ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Исследование проблемы развития самооценки 6
1.2. Самооценка детей и её особенности в старшем дошкольном
возрасте 10
1.3. Самооценка и продуктивные виды деятельности детей
дошкольного возраста 19
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ В
ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
2.1. Описание методики исследования 25
2.2. Анализ полученных результатов 29
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Дошкольный возраст - это начальный этап в формировании личности. Особое место в периоде детства отводится старшему дошкольному возрасту. Ребёнок 6-7 лет уже способен осознать и обобщить собственные переживания, у него происходит формирование внутренней социальной позиции, формирование более устойчивой самооценки и соответствующего ей отношения к успеху и неудаче в деятельности. Происходит развитие самооценки, возникающей на основе знаний и мыслей о самом себе.
По мнению психолога В.В. Столина, самооценка - это единица индивидуального уровня самосознания [39].
По мнению С.Л. Рубинштейна, советского философа и психолога, самооценка - это стержневое образование личности, строящееся на оценках индивида другими и его оценивания этими другими. Самооценка рассматривается как основная структура личности [37].
В дошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать факт своего существования. Развитие адекватной самооценки начинается с объективных оценок детьми собственных умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее реалистично в этот период дошкольники оценивают качества своей личности.
Старшие дошкольники могут правильно осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к своей личности со стороны окружающих взрослых, и в первую очередь - матерей [32].
В работах Б.С. Волкова и Н.В. Волковой, Д.Б. Эльконина было отмечено, что самооценка у детей-дошкольников становится всё более адекватной, особенно в продуктивной деятельности и в играх с правилами, где существует реальная опора (конструкция, рисунок). В этих видах деятельности у ребёнка имеется возможность увидеть и сравнивать собственный результат с результатами других детей [13; 37].
Большинство детей начинают давать себе адекватную оценку в каких- либо конкретных видах деятельности (В.М. Слуцкий, Г.Б. Тагиева и др.). Но, как справедливо отметила Е.3. Басина, «существуют принципиальные различия между способностью более или менее адекватно оценивать себя в конкретной деятельности при внешнем провоцировании самооценки и склонностью осмысливать себя самостоятельно, спонтанно, причём не в сфере конкретных занятий, а в целом» [13, с. 128].
Все вышеизложенное определило тему нашей дипломной работы «Исследование самооценки детей в продуктивных видах деятельности». Проблема становления самооценки, самосознания личности - это одна из самых актуальных, значимых тем в психологии. Дошкольный возраст - начальный этап в формирования личности. И именно старший дошкольный возраст играет большую роль в становлении самооценки.
Проблема самооценки является одной из главных проблем психологии личности. Эта проблема изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович [7], А.В. Захарова [20], Л.С. Выготский [14], Б.В. Зейгарник [13], А.Н. Леонтьев [33], С.Л. Рубинштейн [37], П.М. Якобсон [47]; А. Бандура [12], К. Роджерс [44], 3. Фрейд [27], К. Хорни [27]. Проблема становления самосознания и самооценки, как компонента самосознания, рассматривалась в работах Б.Г. Ананьева [1], Л.И. Божович [7], Л.С. Выготского [15], А.Н. Леонтьева [33], С.Л. Рубинштейна [37] и других. Б.В. Зейгарник [22], А.Р. Лурия [27], С.Л. Рубинштейн [37] и другие занимались рассматриванием особенностей самооценки при каких-либо отклонениях от интеллектуального и личностного развития.
Цель выпускной квалификационной работы: исследование самооценки старших дошкольников в продуктивных видах деятельности.
Задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2) Рассмотреть особенности развития самооценки в старшем дошкольном возрасте.
3) Провести эмпирическое исследование для выявления уровня развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
4) Проанализировать результаты исследования.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: самооценка у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: у детей старшего дошкольного возраста, в частности в подготовительной к школе группе, преобладает адекватная самооценка в продуктивных видах деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирические.
3. Анализ результатов эмпирического исследования.
База исследования: МБДОУ детский сад № 33 «Аленький цветочек» общеразвивающего вида Елабужского муниципального района РТ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложения. В первой главе рассмотрены теоретические основы исследования самооценки детей, ее особенности у старших дошкольников, а также самооценка в продуктивных видах деятельности; во второй главе описаны методики исследования и выполнен анализ результатов диагностики по выявлению уровня самооценки у детей подготовительных к школе групп. Список использованной литературы включает 50 источников. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.
Самооценка - стержень процесса самопознания, является показателем индивидного уровня развития человека. При изучении психолого-педагогической и методической литературы в аспекте проблемы исследования мы пришли к выводу о том, что и отечественными, и зарубежными учеными активно исследуется проблема самооценки. Самооценку изучали такие учёные, психологи, как Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова и другие.
По мнению С.Л. Рубинштейна, советского философа и психолога, самооценка рассматривается как основная структура личности [37].
Одним из первых самооценку стал изучать Уильям Джемс, американский философ и психолог. Он стал исследовать самооценку как «феномен» в 1892 году в рамках изучения самосознания.
Зарубежные психологи рассматривают самооценку в структуре «Я- концепции», определяющаяся как «совокупность всех представлений индивида о себе, которая сопряжена с их оценкой».
В отечественной психологии акцент делается на изучение и анализ процесса формирования личности, её подструктур, раскрытие механизмов формирования личности, значимым звеном которого является самооценка.
Проблема становления самооценки, самосознания личности - это одна из самых актуальных, значимых тем в психологии. Дошкольный возраст - начальный этап в формирования личности. И именно старший дошкольный возраст играет большую роль в становлении самооценки.
Перед нами была поставлена цель - исследование самооценки старших дошкольников в продуктивных видах деятельности. Для достижения этой цели:
1) Изучили психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2) Рассмотрели особенности развития самооценки в старшем дошкольном возрасте.
3) Провели эмпирическое исследование для выявления уровня развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
4) Проанализировали результаты исследования.
Объектом исследования были дети старшего дошкольного возраста, т.е. дети 6-7 лет. Предметом нашего исследования была самооценка у детей старшего дошкольного возраста.
В первой главе мы рассмотрели теоретические основы исследования самооценки детей, ее особенности у старших дошкольников, а также самооценку в продуктивных видах деятельности. Выделяют следующие уровни самооценки - завышенная, адекватная, заниженная. Завышенная и заниженная относятся к неадекватной самооценке.
Активность, бодрость, находчивость, общительность, чувство юмора, желание идти на контакт - вот те качества, свойственные детям с адекватной самооценкой. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи немного полегче, но не самые легкие.
Дети с заниженной самооценкой часто недооценивают себя, видят в себе отрицательные качества. Пассивность, повышенная ранимость, мнительность, обидчивость часто свойственны таким детям.
Дошкольники с завышенной самооценкой отмечают в себе в основном положительные качества, очень часто переоценивают себя. Им свойственны высокомерность, бестактность, самоуверенность, они не слушают мнения других людей.
У старшего дошкольника, по сравнению с дошкольником раннего возраста, самооценка становится более реалистичной, ребёнок способен адекватно оценивать себя, свои силы и возможности. Дошкольники 6-7 лет уже склонны анализировать собственный опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности (в игре, на спортивных занятиях и т.д.) они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной. Но при этом по-прежнему большую роль в становлении самооценки играет взрослый, находящийся рядом.
Для реализации нашей цели мы организовали эмпирическое исследование с воспитанниками двух подготовительных групп. Выборка составила 35 детей. Были проведены две методики - методика «Лесенка» В.Г. Щура и методика «Изучение самооценки детей в разных видах деятельности» ГА. Урунтаевой. По первой методике детям нужно было оценить самого себя и поставить на определённую ступеньку лестницы, объяснив свой выбор. По второй методике детям нужно было оценить свои возможности, умения и выполнить определенные задания, после выполнения которого необходимо было сравнить свой результат с образцом.
Перед проведением этого исследования нашим предположением было то, что у детей старшего дошкольного возраста, в частности в подготовительной к школе группе, чаще всего встречается адекватная самооценка в продуктивных видах деятельности.
По результатам методик мы получили, что в целом у детей преобладает адекватный уровень самооценки. Это является нормой для данной возрастной категории детей. Все данные мы представили и
проанализировали в виде таблиц и диаграмм и пояснений к ним.
Нами был высчитан средний показатель каждого уровня самооценки по обоим методикам. У нас получилось, что в среднем детей с адекватной самооценкой 69%, а детей с завышенной самооценкой 31%. Соответственно детей с низкой самооценкой - 0%.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, цель реализована, задачи решены.