ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ТАТАРСКОЙ СЕМЬЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений в татарской семье 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста 7
1.2 Сущность детско-родительских отношений в семье и их психолого-педагогическая характеристика 11
1.3. Особенности детско-родительских отношении в татарской семье 19
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей детско-
родительских отношений в татарской семье 28
2.1. Организация и методика исследования особенностей детско-
родительских отношений в татарской семье 28
2.2. Анализ и интерпретация результаты исследования 30
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений в татарской семье 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста 7
1.2 Сущность детско-родительских отношений в семье и их психолого-педагогическая характеристика 11
1.3. Особенности детско-родительских отношении в татарской семье 19
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей детско-
родительских отношений в татарской семье 28
2.1. Организация и методика исследования особенностей детско-
родительских отношений в татарской семье 28
2.2. Анализ и интерпретация результаты исследования 30
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения
Актуальность исследования. В настоящее время проблема детскородительских отношений как фактор психофизического благополучия детей
в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной
из важнейших составляющих государственной политики сохранения и здоровья нации. Существует целая система взаимосвязей и динамики взаимодействия родителей и ребенка, которая оказывает значительное влияние на
психическое развитие ребенка, на его поведение, формирование разных
установок, построение жизненного пути в целом.
Главной особенностью татарской семьи является резкое разделение полов по их социальным и социально – психологическим функциям. Разница в
поведении полов настолько очевидна, что можно говорить о формировании
мальчиков и девочек, юношей и девушек в двух мало соприкасающихся, почти параллельных мирах.
Детско-родительские отношения являются одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения, влияющих на становление личности ребенка. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не
обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей
и ребенка как важный источник детского развития.
Для полноценного развития личности ребенка в семье нужны благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой
родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к
ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите
и безопасности. С другой стороны, родительское отношение характеризуется
требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско-родительских отношений в семье.5
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей
- матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку
лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько
вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно
острой на протяжении всего развития психологической и педагогической
науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым
опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и
формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и
детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и
взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что
цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной
из важнейших составляющих государственной политики сохранения и здоровья нации. Существует целая система взаимосвязей и динамики взаимодействия родителей и ребенка, которая оказывает значительное влияние на
психическое развитие ребенка, на его поведение, формирование разных
установок, построение жизненного пути в целом.
Главной особенностью татарской семьи является резкое разделение полов по их социальным и социально – психологическим функциям. Разница в
поведении полов настолько очевидна, что можно говорить о формировании
мальчиков и девочек, юношей и девушек в двух мало соприкасающихся, почти параллельных мирах.
Детско-родительские отношения являются одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения, влияющих на становление личности ребенка. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не
обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей
и ребенка как важный источник детского развития.
Для полноценного развития личности ребенка в семье нужны благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой
родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к
ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите
и безопасности. С другой стороны, родительское отношение характеризуется
требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско-родительских отношений в семье.5
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей
- матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку
лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько
вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно
острой на протяжении всего развития психологической и педагогической
науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым
опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и
формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и
детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и
взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что
цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как
объекту воспитания к гуманистической установке — ребенок как субъект
воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. – начале XX в общественном сознании, является основой
пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений.
Степень изученности проблемы исследования: проблемы детскородительских отношений в семье раскрываются в исследованиях Миниярова
В.М., Ельцова В.А., Райкова Е.Ю., Дружинина В.Н., Галперина П.Я., Славина Л.С. и др. Исследованиями о воспитательном воздействии народной культуры занимались Е.Л. Аристова, А.А.Бугаев, А.А.Исаев, А.М. Петров, М.Х.
Хавратович и др.
Детско-родительские отношения - система разнообразных чувств по
отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых при общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Главной характеристикой детско-родительских отношений является
любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от
общения с ним, стремление к защите и безопасности, безусловное принятие и
внимание, целостное отношение к нему.
Детско-родительские отношения определяются следующими параметрами:
- характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителю;
- мотивы воспитания и родительства;
- степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские
отношения; удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему
родителей;
- стиль общения и взаимодействия с ребенком;
- способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций;
- поддержка автономии ребенка;
- социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;
- степень устойчивости и последовательности семейного воспитания.
- Показатели детско-родительских отношений: родительская позиция
,определяемая характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка —
привязанность и эмоциональное отношение к родителю; мотивы воспитания
и родительства;
- степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские
отношения; удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему
родителей;
- стиль общения и взаимодействия с ребенком;
- способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций;
- поддержка автономии ребенка;
- социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;
- степень устойчивости и последовательности семейного воспитания.
Особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей
ребенка старшего дошкольного возраста. Отличаются особой эмоциональной
значимостью, как для ребенка, так и для родителей; соответствие вербального (речевого) и невербального (чувственного) проявления детскородительских отношений.
Особенности детско-родительских в татарской семье: резкое разделение полов по их социальным и социально-психологическим функциям. В татарской семье сохраняется традиция соблюдения возрастного ранга между
детьми.
Татары стремились всегда иметь как можно больше детей, а именно
мальчиков, как продолжателей рода, как рабочую силу для ведения хозяйства.
Итак, особенности детско-родительских отношения в современных
русских, татарских семьях по ряду показателей практически идентично, что
позволяет утверждать, что единое социокультурное пространство влияет на
формирование идентичных показателей родительское отношение к детям.
При этом, существуют некоторые различия в отношении родителей к детям,
обусловленные этнокультурным контекстом семейного воспитания. Это значит, что современные этнические культуры оказывают определенное значимое влияние на детско-родительские отношения в семье. Особую роль в
формировании этих отношений играет, то, что национальные традиции
накладывают отпечаток на складывание отношений между родителями и
детьми.
объекту воспитания к гуманистической установке — ребенок как субъект
воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. – начале XX в общественном сознании, является основой
пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений.
Степень изученности проблемы исследования: проблемы детскородительских отношений в семье раскрываются в исследованиях Миниярова
В.М., Ельцова В.А., Райкова Е.Ю., Дружинина В.Н., Галперина П.Я., Славина Л.С. и др. Исследованиями о воспитательном воздействии народной культуры занимались Е.Л. Аристова, А.А.Бугаев, А.А.Исаев, А.М. Петров, М.Х.
Хавратович и др.
Детско-родительские отношения - система разнообразных чувств по
отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых при общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Главной характеристикой детско-родительских отношений является
любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от
общения с ним, стремление к защите и безопасности, безусловное принятие и
внимание, целостное отношение к нему.
Детско-родительские отношения определяются следующими параметрами:
- характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителю;
- мотивы воспитания и родительства;
- степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские
отношения; удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему
родителей;
- стиль общения и взаимодействия с ребенком;
- способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций;
- поддержка автономии ребенка;
- социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;
- степень устойчивости и последовательности семейного воспитания.
- Показатели детско-родительских отношений: родительская позиция
,определяемая характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка —
привязанность и эмоциональное отношение к родителю; мотивы воспитания
и родительства;
- степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские
отношения; удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему
родителей;
- стиль общения и взаимодействия с ребенком;
- способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций;
- поддержка автономии ребенка;
- социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;
- степень устойчивости и последовательности семейного воспитания.
Особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей
ребенка старшего дошкольного возраста. Отличаются особой эмоциональной
значимостью, как для ребенка, так и для родителей; соответствие вербального (речевого) и невербального (чувственного) проявления детскородительских отношений.
Особенности детско-родительских в татарской семье: резкое разделение полов по их социальным и социально-психологическим функциям. В татарской семье сохраняется традиция соблюдения возрастного ранга между
детьми.
Татары стремились всегда иметь как можно больше детей, а именно
мальчиков, как продолжателей рода, как рабочую силу для ведения хозяйства.
Итак, особенности детско-родительских отношения в современных
русских, татарских семьях по ряду показателей практически идентично, что
позволяет утверждать, что единое социокультурное пространство влияет на
формирование идентичных показателей родительское отношение к детям.
При этом, существуют некоторые различия в отношении родителей к детям,
обусловленные этнокультурным контекстом семейного воспитания. Это значит, что современные этнические культуры оказывают определенное значимое влияние на детско-родительские отношения в семье. Особую роль в
формировании этих отношений играет, то, что национальные традиции
накладывают отпечаток на складывание отношений между родителями и
детьми.
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МОНО И ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И
СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Исследование взаимосвязи актуальных страхов детей младшего школьного возраста и их родителей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь представлений об отношении родителей и стратегий
поведения в конфликте в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Практики социализации и инкультурации детей у татар в 1920-1940-е гг
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - Формированию прогностической компетенции в значимых сферах жизни у младших школьников с расстройствами аутистического спектра
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019



