Введение 3
1. Описание объекта, процесса оценки машин, оборудования и транспортных средств 5
1.1 Субъекты, объекты процесса оценки, инструменты анализа рынка 5
1.2. Рыночные факторы, влияющие на уровень цен машин и оборудования
и анализ ценовой информации 14
1.3. Сегментирование рынка машин и оборудования и анализ наиболее
эффективного использования 25
2. Методы и подходы к оценке машин, оборудования и транспортных
средств 33
2.1 Исследование данных, применяемых в рамках затратного, сравнительного и
доходного подходов 33
2.2 Практическое применение анализа рынка, допущения и ограничения,
факторы стоимости 38
2.3 Краткая характеристика отрасли объекта оценки, анализ первичного, вторичного рынка 46
3. Расчет стоимости объекта оценки затратным подходом 55
Заключение 75
Список использованных источников 78
Приложения
Одним из наиболее важных вопросов при оценке машин и оборудования является анализ рынка в процессе оценки. Раздел анализа рынка служит ос-новой, как для проводимых расчетов, так и способствует глубокому и полному пониманию объекта оценки и рынка, на котором этот объект находится. Анализ рынка занимает время и предполагает значительные расходы бюджета оценщика на сбор информации, исследования, прогнозирование. Цена на объект оценки формируется под влиянием множества факторов, поэтому да¬же у близких аналогов, она, как правило, сильно разнится.
Во многом, на российский рынок машин, оборудования и транспортных средств оказывает влияние отечественное машиностроение, которое, по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно развитие машиностроительной отрасли отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России.
Экономический кризис в России в 1990-е годы обусловил резкое сокращение общего объема производства, свертывание работ по созданию новых видов машин и оборудования и характерной особенностью экономики России стало сокращение объема производства продукции оборонного комплекса, что повлекло за собой переориентацию предприятий отрасли на выпуск продукции, которая удовлетворяла бы в первую очередь потребительский спрос населения.
К 2000 году в российской отрасли машиностроения увеличивается доля малых предприятий, способных создавать лишь простые виды машин и оборудования. Кризис 2008 вновь тяжелейшим образом отражается на всех показателях комплекса, отставание в 2009 к 2008 примерно на 21%. К 2011 году индекс производства машин и оборудования в России по отношению к 1991 году составляет примерно 53%.
Доля экспорта машин и оборудования по отношению к импорту с января по ноябрь 2015 года составляет всего лишь 29%, по данным Росстата РФ.
Широкое разнообразие производимых отраслью товаров усложняет классификацию ее предприятий. На сегодняшний день нет единой классификации машиностроительной отрасли. Классификации, используемые в официальных источниках, остаются укрупненными и не всегда удобными для использования.
В отличие от недвижимости, машины и оборудование как товар не обладают специфическими особенностями, которые отличают недвижимость от любого другого товара: уникальностью и неподвижностью. Любой технический объект как объект оценки может быть воспроизведен, причем серийно и перемещен. Эти обстоятельства во многом определяют специфику рынка машин и оборудования.
Актуальность данной работы состоит в том, что анализ рынка необходим для любого отчета об оценки, в том числе, согласно Федеральным стандартам №3, специалист не может отказаться от исследования рынка в своем от¬чете (вне зависимости от объекта оценки), так как этот раздел служит фундаментом для определения стоимости объекта.
Препятствиями при анализе рынка рассматриваемых объектов оценки являются: значительное разнообразие видов, типов и конструктивных исполнений технических объектов (ТО); относительно короткий по сравнению с не¬движимостью срок экономической жизни; разделение рынка на рынок новых и подержанных ТО (первичный, вторичный); и множество других обстоятельств.
Цель данного исследования - рассмотреть роль анализа рынка в оценке движимого имущества и выявить основные проблемы данного раздела.
Задачи, поставленные для достижения этой цели: рассмотреть алгоритм анализа рынка, его методы; провести практические расчеты, на основе исследованной методологии; изучить основные разделы анализа рынка и приме¬нить найденные результаты в различных подходах оценки.
В ходе проведенного исследования был осуществлен анализ рынка оцениваемого объекта, произведены расчеты стоимости объекта с применением затратного и сравнительного подходов. Также было проведено исследование информации, необходимой для применения различных подходов.
В первой главе дается теоретическая база оценки движимого имущества. Определяются цели и алгоритм анализа рынка, приводится характеристика существующих методов анализа. Во второй главе раскрывается методология исследования данных, в рамках каждого подхода в оценке; далее приводится практический пример анализа рынка для двух объектов движимого имущества. Третья глава представлена расчетом рыночной и ликвидационной стоимости объектов.
Стоит отметить, что исследуемый нами раздел “Анализ рынка” среди российских оценщиков в настоящий момент не имеет общепризнанной методики и в рамках оценки машин и оборудования пока не существует закрепленного (законодательным образом) алгоритма проведения анализа. В силу данного обстоятельства оценщикам приходится самостоятельно разрабатывать методики анализы рынка, включать в работу исследования профессиональных маркетологов, не имеющих к объекту оценки никакого отношения, либо при-водить в своем отчете некачественные данные, как правило, не связанные с объектом оценки.
Для решения данной проблемы, на наш взгляд, оценщик обязан самостоятельно проводить анализ рынка оцениваемого объекта, в случаях отсутствия достаточной информации об объекте можно прибегать к помощи других специалистов - оценщиков, к примеру, обмениваться информацией относительно исследования данных определенных объектов.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что раздел анализ рынка является довольно трудоемким процессом. С точки зрения оценки, как науки, в Российской Федерации в данный момент существует не так много научных работ, исследований проблемы.
Для рынка движимого имущества, на котором до сих пор не существует научно-обоснованной методики сегментации, зачастую оценщику сложно охарактеризовать сам оцениваемый объект, не говоря уже о его рынке. Сталкиваясь с трудностями в ходе анализа, оценщики приводят в свои отчеты данные о макроэкономической ситуации в стране и регионе объекта, косвенно влияющие на стоимость объекта.
Для борьбы с данной проблемой, на наш взгляд, необходимо законодательно закрепить алгоритм проведения оценки машин и оборудования (как например в ФСО №7).
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, и часть тре¬тья от 26 ноября 2002 г. N 146-ФЗ);
2) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ).
3) Федеральный закон Российской Федерации № 135 от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 26.04.2016)
4) Федеральный стандарт оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 256.
5) Федеральный стандарт оценки №2 «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 255.
6) Федеральный стандарт оценки №3 «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)».
7) Федеральный стандарт оценки № 9 «Оценка для целей залога» (ФСО №9), утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01 июня 2015 г. N 327.
8) Федеральный стандарт оценки № 10 «Оценка стоимости машин и обо-рудования (ФСО N 10)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01 июня 2015 г. N 328.
9) Основополагающий (базовый) стандарт СТО СДС СРО НКСО 1.1¬2007, утв. Советом (Правлением) НП «СРО «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», Протокол № 4 от «17» сентября 2007 г.
10) СТО СДС СРО НКСО 3.1-2008 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки», утв. Советом (Правлением) НП «СРО «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», Протокол №105 от 25.09.08г.
11) 21СТО СДС СРО НКСО 3.2-2008 «Цель оценки и виды стоимо¬сти», утв. Правлением НП «СРО «Национальная коллегия специали¬стов-оценщиков», Протокол №105 от 25.09.08г.
12) СТО СДС СРО НКСО 3.3-2008 «Требования к отчету об оценке», утв. Правлением НП «СРО «Национальная коллегия специалистов- оценщиков», Протокол №105 от 25.09.08г.
13) Методическое руководство по определению стоимости авто-транспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015-98 (с Изменениями N 1, N 2, N 3).
14) Методические рекомендации по оценке остаточной стоимости транспортных средств, утвержденные Министерством транспорта Рос-сийской Федерации 10 декабря 1998 г. (регистрационный номер Р-03112194-0376-98)
Перечень используемой литературы:
15) А.Н. Асаул, В. Н. Старинский Оценка стоимости машин и обору-дования - Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.Н. Асаула. СПб.: «Гуманистика»; - 2009
16) Алико Дж, США - Оценивая машины и оборудование - 1995.
17) Бебнева А. Тевелева О., Анализ рынка для отчета об оценке; 2011 Оценочная деятельность, №1 (апрель), 2011, М.: НП СМАО
18) Вейг Н.В. Оценка машин и оборудования Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
19) Гленн М., Десмонд, Ричард Э. Келли. Руководство по оценке бизнеса. - М.: РОО, 2012
20) Грегори А. Стратегическая оценка компаний. - М.: Издательский дом «КвинтоКонсалтинг», 2013;
21) Григорьев В. В., Островкин И. М. оценка предприятий. Имуще-ственный подход. Учебно-практическое пособие. - М.: Дело, 2012
22) Григорьев В.В. «Оценка и переоценка основных фондов», учеб¬но-практическое пособие.- М.:Инфра-М, 1997 г.
23) Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). - М.: Интерреклама, 2013;
24) Дамодаран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2015;
25) П.В. Дронов «Методика оценки машин и оборудования», Москва 2012;
26) Касьяненко Т.Г. Маховикова Г.А. Оценка стоимости машин и оборудования. Учебник и практикум, М. - Юрайт, 2014
27) Козырь Ю.В. Элементы стоимостной оценки бизнеса - М.: Изда-тельский дом Опцион, 2014;
28) Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Д. Стоимость компаний: оценка и управление. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2015;
29) Мерсер З., Хармс Т. Интегрированная теория оценки бизнеса. - М.: Маросейка, 2014;
30) Микерин Г.И., М.И. Недужий, «Международные стандарты оценки», изд. «Типография НОВОСТИ МОСКВА», 2014 г.
31) Попова Л.В. Оценка и налогообложение недвижимого и другого имущества предприятий: методы и практика. Изд-во «Дело и сервис», 2009.;
32) Рутгайзер В.М. Оценка стоимости бизнеса: Учебное пособие. 2-е издание. - М.: Маросейка, 2015
33) Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учебное посо¬бие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012;
34) Скотт М. Факторы стоимости: Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2010;
35) Фишмен Д., Пратт. Ш, Гриффит К., Уилсон К. Руководство по
оценке стоимости бизнеса. - М.: Издательский дом «Квинто-
Консалтинг», 2010;
36) Феррис К., Пешеро Б. Оценка стоимости компании: как избежать ошибок при приобретении