Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование самооценки детей в продуктивных видах деятельности

Работа №61630

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Исследование проблемы развития самооценки 6
1.2. Самооценка детей и её особенности в старшем дошкольном
возрасте 10
1.3. Самооценка и продуктивные виды деятельности детей
дошкольного возраста 19
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ В
ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
2.1. Описание методики исследования 25
2.2. Анализ полученных результатов 29
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 51


Дошкольный возраст - это начальный этап в формировании личности. Особое место в периоде детства отводится старшему дошкольному возрасту. Ребёнок 6-7 лет уже способен осознать и обобщить собственные переживания, у него происходит формирование внутренней социальной позиции, формирование более устойчивой самооценки и соответствующего ей отношения к успеху и неудаче в деятельности. Происходит развитие самооценки, возникающей на основе знаний и мыслей о самом себе.
По мнению психолога В.В. Столина, самооценка - это единица индивидуального уровня самосознания [39].
По мнению С.Л. Рубинштейна, советского философа и психолога, самооценка - это стержневое образование личности, строящееся на оценках индивида другими и его оценивания этими другими. Самооценка рассматривается как основная структура личности [37].
В дошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать факт своего существования. Развитие адекватной самооценки начинается с объективных оценок детьми собственных умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее реалистично в этот период дошкольники оценивают качества своей личности.
Старшие дошкольники могут правильно осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к своей личности со стороны окружающих взрослых, и в первую очередь - матерей [32].
В работах Б.С. Волкова и Н.В. Волковой, Д.Б. Эльконина было отмечено, что самооценка у детей-дошкольников становится всё более адекватной, особенно в продуктивной деятельности и в играх с правилами, где существует реальная опора (конструкция, рисунок). В этих видах деятельности у ребёнка имеется возможность увидеть и сравнивать собственный результат с результатами других детей [13; 37].
Большинство детей начинают давать себе адекватную оценку в каких- либо конкретных видах деятельности (В.М. Слуцкий, Г.Б. Тагиева и др.). Но, как справедливо отметила Е.3. Басина, «существуют принципиальные различия между способностью более или менее адекватно оценивать себя в конкретной деятельности при внешнем провоцировании самооценки и склонностью осмысливать себя самостоятельно, спонтанно, причём не в сфере конкретных занятий, а в целом» [13, с. 128].
Все вышеизложенное определило тему нашей дипломной работы «Исследование самооценки детей в продуктивных видах деятельности». Проблема становления самооценки, самосознания личности - это одна из самых актуальных, значимых тем в психологии. Дошкольный возраст - начальный этап в формирования личности. И именно старший дошкольный возраст играет большую роль в становлении самооценки.
Проблема самооценки является одной из главных проблем психологии личности. Эта проблема изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович [7], А.В. Захарова [20], Л.С. Выготский [14], Б.В. Зейгарник [13], А.Н. Леонтьев [33], С.Л. Рубинштейн [37], П.М. Якобсон [47]; А. Бандура [12], К. Роджерс [44], 3. Фрейд [27], К. Хорни [27]. Проблема становления самосознания и самооценки, как компонента самосознания, рассматривалась в работах Б.Г. Ананьева [1], Л.И. Божович [7], Л.С. Выготского [15], А.Н. Леонтьева [33], С.Л. Рубинштейна [37] и других. Б.В. Зейгарник [22], А.Р. Лурия [27], С.Л. Рубинштейн [37] и другие занимались рассматриванием особенностей самооценки при каких-либо отклонениях от интеллектуального и личностного развития.
Цель выпускной квалификационной работы: исследование самооценки старших дошкольников в продуктивных видах деятельности.
Задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2) Рассмотреть особенности развития самооценки в старшем дошкольном возрасте.
3) Провести эмпирическое исследование для выявления уровня развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
4) Проанализировать результаты исследования.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: самооценка у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: у детей старшего дошкольного возраста, в частности в подготовительной к школе группе, преобладает адекватная самооценка в продуктивных видах деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирические.
3. Анализ результатов эмпирического исследования.
База исследования: МБДОУ детский сад № 33 «Аленький цветочек» общеразвивающего вида Елабужского муниципального района РТ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложения. В первой главе рассмотрены теоретические основы исследования самооценки детей, ее особенности у старших дошкольников, а также самооценка в продуктивных видах деятельности; во второй главе описаны методики исследования и выполнен анализ результатов диагностики по выявлению уровня самооценки у детей подготовительных к школе групп. Список использованной литературы включает 50 источников. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Самооценка - стержень процесса самопознания, является показателем индивидного уровня развития человека. При изучении психолого-педагогической и методической литературы в аспекте проблемы исследования мы пришли к выводу о том, что и отечественными, и зарубежными учеными активно исследуется проблема самооценки. Самооценку изучали такие учёные, психологи, как Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова и другие.
По мнению С.Л. Рубинштейна, советского философа и психолога, самооценка рассматривается как основная структура личности [37].
Одним из первых самооценку стал изучать Уильям Джемс, американский философ и психолог. Он стал исследовать самооценку как «феномен» в 1892 году в рамках изучения самосознания.
Зарубежные психологи рассматривают самооценку в структуре «Я- концепции», определяющаяся как «совокупность всех представлений индивида о себе, которая сопряжена с их оценкой».
В отечественной психологии акцент делается на изучение и анализ процесса формирования личности, её подструктур, раскрытие механизмов формирования личности, значимым звеном которого является самооценка.
Проблема становления самооценки, самосознания личности - это одна из самых актуальных, значимых тем в психологии. Дошкольный возраст - начальный этап в формирования личности. И именно старший дошкольный возраст играет большую роль в становлении самооценки.
Перед нами была поставлена цель - исследование самооценки старших дошкольников в продуктивных видах деятельности. Для достижения этой цели:
1) Изучили психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2) Рассмотрели особенности развития самооценки в старшем дошкольном возрасте.
3) Провели эмпирическое исследование для выявления уровня развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
4) Проанализировали результаты исследования.
Объектом исследования были дети старшего дошкольного возраста, т.е. дети 6-7 лет. Предметом нашего исследования была самооценка у детей старшего дошкольного возраста.
В первой главе мы рассмотрели теоретические основы исследования самооценки детей, ее особенности у старших дошкольников, а также самооценку в продуктивных видах деятельности. Выделяют следующие уровни самооценки - завышенная, адекватная, заниженная. Завышенная и заниженная относятся к неадекватной самооценке.
Активность, бодрость, находчивость, общительность, чувство юмора, желание идти на контакт - вот те качества, свойственные детям с адекватной самооценкой. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи немного полегче, но не самые легкие.
Дети с заниженной самооценкой часто недооценивают себя, видят в себе отрицательные качества. Пассивность, повышенная ранимость, мнительность, обидчивость часто свойственны таким детям.
Дошкольники с завышенной самооценкой отмечают в себе в основном положительные качества, очень часто переоценивают себя. Им свойственны высокомерность, бестактность, самоуверенность, они не слушают мнения других людей.
У старшего дошкольника, по сравнению с дошкольником раннего возраста, самооценка становится более реалистичной, ребёнок способен адекватно оценивать себя, свои силы и возможности. Дошкольники 6-7 лет уже склонны анализировать собственный опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности (в игре, на спортивных занятиях и т.д.) они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной. Но при этом по-прежнему большую роль в становлении самооценки играет взрослый, находящийся рядом.
Для реализации нашей цели мы организовали эмпирическое исследование с воспитанниками двух подготовительных групп. Выборка составила 35 детей. Были проведены две методики - методика «Лесенка» В.Г. Щура и методика «Изучение самооценки детей в разных видах деятельности» ГА. Урунтаевой. По первой методике детям нужно было оценить самого себя и поставить на определённую ступеньку лестницы, объяснив свой выбор. По второй методике детям нужно было оценить свои возможности, умения и выполнить определенные задания, после выполнения которого необходимо было сравнить свой результат с образцом.
Перед проведением этого исследования нашим предположением было то, что у детей старшего дошкольного возраста, в частности в подготовительной к школе группе, чаще всего встречается адекватная самооценка в продуктивных видах деятельности.
По результатам методик мы получили, что в целом у детей преобладает адекватный уровень самооценки. Это является нормой для данной возрастной категории детей. Все данные мы представили и
проанализировали в виде таблиц и диаграмм и пояснений к ним.
Нами был высчитан средний показатель каждого уровня самооценки по обоим методикам. У нас получилось, что в среднем детей с адекватной самооценкой 69%, а детей с завышенной самооценкой 31%. Соответственно детей с низкой самооценкой - 0%.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, цель реализована, задачи решены.



1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - М., 1998. - 133 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 2009.
3. Батаршев, А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев. -М.,
2014. - 155 с.
4. Белановская, О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников / О.В. Белановская. - Минск, 2004.
5. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. - 2011. - № 4. - С. 31- 38.
6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М., 2008.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1998.
8. Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект /
А.К. Болотова // Вопросы психологии. - 2006. - №.2. - С.116 - 126.
9. Буре, Р.С. Готовим детей к школе / Р.С. Буре. -М., 1997.
10. Васина, Е.Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка / Е.Н. Васина // Дошкольные технологии. - 2006. - № 5. - С. 146 - 149.
11. Волков, Б.С. Возрастная психология. Книга 1 / Б.С. Волков. - М., 2015.
12. Волков, Б.С. Детская психология / Б.С. Волков. - М., 2012.
13. Волков, Б.С. Детская психология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.,
2002.
14. Выготкий, Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребёнка / Л.С. Выготский. - Самара, 2001.
15. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. -М., 2004. - 432с.
16. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. - М., 2013.
17. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, М.И. Орлова. - М., 2014.
18. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - М.,
2008.
19. Елагина, М.Г. Роль оценки взрослого в развитии детей / М.Г. Елагина // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. - С. 71- 77.
20. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова.
- Минск, 2015.
21. Захарова, А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки / А.В. Захарова // Психодиагностика: Тезисы симпозиума. - Таллин, 2010. -С. 11-14.
22. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М., 2012.
23. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Т.В. Костяк. - М., 2008.
24. Красная, Е.В. Психологический анализ проблемных ситуаций, возникающих в работе воспитателя детского сада / Е.В. Красная, В.Н. Панферов // Вопросы психологии. - 2000. - № 7. - С. 59 - 65.
25. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. -
М., 2011.
26. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков,
В.П. Зинченко. - М., 2000.
27. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М., 1999.
28. Мухортова, К.Э. Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника / К.Э. Мухортова // Молодой ученый. — 2016. — №15.
— С. 103-105.
29. Непомнящкая, Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет / Н.И. Непомнящкая. -М., 2002. -160 с.
30. Нижегородцева, Н.В. Психологическая готовность ребенка к школе /
Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М., 2012.
31. Овчинникова, И.Н. Особенности осознания себя детьми шестилетнего возраста / И.Н. Овчинникова // Вопросы психологии. - М., 1996. - № 4.
32. Петраков, А.В. Повышаем самооценку / А.В. Петраков. - М., 2001. -31
с.
33. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2002.
34. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития / под ред.
А.А. Реана. - СПб., 2015.
35. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан. - СПб., 2014.
36. Репина, Т.А. Общение детей в детском саду и семье / Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина. -М., 1990.
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2003.
38. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. - 2006. - №2. - С. 224 - 234.
39. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М., 1993.
40. Тайксон, Ф. Психоаналитические теории развития / Ф. Тайксон, Р.Л. Тайсон. - Екатеринбург, 1998.
41. Уманец, Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников / Л.И. Уманец // Вопросы психологии. - 1986. - № 11. - С. 61 - 67.
42. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум / Г.А. Урунтаева. - М., 1999.
43. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М., 2001.
44. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: ВЛАДОС, 1995 г.
45. Фигдор, Г. Детский сад с точки зрения психоанализа / Г. Фигдор // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 12.
46. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М., 1997.
47. Якобсон, П.М. Некоторые особенности развития оценки у ребёнка - первоклассника / П.М. Якобсон // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. - М., 1992. С. 65-72.
48. Якобсон, С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. -М., 1995. - №3. - С. 55-61.
Электронные ресурсы:
49. Буре, Р.С. Формирование адекватности самооценки у детей 5 -6 лет в продуктивной деятельности. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-
- 07/dissertaciva-formirovanie-adekvatnosti-samootsenki-u-detev-5-6-let-v- produktivnov-devatelnosti#ixzz4evtemP00 (дата посещения: 31.01.17 год).
50. Щур, В.Г. Лесенка. URL: http://schooltwobag.ucoz.ru/lesenka shhur.pdf (дата посещения: 22.02.17 год).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ