Введение
1 СОЗДАНИЕ НОВЫХ МУЗЕЕВ (ПЕРЕСМОТР СТАРЫХ) 10
1.1 В первые годы после революции (1917-1919 года) 10
1.2 Реорганизация старых и появление музея нового типа (первая
половина 1920-х годов) 14
1.3 Развитие музейного дела в Татарстане во второй половине 1920-х
годов 23
2 УСИЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИЗАЦИИ 33
2.1 Поворот музеев к темам на злобу дня (первая половина 1930-х
годов) 33
2.2 Культурная революция второй половины 1930-х годов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
В последние годы музеи сильно изменились, многие из них берут на себя все большую социальную ответственность и претендуют на территориальное господство. Сохранение материального и нематериального культурного наследия является одной из главных функций музеев и не должна быть утрачена. Однако у современных музеев задач гораздо больше. Они формируют различные услуги, организуют социальную и культурную деятельность, а также транслируют знания.
Музеи вовлекают новые аудитории, используют новые языки и новые медиа-ресурсы. Инновационная деятельность расширяет общественную доступность музеев, развивает знания о наследии и укрепляя свою роль в сфере образования. Музеи приносят пользу обществу, продвигая региональные ценности в эпоху глобализации. Музей укрепляет культурную идентичность, поддерживает социальную сплоченность и является медиатором в сфере межкультурного взаимодействия - все эти задачи являются чрезвычайно важными в условиях кризиса. Музеи оказывают услуги и создают новые ресурсы для местного, регионального и национального уровней общества. Они порождают не только знания и предоставляют образовательные услуги, но также приносят доход местной экономике и создают новые рабочие места. Музеи и памятники являются главными факторами, привлекающими туристов, и способствуют развитию этого наиболее быстро растущего сектора экономики во всех странах. Инвестиции в музеи, их деятельность и их сотрудников - это наилучший способ развивать культурный туризм и улучшать его качество.
За последние десятилетия музеи продемонстрировали свои возможности по формированию идентичности городов, регионов и даже стран, приобретая политическое влияние. В тоже время финансирование музейной сферы подвергается пересмотру, бюджетное финансирование сокращается, что приводит к необходимости поиска спонсоров, чьи интересы
соответствовали бы интересам музейного развития. В дополнение музеи должны все активнее выполнять свою образовательную функцию.
Некоторые музеи становятся все более и более влиятельными в рамках своих сообществ, и политические деятели этих стран начинают обращать на них все больше внимания. Полезно ли это все возрастающее влияние? Могут ли музеи стать игрушкой в руках политиков или музеи должны использовать политиков для реализации своих основных функций?
Если мы определяем тему как музей и политика, то это, несомненно, более широкий диапазон для размышлений о том, как политическая жизнь влияет на положение музея в обществе или, скажем, как музей может повлиять на политический климат в стране. Первое - очевидно, второе - скорее косвенно. Хотя, если политика трактуется как определённым образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и прочее, то, вероятно, можно предположить, что музей в своих актуальных проявлениях, может не только рефлексировать по поводу тех или иных политических событий, но и определенным образом, используя свои специфические средства, способствовать формированию общественного мнения. Есть даже примеры, когда музей становится во главе неких общественных движений, предлагая свои площадки, профессиональные знания и возможности для выражения тех или иных социальных настроений. Но в этом ли миссия музея? Должен ли он быть этаким рупором политической жизни или его роль - это роль наблюдателя, хрониста, возможно, аналитика, но не более? Абсолютно очевидно, что первое и второе возможно при условии, если музей полностью свободен в своих действиях, то есть независим от каких-либо воздействий со стороны власти или собственника. Но возможно ли это даже в странах с развитой демократией? Хочется думать, что да, возможно.
В постсоветских странах влияние власти и государственной идеологии на музей все еще заметно ощутимо. Большинство музеев в этих странах являются государственными и их стратегия (не только финансовая, но и вся остальная деятельность) определяется государственными или региональными администрациями. Музеи скорее следуют логике власти, чем логике общественного развития. Вот почему на постсоветском пространстве такие смысловые пропорции как музей и политика, или музей и власть являются тождественными.
Актуальность темы исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется повышенным внимание к проблемам истории отечественной культуры. Изучение истории музеев относится к числу актуальных проблем. Их актуальность еще более возрастает, когда исследуются музеи в многонациональных республиках.
Наиболее интересными становятся вопросы, связанные с взаимодействием центральной власти и музеев в период 1920-1930-х годов. Это был переломный момент в истории музейного дела в России и, непосредственно, Татарстане. В период советской власти музеи испытывают небывалые метаморфозы. Из обычного учреждения культуры музеи превращаются в двигатель пропагандистской деятельности. Интересны процессы развития музейной деятельности, которые находились под влиянием государственной власти. На протяжении столь не большого периода времени, к музеям и музейным экспозициям предъявлялись все новые требования. В связи с этим, период 1920-1930-х годов был разбит автором на 4 части, каждая из которых включает в себя по 5 лет представляющих несомненный интерес по отдельности.
Таким образом, в данной работе рассматривается политическое и культурное взаимодействие в музейной деятельности Татарстана.
Комплекс источников и литературы, позволяющий исследовать различные аспекты развития музейной деятельности в Татарстане достаточно невелик.
К.Р. Синицына в своей книге «Полвека музеев Казани и Татарии. Очерки истории 1917-1967 годов», раскрывает историю музейного строительства в Казани и Татарской АССР с 1917 по 1967 год. Это первое фундаментальное исследование этого периода, связанное с развитием музейной деятельности в Татарстане. В книге широко раскрыты вопросы касающиеся комплектования музейных фондов, экспозиционной деятельности не только Центрального музея, но и районных музеев. В книге подробно описан вклад ученых в развитие музейного дела. Основные догмы продолжавшегося «периода умолчания» второй половины 1960-х годов - начала 1970-х годов, к сожалению, не позволили К.Р. Синициной затронуть ряд интересующих нас сегодня тем.
В учебном пособии «Основы музееведения» под редакцией Э.А. Шулеповой на базе территориального и тематического подходов раскрыта история музеев мира и России, а их экспозиции охарактеризованы как главные артерии музейной коммуникации. В совокупности учебное пособие представляет музеи как архив человеческой памяти, приобщающий посетителей к культурному наследию и служащий социокультурным потребностям современного человека. Функция образования и воспитания является одной из важнейших функций музея, последовательная реализация которых превращает музей в ценное культурно-просветительское учреждение или в просветительский центр.
В работе С.И. Сотниковой «Музеология» в разделе музей и государственное управление, дается характеристика музея в тоталитарном государстве на примере нацистской Германии и СССР. Описывается перепрофилирование музеев из социокультурных институтов с широкими просветительскими программами в государственный политический центр по воспитанию граждан в духе идеологической доктрины.
В учебном пособии «Музеи и музейное дело России. Дореволюционный период» под редакцией И.Б. Сидоровой раскрыты этапы формирования и развития музейного дела в дореволюционной России. В книге отдельно рассматривается музейная деятельность в Казанской губернии, рассказывается о научных обществах, принимавших участие в создании музеев. Складывается понимание о этапах зарождения музейного дела в Татарстане, от протомузейных образований до полноценных музеев. Дан анализ музееведческой мысли того времени.
В монографии доктора исторических наук Р.У. Амирханова «Татарский народ и Татарстан в начале XX века» освещается ряд существенных аспектов истории татарского народа и Татарстана начала века, и родного края в целом. Этот период знаменателен тем, что является одним из переломных моментов развития не только России и населяющих народов, но и мирового сообщества в целом. В исследовании автор уделяет основное внимание характеристики конкретного отрезка времени в жизни Казанцев. В работе обстоятельно была рассмотрена культурная жизнь в Татарстане в начале XX века.
Интересным для нас является журнал «Вопросы музеологии». В ряде статей которого исследуется музейная деятельность в 1920-1930 годы в России.
В статье И.Б. Сидоровой «Музеи казанского университета в 1920-е годы: судьба гуманитарной составляющей» рассказывается о драматичной судьбе музеев гуманитарного профиля Казанского университета после октябрьской революции 1917 года. В статье рассказывается как Нумизматический музей, Музей искусств и древностей, Музей Отечествоведения и музей Общества археологии, истории и этнографиии работали и как были ликвидированы. Показаны причины закрытия, обстоятельства и условия передачи коллекций в Центральный музей Республики Татарстан.
В статье Н.Д. Дмитриенко и Л.А. Лазовой рассматривается недостаточно изученный в литературе вопрос I музейного съезда в Москве 1930 года, ставившего целью коренную перестройку музейной деятельности, направления ее в русло социалистического строительства. Выявлен состав делегатов, раскрыто содержание основных докладов, авторы которых выступали за превращение музеев в политико-просветительные учреждения, требовали от музейных работников освоения марксистской методологии, построения музейных экспозиций с опорой на формационную теорию общественного развития. Показано неоднозначное воздействие решений съезда на музейное дело России.
Объект исследования - Формирование музейного дела в СССР.
Предмет исследования - Развитие музейной деятельности в Татарстане.
Целью дипломной работы является рассмотрение общих и специфических черт в музейной деятельности Татарстана в 1920-1930-х годах.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать деятельность музеев в первые годы после Октябрьской революции (1917-1919 года).
2) рассмотреть реорганизацию старых и появление музея нового типа (первая половина 1920-х годов).
3) изучить развитие музейного дела в Татарстане во второй половине 1920-х годов.
4) исследовать причины поворота музеев к темам «на злобу дня» (первая половина 1930-х годов).
5) проанализировать культурную революцию во второй половине 1930-х годов.
В методологической основе данной работы лежит принцип историзма и научной объективности. В исследование были использованы следующие методы: метод анализа, который позволил систематизировать собранный материал по данной работе; сравнительно-исторический метод позволил определить политику государства в отношении музейной деятельности Татарстана.
Поставленные цели и задачи определяют структуру работы. Она состоит из Введения, двух глав (пяти параграфов), Заключения и списка использованной литературы и источников.
Развитие музейного дела в Татарстане складывалось самым разным образом в зависимости от конкретного периода. Это характеризовалось различными внешними и внутренними факторами, от внутримузейных тенденций в развитии музейного дела в СССР до политических установок и курсов.
В ходе работы над выпускной квалификационной работой была поставлена цель рассмотреть общие и специфические черты в музейной деятельности в Республике Татарстан в 1920-1930-х годах. И реализованы задачи:
Во-первых, была проанализирована деятельность музеев в первые годы после революции (1917-1919 года). В это время правительством решаются вопросы по контролю за оттоком из страны предметов имеющих культурную ценность. Это было связанно с неконтролируемой эмиграцией представителей дворянства и интеллигенции. Началось пополнение государственного музейного фонда за счет национализированных частных коллекций. В это же время пополняется фонд Губернского музея. С запозданием в Казани формируется подотдел ГубОНО. Рассматриваются вопросы о дальнейшей деятельности музеев. В это время планируется создание новых музеев, ставятся вопросы о охране памятников и их содержании в должном состоянии и предотвращении разрушения. Провелась реорганизация Губернского музея, в большей степени это коснулось Лихачевской коллекции, она была распределена между шестью отделами. В целом, в условиях гражданской войны удалось пополнить коллекции музеев, провести реорганизацию Губернского музея, пополнить государственный фонд предметами музейного значения.
Во-вторых, рассмотреть реорганизацию и появление музея нового типа (первая половина 1920-х годов). Это время характеризуется большим объемом в области этнографической науки. В умах Казанских ученых появляется идея, в частности Б.Ф. Адлера, о создании Музея Народов Востока. В нем предполагалось экспонировать этнографический материал невеликорусских народов, с преимущественным показом татарского народа. Но в силу обстоятельств эта идея не воплотилась в реальность. К середине 1920-х годов Губернский музей становится крупнейшем в Поволжье и РСФСР. В это время появляются районные музеи. Основными причинами зарождения районных музеев является появление краеведческих обществ и необходимость в охране памятников на местах. Но положение районных музеев остается нестабильным. Финансирование районных музеев было не систематическим из-за нехватки средств. Сказывалось последствие голода в Поволжье 1921-1922 годов. С открытия 1 июня 1925 года музея пролетарской революции, началось активное изучение революционной деятельности на территории современной республики Татарстан. Это был музей совершенно нового типа, его экспозиция была тематической. Одной из основной проблемы данного музея было то, что его экспозиция формировалась из копийного материала. Это сильно принижало его ценность. Расцвет своей деятельности музей встретил 7 октября 1927 года, в юбилей Октябрьской революции. Музей начинает раскрывать свой пропагандистский потенциал. Музеем активно устраивались передвижные выставки по районам Татарстана. Одним из нововведений музея - использование в качестве музейной экспозиции подлинные документы, схемы, фотографии и так далее.
В-третьих, изучить развитие музейного дела в Татарстане во второй половине 1920-х годов. Основными вопросами в это время были экономический и национальный. В основном это касалось ранее угнетенных народов. Важными событием в жизни музеев явилась Средне-Волжская музейная конференция, которая прошла в 1926 году. Все внимание было приковано к экономическим вопросам. Музеи не могли остаться в стороне от поставленных задач правительством, но каким образом это решить в рамках музейного пространства ответа не нашлось. Для создания экспозиций посвященных экономическим вопросам музейщикам не хватало квалификации. В рамках конференции был налажен контакт музеев с научными и краеведческими обществами. Конференция не решила многих задач, но это был первый обмен опытом, первая попытка подвести итоги музейной деятельности. В это время обращалось внимание на серьезное изучение современности, на научную систематику материалов в экспозиции. В это время властью активно использовались краеведческие общества в изучении социалистического строительства. Собирались различные предметы касающиеся истории колхозов. Например, краеведы Чистополя организовали выставку в местном музее «Использование золы под удобрение». С начала 1920-х годов значительное внимание уделялось культурно-просветительской работе. Однако научный принцип в построении экспозиции не давал простора для политико-просветительной работы.
В-четвертых, исследовать причины поворота музеев к темам «на злобу дня» (первая половина 1930-х годов). В конце 1920-х годов начались процессы индустриализации и коллективизации. В это время перед музеями ставится задача стать инструментом культурной революции. Музей утрачивал свою независимость и переставал быть аполитичным. Музеи увязывают свою работу с потребностями социалистического строительства. Отныне перестает быть актуальным систематический показ в экспозиции. Работа музеев проходила согласно поставленным установках. Даже в сборе предметов исключался случайный характер комплектования. В это время в музейных экспозициях преобладает принцип диалектики, противопоставление одного другому. Это противоречило природе музеев, которым была свойственна предметность показа. Были необоснованно репрессированы многие музейные работники. Итогом оказалось, что действующие экспозиции за неактуальностью были, грубо говоря, разрушены, а новые еще не созданы. Так же отрицательно на музейной деятельности сказалась потеря старых кадров.
В-пятых, проанализировать культурную революцию во второй половине 1930-х годов. Основной задачей музеев в этот период стало
создание экспозиций помогающих в историческом обучении, воспитании и популяризации исторической науки в целом. Все еще сложным оставалось положение районных музеев. Только к концу 1930-х годов положение районных музеев улучшилось, после гневного письма Н.К. Крупской. Поворот центрального музея в пропагандистской деятельности выразился прежде всего в организации выставок. В значительной мере это выразилось постоянной реорганизации стационарной экспозиции в начале 1930-х годов, и чтобы привлекать посетителей устраивались выставки. Если в начале 1930х годов выставки были либо художественными, либо фондовыми, то, начиная с середины 1930-х годов устраиваются тематические и приуроченные к юбилейным датам выставки. В разное время музеям ставились разные задачи. Например, в связи все с нарастающей угрозой со стороны нацисткой Г ермании, музеи должны были способствовать укреплению
обороноспособности страны и пропагандировать военно-патриотические традиции. Музеи в этот период окончательно утвердились как орудия идеологической пропаганды и стали верным спутником советской власти.
Музей, по мнению автора, учреждение изначально аполитичное и не должно навязывать определенное мнение. Музей берет на себя в первую очередь культурно-просветительские функции, должен раскрывать какую- либо тему беспристрастно. Например, в Чикагском историческом музее в 2011 году прошла выставка «Я и другой». Она была посвящена людям нетрадиционной сексуальной ориентации и призывала к диалогу и терпимости. При этом позиция музея была совершенно нейтральной. Посетители сами делали вывод, хорошо это или плохо. Что хочется наблюдать в музеях и впредь.
1) Национальный музей Республики Татарстан
[Электронныйресурс] / Официальный сайт. URL: http://tatmuseum.ru/ (дата обращения: 05.05.16).
2) Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный заповедник [Электронный ресурс] / Объединенный каталог музеев Республики Татарстан «Музеи Республики Татарстан». URL: http://www.museum.ru/M1303 (дата обращения: 5.05.16).
3) Дом-музей В.И. Ленина (город Казань.) [Электронный ресурс] / Объединенный каталог музеев Республики Татарстан «Музеи Республики Татарстан».URL:http://www.museum.ru/M2732 (дата обращения: 05.05.16).
4) Государственный историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск» [Электронный ресурс] / Официальный сайт. URL:http://ostrovgrad.org/(дата обращения: 07.05.16).
5) Бугульминский краеведческий музей [Электронный ресурс] / Объединенный каталог музеев Республики Татарстан «Музеи Республики Татарстан». URL:http://www.museum.ru/M1302(дата обращения: 07.05.16).
6) Тетюшский краеведческий музей [Электронный ресурс] / Объединенный каталог музеев Республики Татарстан «Музеи Республики Татарстан». URL: http://www.museum.ru/M1304 (дата обращения: 07.05.16).
7) Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник [Электронный ресурс] / Официальный сайт. URL: http://www.elabuga.com/(дата обращения: 07.05.16).
Литература
8) Абдрашитова И.М. Научные общества по изучению истории Татарстана (1920-1930 гг.) / И.М. Абдрашитова // Филология и культура. - 2006. - №5. - С. 37-56.
9) Амирханов, Р.У. Татарский народ и Татарстан в начале ХХ века: Исторические зарисовки / Р.У. Амирханов. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - 152с. ISBN 5-298-04114-0
10) Ананьев В.Г. Федор Иванович Шмит и сборник «Музеи: международное исследование по вопросу реформы публичных галерей» (1931 год): у истоков «музейной революции»» / В.Г. Ананьев // - Вопросы музеологии. - 2012. - №2. - С. 187-193.
11) Астафьев В.В. Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете и его уникальный опыт интерпрпритации исторических памятников / В.В. Астафьев // Вопросы музеологии. - 2011. - № 1. - С. 82-85.
12) Гарипова З. Политика коренизации в Татарстане в 1920-1930-е годы // Историко-культурное наследие. - 2006. - № 3. - С. 5.
13) Дмитриенко Н.М. Первый музейный съезд как фактор эволюции музейного дела России / Н.М. Дмитриенко, Л.А. Лозовая // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - №6. С. 193-198.
14) Крашенинникова Т.П. Проект создания Казанского музея революции (1920-е годы) / Т.П. Крашенникова // Филология и культура. -
2012. - №2. - С. 270-273.
15) Лобанова О.Б. Организация культурно-просветительской работы с детьми в 1920-е годы (на примере работы передвижек) / О.Б. Лобанова,
А.А. Шалабанова Е.Ю. Черепина // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №12. - С. 12-14.
16) Лобанова О.Б. Организация просветительской работы в период становления советского государства (на примере музейной работы) / О.Б.
Лобанова, А.А Шалабанова, Е.М. Плеханов // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - №11. С. 34-37.
17) Назипова Г.Р. Роль краеведческих музеев в развитии этнографической науки в 1920-е годы // Восточный университет. - 1997. - Уфа. - С. 170-171.
18) Рожнова О.В. / Музейное дело в Ораниенбауме в 1920-1930-х годах / О.В. Рожнова, Г.А. Халемский // Вопросы музеологии. - 2015. - №2. - С. 64-70.
19) Рязанцев Н.П. Формирование сети провинциальных музеев в России в 1920-е годы / Н.П. Рязанцев // Вопросы музеологии. - 2013. - №2. -
С. 65-75.
20) Салова Ю.Г. Провинциальные музеи революции в 1920-е годы: проекты и практика / Ю.Г. Салова // Вопросы музеологии. - 2013. - №2. - С. 76-85.
21) Сидорова И.Б. Музеи и Музейное дело России. Дореволюционный период: Учебное пособие. - Казань: ИИЦ УДП РТ, 2012 - 300с. ISBN 978-5-9902491-6-5
22) Сидорова И.Б. Музеи Казанского университета в 1920-ке годы: судьба гуманитарной составляющей / И.Б. Сидорова // Вопросы музеологии. - 2012. - №1. - С. 112-123.
23) Сидорова И.Б. Музеи Казанского университета на заре советской власти / И.Б. Сидорова // Ученые записки Казанского университета. - 2012.- Т. 145. - №3. - С. 227-239.
24) Синицына К.Р. Полвека музеев Казани и Татарии. Очерки истории 1917-1967 годов. - Казань: «Kazan-Казань», 2002. - 280с. ISBN 585903-019-3.
25) Сотникова С.И. Музеология: Пособие для вузов. - Дрофа, 2004. - 192с. ISBN 5-7107-7436-7/
26) Хайрутдинов Р.Р. Первый этап формирования органов государственной охраны памятников в Татарстане (1919-1920 гг.) / Р.Р.
Хайрутдинов // Вестник Саратовского государственного социальноэкономического университета. - 2008. - №4. - С. 189-191.
27) Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. Учебное пособие. - Москва: Высш. Шк. - 2009. - 183с. ISBN 978-5-06006113-0
28) Шмит Ф.И. Музеи Союза Советских Социалистических Республик (1931 год) / Ф.И. Шмит // Вопросы музеологии. - 2012. - №2. - С. 194-201.
29) Шулепова Э.А. Основы музееведения: Учебное пособие. - Москва: Книжный дом «ЛИБРКОМ», 2013. - 432с. ISBN 978-5-397-03208-7
30) Щербина Ю.В. Антирелигиозный отдел музея как орудие политического воспитания масс в 1920-1930-х годах / Ю.В. Щербина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - №12. С. 128-136.
31) Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. - Альма Матер. - 2007. - 560с. ISBN 978-5-902766-41-4.
32) Яковлев В.И. Этнографическое музееведение Казани: Актуальные проблемы периодизации / В.И. Яковлев // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 1. - С 51 - 53.
33) Яшина М.А. Роль «Союза безбожников» в антирелигиозной политике советского государства в 1920-1930 годы: на материалах Урала / М.А. Яшина // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - Т. 2. - №4. - С. 102-107.