для современной России. Катализатором, косвенно влияющим на рост девиантного поведения, является комплекс политических, экономических и социальных структурных изменений, которые отражаются на уровне и качестве жизни населения. Изучение проблемы девиаций среди подрастающего поколения обусловлено тем, что поведение, отклоняющееся от социальных норм и выражающееся в довольно безобидных формах, способно перетекать в деликвентное и криминальное.
Профилактика девиантного поведения - это сложный многоуровневый процесс, который начинается с установления государством общих стандартов, выраженных в нормативно-правовых актах и сводится к комплексному воздействию основных социализирующих институтов - семьи и школы. Значительную часть своей жизни несовершеннолетние проводят в образовательных организациях, важный акцент в осуществлении раннего предупреждения преступности несовершеннолетних необходимо делать на деятельности органов и организаций образования. Именно здесь можно и нужно осуществлять раннее выявление и профилактику девиантного поведения детей и подростков [7]. Но такое делегирование полномочий и полное перекладывание ответственности на общеобразовательные структуры не допустимо. В выстраивании системы мер по предупреждению девиаций необходим баланс, подразумевающий активное включение родительской общественности в процесс профилактики девиаций в условиях общеобразовательной школы. Низкий уровень вовлеченности в жизнь ребенка, халатное отношение к домашнему воспитанию, да и в целом, неблагоприятный микроклимат семьи, приводит к выстраиванию неправильной модели мировоззрения и снижению адаптивного потенциала обучающегося. Таким образом, активное участие родительской общественности в профилактике девиантного поведения школьников - приоритетное направление для развития всей системы направленной на борьбу с появлением и проявлением поведенческих отклонений у школьников.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Работа с семейным окружением ребенка была приоритетным направлением деятельности известного педагога В.А. Сухомлинского. В своих трудах «Сердце отдаю детям» и «Родительская педагогика» он уделял внимание изучению детско-родительских отношений обучающихся, утверждая, что одной из задач учителя является вовлечение родительской общественности в педагогический процесс.
В зарубежной практике изучением взаимодействия детей, педагогов и родителей занимались такие исследователи, как Д. Добсон, В. Сатир, Э. Фромм.
Изучение проблемы девиантного поведения, в основе которых лежит неблагоприятное положение ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко,
A. Н. Елизарова, А.В. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, В.Т. Шапко и других.
Изучению причин появления девиаций у школьников посвящены труды таких ученых как: Б.Н. Алмазов, Ю.М. Антонян, С.Д. Арзуманян, B. Н. Кудрявцев и других.
В исследованиях, посвященных процессам социализации молодежи (Ф.В. Бородулина, Ю.А. Зубок, О.Н. Карпухин, А.И. Ковалева, В.И. Чупров), раскрыты трудности социализации, ведущие к появлени. Отклонений в поведении подростков и молодежи. Вопросы организации процесса профилактики девиантного поведения школьников затрагиваются в трудах по социологии молодежи (Ю.Р. Вишневский, Ю.А. Зубок, А.И. Ковалева, В.Г. Лисовский, В.А. Луков, В.И. Чупров, В.Т. Шапко).
Отдельные аспекты профилактики подростковой девиации освещаются в диссертациях С.В. Вахромеева, Е.Н. Куриленко, О.Б. Мишуткиной, И.П. Прокопьева, Н.И. Сидоренко, В.И. Тарасова.
Воспитательный потенциал взаимодействия семьи и школы, оптимальные родительские и педагогические позиции в воспитании детей исследовали Т.П. Гаврилова, И.В. Гребенников, В.Н. Гуров, Р.М. Капралова, Т.В. Лодкина, Л.И. Маленкова, Н.И. Монахова, А.Б. Орлов, A. С. Спиваковская, С.Н.Токарева.
Изучение различных форм сотрудничества родительской общественности и преподавательского состава исследовали изучали B. Г. Сенько, О.Н. Урбанская; дифференцированный подход в работе с семьёй с учетом её типа описан у Г.И. Куцебо и Е.Н. Наседкиной.
Объект исследования - родительская общественность.
Предмет исследования - родительская общественность в системе профилактики девиантного поведения школьников.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику участия родительской общественности в профилактике девиантного поведения школьников.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы исследования родительской общественности как инструмента профилактики девиантного поведения школьников;
-определить роль родительской общественности как субъекта профилактики девиантного поведения СОШ №24;
- разработать модель профилактики девиантного поведения школьников в условиях общеобразовательной школы.
Теоретико-методологической основой исследования является:
- основные положения системного подхода к управлению развитием школы (B.C. Лазарев, О.Е. Лебедев, Н.Н. Моисеев, М.М. Поташник,);
- концептуальные подходы к изучению социальных отклонений и их причин (Р. Мертон, Т. Парсонс, Н. Смелзер, Я.И. Гилинский, А. Клейберг, В.Н. Кудрявцева, Н.С. Розова, Т.В. Шипунова;
- исследования проблем организации профилактики девиаций в общеобразовательной школе (П.И. Третьяков, К.М. Ушаков, Т.И. Шамова);
- охранно-защитная концепция социальной профилактики, (С.А. Беличевой), ориентирующая профилактические воздействия на социальную защиту подростков, содействие в разрешении их жизненных проблем;
- теории взаимодействия семьи и школы (С.Г. Вершловский, Л.Н. Давыдов, Х.Т. Загладина Ю.А. Конаржевский, В.Ю. Кричевский, В.А. Караковский, И.В. Крупина, М.И. Маленкова, М.Н. Недвецкая,
А.С. Роботова, Н.Ф. Родионова, И.А. Хоменко).
Также, психотерапевтический подход определяющий воспитание как оказание помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (В.М. Букатов, Н.П. Капустин, В.П. Кащенко, Л.Д. Лебедева, Т.А. Стефановская), формирующий подход (И.З. Гликман, А.И. Кочетов, Б.Т. Лихачев, Г.М. Филонов), социализирующий подход (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, М.В. Шакурова, В.Р. Ясницкая).
Методы исследования. В выпускной квалификационной работе применялись теоретические методы (научно-теоретический анализ специальной литературы, синтез, описание, сравнение, моделирование) и эмпирические методы исследования (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос) и наблюдение.
Экспериментальная база исследования. Информационной базой исследования послужили: нормативно-правовые акты органов власти Российской Федерации (Федеральный Закон «Об образовании», Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»); Указы Президента Российской Федерации; Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, базирующиеся на Конвенции о правах ребенка; Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2015 года; Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2020 годы; анализ специальной литературы. Результаты авторского социологического исследования «Родительский потенциал в организации профилактики девиантного поведения школьников», проведенного на базе СОШ №24 г. Белгорода (всего опрошено 54родителя школьников, использована многоступенчатая гнездовая выборка); среди школьников, совершивших правонарушения и стоящих на учете в отделении полиции (опрошено 5респондентов); специалистов и классных руководителей школы (опрошено 20 человек); вторичный анализ данных эмпирических исследований отечественных научных коллектив по заявленной проблеме.
Теоретико-практическая значимость исследования. Определена роль родительской общественности в профилактике девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения; раскрыты и обоснованы технологические принципы взаимодействия родителей и школы в системе профилактики девиантного поведения школьников; установлен комплекс социально-педагогических условий, необходимых для эффективной организации процесса профилактики девиаций в условиях СОШ; определены и обоснованы критерии результативности включения родителей в систему профилактики девиантного поведения школьников; разработаны формы участия родителей в профилактике девиантного поведения школьников, адекватные специфике социально-воспитательной работы школы. Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса методических рекомендаций по организации включения родителей в систему профилактики девиантного поведения школьников: разработано новое содержание комплекса документов, обеспечивающих эффективное функционирование организационных структур школы, в которые включены родители (положения о Попечительском совета, Совете профилактики, Родительском комитете и др.); предложена модель профилактики девиантного поведения школьников с участием родительской общественности.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы в ходе преддипломной практики на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24».
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Профилактика девиантного поведения - это сложный многоуровневый процесс, который начинается с установления государством общих стандартов, выраженных в нормативно-правовых актах и сводится к комплексному воздействию основных социализирующих институтов - семьи и школы. Значительную часть своей жизни несовершеннолетние проводят в образовательных организациях, важный акцент в осуществлении раннего предупреждения преступности несовершеннолетних необходимо делать на деятельности органов и организаций образования. Именно здесь можно и нужно осуществлять раннее выявление и профилактику девиантного поведения детей и подростков. В выстраивании системы мер по предупреждению девиаций необходим баланс, подразумевающий активное включение родительской общественности в процесс профилактики девиаций в условиях общеобразовательной школы. Отношения «семья- школа - ребенок» можно представить в виде треугольника, главной вершиной которого является школьник, в основании фигуры - родители и общеобразовательное учреждение. Схематичное представление взаимоотношений можно интерпретировать следующим образом, совместные усилия семьи и учреждения направлены на всесторонние развития ребёнка, обеспечивая общее педагогическое пространство. Важные условия продуктивного взаимодействия — открытость двух систем и установка на сотрудничество, выражающаяся в полном представлении о функциях и содержании деятельности друг друга. Благоприятные условия семьи раскрывают потенциал семейного и школьного воспитания и позволяет сформировать общие педагогические требования к ребёнку. На современном этапе развития образовательной системы одним из приоритетных направлений является работа с родительской общественность.
Под термином «родительская общественность» понимается орган родительского самоуправления, активно участвующий в управление и организации воспитательно-образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. В основном, это коллектив авторитетных, мобильных родителей. Еще одним распространённым понятием по данной теме является словосочетание «вовлеченность родителей», что означает повышенную эмоциональную связь с образовательной организацией (школой), которую ощущает родитель, мотивирующая к более активному участию в её жизнедеятельности. Состояние вовлеченности имеет ряд основных признаков: вовлеченные родители позитивно отзываются о школе, привлекают в данную школу детей из знакомых семей; вовлеченные родители не собираются менять место обучения своих детей; вовлеченные родители прикладывает дополнительные усилия, чтобы помочь школе в реализации ее планов, в том, чтобы сделать школу лучше.
Инициативность, удовлетворенность, лояльность - три основных фактора, характеризующие вовлеченность родительской общественности. Вовлеченность родителей напрямую связана с родительским участием в жизнедеятельности школы и определяет их активное участие в образовательной деятельности ее эффективность и качество. Также, происходит расширение понятия «родительское участие».
Учитывая положительное влияние вовлеченности родителей на качество образования и эффективность деятельности образовательной организации, важной задачей Управляющего совета должно стать ее повышение, в том числе - через стимулирование и поддержку родительских инициатив. Взаимодействие родительской общественности и администрации школы осуществляется в форме диалога, нацеленного на взаимовыгодное сотрудничество. Представителями родительского актива в общеобразовательном учреждения, такие органы самоуправления, как родительские комитеты классов, родительский комитет школы, совет школы, управляющий совет. Также, некоторые родители входят в совет по профилактике и совещательный орган-объединение классных руководителей. Рассмотрим основные органы родительского самоуправления.
Родительский комитет школы - это коллегиальный исполнительный орган общешкольной родительской общественности, представляющий собой объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо школьников класса. В него входят представители родительской общественности. Деятельность родительского комитета направлена на координацию взаимодействия обучающихся, семьи и педагогического состава, участие в организации превентивных мер, направленных на предупреждение асоциального поведения и правонарушений, проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, организация досуга. Работа комитетов осуществляется в форме заседаний, периодичность которых не менее одного раза в полугод, также разрабатывается план работы на учебный год. Деятельность родительской общественности задокументирована, используются протоколы родительских собраний и заседаний родительских комитетов классов, которые подписываются уполномоченными представителями. В течения года работа осуществляется в соответствии с утвержденным планом, помимо этого решаются текущие вопросы, индивидуальные ситуации.
Также, родительская общественность принимает участие в собраниях и всеобуче, оказывает материально-техническую помощь, осуществляют профилактические меры. Некоторые представители родительского участвуют в деятельности социального педагога и помогают в решение вопрос с детьми и семьями группы риска.
Все перечисленные формы взаимодействия и органы самоуправления, в теории, при системном функционировании призваны решать основные вопросы равного участия родителей и школы в образовательном процессе, но на практике все обстоит по-другому. Одной из основных проблем является то, что многое из перечня о сотрудничестве носит формальный характер и возникают стихийно, при наличии проблемы или вопроса обсуждения. Все это выливается из низкой инициативности со стороны родителей, выражающийся в том, что основным школьным активом является определенно число заинтересованных родителей, остальные же ограничиваются посещением родительского собрания и остаются ригидными, даже при том что система взяла вектор на преобразование отношений. Еще одна существенная проблема, обозначенная социальным педагогом, состоит в том, что отсутствует надлежащая методологическая база. Но даже с учетом, вышеперечисленного нельзя не отметить положительную динамику роста общей родительской осознанности. Сегодня в Белгородской области, в г. Белгороде широкое распространение получили ежегодные родительские собрания, конференции по проблемам воспитания с широким привлечением родительской общественности, родительские собрания отцов, на которых идет обсуждение важнейших проблем воспитания, поиск новых форм совместной работы с семьей, принимаются важные документы, адресованные областным администрациям, средствам массовой информации, педагогической общественности, всем гражданам.
Результаты исследования, проведенного на базе сОШ№24 г. Белгорода позволили выделить следующие проблемы во взаимодействии с родителями:
При объективно невысокой родительской активности решение о создании управляющих советов осуществлялось «сверху», а это не способствовало инициативности и активности родителей.
Недостаточная компетентность родителей в принятии ответственных решений.
Дефицит времени и высокая загруженность родителей на основной работе.
Неоднозначна мотивация и готовность руководителей школ к участию родителей в управлении школой, возникают разногласия, директор с авторитарным стилем управления не заинтересован в активном вмешательстве родителей в образовательный процесс. Администрация школы не готова к «избыточной» активности родителей, имеющих высокий уровень образования.
Формализм и видимость работы управляющих советов ( традиционная система заседаний).
Использование управляющего совета и родителей для «защиты» решений школьной администрации по вопросам, не входящим в компетенцию совета.
Родители мало информированы о функциях и возможностях советов, правах и обязанностях, не видят отличий от прежних форм школьного самоуправления.
Не имея опыта стратегического управления, родители рассматривают в основном второстепенные вопросы деятельности школы.
Педагоги не желают отчитываться за свою деятельность перед общественностью и родителями.
Разделение полномочий между управляющим советом и руководителем школы размыто и вызывает много споров.
В основе разработанной модели профилактики девиантного поведения школьников с привлечением родительской общественности должны быть положены принципы комплексности, координации, системности, поступательности, сотрудничества, ситуационности, разнообразия форм, контроля, социальной защиты, социальной компенсации, социальной ответственности, параллельного действия, а также деятельностный и программно-целевой принципы.
Профилактика девиантного поведения школьников с привлечением родительской общественности требует комплексного организационно-технологического обеспечения: научно-методическое обеспечение;
- информационно-аналитическое обеспечение; нормативно-правовое обеспечение; организационно-управленческое обеспечение; материально-техническое обеспечение; кадровое обеспечение.
Для обеспечения успешной профилактики девиантного поведения школьников с вовлечением в данный процесс родительской общественности важно использовать разнообразные способы профилактического воздействия: нормативный, информационно-просветительский, оценочно-стимулирующий, конвенциональный, коммуникативный, групповой, компаративно-состязательный, прожективный, статусный, селективный, деятельностный, имитационный, административно-правовой, общественный, социоэкологический, психологический.