ОТНОШЕНИЯ ПОЛЬШИ И ЧЕХИИ В XXI ВЕКЕ
|
Введение 3
Глава 1. ОТНОШЕНИЯ ПОЛЬШИ И ЧЕХИИ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ 8
1.1. Польско-чешские отношения в контексте взаимодействия стран
Вышеградской четверки «V4» 8
1.2. Проявления противоречий и конкуренции между Чехией и
Польшей в ЦВЕ 20
1.3. Позиции Польши и Чехии в процессе ратификации Лиссабонского
договора 30
Глава 2. СОТРУДНИЧЕСТВО ПОЛЬШИ И ЧЕХИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 31
2.1. Взаимодействие между Чехией и Польшей в экономической
области и сфере ресурсообеспечения 31
2.2. Партнерство Чехии и Польши в области обороны и внешней
политики 41
2.3. Чешско-польские связи в сфере культуры и образования 47
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 54
Глава 1. ОТНОШЕНИЯ ПОЛЬШИ И ЧЕХИИ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ 8
1.1. Польско-чешские отношения в контексте взаимодействия стран
Вышеградской четверки «V4» 8
1.2. Проявления противоречий и конкуренции между Чехией и
Польшей в ЦВЕ 20
1.3. Позиции Польши и Чехии в процессе ратификации Лиссабонского
договора 30
Глава 2. СОТРУДНИЧЕСТВО ПОЛЬШИ И ЧЕХИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 31
2.1. Взаимодействие между Чехией и Польшей в экономической
области и сфере ресурсообеспечения 31
2.2. Партнерство Чехии и Польши в области обороны и внешней
политики 41
2.3. Чешско-польские связи в сфере культуры и образования 47
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 54
Актуальность темы исследования. Чехия и Польша имеют давнюю совместную историю, в которой они часто не совпадали в позициях.
Что касается современного этапа взаимоотношения Чешской Республики (ЧР) и Республики Польши (РП), то, нередко среди политических кругов обоих государств прослеживается проблема партнёрства и соперничества между ними. «Друг или враг?» Этот вопрос до недавнего времени поднимался даже на уровне министров и политических структур с обеих сторон. Изучить конкуренцию и сотрудничество между ними, конечно же, подкреплялось геополитическими целями, разделяемыми большинством посткоммунистических стран.
Прежде всего, отметим, что в своём стремлении интегрироваться в западные структуры Чехия и Польша рассматривали друг в друге партнёров. Однако сейчас, когда они уже являются членами Европейского союза и НАТО, и при этом обладают разной исторической памятью и географическими различиями, у них есть большой риск превратиться в соперниц.
Таким образом, тема нашего исследования является актуальной, так как именно на современном этапе, когда характер европейских структур позволяет её членам свести к минимуму напряжённость и максимизировать кооперацию, на наш взгляд, важным представляется вопрос - смогут ли Чехия и Польша преодолеть старые разногласия и переориентироваться на эффективное партнерство?
В данной работе поставлена цель: оценить состояние отношений между Чешской Республикой и Республикой Польшей на современном этапе.
В соответствии с вышеуказанной целью исследования в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- определить место польско-чешских отношений в контексте взаимодействия стран Вышеградской четверки «V4»;
- проанализировать проявления противоречий и конкуренции между Чехией и Польшей в ЦВЕ;
- определить позиции Польши и Чехии в процессе ратификации Лиссабонского договора;
- исследовать взаимодействие между Чехией и Польшей в экономической области и сфере ресурсообеспечения;
- рассмотреть партнерство Чехии и Польши в области обороны и внешней политики;
- изучить чешско-польские связи в сфере культуры и образования.
Объектом исследования является внешнеполитическая деятельность Чехии и Польши в Центрально-европейском регионе на современном этапе.
Предмет исследования - двусторонние отношения Польши и Чехии в XXI веке.
Методологическая база работы опирается на принципы целостности и научной объективности, методы системного и сравнительного анализа. Также в ходе исследования применён принцип историзма, который предполагает рассмотрение исторических событий в контексте конкретных исторических условий с учётом динамики взаимной и временной связи с другими историческими явлениями и процессами и требует комплексного подхода к изучению и обработки исторических источников и литературы. Немаловажен для нашей работы компаративный анализ, позволивший сопоставить интересы, позиции и мотивы внешнеполитических решений Чехии и Польши в контексте двусторонних отношений, оценить их сходство и различия.
Степень научной изученности проблемы. Деятельности Чешской Республики и Республики Польши в составе Европейского союза и Вишеградской четвёрки посвящено немало работ как отечественных, так и зарубежных учёных. Так, практическую значимость отечественных исследований по выбранной нами теме, представляют работы таких авторов, как Бажан А.И., Браницкий А.Г., Громыко А.А., Потёмкина О.Ю. и Шишелина Л.Н., в которых рассматриваются приоритеты и общие цели стран в рамках интеграционных объединений.
Особенно ценны исследования Арутюняна О.В., Влаха Е.К., Микаеляна Г., Погорельской С., Сергунина А.А., в которых раскрываются чешские и польские интересы при заключении и ратификации Лиссабонского договора, а также разработке «Восточного партнёрства».
Политическую составляющую польско-чешского нахождения в составе ЕС и двусторонние противоречия рассматривают в своих работах Кицыла Л.Ю., Лыкошина Л.С., Офицеров-Бельский Д.В., Шимов Я. И Щербакова Ю.А.
Важную роль в оценке позиций Республики Польши и Чешской Республики в российском вопросе сыграли труды Дементьева Н.П. и Иванова И.С.
Источниковая база исследования представлена в виде законодательных актов Европейского Союза: Конституцией для Европы; Римским договором, Маастрихтским соглашением, Амстердамским и Ниццким договорами, а также Лиссабонским договором и Хартией об основных правах, а также материалы по Вышеградской четверке, документы о двусторонних отношениях в сферах экономики, ресурсообеспечения, обороны, внешней политики, образования и культуры, выступления и итоги встреч лидеров стран. Например, “V4 Economy Ministers' Declaration on Future Cooperation”, “Joint Statement of Speakers ofV4 Parliaments”1^ “Joint Statement on the Eastern Partnership of the Foreign Ministers of the Visegrad Group; Prague, May 4, 2016”.
Хронологическими рамками исследования является период с начала XXI века по 2014 год. Кроме того, ретроспективно затрагивается более ранний период с 1990-х гг., позволяющий изучить процесс подготовки к интеграции в ЕС.
Научная новизна исследования заключается в том, что данная тема недостаточно изучена в современной литературе. Работы, которые к настоящему моменту опубликованы, связаны главным образом с глобальным интеграционным процессом в Европе или изучают ЕС в целом. Недостаточными являются исследования взаимоотношений Чехии и Польши как двух отдельных субъектов. В данной работе была предпринята попытка проведения комплексного анализа взаимоотношений двух стран в регионе.
Практическая значимость. Материалы дипломной работы могут быть использованы для дальнейшего изучения Польши, Чехии, стран Восточной Европы и истории международных отношений, а ее материалы в будущем могут быть полезны при написании других работ на эту тему.
Структура работы обусловлена кругом исследуемых проблем и отвечает поставленным целям и задачам. Исследование состоит из двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.
Что касается современного этапа взаимоотношения Чешской Республики (ЧР) и Республики Польши (РП), то, нередко среди политических кругов обоих государств прослеживается проблема партнёрства и соперничества между ними. «Друг или враг?» Этот вопрос до недавнего времени поднимался даже на уровне министров и политических структур с обеих сторон. Изучить конкуренцию и сотрудничество между ними, конечно же, подкреплялось геополитическими целями, разделяемыми большинством посткоммунистических стран.
Прежде всего, отметим, что в своём стремлении интегрироваться в западные структуры Чехия и Польша рассматривали друг в друге партнёров. Однако сейчас, когда они уже являются членами Европейского союза и НАТО, и при этом обладают разной исторической памятью и географическими различиями, у них есть большой риск превратиться в соперниц.
Таким образом, тема нашего исследования является актуальной, так как именно на современном этапе, когда характер европейских структур позволяет её членам свести к минимуму напряжённость и максимизировать кооперацию, на наш взгляд, важным представляется вопрос - смогут ли Чехия и Польша преодолеть старые разногласия и переориентироваться на эффективное партнерство?
В данной работе поставлена цель: оценить состояние отношений между Чешской Республикой и Республикой Польшей на современном этапе.
В соответствии с вышеуказанной целью исследования в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- определить место польско-чешских отношений в контексте взаимодействия стран Вышеградской четверки «V4»;
- проанализировать проявления противоречий и конкуренции между Чехией и Польшей в ЦВЕ;
- определить позиции Польши и Чехии в процессе ратификации Лиссабонского договора;
- исследовать взаимодействие между Чехией и Польшей в экономической области и сфере ресурсообеспечения;
- рассмотреть партнерство Чехии и Польши в области обороны и внешней политики;
- изучить чешско-польские связи в сфере культуры и образования.
Объектом исследования является внешнеполитическая деятельность Чехии и Польши в Центрально-европейском регионе на современном этапе.
Предмет исследования - двусторонние отношения Польши и Чехии в XXI веке.
Методологическая база работы опирается на принципы целостности и научной объективности, методы системного и сравнительного анализа. Также в ходе исследования применён принцип историзма, который предполагает рассмотрение исторических событий в контексте конкретных исторических условий с учётом динамики взаимной и временной связи с другими историческими явлениями и процессами и требует комплексного подхода к изучению и обработки исторических источников и литературы. Немаловажен для нашей работы компаративный анализ, позволивший сопоставить интересы, позиции и мотивы внешнеполитических решений Чехии и Польши в контексте двусторонних отношений, оценить их сходство и различия.
Степень научной изученности проблемы. Деятельности Чешской Республики и Республики Польши в составе Европейского союза и Вишеградской четвёрки посвящено немало работ как отечественных, так и зарубежных учёных. Так, практическую значимость отечественных исследований по выбранной нами теме, представляют работы таких авторов, как Бажан А.И., Браницкий А.Г., Громыко А.А., Потёмкина О.Ю. и Шишелина Л.Н., в которых рассматриваются приоритеты и общие цели стран в рамках интеграционных объединений.
Особенно ценны исследования Арутюняна О.В., Влаха Е.К., Микаеляна Г., Погорельской С., Сергунина А.А., в которых раскрываются чешские и польские интересы при заключении и ратификации Лиссабонского договора, а также разработке «Восточного партнёрства».
Политическую составляющую польско-чешского нахождения в составе ЕС и двусторонние противоречия рассматривают в своих работах Кицыла Л.Ю., Лыкошина Л.С., Офицеров-Бельский Д.В., Шимов Я. И Щербакова Ю.А.
Важную роль в оценке позиций Республики Польши и Чешской Республики в российском вопросе сыграли труды Дементьева Н.П. и Иванова И.С.
Источниковая база исследования представлена в виде законодательных актов Европейского Союза: Конституцией для Европы; Римским договором, Маастрихтским соглашением, Амстердамским и Ниццким договорами, а также Лиссабонским договором и Хартией об основных правах, а также материалы по Вышеградской четверке, документы о двусторонних отношениях в сферах экономики, ресурсообеспечения, обороны, внешней политики, образования и культуры, выступления и итоги встреч лидеров стран. Например, “V4 Economy Ministers' Declaration on Future Cooperation”, “Joint Statement of Speakers ofV4 Parliaments”1^ “Joint Statement on the Eastern Partnership of the Foreign Ministers of the Visegrad Group; Prague, May 4, 2016”.
Хронологическими рамками исследования является период с начала XXI века по 2014 год. Кроме того, ретроспективно затрагивается более ранний период с 1990-х гг., позволяющий изучить процесс подготовки к интеграции в ЕС.
Научная новизна исследования заключается в том, что данная тема недостаточно изучена в современной литературе. Работы, которые к настоящему моменту опубликованы, связаны главным образом с глобальным интеграционным процессом в Европе или изучают ЕС в целом. Недостаточными являются исследования взаимоотношений Чехии и Польши как двух отдельных субъектов. В данной работе была предпринята попытка проведения комплексного анализа взаимоотношений двух стран в регионе.
Практическая значимость. Материалы дипломной работы могут быть использованы для дальнейшего изучения Польши, Чехии, стран Восточной Европы и истории международных отношений, а ее материалы в будущем могут быть полезны при написании других работ на эту тему.
Структура работы обусловлена кругом исследуемых проблем и отвечает поставленным целям и задачам. Исследование состоит из двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.
В ходе проведённого нами исследования мы пришли к следующим выводам:
Чешская Республика и Республика Польша не могут быть соперницами по следующим причинам: во-первых, Чехия представляет собой маленькое, но развитое государство в составе ЕС, которое имеет ограниченное влияние в организации, в то время как Польша входит в шестёрку крупнейших участников европейского альянса и может отстоять свою собственную позицию; во-вторых, у ЧР и РП разные роли, обязанности и партнёры.
За семь лет со времени председательства Чехии, и до председательства Словакии, окончательно определилась и совместная сфера компетенции вишеградцев, связанная с политикой Европейского Союза к востоку от его нынешних границ. Это, прежде всего, проблема энергетической безопасности, обострившаяся с распадом СССР и образованием транзитных территорий, а также программа «Восточного партнёрства», ставившая целью создание дружественного окружения на восточных границах ЕС. Также в рамках ЕС этими странами было усилено внимание к региону Балкан. Их стараниями к Евросоюзу достаточно быстро примкнула Хорватия. Таким образом, Вишеградская группа взяла на себя роль формирования «кольца друзей» к востоку и для Евросоюза, что удачно совпадает с её собственными задачами, как региональной группировки, так и с долгосрочными национальными задачами.
Однако, несмотря на все имеющиеся противоречия между исследуемыми государствами, можно с уверенностью сказать, что они не являются соперницами или конкурентками. Более того, в будущем, на наш взгляд, они будут иметь тесное сотрудничество во всех возможных областях.
Понятно, что Польша и Чешская Республика по-прежнему имеют много возможностей сотрудничества в различных сферах. Это сотрудничество принесет огромные выгоды как правительствам, так и местным жителям. Кроме того, важной задачей двух стран является отказ от своих предрассудков друг против друга, с правильным и объективным отношением к историческим проблемам. Укреплять и углублять сотрудничество между двумя странами в области экономики, политики и культуры.
В сотрудничестве Польши и Чешской Республики в качестве представителя стран V4 отметим серию мероприятий по сотрудничеству в области безопасности. V4 стал известным брендом - символом успешной инициативы по достижению общих интересов и центральным элементом сотрудничества в Центральной Европе.
На самом раннем этапе обсуждения Лиссабонского договора польская и чешская стороны заняли противоположные позиции по этому вопросу. Так, например, Польша была одним из первых государств, ратифицировавшим соглашение. Чехия же с самого начала отказывалась ставить свою подпись под соглашением. Однако, рассмотрев общий процентный фактор, они, наконец, договорились о Лиссабонском соглашении.
Экономическое региональное развитие является важной тенденцией в современном мировом экономическом развитии. В основном мы с этой точки зрения изучили многообразие сотрудничества Польши и Чешской Республик и в XXI веке.
На протяжении многих лет, Вишеградская группа и Вишеградский фон д стали играть важную роль в событиях в регионе. Что касается европейской политики, дальнейшее сотрудничество в странах Вишеградского региона необходимо в области энергетики, окружающей среды, миграции и приобретения «полноправных» прав ЕС. Вишеградские страны зависят от поставок российского газа больше, чем другие члены ЕС, и в общих интересах ЕС достичь соглашения. Большинство из этих источников энергии, используемых в регионе V4, оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Есть возможность обсудить альтернативные источники энергии и проекты сотрудничества, которые будут способствовать, например, гидроэлектроэнергетике и принести пользу региону. Миграция для Польши и Чехии не менее важна, так как Вишеградская группа находится на восточных границах ЕС, и через нее могут попадать в западноевропейские страны легальные и нелегальные мигранты.
Современный постинтеграционный этап сотрудничества ЧР и ПР в системе стран «Вышеграда» после расширения Евросоюза и Североатлантического Союза характеризуется развертыванием межгосударственного сотрудничества на качественно новых началах и принципах. На международной арене Чехия реализует совместную внешнюю политику и политику безопасности с ЕС и НАТО. Она согласовано интегрируется до общего внутреннего рынка, торгового и таможенного союза ЕС.
Ведущим вектором польской и чешской региональной политики является центрально-европейское направление. Важнейшие межгосударственные взаимодействия Польши в ЦВЕ связаны с Чехией, Венгрией, Словакией, выступают основными партнерами СП в регионе. Вышеградское направление является ключевым элементом региональной политики Польши, а совместная работа стран Вышеграда по интеграции в европейские и евроатлантические структуры способствовала реализации этих намерений.
Благодаря Вишеградскому фонду и в Польше, и в Чехии уже работают различные образовательные проекты, в том числе программы обмена студентами, исследовательские и научные программы и информационные кампании. Следующим шагом вперед может стать развитие библиотек, исследовательских центров истории и социологии, а также попытки повысить качество образования и доступ людей к информации.
Точно так же существует потребность в расширении сотрудничества в сфере культуры. Особенно интересны усилия по продвижению общей современной кинематографии, которая не могла процветать без пожертвований из Вишеградского фонда и ЕС. Чехия и Польша поделились позитивными культурными и интеллектуальными ценностями и общими религиозными традициями, которые они должны определенно стараться укреплять и защищать. Они не должны ограничивать свою новую идентичность экономической мощи и политическим нейтралитетом.
С расширением ЕС на восток страны Восточной Европы станут плацдармом для экспорта демократии и стабильности. Можно сделать вывод, что в первой половине XXI века обе страны будут укреплять свое сотрудничество друг с другом и будут стремиться использовать свой важный геополитический статус и «новых соседей» на востоке, чтобы продолжать развивать дружеские и кооперативные отношения, которые способствуют развитию и стабильности всей Европы.
Чешская Республика и Республика Польша не могут быть соперницами по следующим причинам: во-первых, Чехия представляет собой маленькое, но развитое государство в составе ЕС, которое имеет ограниченное влияние в организации, в то время как Польша входит в шестёрку крупнейших участников европейского альянса и может отстоять свою собственную позицию; во-вторых, у ЧР и РП разные роли, обязанности и партнёры.
За семь лет со времени председательства Чехии, и до председательства Словакии, окончательно определилась и совместная сфера компетенции вишеградцев, связанная с политикой Европейского Союза к востоку от его нынешних границ. Это, прежде всего, проблема энергетической безопасности, обострившаяся с распадом СССР и образованием транзитных территорий, а также программа «Восточного партнёрства», ставившая целью создание дружественного окружения на восточных границах ЕС. Также в рамках ЕС этими странами было усилено внимание к региону Балкан. Их стараниями к Евросоюзу достаточно быстро примкнула Хорватия. Таким образом, Вишеградская группа взяла на себя роль формирования «кольца друзей» к востоку и для Евросоюза, что удачно совпадает с её собственными задачами, как региональной группировки, так и с долгосрочными национальными задачами.
Однако, несмотря на все имеющиеся противоречия между исследуемыми государствами, можно с уверенностью сказать, что они не являются соперницами или конкурентками. Более того, в будущем, на наш взгляд, они будут иметь тесное сотрудничество во всех возможных областях.
Понятно, что Польша и Чешская Республика по-прежнему имеют много возможностей сотрудничества в различных сферах. Это сотрудничество принесет огромные выгоды как правительствам, так и местным жителям. Кроме того, важной задачей двух стран является отказ от своих предрассудков друг против друга, с правильным и объективным отношением к историческим проблемам. Укреплять и углублять сотрудничество между двумя странами в области экономики, политики и культуры.
В сотрудничестве Польши и Чешской Республики в качестве представителя стран V4 отметим серию мероприятий по сотрудничеству в области безопасности. V4 стал известным брендом - символом успешной инициативы по достижению общих интересов и центральным элементом сотрудничества в Центральной Европе.
На самом раннем этапе обсуждения Лиссабонского договора польская и чешская стороны заняли противоположные позиции по этому вопросу. Так, например, Польша была одним из первых государств, ратифицировавшим соглашение. Чехия же с самого начала отказывалась ставить свою подпись под соглашением. Однако, рассмотрев общий процентный фактор, они, наконец, договорились о Лиссабонском соглашении.
Экономическое региональное развитие является важной тенденцией в современном мировом экономическом развитии. В основном мы с этой точки зрения изучили многообразие сотрудничества Польши и Чешской Республик и в XXI веке.
На протяжении многих лет, Вишеградская группа и Вишеградский фон д стали играть важную роль в событиях в регионе. Что касается европейской политики, дальнейшее сотрудничество в странах Вишеградского региона необходимо в области энергетики, окружающей среды, миграции и приобретения «полноправных» прав ЕС. Вишеградские страны зависят от поставок российского газа больше, чем другие члены ЕС, и в общих интересах ЕС достичь соглашения. Большинство из этих источников энергии, используемых в регионе V4, оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Есть возможность обсудить альтернативные источники энергии и проекты сотрудничества, которые будут способствовать, например, гидроэлектроэнергетике и принести пользу региону. Миграция для Польши и Чехии не менее важна, так как Вишеградская группа находится на восточных границах ЕС, и через нее могут попадать в западноевропейские страны легальные и нелегальные мигранты.
Современный постинтеграционный этап сотрудничества ЧР и ПР в системе стран «Вышеграда» после расширения Евросоюза и Североатлантического Союза характеризуется развертыванием межгосударственного сотрудничества на качественно новых началах и принципах. На международной арене Чехия реализует совместную внешнюю политику и политику безопасности с ЕС и НАТО. Она согласовано интегрируется до общего внутреннего рынка, торгового и таможенного союза ЕС.
Ведущим вектором польской и чешской региональной политики является центрально-европейское направление. Важнейшие межгосударственные взаимодействия Польши в ЦВЕ связаны с Чехией, Венгрией, Словакией, выступают основными партнерами СП в регионе. Вышеградское направление является ключевым элементом региональной политики Польши, а совместная работа стран Вышеграда по интеграции в европейские и евроатлантические структуры способствовала реализации этих намерений.
Благодаря Вишеградскому фонду и в Польше, и в Чехии уже работают различные образовательные проекты, в том числе программы обмена студентами, исследовательские и научные программы и информационные кампании. Следующим шагом вперед может стать развитие библиотек, исследовательских центров истории и социологии, а также попытки повысить качество образования и доступ людей к информации.
Точно так же существует потребность в расширении сотрудничества в сфере культуры. Особенно интересны усилия по продвижению общей современной кинематографии, которая не могла процветать без пожертвований из Вишеградского фонда и ЕС. Чехия и Польша поделились позитивными культурными и интеллектуальными ценностями и общими религиозными традициями, которые они должны определенно стараться укреплять и защищать. Они не должны ограничивать свою новую идентичность экономической мощи и политическим нейтралитетом.
С расширением ЕС на восток страны Восточной Европы станут плацдармом для экспорта демократии и стабильности. Можно сделать вывод, что в первой половине XXI века обе страны будут укреплять свое сотрудничество друг с другом и будут стремиться использовать свой важный геополитический статус и «новых соседей» на востоке, чтобы продолжать развивать дружеские и кооперативные отношения, которые способствуют развитию и стабильности всей Европы.
Подобные работы
- ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США в ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в КОНТЕКСТЕ РАСШИРЕНИЯ НАТО НА Восток в 1999 - 2004 гг.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - РОССИЯ И СТРАНЫ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ:
ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЬШИ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (1990-2016 гг.)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Развитие румыно-китайских взаимоотношений в конце XX - начале XXI
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Политика Китая в Восточной Европе в XXI веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ПОЛЬШИ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВВ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И США В ПЕРИОД
ПРАВЛЕНИЯ БАРАКА ОБАМЫ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЧЕХИИ И ПОЛЬШИ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - Стратагемность китайского мышления как фактор развития современного Китая (80-е гг. XX в. - начало XXI в.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022



