ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ В ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Психолого-педагогические исследования по поликультурному воспитанию
детей дошкольного возраста 6
1.2. Особенности реализации поликультурного воспитания дошкольников 11
1.3. Разные виды деятельности в поликультурном воспитании детей
дошкольного возраста 16
Выводы 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ 23
2.1. Выявление уровня поликультурного воспитания 23
2.2. Осуществление работы по использованию разных видов деятельности в
поликультурном воспитании дошкольников 30
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 38
Выводы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ В ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Психолого-педагогические исследования по поликультурному воспитанию
детей дошкольного возраста 6
1.2. Особенности реализации поликультурного воспитания дошкольников 11
1.3. Разные виды деятельности в поликультурном воспитании детей
дошкольного возраста 16
Выводы 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ 23
2.1. Выявление уровня поликультурного воспитания 23
2.2. Осуществление работы по использованию разных видов деятельности в
поликультурном воспитании дошкольников 30
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 38
Выводы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Процесс поликультурного воспитания охватывает все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения и направлен на формирование, высоконравственной личности, способной к осуществлению собственной оценочной деятельности, самостоятельной выработке жизненной позиции, основанной на твердых нравственных убеждениях.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а город Москва, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям - одна из важнейших задач работы педагога. В нашей стране живут русские, татары, чуваши, азербайджанцы, удмурты, украинцы, осетины и т.д.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одной из образовательных областей является «Социально-коммуникативное развитие», цель, которой - позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». [29, С.7]
Дошкольный возраст является сенситивным, исключительно важным в плане социально-нравственного становления человека, воспитания у него национальной культуры. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.
Данной проблематике были посвящены работы Я.А. Коменского [13],
Л.С. Выготского [7], Г.Д. Дмитриева [7], А.Н. Джуринского [6], М.М. Бахтина, B.C. Библера [27], Г.В. Палаткина [21] и др.
Опыт работы показывает, что знакомство дошкольников с национальными традициями, культурой эффективно проводить через ознакомление с краеведческим материалом. Поэтому изучение истории в дошкольном учреждении начинается со знакомства с мини-музеем. Именно здесь впервые дети видят национальный костюм, старинную посуду, мебель, предметы труда. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования «Использование разных видов деятельности в поликультурном воспитании дошкольников».
Цель исследования - теоретическое обосновать и практически доказать роль разных видов деятельности в поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Объект исследования - процесс поликультурного воспитания дошкольников.
Предмет исследования - использование разных видов деятельности в поликультурном воспитании дошкольников.
В соответствии с целью нами определены задачи исследования:
1. Изучить исследования в поликультурном пространстве разных народов, как область воспитательных воздействий в ДОО.
2. Выявить уровень поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.
3. Организовать разные виды деятельности, направленные на поликультурное воспитание дошкольников.
Гипотеза исследования: поликультурное воспитание будет успешным, если использовать разные виды их деятельности.
Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке и организации условий для развития всех видов деятельности детей в поликультурном воспитании дошкольников.
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ философской,
социологической, этнографической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение опыта педагогической работы ДОУ; анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент.
Организация исследования. Эксперимент проводился на базе ГБОУ ЦО №654 им. А. Д. Фридмана ДСП «Ручеек» г. Москва. Всего исследованием было охвачено 29 детей в возрасте 5-6 лет, и 29 родителей.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а город Москва, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям - одна из важнейших задач работы педагога. В нашей стране живут русские, татары, чуваши, азербайджанцы, удмурты, украинцы, осетины и т.д.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одной из образовательных областей является «Социально-коммуникативное развитие», цель, которой - позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». [29, С.7]
Дошкольный возраст является сенситивным, исключительно важным в плане социально-нравственного становления человека, воспитания у него национальной культуры. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.
Данной проблематике были посвящены работы Я.А. Коменского [13],
Л.С. Выготского [7], Г.Д. Дмитриева [7], А.Н. Джуринского [6], М.М. Бахтина, B.C. Библера [27], Г.В. Палаткина [21] и др.
Опыт работы показывает, что знакомство дошкольников с национальными традициями, культурой эффективно проводить через ознакомление с краеведческим материалом. Поэтому изучение истории в дошкольном учреждении начинается со знакомства с мини-музеем. Именно здесь впервые дети видят национальный костюм, старинную посуду, мебель, предметы труда. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования «Использование разных видов деятельности в поликультурном воспитании дошкольников».
Цель исследования - теоретическое обосновать и практически доказать роль разных видов деятельности в поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Объект исследования - процесс поликультурного воспитания дошкольников.
Предмет исследования - использование разных видов деятельности в поликультурном воспитании дошкольников.
В соответствии с целью нами определены задачи исследования:
1. Изучить исследования в поликультурном пространстве разных народов, как область воспитательных воздействий в ДОО.
2. Выявить уровень поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.
3. Организовать разные виды деятельности, направленные на поликультурное воспитание дошкольников.
Гипотеза исследования: поликультурное воспитание будет успешным, если использовать разные виды их деятельности.
Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке и организации условий для развития всех видов деятельности детей в поликультурном воспитании дошкольников.
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ философской,
социологической, этнографической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение опыта педагогической работы ДОУ; анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент.
Организация исследования. Эксперимент проводился на базе ГБОУ ЦО №654 им. А. Д. Фридмана ДСП «Ручеек» г. Москва. Всего исследованием было охвачено 29 детей в возрасте 5-6 лет, и 29 родителей.
Мы проживаем в многонациональной стране - это огромное многообразие традиций, культур и обычаев. Очень важно сохранить и передать этот дар будущим поколениям, именно с этой целью в образовательные программы, начиная с детского сада, включен национально -региональный компонент.
Ребенок должен знать культуры своего народа, своей страны, если мы не будем знать истории народа, то мы не будем знать своей истории. Дети, познавая и знакомясь с особенностями других народностей, проникаются уважением и толерантностью к ним. Человек - существо социальное и не должен жить разрозненно, ограничив себя лишь определенным кругом общения. На сегодняшний день остро стоит вопрос межнациональной розни, дабы решить его, родители и дети должны совместными трудами подойти к этой проблеме.
Актуальность этой проблемы определило основную цель нашего исследования - теоретическое обоснование и апробация разных видов деятельности в поликультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Был определён объект исследования - процесс поликультурного воспитания дошкольников - и предмет исследования - использование разных видов деятельности в воспитании в поликультурном воспитании дошкольников.
В соответствии с целью нами были определены задачи исследования:
1. Изучить исследования в поликультурном пространстве разных народов, как область воспитательных воздействий в ДОО.
2. Выявить уровень поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.
3. Организовать разные виды деятельности, направленные на поликультурное воспитание дошкольников.
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ философской,
социологической, этнографической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение опыта педагогической работы ДОУ; анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент. Эксперимент проводился на базе ГБОУ ЦО №654 им. А. Д. Фридмана ДСП «Ручеек» г. Москва. Всего исследованием было охвачено 29 детей в возрасте 5 -6 лет, и 29 родителей.
Для решения первой задачи нами исследованы труды разных учёных, которые работали по теме исследования. Результаты этой работы были описаны в Главе I настоящего исследования, а также представлен список изученной литературы.
Для решения второй задачи был поставлен констатирующий эксперимент. Проведенные нами исследования показали, что дети питают интерес к истории своего народа к своему происхождению, об этом свидетельствуют данные полученные в ходе исследования.
49 % детей знают и называют праздники, которые отмечают в стране. Среди народных семейных праздников называют Сабантуй, Пасху, Новый год. 7 % детей объясняют, что значит «праздновать праздник». 90 % детей из 29 правильно называют свою национальность.
Первопричиной не осведомленности детей о своей национальной принадлежности является отсутствие интереса и желания со стороны родителей, исследования показали, что 78 % родителей - с очень низким уровнем знаний о русской культуре, организации жизни по народному календарю, православных праздников. В таких семьях, история семьи, не прослеживается дальше второго поколения.
35% родителей - имеют представления о народных праздниках, они знают свою родословную, интересуются прошлым своей семьи.
62% родителей считают, что не могут самостоятельно рассказать детям о русской культуре на доступном дошкольном языке.
82% родителей поддерживают проводимую в детском саду работу с детьми, так как считают, что она способствует расширению детского кругозора, формированию мыслительной деятельности и подготовке к школе.
8% родителей безразлично относятся к организации работы с детьми в этой области, потому что считают, что эта тема устарела и в современном обществе есть более насущные проблемы.
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 3% детей, средний уровень у 55%, низкий уровень у 42% обследованных дошкольников.
На основе полученных данных и для решения третьей задачи нами был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого был составлен и успешно апробирован план занятий с детьми по развитию и приобщению детей к разным национальным культурам в условиях детского сада.
Обучение детей знакомство дошкольников с различными национальностями можно начинать с походов в городские музеи, познакомить их с трудами народных промыслов, национальными нарядами. Также возможно создание мини-музея в группе детского сада, а также кукол в национальных костюмах. Необходимо включить региональный компонент в различные виды деятельности: изучать орнамент на художественных занятия, народные песни на музыкальных, а также устраивать тематические вечера и чаепития.
Особое место в этой работе занимает взаимодействие с родителями: создание дружественной атмосферы, проведение мастер-классов, тематических родительских собраний и народных гуляний.
Все это знакомит детей с богатой культурой других народов и пробуждает в них чувство любви и уважения своей и чужой культуры.
Представленные данные показывают, что к концу опытно - экспериментальной работы в группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 14% и 11% испытуемых, на низком уровне уменьшилось количество испытуемых на 25%.
Анкетирование родителей показало, что резко уменьшилось (до 20% против 78 %) число родителей с низким уровнем знаний о русской культуре, организации жизни по народному календарю, православных праздников. Совместная деятельность с детьми заинтересовала родителей, некоторые из них даже соревновались между собой, чтобы побольше узнать о национальных традициях своих народов. Также значительно возрос (с 35% до 85%) интерес родителей к народным праздникам, своей родословной, прошлому своей семьи.
Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать их в самостоятельной деятельности.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что поликультурное воспитание будет успешным, если использовать разные виды их деятельности, была нами подтверждена экспериментальным путём.
Практическая значимость нашего исследования заключается в создании условий для развития всех видов деятельности детей в поликультурном воспитании дошкольников. По итогам эксперимента нами даны рекомендации и разработан план по приобщению детей к национальным традициям.
Данные, полученные по завершению внедрения педагогических условий ознакомления с национальными традициями детей старшего дошкольного возраста, позволяют констатировать позитивные изменения в области формирования представлений детей, их интереса к родной культуре и умений использовать полученную информацию в самостоятельной деятельности.
Проведенные в рамках проекта научно-исследовательские работы по поликультурному воспитанию исходили из понимания важности формирования личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством уважения различных национальных культур.
Результатом поликультурного воспитания должно выступать формирование поликультурного мышления, что в итоге способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности в много культурном обществе и ее интеграции в поликультурное мировое пространство.
Работа с дошкольниками должна иметь общий план работы, четко выстроенную методику, содержать познавательный региональный материал, конкретные разделы и последовательные этапы работы в разных возрастных группах, включать в себя как специально организованные занятия, так и мероприятия совместной деятельности педагога и детей, свободную деятельность дошкольника в специально организованных условиях.
Ребенок должен знать культуры своего народа, своей страны, если мы не будем знать истории народа, то мы не будем знать своей истории. Дети, познавая и знакомясь с особенностями других народностей, проникаются уважением и толерантностью к ним. Человек - существо социальное и не должен жить разрозненно, ограничив себя лишь определенным кругом общения. На сегодняшний день остро стоит вопрос межнациональной розни, дабы решить его, родители и дети должны совместными трудами подойти к этой проблеме.
Актуальность этой проблемы определило основную цель нашего исследования - теоретическое обоснование и апробация разных видов деятельности в поликультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Был определён объект исследования - процесс поликультурного воспитания дошкольников - и предмет исследования - использование разных видов деятельности в воспитании в поликультурном воспитании дошкольников.
В соответствии с целью нами были определены задачи исследования:
1. Изучить исследования в поликультурном пространстве разных народов, как область воспитательных воздействий в ДОО.
2. Выявить уровень поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.
3. Организовать разные виды деятельности, направленные на поликультурное воспитание дошкольников.
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ философской,
социологической, этнографической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение опыта педагогической работы ДОУ; анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент. Эксперимент проводился на базе ГБОУ ЦО №654 им. А. Д. Фридмана ДСП «Ручеек» г. Москва. Всего исследованием было охвачено 29 детей в возрасте 5 -6 лет, и 29 родителей.
Для решения первой задачи нами исследованы труды разных учёных, которые работали по теме исследования. Результаты этой работы были описаны в Главе I настоящего исследования, а также представлен список изученной литературы.
Для решения второй задачи был поставлен констатирующий эксперимент. Проведенные нами исследования показали, что дети питают интерес к истории своего народа к своему происхождению, об этом свидетельствуют данные полученные в ходе исследования.
49 % детей знают и называют праздники, которые отмечают в стране. Среди народных семейных праздников называют Сабантуй, Пасху, Новый год. 7 % детей объясняют, что значит «праздновать праздник». 90 % детей из 29 правильно называют свою национальность.
Первопричиной не осведомленности детей о своей национальной принадлежности является отсутствие интереса и желания со стороны родителей, исследования показали, что 78 % родителей - с очень низким уровнем знаний о русской культуре, организации жизни по народному календарю, православных праздников. В таких семьях, история семьи, не прослеживается дальше второго поколения.
35% родителей - имеют представления о народных праздниках, они знают свою родословную, интересуются прошлым своей семьи.
62% родителей считают, что не могут самостоятельно рассказать детям о русской культуре на доступном дошкольном языке.
82% родителей поддерживают проводимую в детском саду работу с детьми, так как считают, что она способствует расширению детского кругозора, формированию мыслительной деятельности и подготовке к школе.
8% родителей безразлично относятся к организации работы с детьми в этой области, потому что считают, что эта тема устарела и в современном обществе есть более насущные проблемы.
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 3% детей, средний уровень у 55%, низкий уровень у 42% обследованных дошкольников.
На основе полученных данных и для решения третьей задачи нами был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого был составлен и успешно апробирован план занятий с детьми по развитию и приобщению детей к разным национальным культурам в условиях детского сада.
Обучение детей знакомство дошкольников с различными национальностями можно начинать с походов в городские музеи, познакомить их с трудами народных промыслов, национальными нарядами. Также возможно создание мини-музея в группе детского сада, а также кукол в национальных костюмах. Необходимо включить региональный компонент в различные виды деятельности: изучать орнамент на художественных занятия, народные песни на музыкальных, а также устраивать тематические вечера и чаепития.
Особое место в этой работе занимает взаимодействие с родителями: создание дружественной атмосферы, проведение мастер-классов, тематических родительских собраний и народных гуляний.
Все это знакомит детей с богатой культурой других народов и пробуждает в них чувство любви и уважения своей и чужой культуры.
Представленные данные показывают, что к концу опытно - экспериментальной работы в группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 14% и 11% испытуемых, на низком уровне уменьшилось количество испытуемых на 25%.
Анкетирование родителей показало, что резко уменьшилось (до 20% против 78 %) число родителей с низким уровнем знаний о русской культуре, организации жизни по народному календарю, православных праздников. Совместная деятельность с детьми заинтересовала родителей, некоторые из них даже соревновались между собой, чтобы побольше узнать о национальных традициях своих народов. Также значительно возрос (с 35% до 85%) интерес родителей к народным праздникам, своей родословной, прошлому своей семьи.
Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать их в самостоятельной деятельности.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что поликультурное воспитание будет успешным, если использовать разные виды их деятельности, была нами подтверждена экспериментальным путём.
Практическая значимость нашего исследования заключается в создании условий для развития всех видов деятельности детей в поликультурном воспитании дошкольников. По итогам эксперимента нами даны рекомендации и разработан план по приобщению детей к национальным традициям.
Данные, полученные по завершению внедрения педагогических условий ознакомления с национальными традициями детей старшего дошкольного возраста, позволяют констатировать позитивные изменения в области формирования представлений детей, их интереса к родной культуре и умений использовать полученную информацию в самостоятельной деятельности.
Проведенные в рамках проекта научно-исследовательские работы по поликультурному воспитанию исходили из понимания важности формирования личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством уважения различных национальных культур.
Результатом поликультурного воспитания должно выступать формирование поликультурного мышления, что в итоге способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности в много культурном обществе и ее интеграции в поликультурное мировое пространство.
Работа с дошкольниками должна иметь общий план работы, четко выстроенную методику, содержать познавательный региональный материал, конкретные разделы и последовательные этапы работы в разных возрастных группах, включать в себя как специально организованные занятия, так и мероприятия совместной деятельности педагога и детей, свободную деятельность дошкольника в специально организованных условиях.



