Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ )

Работа №61527

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
426
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
1.1. Истоки и традиции социальной помощи РПЦ в истории России
1.2. Место православной церкви в системе социальной защиты семьи, материнства и детства.
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОПЫТА СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПРИХОДАХ БЕЛГОРОДСКОЙ МИТРОПОЛИИ
2.1. Изучение опыта социальной помощи в приходах Марфо - Мариинского сестричества милосердия
2.2. Реализация инновационных методов, способов и технологий социальной работы с гражданами и различными группами в приходах Белгородской и Старооскольской епархии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность исследования. Создание общества социальной ответственности и гражданской солидарности все больше и больше входят в повседневную жизнь. Ведущим вектором стратегического развития России в современных условиях является всесторонняя модернизация. Модернизация рассматривается как системное преобразование общества, обретение им нового качества при условии мобилизации и эффективного использования имеющегося в обществе человеческого, финансового, социального капитала. В условиях рыночных от-ношений и перманентно возникающих и развивающихся экономических кризисов десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в социальной помощи и защите. Идея развития общества, базирующегося на принципах сохранения духовно-культурных основ, укрепления института семьи и семейных отношений, воспитания молодёжи, консолидации институтов гражданского общества, обеспечения взаимного доверия между властью и населением, утверждения принципов социальной защищённости, поддержки и ответственности, крайне востребована в современных условиях России.
На современном этапе преобразований, происходящих в Российской Федерации, все больше внимания уделяется формированию независимых институтов гражданского общества, которые смогли бы решать социальные проблемы и влиять на развитие населения. В условиях усиления глобализационных процессов и проведения современных политических и социально-экономических реформ обнаружилась неспособность государственных структур в полном объеме обеспечить эффективное функционирование органов социальной сферы, способствовать формированию духовных основ и возрождению национальной самоидентификации. В таких условиях возникает острая необходимость в существовании таких общественных организаций, где вопросы морали и любви к ближнему приобретали бы особенное значение. В данном контексте приобретает актуальность история социального служения Православной церкви, в частности, церковно-общественных организаций, которые существовали на протяжении многих веков и исполняли важную социальную функцию .
Примечательно, что сегодня ввиду злободневности вопроса, появилась новая должность в социальной деятельности Русской Православной Церкви (РПЦ) - должность социального работника. Однако государственные организации, осуществляющие социальную защиту населения, часто не принимают всерьёз социальных работников из Церкви и не в полной мере используют возможности религиозных организаций по оказанию социальной защиты. Это происходит зачастую по незнанию направлений церковной социальной деятельности, а, следовательно, её возможностей, механизма реализации и из-за неопределённости её места в общей системе социальной работы.
Обращение к теме социальной деятельности Русской Православной Церкви (РПЦ) и оценка её роли и места в системе социальной работы объясняется важностью и значимостью процесса духовного возрождения в современной России традиций православного христианства, на протяжении многих веков проповедовавшего идеалы благотворительности. В виду развивающихся тенденций использование потенциала РПЦ, в свою очередь, позволяет расширить возможности социальной защиты населения, разнообразить технологии работы с населением.
Система социальной поддержки, созданная Русской Православной Церковью на заре российской цивилизации, активно способствовала стабильному развитию общества и преодолению различных социальных болезней. Поэтому, учитывая все проблемы современности, так важно обозначить те направления церковной социальной деятельности, по которым государство в рамках созданной системы социальной защиты может делегировать Церкви, как некоммерческой организации, свои полномочия, а также определить механизм их реализации с целью расширения границ взаимодействия РПЦ и социальных служб, повышения эффективности их совместной деятельности по обеспечению социальной защиты населения. Целью церковной социальной деятельности является организация и проведение милосердно-благотворительных акций по оказанию гуманитарной и социальной помощи наименее защищенным слоям населения. Бе субъектами могут выступать как частные лица, так и различные организации.
С точки зрения практики социальной работы, существуют две равнозначные потребности в социальной деятельности церквей - решение социальных проблем и социализация граждан. Если социальные службы помогают людям улучшить условия жизни, материальное положение, то служители церкви помимо решения материальных затруднений посредством благотворительных акций способствуют, в первую очередь, личностному совершенствованию человека, повышению его духовности, помогают выбрать ему правильные жизненные ориентиры, укрепить силу воли и духа, которые так важны человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, для её разрешения. Это в свою очередь определяет роль и место Церкви в системе социальной работы и защите населения. В связи с этим церковная социальная деятельность в системе социальной работы в России требует дополнительного научного осмысления, в частности по таким аспектам, как: её сущность, организационная структура, механизм её реализации при взаимодействии с учреждениями социальной сферы, направления.
Степень разработанности темы. Большой интерес к феномену социального служения и его становления в России проявляли различные исследователи (В.О. Ключевский, И.К. Лабутин, Т.В. Барсова и др.) и историография этих исследований берёт начало ещё с конца XIX века.
В настоящее время область научных интересов направлена на взаимодействие Церкви и государства в ходе осуществления социальной защиты. В частности в статье Алексея Ордынского говорилось, что церковная социальная деятельность разрозненная, поэтому в церковной системе собираются принять документ, который позволит её систематизировать и прописать там отношения с государством и государственными учреждениями в вопросах оказания помощи малоимущим. Этот факт стал определяющим в формировании сущности социального служения (и церковной социальной деятельности) на современном этапе его развития.
Объект исследования: деятельность русской православной церкви в системе социальной защиты.
Предмет исследования: процесс организации социальной помощи населения церковью.
Цель исследования: анализ роли русской православной церкви в социальной защите населения в постсоветский период с 1990 года по настоящее время.
Задачи, необходимые для достижения цели дипломной работы:
•Проанализировать истоки и традиции социальной помощи Русской православной церкви в истории России;
•Определить место православной церкви в системе социальной защиты семьи, материнства и детства;
•Изучить опыт социальной помощи в приходах Белгородской митрополии;
•Выявить инновационные, способы и технологии социальной работы с гражданами и различными группами в приходах.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют методологические, теоретические общенаучные принципы и методы исследования: принцип системности, конкретности, всесторонности, принцип историзма и целостного изучения данного исследования.
Практическая значимость результатов выпускной квалификационной работы заключается в возможности их применения в исследовании опыта социального служения РПЦ на примере Белгородской Митрополии. Материалы исследования могут также привлекаться в качестве дополнительной литературы в образовательных курсах социальной работы, а также использоваться православном служении.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и выводы выпускной квалификационной работы были представлены на Межрегиональном молодежном форуме "На Грани» (февраль 2016, Белгородская Митрополия).
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На протяжении многих веков Русская Православная Церковь является неотъемлемым звеном в бытии российского общества и государства.
На сегодняшний день Русская Православная Церковь располагает колоссальным социальным потенциалом. Когда российское общество подвергается воздействию очередной волны глобального кризиса, который затрагивает не только финансовую, экономическую, трудовую, но и социальную, нравственную и духовную сферы жизни, когда наглядно проявляются процессы и тенденции, направленные на разрушение традиционных, культурных и духовно - нравственных основ общества, необходима консолидация всех его сил с целью смягчения проявлений кризиса и преодоления его последствий. Одной из таких общественных сил, способных духовно и нравственно преобразить как отдельного человека, так и российское общество в целом, является Русская Православная Церковь.
В ходе исторического процесса развития российского общества неоднократно подвергался изменениям политический строй государства и формы его управления, менялось и сознание, принципы, понятия, нормы, живущих в нем людей, в то же время Церковь, на протяжении всего своего существования, практически не меняла свои нравственные и этические взгляды изложенные в церковных канонах. Всегда оказывала социальную помощь нуждающимся вне зависимости от социального статуса.
Сегодня укрепление института семьи и семейных отношений как основы формирования здорового общества - первостепенная задача.
РПЦ выступает за создание условий для осознанного принятия решений по вопросам семьи, материнства, детства в общественном сознании, посредством реализации социальных инициатив, направленных на утверждение роли семьи, противодействии детоубийству, на территории России.
Анализ опыта социальной помощи в Белгородской Митрополии показал, во-первых, социальное служение высоко востребовано среди благополучателей в Белгородской Митрополии; во-вторых, силами духовенства, прихожан, волонтеров оказывается разносторонняя и качественная помощь как на приходах, так и в митрополии в целом, это связано несколькими факторами: 1)личной активностью Митрополита Белгроодского и Старооскольского Иоанна,
2) эффективной системой взаимодействия светской и религиозной власти в регионе,
3) построением системы обучения ответственных за социальную работу на приходе.
Белгородская Митрополия известна своей миссионерской работой, Владыка Иоанн — является главой Миссионерского отдела РПЦ Московского Патриархата, но не мало внимания уделяется и социальной деятельности. Для создания условий эффективной социальной работы на приходе открываются Молодежные Православные центры, реализуются социальные программы и проекты.
Социальная деятельность приходов, реализуемая посредством служения людям попавшим в трудную жизненную ситуацию , является одним из самых очевидных средств помощи нуждающимся, в соответствии с евангельской заповедью, предписывающей любить ближних (см.: Мк. 12:31). Основной задачей социальной работы с гражданами и различными группами в приходах является: создание благоприятных условий для общего и социального развития, духовного становления человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Особое внимание уделяется подготовке социального работника или группы добровольцев, которые оказывают социальную помощь.
Особое внимание в Белгородской Митрополии уделяется развитию молодежных православных добровольческих инициатив. В работе с детьми и юношеством, особый акцент сделан на добровольческих проектах, привлечении молодых людей к социальной деятельности. Причем, работа с включает не только проведение разовых мероприятий, но и строиться на постоянной системной основе.
Колоссальный опыт социальной помощи в Белгородской Митрополии способствует тому, что на смену враждебности и агрессии приходит взаимопонимание и сотрудничество; открытый и честный диалог между властью и верующими гражданами становится нормой жизни; социальная справедливость становится высшим принципом взаимоотношений; поощряются и поддерживаются все формы милосердия и благотворительности; созданы условия для объединения людей на основе общности интересов и доверия.
Инновационные способов и технологий социальной работы с гражданами и различными группами на приходах Белгородской Митрополии включают в себя: 1. Оказание духовной помощи (благотворительные крещения, совершение Таинств на дому, молебны, панихиды, помощь в решении жизненных проблем, консультации православного психолога). 2. Предоставление материальной помощи (продуктовой, вещевой, разовое трудоустройство, гуманитарная помощь особо нуждающимся гражданам, праздничные подарки, постельное белье).
3. Многообразие отдельных форм и способов участия в жизни нуждающихся: сотрудничество с лечебно-профилактическими учреждениями, уход за больными, борьбу с алкоголизмом, наркоманией, взаимодействие в решении проблем биомедицинской этики, конференции и семинары как форму взаимодействия медицинской, региональной власти и православной общественности, деятельность приходов по реабилитации лиц, пострадавших в тоталитарных сектах, организацию досуга и обучения лиц в трудной жизненной ситуации.



1. Ажнакина Н.Б. Социальное служение религиозных организаций в современной России: дис. . канд. филос. наук: / Н. Б. Ажнакина. Пенза. 2006. - 143 с.
2. Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Духовные опоры демографии // Сретенский Вестник. 2005. - № 10. - С. 23-24.
3. Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Духовные опоры демографии // Сретенский Вестник. 2017. - № 16. - С. 13-14.
4. Астер И.В. Проблемы духовно-нравственного развития личности в современной России: социальный аспект // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №1. С. 111-114
5. Багдасарян В. Э. Космополитизм как фактор поражения государственного суверенитета России / В. Э. Багдасарян // Проблема суверенности со-временной России.- 2014. - №6. - С. 60-69.
6. Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма / М.А. Бакунин. - М., 1987. - 332 с.
7. Безруков, В.И. Проектирование управления педагогическими системами: методология, теория, практика.: автореф. дис. д-рапед. наук / В.И. Безруков. - М., 2005. - 37 с.
8. Белгородская и Старооскольская Епархия.
http: //www.beleparh.ru/index.php/o-eparkhii
9. Белгородское Марфо-Мариинское сестричество милосердия http://belmiloserdie.ru/sestrichestvo/istoriya/
10. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Н.А. Бердяев. -М., 1990.-31 с.
11. Беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с
верующими в московском храме Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево. Эл.документ. URL: http://www.irini.lv/ru/news/orthodox-media/486-zalogom-
realnoiprihodskoj -zizni-j avlj aetsj a-aktivnaj a- socialnaj a-dej atelnostj -scitaet-patriarh-kirill
12. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. - М.: Российское Библейское общество, 2007.
13. Благосостояние и милосердие // Журнал Добродетель. 2011. - № 4. -С.50-53.
14. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочи-нения. В 2 т., Т. 1 / П.П. Блонский. - М.: Педагогика, 1979. - 304 с.
15. Бодалев A.A. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях / A.A. Бодалев, В.А. Караковский, H. Новикова // Педагогика. -1991. - № 5. - С. 11-19.
16. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб., 1998. - 812с.
17. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Справочник. - М., 2004.
18. Брак в современном обществе // Журн. Моск. Патриархии. — 2016. — № 11.-С. 60.
19. Власов П. В. Обитель милосердия / П. В. Власов. — М.: Моск. Рабочий, 1991. -303 с.
20. Воденко К.В. Взаимодействие социальных институтов религии, науки и образования в современном обществе // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2012. № 6. С. 267¬272
21. ВороноваЕ. А. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в России: история и современность / Е. А. Воронова. — СПб.: Изд- во С.-Петерб. ун-та, 2014. 112 с.
22. Диакон Александр Мумриков. Задание от Бога. Брак и семья в православной традиции / А. Мумриков // Наука и религия. — 2012. — № 6. — С. 34-35.
23. Дмитриева Л. М. Социальное служение религиозных организаций /Л. М. Дмитриева, Т. А. Костылева. М.: Наука, 2006. — 324 с.
24. Добро всегда побеждает // Журнал Добродетель. 2005. - № 1. - С. 20-22.
25. Дорофей, св. авва. Поучения, послания, вопросы, ответы. — М.: «Ак-тис», 1991. —306 с.
26. Духовное завещание настоятельницы Параскево-Вознесенского женского Общежительного монастыря, игумении Параскевы сестрам обители // Белг. епарх. ведомости. 2005. - № 17. — С. 12-13.
27. Елисеев А. Отец Георгий Флоровский: его жизнь и участие в движении за христианское единство. К 110-летию со дня рождения / А.Елисеев // «Церковь и время». Научно-богословский и церковно-общественный журнал.-2003.- №4 (25).- С. 106-126
28. Запесоцкий А.С. Философия и социология культуры: избранные научные труды / А.С. Запесоцкий. - СПб.: Наука, 2011. - 178 с.
29. Заявление Освященного Архиерейского Собора по вопросам демографии // Журн. Моск. Патриархии. 2004. - № 10. - С. 19-20.
30. Зуева, И.В. Теория воспитательного коллектива в отечественной педагогике :дис... канд. пед. наук / Зуева Ирина Витальевна. - Пятигорск, 2004. - 179с.
31. Иеромонах Иона (Займовский). 12 шагов от бездны / И. Займовский // Крестьянка. 2007. - № 1. - С. 94-96.
32. Иларион (Алфеев), еп. О браке и монашестве. Эл.документ. URL: http://jehova-ire.livejoumal.com/9806.html
33. Ильин И. А. О грядущей России / И.А. Ильин. - М., 2009. - 38 с.
34. Ильин И. А. О России. Три речи / И.А. Ильин. - М., 2016. -135 с.
35. Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические / И. Сирин. — М.: Лепта-Книга, 2008. —800 с.
36. Исторический опыт социальной работы в России (X—XX вв.) / под ред. Л. В. Бадя и др. М., БИ, 1994.-255 с.
37. Каневский К. Социальная доктрина католической церкви / К. Каневский // Рос.юстиция. 2003. - № 6. - С. 69-72.
38. Каневский К. Социальная концепция Русской Православной Церкви / К. Каневский // Рос.юстиция. 2003. - № 2. - С. 53-60.
39. Капалин А. М. Социальная деятельность приходов Белгородской епархии / А. М. Капалин // СОЦИС. 2007. - № 10. -С. 113-117.
40. Карташёв А. В.Очерки по истории Русской церкви / А. В. Карташёв. -М.: Эксмо, 2006. -848 с.
41. Кевбрин Б. Ф. Социализирующая роль Русской православной церкви / Б. Ф. Кевбрин, В. В. Бобров; Саран, кооп. ин-т РУК. -Саранск, 2009. 136 с.
42. Кириченко, С.Н. Воспитание национального самосознания подростков в общеобразовательной школе: дис... канд. пед. наук / Кириченко Светлана Николаевна. -Майкоп, 2002.- 226 с.
43. КлючевскийВ. О. Добрые люди Древней Руси. Исторические портреты / В. О. Ключевский — М.: Изд-во «Зачатьевский монастырь», 1997. -234 с.
44. Коновалов А. Дискуссия о патриотизме / А. Коновалов // Школа. -
2005. - №. 4. - С. 73-77.
45. Константинов Н. Борьба за юные души. Церковь и государство объединились для воспитания молодежи / Н. Константинов // Независ, газ. 2003.-С.5.
46. Константинов, С.А. Воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества у учащихся средней школы: дис... канд. пед. наук / Константинов Сергей Алексеевич. -СПб., 2016. - 213с.
47. Концепция военно-патриотического воспитания молодёжи // Внешкольник. № 10. - 2013. - С. 10-25.
48. Концепция воспитания учащейся молодёжи // Педагогика. - 2003. - №3. - С. 17.
49. Копаница М. М. Современные социальные концепции русского православия / М. М. Копаница. Харьков.: Вищашк., 2008. - 142 с.
50. Костылева Т. А. Социальное служение религиозных организаций: дисс. . канд. филос. наук / Т. А. Костылева. Омск, 2016. - 167 с.
51. Костюк К. Н. Возникновение социальной доктрины Русской право-славной церкви / К. Н. Костюк // Обществ, науки и современность. -2001.-№6.- С. 114-131.
52. Крестники войны (о работе православных сестер милосердия во время Чеченской войны) // Труд. — 2001. 19 янв. - С. 7.
53. Круг П. Услышит ли солдат глас Божий? Армия и религия. / П. Круг // Независ, газ. 2006. - 21 апреля. - С. 8.
54. Круглый стол «Основы социальной концепции Русской Православной церкви» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, ин-форм.- аналит. бюл. № 2(26). - М.: Изд-во РАГС, 2011. - С.12-13.
55. Кырлежев А. Церковь и мир в социальной концепции Русской Православной Церкви / А. Кырлежев // Рус. мысль. — 2000. 21-27 сент. -С. 20; 28 сент. - 4 окт. - С. 20.
56. Лаврененко Л. Я. Социокультурная природа благотворительности и формы ее реализации / Л. Я. Лаврененко. — М.: ПРО, 2010.- 132 с.
57. Левада Ю. А. Социальная природа религии / Ю. А. Левада. — М.: Наука, 1965.-263 с.
58. Лихачёв Д.С. О национальном характере русских /Д.С. Лихачёв // Вопросы философии.- 1990. - № 4. - С. 3-6.
59. Лопухин А. П. Толковая Библия или комментарий на все книги
Священного Писания Ветхого и Нового Заветов [Электронный ресурс] / Интер-нет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского. -
http://www.kursmpda.ru/books/biblia_lopuhin_isaia.htm
60. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. - М., 1994. - 211 с.
61. Материалы IX Рождественских чтений. Медицинская секция / Православный медико-просветительский центр «Жизнь» при Храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. М., 2002. - 225 с.
62. Митрополит Мелетий Никопольский. Что говорит церковь об абортах
63. Морозова И.Н. О философско-богословских основаниях социального служения русской православной Церкви: теоретическо- методологические аспекты. // Социальное служение Русской Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы: материалы международной научно- практической кон-ференции, 5 -7 июня 2014 г. - СПб.: СПбГИПСР, 2014. - С. 54
64. Мчедлов М. Социальная концепция православия / М. Мчедлов // Свобод.мысль. 2017. - № 7. - С. 17-31.
65. Мчедлов М. Социальное учение церкви: новые аспекты / М. Мчедлов // Свобода, мысль. 2008. - № 3. - С. 47-53.
66. Недумов О. Храм за решеткой / О. Недумов // Независ, газ. 2003. -3 сент. - С. 5.
67. Нещеретний П. И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России / П. И. Нещеретний М.: Союз, 2003. - 31 с.
68. О вере и нравственности по учению Православной церкви / Моск. Патриархия.-М., 2011.-5 с.
69. Определение Святейшего Синода от 15 марта 1877 г. № 328 «Об образовании в мужских монастырях отрядов сердобольных братьев // Симб. епарх. ведомости. 1877. - № 8. - С. 157-160.
70. Определение Святейшего Синода от 24 ноября 1876 г. № 2065 «Об изготовлении отрядов сердобольных сестер для отправления в лазареты Империи» // Симб. епарх. ведомости. 1877. - № 1. - С. 1-3.
71. Определение Святейшего Синода от 24 ноября 1876 г. № 2066 «Об изготовлении в женских монастырях и общинах разных предметов, потребных для лазаретов Империи» // Симб. епарх. ведомости. 1877. -№ 1. - С. 3-4.
72. Освящение храма в колонии // Журн. Моск. Патриархии. 2015. -№ 7. - С. 79.
73. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Церковь и время. 2010. - № 4. - С. 7-122.
74. Основы социальной концепции Русской Православной церкви: Круглый стол. // СОЦИС. 2011. - № 8. - С. 96-103.
75. Основы учения РПЦ о достоинстве, своде и правах человека // Журн. Моск. Патриархии. 2008. - № 9. - С. 4-15.
76. Официальный сайт международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей «ЗА ЖИЗНЬ»http://prolife- fest.ru/prezentacii
77. Пелин А. Договор как основная форма социального партнерства между государством и Церковью / А. Пелин // Саран, епарх. ведомости. — 2009. № 11-12. - С. 33-34.
78. Пимен, Патриарх Московский и всея Руси. Программа милосердия // Новое время. 1989.-№ П.- С. 22-23.
79. Православие и забота о семье. Доклад Святейшего Патриарха московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском соборе 28 июня 2008 года // Журн. Моск. Патриархии. 2008. № 9. С. 18-45.
80. Преподобный Нил Сорский. Устав о скитской жизни / Н. Сорский. - Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь. 2002. 92 с.
81. Преподобный отец Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Св.- Тр. Сергиева Лавра, 1908.
82. Работа с детьми и молодежью в Белгородской епархии // Журн. Моск. Патриархии. 2008. № 10. С. 48-49.
83. Рабочие материалы III съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. М., 2002. 110 с.
84. Рузанова Н. П. Социальное служение Русской православной церкви /Н. П. Рузанова // Отеч. журн. соц. работы. 2004. - № 1. - С. 30-35.
85. Соборное слово XVII всемирного Русского Народного Собора // XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа». 2013.
86. ФедуловаА. В. Общественное призрение и благотворительность в Симбирской губернии во второй половине XIX — начале XX в.: дис. . канд. ист. наук/ А. В. Федулова. Ульяновск, 2006. 257 с.
87. Христианский патриотизм в учении Церкви (цитаты святых отцов и подвижников благочестия о патриотизме) [Электронный ресурс] / Благодатный Огонь. Православный Журнал.-http: //www.blago gon.ru/biblio/712/
88. Хромова М.Н. Идеи патриотизма в трудах отечественных философов и педагогов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 5. - С. 379-382.
89. Худякова Н.И. Кооперативность как фундаментальный признак человечества / Н.И. Худякова // Психология, социология и педагогика. - 2014. - №6.- С. 69-80.
90. Церковь и семья // Журн. Моск. Патриархии. 2007. - № 1. - С. 47-60.
91. Чайка Ю. Взаимодействие Русской православной церкви с Министерством юстиции РФ / Ю. Чайка // Журн. Моск. Патриархии. - 2005. -№ 7. - С. 75-77.
92. Черкасова А. Е. Общины сестер милосердия: прошлое, настоящее, будущее / А. Е. Черкасова, JI. П. Давыдова // Мед.сестра. 2000. - № 1. -С. 44— 46.
93. Четверикова О. Разрушение будущего. Кто и как уничтожает суверенное образование в России / О. Четверикова. - М.: Ника, 2016. - 112 с.
94. Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв. - М.: Наука, 1989. - 76 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ