Ведение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы развития силы 6
1.1. Общая характеристика силы как физического качества:
определение понятия, режим работы мышц, виды силовых способностей 6
1.2. Основы методики развития силовых способностей 10
1.3. Влияние занятий с отягощениями на морфофункциональное
состояние старших школьников 18
Глава 2. Методы и организация исследования 22
2.1. Методы исследования 22
2.2. Организация исследования 24
Глава 3. Характеристика экспериментальной методики силовой подготовки юношей старших классов и анализ ее эффективности 26
3.1. Характеристика методики силовой подготовки юношей старших классов с учетом их интереса, мотивации и уровня подготовленности 26
3.3. Анализ эффективности экспериментальной методики 29
Выводы 35
Практические рекомендации 36
Список литературы
Актуальность. Высокий уровень развития физических способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям, и, наконец, это важнейший компонент состояния здоровья (Е. П. Ильин, A.M. Тихонов, 1987; А.П. Матвеев, 1990; В.И. Лях, 2002 и др.)
Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности особое место занимает занятие атлетической гимнастикой. Каждый хочет стать сильнее, но развитие силы это не самоцель, а прежде всего - стремление к здоровью, хорошей работоспособности. Тем не менее, нередко в повседневной трудовой деятельности или, что необходимо особенно подчеркнуть, в допризывный период и во время службы в армии молодые люди оказываются не способны преодолевать трудности, связанные с проявлением значительных силовых напряжений, так как в системе физического воспитания школьников и учащейся молодежи не достаточно применяются упражнения с дозированными отягощениями.
В настоящее время во многих школах есть достаточная материальная база для занятий атлетизмом. И многие подростки имеют желание заниматься упражнениями с отягощениями. Мышцы у юношей эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, их сократительная способность и способность к расслаблению велика, наблюдается быстрый прирост мышечной массы (В.И. Лях, 1987; Б.А. Ашмарин, 1990; Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов, 1991).
В то же время, анализ литературных источников и результаты проведенного исследования показывают, что одним из перспективных путей повышения уровня физической подготовленности школьников старших классов является внедрение в ряды молодежи научно обоснованных программ для занятий силовыми упражнениями (Ю.А. Пеганов, А.В.Шибанов, 1996; В.К. Петров, 1991 и др.)
В настоящее время общество не удовлетворено деятельностью школы, подготовленностью её воспитанников к жизни. Дети одного возраста неодинаковы по показателям роста, веса, функциональным, психическим и двигательным возможностям (Назаренко Л.Д., 2002).
Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена существующим противоречием между наличием единой программы физического воспитания учащихся, основанной на средневозрастных особенностях и нормативах, и индивидуальными особенностями каждого конкретного ученика.
Таким образом, цель исследования - разработать методику силовой подготовки юношей старших классов на основе учета их индивидуальных особенностей.
Объект исследования - процесс тренировочных занятий юношей старших классов.
Предмет исследования - методика силовой подготовки юношей- старшеклассников .
Гипотеза исследования. Предполагалось, что методика силовой подготовки юношей старших классов, основанная на учете их показателей силовой подготовленности будет эффективной.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретико-методические основы развития силы.
2. Разработать методику силовой подготовки юношей старших классов на основе учета их показателей силовой подготовленности.
3. Определить эффективность экспериментальной методики.
Для решения задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, педагогическое наблюдение, тестирование силовых способностей, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Новизна исследования заключается в разработке методики силовой подготовки юношей-старшеклассников, основанной на реализации индивидуально-дифференцированного подхода.
Практическая значимость исследования. Разработанная методика прошла экспериментальную проверку, в результате которой доказана ее высокая эффективность. Данная методика может быть использована в других школах, где есть условия для проведения секционной работы по атлетической гимнастике.
1. В результате анализа и обобщения литературных источников установлено, что силовая подготовка юношей старших классов в первую очередь должна иметь общеподготовительную направленность и обеспечивать развитие основных мышечных групп. Успешность силовой подготовки во многом зависит от учета индивидуальных данных подготовленности юношей.
2. Разработана методика силовой подготовки юношей старших классов на основе индивидуально-дифференцированного подхода для применения в условиях секционных занятий. В частности учитывался уровень развития силовых способностей каждого юноши.
3. Математико-статистическая обработка данных физической подготовленности, полученных до и после педагогического эксперимента, свидетельствует, что разработанная методика силовой подготовки юношей является эффективной (р< 0,05).
1. Акопяц М.Б., Подливаев В.Н. Сила плюс грация [Текст]. - М.:
Физкультура и спорт, 1991. - 160с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст]. - М.: Физическая культура и спорт, 1978. - 222 с.
3. Ашмарин М.Б. Теория и методика физического воспитания [Текст]. - М. Просвещение, 1990. - 280 с.
4. Березин А.В. С помощью тренажеров [Текст]. - М., Физкультура и спорт. - №4. - 1991. - 18с.
5. Бейлин В.Р., Беспутчик В.Г. Используя резиновый бинт [Текст]. - М.: Физическая культура в школе. - №2. - 1995. - 20 с.
6. Богданов Г.П. Уроки физической культуры [Текст]. - М.: Просвещение, 1987. - 17 с.
7. Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы [Текст]. - М.:
Физкультура и спорт. - 1987.
8. Дикуль В.И., Зиновьева А.А. Как стать сильным [Текст]. - М.: Знание. Новое в жизни, науке, технике. - Физкультура и спорт. - №1. - 1990. - 104 с.
9. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки [Текст]. - М.: Лапта, 1994. - 368 с.
10. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания [Текст]. - М.: Просвещение, 1983. - 200 с.
11. Ильин Е.П., Тихонов A.M. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для ст-ов пед. инст-ов [Текст]. - М.: Просвещение, 1987. - 287 с.
12. Колтановский А.П., Абушкевич В.В. Сила и здоровье [Текст]. - М.: Просвещение, 1990. - 44 с.
13. Калмыков Б.Х. Развивая силу мышц брюшного пресса [Текст]. - М.:
Физкультура и спорт. - № 7. - 1990. - 26 с.
14. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста: Метод. пособие [Текст]. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 200 с.
15. .Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена [Текст]. - М.: Советская Россия, 1975. - 207 с.
16. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. проф. Л.Б. Кофмана; Авт.-сост. Г.И. Погодаев; Предисл. В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 496 с.
17. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры [Текст]. - Минск: Народная Асвета, 1980. -126 с.
18. Лях В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте Текст] //Физическая культура в школе . - №5. - 1987 - 24 с.
19. Мексон Г.6., Шаулин В.Н., Шаулина Е.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре [Текст]. - М.: 1986. - 35 с.
20. Мексон Г.Б., Богданова Г.П. Оценка техники на уроках физической культуры [Текст]. - М. Просвещение, 1973. - 90 с.
21. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории [Текст]. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
22. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 542 с.
23. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]. - М.: 2001. - 319 с.
24. Менхин Ю. В. Физическая подготовка в гимнастике [Текст]. - М.: Физическая культура и спорт, 1989. - 32 с.
25. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст]. - М.: Владос-Пресс, 2002. - 240 с.
26. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культ. /Под ред. В.С. Иванова [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 176 с.
27. Пеганов Ю.А., Шибанов Д.В. Методика повышения двигательной подготовленности слабослышащих юношей средствами атлетической гимнастики при прохождении основных разделов программы по физической культуре [Текст]. - М: ВНИИФК, 1996.
28. Петров В.К. Ваш помощник тренер [Текст]. - М.: Советский спорт. - 1991. - 45 с.
29. Рославлев В.И. По ступеням опыта и мастерства [Текст]. - М.:
Физическая культура в школе. - № 2. - 1995. - 22 с.
30. Разумовский Е.А. Как стать сильным и выносливым //Физическая культура в школе [Текст]. - 1984. - № 3. - С. 9-12.
31. Семеренский В.И. Развивая силовые качества. - М.: Физическая культура в школе [Текст]. - №5. - 1995. - 26 с.
32. Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника [Текст]. -М.: Знание, 1987. - 95 с.
33. Сермеев Б.В. Определение физической подготовленности школьников [Текст]. - М.: Педагогика, 1973. - 104 с.
34. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания [Текст]. -М.: Физкультура и спорт, 1978. - 204 с.
35. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие /Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта [Текст]. - СПб., 1999. - 324 с.
36. Теория и методика физической культуры /Под общей ред. Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.З. Карнаухова [Текст]. - М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. - 320 с.
37. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.М. Шияна [Текст]. - М.: 1988. -220-224с.
38. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности [Текст]. - М.: Физкультура и спорт. - 1991. - 224 с.
39. Фомин Н.А., Филин Ю.Н. Возрастные особенности физического воспитания [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 166 с.
40. Фомин Н.А. Физиология человека [Текст]. - М.: Просвещение, 1995. - 402 с.