Учет национально-культурного компонента английских
фразеологических единиц в процессе подготовки учащихся к Олимпиадам
по английскому языку (на примере ФЕ с именами собственными)
Введение 3
Глава I. Способы активизации фразеологических единиц во внеклассной работе по английскому
1.1 Фразеологические единицы в современной лингвистике и типовые
трудности их усвоения изучающими иностранный язык 6
1.2 Использование фразеологизмов при обучении произношению, грамматике и
лексике английского языка 13
1.3 Способы активизации фразеологических единиц во внеклассной работе
по английскому языку 17
Выводы 25
Глава II. Учет национально-культурного компонента английских фразеологических единиц в процессе подготовки учащихся к Олимпиадам по английскому языку (на примере ФЕ c именами собственными)
2.1 Подготовка учащихся к Олимпиаде как вид внеклассной работы по
английскому языку 27
2.2 Уровни проявления национально-культурной специфики
фразеологических единиц 32
2.3 Способы учета национально-культурного компонента английских
фразеологических единиц в процессе подготовки учащихся к Олимпиадам по
английскому языку (на примере ФЕ c именами собственными) 37
Выводы 48
Заключение 49
Список литературы 50
Приложения 55
Актуальность темы. В методике преподавания иностранного языка на данный момент прочно утвердилось положение об изучении языка и культуры народа в их взаимосвязи и взаимодействии; возрастает интерес исследователей к национально-культурным особенностям языков.
Своеобразие и самобытность истории, культуры, условий жизни народа наиболее ярко проявляется на лексическом уровне языка. Общей тенденцией современного английского языка является переход к более широкому использованию коммуникативных фразеологических единиц. Несмотря на это, авторы школьных учебников уделяют мало внимания данной проблеме, то есть фразеологические единицы не изучаются в школе в полной мере, а знание фразеологизмов обязательно, так как живой процесс общения не может происходить без использования фразеологических единиц.
Можно предположить, что дети испытывают недостаток в использовании аутентичной речи, предполагающей применение фразеологизмов, что влечёт за собой неверный перевод и толкование фразеологических единиц в процессе коммуникации. Следовательно, не в полной мере осуществляется коммуникативная направленность обучения иностранному языку и не в полной мере развивается способность к общению на международном уровне.
Одним из резервов интенсификации педагогического процесса по иностранному языку, в общем, и фразеологизмов английского языка, в частности, является подготовка учащихся к Олимпиаде по английскому языку. Внеклассные занятия по подготовке к Олимпиаде обобщают изученный материал, дополняют его, демонстрируют учащимся результаты овладения языком и способствуют дальнейшему совершенствованию иноязычных коммуникативных умений и навыков.
Всё вышесказанное обуславливает актуальность темы дипломного исследования.
Объектом нашего исследования является: процесс подготовки учащихся к Олимпиаде по английскому языку.
Предметом исследования: влияние учета национально-культурных компонентов английских фразеологических единиц в процессе подготовки учащихся к Олимпиаде по английскому языку на повышение мотивации обучающихся и качество их предметной подготовки.
Цель исследования: изучить процесс подготовки учащихся к Олимпиаде по английскому языку и выделить способы учета национально-культурных компонентов английских фразеологических единиц в процессе подготовки учащихся к Олимпиаде по английскому языку.
Таким образом, исходя из цели, вытекают следующие задачи:
1) дать определение понятию «фразеологическая единица» и классифицировать разновидности фразеологизмов в английском языке;
2) описать способы использования фразеологизмов при обучении произношению, грамматике и лексике;
3) проанализировать способы активизации фразеологических единиц во внеклассной работе по английскому языку;
4) изучить процесс подготовки учащихся к Олимпиаде;
5) проанализировать значение национально культурного компонента английских фразеологических единиц;
6) выяснить влияние учета национально-культурных компонентов английских фразеологических единиц с именами собственнымина готовность учащихся к Олимпиаде по английскому языку.
Методологическая основа дипломного исследования складывается из фундаментальных теорий и концепций понятия «фразеологическая единица» Н.А. Азарха, А.В. Кунина, В.Н. Ярцевой, Н.М. Шанского, В.М. Макиенко и научных работ по фразеологии и методике преподавания английского языка О.Д. Андреевской, Ч.Б. Болтаева, Е.В, Волковой, А.В. Данцевой, Е.М. Каргиной, Ю.А. Крянгы, А.Н. Олейник, Н.В. Фединой и др.
Методами научного познания стали: метод системно-структурного анализа, сравнительный метод, дедукция, индукция, аналогия.
Применение данных методов позволило не только чисто механически аккумулировать обобщенные знания, но и систематизировать их, придать им стройную форму, прийти к определенным выводам.
При написании работы была использована учебная и специализированная литература, монографии, исследования и статьи из периодических изданий известных лингвистов.
Следует указать, что практическая часть дипломной работы базируется на личном педагогическом опыте, который был получен во время прохождения практики в МБОУ «Лекаревская СОШ» в 9 классе под руководством учителя английского языка Хайретдиновой Алсу Мунировны.
Структура работы определялась с учетом избранной темы, последовательность изложения материала соответствует характеру исследования основных проблем в том аспекте, в котором она представилась наиболее приемлемой для лучшего раскрытия темы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Результаты ВКР прошли апробацию на Итоговой студенческой конференции 18 апреля 2017 г., где в секции «Актуальные вопросы
лингводидактики» был представлен доклад, занявший второе место. По результатам конференции была подготовлена статья на английском языке для публикации в сборнике научных студенческих статей КФУ.
В преподавании английского языка внеклассная работа занимает важное место. Она проводится в соответствии со спецификой данного предмета. При этом она решает две главные задачи:
- во-первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету;
- во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Особое общеобразовательное и развивающее значение имеет внеклассная работа по фразеологии английского языка. Проведение внеклассных мероприятий по фразеологии английского языка в оригинальной, познавательно- развлекательной форме не только способствует развитию основных видов речевой деятельности, памяти, ассоциативного мышления, но и формирует навыки общения в коллективе и творческую инициативу.
Олимпиада по иностранным языкам, как известно, является одной из традиционных форм внеклассной работы. Олимпиада по английскому языку является одной из форм проверки знаний учащихся, а также способом демонстрации учащимся возможностей и перспектив, которые открывает перед человеком владение иностранным языком.
Изучение фразеологических единиц, учет их национально-культурного компонента в процессе подготовки к Олимпиаде по английскому языку способствует не только освоению лексики и грамматических структур, но и расширяет кругозор, эрудицию учащихся, создает позитивную мотивацию к изучению английского языка, культуры и истории. Влияя почти на все аспекты речи, данный подход является эффективным способом достижения высоких результатов, при условии тщательной подготовки учителем плана работы, материалов и интересов учащихся.
1. Азарх, Н.А. Фразеологические единицы в современном английском языке / Н.А, Азарх. — М.: Учпедгиз, 1956. - 212 с.
2. Андреевская, О.Д. Внеклассная работа на уроках английского
языка как способ реализации программы ФГОС /О.Д.Андреевская // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: Материалы
Международной научно-практической конференции. — М., 2015. - С. 205-207.
3. Арсентьева Е. Ф. Фразеология и фразеография в сопоставительном аспекте (на материале русского и английского языков) / Арсентьева Е. Ф. // Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2006. - 172 с.
4. Верещагин Е. М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. / Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. // М.: Рус. яз., 1990. - 246 с.
5. Виноградов, В.В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке / В.В. Виноградов. - М.- Л.: Наука, 1972. - 368 с.
6. Воронцова Ю.Ю. Художественные функции фразеологизмов в
романе З. Смит «Белые зубы» / Воронцова Ю.Ю. // Выпускная квалификационная работа, 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://old.mgpu.ru/materials/degree works/176/degree work file.pdfLttrrtl обращения:
06.11.2016).
7. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - С. 7-9.
8. Домашнев А.И. Современный немецкий язык в его национальных вариантах / Домашнев А.И. // Л.: Наука, 1983. - 231 с.
9. Егоренко Р. А. Организация и проведение внеклассных мероприятий / Егоренко Р. А. // Инфоурок, 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/vospitatelnaya-rabota-organizaciya-i-provedenie-vneklassnih-meropriyatiy- 598299.html(дата обращения: 06.03.2017).
10. Егошина, Н.Г. Внеклассная работа по английскому языку как средство интерпретации национальных ценностей / Н.Г.Егошина, В.Г.Климентьева // Актуальные проблемы лингводидактики и методики организации обучения иностранным языкам: сборник научных статей. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. — Чебоксары, 2014. - С. 125-130.
11. Жуков, В.П. Русская фразеология/ В.П. Жуков. - М.: Высшая школа, 1986. - С. 103.
12. Зайцева, С.Е. Активные формы обучения английскому языку. Использование идиом, пословиц, поговорок /С.Е.Зайцева // Тенденции формирования науки нового времени: Сборник статей Международной научно-практической конференции / Отв. ред. А.А. Сукиасян. — М., 2014. - С. 54-59.
13. Зонова Н.Н. Подготовка школьников к олимпиаде по
английскому языку, 2015. [Электронный ресурс]. URL:
http://nsportal.ru/shkola/materialymetodicheskikhobedinenii/library/2015/02/22/podgotovka- shkolnikov-k-olimpiade-po (дата обращения: 05.03.2017).
14. Идрисова В.В. Трудности в изучении иностранного языка,
2014.[Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-
yazyki/library/2014/12/03/trudnosti-v-izuchenii-inostrannogo-yazyka(дата обращения:
10.10.2016).
15. Кадушко, Р.В. Использование дидактического потенциала пословиц и поговорок в обучении английскому языку /Р.В. Кадушко // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации Материалы 69-ой научной сессии сотрудников университета. УО “Витебский государственный медицинский университет”. — Витебск, 2014. - С. 397-399.
16. Киселева Н. Н. Как подготовить школьника к участию в
олимпиаде по английскому языку / Киселева Н. Н. // Инфоурок, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/ob-osobennostyah-podgotovki-k-
olimpiadam-po-inostrannomu-yaziku- 1512303.html (дата обращения: 25.02.2017).
17. Кунин, А. В. Изучение фразеологии в советском языкознании / А.В. Кунин. - М.: Просвещение, 1967. - С. 134.
18. Лабикова, Р.Н. Применение пословиц и поговорок в процессе обучения учащихся английскому языку / Р.Н. Лабикова, А.О.Компанец // Социально-экономическое и культурное развитие России Материалы VII научно-практической конференции / отв. ред. Т.Ю. Березина. — М., 2013. - С. 91-96.
19. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. - М.: Просвещение, 1981. - 186 с.
20. Мокиенко, В.М. Фразообразование и семантика
фразеологизмов/ В.М. Мокиенко. — М.: Наука, 1979. - С. 160.
21. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка / Молотков А.И. // Л.: Наука, 1977. - 283 с.
22. Мосина, М.А. Использование пословиц и поговорок на уроке английского языка / М.А. Мосина, Е.В.Барсукова // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. - 2014. - № 10. - С. 142-146.
23. Новицкая, З.Р. Методическая типология устойчивых словосочетаний / З.Р. Новицкая // Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: ВИНИТИ, 1982. - С. 61-67.
24. Олейник, А.Н. Фразеологические единицы (пословицы и поговорки) и их использование на уроках английского языка /А.Н. Олейник // Язык и культура сборник статей XXIII Международной научной конференции. Ответственный редактор С.К. Гураль. — М., 2013. - С. 175-178.
25. Поисеева, Н.В. Использование пословиц и поговорок при обучении английскому языку / Н.В. Поисеева // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. -2014. -№ 29. -С. 107-112.
26. Селифонова Е. Д. Этнокультурный аспект отражения картины мира (на примере русских и английских фразеологизмов с моносемными
компонентами) // Фразеология и межкультурная коммуникация. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2002. - Ч. 2. - С. 65-68
27. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пос. для студентов пед. вузов и учителей. 2-е изд. / Соловова Е.Н. // М.: Просвещение, 2003. - 239 с.
28. Суперанская А.В. Структура имени собственного. Фонология и морфология / Суперанская А.В. // М: Наука, 1969. — 206 с.
29. Сухоплюева И.Н. Как подготовить школьника к участию в олимпиаде по английскому языку / Сухоплюева И.Н. // Одаренный ребенок, 2011. - № 1. С. 135-140
30. Ружин, Е. М. Внеклассная работа по иностранному языку в школе / Е. М. Ружин, Н. Г. Колесник. - Киев: Радняська шк., 1995. - 46 с.
31. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранному языку в средней школе / Г. В. Рогова. - М.: Просвещение, 1991. - 165 с.
32. Телия В.Н. Что такое фразеология? / В.Н. Телия. — М.: Наука, 1966. - 386 с.
33. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. / Телия В. Н. // М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 288 с.
34. Труфанова Л. А. Национально-культурная специфика фразеологизмов (на материале фразеологических единиц не антропоцентрической направленности в английском и русском языках) / Труфанова Л. А. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена № 99, 2009. - С. 34-37
35. Фадина, Н.В. Внеклассная работа по английскому языку / Н.В. Фадина, Л.В.Зайцева // Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. — М., 2012. - С. 137-139.
36. Фомина С. В. Особенности работы с одаренными детьми, 2015.
[Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/inostran nyeyazyki/angl
54
iiskiyyazyk/library/2015/08/29/doklad-na-temu-osobennosti-raboty-s (дата обращения:
27.02.2017).
37. Чикина Е. Е. Выявление национально-культурной специфики
фразеологизмов: современные подходы / Чикина Е. Е. // [Электронный ресурс]. - Международный научно-практический журнал
«INTERCULTUR@L-NET»: Владимир, 2004. - № 3.
38. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка / Н.М. Шанский. — М.: Высшая школа, 1985.- 276 c.
39. Шанский, Н.М. Фразеология современного русского языка / Н.М. Шанский. - М.: Высшая школа, 1969 - 232 с.
40. Шахбанова П.Г. К вопросу о методической классификации
фразеологических единиц / Шахбанова П.Г., Рашидова А.Д., Алибулатова Н.Э. // Вестник Челябинского Государственного Педагогического Университета. - Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016 - С. 104-109 [Электронный ресурс]. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=25828107 (дата обращения: 27.11.2016).
Иллюстративные источники
41. A.J. Cronin “Shannon’s way”. - London: Gollancz, 1958. - 303 p.
Лексикографические источники
42. Блэкмор, Д. Фразеологический словарь английского языка/ Д. Блэкмор. - М.: Наука, 1960. - 316 с.
43. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 1997. - 1456 с.
44. Кунин А.В. Большой англо-русский фразеологический словарь / Кунин А.В. // 4-е изд., перераб. и доп. - М.: "Русский язык", 1984. - 944 с.
45. Ярцева В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь/ Под ред. В. Н. Ярцевой; Ин-т языкознания АН СССР. — М.: Сов. энцикл., 1990. — 682 с.