КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Общая характеристика основных познавательных процессов 7
1.2 Особенности познавательных процессов у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 19
1.3 Обзор методик развития познавательных процессов у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Изучение познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на констатирующем этапе 45
2.2 Содержание коррекционно-педагогической работы по развитию
познавательных процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 53
2.3 Результаты развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на контрольном этапе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Общая характеристика основных познавательных процессов 7
1.2 Особенности познавательных процессов у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 19
1.3 Обзор методик развития познавательных процессов у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Изучение познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на констатирующем этапе 45
2.2 Содержание коррекционно-педагогической работы по развитию
познавательных процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 53
2.3 Результаты развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на контрольном этапе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность - познавательные процессы, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере.
Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности.
Речевые нарушения у детей, как известно, сопровождаются несформированностью других психических функций.
Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление) входят как составная часть в любую человеческую, в том числе и в речевую деятельность и обеспечивают необходимую для нее информацию.
Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Дети с отклонениями в развитии познавательных процессов и с общим недоразвитием речи нуждаются в особом внимании и заботе.
Для того, чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его характер, структуру, те качественные и количественные показатели, которые могут служить основание для помещения ребенка в соответствующее учреждение и последующей коррекционной работы.
Эффект деятельности для формирования познавательных интересов детей зависит от педагогически правильной ее организации, использования ее объективных условий и внутренних возможностей личности ребенка. К последним относятся потребности, система целей и задач личности, ее позиция, на основе которой возникают сложные отношения к предметному миру и к людям, уровень общего умственного развития и обнаруживающие себя новообразования.
Актуальность темы данной работы заключена в том, что в настоящее время дошкольники с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития и исследователями выявлена прямая взаимосвязь уровня речевого развития с уровнем познавательных процессов.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно-педагогической работы по развитию познавательных процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработка содержания коррекционно-педагогической работы по развитию познавательных процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические источники, освещающие познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).
3. Представить подборку методик, позволяющих провести диагностику уровня познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
4. Провести исследование в экспериментальной группе и по результатам исследования разработать коррекционно-педагогическую программу по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объектом исследования являются такие познавательные процессы детей старшего дошкольного возраста, как память, внимание, мышление.
Предметом исследования является содержание коррекционно-педагогической работы по развитию познавательных процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие познавательных процессов напрямую взаимосвязано с уровнем речевого развития. Отклонения в развитии речи влекут за собой отклонения и в развитии психомоторных функций.
Теоретико-методологической основой исследования являются концептуальные подходы, разработанные и предложенные ведущими отечественными дефектологами, занимающимися вопросами познавательного развития детей дошкольного возраста. Среди концепций, выбранных в качестве базы для данного исследования выбраны следующие: нарушения речи в логопедии всегда рассматривались в тесной взаимосвязи с умственным развитием ребенка (Н.С. Жукова, 1994), так как несформированность всех сторон речи отражается у детей с ОНР на развитии сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. «Недоразвитие речи оказывает большое влияние на формирование всей психической деятельности ребёнка» (Е.М. Мастюкова, И.Т. Власенко, Т.А. Фотекова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровец, Е.Ф. Соботович, В.В. Юртайкин и др.). «Трудности коммуникации в связи с недоразвитием речи также могут способствовать нарушению развития познавательных процессов» (В.А. Ковшиков; Е.М. Мастюкова; Е.Ф. Соботович, и др.).
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ специализированных
психологических и дефектологических источников по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы: методические комплексы Забрамной С.Д.;
3. Интерпретационные методы: количественная и качественная обработка данных, полученных в ходе исследования.
4. Методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования представлена МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39 «Золотая рыбка», города Губкина Белгородской области.
Структура выпускной квалифицированной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями.
Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности.
Речевые нарушения у детей, как известно, сопровождаются несформированностью других психических функций.
Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление) входят как составная часть в любую человеческую, в том числе и в речевую деятельность и обеспечивают необходимую для нее информацию.
Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Дети с отклонениями в развитии познавательных процессов и с общим недоразвитием речи нуждаются в особом внимании и заботе.
Для того, чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его характер, структуру, те качественные и количественные показатели, которые могут служить основание для помещения ребенка в соответствующее учреждение и последующей коррекционной работы.
Эффект деятельности для формирования познавательных интересов детей зависит от педагогически правильной ее организации, использования ее объективных условий и внутренних возможностей личности ребенка. К последним относятся потребности, система целей и задач личности, ее позиция, на основе которой возникают сложные отношения к предметному миру и к людям, уровень общего умственного развития и обнаруживающие себя новообразования.
Актуальность темы данной работы заключена в том, что в настоящее время дошкольники с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития и исследователями выявлена прямая взаимосвязь уровня речевого развития с уровнем познавательных процессов.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно-педагогической работы по развитию познавательных процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработка содержания коррекционно-педагогической работы по развитию познавательных процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические источники, освещающие познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).
3. Представить подборку методик, позволяющих провести диагностику уровня познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
4. Провести исследование в экспериментальной группе и по результатам исследования разработать коррекционно-педагогическую программу по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объектом исследования являются такие познавательные процессы детей старшего дошкольного возраста, как память, внимание, мышление.
Предметом исследования является содержание коррекционно-педагогической работы по развитию познавательных процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие познавательных процессов напрямую взаимосвязано с уровнем речевого развития. Отклонения в развитии речи влекут за собой отклонения и в развитии психомоторных функций.
Теоретико-методологической основой исследования являются концептуальные подходы, разработанные и предложенные ведущими отечественными дефектологами, занимающимися вопросами познавательного развития детей дошкольного возраста. Среди концепций, выбранных в качестве базы для данного исследования выбраны следующие: нарушения речи в логопедии всегда рассматривались в тесной взаимосвязи с умственным развитием ребенка (Н.С. Жукова, 1994), так как несформированность всех сторон речи отражается у детей с ОНР на развитии сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. «Недоразвитие речи оказывает большое влияние на формирование всей психической деятельности ребёнка» (Е.М. Мастюкова, И.Т. Власенко, Т.А. Фотекова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровец, Е.Ф. Соботович, В.В. Юртайкин и др.). «Трудности коммуникации в связи с недоразвитием речи также могут способствовать нарушению развития познавательных процессов» (В.А. Ковшиков; Е.М. Мастюкова; Е.Ф. Соботович, и др.).
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ специализированных
психологических и дефектологических источников по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы: методические комплексы Забрамной С.Д.;
3. Интерпретационные методы: количественная и качественная обработка данных, полученных в ходе исследования.
4. Методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования представлена МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39 «Золотая рыбка», города Губкина Белгородской области.
Структура выпускной квалифицированной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями.
Процесс формирования познавательных интересов, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляет объективную основу развития познавательных интересов.
Главный вид этой деятельности -обучение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в различных предметных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформация целей, выдвигаемых обществом в мотивы деятельности самого ребенка.
В связи с этим широкая внеучебная деятельность представляет значительный простор для формирования познавательных интересов
В данном исследовании был сделан акцент на том, что педагогическое влияние процессов воспитания и обучения на формирование познавательных интересов ребенка в значительной мере обусловлено активностью самого ребенка. Активность личности, как проявление её социальной природы, получает в процессе жизни и деятельности стимулы, позволяющие приобрести этой активности многозначность и разнообразие, в чем и состоит обогащение личности. Это и создает возможность ее обратного влияния на среду, на изменение окружающей действительности.
Таким образом, формирование познавательных интересов и активности личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Процесс изучения и формирования познавательных интересов детей в наших исследованиях был направлен на выявление и создание коррекционно-педагогической программы, определяющей появление и углубление интереса к знаниям, к учению, а также на выявление тех, которые происходят под влиянием интересов в деятельности детей. Таким образом, в поле зрения исследования попадали как процесс деятельности, в которой формируется интерес, так и её результат.
Оптимизация познавательной деятельности детей в воспитательно-образовательном процессе постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников, поскольку есть необходимость в совершенствовании педагогического процесса в дошкольных учреждениях.
Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности.
Совершенно очевидно, что результат познавательной активности тогда выше, когда налицо психологически и педагогически правильное и наиболее целесообразное соединение в этом процессе активности педагога и ребенка. Единственным, что может помешать данному процессу - общее недоразвитие речи, с которым также необходимо бороться.
Познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка. Формируясь в процессе деятельности, познавательная активность в тоже время влияет на качество этой деятельности. Активность здесь выступает как средство и условие достижения цели. В своем взаимодействии с детьми мы учитываем, что познавательная деятельность включает не только процесс целенаправленного обучения, руководимого педагогом, но и самостоятельное, чаще стихийное приобретение ребенком определенных знаний.
В данном исследовании также отмечено, что познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки. Таким образом, получается, что познавательная активность является действием волевым, целенаправленным и процесс познавательной деятельности определяется не внешне (моторной) деятельностью, не степенью занятости ребенка, а главным образом уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества.
Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребенка. Для детей с высокими познавательными способностями мы создаем условия для развития и углубления знаний. Для детей со средней и низкой познавательной активностью используем индивидуальную и дополнительную работу. При таком подходе у педагогов ДОУ появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей. Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т.к. устраняется усредненный подход ко всем детям, а также самое главное - повышается активность ребенка во время познавательной деятельности.
Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях специального детского сада требует всестороннего изучения их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения.
При исследовании детей дошкольного возраста в экспериментальной группе были учтены следующие принципы: онтогенетический, этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии), деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности), взаимосвязь речевого и общего психического развития.
В результате проведенного экспериментального исследования было выявлено, что старшие дошкольники с ОНР действительно имеют некоторое отставание или отклонение в развитии познавательных процессов.
Диагностика уровня таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание была проведена на основе комплекса методик С.Д. Забрамной.
Полученные данные фиксировались, а затем был проведен анализ полученных результатов и сделан общий вывод.
Также на основании проведенных исследований была предложена структура коррекционно-педагогической работы с детьми экспериментальной группы, которая продемонстрировала свой успех на проведении диагностического итогового исследования.
Таким образом, все поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута.
Главный вид этой деятельности -обучение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в различных предметных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформация целей, выдвигаемых обществом в мотивы деятельности самого ребенка.
В связи с этим широкая внеучебная деятельность представляет значительный простор для формирования познавательных интересов
В данном исследовании был сделан акцент на том, что педагогическое влияние процессов воспитания и обучения на формирование познавательных интересов ребенка в значительной мере обусловлено активностью самого ребенка. Активность личности, как проявление её социальной природы, получает в процессе жизни и деятельности стимулы, позволяющие приобрести этой активности многозначность и разнообразие, в чем и состоит обогащение личности. Это и создает возможность ее обратного влияния на среду, на изменение окружающей действительности.
Таким образом, формирование познавательных интересов и активности личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Процесс изучения и формирования познавательных интересов детей в наших исследованиях был направлен на выявление и создание коррекционно-педагогической программы, определяющей появление и углубление интереса к знаниям, к учению, а также на выявление тех, которые происходят под влиянием интересов в деятельности детей. Таким образом, в поле зрения исследования попадали как процесс деятельности, в которой формируется интерес, так и её результат.
Оптимизация познавательной деятельности детей в воспитательно-образовательном процессе постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников, поскольку есть необходимость в совершенствовании педагогического процесса в дошкольных учреждениях.
Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности.
Совершенно очевидно, что результат познавательной активности тогда выше, когда налицо психологически и педагогически правильное и наиболее целесообразное соединение в этом процессе активности педагога и ребенка. Единственным, что может помешать данному процессу - общее недоразвитие речи, с которым также необходимо бороться.
Познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка. Формируясь в процессе деятельности, познавательная активность в тоже время влияет на качество этой деятельности. Активность здесь выступает как средство и условие достижения цели. В своем взаимодействии с детьми мы учитываем, что познавательная деятельность включает не только процесс целенаправленного обучения, руководимого педагогом, но и самостоятельное, чаще стихийное приобретение ребенком определенных знаний.
В данном исследовании также отмечено, что познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки. Таким образом, получается, что познавательная активность является действием волевым, целенаправленным и процесс познавательной деятельности определяется не внешне (моторной) деятельностью, не степенью занятости ребенка, а главным образом уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества.
Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребенка. Для детей с высокими познавательными способностями мы создаем условия для развития и углубления знаний. Для детей со средней и низкой познавательной активностью используем индивидуальную и дополнительную работу. При таком подходе у педагогов ДОУ появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей. Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т.к. устраняется усредненный подход ко всем детям, а также самое главное - повышается активность ребенка во время познавательной деятельности.
Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях специального детского сада требует всестороннего изучения их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения.
При исследовании детей дошкольного возраста в экспериментальной группе были учтены следующие принципы: онтогенетический, этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии), деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности), взаимосвязь речевого и общего психического развития.
В результате проведенного экспериментального исследования было выявлено, что старшие дошкольники с ОНР действительно имеют некоторое отставание или отклонение в развитии познавательных процессов.
Диагностика уровня таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание была проведена на основе комплекса методик С.Д. Забрамной.
Полученные данные фиксировались, а затем был проведен анализ полученных результатов и сделан общий вывод.
Также на основании проведенных исследований была предложена структура коррекционно-педагогической работы с детьми экспериментальной группы, которая продемонстрировала свой успех на проведении диагностического итогового исследования.
Таким образом, все поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута.



