Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы физической подготовки юных волейболисток 6
1.1. Особенности развития физических качеств в волейболе 6
1.2. Средства и методы физической подготовки волейболистов 13
1.3. Характеристика фитнеса как средства физического воспитания 19
Глава 2. Методы и организация исследования 36
2.1. Методы исследования 36
2.2. Организация исследования 40
Глава 3. Исследование эффективности экспериментальной методики физической подготовки волейболисток 12-13 лет 41
3.1. Характеристика экспериментальной методики 41
3.2. Анализ эффективности разработанной методики 45
Выводы 50
Список использованной литературы 51
Приложения
Волейбол относится к сложно-техническим видам спорта. Современные условия игры требуют от юных спортсменов высокого уровня развития физических качеств. Каждый волейболист обязан участвовать как в нападении, так и в защите, что предъявляет огромные требования к его скоростно-силовой подготовке, быстроте и координации движений, а многократное вариативное выполнение технических приемов и продолжительность игры требуют особой выносливости [8].
В течение одной игры каждый волейболист совершает до 200-250 прыжков, значительное количество бросков и падений, многократные перемещения на большой скорости с резкой сменой направления и с резкими остановками. Количество совершаемых технических приемов в одной игре доходит до 500, а иногда и более. Общая физическая подготовка волейболиста должна быть направлена на высокое развитие всех основных физических качеств. В зависимости от преимущественной направленности физические упражнения в подготовке волейболистов предназначаются для развития силы, выносливости, скорости, гибкости и ловкости. Проявление отдельных двигательных качеств в волейболе разнообразное, поэтому развитие и эффективное совершенствование каждого из них требует должного научного обоснования. В процессе игры в волейбол, как и в других спортивных играх, постоянно возникает проблема быстрого реагирования на неожиданные действия соперников, проявления скоростных качеств при выполнении отдельных технических приемов игры, быстроты ориентировки, необходимости перемещений, атакующих и защитных действий в условиях строгого дефицита времени, сложного взаимодействия с партнерами по команде. Кроме того, последние изменения правил соревнований в волейболе предполагают значительную интенсификацию игры. Это, в конечном итоге, усложняет процесс физической подготовки и вызывает необходимость разработки такой методики подготовки, которая позволила бы спортсмену иметь достаточно высокие показатели развития физических качеств [3, 8].
Анализ специальной литературы показал, что вопросы физической подготовки в тренировке волейболистов рассмотрены достаточно широко. Однако современные условия игры требуют определения большего числа резервных возможностей организма, поиска и исследований новых средств и методов тренировки для развития физических качеств у юных волейболисток. Таким образом, вышеобозначенная проблема является актуальной.
В качестве гипотезы нашего исследования было выдвинуто предположение о том, что разработанная методика физической подготовки волейболисток 12-13 лет будет более эффективной, если в тренировочном процессе будут использоваться средства фитнеса.
Объект исследования - процесс физической подготовки волейболисток 12 - 13 лет.
Предмет исследования - методика физической подготовки волейболисток 12 - 13 лет, основанная на использовании средств фитнеса.
Целью работы является разработка и выявление эффективности разработанной методики физической подготовки волейболисток 12 - 13 лет, основанной на использовании средств фитнеса.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу и документальные материалы по проблеме исследования.
2. Оценить исходный уровень развития физических качеств у волейболисток 12-13 лет.
3. Разработать методику физической подготовки волейболисток 12 - 13 лет, основанную на использовании средств фитнеса.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы и документальных материалов.
2. Беседа.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы статистической обработки данных.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- общая теория и методика физической культуры (Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Ю.Ф. Курамшин и др.);
- теория и методика развития физических качеств (Ю.Ф. Курамшин, Н.Г. Озолин, Л.П. Матвеев и др.)
- возрастные особенности развития физических качеств (Я.М. Коц, В.М. Смирнов и др.)
Новизна исследования заключалась в том, что в процессе физической подготовки волейболисток 12-13 лет в тренировочном процессе использованы средства фитнеса, позволяющие повысить эффективность применяемой методики.
Практическая значимость заключается в эффективности применения разработанной методики в тренировочном процессе по волейболу в МБУ ДО «ДЮСШ №3» г. Губкин.
Апробация диссертации. Результаты исследования внедрены в содержание тренировочного процесса по волейболу в МБУ ДО «ДЮСШ №3» г. Губкин.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений.
Данная магистерская диссертация включает текст общим объемом 56 страниц без приложения, а также 2 таблицы, 3 рисунка, 3 приложения и 43 литературных источника.
1. Анализ доступных нам литературных источников, а также рекомендации многих специалистов позволили нам утверждать, что вопросы по развитию физических качеств у юных волейболисток требуют новых методик и подходов.
2. Результаты сравнительного анализа исходного и промежуточного тестирования волейболисток 12 - 13 лет достоверного прироста в показателях физических качеств по стандартной методике не выявили.
3. Нами разработана экспериментальная методика, основанная на использовании средств фитнеса и направленная на развитие физических качеств у волейболисток 12 - 13 лет.
4. В педагогическом эксперименте доказано положительное влияние разработанной нами методики на скоростно-силовые, координационные способности и гибкость волейболисток. На констатирующем этапе эксперимента по проведенным тестам выявлена положительная динамика, но достоверный прирост не обнаружен (p>0,05). По тестам прыжок в длину с места, прыжок вверх двумя ногами с места, челночный бег 5х6м, наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке, метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя на формирующем этапе эксперимента волейболистки имели достоверный прирост результатов (p<0,05).
1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Под ред. Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестакова. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 304 с.
2. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека [Текст]. М.: Физкультура и спорт, 1987.- 144с.
3. Волейбол: Учебник для ин-тов физической культуры [Текст]. Под ред.: Ю.Н. Клещева, А.Г. Айриянца; Комитет по физической культуре и спорту при совете Министров СССР. - 3-е изд., испр. и доп.. - М.: Физкультура и спорт, 1985 - 270 с.
4. Волейбол: Учебник по изучению курса теории и методики преподавания волейбола для студентов вузов физической культуры [Текст]. Под общ. ред.: А.В. Беляева, М.В. Савина. - М.: СпортАкадемПресс, 2002 - 368 с.
5. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена [Текст] / Волков Л.В. -Киев: Здоровья, 2001. -144 с.
6. Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте [Текст]. - М.; Спорт. Академ. Пресс 2000. - 120 с.
7. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: Учеб. для техн. физ. культ. / А.А. Гужаловский - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 325с.
8. Евсеев Ю.И. Физическая культура [Текст] / Ю.И. Евсеев - Ростов н / Д: Феникс, 2002. - 382 с.
9. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства [Текст] / Под ред. Ю.В. Питериева - М. Издательство ФЛИР - пресс, 1998. - 336с.
10. Железняк Ю.Д. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культуры [Текст] / Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В.. - М.: Физкультура и спорт, 1991 - 238 с.
11. Железняк Ю.Д Основы научно - методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров.- М.: Академия, 2002. - 264 с.
12. Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) [Текст] / Е.Н. Захаров, А.В Касарев, А.А.Сафонов - М.: Лептос, 1994. - 359с.
13. Зациорский В.М. Вопросы методики воспитания физических качеств [Текст]. - М., 1961.
14. Зациорский В.М. Теоретические и метрологические основы отбора в спорте. Учебное пособие для слушателей УСО и ВНП [Текст] / ГЦОЛИФК - М. 1980. - 41с.
15. Зациорский В.М., Смирнов Ю.И. Влияние градиента силы на результат скоростно-силового движения [Текст] // Теория и практика физической культуры. - 1981. - №7. - С.63 - 68.
16. Игнатьева В.Я. Скоростно-силовая подготовленность юных гандболистов [Текст] // Теория и практика физической культуры, - 1985. - №8. - С. 24-26.
17. Кондаков В.Л. Студенческий волейбол: Учебное пособие для студентов вузов и преподавателей, ведущих практические занятия по физической культуре [Текст] / Кондаков В.Л., Воронин И.Ю., Груздева Н.А.; Рец.: Р.Ф. Попова, О.Э. Сердюков; Федеральное агентство по образованию, факультет физической культуры БелГУ; БелГУ. - Белгород: БелГУ, 2007 - 92 с.
18. Коробейников Н.К. Физическое воспитание [Текст]: учеб. пособ для сред. спец. учеб. заведений [Текст] / Н.К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г Николенко - 2 -е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1989. - 379с.
19. Кудрявцев В.Д. Обоснование выбора тестов скоростно-силового характера для отбора студентов в секции баскетбола и волейбола [Текст] // Теория и практика физической культуры. - 1986. - №10. - С.14-15.
20. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие [Текст]. - М.; Спорт. Академия Пресс, 2002. - 192 с.
21. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников [Текст] / В. И. Лях. - Москва, 1998. - 272 с.
22. Максимович В.А. Организационно-методическое обеспечение физического воспитания студентов на основе видов двигательной активности [Текст]: пособие / В.А. Максимович, В.А. Коледа, С.К. Городилин. - Гродно: ГрГУ, 2012. - 319 с.
23. Марков К.К. Содержание соревновательной деятельности в волейболе и методика совершенствования функциональной подготовки спортсменов: методические указания [Текст]. Иркутск. - 1994 - 47 с.
24. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учебное пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ [Текст]. - М.: Просвещение, 1991. - С. 18-82.
25. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для институтов физ. культуры [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с., ил.
26. Методика проведения занятий классической и степ аэробикой [Текст]: учебно-методическое пособие / О.В. Польщикова, А.В. Воронков, Я.А. Стрелкова, О.А. Брейкина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. - 84 с.
27. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / под ред. Л. Б. Кофмана — М.: Физкультура и спорт, 1998.- 219 с.
28. Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания: учебник для ин-тов физ. культуры [Текст] / Новикова А.Д.; Матвеев Л.П. - М; «Физкультура и спорт» 2007. - 302 с.
29. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать [Текст]. - М., ООО "Издательство Астрель", 2003. - 863 с.
30. Повышение эффективности тренировочного процесса в волейболе [Текст]. Под общ. ред.: Ю.Д. Железняка, В.Э. Фризена. - Тула: Приокское книжное издательство, 1973 - 150 с.
31. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студ. сред. и высш. учеб. завед. / В.М. Смирнов, В.М. Дубровский - М.: Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002. - 680 с.
32. Спортивная физиология: Учебник для институтов физической культуры [Текст] / Под редакцией Я. М. Коца. - М.: ФиС, 1986. -240с., ил.
33. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства : Учебник для студентов педагогических вузов по спец. 050720 "Физическая культура" [Текст] / Под ред.: Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова ; Рец.: С.Ю. Тюленьков, А.Я. Гомельский; УМО вузов России по педагогическому образованию. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008 - 398 с.
34. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений [Текст] Пер. с польск. / Е. Талага. - М.: Физкультура и Спорт, 1998. - 412 с.
35. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физ. культуры [Текст] / Под общей ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. (В 2-х т.). - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 304 с., ил.
36. Теория и методики физического воспитания: Учебник для студентов факультетов физической культуры пед. институтов [Текст] / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
37. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина.- 2-е изд., испр.- М.: Советский спорт, 2004.¬464с.
38. Третьякова Н.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры [Текст]: учебное пособие / Н.В. Третьякова, Т.В. Андрюхина, Е.В. Кетриш; под общ. ред. Н.В. Третьяковой. - М.: Спорт, 2016. - 280 с.
39. Физическая культура [Текст]: учеб для проф. тех. образования / под. ред. И.П. Залетаева, В.П. Шеянова, Б.И. Загорского - М.: Высшая школа, 1984. - 287с.
40. Филин В.П. Воспитание физических качеств [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1974.- 231 с.
41. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического
воспитания [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1972.-174с.
42. Хапко В.Е., Маслов В.Н. Совершенствование мастерства
волейболистов [Текст]. - К.: Здоровья, 1990. - 128 с.
43. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и
спорта [Текст]: Учеб пособие для студ. высших учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Академия; 2000. - 480 с.