ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО 6
1.1 Исследования по проблеме воспитания трудолюбия 6
1.2 Содержание трудовой деятельности дошкольника 10
1.3 Методы и формы работы по воспитанию трудолюбия старших
дошкольников 14
1.4 Содержание воспитания трудолюбия в условиях введения ФГОС ДО . 18
Вывод по первой главе 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ВОСПИТАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Выявление уровня сформированности трудовых умений и навыков .... 26
2.2 Использование педагогических условий в воспитании трудолюбия у
детей старшего дошкольного возраста 33
2.3 Анализ уровня сформированности трудовых навыков и умений и
сравнение с первичными результатами 41
Вывод по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема воспитания трудолюбия является одной из наиболее актуальных для современного дошкольного образования.
Сегодня перед сферой дошкольного образования стоит важнейшая задача - восстановление и развитие национальной культуры, обеспечение связи между поколениями, формирование у дошкольников чувства национальной идентичности. Решение этой задачи невозможно без приобщения дошкольников к материальной и духовной культуре, созданной трудом предшествующих поколений, что, в свою очередь, может быть реализовано лишь с помощью воспитания у детей чувства значимости предметов, являющихся результатом труда человека, развития у дошкольников любви к труду.
Трудолюбие представляет собой фундамент трудовой деятельности, формирование этого качества оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка, а дошкольное детство является наиболее благоприятным для формирования трудолюбия, позитивного отношения к трудовой деятельности. Впоследствии полученные детьми навыки станут основанием развития других важных функций и качеств.
Именно поэтому современный Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве одной из основных целей деятельности дошкольного образовательного учреждения определяет воспитание трудолюбия детей, формирование у них ключевых компетенций в данной сфере.
Анализируя литературу, посвященную проблеме воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста в мы должны сказать о том, что данная проблематика довольно широко представлена в научной литературе. В источниках раскрыты такие вопросы, как: сущность и содержание понятия «трудолюбие» (В.И. Демеуф, М.В. Крулехт, М.И. Лисина), проблема воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста (С.Г. Белоусова [1], Н.Н. Москалева, Д.В. Сергеева, Д.А. Шингаркина), содержание трудовой деятельности ребенка старшего дошкольного возраста (С.А. Козлова, Г.И. Рогалева), содержание трудового воспитания в дестких садах (М.А. Васильева), психологические особенности старшего дошкольного возраста (Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн) и другие.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия воспитания трудолюбия детей старшего дошкольного возраста в свете требований ФГОС ДО.
Объект исследования - процесс развития трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия воспитания трудолюбия детей старшего дошкольного возраста в свете требований ФГОС ДО.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что трудолюбие у детей будет лучше сформировано, если использовать в работе с дошкольниками педагогические условия.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформированы следующие задачи исследования:
1. проанализировать психолого - педагогические исследования по проблеме воспитания трудолюбия;
2. изучить содержание трудовой деятельности дошкольника, рассмотреть методы и формы работы по воспитанию трудолюбия и исследовать содержание трудового воспитания в условиях введения ФГОС ДО;
3. Экспериментально изучить уровень сформированности трудовых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и реализовать план работы по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста посредством педагогических условий.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы: теоретического, эмпирического исследования и диагностические методы.
Теоретическая значимость: изучение теоретической основы
исследования, позволяет более глубоко рассмотреть особенности этого феномена у старшего дошкольника.
Практическая значимость: полученные в ходе исследования
результаты могут эффективно использоваться в дошкольных организациях, а особенно могут быть полезными для воспитателей при подготовке к занятиям, беседам, профилактическим работам по теме воспитания трудолюбия.
База эмпирического исследования МБДОУ детский сад № 27 «Рябинушка» общеразвивающего вида Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Структура дипломной работы: состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обозначена актуальность, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования. В первой главе рассматривается исследования по проблеме воспитания трудолюбия, содержание трудовой деятельности, формы и методы работы по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, а так же использование педагогических условий в воспитании трудолюбия. Экспериментальная часть состоит из трех этапов. Первый этап - констатирующий, посвящен выявлению уровня сформированности у детей трудовых навыков и умений. Второй этап - формирующий, направлен на воспитание трудолюбия, посредством ряда педагогических условий. Третий этап - контрольный, заключающийся в оценке эффективности проделанной работы.
Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме воспитания трудолюбия, позволил установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике. Данный возраст является наиболее значительным периодом для воспитания данного компонента личности, в связи с чем необходимость изучения данной проблематики становится важнейшим компонентом общей проблемы воспитания, обучения и развития.
Исходя из вышесказанного, мы провели теоретическое и практическое исследование проблемы использования педагогических условий
воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в свете требований ФГОС ДО.
Перед данным исследованием стояли четыре задачи,
сформулированные во Введении работы.
Первая из них включала анализ психолого - педагогических исследований по проблеме воспитания трудолюбия. В ходе ее решения, мы обнаружили, что понятие «трудолюбие» черта характера, заключающая в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.
Изучив существующие теоретические подходы к изучению трудолюбия, мы выделили существенные характеристики исследователей в данной области. Понятие «трудолюбие» подробно рассматривается в педагогических исследованиях таких авторов как И.В. Житко, Д.В. Сергеева, Г.М. Киселева, Д.А. Шингаркина и другие. Перечисленные нами исследователи отмечают, что трудолюбие должно рассматриваться в качестве одного из ведущих, интегративных качеств личности человека, определяющих ее полноценное и всестороннее развитие, а также способствующих формированию адекватной оценки своего положения в окружающей действительности. Другие авторы рассматривают предпосылки воспитания такого качества, как трудолюбие. Среди наиболее важных предпосылок ученые называют возникновение у детей дошкольного возраста мотивов, связанных с общим интересом к миру взрослых и их деятельностью, со стремлением быть похожими на них.
Второй задачей исследования стало - изучить содержание трудовой деятельности дошкольника, рассмотреть методы и формы работы по воспитанию трудолюбия и исследовать содержание трудового воспитания в условиях введения ФГОС ДО. Содержание трудовой деятельности детей дошкольного возраста определяется возрастными особенностями, характерными для личности на данном этапе ее развития. В связи с этим, видами трудовой деятельности, доступными для дошкольников являются самообслуживание, труд в природе, хозяйственно - бытовой и ручной труд.
Реализация педагогических условий воспитания трудолюбия предполагает использование таких форм и методов работы, которые соответствуют принципам наличия образца - ориентира взрослого; формирования субъективной позиции ребенка по отношению к труду; использования поручений; системности работы педагогов по воспитанию трудолюбия; создания предметно-развивающей среды.
Рассмотрев, в чем состоит содержание работы по воспитанию трудолюбия дошкольников, согласно ФГОС ДО, данный нормативный документ содержит положение о том, что одной из важнейших задач сферы дошкольного образования на территории нашей страны должно стать приобретение детьми опыта в элементарной трудовой деятельности. Воспитание трудолюбия является, согласно тексту документа, компонентом социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, предполагающего, кроме прочего, формирование у дошкольников позитивных установок в отношении различных видов трудовой деятельности.
Третьей задачей данной работы стало - экспериментально изучить уровень сформированности трудовых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста. Исследование было проведено на базе МБДОУ детский сад №27 «Рябинушка» общеразвивающего ЕМР РТ. В нём принимали участие дети старшей группы в возрасте 5 - 6 лет. Общая выборка составила 40 человек. В исследовании применялась «Диагностика трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста» разработанная Н.Н. Бацук. Дошкольники группы №4 являлись экспериментальной группой, а дошкольники группы №10 - контрольной группой.
С помощью «Диагностики трудовых умений и навыков» мы определили уровни сформированности трудовых умений и навыков в экспериментальной и контрольной группах. В итоге получилось, что в экспериментальной и контрольной группах результаты примерно одинаковы. В экспериментальной группе детей с высоким уровнем - 30%, со средним уровнем - 55%, с низким - 15%. В контрольной группе детей с высоким уровнем - 20%, со средним уровнем - 55% и с низким - 25%. Полученные результаты показали, что у детей экспериментальной и контрольной группы неплохо сформированы трудовые навыки и умения. Дети с удовольствием выполняют поручения взрослых, ответственно подходят к выполнению обязанностей.
Четвертая задача включала разработку и реализацию плана работы по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста посредством педагогических условий. Для повышения уровня сформированности трудовых умений и навыков, был проведен формирующий эксперимент с экспериментальной группой, который включал ряд педагогических условий «Полив комнатных растений», «Учимся заправлять свои постели», «Уход за комнатными растениями», «Протирание пыли в групповой комнате», «Работа в книжном уголке», «Наблюдение за трудом дворника», «Наблюдение мытья посуды за помощником воспитателя», дидактическая игра «Ухаживаем за комнатными растениями», дидактическая игра «Выбери правильную картинку», дидактическая игра «Что сначала, что потом».
После реализации данного плана работы по воспитанию трудолюбия, была повторно проведена «Диагностика трудовых умений и навыков» с целью проверки эффективности работы проведенной на формирующем этапе. Для экспериментальной группы на контрольном этапе характерно преобладание высокого уровня 10 детей - 50%, средний 9 детей - 45% и низкий уровень 1 ребенок - 5%. Контрольная группа тоже имеет положительную динамику, но не столь значительную, как экспериментальная. На контрольном этапе преобладает средний уровень, как и на констатирующем, изменилось лишь число детей, высокий 6 детей - 30%, средний 10 детей - 50% и низкий 4 ребенка - 20%. Изучив полученные результаты, можно сделать вывод, что формирующий этап, который заключался в воспитании трудолюбия, посредством педагогических условий, в экспериментальной группе удался. У детей выявлены изменения в повышении уровня.
Таким образом, поэтапно организованная совместная деятельность дошкольников и взрослых, предполагающая реализацию ряда педагогических условий, не только способствовала воспитанию трудолюбия, но и способствовала в формировании у детей знаний и представлений о трудовой деятельности взрослых, об инструментах его труда, о способах трудовой деятельности.
На основании вышесказанного, мы можем сделать заключение о том, что задачи, сформулированные во введении работы, были нами решены, а гипотеза о том, что трудолюбие у детей будет лучше сформировано, если использовать в работе с дошкольниками педагогические условия, подтверждена.
1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст] / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с
2. Белоусова, С.Г. Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно - исследовательской деятельности [Текст] / С.Г. Белоусова, Н.В. Непомнящих // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - №5. - С. 165 - 167.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. - 352 с.
4. Буре, Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания [Текст] / Р.С. Буре. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 141 с.
5. Васильева, М.А. Воспитание и обучение в детском саду [Текст] / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-синтез,
2009. - 208 с.
6. Васильева, М.А. Трудовое воспитание [Текст] / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.18
7. Воспитание трудолюбия дошкольников [Электронный ресурс] // Банк рефератов [Сайт]. - URL: http://www.bestreferat.ru/referat- 111513.html (дата обращения: 07.04.2016).
8. Демеуф, В.И. Труд в современном дошкольном образовании [Текст] / В.И. Демеуф // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - №2. - С. 86 - 87.
9. Дыбина, О. В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей [Текст] / О.В.Дыбина. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.
10. Житко, И.В. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст] / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. - М: Академия, 2009. - 180 с.
11. Киселева, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании [Текст] / Г.М.Киселева, Р.В.Бочкова. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 310 с.
12. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст] / С.А. Козлова. - М.: Академия, 2012. - 280 с.
13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. Учреждения сред. проф. образования [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 13 - изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 416 с.
14. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие [Текст] / В.П. Кондрашов. М.: Изд-во "Николаев", 2004. 52 с.
15. Крохина, С.А. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе [Текст] / С.А. Крохина // Дошкольное воспитание. - 2010. - №3. - 86 с.
16. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир [Текст] / М.В. Крухлет. - М.: Детство-пресс, 2013. - 160 с.
17. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка- дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие [Текст] / Л.В. Куцакова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с.
18. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет [Текст] / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика- Синтез, 2014. - 128 с.
19. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
20. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика [Текст] / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. - М.: Просвещение, 1983. - 380 с.
21. Маханёва, М.Д. Учим детей трудиться: Методическое пособие [Текст] / М.Д. Маханева, О.В. Скворцова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 64 с.
22. Москалева, Н.Н. Формирование компетенций детей дошкольного возраста в процессе экономического воспитания в семье [Текст] / Н.Н. Москалева // Педагогическое образование в России. - 2014. - №9. - С. 158 - 161.
23. Мусиенко, С.И. Школа волшебников: Уч.-наглядное пособие по ручному труду для детей дошкольного возраста [Текст] / С.И. Мусиенко. - М.: Просвещение, 2006. - 64с.
24. Образцова, Л.Е. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук / Л.Е. Образцова. - М., 1962. - 24 с.
25. Павлова, М.В. Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности [Текст] / М.В. Павлова //Дошкольная педагогика. - 2011.-№1. - С. 37-39.
26. Педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Биржа проектов [Сайт]. - URL: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp7id-28953 (дата обращения:
06.03.2016) .
27. Перспективное планирование трудовой деятельности в старшем дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования [Сайт]. - URL: http://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/2014/03/17/perspektivnoe-planirova-nie-trudovoy-deyatelnosti-v- starshem-doshkolnom (дата обращения: 05.04.2016).
28. Петрова, И.М. Кукольная комната. Ручной труд для детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей ДОУ [Текст] / И.М. Петрова. - СПб.: Детство-Пресс, 2005. - 48 с.
29. Потапова, Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет [Текст] / Т.В. Потапова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.
30. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская Газета. - № 6241. - 25.11.2013. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 10.03. 2016).
31. Рогалева, Г.И. Воспитательная деятельность: день за днем [Текст] / Г.И. Рогалева. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2010. - 160 с.
32. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2009. - 720 с.
33. Салагаева, Л.М. Чудесные скорлупки: ручной труд для детей дошк. и мл. шк. возраста: метод. пособие для учителей, воспитателей, рук. кружков ДОУ [Текст] / Л.М. Салагаева. - СПб.: Детство - Пресс, 2008. - 96 с.
34. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание [Текст] / И.Ф. Свадковский. - М.: Педагогика, 1972. - 144 с.
35. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности [Текст] / Д.В. Сергеева. - М.: Просвещение, 1987. - 94 с.
36. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир [Текст] / Е.В. Субботский. - СПб.: Питер, 2009. - 207 с.
37. Трудовая деятельность дошкольников в старшей группе ДОУ [Электронный ресурс] // Все для детского сада [Сайт]. - URL: http: //www.maam.ru/detskij sad/trudovaj a-dej atelno st-do shkolnikov-v- starshei-grupe-mbdou.html (дата обращения: 09.03.2016).
38. Ушнев, C. B. Формирование психологической готовности к труду при разных формах организации учебно-трудовой деятельности школьников [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1986. - 19 с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).
40. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие [Текст]: Пер. с нем.; в 4-х томах. Т.4, 2-е изд., стер / К.Фопель.- М.: Генезис, 2001. - 160 с.
41. Шаламова, Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями [Текст] / Е.И. Шаламова. - М.: Детство - Пресс, 2012.- 207 с.
42. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] / А.Д. Шатова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 388 с.
43. Шатрова, С.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальным миром [Текст] / С.А. Шатрова, С.А. Слизова // Концепт. - 2014. - №12. - С. 41 - 46.
44. Шингаркина, Д.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых [Текст]: дис. ... канд. пед. наук/ Д.А. Шингаркина. - Тольятти, 2009. - 207 с.
45. Шингаркина, Д.А. Педагогические условия формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых [Текст] / Д.А. Шингаркина // Педагогика, психология, теория и методика обучения. - 2008. - №76. - С. 277 - 282.