ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Общая характеристика основных познавательных процессов 7
1.2 Особенности познавательных процессов у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 19
1.3 Обзор методик развития познавательных процессов у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Изучение познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на констатирующем этапе 45
2.2 Содержание коррекционно-педагогической работы по развитию
познавательных процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 53
2.3 Результаты развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на контрольном этапе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность - познавательные процессы, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере.
Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности.
Речевые нарушения у детей, как известно, сопровождаются несформированностью других психических функций.
Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление) входят как составная часть в любую человеческую, в том числе и в речевую деятельность и обеспечивают необходимую для нее информацию.
Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Дети с отклонениями в развитии познавательных процессов и с общим недоразвитием речи нуждаются в особом внимании и заботе.
Для того, чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его характер, структуру, те качественные и количественные показатели, которые могут служить основание для помещения ребенка в соответствующее учреждение и последующей коррекционной работы.
Эффект деятельности для формирования познавательных интересов детей зависит от педагогически правильной ее организации, использования ее объективных условий и внутренних возможностей личности ребенка. К последним относятся потребности, система целей и задач личности, ее позиция, на основе которой возникают сложные отношения к предметному миру и к людям, уровень общего умственного развития и обнаруживающие себя новообразования.
Актуальность темы данной работы заключена в том, что в настоящее время дошкольники с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития и исследователями выявлена прямая взаимосвязь уровня речевого развития с уровнем познавательных процессов.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно-педагогической работы по развитию познавательных процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработка содержания коррекционно-педагогической работы по развитию познавательных процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические источники, освещающие познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).
3. Представить подборку методик, позволяющих провести диагностику уровня познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
4. Провести исследование в экспериментальной группе и по результатам исследования разработать коррекционно-педагогическую программу по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объектом исследования являются такие познавательные процессы детей старшего дошкольного возраста, как память, внимание, мышление.
Предметом исследования является содержание коррекционно-педагогической работы по развитию познавательных процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие познавательных процессов напрямую взаимосвязано с уровнем речевого развития. Отклонения в развитии речи влекут за собой отклонения и в развитии психомоторных функций.
Теоретико-методологической основой исследования являются концептуальные подходы, разработанные и предложенные ведущими отечественными дефектологами, занимающимися вопросами познавательного развития детей дошкольного возраста. Среди концепций, выбранных в качестве базы для данного исследования выбраны следующие: нарушения речи в логопедии всегда рассматривались в тесной взаимосвязи с умственным развитием ребенка (Н.С. Жукова, 1994), так как несформированность всех сторон речи отражается у детей с ОНР на развитии сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. «Недоразвитие речи оказывает большое влияние на формирование всей психической деятельности ребёнка» (Е.М. Мастюкова, И.Т. Власенко, Т.А. Фотекова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровец, Е.Ф. Соботович, В.В. Юртайкин и др.). «Трудности коммуникации в связи с недоразвитием речи также могут способствовать нарушению развития познавательных процессов» (В.А. Ковшиков; Е.М. Мастюкова; Е.Ф. Соботович, и др.).
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ специализированных
психологических и дефектологических источников по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы: методические комплексы Забрамной С.Д.;
3. Интерпретационные методы: количественная и качественная обработка данных, полученных в ходе исследования.
4. Методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования представлена МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39 «Золотая рыбка», города Губкина Белгородской области.
Структура выпускной квалифицированной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями.
Процесс формирования познавательных интересов, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляет объективную основу развития познавательных интересов.
Главный вид этой деятельности -обучение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в различных предметных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформация целей, выдвигаемых обществом в мотивы деятельности самого ребенка.
В связи с этим широкая внеучебная деятельность представляет значительный простор для формирования познавательных интересов
В данном исследовании был сделан акцент на том, что педагогическое влияние процессов воспитания и обучения на формирование познавательных интересов ребенка в значительной мере обусловлено активностью самого ребенка. Активность личности, как проявление её социальной природы, получает в процессе жизни и деятельности стимулы, позволяющие приобрести этой активности многозначность и разнообразие, в чем и состоит обогащение личности. Это и создает возможность ее обратного влияния на среду, на изменение окружающей действительности.
Таким образом, формирование познавательных интересов и активности личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Процесс изучения и формирования познавательных интересов детей в наших исследованиях был направлен на выявление и создание коррекционно-педагогической программы, определяющей появление и углубление интереса к знаниям, к учению, а также на выявление тех, которые происходят под влиянием интересов в деятельности детей. Таким образом, в поле зрения исследования попадали как процесс деятельности, в которой формируется интерес, так и её результат.
Оптимизация познавательной деятельности детей в воспитательно-образовательном процессе постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников, поскольку есть необходимость в совершенствовании педагогического процесса в дошкольных учреждениях.
Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности.
Совершенно очевидно, что результат познавательной активности тогда выше, когда налицо психологически и педагогически правильное и наиболее целесообразное соединение в этом процессе активности педагога и ребенка. Единственным, что может помешать данному процессу - общее недоразвитие речи, с которым также необходимо бороться.
Познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка. Формируясь в процессе деятельности, познавательная активность в тоже время влияет на качество этой деятельности. Активность здесь выступает как средство и условие достижения цели. В своем взаимодействии с детьми мы учитываем, что познавательная деятельность включает не только процесс целенаправленного обучения, руководимого педагогом, но и самостоятельное, чаще стихийное приобретение ребенком определенных знаний.
В данном исследовании также отмечено, что познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки. Таким образом, получается, что познавательная активность является действием волевым, целенаправленным и процесс познавательной деятельности определяется не внешне (моторной) деятельностью, не степенью занятости ребенка, а главным образом уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества.
Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребенка. Для детей с высокими познавательными способностями мы создаем условия для развития и углубления знаний. Для детей со средней и низкой познавательной активностью используем индивидуальную и дополнительную работу. При таком подходе у педагогов ДОУ появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей. Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т.к. устраняется усредненный подход ко всем детям, а также самое главное - повышается активность ребенка во время познавательной деятельности.
Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях специального детского сада требует всестороннего изучения их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения.
При исследовании детей дошкольного возраста в экспериментальной группе были учтены следующие принципы: онтогенетический, этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии), деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности), взаимосвязь речевого и общего психического развития.
В результате проведенного экспериментального исследования было выявлено, что старшие дошкольники с ОНР действительно имеют некоторое отставание или отклонение в развитии познавательных процессов.
Диагностика уровня таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание была проведена на основе комплекса методик С.Д. Забрамной.
Полученные данные фиксировались, а затем был проведен анализ полученных результатов и сделан общий вывод.
Также на основании проведенных исследований была предложена структура коррекционно-педагогической работы с детьми экспериментальной группы, которая продемонстрировала свой успех на проведении диагностического итогового исследования.
Таким образом, все поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута.
1. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М., 1968. - С. 79
2. Брежнева. О Формирование познавательной активности у старших дошкольников, - Дошкольное воспитание, - 1998, №2, с.12
3. ВенгерЛ.А., МухинаВ.С. Психология, - М. Просвещение, 1988, 211с.
4. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / НИИ дефектологии АН СССР. - М.: Педагогика, 1990
5. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Под научной ред. И.Ю. Левченко. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 96 с. (Специальная психология.) ISBN 978-5-4441-0049-3
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
7. Выготский Л С Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения - М, Л , 1935 - С 26).
8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: 3-е изд. - М.: 1999, - 373с., C.161
9. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Л. Н. Блинова ; М-во образования РФ, Упр. спец. образования. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 132 с.
10. Дробинская, А. О. Диагностика нарушений развития у детей: клинические аспекты: пособие для специалистов ПМПК / Дробинская А. О. - М. : Школьная Пресса, 2006. - 80 с.
11. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников - М., 1985
12. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1989.
13. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития : курс лекций / С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко. - Москва : Творческий Центр Сфера, 2007. - 126 с.
14. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, ОНР 1985. - 207 с., ил.
15. Кобзарева Л. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения:[Практ. пособие] / Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина. - Воронеж: Учитель,2001. - 80 с.
16. Косаченко, Э.К. Направления коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/04/17/napravleniya-korrektsionnoy-raboty-po-razvitiyu
17. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии : психол. диагностика, профилактика и коррекция : [учеб. пособие] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - М. [и др.] : Питер, 2004. - 480 с.
18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464с..
19. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 144 с.
20. Лебединская, К. С. Нарушения психического развития в детском и
подростковом возрасте [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям ВПО 030301 -
«Психология», 030302 - «Клиническая психология» и по направлению
подготовки ВПО 030300 - «Психология» / К. С. Лебединская, В. В.
Лебединский ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 7-е изд., испр. и доп. - Москва : Трикста : Акад. Проект, 2011. - 302 с.
21. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. - Москва : Книголюб, 2008. - 155 с.
22. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998
23. Маклаков Анатолий. Общая психология, СПб.: Питер, 2016. - 583 с.: ил. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-496-00314-8
24. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. . - М.: Владос, 1997. - 304 с.
25. Макселон Юзеф. Психология. - М.: Просвещение, 1998, - 425с.,
C. 124
26. Международный семинар «Учите детей общаться. Развитие
коммуникативных навыков у дошкольников»
http: //aneks .center/index.php/news/740
27. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение,1991.
28. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., Просвещение, 1975. - 239с.
29. Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р. А. Белова-Давид. - М., 1972.
30. Нарушение мышления у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) http://superinf.ru/view article.php?id=88
31. Немов Р.С. Общие основы психологии: Кн.1. - М.:
Просвещение,1994, - 235с., C.150
32. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - М.: Академический проект, 2000. - 197 с.
33. Общее недоразвитие речи..
http://www.defectolog.ru/articles/27/28/?theme=1231
34. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е Левиной. - М., 1968
35. ОНР - характеры и причины,
http: //data.lact.ru/f1 /s/42/875/basic/1114/374/ONR__Harakt_prichinyi .doc
36. Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание. - М., 2001
37. Поддяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста, М., Просвещение, 1996. с.176
38. Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей. Коррекция нарушений речи./ сост.Г.В.Чиркина. - М.,2009.
39. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов /Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М., 1964.
40. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / [Учеб. пособие]; [Сост. В. М. Астапов. Ю. В. Микадзе]. - СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 384 с.
41. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР http://www.twirpx.com/file/204452/
42. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка [Текст] : дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - Санкт-Петербург : Речь, 2011. - 373 с.
43. Селиверстов В.И. История логопедии. Медико-педагогические основы, Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. - 384 с.
44. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
45. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду, - М., Просвещение, - 1975, - 114 с.
46. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. - М.: Классике Стиль, 2003
47. Словарь русского языка: В 4-х т. Под ред. А. П. Евгеньевой. - 3-е изд., М.: Русский язык т. 1., - 1987.
48. Специальная психология [Текст] : учебно-методическое пособие : для студентов по направлению «Психолог, преподаватель психологии» / Т. А.
Болдырева, Л. В. Тхоржевская ; М-во образования и науки Российской Федерации, Оренбургский гос. ун-т. - Москва : Перо, 2011. - 166 с.
49. Специальная психология : учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. - 560 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5553-4
50. Ткачёва В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. - М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000. - 160с.
51. Ткачёва В.В. Консультирование семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии// журнал Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. - 2004. - №2. - С. 81 - 86.
52. Ткачёва В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: Практикум по формированию адекватных отношений. - М.: Гном - Пресс, 1999. - 64с.
53. Умственное воспитание детей дошкольного возраста Под ред Поддьякова Н.Н. ,М., 1984,с.23
54. Усанова О. Н.Специальная психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / О. Н. Усанова. - СПб. : Питер, 2006. - 400 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00669-7
55. Филичева Т.Б. «Особенности речевого развития дошкольников» // «Дети с проблемами в развитии», 2004, №1
56. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М.,1991. - 44 с.
57. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. - М., 2000.
58. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993 - . 100 с.
59. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у
детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.:
Профессиональное образование, 1993. - 232с.
60. Фопель Клаус. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. В 4-х томах. Часть 1 Пер. с нем. - М.: Генезис, 2000. - 160 с. - ISBN 5-85297-007-7.
61. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова . - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
62. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. Пер. с нем. /Спб.: Издательство Пирожкова (Серия "Новый импульс") 2001. - 256 с. илл.
63. Эльконин Д.В. Психология игры. - М.,1978.
64. Якобсон С.Г., Сафонова Н.М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии, 1999, № 5.-С. 3-10.
65. Ясперс Карл. Общая психопатология. - М.: Практика, 1997, - 218с.
66. Электронный ресурс: Направления коррекционной работы по
развитию памяти http: //nsportal .ru/detskiy-sad/materialy-dlya-
roditeley/2014/04/17/napravleniya-korrektsionnoy-raboty-po-razvitiyu