Введение 3
Глава I. Теоретические основы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей 10
1. История вопроса организации взаимодействия ДОУ и семьи 10
2. Понятие взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого -
педагогической литературе 15
3. Проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ
и семьи 21
Выводы по I главе 30
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по организации проектной деятельности путем взаимодействия ДОУ и семьи 32
2.1 Анализ эффективности взаимодействия ДОУ и семьи (на примере Структурного подразделения детский сад «Сказка» ГБОУ ООШ с.
Салейкино) 32
2. Описание проектной деятельности 36
3. Методические рекомендации 45
Выводы по II главе 50
Заключение 53
Библиография
Приложение
Значимый период в жизни каждого малыша - дошкольное детство, то время когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер. Семья способствует включению ребенка с первых дней жизни в разнообразные виды деятельности. Воспитание в семье отличается глубиной, эмоциональностью и некой интимностью. Благоприятно для формирующейся нервной системы ребенка сказывается постоянство воспитательных воздействий, чем, к сожалению, не может похвастаться общественное воспитание.
Однако не все семьи могут в полной мере реализовать полноценное воспитание по ряду причин, например: одни не знают зачем, другие не знают как, а третьи вообще считают, что это пустая трата времени. Значит общественное квалифицированное дошкольное воспитание просто необходимо. А в свою очередь введение новых реформ в дошкольное образование, введение федерального государственного образовательного стандарта, требующее повышения компетентности педагогов, вызывает необходимость сотрудничества, союза и партнерства обеих сторон, для повышения эффективности образования.
Проблема необходимости взаимодействия педагога дошкольного учреждения с семьей ребенка является важным аспектом в личностном развитии дошкольников. Сегодня многие родители отдалились от воспитания своих детей, возложив эту долю только на педагогов, большинство из них теперь интересует в первую очередь материальное благополучие их семьи.
Уникальные исследования современных педагогов (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова и др.) доказали, что ни педагог, ни воспитательное учреждение в целом, не может дать детям того, что дает им семья. [2]
Благодаря удивительному эмоциональному микроклимату в семье у ребёнка формируется отношение к себе, определяющее его чувство собственной значимости. В семье малыш находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Семья, несомненно, является важной общностью, с которой человек связан всю свою жизнь неразрывными узами, из которой он выносит свои ценностные ориентации и жизненные установки. Семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», поддержку, источник общественного опыта.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, которые имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, закреплены на законодательном уровне и охраняется государством. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. [23]
Нововведенный документ, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отвечает новым социальным запросам, в нем большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. [24]
Главное и неотъемлемое условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из самых важных принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства, взаимодействия с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается - и это главное - поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».
Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из проблем решения этого вопроса - поиск новых, рациональных форм работы ДОУ с семьей. Внедрение инноваций в работе ДОУ - важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования, и здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания и обучения ребенка.
Многочисленные исследования педагогов и психологов доказали, что само по себе наличие знаний не определяет эффективность и успешность обучения, гораздо важнее то, чтобы ребенок сам умел добывать и применять свои знания и умения в жизни.
Один из принципов деятельностного подхода, принцип активности ребенка во время образовательного процесса, заключающегося в целенаправленном восприятии, осмыслении, переработке и применении, изучаемых явлений. Уникальное средство обеспечения сотрудничества детей и взрослых, метод проектирования, как способ реализации личностноориентированного подхода к образованию.
У детей дошкольного возраста психологические особенности позволяют эффективно осуществлять проектно-исследовательскую деятельность. Для этого у них есть все предпосылки: стремление к исследованию, самостоятельной деятельности, интерес к практической информации, стремление к разнообразным видам деятельности.
Следовательно, актуальность указывает на необходимость, важность и своевременность темы исследования, так как взаимодействие с родителями мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
Нововведения, которые происходят в России в конце XX начале XXI веков, нестабильность жизни, перестройка системы образования приводят к тому, что возрастает роль семейного воспитания. Вместе с тем, как показывает практика и научные исследования (Е.П.Арнаутова, В.П.Дуброва,
О.Л.Зверева, В.М.Иванова, Т.А.Маркова и др.), родители часто допускают ошибки в воспитании, испытывают определенные трудности, обусловленные недостатком педагогических знаний.[29]
Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Воспитатели должны постоянно, повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям, своему отношению к детям и родителям. [1]
Возможности семьи в воспитании ребенка в настоящее время неограниченны, т.к. родители лучше знают своего ребенка, учитывают его индивидуальные особенности, могут подстраиваться под индивидуальный режим и т.д. В основном, как бы это ни было грустно, не все семьи в полной □ мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей □. Родители должны заложить фундамент физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». [23] В настоящее время идет реформация системы дошкольного воспитания, и в центре этоиП перестрой Шки стоят глобализация педагогического процесса. Большое внимание начинает уделяться взаимодеиПствию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздеиПствииП. [16]
Сейчас разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия ДОУ с семьями. Одна из таких новых форм - проектная деятельность. Она и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей.
Цель исследования: определить эффективность проектной деятельности в формировании у родителей полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством взаимодействия с дошкольным учреждением.
Объект исследования: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Предмет исследования: проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи.
Гипотеза: эффективность проектной деятельности в формировании у родителей полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством взаимодействия с дошкольным учреждением возможна при следующих условиях:
* Знание и умение педагогом владеть методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
* Использование педагогов в своей работе методов активизации родителей, формирования педагогической рефлексии;
* Организация партнерских отношений в любых видах деятельности взрослых и детей, включение родителей в жизнь детского сада;
* Дифференцированного подхода при взаимодействии педагогов с родителями, заинтересованность педагогов в этом общении.
Задачи:
1. Изучить педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. На основе изучения теоретической литературы по проблеме работы ДОУ с родителями, проследить частоту и качество использования проектной деятельности как формы взаимодействия ДОУ и семьи и определить её роль и место среди других форм работы.
3. Изучить проектную деятельность, как одну из современных и высокоэффективных подходов к взаимодействию педагогов и семьи.
4. Выявить состояние работы педагогов ДОУ в реализации проектной деятельности.
5. Разработать систему проектной деятельности в рамках организации взаимодействия ДОУ и семьи.
В работе были применены следующие методы:
* Изучение психолого-педагогической литературы;
* Анкетирование педагогов и родителей;
* Индивидуальные беседы с родителями и педагогами.
* Разработка и реализация проектов совместно с родителями и детьми.
* Анализ полученных результатов.
Исследование проводилось на базе Структурного подразделения детский сад «Сказка» ГБОУ ООШ села Салейкино МР Шенталинский Самарской области
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (в количестве - 40) и приложений.
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты практической работы подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников.
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания об окружающем мире. В первую очередь это связанно с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме, того развиваются общие способности детей - познавательные, коммуникативные и регулярные.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находится в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применение стандартных действий , требует ежедневного творческого, личностного роста.
Анализируя полученные данные, мы определили низкий уровень педагогической подготовки и психолого педагогических знаний родителей, а так же отсутствие у педагогов представлений о проектной деятельности.
Задача экспериментальной работы обеспечивалась методом реализации ряда программных событий для родителей (родительские собрания, беседы, консультации, велись дни вопросов и ответов) и воспитателей (консультации, были разработаны методические рекомендации), а например же был проведены детско - родительские образовательные планы: «Я и моя семья», «Самарская область-край родной», «Чистый мир».
Для того чтобы оценить эффективность опытно -экспериментальной работы, была проведена повторная диагностика.
Результаты повторной диагностики показали, что в ходе проектной деятельности развиваются детско - родительские отношения. Опыт работы с экспериментальной группой выявил ярко выраженную заинтересованность родителей новыми формами и методами проведения мероприятий. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы патриотического, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Позиция же родителей контрольной группы почти не изменилась: родители показывают недостаточные знания и умения в области воспитания детей.
Итак, наше исследование показало, что проектная деятельность - современная форма взаимодействия педагогов и родителей, она позволила наладить динамичную и действенную связь в работе детского сада с семьей, качественно повлияла на повышение профессионально - личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма работников ДОО.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены в полной мере, выдвинутая гипотеза подтверждена.
1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника М.: Педагогика, 2013. - 121 с.
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Изд. дом «Карапуз», 2012. - 186 с.
3. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями [Текст]: учеб. пособие / М.Г. Агавелян. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 129 с.
4. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие /
Т. М. Бабунова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 208с.
5. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: [Текст]: методическое пособие / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
6. Березина, В.А, Виноградова, Л.И., Волжина, О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. [Текст] : В.А Березина, Л.И. Виноградова, О.И. Волжина. - С.-Пб.: Каро,
2011.
7. Богославец Л.Г., Майер А.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города. [Текст] : Богославец Л.Г., Майер А.А. // Управление ДОУ. 2010. №5. С. 18
8. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014. - 177 с.
9. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н.
Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 112 с.
10. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. образовательные проекты в детском саду. [Текст]: Пособие для воспитателей. М.: Айрис - пресс, 2010.
11. ГладковаЮ.А. О роли отца в семейном воспитания. [Текст]: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Ю.А. Гладкова,Н.М. Баринова // - 2011. - № 8.
12. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями /. [Текст]: Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание, 2013. - №9. - С. 23-31.
13. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. [Текст]: О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 144 с.
14. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. [Текст]: Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2015. - №1. - С. 41-49.
15. Доронова Т. Н. О взаимодействии ДОУ с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество». [Текст]: Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание, 2013. - №3. - С. 87-91.
16. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Доронова. - М.: Просвещение, 2012. - 120 с.
17. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. [Текст]: Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.
18. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: [Текст]: Методическое руководство / Т.Н.Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. - С. 25-26.
19. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. [Текст]: Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96с.
20. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детско саду: родители и дети. [Текст]: М.: Школьная Пресса, 2010.
21. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст] : пособие для практических работников ДОУ / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 129 с.
22. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ[Текст]: методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2011.
23. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи[Текст]: / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. - 2012. - № 4. - С. 74-83.
24. Карпене Т.И. Метод проектов - как поиск новой педагогической альтернативы. [Текст]: - М.: Психологический ин.-т РАО, Ярославль. Ярославский ин - т развития образования. - 2011. - с. 105 - 109
25. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьёй [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / А.В. Козлова - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 112 с.
26. Козлова, А.В., Дешеулина, Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. [Текст]: А.В Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: Творческий Центр, 2014
27. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2012.-416 с.
28. Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении. [Текст]: Управление ДОУ. 2014. №5. С.40.
29. Максаков, А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье [Текст]: А.И. Максаков. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
30. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми . [Текст]: И.М. Марковская. - СПб: Речь, 2015. - 150 с.
31. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе. [Текст]: А.В. Меренков. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2014. - 143 с.
32. Микляева, Н.В. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения [Текст]/ Н.В. Микляева, Т.С. Мишина. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 80с.
33. От рождения до школы. [Текст]: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
34. Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / И.О. Пастухова - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 129 с.
35. Петрущенко Н.А. Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. - 2011. - № 9. - С. 35.
36. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
37. Прохорова, Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду [Текст]: практ. пособие / Г.А. Прохорова. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 64 с.
38. Седова Л.Н. Теория и методика воспитания [Текст]: Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких. - М.: Высшее образование, 2013. - 206 с.
39. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: [Текст]: пособие / О.В. Солодянкина. - М.: Аркти, 2014. - 80 с.
40. Социальное партнерство семьи и детского сада [Текст]: Научно - практический журнал «Управление ДОУ». - 2014. - №3. - С. 35.
41. Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст]: Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 71-74.
42. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
43. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями [Текст]: Р.Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика 2010. - №7. - 70 с.
44. Шмидт, В.Р. Психологическая помощь родителям и детям. Тренинговые программы [Текст] / В.Р. Шмидт . - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 200 с.
45. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология [Текст]: учеб. пособ. для вузов / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический Проект, 2010. - 736с.
Интернет-ресурсы
1. Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/. - 16.02.2013г.
2. Нормативная документация ДОУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.termika.ru/dou/. - 20.02.2012г.
3. Нетрадиционные формы взаимодействие ДОУ и семьи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/. - 25.02.2015г.
4. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ivalex.vistcom.ru/metod8-2.htm. - 01.03.2011г.
5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Электронный ре-ресурс]. — Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0386/index.shtml?from_page=199
6. Факторы воспитания ребенка в семье [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psychol- ok.ru/lib/intpsy/intpsy2008/intpsy220208.html
7. Родионова, Л.А. Перспективное планирование работы с родителями во второй младшей группе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/04/perspektivnoe-planirovanie- raboty-s-roditelyami-vo-vtoroy-mladshey-0
8. Лубенникова, Ю.А. Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.deti- club.ru/planirovanie-vospitatelno-obrazovatelnogo-processa-v-dou-
dokumentaciya-vospitatelya