Работа сделана на примере МБУК «Многофункциональный культурный центр (МФКЦ) Целинного района» (Алтайский край, Целинный р-н, с. Целинное).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Общая характеристика понятий «библиотечное общение», «деловая коммуникация», «деловое общение» 5
1.2 Виды и формы деловой коммуникации в библиотечной деятельности 9
Выводы по 1 главе 13
ГЛАВА 2 МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ МБУК «МФКЦ ЦЕЛИННОГО РАЙОНА» 14
2.1 Анализ деловой коммуникации библиотечных специалистов МБУК «МФКЦ Целинного района» 14
2.2 Организация работы по улучшению деловой коммуникации библиотечных специалистов МБУК «МФКЦ Целинного района» 17
Выводы по 2 главе 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
Актуальность темы работы обусловлена рядом причин, главными из которых можно считать следующие. Во-первых, в современной библиотечно-информационной сфере роль и интенсивность делового общения постоянно возрастают и это связано с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно к возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией в библиотеке. Во-вторых, происходит расширение сферы услуг и библиотечно-информационной деятельности, что требует от специалистов библиотек все большей кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. В-третьих, очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией, а также происходит возрастание роли общения в профессиональной деятельности.
Все перечисленное выше обусловливает актуальность изучения деловой коммуникации в библиотечной деятельности.
Цель исследования – проанализировать особенности деловой коммуникации в библиотечной деятельности.
Для успешного достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Определить понятия «библиотечное общение», «деловая коммуникация», «деловое общение».
2. Охарактеризовать виды и формы деловой коммуникации в библиотечной деятельности.
3. Провести анализ деловой коммуникации библиотечных специалистов МБУК «МФКЦ Целинного района».
4. Описать организацию работы по улучшению деловой коммуникации библиотечных специалистов МБУК «МФКЦ Целинного района».
Объектом исследования является библиотека как социальный институт.
Предметом исследования являются деловые коммуникации в библиотечной деятельности.
В процессе исследования применялись общенаучные методы теоретического исследования: анализ, синтез, наблюдение.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности использования его материалов и результатов в работе общедоступных региональных и муниципальных библиотек в области деловых коммуникаций.
Структура итоговой аттестационной работы носит традиционный характер и состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения и библиографического списка.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Современный специалист библиотеки включается в самые различные ситуации, и часто неосознанно, использует для получения желаемого результата те или иные виды общения. Коммуникативные ошибки могут привести к барьерам в общении, что существенно снизит эффективность деловой коммуникации в библиотеке. Знание о существовании разных видов и форм делового общения (деловой коммуникации) и умение грамотно использовать их помогает библиотекарю эффективно выстраивать взаимоотношения с коллегами, пользователями, партнерами или представителями власти и добиваться необходимого результата.
На сегодняшний день существует обширная классификация видов деловой коммуникации, а также ее форм. В библиотеках большое значение имеют такие формы деловой коммуникации как деловая беседа, деловые переговоры, совещание, деловое письмо. Очевидно, что большое значение имеют как устные, так и письменные формы коммуникации: телефонный разговор, электронное письмо, общение в месседжерах, публичное выступление и т.д.
В ходе практической части настоящего исследования нами был проведен анализ речевого взаимодействия библиотечных специалистов МБУК «МФКЦ Целинного района». Наблюдение позволило выявить целый ряд ошибок, которые специалисты регулярно допускают как в письменной, так и в устной деловой коммуникации. На основании результатов проведенного анализа нами был сделан вывод о необходимости проведения специальных мероприятий для улучшения деловой коммуникации библиотечных специалистов.
Для улучшения деловой коммуникации библиотечных специалистов МБУК «МФКЦ Целинного района» нами был предложен ряд мероприятий, включающий такие современные формы работы как деловая игра, мастер-класс, тренинг. Реализация предложенных мероприятий поможет сделать деловую коммуникацию библиотечных специалистов более эффективной.
1. Библиотечно-информационное обслуживание : практикум / сост. С.В. Савкина ; Министерство культуры Российской Федерации, Кемеровский государственный институт культуры, Институт информационных и библиотечных технологий и др. – Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры (КемГИК), 2017. – 56 с.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. – Ростов н/Д : МарТ, 2002. – 510 с.
3. Введенская, Л. А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 2-е изд., стер. – Москва: КНОРУС, 2014. – 424 с.
4. Губина, Л. В. Деловое общение в библиотечном коллективе : практическое пособие / Л. В. Губина, Н. Ф. Потехина, И. О. Шуминова. - Москва : Либерия-Бибинформ. – 87 с.
5. Деловое общение. Деловой этикет / авт.-сост. И. Н. Кузнецов. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 431 с.
6. Деловое общение : учебно-методический комплекс / сост. Т.Н. Ивлева ; Министерство культуры Российской Федерации, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Институт социально-культурных технологий и др. – Кемерово : Кемеровский государственный университет культуры и искусств (КемГУКИ), 2014. – 92 с.
7. Дрыбин, В. В. Библиотечное общение / В. В. Дрыбин. // Библиография. - 2002. - № 2. - С.97-99.
8. Езова, С. А. Профессиональное общение: новые нюансы и аспекты: науч.-практ. пособие / С. А. Езова. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2012. – 95 с.
9. Езова, С. А. Уточнение понятия «библиотечное общение» / С. А. Езова // Научные и технические библиотеки. - 2005. - № 5.- С.50 – 57.
10. Езова,С. А. Библиотечное общение как феномен исследования : монография / С. А. Езова. - М. : Либерия-Бибинформ. – 159 с.
11. Емельянова, Е.А. Деловые коммуникации : учебное пособие / Е.А. Емельянова ; Томский Государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). – Томск : Эль Контент, 2014. – 122 с.
12. Загорская, Л. М. Профессиональная этика и этикет: учеб. пособие / Л. М. Загорская. – Новосибирск: НГТУ, 2012. – 292 с.
13. Зинатулина, Н. Новые формы сотрудничества / Н. Зинатулина // Библиотека. - 2008. – № 12. – С.40 – 42.
14. Игнатенко, И. И. Особенности культуры современного делового общения / И. И. Игнатенко // Вопросы культурологии. – 2009. – № 2. – С. 67–69.
15. Ильченко, С.В. Деловые и научные коммуникации : учебное пособие / С.В. Ильченко, Е.Я. Кивит, А.Б. Оришев ; Институт бизнеса и дизайна. – Москва : ООО Сам Полиграфист, 2014. – 146 с.
16. Клименкова, Н. В. Проблема общения в руководстве чтением: на примере Минской ЦБС / Н. В. Клименко // Советское библиотековедение. - 1983. - № 2. - С. 3- 42.
17. Кодекс этики российского библиотекаря. – [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rba.ru/content/about/doc/codex.php (дата обращения 01.11.20)
18. Коряковцева, Н. А. Библиотеки и образование: учебно-методическое пособие / Н. А. Коряковцева. – М. : Либерия-Бибинформ,2009. – 127 с.
19. Логутова, Е. Психология делового общения : учебное пособие / Е. Логутова, И. Якиманская, Н. Биктина ; Оренбургский государственный университет. – Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2013. – 196 с.
20. Лысикова, Н. П. Современная библиотека и образование: социальнокультурный аспект / Н. П.Лысикова, О. И.Алимаева, Н. Р.Вакулич. - Москва : Литера,2009. – 80 с.
21. Мегедь, В. В. Деловое общение в эмоционально напряженной обстановке / В. В. Мегедь // Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество. – 2007. – № 5. – С. 13–34.
22. Скаженик Е. Н. Деловое общение / Е. Н. Скаженик. – Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2005. – 180 с.
23. Соснова, М. Л. Тренинг коммуникативного мастерства / М. Л. Соснова. – Москва: Академический проект, 2010. – 272 с.
24. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления : учебник / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. – 416 с.
25. Суслова, И. М. Деловое общение. Методики достижения эффективных результатов коммуникации / И. М. Суслова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2008. – № 1. – С. 73–81.
26. Сушкова Ю.Н., Туранина Н.А. Межличностное общение библиотечных специалистов: пути формирования // Вестник БГТУ имени В.Г. Шухова. 2015. – №4. – С.56-62.
27. Туранина Н.А., Сушкова Ю.Н. Межличностное общение и формирование корпоративной культуры в библиотеке // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2018. – №43. - С.52-55.
28. Туранина Н.А., Капустина Т.А. Вербальное общение в библиотечно-информационной сфере: особенности и подготовка кадров // Среднее профессиональное образование. – 2014. – №8. – С. 22-23.
29. Туранина Н.А., Капустина Т.А. Деловое общение в библиотечной сфере: эффективные способы его формирования // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. – 2015. – №4. – С.272-276.
30. Хусаинова, Г.Р. Творческие игры для делового общения : учебное пособие / Г.Р. Хусаинова ; Министерство образования и науки России, Казанский национальный исследовательский технологический университет. – Казань : Казанский научно-исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2017. – 80 с.