ПРОБЛЕМА ИМПРЕССИОНИЗМА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
|
Введение 3
Историография 6
Глава I. Дореволюционный и ранний советский периоды
§ 1.1. Теоретические концепции 21
§ 1.2. Философия и идеология импрессионизма 28
Глава II. Теоретические проблемы импрессионизма в искусствознании 60-80-х гг. XX века
§ 2.1. Проблематика импрессионизма в историографических исследованиях 31
§ 2.2. Историко-художественные связи импрессионизма 37
§ 2.3. Социальные аспекты импрессионизма 41
Глава III. Проблема импрессионизма в современном теоретическом искусствознании 44
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Историография 6
Глава I. Дореволюционный и ранний советский периоды
§ 1.1. Теоретические концепции 21
§ 1.2. Философия и идеология импрессионизма 28
Глава II. Теоретические проблемы импрессионизма в искусствознании 60-80-х гг. XX века
§ 2.1. Проблематика импрессионизма в историографических исследованиях 31
§ 2.2. Историко-художественные связи импрессионизма 37
§ 2.3. Социальные аспекты импрессионизма 41
Глава III. Проблема импрессионизма в современном теоретическом искусствознании 44
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Изобразительное искусство Франции второй половины XIX - начала XX в. носит особый отпечаток, как в художественной, так и в мировой культуре в целом. Это время, когда появилось совершенно новое и необычное течение в искусстве - импрессионизм. Это течение являет собой особое представление мира и человека. Оно встревожило и ошеломило, привело в восторг и негодование, весь мир заговорил о нем. Для главных его представителей характерна новая техника, которая основывалась на оптическом смешении цветов, свойственен другой взгляд на сюжет, что обусловлено распространением пленэра. Это направление, которое сформировалось на сломе общественно-исторических эпох, образуя свою собственную философско-эстетическую концепцию.
Важным в изучении любого периода в искусстве для каждого искусствоведа является тот материал, с которым приходится работать. Перед современными исследователями открывается великолепный выбор по части литературы об искусстве, особенно об импрессионизме, о его становлении, развитии. Этому обширному выбору материала предстояли определенные этапы изучения. В зависимости от исторического, временного, территориального аспектов, складывался определенный подход в сложении и формировании научного метода понимания импрессионизма как уникального явления.
Интерес к этому направлению начался с того самого момента, когда возникли одни из первых выставок, презентующих новую живопись. Обращение к новому вызвало широкую полемику в общественных кругах того времени, что повлекло за собой пристальное внимание критики и публики. Резкая смена интересов ставила под сомнение и перечеркивала все старые догмы и утверждения, характерные для традиций классического салонного искусства первой половины XIX века. Это дало основания для возникновения сложностей в понимании программы импрессионистов, сути их живописи, что объясняет появление крайне негативных, необоснованных критических статей, относящихся ко второй половине XIX столетия.
Времена меняются, изменяется социальная основа и взгляды человека на то или иное выражение не только в искусстве, но и в обществе в целом. Наблюдается динамика в изучении импрессионизма: появляются монографические работы, крупные труды по искусству, которые открывают новые грани этого направления. С каждым трудом пересматриваются положения, высказанные прежними исследователями, меняются точки зрения, всплывают новые факты, утерянная информация путем долгого и тщательного изучения восстанавливается. Собственные исследования натолкнули на то, какими многогранными являются все эти публикации, каждая из которых претендует на собственную уникальность.
Написано множество литературы на разных языках, где авторы, на протяжении всего времени существования рассматриваемого направления, стремятся разрешить определенные проблемы, чтобы приблизиться к истинному пониманию творчества художников-импрессионистов. Каждая книга, монография или статья отличается от иной, в которой историк или ученый определяет свою собственную точку зрения, концепцию среди прочих других, несомненно, научных и обладающих своеобразной ценностью.
Актуальность темы предопределена проблемой, которая наиболее остро стоит в отечественном искусствознании. На протяжении всего периода изучения импрессионизма никто не занимался изучением русской традиции историографии, в особенности теоретическая составляющая не становилась объектом изучения.
Научная новизна состоит, прежде всего, в том, что здесь впервые обобщаются главные факты, имеющие отношение к теоретическому вопросу в контексте историографического исследования, посвященному искусству импрессионизма.
Целью данной работы является осмысление опыта современников и предшествующих исследователей, для выявления проблематики отечественной историографии импрессионизма.
Таким образом, достижением поставленной цели является решение нескольких задач:
1) Изучить необходимую литературу в рамках данного исследования
2) Обозначить основные этапы развития советского и современного искусствознания
3) Провести анализ теоретических работ об импрессионизме, установить их специфику и своеобразие
4) Рассмотреть изменение теоретических концепций авторов,
эволюцию их идей и положений об импрессионизме
5) Определить значение и место рассмотренных трудов в отечественном искусствознании
Хронологические рамки исследования (начало XX в. - наши дни) обусловлены временем появления первых теоретических изданий об импрессионизме и заканчиваются последними опубликованными трудами XXI века современными исследователями.
Объект исследования - теоретические проблемы отечественной историографии по искусству импрессионизма.
Предмет исследования - искусствоведческая литература об импрессионизме.
В качестве основного метода работы будет применен системный подход, а также сравнительный анализ.
Важным в изучении любого периода в искусстве для каждого искусствоведа является тот материал, с которым приходится работать. Перед современными исследователями открывается великолепный выбор по части литературы об искусстве, особенно об импрессионизме, о его становлении, развитии. Этому обширному выбору материала предстояли определенные этапы изучения. В зависимости от исторического, временного, территориального аспектов, складывался определенный подход в сложении и формировании научного метода понимания импрессионизма как уникального явления.
Интерес к этому направлению начался с того самого момента, когда возникли одни из первых выставок, презентующих новую живопись. Обращение к новому вызвало широкую полемику в общественных кругах того времени, что повлекло за собой пристальное внимание критики и публики. Резкая смена интересов ставила под сомнение и перечеркивала все старые догмы и утверждения, характерные для традиций классического салонного искусства первой половины XIX века. Это дало основания для возникновения сложностей в понимании программы импрессионистов, сути их живописи, что объясняет появление крайне негативных, необоснованных критических статей, относящихся ко второй половине XIX столетия.
Времена меняются, изменяется социальная основа и взгляды человека на то или иное выражение не только в искусстве, но и в обществе в целом. Наблюдается динамика в изучении импрессионизма: появляются монографические работы, крупные труды по искусству, которые открывают новые грани этого направления. С каждым трудом пересматриваются положения, высказанные прежними исследователями, меняются точки зрения, всплывают новые факты, утерянная информация путем долгого и тщательного изучения восстанавливается. Собственные исследования натолкнули на то, какими многогранными являются все эти публикации, каждая из которых претендует на собственную уникальность.
Написано множество литературы на разных языках, где авторы, на протяжении всего времени существования рассматриваемого направления, стремятся разрешить определенные проблемы, чтобы приблизиться к истинному пониманию творчества художников-импрессионистов. Каждая книга, монография или статья отличается от иной, в которой историк или ученый определяет свою собственную точку зрения, концепцию среди прочих других, несомненно, научных и обладающих своеобразной ценностью.
Актуальность темы предопределена проблемой, которая наиболее остро стоит в отечественном искусствознании. На протяжении всего периода изучения импрессионизма никто не занимался изучением русской традиции историографии, в особенности теоретическая составляющая не становилась объектом изучения.
Научная новизна состоит, прежде всего, в том, что здесь впервые обобщаются главные факты, имеющие отношение к теоретическому вопросу в контексте историографического исследования, посвященному искусству импрессионизма.
Целью данной работы является осмысление опыта современников и предшествующих исследователей, для выявления проблематики отечественной историографии импрессионизма.
Таким образом, достижением поставленной цели является решение нескольких задач:
1) Изучить необходимую литературу в рамках данного исследования
2) Обозначить основные этапы развития советского и современного искусствознания
3) Провести анализ теоретических работ об импрессионизме, установить их специфику и своеобразие
4) Рассмотреть изменение теоретических концепций авторов,
эволюцию их идей и положений об импрессионизме
5) Определить значение и место рассмотренных трудов в отечественном искусствознании
Хронологические рамки исследования (начало XX в. - наши дни) обусловлены временем появления первых теоретических изданий об импрессионизме и заканчиваются последними опубликованными трудами XXI века современными исследователями.
Объект исследования - теоретические проблемы отечественной историографии по искусству импрессионизма.
Предмет исследования - искусствоведческая литература об импрессионизме.
В качестве основного метода работы будет применен системный подход, а также сравнительный анализ.
На формирование искусствоведческой литературы об импрессионизме повлияли труды некоторых зарубежных исследователей, таких как Гаман и Моклер. Их имена наиболее часто встречаются на страницах статей и других публикаций на протяжении всего XX в. Во главе своей теории они ставят сенсуализм как чувственное восприятие мира, отказывая импрессионизму в эмпирическом познании. Такой же точки зрения придерживаются И. Л. Маца, И. И. Иоффе, считая, что живопись импрессионистов базируется лишь на впечатлении. Однако Пунин в 40-е гг. XX в. видит в них интеллектуальную составляющую. С 60-х гг. многие авторы начинают опровергать концепцию, построенную на чувственности. Таким примером служат высказывания Изергиной и Барской, в их теории опыт находится в синтезе с впечатлением.
На разных стадиях изучения, импрессионизм видели как продолжение развития реализма. Это довольно часто встречающееся положение. Оно формируется мнением исследователей, которые видят в импрессионистах явных предшественников реалистов, другие согласны только на некоторое влияние, определяя все-таки импрессионизм как самостоятельное направление.
Существует теория о связи импрессионизма с абстракционизмом. В частности, Барская и Изергина категорически отказывались видеть это сближение. Для искусствознания XXI в. свойственен иной взгляд. Якимович считает, что импрессионизм является отправной точкой для авангарда, который в свою очередь позаимствовал некоторые положения для своего формирования. Западные искусствоведы, такие как Роберт Герберт указывают на некоторую декоративность, особенно характерную для серий «Руанских соборов» Клода Моне.
В период 1960-1980-х гг. исследователи обращаются к проблеме хронологических рамок импрессионизма. Для трудов первой половины XX в. в принципе не характерно обращение к этому вопросу, авторы традиционно рассматривают искусство импрессионизма на этапе его зарождения, а затем расцвета. Искусствоведы второй половины XX в. расходятся во мнениях: существование течения одни относят до 1880-х гг., другие продолжают его рассмотрение и после 1880-х гг.
Для современного искусствознания характерно рассмотрение импрессионизма с других точек зрения. Особое внимание уделяется характеристики социальной среды.
В 60-80-е гг. XX в. в литературе импрессионизм не рассматривается с точки зрения негативистских аспектов. Исследователи, такие как Изергина, видят импрессионизм как искусство настроения, умиротворенное и идиллическое. В XXI в. границы его понимания расширяются, проводится анализ работ, выявляется иная точка зрения. Во многих картинах отражается социальная жизнь без прикрас, художники полностью подражают действительности в сюжетном отношении. Здесь находят место такие изображения, которые отрицают какие-либо ценности, общепринятые нормы и понятия.
На разных стадиях изучения, импрессионизм видели как продолжение развития реализма. Это довольно часто встречающееся положение. Оно формируется мнением исследователей, которые видят в импрессионистах явных предшественников реалистов, другие согласны только на некоторое влияние, определяя все-таки импрессионизм как самостоятельное направление.
Существует теория о связи импрессионизма с абстракционизмом. В частности, Барская и Изергина категорически отказывались видеть это сближение. Для искусствознания XXI в. свойственен иной взгляд. Якимович считает, что импрессионизм является отправной точкой для авангарда, который в свою очередь позаимствовал некоторые положения для своего формирования. Западные искусствоведы, такие как Роберт Герберт указывают на некоторую декоративность, особенно характерную для серий «Руанских соборов» Клода Моне.
В период 1960-1980-х гг. исследователи обращаются к проблеме хронологических рамок импрессионизма. Для трудов первой половины XX в. в принципе не характерно обращение к этому вопросу, авторы традиционно рассматривают искусство импрессионизма на этапе его зарождения, а затем расцвета. Искусствоведы второй половины XX в. расходятся во мнениях: существование течения одни относят до 1880-х гг., другие продолжают его рассмотрение и после 1880-х гг.
Для современного искусствознания характерно рассмотрение импрессионизма с других точек зрения. Особое внимание уделяется характеристики социальной среды.
В 60-80-е гг. XX в. в литературе импрессионизм не рассматривается с точки зрения негативистских аспектов. Исследователи, такие как Изергина, видят импрессионизм как искусство настроения, умиротворенное и идиллическое. В XXI в. границы его понимания расширяются, проводится анализ работ, выявляется иная точка зрения. Во многих картинах отражается социальная жизнь без прикрас, художники полностью подражают действительности в сюжетном отношении. Здесь находят место такие изображения, которые отрицают какие-либо ценности, общепринятые нормы и понятия.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМА ИМПРЕССИОНИЗМА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ИСТОРИОГРАФИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМА ДВИЖЕНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОГО АВАНГАРДА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017



