Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Художественная литература в социализации современных студентов. На примере студентов России и Германии

Работа №61479

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы59
Год сдачи2016
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
293
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ
§ 1. Художественная литература и ее функции в социализации
§ 2. Место чтения в досуге студентов
ГЛАВА II. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - АНАЛИЗ ГЛУБИННЫХ ИНТЕРВЬЮ
§ 1. Анализ досуга, свободного и внерабочего времени студентов
России и Германии
§ 2. Анализ посещения городских и университетских библиотек
студентами и отношения к ним
§ 3. Анализ и раскрытие взаимосвязи литературы и габитуса
учащихся
§ 4. Анализ восприятия и влияния школьной литературы
§ 5. Анализ предпочтений чтения на электронных и бумажных
носителях, соотношения объемов чтения респондентов и их родителей
Заключение
Список используемой литературы

В социологии проблема социализации личности - актуальная тема. И рассматривается этот процесс с точки зрения различных подходов, различных факторов влияния: исторический, географический, религиозный, политический, культурный и других. Однако, в рамках данной работы мы постараемся обратить внимание на фактор влияния произведений художественной литературы. Данным исследованием мы надеемся внести вклад в знание о культурных ценностях, предпочтениях молодежи, в особенности в практиках чтения.
Объектом исследования являются люди и их взаимосвязь с литературой.
Предмет исследования - место художественной литературы в повседневной жизни русских и немецких студентов.
Гипотеза исследования: книги непосредственно связаны с личностью учащихся; - художественная литература оказывает существенное влияние на социализацию индивидов, как в их школьном возрасте, так и позднее, во время обучения в высших учебных заведениях.
Цель исследования - охарактеризовать интеграцию литературных произведений в социализацию учащихся и общие принципы формирования индивидов и общества под влиянием литературы, выявить решающие факторы и аспекты в этом процессе.
Для достижения цели реализуются следующие исследовательские задачи:
1. Выделить и раскрыть основные этапы социализации личности, связанные с обучением и активным чтением.
2. Охарактеризовать теоретическое место литературы и чтения в досуге студентов и школьников.
3. Теоретическое обоснование значимости досуга в жизни современных студентов и характеристика его на основе практических данных интервью.
4. Практически выявить и раскрыть значимость литературы для учащихся.
5. Характеризовать место библиотеки в современном обществе России и Германии с точки зрения современных студентов.
6. Определить изменения в объеме чтения последних двух поколений России и Германии.
Методы сбора данных:
• Контент-анализ существующих исследований по социализации, влиянии литературы на личность и истории литературы;
• Были проведены направленные полустандартизованные глубинные интервью с элементами документального интервью и интервью мнений. Было опрошено пять студентов из России и пять студентов из Германии возрастом от 19-ти до 25-ти лет. Интервью проводились на русском и немецком языках, дальнейший перевод осуществлялся исследователем. Характеристика респондентов и метод их отбора будут даны далее во второй главе исследования - «Результаты исследования - анализ глубинных интервью».
Выражая цель и гипотезу исследования иными словами, - мы попытаемся отобразить различные способы и пути формирования определенного литературного габитуса. «Новое поколение <...> не способно автоматически включаться в жизненные процессы социума без их предварительного освоения. Поэтому знание, умение, желание жить и действовать "как положено" в данном сообществе являются необходимой предпосылкой вхождения молодежи в жизнь социума.» Чтение играет далеко не последнюю роль в индустриальных и постиндустриальных обществах: уроки литературы включены в общеобразовательную школьную программу, постоянно идут дискуссии о том, какие произведения и авторы должны быть частью школьной программы; выпускается огромное количество самой разной литературы, на области которой повлияли такие мировые процессы как глобализация и компьютеризация. Состояние чтения относится к общенациональным проблемам, от решения которых зависит будущее нации.
Культурная сфера общества наполнена различными составляющими: смыслами, отношениями, социальными институтами. Она оказывает огромное влияние на различные социальные процессы, определяет духовные и идеологические настроения в социуме, во многом может быть политизирована. Культура создана людьми и создает людей, является одной из основных составляющих повседневной жизнедеятельности. "Культурная традиция - это выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах". В данной исследовательской работе нас будет интересовать художественная литература как часть культуры. Таким образом мы получим возможность проанализировать то, каким образом именно литературные составляющие культуры воспроизводятся в социальных практиках посредством интеграции в нашего воспитание и становление личностных свойств и характеристик.
Мы постараемся раскрыть взаимосвязь личности и литературы, определить место чтения в социализации и мировоззрении. То есть способы и пути интеграции литературы в процессы социализации индивидов, а также то, каким образом прочитанные и «пережитые» нами произведения находят отражение в дальнейшем формировании социальных ценностей, установок, паттернов и других социокультурных характеристик. Мы постараемся доказать, что художественные произведения, которые различными путями попадают в нашу повседневность и являются неотъемлемой ее частью обязательным образом отображаются на формировании и деформации социальных, культурных, идеологических и духовных установках, которые образуют единство и воспроизводство общества как системы.
Рассматривая чтение в системе образования, внимание обращают прежде всего на то, что чтение - один из способов формирования информационной культуры учащегося. И примечательно то, что эту культуру формирует не сам читатель, а общество и государство, к которым он принадлежит. Мы считаем, что литературные произведения, которые обязательны для чтения в рамках системы образования не просто формализованы по каким-то формальным критериям (например, предпочтение отечественных авторов зарубежным, классиков каким-либо авторам более нестандартных жанров и так далее), а политизированы и идеологически-окрашены, что мы и постараемся отразить в ходе исследования. Ведь не случайно созданы специальные государственные аппараты, в частности, министерство образования, целью и задачами деятельности которых является определенное регулирование, структурирование и разделение информации, которую индивид должен усвоить в рамках общеобязательного образования.
Если говорить о досуговых практиках чтения, то встает проблема их формирования. Если это не делают государственные образования как в случае со школьной, то какие? Большую роль в области социализации личности продолжает исторически выполнять семья, однако к ней подключаются другие социальные институты, которые во многих областях заменяют первичный актор социализации, начинают выполнять его функции. Если рассуждать чуть более подробно, то тут беспрекословным становится влияние развития экономической сферы, когда оба родителя ушли из семьи в рабочую деятельность, отдав воспитание и первичную социализацию своих детей различным социальным институтам, которые тоже продолжаются активно развиваться, расширяться, производить новые формы (различные кружки для маленьких детей) и так далее. Однако это не входит в сферу интересов нашего исследования, важно просто понимать, что семья многие свои функции, связанные с воспитанием ребенка, передала другим общественным образованиям. Одним из основных институтов, которые забрали на себя многие функции семьи сегодня являются средства массовой информации, которые очень активно влияют на развитие и самосознание личности, причем это влияние не ограничивается определенным периодом, а происходит до конца жизни человека. Таким образом СМИ являются значимым актором социализации. Если добавить к этому тот факт, что сегодня они популяризируют в основном зарубежную литературу, а современных отечественных писателей мало кто в России знает, то можно построить выводы о том, что и через практики чтения идет интеграция американской и европейской культур в жизнедеятельность нашей страны.
«В содержание понятия (литература) включены два значения - эмпирическая совокупность произведений и универсализация их значимости (оценка), предполагающая сохранение действия ценности за пределами собственно настоящего момента». Этот дуализм литературы можно интерпретировать как окультуривание «литературы», добавление к социальным характеристикам ценностные. Отождествляя ценностные смыслы, которые заложены в художественных произведениях с литературным полем концепции П. Бурдьё можно также говорить о том, что эти установки порождаются людьми, то есть именно члены общества создают культурную окраску литературы, а эти ценности, в свою очередь, порождают новые установки отдельных индивидов и общества. Другими словами, происходит социально-ценностное воспроизводство литературного поля, которое обеспечивает поддержание целостности и единства общества.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении исследования представлены все результаты теоретической и практической частей работы, конечный анализ полученных результатов и поставлены проблемы для дальнейших исследований по данной тематике, которые были обнаружены в ходе исследования.
В процессе анализа первичных теоретических данных была выявлена значимость художественной литературы как фактора социализации во время обучения в школе и позднее в практиках досуга и свободного времени учащихся высших учебных заведений. Место и функции художественной литературы в повседневной жизни и социализации школьников и студентов были выявлены и раскрыты в рамках теории Бурдье. Функции литературы распределены среди разных жанров и областей произведений; 1) функция воспитания гордости и любви по отношению к отечественным авторам, культуре и стране в наибольше степени является ключевой у школьной литературы, программа которой составляется государством страны, 2) также отечественная литература (и школьная и досуговая) выполняют функцию приобщения индивида к менталитету и быту своей культуры, так как они транслируют именно национальные ценности, традиции и историю, 3) художественная литература также выполняет функцию глобальной аккультурации индивида - то есть воспитывает у читателя «международные» ценности или ценности других культур, это может быть честность, отвага, мужество, ум или хитрость, ключевой момент в иностранных произведениях в том, что они не транслируют русскую культуру.
Также было выявлено значение досуга для успешной социализации личности. Понятие досуга было рассмотрена в рамках различных парадигм и подходов, - были обозначены различия в пониманиях терминов «досуг», «свободное время», «внерабочее время» с точки зрения Карла Маркса, Орлова Г. П., английского социолога Андерсона Н., Вяткина А. П. и Соколова Э. В. Значимость досуга и свободного времени заключается в необходимости для успешной социализации, так как предоставляют индивиду возможность для восстановления сил и энергии и личностного развития и самоопределения в социальной жизни.
Практическая часть - интервьюирование студентов России и Германии также выявили и раскрыли значимые для научной сферы результаты. Далее мы коротко опишем результаты по каждой теме из взятого интервью. Для начала напомним, что темы или интересующие нас вопросы касались: досуга студентов; частоты и причин посещения библиотек а также мнения о месте библиотек в современной жизни для обществ двух стран; личные предпочтения в чтении литературы, влияние прочитанных и читаемых книг на образ жизни и, в определенной степени, мировоззрение студентов; чтение школьной литературы и отношение к ней; мнение студентов об электронных и бумажных носителях и использование их; мнение об объеме литературы, которую читали родители респондентов в их возрасте.
Исследование досуга студентов продемонстрировало явное отличие в количестве свободного времени у немецких и русских студентов, - острая нехватка свободного времени у студентов в России может привести к проблемам в социализации, как было продемонстрированно ранее. Досуг важен для самореализации, развития и успешной социализации, человеку необходимо иметь достаточного свободного от учебы и работы времени. Данное исследование раскрыло проблему досуга в жизни современных студентов России; чрезмерная загруженность, стрессы и усталость - одно из основных препятствий на пути к успешной социализации сегодняшних учащихся ВУЗов.
Интервью также раскрыло значимость библиотек в обеих странах. Все респонденты считают, что и в современном, компьютеризированном мире обществу необходимы библиотеки. Однако, в то время, как русские студенты концентрировались на развитии научной сферы библиотек, немецкие студенты чаще говорили о развлекательной стороне, которая начинает постепенно осуществляться в их стране.
Взаимосвязь и взаимовлияние литературы и личности очевидны: как уже было написано ранее, у каждого респондента была книга или несколько важные для него или нее. Респонденты часто рассказывали о своих качествах и интересах описывая любимые произведения; рассказывая про психологические романы, респондентка призналась, что сама любит анализировать себя и окружающих; респонденту, которому нравились книги о путешествиях, мечтает оказаться в описываемых в книгах местах и т.д. Книги часто связаны с мировоззрением и образом жизни студентов, а также часто предопределяют то, какую литературу учащиеся выберут для чтения в следующий раз. Получается своеобразная цепочка, когда книги отчасти или полностью определяют область нашего чтения и, соответственно, интересов и мышления. Данные результаты полностью подтверждают гипотезу исследования о взаимосвязи литературы и личности.
Влияние на социализацию общества школьной литературы видят не многие студенты; половине респондентов не нравилось большинство произведений, которые они должны были читать дома, некоторые студенты признались, что читали не все книги из школьной программы, а одна русская респондентка призналась, что не прочитала ни одной книги. Необходимо заметить, что в Германии система более гибкая по сравнению с российской, - она позволяет преподавателям самим выбирать то, что давать на уроках литературы школьникам, следовательно, не такое жесткое регулирование государством. Немецкие школьники, в основном, читают литературу, положительно относятся не ко всем произведениям, однако резко негативного отношения, как у студентов из России, не наблюдалось. Интервью раскрыло проблему литературного образования в школе - многим не нравятся те произведения, которые необходимо прочесть, а, значит, школьная литература не выполняет своих функций, которые значимы для воспитания успешного и сплоченного общества и государства. Необходимо корректировать список литературы в школе с целью повышения интереса к ней у современных учащихся.
Все опрошенные респонденты предпочитают читать на бумажных носителях, даже материалы для университета либо берут в библиотеках, либо распечатывают, хотя небольшая доля учащихся все же, по необходимости, читают чаще на экранах. Лишь два участника опроса обладают электронными книгами - русская и немецкая студентки.
Так же, лишь один респондент из Германии ответил, что его родители, по его мнению, читали больше него. Остальные девять респондентов сказали, что читают больше своих родителей в их возрасте. Статистические данные России и Германии подтвердили данную информацию, что говорит о позитивной тенденции в популяризации литературы, особенно резкий подъем в последние годы наблюдается в России.
Теоретические и эмпирические результаты данного исследования выявили позитивные и негативные тенденции и процессы, связанные с литературой как фактором социализации современных студентов России и Германии. Мы раскрыли проблему в образовании касающуюся школьной программы и предложили возможный путь решения. Результаты исследования поставили новые проблемы для дальнейшего анализа; в первую очередь, необходимо определить способы решения проблем школьного литературного образования, - необходимо поменять ситуацию, когда учащиеся в школах пренебрегают литературой и не читают ее, нужно найти такие книги, которые помогли бы повысить степень заинтересованности учащихся в русской литературе. Также необходимо исследовать проблемы свободного времени у учащихся в высших учебных заведениях, - в студенческом возрасте человек активно ищет свое место в этом мире, происходит важный этап его самоидентификации, личностного развития и социализации, необходимо определить, как влияет на личность недостаток досугового времени.



1. Апарина, А. В. Проблемы социально - правовой защиты детей и молодежи в современных условиях// Диалог. 1999 №7 - С.29-33.
2. Борусяк, Л. Ф. Чтение как ценность в среде молодых российских интеллектуалов // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2010. 3 (105). С. 53-65.
3. Бутенко, И. А. Подростки: Чтение и Использование Компьютера. 2001
4. Бурдье, П. Различение. Социальная Критика Суждения. (La Distinction. Critique sociale du jugement). Paris: Ed. de Minuit, 1979.
5. Бурдье, П. Поле Литературы// Новое литературное обозрение, №45, 2000, С. 22-87.
6. Вяткин, А. П., Абрамович, К. Н. Проблема Свободного Времени в Психологической Науке// Психология в Экономике и Управлении 2013 №1.
7. Гудков, Л. Д., Дубин, Б. В., Литература и общество: введение в социологию литературы// М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998.
8. Дубин, Б. В., О Чтении и Нечтении Сегодня// Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2010. 3 (105). С. 66-74.
9. Дудина, В. И., Смирнова, Е. Э., Методология и Методы Социологического Исследования// Санкт-Петербургский государственный университет, 2014.
10. Зарецкая, И. И. Управление процессом социализации личности - инновация в воспитании// Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2008 №2.
11. Загидуллина, М. В. Подростки: чтение и Интернет в повседневной жизни/ Социологические исследования. 2016. №5. С. 115-123 URL: http://socis.isras.ru/ index.php?id=6190&page_id=453 (Дата обращения: 29.05.2017).
12. Захарова, В. Г., Что читают современные школьники? // 22.08.2011 URL: http:// nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/08/22/chto-chitayut-sovremennye- shkolniki(Дата обращения: 29.05.2017)
13. Иваненков, С. П. Проблемы социализации современной молодежи// Издание 2-е, дополненное. Санкт-Петербург, 2003.
14. Локиев, А. А. Влияние художественной литературы на формирование ценностной системы личности// Чтение детей и взрослых: качество чтения: сборник статей и учебно-методических материалов. СПб.: СПбАППО, 2010. - С.59-65.
15. Марчук, Ю. Н., Королева, С. В., Проблемы социализации молодежи в современном социуме// Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. Студ. науч.- практ. Конференция № 9(35).
16. Маркс, К. Сочинения в 50 т.// Т. 46, ч. II, с. 221.
17. Ольховиков, К. М., Орлов, Г. П., Категории Социологии: Образ Мышления и
Словарь Исследования// Социологические исследования. 1997. № 10. С.
109-116.
18. Песоцкий, В.А., Основные Функции Художественной литературы в их философском представлении// Вестник №1. URL: http://www.vestnik-mgou.ru/ Articles/Doc/3612 (Дата обращения: 29.05.2017).
19. Оссовский, В.Л., Формирование трудовых ориентаций молодежи// Киев: Наукова думка, 1986.
20. Орлов, Г.П., Свободное время и личность// Свердловск, 1983, С.46.
21. Соколов, Э.В., Свободное время и культура досуга// Л. Лениздат, 1977, С. 46-48.
22. Шамионов, Р. М. (2013) Социализация личности: системно-диахронический подход// Психологические исследования 2013 Том 6 №27.
23. Шимина, М. А., Менталитет Как Социологическая Категория// Социология и социальная работа. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2007, № 2 (7), С.112-117.
24. Ядов, В.А., Социологическое исследование: методология, программа, методы// М.: Наука, 1972.
25. Ярошевич, Т. М. Досуг: теоретические аспекты, структура, содержание// Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, г. Минск.
26. Социализация личности. Процесс, факторы, этапы и проблемы социализации личности// Psyhodic.ru. URL: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3612(Дата обращения: 7.11.2015).
27. 9 самых популярных и продаваемых книг в мире. URL: http://www.publy.ru/ post/6171 (Дата обращения: 22.05.2017).
28. Самая популярная книга в мире// 27.06.2007 URL: http://www.samfact.com/ Holy+Bible (Дата обращения: 22.05.2017).
29. 10 самых популярных книг в мире// URL: https://lifehacker.ru/2015/07/29/most- popular-books/(Дата обращения: 22.05.2017).
30. Статистика студентов 2012: города, возраст, пол URL: http://www.podebrady.ru/ 2012/11/23/statistika-studentu-2012/ (Дата обращения: 22.05.2017).
31. German Universities: Close to Crisis?// URL: https://www.topuniversities.com/ where-to-study/europe/germany/german-universities-close-crisis (Дата обращения: 22.05.2017).
32. Россия среди самых читающих стран// URL: http://www.aif.ru/dontknows/infographics/ kakoe_mesto_v_reytinge_samyh_chitayushchih_stran_zanyala_rossiya (Дата обращения: 22.05.2017).
33. Сущность досуговой деятельности// URL: http://www.rumschool.ru/ clpuns-686-2.html (Дата обращения: 27.05.2017).
34. Котельникова, Н.В., Понятие, содержание и функции досуга: историко-социологический аспект// SuperInf.ru, 30.01.2012 URL: https://superinf.ru/ view_helpstud.php?id=2031 (Дата обращения: 27.05.2017).
35. Васильевич, Л. С., Россияне стали больше читать// ВЦИОМ URL: https:// lenta.ru/news/2014/06/02/wciom/(Дата обращения: 27.05.2017).
36. По результатам исследований российские школьники стали больше читать// https://tvkultura.ru/article/show/article_id/160666/(Дата обращения: 27.05.2017).
37. Loventhal, L., On Sociology of Literature// Literature and Mass Culture. Communication in Society, Volume 1. Transcation Books, 1984. URL: https:// www.marxists.org/reference/archive/lowenthal/1932/literature.htm (Дата обращения: 29.05.17).
38. Die MuBe der Subversion// 22.10.2010. URL: http://ofenschlot.blogsport.de/ 2010/02/22/subversion-der-musse/ (Дата обращения: 29.05.17).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ