Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Работа №61506

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
339
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические условия организации проблемного обучения в начальной школе 6
1.1 Проблемное обучение, проблемная ситуация, проблемный
вопрос 6
1.2 Проблемное преподавание литературы в начальной 14
школе
1.3 Проблемный диалог как психолого-педагогический процесс 22
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная организация проблемного
диалога в 3 классе 32
2.1 Разработка и анализ проблемно-диалогического обсуждения
«Вредных советов» Григория Остера 32
2.2 Проблемно-диалогическая характеристика главного героя (на
примере анализа древнегреческого мифа «Храбрый Персей») 43
2.3 Организация проблемного диалога на нравственно-этическую тему
во внеурочной работе 53
Выводы по главе 2 59
Заключение 61
Список 63
литературы
Приложения

Современное российское общество требует модернизации ценностей образования. Особое место в процессе общественного развития занимает поиск новых способов обучения, направленных, в первую очередь, на успешное решение задач развития личности, повышение эффективности обучения, на создание критериев, способствующих социализации личности.
Переход к новым стандартам второго поколения начального образования поставил перед учителем новые требования. Сегодня педагог должен уметь помочь ученику самостоятельно открыть новое знание, а не подавать его в готовом виде. Следовательно, обостряется потребность в применении новшеств в учебном процессе, а именно образовательных технологий, планирующих исследовательскую деятельность на уроках.
Одной из таких технологий является проблемное обучение, которое облегчает постижение сложного учебного материала. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без его применения.
В основе проблемного обучения лежит проблемный диалог, благодаря которому и возможна реализация данной образовательной технологии. Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что организация проблемного диалога на уроках литературного чтения эффективно сказывается на всей учебно-познавательной деятельности учащихся. При нем деятельность учеников приобретает целенаправленный поисковый характер.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы определяется значительностью такого явления, как проблемный диалог. Правильно спланированный и проведенный проблемный диалог - залог успеха практически любого урока. Это и определило выбор темы исследования: «Организация проблемного диалога в процессе литературного чтения».
Объект исследования - процесс изучения художественной литературы младшими школьниками.
Предмет исследования - приемы организация проблемного диалога по литературе.
Цель исследования - разработка уроков литературного чтения на основе проблемного диалога.
Гипотеза: в основу исследования было положено предположение о том, что проблемная организация уроков и внеурочных мероприятий в начальной школе не только возможна, но и целесообразна при следующих условиях:
- учет возрастных особенностей младших школьников и выбор соответствующих приемов работы;
- соблюдение принципов и приемов организации проблемного диалога.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать педагогическую,
литературоведческую и методическую литературу по теме исследования;
2. Раскрыть сущность проблемного обучения;
3. Выявить особенности проблемного диалога и проанализировать его эффективность при изучении литературы в начальной школе;
4. Разработать конспекты уроков по литературному чтению и внеурочных занятий, основанных на применении проблемного диалога.
Для реализации задач использовались следующие методы исследования:
- изучение и анализ литературоведческой, педагогической и методической литературы;
- изучение и обобщение опыта работы учителей;
- беседа с учителями и учащимися;
- наблюдение за работой учеников;
- анализ работы учащихся.
Практическая значимость исследования. На основе проведенного исследования раскрыта сущность организации проблемного диалога при изучении литературы в начальной школе; разработаны конспекты уроков литературного чтения, основанные на проблемном диалоге и соответствующие ФГОС, а также конспект внеурочного мероприятия. Материалы данного исследования могут быть использованы учителями начальных школ, а также могут быть полезны для студентов.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и приложений.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, раскрывает практическую значимость работы.
В первой главе «Проблемное обучение в начальной школе» освещены основные аспекты данной проблемы, даны определения терминов (проблемное обучение, проблемная ситуация, проблемный вопрос), рассмотрены особенности технологии проблемного обучения, приемы создания проблемных ситуаций на уроках литературного чтения, проанализирован проблемный диалог как психолого-педагогический процесс.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная организация проблемного диалога в 3 классе» описаны и проанализированы уроки литературного чтения, основанные на проблемном диалоге.
В «Заключении» представлены итоги выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились ученики 3 класса МБОУ «Усадская прогимназия» для детей дошкольного и младшего школьного возраста Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Удовлетворение современных требований общества, предъявляемых системе образования, требует модернизации всего образовательного процесса. На совершенствование образовательной среды уйдет ни один год, и нельзя гарантировать полное удовлетворение всех потребностей социума, так как жизнь не стоит на месте.
Мы считаем, что одним из решений этой социальной и педагогической проблемы должно быть активное внедрение в массовую школу особой методической системы организации учебного процесса, такой как проблемное обучение.
Проблемный диалог как основа проблемного обучения позволяет наиболее эффективно реализовывать образовательные цели и задачи, создает благоприятные условия для формирования универсальных учебных действий и предметных умений.
В процессе нашей исследовательской работы мы доказали, что организация проблемного диалога на уроках литературного чтения в начальной школе способствует раскрытию возможностей каждого учащегося на более высоком уровне, а также позволяет наиболее результативно достичь поставленных учебных целей.
Благодаря изучению и анализу психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, мы смогли осветить в нашей работе основные аспекты проблемного обучения, дать определения терминов (проблемное обучение, проблемная ситуация, проблемный вопрос), рассмотреть особенности технологии проблемного обучения, приемов создания проблемных ситуаций на уроках литературного чтения, проанализировать проблемный диалог как психолого-педагогический процесс.
Нами были разработаны конспекты уроков и внеурочного мероприятия по литературному чтению для учащихся 3-го класса, основанные на принципах организации проблемного диалога. Разработанные конспекты были апробированы в МБОУ «Усадская прогимназия» для детей дошкольного и младшего школьного возраста Лаишевского муниципального района Республики Татарстан. Опытно-экспериментальная организация проблемного диалога показала эффективность разработанных нами конспектов уроков и внеурочного мероприятия.
Каждое проведенное нами занятие были ориентировано не только на изучение литературных произведений, но и на организацию умственной деятельности учащихся, которая способствует их общему развитию.
Таким образом, мы убедились, что технология проблемного диалога может быть использована на всех уроках литературного чтения, это доказывается разработками уроков и их анализом учителем данной гимназии.
Мы уверены, что предложенные нами конспекты уроков литературного чтения с приемами проблемного диалога будут полезны для студентов и учителей начальной школы; считаем, что технология проблемного диалога является ключиком к успеху в педагогической профессии, следовательно, рекомендуем осваивать приемы проблемного диалога.



1. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. - Р/н/Д,1970. - 300 с.
2. Бабичева Т. А. Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности студентов // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2009. - № 6. - С. 12-17.
3. Богомолова О. Б. Проблемный подход в профильном обучении: одна задача - несколько решений // Информатика и образование. - 2010. - N 1. - С. 95-114.
4. Божович Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста // Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.Эльконина. - М.: Воронеж, 1995.
5. Борков В.Ф. Культура диалога / В.Ф. Борков. - Минск, 2008.
6. Бунеева Е.В. Еще раз о работе с текстом на уроках чтения // Начальная школа: плюс-минус. - 1999. - №10. - с.18-21.
7. Вахрушева Л. Н. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста // Начальная школа. - 2010. - № 1. - с. 10-18.
8. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Ред.- сост. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 1997.
9. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М.,
Педагогическое общество России, 2002 - 144 с.
10. Воюшина М.П. Анализ художественных произведений //
Начальная школа. - 1989. - №5. - с.16-20.
11. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие
ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985.
12. Глазунов С. Н. Метод анализа проблемных ситуаций как способ активизации мыслительной деятельности учащихся // Преподавание истории в школе. - 2010. - N 6. - С. 52-54.
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.:
Педагогика, 1986. - 240 с.
14. Джежелей О.В. Литературное образование младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности. Программа «Чтение и литература» // Начальная школа. - 1994. - № 9.
15. Дж.Дьюи. Как мы мыслим. / Перевод с английского Н. М. Никольской. Редакция Ю.С. Рассказова - М.: Лабиринт, 1999. — 192 с.
16. Дж.Брунер. Процесс обучения / Под ред. А.Р. Лурия. - М.: АПН РСФСР, 1962. - 82 с.
17. Дорошенко С. Диалоговое и проблемное обучение на уроках музыки: взаимопроникновение педагогических технологий // Искусство и образование. - 2009. - N 1. - С. 80-84.
18. Жуйкова Н.В. Проблемно-диалогическое обучение на уроках литературы в 7-8 классах // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - N 6. - с. 48-51.
19. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация.
- М., 2001.
20. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. - М., 2001.
21. Идиатулин В.С. Принцип проблемности в обучении // Школьные технологии. - 2010. - N 4. - С. 29-42.
22. Измайлова М.Р. Проблемный диалог на уроках обучения грамоте // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - N 8. - С. 31-33.
23. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М., Знание, 1985. - С.26.
24. Исаева С.В. Использование элементов методики проблемного обучения на уроках развития речи в начальных классах // Школьный логопед.
- 2010. - N 3. - С. 71-75.
25. Каратаева Н.Г. Аспекты поискового подхода при решении нестандартных задач в концепции проблемного обучения // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 12. - С. 58-67.
26. Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г., Голованова М.В. Учебник по чтению «Литературное чтение» в двух частях. - М.: Просвещение, 2013.
27. Ковалева Г. Я. Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальных классах // Учительский журнал. - 2009. - N 4. - С. 32¬
37.
28. Кретова Д. А. Исследовательские методы обучения //
Специалист. - 2010. - N 6. - С. 35-37.
29. Куликова Л. Г. Организационно-педагогические условия реализации проблемного обучения в процессе изучения педагогической антропологии // Наука и школа. - 2009. - N 1. - С. 18-20.
30. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем: Введение в методику начального литературного образования. - М.: Лайда, 1994. - 191 с.
31. Лекерова Г. Дж. Активные методы обучения как психологическая основа развития мотивации в процессе обучения // Психология обучения. -
2009. - N 6. - С. 17-27.
32. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях. // Советская педагогика. - 1968. - № 7.
33. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Просвещение, 1974.
34. Лернер И.Я. Система методов обучения. - М.: Знание, 1976.
35. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Академия, 2007.
36. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. - Л., 1973. - С. 22-28.
37. Мамаева О. Р. Проблемный подход на уроках литературы и культурологический аспект уроков словесности // Учитель в школе. - 2009. - N 4. - С. 123-126.
38. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. - М.: Просвещение, 1977.
39. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. - С.208.
40. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977. - С. 240.
41. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975.
42. Махмутов М.И. Проблемное обучение в опыте передовых учителей Татарии // Народное образование. - 1967. - № 4.- С. 8.
43. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сб. материалов. М.: Баласс. 2006. С. 144-180.
44. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа. - М.: Баласс, 2008. - С. 75-90.
45. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. - М.: Баласс, 2008. с. 272-286.
46. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 168 с.
47. Нестеренко А. А. Синтез малых форм как инструмент проблемно¬ориентированного обучения // Пед. технологии. - 2009. - N 6. - С. 72-75.
48. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М.: Книга, 1972.
49. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968.
50. Радулова Е. Н. Создание проблемной ситуации // Открытая школа. - 2009. - N 6. - С. 51-52.
51. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Педагогика, 1958.
52. Сарбашева З.М. Проблемное обучение в процессе индивидуализации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 7. - С. 44-47.
53. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению: Практическая методика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 150 с.
54. Скаткин М.Н. Современные проблемы дидактики // Советская педагогика. - 1970. - № 5. - С. 34.
55. Федотова Т.И. Применение элементов исследовательской работы для развития творческих способностей школьников // Одаренный ребенок. -
2009. - N 1. - С. 106-111.
56. Щербаков А. На занятии - проблемные ситуации // Учитель. -
2010. - N 6. - С. 82-83.
57. Ягодко Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - N 1. - С. 36¬
38.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ