ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К КНИГЕ
1.1 Проблема детского чтения 6
1.2 Средства повышения интереса детей к книге 15
1.3 Возможности интернет-ресурсов в повышении интереса детей к
книге 22
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ
2.1Анализ и интерпретация результатов эксперимента 34
2.2 Описание формирующего этапа эксперимента 40
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы. «Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку» - так, когда-то рассуждал Луи Жан Жозеф Блан, однако это «крылатое» выражение и в современных условиях является, несомненно, актуальным.
Как выяснили многие ученые, в настоящее время проблема развития интереса у детей к чтению становится проблемой поколения: «книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает». Но, что означает само понятие «книга»?
Книга является важной составляющей человеческой культуры, основной носитель информации, истории, нравственной культуры людей. «Книга - это инструмент наслаждения мудрости» - так писал Я.А. Каменский.
Именно книга, классическая литература, питает ум и воображение человека, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством нравственного развития личности современного школьника.
По определению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое школьник сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность». Именно в этом возрасте подростку нужно правильное восприятие поступков и поведения людей. Несомненно, что именно герои классической литературы могут помочь подростку разбираться в нравственности этих поступков.
Восприятие младшим школьником литературного произведения - это очень сложный творческий процесс, для этого необходимы читательский, а также эмоциональный опыт школьника. Однако эмоции у младших школьников больше вызывают художественные фильмы, ролики и общение в интернете. Наверно, это свойственно психологии детей младшего школьного возраста, которая направлена на то, что ребёнок больше начинает уделять внимание общению со сверстниками, выделяет себя среди сверстников и чтение книг уже не вызывает эмоционального отклика, а ведь именно в этом возрасте ученик живет эмоциональными переживаниями. Поэтому важно использовать современные возможности интернета в процессе приобщения детей к книге.
Актуальность и обозначенная проблема определили выбор темы и цель настоящего исследования: изучить и проанализировать буктрейлер как современное средство повышения интереса детей к чтению.
Объект исследования: процесс литературного образования
младших школьников.
Предмет исследования: буктрейлер как современное средство повышения интереса детей к чтению.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой можно предположить, что сейчас, в эпоху активного развития визуальных жанров искусства, буктрейлеры, созданные по произведениям классической литературы, могут повысить интерес младших школьников к их чтению.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) Изучить проблему детского чтения и средства формирования интереса детей к книге.
2) Провести опытно-экспериментальную работу по повышению интереса детей к книге с применением буктрейлера.
3) Проанализировать полученные в ходе эксперимента результаты.
База педагогического исследования: МБОУ «Чепчуговская
средняя общеобразовательная школа Высокогорского района РТ».
Практическая значимость исследования определяется тем, что в ходе экспериментальной работы создана база буктрейлеров по произведениям детской художественной литературы, которая может использоваться в работе учителями начальной школы и школьными библиотекарями.
Сегодня появилось множество новинок — компьютерные игры, интернет, мобильные телефоны с безграничными возможностями, и т.д. Книги многие люди воспринимают уже как прошлый век, поэтому чтение не привлекает должного внимания. Проблема еще в том, что сегодняшние дети и молодежь не знают о существовании тех авторов, которыми их родители зачитывались. Также очень сложно в океане ярких обложек и кричащих названий найти действительно интересную и качественную литературу. В условиях, когда ощущается падение интереса к чтению вообще и к чтению классики в частности, необходимо создавать разнообразные современные инструменты для повышения читательской активности. Таким современным средством, на наш взгляд, является буктрейлер. С помощью буктрейлеров можно познакомить нечитающего человека с замечательными авторами, интересными и действительно качественными книгами. С умом созданные буктрейлеры непременно заинтересуют, и книги найдут своих читателей. В современных школах такой вид привлечения учащихся к чтению, как буктрейлер, отсутствует, хотя это один из эффективных инструментов, который можно использовать на уроках, библиотечных занятиях и для распространения в социальных сетях.
Буктрейлер не является компьютерной экранизацией в традиционном понимании - у него другая задача: рассказать о книге. Ребенок получает задание: «Расскажи при помощи компьютера о своей любимой или недавно прочитанной книжке так, чтобы ее захотели прочитать твои друзья». В этом предложении спрятаны базовые действия: прочитать на досуге книги, сформировать к ним собственное отношение, выбрать ту, которая больше всего понравились. Работа над буктрейлером провоцирует ребенка на внимательное чтение. Без чтения сделать буктрейлер невозможно. Но для того, чтобы кратко (напоминаем, буктрейлер - это короткий рекламный ролик по книге), нужно очень тщательно и не один раз перечитать книгу, выбрать «самое-самое» с точки зрения ребенка - по сути, создать эмоционально-смысловой конспект текста книги. Это очень большая работа, которой сложно управлять извне, с позиции взрослого (чтение ведь очень интимный процесс), особенно в дошкольном, младшем, да часто и в среднем школьном возрасте. Но задача - создать компьютерный ролик - сама по себе ставит ребенка перед необходимостью вдумчивой работы над текстом.
Изучение научно-теоретической литературы по проблеме исследования позволило определить содержание опытноэкспериментальной работы с младшими школьниками по повышению уровня их интереса к книге. В течении учебного года нами была проведена работа созданию видеороликов по произведениям классической литературы с учащимися 3 класса. Полученные в ходе эксперимента результаты подтвердили рабочую гипотезу исследования о том, что буктрейлеры могут повысить интерес младших школьников к чтению. Таким образом, задачи, поставленные в работе, выполнены, цель достигнута.
1. Аскарова, В.Я. Коммуникативные практики стимулирования читательской деятельности: в поисках утраченного гуманитарного смысла / Виолетта Яковлевна Аскарова // Современный читатель и библиотека: выбор коммуникативных практик : [материалы всерос. конф. (Санкт- Петербург, 15-16 нояб. 2012 г.)] : [сб.] / сост. В.В. Ялышева, А.С. Степанова ; ред. Ю.В. Зобнин. — СПб., 2013. — С. 30—45.
2. Беляева, Н.Е. Молодёжь и чтение художественной литературы: цифровая среда / Надежда Евгеньевна Беляева // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 2, фев. — С. 57—65.
3. Буктрейлер как способ продвижения книги [Текст] : методическое пособие / Нац. б-ка, Рес. Бурятия, Отдел метод. обеспечения муниц. библиотек ; [отв. ред. Ж.Б.Ильина ; отв. за вып. Р.И. Хамаганова ; сост. И.Н. Цыдыпова]. - Улан-Удэ, 2015 -16 с.
4. Буктрейлер - современный способ продвижения книги в библиотеке : методические рекомендации. Вып. 1 / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В. Ф. Морозова; [авт. -сост. Т. А. Лисовская] - Петрозаводск : ДЮБ РК, 2014. - 16 с.
5. Вестник Челябинского государственного университета 2015 №05 (360). Филология. Искусствоведение. Выпуск 94. - Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2015. — 431 с.
6. Год литературы в России 2015. Инициативы сообщества // Университетская книга. — 2015. — Янв.—фев. — С. 26—31.
7. Г оршков, Ю.А. Качество роста российского книгоиздания: политика фиксированных цен : обзор / Ю.А. Горшков // Библиотека в эпоху перемен: философско- культурологические и информационные аспекты : информ. сб. (дайджест) / Рос. гос. б-ка, 2007. — Вып. 3 (35) : Книжная культура: современное состояние и тенденции развития. — С. 84—104.
8. Григорьева Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 86-90.
9. Гудков Н. Буктрейлер[Текст]: методика создания / Н. Гудков // Библиополе.-2014.- №10.-С.22-25
10. Зайцева О.В. Чем можно привлечь молодёжь в библиотеку: опыт работы Красноярской краевой молодёжной библиотеки / Ольга Владимировна Зайцева // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 2, фев. — С. 39—47
11. Инфокоммуникационные технологии в глобальной информационной инфраструктуре / П.А. Барабаш, С.П. Воробьев, В.И. Курносов, Б.Я. Советов. — СПб. : Наука, 2008. — С. 121.
12. Ирхен, И.И. Книга как фактор художественно-образовательных предпочтений молодёжи / И.И. Ирхен // Культурно-образовательная деятельность библиотек и музеев в региональных измерениях : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Смоленск, 10 фев. 2015 г.) / Смол. гос. ин-т искусств. — Смоленск : СГИИ, 2015.
13. Капустина С. Учитесь сочинять буктрейлеры[Текст] /
Светлана Капустина // Библиотека. - 2014. - №11. - С. 48-49.
14. Киселева Т. Г. Нетрадиционные уроки как средство повышения интереса к чтению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 131-135.
15. Ключникова З.И. Психология чтения. (Психологические основы обучения чтению) // ИЯШ №8 - с.54
16. Меньшиков И.В. (ред.). XLII Итоговая студенческая научная конференция. - Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2014.
- 358 с.
17. Петрова Г. Как делать буктрейлер [Текст] / Галин Петрова // Современная библиотека. - 2015. - №7. - С. 28-37.
18. Плохотник, Т. М. Новое блюдо библиотечной кухни. Буктрейлерподан / Т. М. Плохотник // Библиотечное дело. - 2012. - № 6. -
С. 20 - 22.
19. Сиппель, Н. О. Буктрейлер: как создать / Н. О. Сиппель // Современная библиотека. - 2014. - № 7. - С. 18 - 23.
20. Учимся для жизни: что знают и умеют учащиеся. PISA 2013. Результаты международного сравнительного исследования функциональной грамотности 15-летних учащихся // Отчет Центра оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО). - М.,2014. - 56 с.
21. Федосеева А. Н. Буктрейлеры как способ продвижения чтения [Текст] / А. Н. Федосеева // Молодые в библиотечном деле. - 2012. - №5/6. - С. 65-68.
22. Шевцова Н.В. Отечественные буктрейлеры: проблема
эффективности коммуникативной тактики//Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 22 (313). - С. 289-293. 2.
23. Щербинина Ю. Смотреть нельзя читать: буктрейлерство как издательская стратегия в современной России / Ю. Щербинина / Вопросы литературы. - 2012. - № 3. - С. 146-166.
24. Буктрейлер как инновационный способ продвижения книг и средство обучения по географии. - http ://web-bic.irro.ru/bks/stat- 16-13.pdf
25. Буктрейлер как инструмент повышения интереса к чтению
русской классической литературы. -
http://pedsovet.org/publikatsii/literatura/buktreyler-kak-instrument- povysheniya-interesa-k-chteniyu-russkoy-klassicheskoy-literatury
26. Буктрейлер как средство повышения читательского интереса на уроках литературы. - https://infourok.ru/buktreyler-kak-sredstvo- povisheniya-chitatelskogo-interesa-na-urokah-literaturi-467960.html
27. БУКТРЕЙЛЕР КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. - https://articulus- info.ru/wp-content/uploads/2017/01/1_2017_Sibilskaya.pdf
28. Буктрейлер - современный способ популяризации книг (видео). - http://vnews.agency/news/politics/2443-buktreyler-sovremennyy- sposob-populyarizacii-knig-video. html
29. Буктрейлер: что это такое и с чем это едят? -
http ://apatitylibr.ru/ index.php/2014-07-15-10-43-04
30. Детское чтение в процессе перемен. - http://www.rusla.ru/rsba/reading/chapter1.pdf
31. Инновационные методы развития интереса к чтению у младших школьников. - http://sci-article.ru/stat.php?i=1419666291
32. Как создать буктрейлер. - http://kamensk-Hbrary.m/как-создать- буктрейлер/
33. Книги не сдадут своих позиций. -
http://kun.uz/ru/news/2017/02/15/knigi-ne-sdadut-svoih-pozicii
34. Медиатехнологии на службе библиотеки: буктрейлер -
http://www.informio.ru/publications/id1338/Mediatehnologii-na-sluzhbe- biblioteki-buktreiler.
35. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7 имени Героя России А.В.Козина» Ново-Савиновского района г.Казани. Школа-центр компетенции в электронном образовании. - https://edu.tatar.ru/nsav/page2297.htm
36. Развитие и поддержание интереса к чтению в библиотеке с использованием инновационных методов и технологий (обзор российских источников). - http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/bep/2016/01/2016- 01_bep-1.pdf
37. Свергунова Н.М. Буктрейлер как средство привлечения
молодежи к чтению. -
http://library.oreluniver.ru/docs/publ_sotr/svergunova1_nm-buktreyler.pdf
38. Чтение без границ: как создать буктрейлер -
http://natal28077.blogspot.ru/p/blog-page_14.html.
39. Что такое буктрейлер? Россия на пороге новой книжной эры - http://www.aif.ru/culture/38268