Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ТАТАРСКОЙ СЕМЬЕ

Работа №61578

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2016
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
305
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений в татарской семье 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста 7
1.2 Сущность детско-родительских отношений в семье и их психолого-педагогическая характеристика 11
1.3. Особенности детско-родительских отношении в татарской семье 19
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей детско-
родительских отношений в татарской семье 28
2.1. Организация и методика исследования особенностей детско-
родительских отношений в татарской семье 28
2.2. Анализ и интерпретация результаты исследования 30
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения


Актуальность исследования. В настоящее время проблема детскородительских отношений как фактор психофизического благополучия детей
в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной
из важнейших составляющих государственной политики сохранения и здоровья нации. Существует целая система взаимосвязей и динамики взаимодействия родителей и ребенка, которая оказывает значительное влияние на
психическое развитие ребенка, на его поведение, формирование разных
установок, построение жизненного пути в целом.
Главной особенностью татарской семьи является резкое разделение полов по их социальным и социально – психологическим функциям. Разница в
поведении полов настолько очевидна, что можно говорить о формировании
мальчиков и девочек, юношей и девушек в двух мало соприкасающихся, почти параллельных мирах.
Детско-родительские отношения являются одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения, влияющих на становление личности ребенка. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не
обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей
и ребенка как важный источник детского развития.
Для полноценного развития личности ребенка в семье нужны благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой
родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к
ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите
и безопасности. С другой стороны, родительское отношение характеризуется
требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско-родительских отношений в семье.5
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей
- матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку
лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько
вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно
острой на протяжении всего развития психологической и педагогической
науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым
опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и
формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и
детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и
взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что
цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как
объекту воспитания к гуманистической установке — ребенок как субъект
воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. – начале XX в общественном сознании, является основой
пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений.
Степень изученности проблемы исследования: проблемы детскородительских отношений в семье раскрываются в исследованиях Миниярова
В.М., Ельцова В.А., Райкова Е.Ю., Дружинина В.Н., Галперина П.Я., Славина Л.С. и др. Исследованиями о воспитательном воздействии народной культуры занимались Е.Л. Аристова, А.А.Бугаев, А.А.Исаев, А.М. Петров, М.Х.
Хавратович и др.
Детско-родительские отношения - система разнообразных чувств по
отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых при общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Главной характеристикой детско-родительских отношений является
любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от
общения с ним, стремление к защите и безопасности, безусловное принятие и
внимание, целостное отношение к нему.
Детско-родительские отношения определяются следующими параметрами:
- характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителю;
- мотивы воспитания и родительства;
- степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские
отношения; удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему
родителей;
- стиль общения и взаимодействия с ребенком;
- способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций;
- поддержка автономии ребенка;
- социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;
- степень устойчивости и последовательности семейного воспитания.
- Показатели детско-родительских отношений: родительская позиция
,определяемая характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка —
привязанность и эмоциональное отношение к родителю; мотивы воспитания
и родительства;
- степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские
отношения; удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему
родителей;
- стиль общения и взаимодействия с ребенком;
- способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций;
- поддержка автономии ребенка;
- социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;
- степень устойчивости и последовательности семейного воспитания.
Особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей
ребенка старшего дошкольного возраста. Отличаются особой эмоциональной
значимостью, как для ребенка, так и для родителей; соответствие вербального (речевого) и невербального (чувственного) проявления детскородительских отношений.
Особенности детско-родительских в татарской семье: резкое разделение полов по их социальным и социально-психологическим функциям. В татарской семье сохраняется традиция соблюдения возрастного ранга между
детьми.
Татары стремились всегда иметь как можно больше детей, а именно
мальчиков, как продолжателей рода, как рабочую силу для ведения хозяйства.
Итак, особенности детско-родительских отношения в современных
русских, татарских семьях по ряду показателей практически идентично, что
позволяет утверждать, что единое социокультурное пространство влияет на
формирование идентичных показателей родительское отношение к детям.
При этом, существуют некоторые различия в отношении родителей к детям,
обусловленные этнокультурным контекстом семейного воспитания. Это значит, что современные этнические культуры оказывают определенное значимое влияние на детско-родительские отношения в семье. Особую роль в
формировании этих отношений играет, то, что национальные традиции
накладывают отпечаток на складывание отношений между родителями и
детьми.


1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.
2. Косолапова Н.Г. Становление позитивной концепции дошкольников // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. № 75.
3. Бакина М. Современные дети, современные игры // До-школьное воспитание — 2005. -№4. — с.58-60.
4. Дыбина О. Игра — путь к познанию предметного мира. // Дошкольное воспитание №4,2005.
5. Леднева С. Путешествуем, играем, познаем и развиваем! // Дошкольное воспитание №4,2005.
6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.- СПб.: Питер, 2001.- 320с.
7. Молева И. Познаем окружающий мир через игру // До-школьное воспитание — 2007. -№7.-6.
8. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь- справочник.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 567с.
9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус.- Минск: Университетская, 1997.- 237с.
10. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии.- 1991. -№1.- с.135-142.
11. Думитрашку Т.А. структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии.- 1996.- №2.- с.104-113.
12. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной сторо¬ны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду .- 1998.- №1.- с.9-17.
13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т.- М, 1986.
14. Зверева Н.В. Семья и воспроизводство человеческого капитала // Вестник Московского университета.- 1998.- №5.- с.39-47.
15. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Проспект, 1999.- с.308.
16. Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование.- 2000.- №3.-с.35.
17. Карабанов О.А. Психология семейных отношений и основы се-мейного консультирования: Учебное пособие.-М.:Гардирики,2005.-320с.
18. Керш П.К. Семейный контекст: удовлетворённость супруже-ством, родительский стиль и речевое поведение с детьми // Вопросы психо-логии.- 1990.- №1.- с.103-109.
19. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско- родительских отношений // Школа здоровья.- 2004.- №2.- с.5-14.
20. Кулакова Е. Изучение эмоционального самочувствия дошкольни¬ка в семье // Обруч.- 1999.- №5.- с.11-13.
21. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка.- М.: Воро-неж, 1997.- 216с.
22. Матуля Г.Я. Влияние социальных факторов на формирование психолого-педагогической культуры молодой семьи.- Минск:,1990.
23. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия роди¬телей с детьми // Журнал практического психолога.- 1998.- №3.- с.51-5
24. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодей-ствия.- Ярославль: , 2002..
25. Москаленко В.Д. Ребёнок в "алкогольной" семье: психологиче-ский портрет // Вопросы психологии.- 1991.- №4.- с.72.
26. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во института психотерапии, 2003.- 240с.
27. Основы семейной психологии: Учеб. Пособие.-2-е изд., социаль-ного института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК»,2005.-928с. Серия «Библиотека психолога», Шнейдер Л.В.
28. Панфилова М.А. Тест для родителей // Обруч.- 2000.- №3.- с.12.
29. Петрова Е.Ю. Для чего дети "едят" своих родителей, а родители "едят" своих детей // Журнал практического психолога.- 1997.- №1.- с.77-82.
30. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско- родительских отношений // Вопросы психологии.- 2001.- №1.- с.19-26.
31. Пископпель А.А. Природа человека в концепции А Маслоу // Во¬просы психологии. -1999.- № 2. - с. 76-81.
32. Практическая психология. Проективные методики./В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь.-Изд.2-е-Ростов н/Д.:Феникс, 2007.-478с.ил.-( Психологический факультет.
33. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других.-М.: АСТ-ПРЕС,1999. 376с. Ил.(«Педагогика, психолгия, ме-дицина») Состовители Р.Римская, С Римский.
34. Психология семейных отношений с основами семейного кон-сультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой.- М.: ,2002.- 322с.
35. Психология / Под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект, 1999.- 584с.
36. Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей до-школьного возраста // Вопросы психологии.- 2003.- №5.- с.56-66.
37. Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии.- 1996.- №2.- с.14-18.
38. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие роди-телями своих детей // Вестник Московского университета.- 2000.- №1.- с.88-93.
39. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз.- СПб , 1994.
40. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: "Когито-Центр", 2003.- 230с.
41. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспита-ния и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского универси¬тета.- 2002.- №2.-с.48-53.
42. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. - М., 2000.
43. Самсонова Е.В. Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками // Психолог в детском са¬ду.- 2003.- №3.- с.89-109.
44. Селиверстова Н.Я. Психодиагностика ребёнка: за и против // Во¬просы психологии.- 2000.- №3.- с.14-18.
45. Семья. Книга для чтения 1 и 2. / Сост И.С. Андреева, А.В. Гулы¬га.- М.: Политиздат, 1990.- 346с.
46. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско- родительских отношений. М., 2001.- 118с.
47. Слободская Т.П. Темперамент в раннем возрасте: родительские оценки поведения детей // Вопросы психологии.- 1994.-№6.- с.5-12.
48. Скрипкина Т. П., Гулъянц Э. К. Психологическая служба в дет-ских дошкольных учреждениях разных типов.- Ростов-на-Дону, 1993.
49. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Динамика родительского отноше¬ния в онтогенезе ребёнка // Психолог в детском саду.- 2003.- №4.- с.102-108с.
50. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и ди¬намики родительского отношения // Вопросы психологии.- 2000.- №3.- с.3-9.
51. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ре¬бёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа кон¬сультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. - 1989.- №3.- с.16-37.
52. Флэйк - Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.- М.: , 1998.
53. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 480с.
54. Фридман И.К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психо-логии.- 1990.- №1.- с.93-99.
55. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для сту-дентов: сост. И ред. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психоло-гии, 1996.- 264с.
56. Шапиро А.З. Психолого - гуманистические проблемы позитивно¬негативных внутрисемейных отношений // Вопросы психологии.- 1994.- №4.- с.45-46.
57. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 384с.
58. Эйдемиллер Э. Г. Ребёнок в ситуации развода родителей: взгляд психотерапевта и просто человека // Психологическая газета.- 2001.- №3.- с.19-21.
59. Ягодина Л.А. Совместная семейная игровая терапия в условиях детского сада // Психолог в детском саду.- 2003.- №3.- с. 118-124.
60. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: Валерии СПД, М.: ТЦ Сфера, 2002.- 112с.
61. http: //www. sciteclibrary.ru/family/
Семейное воспитание для родителей, заботящихся о здоровье и буду-щем своего ребенка.
62. http: //www. fw. ru/index. html
Интернет-система "Мир семьи".
63. http: //www. humans. ru/humans/family
Интернет-сообщество «Семья и детство»


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ