Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РФ

Работа №61707

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
298
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. РОЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ 7
1.1. Сущность и значение сельскохозяйственной отрасли 7
1.1.1. Особенности сельскохозяйственной отрасли 7
1.1.2. Показатели эффективности сельского хозяйства 11
1.2. Сельское хозяйство в России 19
1.2.1. Производственные ресурсы АПК 19
1.2.1.1. Земельные ресурсы и их использование 21
1.2.1.2. Трудовые ресурсы и их использование 28
1.2.1.3. Материальные ресурсы и их использование 34
1.2.2. Инвестиции и капитальные вложения в сельское хозяйство 36
Глава 2. ИЗМЕНЕНИЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ РФ, ВЫЗВАННЫЕ
ВЛИЯНИЕМ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ 38
2.1. Влияние присоединения к ВТО на сельское хозяйство РФ 38
2.2. Последствия ввода экономических санкций
для сельскохозяйственной отрасли РФ 47
2.3. Рекомендации по формированию мер государственного регулирования в
сфере сельского хозяйства 55
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложения 67
Приложение 1 67
Приложение 2 69
Приложение 3 70
Приложение 4 71


В современных условиях глобализации правила игры на мировом рынке устанавливаются странами коллективно. Следует отметить, что важную роль в этом процессе выполняет Всемирная торговая организация (далее ВТО), которая на данный момент объединяет порядка 162 государств. Основная задача ВТО - способствование свободной торговле между участниками организации посредством устранения всех барьеров, установленных государствами для защиты своих национальных производителей.
В 2012 году Россия также присоединилась к организации. Важной частью пакета документов о присоединении стали нормы соглашений ВТО в сфере сельского хозяйства, в частности, обязательства по снижению тарифов и тарифных квот на многие виды сельскохозяйственной продукции, что могло привести к значительному росту импорта продовольствия из стран-членов ВТО.
Несмотря на достаточное развитие индустрии, сельское хозяйство продолжает играть важную роль в экономике России. Благодаря достаточной поддержке со стороны государства, на момент присоединения к ВТО в сельском хозяйстве России ощущался некий подъем. Поэтому некоторые эксперты выражали свою обеспокоенность присоединением России к организации и предполагали, что присоединение РФ к ВТО приведет к негативным последствиям для отрасли сельского хозяйства.
Спустя два года членства в организации, Россия находилась в процессе активной адаптации к принятым на себя обязательствам в рамках ВТО. Но в 2014 году ситуация вновь кардинально изменилась. В результате влияния определенных внешнеполитических факторов, Россия, с целью защиты своих интересов ввела эмбарго на импорт достаточно широкого перечня сельскохозяйственной продукции из стран, являющихся важными торговыми партнерами страны.
Изучение данной темы, безусловно, актуально. Сельское хозяйство действительно играет важную роль в экономике России и активно поддерживается государством. Однако в последние годы, отрасль испытывает на себе серьезное влияние внешнеполитических факторов. Так, присоединение РФ к ВТО и ввод экономических санкций - два важнейших фактора, которые не только оказывают значительное влияние на экономику РФ, в частности на сельское хозяйство, но и имеют прямо противоположные цели. Присоединение РФ к ВТО подразумевало интеграцию в мировой рынок, а также интеграцию в современные институты международного регулирования, а ввод санкций - это ограничительные меры в отношении России, призванные ослабить российскую экономику, следствием которых стало введение собственного эмбарго на ввоз товаров в страну. Для того чтобы понимать как отрасли развиваться в сложившейся ситуации, необходимо выяснить степень и направление влияния каждого из вышеупомянутых факторов, с целью разработки соответствующих мер государственного регулирования, которые позволили бы сельскому хозяйству адаптироваться к новым условиям хозяйствования и использовать сложившуюся ситуацию для достижения более высоких результатов в процессе производства.
В ходе изучения темы был выделен объект исследования - сельское хозяйство России и предмет исследования - влияние внешнеполитических факторов на развитие отрасли сельского хозяйства в РФ.
Основной целью данной работы является выработка рекомендаций по формированию мер государственного регулирования в сфере сельского хозяйства, необходимых для снижения негативного влияния внешнеполитических факторов на развитие отрасли.
На пути к достижению поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Выделены показатели эффективности функционирования сельскохозяйственной отрасли;
2. Проанализировано состояние сельского хозяйства России до присоединения к ВТО;
3. Проанализированы цели и последствия присоединения РФ к ВТО, посредством оценки выделенных ранее показателей;
4. Рассмотрена сущность (содержание) санкций и последствия их введения для экономики РФ с помощью оценки показателей эффективности;
5. Проанализированы изменения, которые произошли в структуре предприятий сельского хозяйства после присоединения России к ВТО, а также после введения экономических санкций.
В работе использованы такие методы исследования, как изучение, анализ и сравнение научной литературы, соглашений, нормативно-правовых документов, статистических данных и официальных отчетов. Таким образом, основными методами исследования являются методы сравнительного анализа.
В процессе написания работы были изучены различные монографии, публикации в экономических журналах, документы ВТО, правительства РФ, международные соглашения, статистические данные Росстата, РБК и аналитические отчеты.
Говоря о практической значимости данного исследования, стоит отметить, что понимание особенностей влияния внешнеполитических факторов на сельское хозяйство страны, а также наличие рекомендаций по формированию мер государственного регулирования, позволит государству защитить отрасль от негативного влияния этих факторов, посредством разработки стратегии устойчивого развития отрасли.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, цель исследования, практическую значимость работы. В первой главе речь идет об особенностях сельскохозяйственной отрасли, ее значении для экономики и способах оценки эффективности ее функционирования. Кроме того, подробно рассмотрено сельское хозяйство в России посредством оценки производственных ресурсов отрасли. Вторая глава имеет еще большую практическую направленность и посвящена оценке изменений в отрасли, связанных с влиянием на нее внешнеполитических факторов. На основе полученных результатов составлены рекомендации по формированию мер государственного регулирования в сфере сельского хозяйства, необходимых для снижения негативного влияния внешнеполитических факторов на развитие отрасли. В заключении представлены выводов относительно изученной темы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В силу того, что сельское хозяйство играет важную роль в экономике России и на момент начала воздействия на нее внешнеполитических факторов значительно поддерживалась государством, анализ влияния на нее данных факторов, имеющих, кроме того, прямо противоположные цели, является крайне актуальной темой. Под внешнеполитическими факторами подразумеваются два важнейших фактора - присоединение РФ к ВТО и ввод экономических санкций против России, следствием которых стало российское эмбарго на импорт продукции из некоторых стран, оказывающих непосредственное влияние на сельскохозяйственную отрасль.
Осветить все аспекты данной темы крайне сложно, однако опираясь на поставленные задачи, удалось достичь цели дипломной работы, которая заключалась в анализе и сравнении изменений, которые произошли в структуре сельскохозяйственных предприятий в результате воздействия на отрасль внешнеполитических факторов, а также выработке рекомендаций по формированию мер государственного регулирования в сфере сельского хозяйства.
Так, на первом этапе эмпирического исследования были рассмотрены особенности сельскохозяйственной отрасли, способы оценки ее эффективности, а также описано состоянию сельского хозяйства России до присоединения к ВТО. Затем были рассмотрены цели и последствия присоединения России к ВТО, рассмотрены последствия ввода экономических санкций для отрасли, что позволило сравнить изменения, которые произошли в структуре предприятий в результате воздействия на отрасль внешнеполитических факторов. И, в заключении, на основе полученных результатов, были формулировать меры государственной поддержки предприятий сельского хозяйства по адаптации к новым условиям хозяйствования.
Для того чтобы делать выводы относительно сложившейся ситуации в любой отрасли экономики, необходимо оценивать некие показатели эффективности ее функционирования. В результате анализа различных методов оценки эффективности сельскохозяйственной отрасли, стало очевидно, что эффективность сельского хозяйства - это сложная экономическая категория, требующая комплексного подхода, в частности, рассмотрения показателей экономической, технологической, социальной и экологической эффективности в совокупности.
Чтобы оценить вклад каждого из факторов в развитие отрасли, был проведен анализ состояния отрасли до начала влияния рассматриваемых внешнеполитических факторов. Анализ производственных ресурсов АПК до 2012 года, в число которых входят земельные, трудовые и материальные ресурсы показал, что значительные усилия государства по поддержке отрасли оправдывают себя в точки зрения многих показателей эффективности, однако отрасль продолжает нуждаться в инвестициях, как государственных, так и частных.
Присоединившись к ВТО, Россия взяла на себя серьезные обязательства в сфере сельского хозяйства и была вынуждена снизить уровень защиты национальных производителей от зарубежных. Предполагалось, что данный фактор в краткосрочном периоде может оказать значительное негативное влияние на текущее состояние отрасли и ее дальнейшее развитие, однако этого не произошло, о чем свидетельствует проведенный анализ показателей эффективности. Кроме того, спустя два года членства в организации, чистый эффект от членства определить стало невозможно, в силу введения экономических санкций, которые, по сути своей, преследовали прямо противоположные цели в сравнении с ранее упомянутым фактором.
Что касается последствий ввода экономических санкций, выводы несколько противоречивы в связи с разнонаправленной динамикой рассмотренных показателей, отразивших влияние фактора, однозначно положительного или отрицательного влияния выявлено не было. В любом случае, подвести итоги и определить последствия ввода санкций для отрасли можно будет только через несколько лет, потому что сейчас оценить эффект мешает ряд других важных факторов, таких как падение цен на нефть, рост инфляции, сокращение потребительского спроса и т.д.
Таким образом, начиная с конца 2012 года, сельскохозяйственная отрасль России находится под постоянным давлением внешнеполитических факторов, которые оказывают на нее определенное влияние. Несмотря на то, что эти факторы кардинально отличаются, в ходе анализа были выявлены не только отличительные их черты, но и некоторые точки соприкосновения, в том числе, результаты исследования свидетельствуют о том, что в ходе анализа экологических, социальных и технологических факторов, влияние присоединении к ВТО и ввод санкций они не отразили.
В результате анализа сложившейся ситуации в аграрном секторе страны, важным результатом исследования стали рекомендации по формированию мер государственного регулирования в сфере сельского хозяйства, призванные нивелировать негативные последствия от влияния внешнеполитических факторов на сельское хозяйство.
Для того чтобы определить основные направления для формирования мер, был оценен как индивидуальный, так и совокупный эффект от влияния внешнеполитических факторов на отрасль, и выявлены самые проблемные сферы. По результатам исследования, такими сферами стали: экспорт, инвестиции и постоянно сокращающееся число организаций в отрасли. Именно для этих факторов и были предложены рекомендации по формированию мер государственного регулирования отрасли, охватывающие, в большей степени, нефинансовые механизмы.
Представленный перечень мер, однако, не является исчерпывающим и может быть дополнен другими мерами для поддержки и развития сельского хозяйства Российской Федерации.
В целом, по результатам исследования можно сделать вывод, что цель дипломной работы была достигнута, а задачи выполнены.



1. Внешнеэкономическая деятельность // Российский статистический ежегодник. 2013.
Росстат - М., 2013. - С. 620 - 641.
2. Внешнеэкономическая деятельность // Российский статистический ежегодник. 2015. Росстат - М., 2015. - С. 626 - 649.
3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1421) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm(дата обращения: 18.05.2016).
4. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения // Министерство сельского хозяйства РФ. - Москва, 2013. - 61 с.
5. Инвестиции // Российский статистический ежегодник. 2013. Росстат - М., 2013. - С. 569 - 574.
6. Инвестиции // Российский статистический ежегодник. 2015. Росстат - М., 2015. - С. 581 - 585.
7. Информационно-правовой портал ГАРАНТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/(дата обращения: 23.05.2016).
8. Курьяков, И.А. Основы экономики, организации и управления сельскохозяйственным производством: учебное пособие / И.А. Курьяков, С.Е. Метелёв - Омск: Издатель ИП Васильев В.В., 2008. - 501 с.
9. Лобачева, Т И. Эффективность сельскохозяйственного производства: лекция / Т И. Лобачева. - М. ФГБОУ ВПО МГФВМиБ, 2012. - 25 с.
10. Макарец, Л. И. Экономика сельскохозяйственной продукции / Л. И. Макарец. - Санкт - Петербург, 2009. - 224 с.
11. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://mcx.ru/news/news/show/50734.355.htm(дата обращения: 05.04.2016).
12. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.economy.gov.ru/minec/main(дата обращения: 18.04.2016).
13. Население // Российский статистический ежегодник. 2013. Росстат - М., 2013. - С. 77 - 110.
14. Население // Российский статистический ежегодник. 2015. Росстат - М., 2015. - С. 69 - 103.
15. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://government.ru/media/files/41d4f8cdfeeb731522d2.pdf(дата обращения: 10.05.2016).
16. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 г. № 1044 "Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования" [Электронный ресурс].
- Режим доступа:http://ivo.garant.rU/#/document/70764842/paragraph/1:1(дата обращения: 23.05.2016).
17. Природные ресурсы и охрана окружающей среды // Российский статистический ежегодник. 2013. Росстат - М., 2013. - С. 71.
18. Природные ресурсы и охрана окружающей среды // Российский статистический ежегодник. 2015. Росстат - М., 2015. - С. 60 - 63.
19. Распоряжение Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1948-р «Об утверждении
плана мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014 - 2015 г г. » [ Э л е к т р о н н ы й ресурс]. - Режим доступа:
http://base.garant.rU/70758674/#ixzz48lbt7n00(дата обращения: 16.05.2016).
20. Сельское и лесное хозяйство // Российский статистический ежегодник. 2013. Росстат - М., 2013. - С. 383 - 388.
21. Сельское и лесное хозяйство // Российский статистический ежегодник. 2015. Росстат - М., 2015. - С. 393 - 398.
22. Сколько стоит Россия: 10 лет спустя (раздел 3, сельское хозяйство) / И.А. Николаев и др., 2014. - с. 32.
23. Социальное положение и уровень жизни населения России // Российский статистический ежегодник. 2013. Росстат - М., 2013. - С. 75 - 92.
24. Торгово-промышленная палата РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tpprf.ru/ru/(дата обращения: 10.04.2016).
25. Труд // Российский статистический ежегодник. 2013. Росстат - М., 2013. - С. 113 - 129.
26. Труд // Российский статистический ежегодник. 2015. Росстат - М., 2015. - С. 107.
27. Труд и занятость в России // Российский статистический сборник. 2013. Росстат - М., 2013. - С. 30 - 72, 435 - 437.
28. Труд и занятость в России // Российский статистический сборник. 2003. Госкомстат - М., 2003. - С. 30 - 61, 358 - 359.
29. Уровень жизни населения // Российский статистический ежегодник. 2013. Росстат - М., 2013. - С. 145 - 151.
30. Уровень жизни населения // Российский статистический ежегодник. 2015. Росстат - М., 2015. - С. 146.
31. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.gks.ru/(дата обращения: 18.05.2016).
32. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/(дата обращения: 03.05.2016).
33. Экономика отраслей АПК / И.А. Минаков и др.; под ред. И.А. Минакова. - М.: КолосС, 2004. - 464с.
34. Экономика сельского хозяйства: учебное пособие для вузов / под ред. И.А. Минакова. - М.: КолосС, 2004. - 328 с.
35. Экономика сельского хозяйства: учебное пособие для вузов / под ред. В.Т. Водянникова. - М.: КолосС, 2007. - 390 с.
36. Эффективность сельскохозяйственного производства (методические рекомендации) / под ред. И. С. Санду, В. А. Свободина, В. И. Начаева, М. В. Косолаповой, В. Ф. Федоренко. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2013. - 228 с.
37. World Trade Organization [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wto.org/index.htm(дата обращения: 10.03.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ