Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Предметно-пространственная среда кабинета композиции как условие развития творческих способностей обучающихся детской художественной школы

Работа №61720

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дизайн

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
287
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты организации предметно-пространственной среды как условие творческого развития обучающихся в детских художественных школах
1.1. Педагогические условия творческого развития обучающихся детской
художественной школы 8
1.2. Специфика организации предметно-пространственной среды
художественной школы 18
Выводы по главе 28
Глава II. Разработка предметно-пространственной среды кабинета
композиции детской художественной школы
2.1. Основные требования к организации предметно-пространственной среды
кабинета композиции детской художественной школы 30
2.2. Этапы разработки дизайн-проекта интерьера кабинета композиции детской художественной школы 38
Выводы по главе 50
Заключение 52
Список литературы 53
Приложения 58

В условиях становления новой системы образования, наряду с усилением статуса знаний и интеллекта, не менее значимым фактором актуализации подрастающего человека выступает воспитание креативных качеств личности, как сущностной характеристики любой человеческой деятельности. Поэтому развитие творческого потенциала личности во всем богатстве и многообразии, создание условий для наиболее полной и успешной самореализации школьников является первоочередной задачей системы образования и воспитания.
Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит и от исключительно одаренных людей. Для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования.
Национальной образовательной стратегией - инициативой «Наша новая школа» одновременно с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта и в тесной связи с ним предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.[58]
Новые стандарты позволяют развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. К учреждениям дополнительного
образования относятся спортивные школы, станции юных техников, музыкальные и художественные школы.
Художественное творчество представляет собой процесс самоизменения личности, эффективность которого зависит от специально-организованных условий, в которых возможно взращивание творческого потенциала личности. Оно будет осуществляться более успешно при условии
грамотно организованной художественной среды учреждения дополнительного образования, которая: является гибкой, развивающейся социокультурной и природной системой, определяющей характер жизненного пространства учреждения дополнительного образования; наполнена предметным содержанием, способным порождать у учащихся смыслы активного творчества и жизнедеятельности; создает условия для воздействия предметов искусства на развитие творческих способностей учащихся.
Предметно-пространственная среда учреждения дополнительного образования является структурным элементом динамичного, постоянно расширяющегося образовательного пространства художественной школы и содержит потенциал для развития творческой личности обучающихся, актуализирует все сферы личности и стимулирует их творческую деятельность.
Предметно-пространственная среда художественной школы способствует развитию образного мышления и фантазии, стимулирует внутренние силы и творческую потенцию личности, несет положительную энергию, что в целом создает хорошую базу для успешного развития не только специальных художественных, творческих способностей, но и всеобщей универсальной способности к творчеству.
Однако обзор научной литературы свидетельствует о том, что данная проблема остается недостаточно освещенной - здесь и недостаточная разработанность и содержания, и методов развития творческого потенциала учащихся средствами предметно-пространственной среды учреждения дополнительного образования. Вместе с тем, в теории и практике накоплены значительные знания и созданы методологические предпосылки, образующие базу для нашего исследования.
Актуальность нашего исследования подтверждается возрастающей потребностью разработки средовых условий, необходимых для развития творческого потенциала обучающихся в учреждениях дополнительного образования.
Актуальность, а также недостаточная разработанность
рассматриваемого вопроса и личная заинтересованность автора продиктовали необходимость разработки дизайн-проекта интерьера
кабинета композиции учреждения дополнительного образования (МБОУ «Детская художественная школа №1» Бугульминского района МРТ и обусловили тем самым выбор темы выпускной квалификационной работы «Предметно-пространственная среда кабинета композиции как условие развития творческих способностей обучающихся детской художественной школы»
Гипотеза исследования заключается в утверждении того, что эффективное развитие творческих способностей обучающихся художественной школы возможно только в условиях грамотно организованной предметно-пространственной среды.
Цель исследования - изучение предметно-пространственной среды кабинета композиции как условия развития творческих способностей обучающихся детской художественной школы.
Объект исследования - предметно-пространственная среда кабинета композиции.
Предмет исследования - развитие творческих способностей обучающихся детской художественной школы в условиях предметно-пространственной среды кабинета композиции.
В соответствии с определенными целью и гипотезой, в исследовании были поставлены следующие задачи:
- теоретически обосновать и описать особенности развития творческих способностей обучающихся в условиях художественной школы;
- изучить факторы активизации творческого развития обучающихся детской художественной школы;
- проанализировать специфику и основные требования к организации предметно-пространственной среды кабинета композиции детской художественной школы;
- описать этапы разработки дизайн-проекта интерьера кабинета композиции детской художественной школы.
Методическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных психологов, педагогов, специалистов в области дизайна среды (развитие творческих способностей детей - 5. Богоявленская Д.Б.,
Выготский Л.С., Лук А.Н., Мелик-Пашаев А.А., Левин В.А., Немов Р.С., Пономарёв Я.А., Дружинин В. Н., Дьяченко О.М., Кулагина И.Ю., Обухова Л.Ф., Лейтес Н.С.; средовой подход в воспитании - Фрумин И. Д., Мудрик А. В., Vallance E., Майнулов Ю.С., Иорданский Н.Н., Басов А. Н.; особенности организации предметно-пространственной среды школы - Флерина Е.А., Библер B.C., Гусинский Э.Н.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыты особенности влияния предметно-пространственной среды кабинета композиции на творческое развитие обучающихся художественной школы; теоретически обоснованы основные требования к организации предметно¬пространственной среды кабинета композиции детской художественной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться в практике организации предметно-пространственной среды учреждений дополнительного образования, в подготовке студентов-дизайнеров интерьера.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 63 источника на 5 страницах.
К работе прилагается графический проект «Дизайн-проект кабинета композиции детской художественной школы».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наиболее целостно развитие ребенка проходит в уютной, комфортной обстановке, которая способствует эффективному обучению, физическому, духовному и нравственному росту. Безусловно, логически составленный интерьер и грамотный декор создают благоприятную среду для творческого развития ребенка и раскрытия его способностей. Правильно подобранный цвет стен, хорошее освещение, экологичная удобная мебель, являются важными элементами предметно-пространственной среды, поэтому нужно, чтобы каждый из них был тщательно продуман, тем более, если речь идет об интерьере кабинета изобразительного искусства, в котором будут развиваться творческие способности школьников.
Исходя из вышеизложенного, нами была доказана гипотеза исследования, что эффективное развитие творческих способностей обучающихся художественной школы возможно в условиях грамотно организованной предметно-пространственной среды.
Дизайн-проект интерьера кабинета композиции гармонично сочетает элементы таких направлений как минимализм.
Композиция интерьера симметрична, основными ее элементами являются противоположно расположенные зоны.
Подводя итог, можно сказать, что проделана долгая плодотворная работа по созданию интерьера, отвечающего концепциям минимализма. Мы учли все необходимые требования и создали проект интерьера, направленного на эффективное творческое воспитание детей, раскрытие их талантов и способностей.
Цель нашего исследования достигнута.



1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. 568 с.
2. Антонова В. И. Организационно-педагогические условия развития творческого потенциала учащихся сельских детских школ искусств на основе интеграции предметов эстетического цикла // Вестник ЧГПУ. Челябинск, 2011. №3. С. 20-28.
3. Басов А. Н. Педагогические условия социального закаливания старшеклассников: Автореф. дис. Кострома, 1999. - с. 22
4. Битюцкая Е. В., Худобина Е. И. Интеллект как фактор социальной одаренности // Одаренность: рабочая концепция / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков. Москва-Самара: Изд-во РПО, 2000. — С. 121-124.
5. Богоявленская Д.Б. "Субъект деятельности" в проблематике творчества // Вопросы психологии. - 2011. - №2.
6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2000 / Кирилл и Мефодий, Большая Российская энциклопедия. — Электронное издание. — М.: Нью Медиа Дженерейшн, 2012.
7. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности [Текст] / Л.П. Буева. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 368 с
8. Василенко П.Г. Развитие художественно-творческих способностей обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования. Автореф. дисс. на соискание ученой степени к-та пед. наук. Челябинск, 2015. - с. 32
9. Выготский Л.С. Собр. Соч..:в 6т./ Авт. Вступит. Статьи А.Н. Леонтьев; сост. М.Г. Ярошевский.- М: Библиотека «Вехи», 2000. - с. 152.
10. Гавриленко Т. Обучение через желание // Учитель. - 2005. - № 6. - С. 12-13
11. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. под ред. Минервина Г.Б. М.: Архитектура-С. 2004.
12. Днепров Э. Д. Ушинский и современность / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. — 232 с.
13.Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация : учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2011. -. 192 с.
14. Иорданский Н.Н. Организация детской среды.- М.: Изд-во «Работник просвещения», 1925. С.132-177
15. Большой психологический словарь / ред.: Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
16. Компанцева, Л. В. Художественно-эстетическая предметно¬
пространственная среда как условие приобщения детей к культуре / Л.В. Компанцева. - С.36-46
17. Кондаков, И. М. Психология : иллюстрированный словарь / И. М. Кондаков. Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 512 с.
18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: УРАО, 1997. - 176 с.
19. Л. Компанцева // Детский сад от А до Я. - 2005. - N 4. - с. 36-46
20. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1992. - 55 с.
21. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. - М., 2000. - 416 с.
22. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Изд. центр "Академия", 2004. - 352 с.
23. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С.Р. - М., 1969.
24. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Просвещение, 1978. — 128 с.
25. Майнулов Ю.С. Средовой подход в воспитании: Дис. д-ра пед. наук.-М., 1997. - 36 с.
26. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981. -96 с.
27. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. ... Л.В. Мардахаев. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 368 с.
28. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. - М., 2001, кн. 3.
29. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 442с.
30. Пахомова О. Ф. Художественно-образовательная среда как условие развития творческой активности школьников // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Аспирантские тетради: научный журнал. СПб.,2007. № 19.
31. Пахомова О. Ф. Художественно-образовательная среда как условие развития творческой активности школьников // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Аспирантские тетради: научный журнал. СПб.,2011. № 19
32. Пономарёв Я.А. Психология творчества. - М., 1987. - 304 с.
33. Розенсон И. А. Основы теории дизайна. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006. - с. 102
34. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 31-33
35. Рюле О. Ребенок и среда. Коммунистическая школьная программа. -
Л., 173. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии:
Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
36. Савелова Е. Формирование культурной компетентности // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 61-65
37. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
38. Селеменев С., Ткаченко А. Диалог: культура и компетенция // Учитель. - 2005. - № 5. - С. 73-77
39. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей
образования в пространстве культуры// Новые ценности образования: культурные модели. Вып.7.М.,1997.- с. 27
40. Соррел К. Пространство и свет в современном интерьере. - Кладезь- Букс, 2011. - 144 с.
41. Строительные нормы и правила СНиП 2.08.02-89. Общественные здания и сооружения. - М.: ЦИТП, 2012.-40с.
42. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т. 1, с. 147
43. Флёрина Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко и др. - М. Просвещение, 1980. - С. 307-313.
44. Флерина Е.А., Эстетическое воспитание дошкольника. Изд. АПН РСФСР - М., 1961. - 333 с.
45. Фролова О. «Удалить Ушинского из лицея...» // Газета "Первое сентября". — 2014. — № 4
46.Чумичева Р.М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка / Р.М. Чумичева // Детский сад от А до Я. - 2005. - N 4. - с. 7
47. Шадриков В.Д. Способности человека., М., Воронеж, 1997. — 288 с.
48. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция:
методологические аспекты построения. М., 2006. 239 с.
Б)
49. Anthes E. How rooms and architecture affect mood and creativity, 2009.
50. Dreeben R. On what is learned in school, 1968.
51. Giroux H. Social Education in the Classroom: The Dynamics of the Hidden Curriculum, 1983.
52. Kaplan R. Intrinsic and aesthetic values of urban nature: A
psychological perspective. In I. Douglas, D. Goode, M. Houk, and R. Wang (Eds.) The Routledge Handbook of Urban Ecology. London: Routledge. 2011. Pp. 385-393.
53.Oakes J. Tracking in secondary schools: A contextual perspective, 1989.
54. Vallance E. Hiding the Hidden Curriculum: An Interpretation of the Language of Justification in Nineteenth-Century Educational Reform. 1977.
В)
55. Дизайн интерьера помещений. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gvozdem. ru/dizayn-interyera
56. Дизайн интерьеров. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/
57. История дизайна. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.rich-salon.ru/istori. html
58. Официальный сайт Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» http: //www.kpmo.ru/
59. Принципы формирования пространства. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.vibormebely.ru/princformirov.html
60. Федеральные государственные стандарты. Официальный
сайт:http://standart.edu.ru/
61. Функциональные основы дизайна. [Электронный ресурс] Режим
доступа: http: //www.art-citadel .ru/articles/3 5 -
functionalbasesofdesign.html
62. Цвет и свет в интерьере. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.dipris.ru/articles/style/color/2358. html
63.Электронное образование в Республике Татарстан Официальный сайт: http: //edu.tatar.ru/priv/page6350. htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ