Учет национально-культурного компонента английских фразеологических единиц в процессе подготовки учащихся к Олимпиадам по английскому языку (на примере ФЕ с именами собственными)
|
Введение 3
Глава I. Способы активизации фразеологических единиц во внеклассной работе по английскому
1.1 Фразеологические единицы в современной лингвистике и типовые
трудности их усвоения изучающими иностранный язык 6
1.2 Использование фразеологизмов при обучении произношению, грамматике и
лексике английского языка 13
1.3 Способы активизации фразеологических единиц во внеклассной работе
по английскому языку 17
Выводы 25
Глава II. Учет национально-культурного компонента английских фразеологических единиц в процессе подготовки учащихся к Олимпиадам по английскому языку (на примере ФЕ c именами собственными)
2.1 Подготовка учащихся к Олимпиаде как вид внеклассной работы по
английскому языку 27
2.2 Уровни проявления национально-культурной специфики
фразеологических единиц 32
2.3 Способы учета национально-культурного компонента английских
фразеологических единиц в процессе подготовки учащихся к Олимпиадам по
английскому языку (на примере ФЕ c именами собственными) 37
Выводы 48
Заключение 49
Список литературы 50
Приложения 55
Глава I. Способы активизации фразеологических единиц во внеклассной работе по английскому
1.1 Фразеологические единицы в современной лингвистике и типовые
трудности их усвоения изучающими иностранный язык 6
1.2 Использование фразеологизмов при обучении произношению, грамматике и
лексике английского языка 13
1.3 Способы активизации фразеологических единиц во внеклассной работе
по английскому языку 17
Выводы 25
Глава II. Учет национально-культурного компонента английских фразеологических единиц в процессе подготовки учащихся к Олимпиадам по английскому языку (на примере ФЕ c именами собственными)
2.1 Подготовка учащихся к Олимпиаде как вид внеклассной работы по
английскому языку 27
2.2 Уровни проявления национально-культурной специфики
фразеологических единиц 32
2.3 Способы учета национально-культурного компонента английских
фразеологических единиц в процессе подготовки учащихся к Олимпиадам по
английскому языку (на примере ФЕ c именами собственными) 37
Выводы 48
Заключение 49
Список литературы 50
Приложения 55
Актуальность темы. В методике преподавания иностранного языка на данный момент прочно утвердилось положение об изучении языка и культуры народа в их взаимосвязи и взаимодействии; возрастает интерес исследователей к национально-культурным особенностям языков.
Своеобразие и самобытность истории, культуры, условий жизни народа наиболее ярко проявляется на лексическом уровне языка. Общей тенденцией современного английского языка является переход к более широкому использованию коммуникативных фразеологических единиц. Несмотря на это, авторы школьных учебников уделяют мало внимания данной проблеме, то есть фразеологические единицы не изучаются в школе в полной мере, а знание фразеологизмов обязательно, так как живой процесс общения не может происходить без использования фразеологических единиц.
Можно предположить, что дети испытывают недостаток в использовании аутентичной речи, предполагающей применение фразеологизмов, что влечёт за собой неверный перевод и толкование фразеологических единиц в процессе коммуникации. Следовательно, не в полной мере осуществляется коммуникативная направленность обучения иностранному языку и не в полной мере развивается способность к общению на международном уровне.
Одним из резервов интенсификации педагогического процесса по иностранному языку, в общем, и фразеологизмов английского языка, в частности, является подготовка учащихся к Олимпиаде по английскому языку. Внеклассные занятия по подготовке к Олимпиаде обобщают изученный материал, дополняют его, демонстрируют учащимся результаты овладения языком и способствуют дальнейшему совершенствованию иноязычных коммуникативных умений и навыков.
Всё вышесказанное обуславливает актуальность темы дипломного исследования.
Объектом нашего исследования является: процесс подготовки учащихся к Олимпиаде по английскому языку.
Предметом исследования: влияние учета национально-культурных компонентов английских фразеологических единиц в процессе подготовки учащихся к Олимпиаде по английскому языку на повышение мотивации обучающихся и качество их предметной подготовки.
Цель исследования: изучить процесс подготовки учащихся к Олимпиаде по английскому языку и выделить способы учета национально-культурных компонентов английских фразеологических единиц в процессе подготовки учащихся к Олимпиаде по английскому языку.
Таким образом, исходя из цели, вытекают следующие задачи:
1) дать определение понятию «фразеологическая единица» и классифицировать разновидности фразеологизмов в английском языке;
2) описать способы использования фразеологизмов при обучении произношению, грамматике и лексике;
3) проанализировать способы активизации фразеологических единиц во внеклассной работе по английскому языку;
4) изучить процесс подготовки учащихся к Олимпиаде;
5) проанализировать значение национально культурного компонента английских фразеологических единиц;
6) выяснить влияние учета национально-культурных компонентов английских фразеологических единиц с именами собственнымина готовность учащихся к Олимпиаде по английскому языку.
Методологическая основа дипломного исследования складывается из фундаментальных теорий и концепций понятия «фразеологическая единица» Н.А. Азарха, А.В. Кунина, В.Н. Ярцевой, Н.М. Шанского, В.М. Макиенко и научных работ по фразеологии и методике преподавания английского языка О.Д. Андреевской, Ч.Б. Болтаева, Е.В, Волковой, А.В. Данцевой, Е.М. Каргиной, Ю.А. Крянгы, А.Н. Олейник, Н.В. Фединой и др.
Методами научного познания стали: метод системно-структурного анализа, сравнительный метод, дедукция, индукция, аналогия.
Применение данных методов позволило не только чисто механически аккумулировать обобщенные знания, но и систематизировать их, придать им стройную форму, прийти к определенным выводам.
При написании работы была использована учебная и специализированная литература, монографии, исследования и статьи из периодических изданий известных лингвистов.
Следует указать, что практическая часть дипломной работы базируется на личном педагогическом опыте, который был получен во время прохождения практики в МБОУ «Лекаревская СОШ» в 9 классе под руководством учителя английского языка Хайретдиновой Алсу Мунировны.
Структура работы определялась с учетом избранной темы, последовательность изложения материала соответствует характеру исследования основных проблем в том аспекте, в котором она представилась наиболее приемлемой для лучшего раскрытия темы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Результаты ВКР прошли апробацию на Итоговой студенческой конференции 18 апреля 2017 г., где в секции «Актуальные вопросы
лингводидактики» был представлен доклад, занявший второе место. По результатам конференции была подготовлена статья на английском языке для публикации в сборнике научных студенческих статей КФУ.
Своеобразие и самобытность истории, культуры, условий жизни народа наиболее ярко проявляется на лексическом уровне языка. Общей тенденцией современного английского языка является переход к более широкому использованию коммуникативных фразеологических единиц. Несмотря на это, авторы школьных учебников уделяют мало внимания данной проблеме, то есть фразеологические единицы не изучаются в школе в полной мере, а знание фразеологизмов обязательно, так как живой процесс общения не может происходить без использования фразеологических единиц.
Можно предположить, что дети испытывают недостаток в использовании аутентичной речи, предполагающей применение фразеологизмов, что влечёт за собой неверный перевод и толкование фразеологических единиц в процессе коммуникации. Следовательно, не в полной мере осуществляется коммуникативная направленность обучения иностранному языку и не в полной мере развивается способность к общению на международном уровне.
Одним из резервов интенсификации педагогического процесса по иностранному языку, в общем, и фразеологизмов английского языка, в частности, является подготовка учащихся к Олимпиаде по английскому языку. Внеклассные занятия по подготовке к Олимпиаде обобщают изученный материал, дополняют его, демонстрируют учащимся результаты овладения языком и способствуют дальнейшему совершенствованию иноязычных коммуникативных умений и навыков.
Всё вышесказанное обуславливает актуальность темы дипломного исследования.
Объектом нашего исследования является: процесс подготовки учащихся к Олимпиаде по английскому языку.
Предметом исследования: влияние учета национально-культурных компонентов английских фразеологических единиц в процессе подготовки учащихся к Олимпиаде по английскому языку на повышение мотивации обучающихся и качество их предметной подготовки.
Цель исследования: изучить процесс подготовки учащихся к Олимпиаде по английскому языку и выделить способы учета национально-культурных компонентов английских фразеологических единиц в процессе подготовки учащихся к Олимпиаде по английскому языку.
Таким образом, исходя из цели, вытекают следующие задачи:
1) дать определение понятию «фразеологическая единица» и классифицировать разновидности фразеологизмов в английском языке;
2) описать способы использования фразеологизмов при обучении произношению, грамматике и лексике;
3) проанализировать способы активизации фразеологических единиц во внеклассной работе по английскому языку;
4) изучить процесс подготовки учащихся к Олимпиаде;
5) проанализировать значение национально культурного компонента английских фразеологических единиц;
6) выяснить влияние учета национально-культурных компонентов английских фразеологических единиц с именами собственнымина готовность учащихся к Олимпиаде по английскому языку.
Методологическая основа дипломного исследования складывается из фундаментальных теорий и концепций понятия «фразеологическая единица» Н.А. Азарха, А.В. Кунина, В.Н. Ярцевой, Н.М. Шанского, В.М. Макиенко и научных работ по фразеологии и методике преподавания английского языка О.Д. Андреевской, Ч.Б. Болтаева, Е.В, Волковой, А.В. Данцевой, Е.М. Каргиной, Ю.А. Крянгы, А.Н. Олейник, Н.В. Фединой и др.
Методами научного познания стали: метод системно-структурного анализа, сравнительный метод, дедукция, индукция, аналогия.
Применение данных методов позволило не только чисто механически аккумулировать обобщенные знания, но и систематизировать их, придать им стройную форму, прийти к определенным выводам.
При написании работы была использована учебная и специализированная литература, монографии, исследования и статьи из периодических изданий известных лингвистов.
Следует указать, что практическая часть дипломной работы базируется на личном педагогическом опыте, который был получен во время прохождения практики в МБОУ «Лекаревская СОШ» в 9 классе под руководством учителя английского языка Хайретдиновой Алсу Мунировны.
Структура работы определялась с учетом избранной темы, последовательность изложения материала соответствует характеру исследования основных проблем в том аспекте, в котором она представилась наиболее приемлемой для лучшего раскрытия темы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Результаты ВКР прошли апробацию на Итоговой студенческой конференции 18 апреля 2017 г., где в секции «Актуальные вопросы
лингводидактики» был представлен доклад, занявший второе место. По результатам конференции была подготовлена статья на английском языке для публикации в сборнике научных студенческих статей КФУ.
В преподавании английского языка внеклассная работа занимает важное место. Она проводится в соответствии со спецификой данного предмета. При этом она решает две главные задачи:
- во-первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету;
- во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Особое общеобразовательное и развивающее значение имеет внеклассная работа по фразеологии английского языка. Проведение внеклассных мероприятий по фразеологии английского языка в оригинальной, познавательно- развлекательной форме не только способствует развитию основных видов речевой деятельности, памяти, ассоциативного мышления, но и формирует навыки общения в коллективе и творческую инициативу.
Олимпиада по иностранным языкам, как известно, является одной из традиционных форм внеклассной работы. Олимпиада по английскому языку является одной из форм проверки знаний учащихся, а также способом демонстрации учащимся возможностей и перспектив, которые открывает перед человеком владение иностранным языком.
Изучение фразеологических единиц, учет их национально-культурного компонента в процессе подготовки к Олимпиаде по английскому языку способствует не только освоению лексики и грамматических структур, но и расширяет кругозор, эрудицию учащихся, создает позитивную мотивацию к изучению английского языка, культуры и истории. Влияя почти на все аспекты речи, данный подход является эффективным способом достижения высоких результатов, при условии тщательной подготовки учителем плана работы, материалов и интересов учащихся.
- во-первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету;
- во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Особое общеобразовательное и развивающее значение имеет внеклассная работа по фразеологии английского языка. Проведение внеклассных мероприятий по фразеологии английского языка в оригинальной, познавательно- развлекательной форме не только способствует развитию основных видов речевой деятельности, памяти, ассоциативного мышления, но и формирует навыки общения в коллективе и творческую инициативу.
Олимпиада по иностранным языкам, как известно, является одной из традиционных форм внеклассной работы. Олимпиада по английскому языку является одной из форм проверки знаний учащихся, а также способом демонстрации учащимся возможностей и перспектив, которые открывает перед человеком владение иностранным языком.
Изучение фразеологических единиц, учет их национально-культурного компонента в процессе подготовки к Олимпиаде по английскому языку способствует не только освоению лексики и грамматических структур, но и расширяет кругозор, эрудицию учащихся, создает позитивную мотивацию к изучению английского языка, культуры и истории. Влияя почти на все аспекты речи, данный подход является эффективным способом достижения высоких результатов, при условии тщательной подготовки учителем плана работы, материалов и интересов учащихся.



