Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты воспитания культуры здоровья у детей 8
1.1 Воспитание как составная часть развития личности ребенка 8
1.2 Культурогенез детства - как высший уровень развития сущностных сил
ребенка 13
1.3 Образовательная среда школы как фактор воспитания культуры здоровья
у детей младшего школьного возраста 25
Выводы по I главе 33
Глава II. Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности психолого-педагогических условий воспитания культуры здоровья у детей младшего школьного возраста 35
2.1. Диагностика сформированное™ культуры здоровья у детей младшего школьного возраста 35
2.2 Основные направления воспитания культуры здоровья у детей младшего школьного возраста 37
2.3. Результаты апробации программы «Я и Моё здоровье» 52
Выводы по II главе 65
Заключение 67
Список использованной литературы 71
Приложение
Актуальность исследования. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. В послании президента В.В. Путина Федеральному Собранию (декабрь, 2012 г.) говорится о том, «...что важнейшим направлением государственной политики в области образования является развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодежи». Далее президент отметил, что необходимы новейшие формы работы, широкий выбор спортивных и оздоровительных занятий, прежде всего для детей младшего возраста, так как именно в этом возрасте на всю жизнь закладываются привычки и интересы, которые необходимо начинать формировать в школе.
Воспитание культуры здоровья обучающихся - это одна из самых важнейших задач в образовании, которую ставит национальный проект «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа» и федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, которые в свою очередь обеспечивают сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к своему здоровью, знание неблагоприятных факторов риска здоровья. В соответствии со Стандартом основная образовательная программа образовательного учреждения обязана содержать программу формирования культуры здорового образа жизни, задачами которой являются создание здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
По данным современных исследований, всего лишь 10% выпускников школ считаются здоровыми, а 40% имеют разнообразную хроническую патологию. В первую очередь здоровье школьников усугубляется из-за прижившегося во многих российских школах содержания образования и уклада школьной жизни. В гимназиях, колледжах, лицеях, школах с углублённым изучением отдельных предметов, где учебный процесс характеризуется повышенной интенсивностью, наблюдается особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся. Кроме этого, большинство граждан нашей страны имеет низкий уровень ценности здорового образа жизни, поэтому у людей отсутствует понимание потребности укрепления собственного здоровья и заинтересованность в постоянных занятиях физической культурой и спортом. Подавляющее большинство семей не ориентированы на здоровый образ жизни и не становятся союзниками педагогов в формировании компетентности воспитания культуры здоровья у учащихся, а знания школьников о гигиене, режиме, безопасного поведения обычно не реализуются в практике, что в свою очередь говорит о нехватке мотивов и простейших привычек здорового образа жизни, не говоря уж о культуре здоровьесбережения [54, с.12].
Воспитание культуры здоровья ребёнка на основе
здоровьесберегающих технологий должно стать первенствующим направлением в деятельности педагога, который работает с детьми младшего школьного возраста. Необходимо проводить огромную систематическую работу по формированию культуры здоровья у школьников, так как значимость увеличения уровня сознательного отношения к своему здоровью неимоверно велика как для дальнейшего обучения ребенка, так и для выполнения им в будущем самых различных видов деятельности и для будущей взрослой жизни.
Все это позволяет сформулировать противоречие между необходимостью воспитания культуры здоровья у детей младшего школьного возраста и недостаточной обоснованностью психолого-педагогических условий, способствующих эффективности данного процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия воспитания культуры здоровья у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: выявить и обосновать психолого-педагогические условия воспитания культуры здоровья у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания культуры здоровья у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
воспитания культуры здоровья у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: процесс воспитания культуры здоровья младших школьников будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• учете индивидуально-психологических и физиологических
особенностей личности ребенка младшего школьного возраста;
• осуществлении своевременной диагностики культуры здоровья детей младшего школьного возраста;
• реализации программы, направленной на эффективное воспитание культуры здоровья детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы
выявить состояние разработанности проблемы исследования.
2) Выявить и обосновать психолого-педагогические условия, способствующие эффективности процесса воспитания культуры здоровья у детей младшего школьного возраста.
3) Экспериментально проверить психолого-педагогические условия воспитания культуры здоровья у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды ученых, посвященные проблемам культуры здоровья (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский), сохранения здоровья детей (В.Ф. Базарный, М.М.Безруких, С.М Громбах, В.Н. Ирхин, ГА. Кураев, ГН.Сердюковская, Н.К. Смирнов, В.Д. Сонькин, А.Г Хрипкова, К.Д.Чермит). Публикации, посвященные социально¬философскому аспекту здорового образа жизни (Л.Г. Матроса, В.П. Петленко, А.В. Сахно, А.Г.Щедриной и др.), эколого-гигиеническому аспекту (Н.Д.Андреевой, И.Д.Зверева, О.П. Коломеец, И.И. Соковня- Семеновой, И.Т. Суравегиной, А.Г. Хрипковой и др.). Труды, в которых раскрыты концептуальные основы общей и педагогической валеологии (Н.П. Абаскалова, И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова, Е. Ярославцева Э.Н. Вайнер и др.), основные валеологические задачи в рамках системы образования (Р.И. Айзман, В.Ф. Базарный, Э.М. Казин, Г.А. Калачев и др.), сущность валеологических принципов педагогики (И.А. Колесникова, Л.Г. Татарникова и др.). Концепции здоровьесбережения в образовании (В.В. Вучева, Л.И. Губарева, Н.А.Медведева, В.Н. Муравьева, Г.М. Соловьев, Н.Ю. Шумакова); концепция медико-психологического сопровождения здоровьесберегающего образования (О.А. Ахвердова, И.В. Боев, О.А. Бутова, Н.Н. Волоскова, К.С. Гюлушанян, Н.В. Зарыковская, В.Н. Муравьева, Л.И. Марочкина, В.О. Францева и др.). Исследования по глубокому изучению возможностей формирования экологической культуры в процессе образования и воспитания (И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, Б. Т. Иоганзен, Н. А. Рыков, И. Г. Суравегина, А. П. Сидельковский и др.).
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы, сравнение программ по воспитанию культуры здоровья у детей младшего школьного возраста; психолого-педагогические методы сбора информации (педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, интервьюирование, анкетирование, диагностические методики);
констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент;
статистический анализ и содержательная интерпретация результатов исследования, их математическая обработка, группировка.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия №21» Приволжского района города Казани.
Теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем: выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия воспитания культуры здоровья у детей младшего школьного возраста, включающие в себя: учет индивидуально-психологических и физиологических особенностей личности ребенка младшего школьного возраста; осуществление своевременной диагностики культуры здоровья у детей младшего школьного возраста; реализацию программы, направленной на эффективное воспитание культуры здоровья у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный в нем теоретический анализ проблемы воспитания культуры здоровья у детей может быть использован при создании авторских программ, учебных пособий по психологии, педагогике, социальной педагогике.
На сегодняшний день есть множество доказательств того, что проблемы здоровья и оздоровления людей выходят за пределы здравоохранения. Приобретены новые знания об отрицательных тенденциях в здоровье школьников, которые связаны с отличительными особенностями современной системы образования. Современная система образования должна побуждать детей и учить их конструировать своё здоровье, соответствовать естественным потребностям жизнедеятельности личности. Так как именно на системе образования лежит большая доля ответственности за ситуацию, сформировавшуюся со здоровьем младших школьников.
Проблема воспитания культуры здоровья у детей младшего школьного возраста является одной из самых важных не только в России, но и во всем мире. Здоровье детей ухудшается вследствие неблагоприятных условий жизни людей, причинами которых являются глобальный нравственно¬экологический и экономический кризисы, возрастающая технологизация жизнедеятельности, увеличивающийся поток информации, ускоряющийся темп жизни, возрастание стрессогенного фактора образа жизни.
Задача сохранения и укрепления здоровья детей весьма сложна и многогранна. Она требует специальной подготовки педагогов, которые должны обладать высоким уровнем профессиональной культуры, важнейшим компонентом которой является культура здоровья.
Период младшего школьного возраста - особый этап жизни детей, находящийся в центре внимания медиков, педагогов, психологов и социологов. От учителя младших классов на сегодняшний день требуется наличие нового уровня профессионализма в области развития личности детей, инновационных взглядов на проблему воспитания культуры здоровья. Потому что в начальной школе закладываются основы общей культуры личности [53, с. 19].
Период обучения в начальной школе особенно значим для формирования культуры здоровья детей. Данный период - фундаментальный этап развития и самореализации человека. Это обстоятельство обуславливает потребность и актуальность поиска результативных способов сохранения и формирования культуры здоровья детей младшего школьного возраста.
В процессе нашей дипломной работы решались 3 основные задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы
выявить состояние разработанности проблемы исследования.
2) Выявить и обосновать психолого-педагогические условия, способствующие эффективности процесса воспитания культуры здоровья у детей младшего школьного возраста.
3) Экспериментально проверить психолого-педагогические условия воспитания культуры здоровья у детей младшего школьного возраста.
В процессе решения первой задачи, которая была направлена на анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, нами были выявлены теоретические аспекты процесса воспитания культуры здоровья у детей младшего школьного возраста. Решение первой задачи обусловило логику постановки следующей задачи, которая заключалась в выявлении и обосновании психолого-педагогических условий, способствующих эффективности процесса воспитания культуры здоровья у детей младшего школьного возраста.
В процессе решения второй задачи мы пришли к следующим выводам:
• Воспитание культуры здоровья у детей младшего школьного возраста достигается при учёте индивидуально-психологических и физиологических особенностей личности ребенка. Так как именно в этот особо чувствительный к воздействию факторов окружающей среды период наиболее интенсивно развиваются не только физиологические и интеллектуальные параметры человека, но и формируется его физическое и психологическое здоровье.
• Осуществление своевременной диагностики культуры здоровья у детей младшего школьного возраста позволило нам качественно определить состояние культуры здоровья у детей, выявить три уровня её сформированное™ и определить основные направления воспитания культуры здоровья.
• Реализация программы внеурочной деятельности является важнейшим психолого-педагогическим условием, способствующим эффективности процесса воспитания культуры здоровья у детей младшего школьного возраста.
Итак, в процессе решения третьей задачи, которая была направлена на экспериментальную апробацию психолого-педагогических условий воспитания культуры здоровья у детей младшего школьного возраста, нами был проведен эксперимент. Опытно-экспериментальной базой являлась МБОУ «Гимназия №21» Приволжского района города Казани. Эксперимент позволил прийти к следующим выводам:
Первичная диагностика культуры здоровья детей младшего школьного возраста выявила, что около половины учащихся, которые участвовали в исследовании, не имеют достаточно знаний о здоровом образе жизни, не могут увидеть связи между плохим здоровьем и наличием вредных привычек, отсутствием желания вести здоровый образ жизни. Учащиеся, не умеют и не хотят заботиться о своем здоровье, у них не сформирована внутренняя мотивация к здоровому образу жизни.
После реализации программы внеурочной деятельности «Я и Моё здоровье» в изменении уровня диагностируемых показателей наблюдалась положительная тенденция Внедрение в учебный процесс учащихся программы принесло положительные результаты в осознании школьниками ценности здоровья и наличии представлений о сущности здоровья. Большинство школьников ведут здоровый образ жизни, также самостоятельно и целенаправленно овладевают практическими навыками сохранения и преумножения здоровья. Все дети принимают активное участие в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни.
Таким образом, в ходе опытно-педагогической работы доказана эффективность разработанной программы внеурочной деятельности. Формы, методы и приемы обучения и воспитания, предлагаемые программой, соответствовали возрастным возможностям младших школьников и имели здоровьесберегающую и здоровьеформирующую направленность.
Поставленные задачи в исследовании решены. Гипотеза дипломной работы нами полностью доказана.
В ходе написания дипломной работы была достигнута цель исследования. Мы выявили и обосновали психолого-педагогические условия, способствующие эффективности процесса воспитания культуры здоровья у детей младшего школьного возраста.
1. Агаджанян Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджанян. - М.: Изд-во РУДН, 2011. - 27 с.
2. Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р.И. Айзман. - Новосибирск, 2012. - 197 с.
3. Акимов, М.В. Индивидуальный стиль здорового образа жизни - цель обучения в системе физкультурного образования/ М.В. Акимов.- // Теория и практика физической культуры. - 2014. - №9-10. С.10-11.
4. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье/ Н.М. Амосов // 3-е изд. доп. и перераб. - М : Физкультура и спорт, 2012. - 64 с.
5. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. - М.: АСТ, 2013. - 128 с.
6. Антропова, М.В, Манке, Г.Г., Бородкин, Г.В.[и др]. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. /М.В. Антропова, Г.Г.Манке, Г.В. Бородкина// Здравоохранение Российской Федерации. - 2011. - № 3.
7. Асмолов, А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания / А.Г. Асмолов // Образование. -2012. -№ 1. - С. 17-32.
8. Борыдко, Н.М. Пространство воспитания: образ бытия / Н.М. Борыдко; науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2012. - 216 с.
9. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 2014. — 191 с.
10. Базарный В.Ф. Программа экспресс-диагностики динамики
психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф. Базарный. - Сергиев-Посад.: Загорская типография, 2015. - 70 с.
11. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: МГУ, 2012. -
12. Болдин, Н. В.Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и умственная работоспособность в зависимости от физических нагрузок младших школьников./Н.В. Болдин, Ж.П.Лабозаева // Гигиенические основы оздоровления детей и подростков средствами физического воспитания. - М., 2012. -43-46 с.
13. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. - Л.: Наука, 2013. - 123с.
14. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье./И.И. Брехман //- М.: Физкультура и спорт, 2011. - 206 с.
15. Булич, Э.Г., Муравов И.В. Валеология. Теоретические основы
валеологии./ Э.Г., Булич, И.В Муравов. //- Киев. ИЗМН, 2015. - 224 с.
16. Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2013. - № 2.-С.65-66.
17. Венедиктов, Д.Д., Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения / Д.Д. Венедиктов, А.И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В.И. Кричагин // Вопросы философии. - 2012. - № 7. - С. 102-113.
18. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни /М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры.- 2014.- 9.-С. 9-12.
19. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 /Л.С.
Выготский. - М.: Педагогика, 2015. - 382 с.
20. Глушкова, Е.К., Попова Н.М., Улицкая Э.М. Гигиеническая оценка обучения 6-летних детей в подготовительных классах общеобразовательной школы / Е.К. Глушкова, Н.М. Попова, Э.М. Улицкая // Гигиена и санитария. -2011.- С. 22-24.
21. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2012. - № 5.- С.88-91. - (Здоровье и образование).
22.Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга /Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. - СПб.: Акцидент, 2014. - 78 с.
23.Зайцев Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. - СПб.: Акцидент, 2011. - 159 с.
24. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. - 2012. - Т. 45. - №. 4. - С. 29-33.
25. Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения /Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. - 2013. - Т. 4, №3. - С. 74 - 79.
26. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб: ТОО ТК «Петрополис», 2013. - 416 с.
27. Казначеев В.П. Здоровье нации - феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. - 194 с.
28. Картушина Марина Юрьевна. Быть здоровыми хотим [Текст]: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М.Ю. Картушина. - М.: Сфера, 2014. - 382, [1] с. - (Программа развития).
29. Катунова, М.Р. Формирование образовательной среды клуба
учреждения дополнительного образования детей: автореф. дис. канд. пед. наук / М.Р. Катунова. -СПб., 2013. - 23 с.
30. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы./ В.И. Ковалько // М.: “ВАКО”, 2014, 296 с.
31. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр./ В.И. Ковалько// - М.: “ВАКО”, 2015, 208 с.
32. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издат. центр «Академия», 2011. -176 с.
33. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения /В.В.Колбанов. - СПб.: Деан, 2013. - 229 с.
34. Колбанов В.В. Валеологическое образование в начальной школе /В.В.Колбанов // Начальная школа. - 2015. - № 1. - С. 41- 43.
35. Кондратов, В.А. Новейший философский словарь / В.А. Кондратов, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ. ред. А.П. Ярещенко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 672 с.
36. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие /Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 139 с.
37. Культура - человек - философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. - 2012. - №2. - С. 58-65.
38. Курбатова. Л. Мозг, творчество./ Л. Курбатова //Начальная школа плюс: до и после, 2013, №5,
39. Кучма, В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / В.Р. Кучма, М.И. Степанова // Здоровье населения и среда обитания. - 2012. - № 2.
40. Левин, В.А. Образовательная среда от моделирования к
проектированию /В.А. Левин. - М.: ЦКФЛЛРАО, 2014. - 248 с.
41. Левин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / В.А. Левин.
- М.: Сентябрь, 2011. - 128 с.
42. Лесгафт П.Ф. Руководство к физическому образованию детей
школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды/П.Ф. Лесгафт. -
Воронеж: МОДЭК, 2014. - 410 с.
43. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И.Н. Решетень /П.Ф. Лесгафт. - М.: Педагогика, 2011. - 400 с.
44. Лисицын Ю.П. Санология - наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни / Ю.П. Лисицын. - М: 2001. -231 с.
45. Лисицын, Ю.Л. Слово о здоровье./ Ю.Л. Лисицын//- М.: Советская Россия, 2014. - 192 с.
46. Макаренко, А. С. Из опыта работы // Педагогические сочинения: в 8 т. / А. С. Макаренко. - М.: 2013. - Т. 1. - С. 52-67; 2014. -Т. 4. - 399 с.
47. Макарова, В.И., Дегтева, Г.Н., Афанасенкова, Н.В.[и др.] Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса/ В.И. Макарова, Г.Н. Дегтева, Н.В. Афанасенкова, // Российский педиатрический журнал. - 2000. - № 3.
48. Маркина,Т.А. Ретроспективный анализ проблемы социальной
адаптации младших школьников в процессе физического воспитания/ Т.А. Маркина // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №9. - С. 53 - 56.
49. Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников/ В.Ф. Матвеев, А.С. Гройсман. - М.: Просвещение, 2012. - 114 с.
50. Менг, Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза: автореф. дис. канд. пед. наук / Т.В. Менг. — СПб., 2011.-23 с.
51. Овчинникова Л.В. Двигательная активность - неотъемлемый компонент развития личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Л.В. Овчинникова.
52. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2013. - 607 с.
53. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 150 с.
54. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2015. - 320 с.
55. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. / Н.К. Смирнов, //- М.: АРТИ, 2013..-С.-44-48.
56. Сократов, Н.В. Здоровьесберегающие занятия в общеобразовательной школе: учеб. пособие / Н.В. Сократов, П.П. Тиссен. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. -119 с.
57. Ступницкая, М.А., Белов, А.В., Родионов, В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды./ М.А. Ступницкая, А.В. Белов, В.А. Родионов //Школа здоровья, 2013, №3.
58. Сухарев,А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и
подросткового населения России / А.Г. Сухарев// Здоровые дети России в XXI веке. М. - 2011.-С.44-53.
59. Хрущев,С.В. Оздоровление детей (современные проблемы): Хроника / Хрущев С.В., Шлейфер А.А. // Вестн. спорт. медицины России. - 2014. - N1.
60. Щацкий, С.Т. Педагогические сочинения / С.Т. Щацкий. - М.:
Просвещение, 2014. - Т. П. - 475 с.