ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ- ПСИХОЛОГОВ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ГОТОВНОСТЬЮ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятия нравственности и этики
1.2. Понятие готовности к профессиональной деятельности
1.3. Особенности профессиональной деятельности психологов
1.4. Значимость нравственно-этических характеристик в профессиональной
деятельности психолога
З.Выводы
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЭТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ГОТОВНОСТЬЮ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организация исследования методы сбора и обработки информации
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
3. Выводы
4. Заключение
Актуальность исследования. На данный момент проблема нравственности и этики является актуальной, так как, большинство молодых людей, обучающихся в университетах, придают большее значение материальным благам и ориентированы на достижение высокого положения в обществе.
Обладание материальными благами и статусом ставится выше нравственных ценностей и соблюдения этических норм. Немаловажно понимать, что современное высшее профессиональное образование, наравне с интеллектуально - познавательной сферой также должно формировать и нравственно-этические стороны личности, в частности их побудительно-мотивационную сторону. Развитие данных качеств особенно важно для специалистов, обучающихся на гуманитарных специальностях.
Проблема нравственно-этических характеристик во взаимосвязи с готовностью студентов факультета психологии к профессиональной деятельности является актуальной, так как профессия психолога требует не только высокого уровня знаний в профессиональной области, но и моральной ответственности за выполняемую деятельность.
Так как профессия психолога основывается на этических, нравственных, и общечеловеческих ценностях, определяющим фактором для деятельности психолога является гуманное, справедливое и уважительное отношение к людям и обществу в целом. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и формируется
его профессионализм, гуманность действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых деятельность психолога приносит пользу.
Проблема нравственности и этики занимает в современной психологии не последнее место и имеет богатую историю изучения от античного до настоящего времени.
Нравственно-этические компоненты Личности рассматривали такие исследователи как Н.И.Болдырев, Л.М.Попов, А.А.Деркач, Е.А.Климов, Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков, В.В.Знаква, Л.М.Аболин, А.Ф.Лазурский и др.
Также немаловажную роль в нашем исследовании имеет проблема готовности к профессиональной деятельности. Так как готовность к профессиональной деятельности психолога определяется не только его успешностью в учебном процессе и его интеллектуальном развитии, но и в том числе, умением общаться с людьми. Готовность к профессиональной деятельности психолога напрямую связана с нравственно-этическими компонентами личности, так как только в случае адекватного отношения к людям и соблюдения нравственно-этических норм можно говорить о профессиональной пригодности психолога.
Вопросом деятельности в психологии занимались такие исследователи как С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин.
Таким образом, вопрос нравственно-этических характеристик психолога тесно связан с его профессиональной деятельностью, а именно, готовностью к ней. Проблема исследования заключается в поиске резервов развития готовности к профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки через изучение нравственно-этических характеристик студентов.
Объект исследования: готовность к профессиональной деятельности.
Предмет исследования: нравственно-этические характеристики
студентов-психологов во взаимосвязи с готовностью к профессиональной деятельности.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между готовностью студентов- психологов к профессиональной деятельности и их нравственно-этическими характеристиками.
Гипотеза исследования: готовность студентов-психологов к
профессиональной деятельности связана с нравственно-этическими качествами личности.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ таких понятий как: деятельность, готовность к деятельности, нравственность и этика.
2) Эмпирически выявить взаимосвязь между нравственно-этическими характеристиками личности студентов факультета психологии и их готовностью к профессиональной деятельности.
Теоретико-методологической основой работы выступили:
Теоретическое представление о деятельности А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн; работы К.А.Абульхановой-Славской, Б.С.Братуся,
В.Н.Мясищева, С.Л.Рубинштейна о нравственности, отношении к себе и окружающим; теоретическое представление о нравственной сфере личности и нравственном компоненте в профессиональном развитие специалиста(А.А.Деркач, Е.А.Климов, Л.М.Попов, Н.С.Пряжников).
Методы исследования: опросник «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубнова; тест «Отношение к соблюдению нравственных норм» А.Л.Журавлев, А.Б.Купрейченко;
"Опросник оценки психологической готовности к профессиональной деятельности" Пучкова И.М., Петрик В.В.
В процессе обработки полученных данных использовались методы математической статистики t-критерий Стьюдента для независимых выборок, корреляционный анализ методом r-Пирсона, анализ коротких статистик. Для обработки данных использовался стандартный пакет математического анализа SPSS 16.0.
Практическая значимость исследования обуславливается стремлением более четкого понимания взаимосвязи меду нравственно-этическими характеристиками студентов-психологов и их готовностью к профессиональной деятельности.
Эмпирическая база исследования: выборка студентов Казанского Федерального и Днепропетровского национального университетов по специальности психология 4-го курса обучения в возрасте 21-22 года. В исследование приняло участие 40 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В результате теоритического анализа, можно заключить, что проблема готовности к профессиональной деятельности является значимой и изучаемой. Готовность к профессиональной деятельности это способность к выполнению профессиональной деятельности и успешность в ней.
Качественное выполнение работы обуславливается не только знаниями в соответствующей деятельности, но и готовностью к выполнению профессиональных задач, рост в выбранной профессиональной деятельности как профессионала, и любовь к своему труду.
Нравственно-этические характеристики в свою очередь являются важными компонентами в профессиональной деятельности, особенно в деятельности психолога. Таким образом, готовность к профессиональной деятельности психолога так же включает в себя наличие определенных нравственных качеств и этических свойств. Нравственно-этические характеристики психолога являются важными компонентами в готовности к профессиональной деятельности и нельзя говорить о готовности к профессиональной деятельности психолога как таковой, без соблюдения им определенных нравственно-этических норм поведения.
В ходе эмпирического исследования нами были рассмотрены две группы испытуемых днепропетровского национального и казанского федерального университетов обучающихся на факультете психологии. Было выявлено, что в обеих группах компоненты готовности к профессиональной деятельности взаимосвязаны с ценностными и нравственными компонентами личности.
Наиболее выражены такие ценности как познание нового в мире, природе, человеке; помощь и милосердие к другим людям; любовь, то есть, духовные составляющие. Они положительно коррелируют со шкалами готовности к профессиональной деятельности, мотивации и эмоциональности. Наиболее значимыми компонентами выступили: помощь и
милосердие к другим людям; готовность к профессиональной деятельности; ответственность. Анализ отношения к соблюдению нравственных норм выявил высокую ситуативную изменчивость в обеих группах. Ситуативная изменчивость, заключается в выборе противоположных правил поведения в зависимости от ситуации, данное качество является весьма полезным в профессиональной деятельности психолога.
Таким образом, мы можем говорить о том, что нравственно-этические характеристики взаимосвязаны с готовностью к профессиональной деятельности и влияют друг на друга.
1. Аритотель. Никомахова этика- М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс Москва, 1997.497 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.
3. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 197- 288 с.
4. Ананьев Б.Г. Психология человека. - Спб.: Питер, 1997. - 91с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Спб.: Питер. - 2001. -
6. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности / Б. С. Братусь. - М.:
Знание, 1985. - 64 с.
7. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века. //Вопросы психологии, 1993, №1.- С.6-13.
8. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. - М.: Знание, 1977.
9. Братусь.Б.С. Психология и этика.- АСТ,:2008 -80с
10. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта.- М.: ИП РАН,
1994. - 110с.
11. Белохвостова, С.В. Ценностно-смысловая регуляция духовно-нравственного саморазвития субъекта образования / С.В. Белохвостова // Пмхалопя. - 2005,-№4.-С. 6-13.)
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова.
М.: Педагогика, 1991. - 396с.
13. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
14. Добродетель. Словарь по этике / Под ред. О.Г. Дробницкого, И.С.Кона - М.: Политиздат, 1970.271
15. Давыдов.В.В. Лекции по общей психологии.-М.: Изд-во Академия,2008.- 176с
16. Ждан А.Н. История психологии.- М.: Российское педагогическое Агентство, 1997. - 442с.
17. Журавлев А.Л. Купрейченко А.Б. Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения //Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства.- М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1999.-С.89-109.
18. Журавлев А.Л. Психология коллективного субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта. - М., ИПРАН, 2002. - с.51-
19. Журавлев В.В. Проблемы духовной жизни общества.- Ростов, 1972.315с.
20. Забродин Ю.М. Психическая функция оценивания и регуляция человеческой деятельности // Субъективная оценка в структуре деятельности: Науч.-темат. сб. - Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та,
1987.
21. Зинченко В. П. Духовное возрождение / В. П. Зинченко // Человек. - 1990. - №2. - с. 5-15.272
22. Знаков В.В. Истина и Правда в христианстве и психологии понимания / В.В. Знаков, И.А. Романова // Психологический журнал. - 1998. - Т. - №6. - С. 61 - 71.
23.Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.: Логос, 2004 - 384 с.
24. История философии в кратком изложении под ред. И.И. Богута.- М.: Мысль, 1997.- 590с.
25. Карпов А.В. Психологический анализ процессов принятия решения в деятельности: Учеб. пос. - Ярославль: Изд-во Ярославск. политех, инта, 1985.
26. Климов Е.А. Введение в психологию труда : учеб, пособие / Е. А.
Климов. - М.: Изд-во МГУ, 1968. - 197 с.
27. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 284с.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Изд-во МГУ,
1974. - 304с.
29. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1981
30. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности.- М.: Смысл,1993.- 43с.
31. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М.: Наука, 1984.
32. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. - М., Воронеж: Изд-во ВГУ,
1996. - 384с.
33. Математическая статистика: Учебник В.М.Иванова, В.Н.Калинин,
Л.А.Нешумова и др. 1 -2-е изд., перераб. и доп.-М.: Высшая школа,
1981
34. Методика и техника статистической обработки первичной Социологической информации / Отв. ред. Г.В.Осипов. - М.: Наука,
1968.
35. Мясищев В.Н. Психология отношений/ Под ред. А.А. Бодалева.- М.: Изд-во Института практической психологии, 1995.- 365с.
36. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 1987
37.Общая психология Маклаков.А.Г. СПб.: Питер, 2012-583 с.
38. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: ТЕМП, 2004. - 944с.
39. Попов Л.М., Голубева.О.Ю., Устин П.Н., Добро и зло в этической психологии личности 2003. - Т.3. - С.294-301.
40. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие / Н.С. Пряжников , Е.Ю. Пряжникова.-М.: Академия,
2001.-480с.
41. Пряжников Н.С. - Право на нравственность. Этические проблемы практической психологии.- Психологическая наука и образование -М.: ГБОУ ВПО МГППУ (М.).- 1999 -№ 1. с. 78-90
42. Психологический словарь / под. ред. Р.С.Немова-М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2007.-113,497 с.
43. Психологический словарь-справочник М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович.- М.:Библиотека практической психологии,2008.-576 с.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989.
- Т.1. - 473с.
45. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика,1973
46. Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность-М.: Рига,
1997.
47. Рожина, Л.Н. Развитие представлений о нравственном человеке в процессе изучения психологических дисциплин / Л.Н. Рожина, С.А. Месникович // Адукацыя i выхаванне. - 2005. - № 10. - С. 44-53.)
48. Слободчиков В.И. Психология человека. Основы психологической
антропологии. Введение в психологию субъективности - М.: Школа - Пресс, 1995. - 383 с.
49. Философский словарь. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. Под ред. Волковой.Д.-М.:Феникс. 2015.-480 с.
50. Шадриков В.Д. О предмете психологии (Мир внутренней жизни человека) // Психология. Ж. высш. шк. экономики. - 2004. - Т.1, №1. - С.5-19.
51. Шадриков В.Д. Происхождение человечности / В.Д. Шадриков. - М.:
52. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Логос, 1994.
Логос, 2001. - 315 с.
53. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М.: Республика,1992.
54. 300. Patlakh, B. Moral culture / B. Patlakh. — London, 1998. — 32 p.
55. Cederblom, J. Ethic at Work / J. Cederblom, C. G. Dougherty. — Wadsworth, 1990. — 64 p.