Закупочная логистика на предприятии оптовой торговли(на примере ООО «Оптовик»)
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты организации материально-технического
снабжения на предприятии 6
1.1 Сущность и цели материально-технического снабжения 6
1.2 Планирование закупок и оценка эффективности закупочной
логистики 14
1.3 Организация закупочной логистики в оптовой торговле 20
2. Анализ системы материально-технического снабжения
предприятия ООО «Оптовик» 31
2.1 Краткая характеристика деятельности компании
ООО«Оптовик» 31
2.3 Организация процесса закупки продукции на предприятии 37
2.4 Управление товарными запасами на предприятии 47
3. Совершенствование процессов закупочной логистики
на предприятии ООО «Оптовик» 52
3.1 Мероприятия по оптимизации партии поставки 52
3.2 Совершенствование процесса автоматизации закупочной
деятельности предприятия 58
3.3 Экономическая эффективность предложенных мероприятий 72
Заключение 80
Список использованной литературы 8 2
Приложения 85
1. Теоретические аспекты организации материально-технического
снабжения на предприятии 6
1.1 Сущность и цели материально-технического снабжения 6
1.2 Планирование закупок и оценка эффективности закупочной
логистики 14
1.3 Организация закупочной логистики в оптовой торговле 20
2. Анализ системы материально-технического снабжения
предприятия ООО «Оптовик» 31
2.1 Краткая характеристика деятельности компании
ООО«Оптовик» 31
2.3 Организация процесса закупки продукции на предприятии 37
2.4 Управление товарными запасами на предприятии 47
3. Совершенствование процессов закупочной логистики
на предприятии ООО «Оптовик» 52
3.1 Мероприятия по оптимизации партии поставки 52
3.2 Совершенствование процесса автоматизации закупочной
деятельности предприятия 58
3.3 Экономическая эффективность предложенных мероприятий 72
Заключение 80
Список использованной литературы 8 2
Приложения 85
За рубежом сфера деятельности по обеспечению компании (фирмы- производителя или торговой компании) необходимыми видами материальных ресурсов и готовой продукции традиционно называется purchasing/procurement - закупки/управление закупками (снабжением). Эта же область производственной деятельности в отечественной практике до сих пор называется материально-техническим снабжением (обеспечением), на предприятиях оптовой торговли - товароснабжением. Однако в последние годы эту область стали определять как закупочную логистику.
Это связано с тем, что в настоящее время изменился характер материально-технического обеспечения предприятий: от жестко централизованного, фондируемого снабжения к свободной оптовой торговле ресурсами. Многим производственным предприятиям приходится работать на ресурсно-товарных рынках в условиях нестабильной конкурентной среды, для которой характерны: неравномерная насыщенность рынка товарами вследствие промышленного спада, перепрофилирования многих производственных предприятий, традиционной для отдельных отраслей российской экономики высокой степени монополизации производства; ограниченность информации о ресурсно-товарном рынке; низкая контрактная дисциплина производителей и поставщиков товаров производственного назначения и др.
Закупочная логистика также очень важна для предприятий оптовой торговли, так как без правильно выстроенной закупочной стратегии, обретение предприятием конкурентных преимуществ достаточно проблематично. Усиление рыночных позиций предполагает наличие устойчивого спроса на продукцию оптовика, что и приводит к увеличению объема продаж и расширению круга потребителей. При прочих равных условиях потребители отдают свои предпочтения не аналогичным предложениям конкурентов, а исключительно товару конкретного оптовика. Это становится возможным, если в результате
жесткой и агрессивной закупочной политики предприятие получает у поставщика товар на особо выгодных условиях.
Тема выпускной квалификационной работы актуальна в силу того, что внедрение методов логистики в торговлю позволяет ускорить оборачиваемость оборотных средств, оптимизировать издержки обращения, обеспечить наиболее полное и качественное удовлетворение спроса потребителей. А также логистика на уровне отдельного торгового предприятия, подразумевает координацию действий по закупке, транспортировке, хранению и реализации товара, поэтому важна слаженность течения этих процессов для повышения эффективности деятельности предприятия.
Данная выпускная квалификационная работа направлен на изучение проблем закупочной логистики на предприятиях оптовой торговли.
Информационную базу работы составляют: учебники отечественных и зарубежных специалистов в области логистики снабжения, логистики и управления цепями поставок, а так же пособия, посвященные информационным системам и технологиям, так же связанным с логистикой.
Объект исследования - предприятие оптовой торговли ООО «Оптовик».
Предмет исследования - закупочная логистика на предприятии оптовой торговли.
Цель выпускной квалификационной работы - определить сущность и содержание закупочной логистики на предприятии оптовой торговли (на примере ООО «Оптовик»).
Исходя из цели решались следующие задачи:
1. Изучить применяемые на предприятии методы планирования закупок;
2. Проанализировать эффективность существующей практики управления товарными запасами на предприятии;
3. Предложить пути совершенствования закупочной деятельности предприятия.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что на конкретном предприятии проведена оценка эффективности управления закупками, от которых зависит качество конечной продукции и услуг, и предложены пути совершенствования процессов закупочной деятельности на предприятии.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты осуществления закупочной логистики на предприятии.
Во второй главе проведен экономический анализ деятельности предприятия оптовой торговли ООО «Оптовик», рассмотрена организация закупок продукции на данном предприятии и выявлены недостатки в деятельности отдела закупок.
В третьей главе предложены пути совершенствования закупочной деятельности на предприятии: оптимизация и автоматизация системы закупочной деятельности.
Для написания выпускной квалификационной работы была использована как учебная литература, так и статьи периодических изданий и ресурсы сети интернет.
Это связано с тем, что в настоящее время изменился характер материально-технического обеспечения предприятий: от жестко централизованного, фондируемого снабжения к свободной оптовой торговле ресурсами. Многим производственным предприятиям приходится работать на ресурсно-товарных рынках в условиях нестабильной конкурентной среды, для которой характерны: неравномерная насыщенность рынка товарами вследствие промышленного спада, перепрофилирования многих производственных предприятий, традиционной для отдельных отраслей российской экономики высокой степени монополизации производства; ограниченность информации о ресурсно-товарном рынке; низкая контрактная дисциплина производителей и поставщиков товаров производственного назначения и др.
Закупочная логистика также очень важна для предприятий оптовой торговли, так как без правильно выстроенной закупочной стратегии, обретение предприятием конкурентных преимуществ достаточно проблематично. Усиление рыночных позиций предполагает наличие устойчивого спроса на продукцию оптовика, что и приводит к увеличению объема продаж и расширению круга потребителей. При прочих равных условиях потребители отдают свои предпочтения не аналогичным предложениям конкурентов, а исключительно товару конкретного оптовика. Это становится возможным, если в результате
жесткой и агрессивной закупочной политики предприятие получает у поставщика товар на особо выгодных условиях.
Тема выпускной квалификационной работы актуальна в силу того, что внедрение методов логистики в торговлю позволяет ускорить оборачиваемость оборотных средств, оптимизировать издержки обращения, обеспечить наиболее полное и качественное удовлетворение спроса потребителей. А также логистика на уровне отдельного торгового предприятия, подразумевает координацию действий по закупке, транспортировке, хранению и реализации товара, поэтому важна слаженность течения этих процессов для повышения эффективности деятельности предприятия.
Данная выпускная квалификационная работа направлен на изучение проблем закупочной логистики на предприятиях оптовой торговли.
Информационную базу работы составляют: учебники отечественных и зарубежных специалистов в области логистики снабжения, логистики и управления цепями поставок, а так же пособия, посвященные информационным системам и технологиям, так же связанным с логистикой.
Объект исследования - предприятие оптовой торговли ООО «Оптовик».
Предмет исследования - закупочная логистика на предприятии оптовой торговли.
Цель выпускной квалификационной работы - определить сущность и содержание закупочной логистики на предприятии оптовой торговли (на примере ООО «Оптовик»).
Исходя из цели решались следующие задачи:
1. Изучить применяемые на предприятии методы планирования закупок;
2. Проанализировать эффективность существующей практики управления товарными запасами на предприятии;
3. Предложить пути совершенствования закупочной деятельности предприятия.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что на конкретном предприятии проведена оценка эффективности управления закупками, от которых зависит качество конечной продукции и услуг, и предложены пути совершенствования процессов закупочной деятельности на предприятии.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты осуществления закупочной логистики на предприятии.
Во второй главе проведен экономический анализ деятельности предприятия оптовой торговли ООО «Оптовик», рассмотрена организация закупок продукции на данном предприятии и выявлены недостатки в деятельности отдела закупок.
В третьей главе предложены пути совершенствования закупочной деятельности на предприятии: оптимизация и автоматизация системы закупочной деятельности.
Для написания выпускной квалификационной работы была использована как учебная литература, так и статьи периодических изданий и ресурсы сети интернет.
В зарубежной логистической науке и практике также нет единого подхода к терминологии закупочной логистики. В частности, Д. Дж. Бауэрсокс и Д. Дж. Клосс указывают: снабжение включает закупки и организацию внешних поставок материалов, производственных компонентов и/или готовых продуктов от поставщика на производственные или сборочные предприятия, склады промышленных и торговых предприятий или в розничные магазины. Процесс приобретения материальных ресурсов (товаров) в производственной деятельности обычно называют закупками, в государственном секторе - снабжением, в розничной торговле и складской хозяйстве - покупками. Часто этот же процесс определяют как «логистика на входе» или «внутренняя логистика».
Стандартное определение общих целей функции закупок таково, что компания должна получать необходимое по качеству и количеству сырье в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по свои обязательствам, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене, в конечном итоге это обуславливает общую эффективность товарного производства.
Закупочная логистика является одной из основных логистических подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.
Работа органов МТО прямо или косвенно влияет на уровень основных технико-экономических показателей предприятия.
К числу показателей МТО относятся количественные и качественные показатели плана завоза материальных ресурсов (номенклатура, количество и стоимость материальных ресурсов); транспортно-заготовительные расходы (стоимость перевозки материалов до станции примыкания - расходы на доставку материалов до склада предприятия; наценки снабженческих и сбытовых организаций; расходы на тару и т.п.); расходы на хранение, выдачу в производство и отгрузку потребителю материальных ресурсов; административно-хозяйственные расходы (расходы на содержание аппарата отдела МТО) и т.п.
Основанием для положительной оценки деятельности органов МТО служат: отсутствие перебоев в снабжении производства, сверхнормативных запасов и неликвидов, своевременное заключение договоров, снижение снабженческих затрат и т.д.
Своевременное обеспечение производства материальными ресурсами зависит от величины и комплектности производственных запасов на складах предприятия.
Сфера деятельности, связанная с закупками, значительно шире, чем разовая покупка (приобретение) товаров. Она также подразумевает все функции, выполнение которых необходимо для непрерывного обеспечения фирмы ежедневно и в долгосрочном периоде. Сфера деятельности логистического менеджера (менеджера по закупкам) включает следующие задачи: определение потребности в МР, поиск потенциального поставщика, оценка возможности закупки в нескольких альтернативных источниках, выбор метода закупки, установление приемлемой цены и условий поставки, мониторинг товара до момента его доставки, а также оценка продукции поставщика и услуг. Если же функции закупки расширить до заготовки, то к ним будут относиться и инвентарный контроль, транспортировка, приемка закупаемой продукции и контроль на всех этих этапах.
В выпускной квалификационной работе проведен анализ организации закупочной деятельности на предприятии оптовой торговли ООО «Оптовик», определены функции отдела закупок и выявлены недостатки его деятельности.
Для совершенствования закупочной деятельности на предприятии предложены пути оптимизации закупок и автоматизации процесса управления закупочной логистикой, что поможет снизить складские запасы и более эффективно управлять системой поставок продукции, а также принесет предприятию дополнительную прибыль.
Стандартное определение общих целей функции закупок таково, что компания должна получать необходимое по качеству и количеству сырье в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по свои обязательствам, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене, в конечном итоге это обуславливает общую эффективность товарного производства.
Закупочная логистика является одной из основных логистических подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.
Работа органов МТО прямо или косвенно влияет на уровень основных технико-экономических показателей предприятия.
К числу показателей МТО относятся количественные и качественные показатели плана завоза материальных ресурсов (номенклатура, количество и стоимость материальных ресурсов); транспортно-заготовительные расходы (стоимость перевозки материалов до станции примыкания - расходы на доставку материалов до склада предприятия; наценки снабженческих и сбытовых организаций; расходы на тару и т.п.); расходы на хранение, выдачу в производство и отгрузку потребителю материальных ресурсов; административно-хозяйственные расходы (расходы на содержание аппарата отдела МТО) и т.п.
Основанием для положительной оценки деятельности органов МТО служат: отсутствие перебоев в снабжении производства, сверхнормативных запасов и неликвидов, своевременное заключение договоров, снижение снабженческих затрат и т.д.
Своевременное обеспечение производства материальными ресурсами зависит от величины и комплектности производственных запасов на складах предприятия.
Сфера деятельности, связанная с закупками, значительно шире, чем разовая покупка (приобретение) товаров. Она также подразумевает все функции, выполнение которых необходимо для непрерывного обеспечения фирмы ежедневно и в долгосрочном периоде. Сфера деятельности логистического менеджера (менеджера по закупкам) включает следующие задачи: определение потребности в МР, поиск потенциального поставщика, оценка возможности закупки в нескольких альтернативных источниках, выбор метода закупки, установление приемлемой цены и условий поставки, мониторинг товара до момента его доставки, а также оценка продукции поставщика и услуг. Если же функции закупки расширить до заготовки, то к ним будут относиться и инвентарный контроль, транспортировка, приемка закупаемой продукции и контроль на всех этих этапах.
В выпускной квалификационной работе проведен анализ организации закупочной деятельности на предприятии оптовой торговли ООО «Оптовик», определены функции отдела закупок и выявлены недостатки его деятельности.
Для совершенствования закупочной деятельности на предприятии предложены пути оптимизации закупок и автоматизации процесса управления закупочной логистикой, что поможет снизить складские запасы и более эффективно управлять системой поставок продукции, а также принесет предприятию дополнительную прибыль.



