МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ФУТБОЛ ДЕТЕЙ 8-9 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования 6
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 8-9 лет 6
1.2. Проблема подготовки в футболе на начальном этапе обучения 10
1.3. Особенности начального обучения игре в футбол 27
Глава 2. Методы и организация исследования 30
2.1. Методы исследования 30
2.2. Организация исследования 34
Глава 3. Анализ эффективности экспериментальной методики 36
3.1. Характеристика экспериментальной методики начального
обучения игре в футбол 36
3.2. Оценка эффективности экспериментальной методики 42
Выводы 45
Список использованной литературы 47
Приложение
Глава 1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования 6
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 8-9 лет 6
1.2. Проблема подготовки в футболе на начальном этапе обучения 10
1.3. Особенности начального обучения игре в футбол 27
Глава 2. Методы и организация исследования 30
2.1. Методы исследования 30
2.2. Организация исследования 34
Глава 3. Анализ эффективности экспериментальной методики 36
3.1. Характеристика экспериментальной методики начального
обучения игре в футбол 36
3.2. Оценка эффективности экспериментальной методики 42
Выводы 45
Список использованной литературы 47
Приложение
Игра в футбол является массовой и наиболее популярной игрой среди детей, которой придается важное значение, как средству воспитания подрастающего поколения.
В процессе игры в футбол у детей воспитывается ряд ценных морально-волевых качеств: коллективизм, целеустремленность, выдержка и самообладание, дисциплинированность. Одновременно, эта игра способствует развитию важных двигательных качеств: быстроты, ловкости, силы и выносливости. Огромная тяга детей к футболу позволяет использовать этот вид спорта не только как средство физического развития, но и как важный фактор воспитательного и педагогического воздействия [13].
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время [18].
Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.
Не стоит забывать о том, что игровая и тренировочная деятельность оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм, развивают основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышают функциональные возможности, формируют различные двигательные навыки. Круглогодичные занятия футболом в различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость к заболеваниям и усиливают адаптационные возможности организма. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия. Соревновательный характер, высокая эмоциональность, самостоятельность действий делают футбол эффективным средством активного отдыха. Все перечисленное выше является одним из важнейших аспектов внеурочной деятельности [22].
При изучении литературы мы встретили достаточно мало исследований, посвященных начальному обучению игре в футбол детей в возрасте 8-9 лет в процессе внеурочной деятельности. Имеющиеся исследования в той или иной степени касаются обучения футболу детей в более старшем возрасте.
Цель работы заключалась в теоретической разработке и экспериментальном обосновании методики начального обучения игре в футбол детей 8-9 лет в процессе внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс обучения игре в футбол детей 8-9 лет, в процессе внеурочной деятельности.
Предмет исследования: методика обучения игре в футбол детей 8-9 лет, в процессе внеурочной деятельности.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы изучить анатомо-физиологические особенности детей 8-9 лет, особенности начального обучения игре в футбол.
2. Разработать экспериментальную методику обучения игре в футбол детей 8-9 лет, в процессе внеурочной деятельности.
3. Выявить эффективность экспериментальной методики обучения игре в футбол детей 8-9 лет, в процессе внеурочной деятельности.
Для решения поставленных нами задач мы применили следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Контрольное тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Математико-статистические методы.
Гипотеза исследования: Предполагалось, что разработка специально-подобранного комплекса упражнений позволит осуществить начальное обучение техническим действиям детей 8-9 лет в процессе внеурочной деятельности по футболу, а так же повысить показатели их физической подготовленности.
Новизна исследования состоит в том, что в результате проведения педагогического эксперимента была разработана методика обучения игре в футбол детей 8-9 лет в процессе внеурочной деятельности.
Практическая значимость. Фактические материалы, практические рекомендации, полученные в ходе исследования, могут быть использованы учителями физической культуры, а так же тренерами при подготовке юных футболистов.
В процессе игры в футбол у детей воспитывается ряд ценных морально-волевых качеств: коллективизм, целеустремленность, выдержка и самообладание, дисциплинированность. Одновременно, эта игра способствует развитию важных двигательных качеств: быстроты, ловкости, силы и выносливости. Огромная тяга детей к футболу позволяет использовать этот вид спорта не только как средство физического развития, но и как важный фактор воспитательного и педагогического воздействия [13].
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время [18].
Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.
Не стоит забывать о том, что игровая и тренировочная деятельность оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм, развивают основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышают функциональные возможности, формируют различные двигательные навыки. Круглогодичные занятия футболом в различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость к заболеваниям и усиливают адаптационные возможности организма. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия. Соревновательный характер, высокая эмоциональность, самостоятельность действий делают футбол эффективным средством активного отдыха. Все перечисленное выше является одним из важнейших аспектов внеурочной деятельности [22].
При изучении литературы мы встретили достаточно мало исследований, посвященных начальному обучению игре в футбол детей в возрасте 8-9 лет в процессе внеурочной деятельности. Имеющиеся исследования в той или иной степени касаются обучения футболу детей в более старшем возрасте.
Цель работы заключалась в теоретической разработке и экспериментальном обосновании методики начального обучения игре в футбол детей 8-9 лет в процессе внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс обучения игре в футбол детей 8-9 лет, в процессе внеурочной деятельности.
Предмет исследования: методика обучения игре в футбол детей 8-9 лет, в процессе внеурочной деятельности.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы изучить анатомо-физиологические особенности детей 8-9 лет, особенности начального обучения игре в футбол.
2. Разработать экспериментальную методику обучения игре в футбол детей 8-9 лет, в процессе внеурочной деятельности.
3. Выявить эффективность экспериментальной методики обучения игре в футбол детей 8-9 лет, в процессе внеурочной деятельности.
Для решения поставленных нами задач мы применили следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Контрольное тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Математико-статистические методы.
Гипотеза исследования: Предполагалось, что разработка специально-подобранного комплекса упражнений позволит осуществить начальное обучение техническим действиям детей 8-9 лет в процессе внеурочной деятельности по футболу, а так же повысить показатели их физической подготовленности.
Новизна исследования состоит в том, что в результате проведения педагогического эксперимента была разработана методика обучения игре в футбол детей 8-9 лет в процессе внеурочной деятельности.
Практическая значимость. Фактические материалы, практические рекомендации, полученные в ходе исследования, могут быть использованы учителями физической культуры, а так же тренерами при подготовке юных футболистов.
1. Анализ литературных данных свидетельствует о том, что анатомо-физиологические особенности младших школьников 8-9 лет создают необходимые предпосылки для успешного обучения игры в футбол.
2. Разработана экспериментальная методика обучения игре в футбол детей 8¬9 лет, в процессе внеурочной деятельности. Основные положения данной методики предусматривают:
- систематическое проведение воспитательной работы;
- выделение до 50 времени на разностороннюю общефизическую подготовку;
- обязательное применение подводящих и имитационных упражнений при изучении конкретного технического приема;
- изучение технико-тактических приемов, в основном, при помощи целостного метода с последующим закреплением этих приемов в игровых упражнениях или играх на малых площадках;
- чередование различных упражнений для изучения одного и того же технического приема с микропаузами для отдыха. При этом время, отводимое на выполнение одного упражнения, не должно превышать 5-8 минут;
- использование облегченных, уменьшенных мячей: волейбольных, резиновых, теннисных.
3. На основании полученных результатов, можно сделать вывод, что разработанная методика обучения игре в футбол детей 8-9 лет в процессе внеурочной деятельности способствовала физическому и техническому развитию. Об этом свидетельствуют результаты тестирования физической и технической подготовки. Так в беге на 30 м юные футболисты экспериментальной группы улучшили свой результат на 0,7 сек, что составило 11,1%, а в контрольной в этом тестовом задании на 0,2 сек, что составило 2,3%.
В прыжках в длину с места экспериментальная группа в среднем улучшила свой показатель по сравнению с началом эксперимента на 13,1 см, а контрольная на 5,6 см. В процентном соотношение это выглядит так: экспериментальная группа - 9,8%, а контрольная - 4,4%. Анализ результатов контрольных испытаний по технической подготовке показал следующее: юные футболисты улучшили свои результаты по всем показателям контрольных испытаний. Прирост среднегрупповых результатов в контрольной группе составил: в точности ударов - 1,2 раза, жонглирование - 2,5 раз, в тесте обегание стоек время улучшилось на 0,47 сек. Прирост среднегрупповых результатов в экспериментальной группе составил: в точности ударов - 2,7 раз, жонглирование - 4,1 раз, в тесте обегание стоек время улучшилось на 1,35 сек. (P<0,05)
4. Результаты педагогического эксперимента показали, что мальчикам 8-9 лет доступны для овладения следующие основные технические приемы. По технике игры: ведение мяча носком, средней и внутренней частью подъема, внутренней стороной стопы; удары по мячу носком, средней и внутренней частью подъема, внутренней стороной стопы, пяткой; лобной частью без прыжка; остановки мяча подошвой и внутренней стороной стопы; обманные движения на удар, остановку мяча подошвой, на уход с изменением направления движения; вбрасывание мяча с места; отбор мяча выбиванием, выпадом, подкатом, жонглирование. По технике игры вратаря: освоение основной стойки в воротах; ловля мячей, катящихся и летящих навстречу и в сторону на высоте груди и живота; ловля и отбив кулаком без прыжка высоко летящего мяча; ввод мяча в игру руками и ногой.
2. Разработана экспериментальная методика обучения игре в футбол детей 8¬9 лет, в процессе внеурочной деятельности. Основные положения данной методики предусматривают:
- систематическое проведение воспитательной работы;
- выделение до 50 времени на разностороннюю общефизическую подготовку;
- обязательное применение подводящих и имитационных упражнений при изучении конкретного технического приема;
- изучение технико-тактических приемов, в основном, при помощи целостного метода с последующим закреплением этих приемов в игровых упражнениях или играх на малых площадках;
- чередование различных упражнений для изучения одного и того же технического приема с микропаузами для отдыха. При этом время, отводимое на выполнение одного упражнения, не должно превышать 5-8 минут;
- использование облегченных, уменьшенных мячей: волейбольных, резиновых, теннисных.
3. На основании полученных результатов, можно сделать вывод, что разработанная методика обучения игре в футбол детей 8-9 лет в процессе внеурочной деятельности способствовала физическому и техническому развитию. Об этом свидетельствуют результаты тестирования физической и технической подготовки. Так в беге на 30 м юные футболисты экспериментальной группы улучшили свой результат на 0,7 сек, что составило 11,1%, а в контрольной в этом тестовом задании на 0,2 сек, что составило 2,3%.
В прыжках в длину с места экспериментальная группа в среднем улучшила свой показатель по сравнению с началом эксперимента на 13,1 см, а контрольная на 5,6 см. В процентном соотношение это выглядит так: экспериментальная группа - 9,8%, а контрольная - 4,4%. Анализ результатов контрольных испытаний по технической подготовке показал следующее: юные футболисты улучшили свои результаты по всем показателям контрольных испытаний. Прирост среднегрупповых результатов в контрольной группе составил: в точности ударов - 1,2 раза, жонглирование - 2,5 раз, в тесте обегание стоек время улучшилось на 0,47 сек. Прирост среднегрупповых результатов в экспериментальной группе составил: в точности ударов - 2,7 раз, жонглирование - 4,1 раз, в тесте обегание стоек время улучшилось на 1,35 сек. (P<0,05)
4. Результаты педагогического эксперимента показали, что мальчикам 8-9 лет доступны для овладения следующие основные технические приемы. По технике игры: ведение мяча носком, средней и внутренней частью подъема, внутренней стороной стопы; удары по мячу носком, средней и внутренней частью подъема, внутренней стороной стопы, пяткой; лобной частью без прыжка; остановки мяча подошвой и внутренней стороной стопы; обманные движения на удар, остановку мяча подошвой, на уход с изменением направления движения; вбрасывание мяча с места; отбор мяча выбиванием, выпадом, подкатом, жонглирование. По технике игры вратаря: освоение основной стойки в воротах; ловля мячей, катящихся и летящих навстречу и в сторону на высоте груди и живота; ловля и отбив кулаком без прыжка высоко летящего мяча; ввод мяча в игру руками и ногой.
Подобные работы
- НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ В ФУТБОЛ ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК 10-11 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Обучение игре в мини-футбол учащихся младших классов на основе
подвижных игр
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Особенности развития ловкости детей 7-9 лет во внеурочной
деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Повышение мотивации детей 7-9 лет к занятиям физической культурой в детско-юношеской спортивной школе «Сибиряк»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Развитие технико-тактических действий у детей в возрасте 10-11 лет, занимающихся футболом во внеурочное время
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4630 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 7-8 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФУТБОЛА
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Развитие скоростно-силовых качеств обучающихся 11-12 лет футболу, в внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Развитие физических качеств младших школьников на занятиях футболом в системе дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016



