Введение 3
Глава I. Проблема признания Турцией геноцида армян 10
§ 1.1. Историческое основание 10
§ 1.2. Политико-правовой аспект 18
Глава II. Проблема вступления Турции в ЕС и Франция 32
§ 2.1. Социально-политический аспект 32
§ 2.2. Франция в переговорном досье Турции-ЕС 42
Глава III. Турция и Франция в борьбе против терроризма 48
§ 3.1. Противостояние терроризму на Ближнем Востоке 48
§ 3.2. Взаимодействие в вопросах безопасности 56
Заключение 62
Использованные источники и литература 65
Французско-турецкие взаимоотношения берут свое начало в XVI веке, когда был заключен союз между Франциском I и Сулейманом Великолепным. Дружелюбие во французско-турецких взаимоотношениях устанавливается с возобновлением тесных контактов с началом правления Людовика XIV и сохраняется в течение трех столетий.
Анкарский договор, заключенный 20 октября 1921 г. во время войны за независимость Турции, является основой двухсторонних отношений Турции и Франции. Его подписали французский дипломат Анри Франклин-Буйон и министр иностранных дел Турции Юсуф Кемаль-бей.
Со второй половины ХХ в. Турция совершает многочисленные попытки вступления в Европейский Союз. Эта цель стала основной внешнеполитической целью Турции. В последнее время и турецкое правительство, и население страны все больше убеждаются в напрасности своих стараний, и в том, что некоторые члены ЕС не видят в своем составе мусульманскую страну. В особенности ярым противником принятия Турции в ЕС как полноправного члена является Франция.
Являясь в недавнем прошлом одной из крупнейших колониальных империй, Франция имеет статус мировой державы и проводит активную внешнюю политику, направленную на обеспечение ее национальных интересов далеко за пределами ее собственной территории. К примеру, партия социалистов во Франции заявляет о существовании «Восточного вопроса» в сердце французского общества в связи с присутствием в нем нескольких миллионов представителей средиземноморской культуры - иудеев, христиан и мусульман . Именно во Франции армяне нашли убежище в 1915 году, в период утверждаемого геноцида. Наряду с этим фактом во Франции в нынешнее время насчитывается немало и турецких мигрантов. Приведенные обстоятельства определяют актуальность исследования тем, что политические процессы в двусторонних отношениях включают широкий спектр вопросов. Вместе с тем основной круг этих вопросов (признания геноцида армян, вступления Турции в ЕС и борьбы с терроризмом) вызывает взаимодействие не только на межгосударственном, но и на общественном уровне.
На современном этапе развития Турция старается приобрести новое место и играть более значительную роль в международной и региональной политике. Этот факт вызывает опасения у правительств ряда государств. Франция располагает в регионах Ближнего Востока, Кавказа и Северной Африки традиционными зонами влияния и продолжает прилагать усилия по продолжению активного присутствия в них, поэтому она довольно ревностно относится к попыткам Турции взять на себя политическую инициативу в этих пространствах.
Политолог Игорь Мурадян придерживается мнения о неготовности европейскими государствами, в том числе Францией, реагировать в полной мере на вызовы, исходящие от внешней политики Турции. Они предпочитают следовать американской политике «сдерживания» Вместе с тем это не отменяет того, что Франция наравне с Западным сообществом выстраивает новые отношения с Турцией в контексте новых геополитических условий.
В период с 2011 г. (отмеченном новый поворотом в сфере мемориальных законов) политике Франции в отношении Турции была присуща некая статичность, так как в значительной мере она была сфокусирована на вопросе принятия Турции в ЕС, и это крайне ограничивало политические действия Парижа. Сегодня во взаимоотношениях Франции и Турции появляется новый вектор - сотрудничество в борьбе против терроризма, необходимость такого сотрудничества продиктована ростом нестабильности на Ближнем Востоке и активизацией деятельности Исламского Государства (ИГ).
Почему восточное направление стало важным для Франции и почему в этом регионе ее широко поддерживают Германия и Европейский Союз в целом? Регион Магриба является для Франции важным по той причине, что алжирские газ и нефть ставят ее в более выгодное и независимое положение по сравнению с европейскими государствами, которые зависят от российского газа и турецких маршрутов энергетических коммуникаций. Ближний Восток - это тот регион, где Франция пытается развернуть свою новую региональную стратегию и где ее интересы сталкиваются с турецкими.
Французско-турецкие отношения характеризовались неоднозначностью и изменчивостью на протяжении всего полувека попыток Турции вступить в ЕС. Франция наряду с Германией создавала для затягивания этого процесса все необходимые для условия. Потому во многом от развития турецко-французских взаимоотношений зависит решение о судьбе расширения Сообщества в отношении Турции.
Особенность взаимосвязи Турция-ЕС-Франция состоит в том, что Европа строит свою политику в отношении Турции и прилегающему региону через восприятие политики Франции, которая признается лидером в проведении региональной политики рядом государств континентальной Европы.
Со времен своего основания ЕС считался замкнутым «христианским клубом». Дискуссии вокруг этого вопроса ведутся как внутри сообщества, так и во всех европейских странах-участницах. Причиной возобновления этих дискуссий с новой силой стала Турция, старательно продвигающаяся по пути вступления в ЕС.
До сих пор неизвестным является то, каким будет окончательное решение Европейской Комиссии, в связи с которым можно было бы строить прогнозы относительно изменения взаимоотношений Турции и Франции. Несмотря на то, что сообщество состоит из различных государств с собственной историей и культурой, оно характеризуется единством принятия решений. Имея 3% европейской территории, Турция обладает все же отличающимися от существующих в европейских государствах культурой и политическим порядком. Кандидаты на вступление в сообщество стремятся соответствовать 35 главам acquis communautaire,- требованиям европейского стандарта, но одновременно они не могут стать совершенно европейскими государствами в полном смысле слова. После принятия Турции большинство государств для сохранения порядка и взаимопонимания внутри сообщества вынуждено будет считаться с особенной позицией нового участника. На этом этапе могут возникнуть вопросы по поводу того, может ли в связи с этим наметиться застой в работе европейского механизма, для эффективности которого возможно понадобится изменить правила и стандарты, что в свою очередь, повлечет серьезные изменения в социально-политическом и культурном устройстве каждой из стран-участниц. В этом отношении изменения всегда начинаются с малого и касаются, например, таких вопросов, как запрет на семена подсолнуха и кокореч (kokoreg ). Или, быть может, такому новому члену сообщества, как Турция, придется реформировать до неузнаваемости свою политическую систему, что может повлечь деформацию стандартов и правил внутри гражданского общества; будет ли оно готово пойти на такие жертвы ради того, чтобы найти в лице европейских государств своих новых «братьев»?
В настоящей работе изучается «политическая стилистика» диалога Франции и Турции, так как именно ее выработка и курс, не приносящий дополнительной напряженности в отношениях, являются важной целью для европейских политиков.
Рассматривается «новый курс» внешней политики Турции, от которого Франция и другие европейские государства ждут позитивных результатов. Уделяется внимание совместному сотрудничеству, проводимым переговорам Турции и Франции по поводу сложившейся ситуации на Ближнем Востоке с появлением Исламского Государства.
Обзор источников и литературы.
В российской историографии строго по данной теме работ не представлено. Имеются обзоры и анализ иностранной литературы такого автора как Белов В.С. (Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского), исследователя геноцида армян Ю.Г.Барсегова и др.
Также заметным автором в этой области является политолог И.Мурадян, в круг научных интересов которого входит политика европейских государств (в том числе Франции) в отношении Турции.
Немало работ можно найти на английском, французском и турецком языках.
Кристиан Макариан - политический обозреватель, помощник редактора французского общественно-политического журнала «L’Express». Большинство статей автора имеют восточное направление, видное место в котором занимает и Турция.
В сфере исследования данной темы также стоит отметить Французский институт международный отношений (ИФРИ), имеющий в подразделении Институт исследования современной Турции и издающий статьи с названием «Внешняя политика». Одним из направлений исследований является диалог между данными двумя странами.
Тексты законопроектов относительно геноцида армян вносились на рассмотрение при первых чтениях в Сенат и в Национальную Ассамблею Франции . Наряду с сайтами законодательных органов Франции был также использован сайт правительства Французской Республики.
Непосредственно с сайта Елисейского дворца были использованы в качестве источников видеоматериалы с Давосского форума с выступлением президента Франции Франсуа Олланда.
Заявления и хронология событий политической жизни представлены на сайтах президента, Парламента и Министерства иностранных дел Турецкой Республики.
На сайте турецкого центра исследования экономики и внешней политики «Эдам» можно найти отдельные секторы, посвященные взаимоотношениям ЕС и Турции, их внешней политике и т.п.
Также были использованы труды таких авторов, как А.Г. Гаджиев - научный сотрудник Института востоковедения РАН, док. Сахин Алпай (Dr. Sahin Alpay), председатель отдела политических наук университета Bahge§ehir в Стамбуле, аналитические статьи турецких журналистов Али Юртагюля и Ихсана Йылмаза.
В исследовании армянского вопроса были задействованы мультимедийные источники таких международных сайтов, посвященных этой проблеме, как «The forgotten» и «Armenocide» (доступны на различных языках).
Из иностранных средств массовой информации были выбраны в качестве литературы турецкие газеты «Hurriyet», «NTV haber», французские - «Le Monde», «:France-Soir», «Le Point», англоязычные - «Today’s zaman», «The Daily Star», «The Guardian», «World Policy Blog» и др.
В исследовании использованы материалы сайтов посольства Франции в Анкаре, Министерств иностранных дел Турции и Франции.
Сайт министерства иностранных дел Турции располагает отдельной страницей, посвященной событиям 1915 года и разногласиям между Арменией и Турцией в целом.
Материалы подразделяются на: основные документы, судебные решения и пояснения, книги и статьи.
В европейской и турецкой историографии представлено немало работ политического исследователя центра Карнеги и SciencesPo Байрама Балджи (Bayram Balci).
Также были использованы материалы с сайтов Европейского Союза, Европейской комиссии и ООН.
Объектом исследования являются взаимоотношения между Францией и Турцией в период 2001-2016 гг.
Предметом исследования являются политические аспекты развития французско- турецких отношений на современном этапе: встречи, совместные переговоры, заявления глав правительств и политических деятелей; принятие политических решений, их реализация.
Целью исследования является анализ и выявление состояния взаимоотношений Турции и Франции в существующих векторах сотрудничества.
Задачи исследования определяются поставленной целью исследования:
- рассмотреть проблему признания Турцией геноцида армян как с турецкой, так и с французской стороны;
- исследовать социально-политический аспект вступления Турции в ЕС;
- раскрыть основные направления сотрудничества Франции и Турции в борьбе с терроризмом.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Первая глава посвящена анализу проблемы признания геноцида армян Турцией, рассмотрению требований армянской общины и восприятию Францией положения по этому вопросу. Во второй главе исследуется социально-политический аспект вступления Турции в ЕС, изменение настроений политических слоев Франции по этому вопросу. В третьей главе проводится анализ сотрудничества Франции и Турции в борьбе против терроризма и взаимодействие в вопросах безопасности.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2001 г. по 2016 г. Выбор нижней временной границы связан с тем, что в этот период Национальным собранием и Сенатом Франции был одобрен внесенный Валери Буайе законопроект о криминализации отрицания геноцида армян. Также на приблизившихся президентских выборах все кандидаты придерживались позиции признания геноцида армян и высказывались за поддержание политики содействия признанию геноцида во всем международном сообществе, в особенности в Турции.
В работе встречаются отступы от временных рамок, приводятся события более ранних событий. Это сделано для выявления причин актуальных процессов; к примеру, для того, чтобы дать оценку развитию мемориального законодательства Франции или для анализа уровня взаимодействия Османского правительства с населением для последующих выводах о положении армянского вилайета в османских реалиях. Также зачастую такой отход от рамок обоснован дискуссионными границами геноцида армян, который по разным оценкам делится на три этапа: 1. массовые убийства с 1894 г. при султане Абдул Хамиде II, 2. основная волна при младотурецком правительстве (1915¬1918), 3. третья волна при М.К.Ататюрке, продолжавшаяся до 1922 г.
Верхняя граница исследования определена 2016 годом, в котором можно дать оценку актуальным французско-турецким взаимоотношениям. Таким образом, период 2001-2016 гг. в состоянии продемонстрировать этапы отношений Турции и Франции, изменения настроений в их политических кругах по вопросу вступлении Турции в ЕС, признания геноцида армян, а также борьбы против терроризма.
Долгая история отношений между Турцией и Европейским Союзом не может быть изложена в общих чертах договорами, она претендует называться в большей степени историей взаимных упреков и недомолвок. По этой причине отношения между Турцией и Францией всегда носили неоднозначный характер. Однако нельзя стереотипно сводить позицию Франции до уровня завсегдатого противника принятия Турции в ЕС.
Освещенная в работе проблема геноцида армян во временном отношении затянулась как нельзя долго и стоит на сегодняшний день очень остро в отношениях Турции и Франции. Франция - первая из государств, признавших геноцид армян, Турция - первая, отрицающая свою причастность к нему, находя всегда аргумент «гражданской войны, где погибали все». Из этой проблемы нет множественного выбора выходов. Турция рано или поздно должна протянуть руку Армении и успокоить французских гуманистов всех времен. Бремя репараций и ответственности по международному праву, которое ляжет на турецкое правительство не будет таким долгим и тяжелым как отрицание геноцида армян все эти десятки лет.
Взаимоотношения Франции и Турции по вопросу вступления последней в ЕС остаются сложными и заставляют одну из сторон не спешить с окончательным определением своего политического курса относительно приобретения членства Турции в ЕС и не торопить общий ход событий. Поэтому зачастую могут складываться такие ситуации, когда турки не понимают молчания Франции.
Правый политический блок Франции, считая, что турецкое правительство все больше приобретает авторитарный характер, в свете последних событий с нарушением демократических прав настроен особенно негативно по отношению к Турции. Однако, может быть и так, что перманентный скептицизм к вступлению Турции в Евросоюз у правоцентристских сил Франции и их масс-медиа является общеевропейским механизмом практической реализации удержания Турции в векторе Европы и интенсификации в этой стране-кандидате реформ, направленных на преобразование турецкого государства для соответствия вступительным критериям. Противоположной стороной представляется левый блок Франции, координирующий свои действия в зависимости от временного периода и обстоятельств и, как может показаться, часто меняющий в связи с этим свое отношение к положению в Турции, но всегда имеющий позицию поддержки Турции во вступлении в Европейский союз.
Условием поддержки Францией вступления Турции в ЕС выступает готовность последней соответствовать вступительным критериям и проводить необходимые внутренние реформы. В то же время Турция не должна переносить ответственность за вступление в ЕС на чужие плечи , выбранный ею путь должен быть пройден посредством принятия acquis communautaire. Франция, в свою очередь, поддерживая Турцию в проводимых реформах и выполнении критериев, может лишь упростить и ускорить этот процесс, развивая и укрепляя одновременно взаимоотношения между двумя государствами и правительствами.
Некоторые исследователи считают, что лучшим направлением, которое следует выбрать Турции, является процесс демократизации Турции в 90-х гг., который привел к расширению прав и свобод национальных меньшинств, укреплению многопартийности, снижению роли военных и укрепления Турции как независимого игрока в своем регионе.
Вступление Турции в ЕС создаст возможность достичь примирения культур. А как известно именно в единении возможно найти силу как политическую и экономическую, так и силу совместного противостояния терроризму. После 2014 года Турция присоединилась к коалиции западных стран, наряду с Францией, в борьбе против Исламского государства. В полном масштабе активизировать свою деятельность Турция опасается, так как в отличие от западных государств, она территориально находится в близком расположении к противнику и неосторожными действиями может вызвать ответные удары на свое население. Вместе с тем во французско-турецком сотрудничестве по противодействию терроризму на данном этапе не возникает никаких разногласий, оно находится в начальной стадии своего развития.
Таким образом, можно прийти к выводу, что французско-турецкие взаимоотношения в различные периоды складывались не наилучшим образом. Законопроекты Национального Собрания Франции о геноциде армян, негативная позиция бывшего президента Французской Республики Н. Саркози относительно вступления Турция в ЕС и использование переговоров в качестве предвыборного инструмента становятся наглядными примерами причин ухудшения отношений.
Вопреки пережитым в двусторонних отношениях политическим проблемам вместе с избранием Ф. Олланда в 2012 г. можно наблюдать возрождение двусторонних отношений и их последующее развитие. Снятие Францией вето на пункты в переговорном досье по вступлению в ЕС, визит президента Франции на высшем уровне после 22-летнего перерыва представляются в этом свете значимыми событиями.
Трудность выстраивания общего диалога между государствами может объясняться внешнеполитическими клише, которыми они обмениваются на протяжении достаточно длительного времени. В этом смысле новый курс в направлении решения «Восточного вопроса» во французской политике, взятый Ф.Олландом, борется с подобными клише.
1. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных
H^№/,n,eK.napa^H/OOH//
2. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Евpопe/Рeсуpсы/OБСЕ//
3. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества/Конвенции и соглaшeния/OOH//
4. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него/Конвенции
и соглашения//ООН.
5. Устав ООН/ООН//
6. A400M - a tactical and strategic airlifter/General
information/A400M/OCCAR//
7. A400M - a tactical and strategic airlifter/General
information/A400M/OCCAR//
8. Armenie, connaissance et reconnaissance.. ./MuCEM//
9. Chapters of the acquis/Conditions for membership//European neighborhood policy and enlargement negotiations//European Commission.
acqui s/index_en.htm>
10. COBRA - The World’s most advanced weapon locating
information/COBRA/OCCAR//
11. COBRA - The World’s most advanced weapon locating
information/COBRA/OCCAR//
12. COBRA - The World’s most advanced weapon
information/COBRA/OCCAR//
13. Convention On The Establishment Of The Organisation For Joint Armament
Cooperation/OCCAR//
14. Convention pour la prevention et la repression du crime de gdnocide/Haut- c o m m i s s a r i a t / D r o i t s de l ’ h o m m e / / N a t i o n s
Unies//
15. C o p e n h a g e n c r i t e r i a / p r e s s release d a t a b a s e / E u r o p e a n Commission//
16. Copenhagen European Council - 21-22 June 1993/Enlargement//European Parlement
17. Eurostatistics - Date for short-term economic analysis.
18. Reglement (UE) 2016/399 du Parlement europeen et du Conseil du 9 mars 2016 concernant un code de l’Union relatif au regime de franchissement des frontieres par les personnes (code frontieres Schengen)/EUR-Lex/Ldgislation et publication de l’UE/EUR- Lex//
Материалы правительства и президентства Турции:
1. ‘Milletler tarihleriyle var olur, tarihleriyle ya§arlar’, 19.03.2015.//Turkiye Cumhuriyeti Cumhurba§kanligi.
2. Acilari tek tarafli olarak okumak, Sayin Papa’ya yaki§mami§tir, 12.04.2015/T.C. Ba§bakanligi/
Id=02e77b41-81e0-4d1a-812a-ef55a478a4b3>
3. Avrupa Birligi gok gerimizden geliyor, 22.04.2 0 1 5/ T.C. Cumhurba§kanligi//
4. Ba§bakan Davutoglu, Turkiye’nin Paris Buyukelgigi’nde basin toplantisi duzenlendi//Turkiy e Cumhuriyeti Ba§bakanlik.
5. Dunyaya bari§ mesaji vermek igin mucadele ediyoruz, 25.04.2015/T.C. Cumhurba§kanligi//
6. Ermenistan halkiyla bir sorunumuz yok, sorun ermeni yonetimidir, ermeni diasporasidir, 27.04.2015/ T.C. Cumhurba§kanligi//
7. Sayin ba§bakanimizin, Osmanli imparatorlugu’nun yikilu§ doneminde hayatini kaybeden osmanli ermenilerine ili §kin agiklamasi, 2 0.0 2.2 0 1 5 / T . C . Ba§bakanlik//
Материалы правительства и президентства Франции:
1. Discours au Conseil de coordination des organisations armdniennes de France//Elysde. Presidence de la Rdpublique.
2. Yurtta sulh, cihanda sulh/Ataturk kultur, dil ve tarih yuksek kurumu/T.C. Basbakaniik/z- http://www.atam.gov.tr/dergi/savi-02/vurtta-suih-cihanda-sulh-
3. Entretien, suivi d’un dejeuner avec M. Recep Tayyip Erdogan, President de la Rdpublique de Turquie//L’Elysde, 31.10.2014.
4. Discours du Premier ministre - Ceremonie de commemoration du Centenaire du genocide devant la statue du Pere Komitas (Jardin Erevan), 24 Avril 2015/Gouvernement.fr//
5. Discours du Premier ministre - Ceremonie de commemoration du Centenaire du genocide devant la statue du Pere Komitas (Jardin Erevan), 24 Avril 2015/Gouvernement.fr//
6. Discours lors des commemorations du centenaire du genocide armenien, 24 Avril 2015/Declarations/Discours/L’Elysde//
7. Toute l’actualite, 24 Avril 2015/Gouvernement.fr//
8. Toute l’actualite, 24 Avril 2015/Gouvernement.fr//
9. Vdritd, efficacitd, confiance - Ddclaration de politique gdndrale du Premier ministre/Gouvernement.fr//http://www.gouvernement.fr/partage/<1419-verite-efficacite- confiance-declaration-de-politique-generale-du-premier-ministre>
10. La lutte contre le terrorisme, 2 0.0 3.2 0 1 5//G o u v e r n n e m e n t
Акты Меджлиса:
1. Ba§bakanligin, Turkiye'nin Ulusal Guvenligine Yonelik Teror Tehdidi Ve Her Turlu Guvenlik Riskine Kar§i Uluslararasi Hukuk Qergevesinde Gerekli Her Turlu Tedbiri Almak, Irak Ve Suriye'deki Tum Terorist Orgutlerden Ulkemize Yonelebilecek Saldirilari Bertaraf Etmek Ve Kitlesel Gog Gibi Diger Muhtemel Risklere Kar§i Guvenliginin idame Ettirilmesini Saglamak igin Hudut, §umul, Miktar Ve Zamani Hukumetge Takdir Ve Tayin Olunacak §ekilde, Gerektiginde Turk Silahli Kuvvetlerinin Yabanci Ulkelere Gonderilmesine, Yabanci Silahli Kuvvetlerin Turkiye'de Bulunmasina Ve Bu Kuvvetlerin Hukumetin Belirleyecegi Esaslara Gore Kullanilmasi ile Hukumet Tarafindan Belirlenecek Esaslara Gore Gerekli Duzenlemelerin Yapilmasina Anayasa'nin 92'nci Maddesi Uyarinca Bir Yil Sureyle izin Verilmesine Dair Tezkeresi (3 / 1 5 8 0 ), 02.10.2014/TBMM//
2. Turkiye Cumhuriyeti Hukumeti ile Fransiz Cumhuriyeti Hukuneti arasinda ig guvenlik alaninda i§birligi anla§masi/TBMM///
3. Turkiye Cumhuriyeti Hukumeti ile Katar Devleti Hukumeti Arasinda Askeri Egitim,
Savunma Sanayii ile Katar Topraklarinda Turk Silahli Kuvvetlerinin Konu§landirilmasi Konusunda i§birligi Anla§masinin Onaylanmasinin Uygun Bulunduguna Dair Kanun Tasarisi ve Di§i§leri Komisyonu
Raporu/TBMM//
4. Federal Almanya Cumhuriyeti Federal Savunma Bakanligi, Fransa Cumhuriyeti Savunma Bakani ve Turkiye Cumhuriyeti milli savunma Bakanligi arasinda imzalanan COBRA Topgu Tespit Radari 2013-2015 Arasu Hizmet Destegi ile ilgili mutabakat muhtirasi/TBMM//
5. Federal Almanya Cumhuriyeti Federal Savunma Bakanligi, Fransa Cumhuriyeti Savunma Bakani ve Turkiye Cumhuriyeti milli savunma Bakanligi arasinda imzalanan COBRA Topgu Tespit Radari 2013-2015 Arasu Hizmet Destegi ile ilgili mutabakat muhtirasi/TBMM//
6. Turk ceza kanunu № 5237/Turkiye Buyuk Millet
Meclisi//
7. Yazili soru onergesi/TBMM//
Материалы Парламента и Конституционного Совета Франции:
1. Code pdnal/Les codes en vigueu r/Legifrance.gouv.fr//
2. Composition de groupe d’amitid France - Rdpublique de Turquie/Les ddputds/L’Assambled Nationale/
3. Composition du groupe d’amitid France-Turquie au 6 avril 2016/Les deputes/L’Assamblde Nationale//
4. Comptes rendus de la Commission des affaires dtrangeres, de la ddfence et des forces armdes/Affaires dtrangeres/Commissions/Travaux parlementaires/Le Senat//
5. Constitution de 4 octobre 1958/Constitution/Droit frangai s//Legifrance .gouv.fr//
6. Ddcision n° 2015-512 QPC du 8 janvier 2016/Conseil Constitutionnel//< http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/francais/les-decisions/acces- par-date/decisions-depuis-1959/2016/2015-512-qpc/decision-n-2015-512-qpc-du-8-janvier- 2016.146840.html>
7. Ddcision n° 2012-647 DC du 28 fdvrier 2012/Acces par date/Les decision/Conseil Constitutionnel//
8. Declaration des Droits de 1'Homme et du Citoyen de 1789/ Constitution/Droit frangai s//Legifrance .gouv.fr//
9. Loi n° 2001-434 du 21 mai 2001 tendant a la reconnaissance de la traite et de 1'esclavage en tant que crime contre l'humanite/Les autres textes legislatives et reglementaires//Legifrance.gouv.fr//
10. Loi n° 90-615 du 13 juillet 1990 tendant a reprimer tout acte raciste, antisemite ou xenophobe /Legifrance .gouv.fr//
11. Loi relative a la reconnaissance du genocide armenien de 1915/Le Sdnat//
12. Loi reprimant la contestation de l'existence du genocide armenien: "Une initiative sans grandeur", 22 decembre /Articles/Mouvement democrate//< http://www.mouvementdemocrate.fr/article/genocide-armenien-une-initiative-sans-grandeur >
13. Loi sur le genocide armenien : "Un risque pour la loi et la definition de l'Histoire", 22
Decembre 2011 0/Articles/M ouvement democrate //<
http://www.mouvementdemocrate.fr/article/loi-sur-le-genocide-armenien-un-risque-pour-la- loi-et-contre-la-definition-de-lhistoire>
14. Lutte contre le racisme et
l'antisemitisme/Gouvernement.fr//
15. Proposition de loi № 121 tendant a reprimer la contestation de l'existence du genocide armenien, 21 novembre 2011// Senat.
16. Proposition de loi visant a reprimer la contestation de l'existence des genocides reconnus par la loi/Projets/propositions de loi/Travaux parlementaires/Le Senat//< http://www.senat.fr/dossier-legislatif/ppl11-229.html>
17. Proposition de resolution tendant a s’opposer a toute negociation pouvant entrainer l’adhesion de la Turquie a l’Union Europeenne/L’Assemblee Nationale//< http://www.assemblee-nationale.fr/14/pdf/propositions/pion3572.pdf>
18. Proposition de loi adoptde par l'Assemblde nationale en premiere lecture, relative a la reconnaissance du gdnocide armdnien de 1915, 29.05.1998/Textes adoptds/Archives de XIe legislature//L’Assambde Nationale.
19. Rdponse du premier ministre publidee dans JO Senat du 21.10.2015/Le Senat//
Материалы политических партий Франции:
1. Centenaire du genocide armenien : Une reconnaissance utile a la democratie, contre le negationnisme et l’obscurantisme/P.C.F.//< http://13.pcf.fr/69792>
2. Centenaire du genocide armenien. « Denouer les nreuds de memoire »/P.C.F.//< http://13.pcf.fr/69345>
3. Clementine Autain, Les armeniens, l’histoire et nous, 2 janvier 2012/Front de gauche//
4. Erdogan/Genocide: « Le progres eut ete de reconnaitre le crime de genocide »/Actualite international/P.C.F.//
5. Fallait-il une loi sur le genocide armenian?/P.C.F.//< http://13.pcf.fr/17940>
6. Genocide armenien: halte aux basses manrevres electoralistes/Front National/
7. Hal tea la turquophobie// Marianne.
8. Nicolas Sarkozy a anonce mercredi 15 fevrier sur TF1 sa candidature a l’election presidentielle/Accueil//Le Federation UMP de Paris.
9. Taner Aggam: « Justice pour les Armeniens »/P.C.F.//
Материалы дипломатических ведомств Турции и Франции:
1. Entretien telephonique avec le presidant Recep Tayyip Erdogan//Ambassade de France a Ankara, 08.10.2014.
2. Ilgili mahkeme karar ve agiklamalari/1915 olaylari ve Turk-Ermeni uyu§mazligi/Temel di§ politika konulari/Di§ politika/T.C. Di§i§leri Bakanligi//
3. Kitap ve makaleler/1915 olaylari ve Turk-Ermeni uyu§mazligi/Temel di§ politika konulari/Di§ politika/T.C. Di§i§leri Bakanligi//
4. Temel metinler/1915 olaylari ve Turk-Ermeni uyu§mazligi/Temel di§ politika konulari/Di§ politika/T.C. Disisleri Bakanligi//
5. Visite a Ankara du ministre de l’Interieur, M. Bernard Cazeneuve//Ambassade de France a Ankara, 10.10.2014.
6. Turkiye Cumhuriyet ile Ermenistan Cumhuriyeti arasinda diplomatik ili§kilerin kurulmasina dair protokol, Zurih’te i mz al anmi §//T. C. Di§i§leri Bakanligi.
7. Turkiye-Fransa ili§kileri/Di§ Politika//Turkiye Cumhuriyeti Di§i§leri Bakanligi.
8. Turkiye-Fransa ili§kileri/Di§ Politika//Turkiye Cumhuriyeti Di§i§leri Bakanligi.
Другие:
1. Franco-Turkish agreement signed at Angora on October 20, 1921.
2. Jaubert, Pierre-Amedee. Voyage en Armenie et en Perse, fait dans les annees 1805 et 1806. Paris, 1821.
3. Questions et reponses concernant l’arret Perincek c. Suisse/ Cour europeenne des droits de l’homme//
4. Ozur diliyoruz.
5. Segimler Oncesinde Fransiz kamuoyunda Turkiye, 2007/EDAM/
6. Segimler oncesinde Fransiz kamuyoyunda Turkiye, EDAM raporu, Nisan 2007/EDAM//
7. Sema Qapanoglu, Deniz Servantie. Fransa-Turkiye ili§kilerinde yeni donem/2015: Fransa’ya Turk gogunun 50’nci yilinda Turkiye-Fransa ili§kileri. iKV degerlendirme notu,/iktisadi Kalkinma Vakfi (iKV)//
Научная литература
1. Аватков, В.А. Турецкая демократизация в 90-е - ключ к сегодняшней исламизации Турции / В.А. Аватков // Ближний Восток и современность. - 2012. - № 45.
2. Аватков, Владимир. Выбор Франции не в пользу Турции? //МГИМО, 10.05.2012.
3. Айрумян, Н. Эрдоган готов извиниться? //Lragir, 30.04.2014
4. Арбатова, Н.К. Кокеев, А.М. Европейский союз и региональные конфликты//М.: ИМЭМО РАН, 2011.- 220 с.
5. Барсегов Ю.Г. Геноцид армян - преступление по международному праву//М.: «XXI век - Согласие», 2000. 272 с.
6. Барсегов, Ю.Г. Ответы кандидатов в президенты на выборах Франции в 2002 году на заданные им вопросы об их отношении к политике отрицания Турцией факта геноцида армян//Геноцид армян. Ответственность Турции и обязательства мирового сообщества.
7. Белов, В.С. Эволюция и сущностные характеристики отношения парламентских партий Французской Республики к евроинтеграционным амбициям Турции//Нижний Новгород: Вестник МГОУ Серия «История и политические науки». №1. 2011.
8. Белов, В.С. Эволюция и сущностные характеристики отношения парламентских партий Французской Республики к евроинтеграционным амбициям Турции//Нижний Новгород: Вестник МГОУ Серия «История и политические науки». №1. 2011.
9. Белов, В.С. Эволюция и сущностные характеристики отношения парламентских партий Французской Республики к евроинтеграционным амбициям Турции//Нижний Новгород: Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». №1. 2011.
10. Бородкина Н.В. Франция - Турция: роль стереотипов в двусторонних отношениях в начале XXI в./Вестник ГГУ № 2, Киров: 2015. - 61-65 с. - С. 63.
11. Бурашникова, А.Б. Неопантюркизм и неоосманизм во внешней политике Турции/История. Международные отношения. № 2. Т 13. - Саратов: 2013. - 65-69 с.
12. Дмитриев, В.А. «Великое злодеяние»: истоки и уроки (к 100-летию начала геноцида армян в Османской империи)/Метаморфозы истории, № 6. - Псков: 2015. - 321-332 с.
13. ЕС и Турция усилят сотрудничество в борьбе с терроризмом//РИА-новости, 15.01.2015
14. Кондратьева, Тамара. Евросоюз - Турция. Кому выгодна интеграция? //Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы/Институт научной информации по общественным наукам РАН, М. 2006. №21.
15. Кртян, Л.А. Влияние армянской диаспоры на процесс признания Французской Республикой геноцида армян в Оттоманской империи/Власть. - М.: 2011, № 2. - 159-161 с.
16. МИД Франции против исключения РПК из списка террористов/News Turk, 02.03.2016//
17. Мишель Рокар. Турция: угрозы переговорам//Вольтер, 08.11.2005.
18. Мурадян, И. Политика Франции в отношении Т у р ц и и //Lragir, 2014/
19. Найер Арье. Военные преступления: Геноцид. Террор. Борьба за правосудие./Пер. с англ. - М.: Юристъ, 2000. - 368 с.
20. Неспособность Турции предотвратить террористов в Сирию через ее территорию//IranRussianRadio, 14.03.2015.
21. Отпуск вместе с президентами: в Турции и Франции ввели особые меры безопасности, 13.11.2015/Комсомольская пр ав д а//
22. Премьер Франции назвал недопустимым шантаж со стороны Турции из-за мигрантов, 15.03.2016/Взгляд//
23. Премьер-министр Турции: спецслужбы Турции и Франции находятся в постоянном контакте// ТАСС, 11.01.2015.
24. Пьер Лелуш. Встреча, пропущенная турками//Вольтер, 08.11.2005.
25. Сахин Алпай. Примирение между турками и армянами//Вольтер, 08.11.2005.
26. Сваранц, Александр. Геноцид армян в Османской Турции: причины, этапы и последствия в национальной и международной жизни, с. 1-11.
27. Семих Ванер. Турция: плохие отговорки//В ольтер, 08.1 1.2005.
28. Сочнева, И.А. Проблемы и перспективы вступления Турции в ЕС//Аналитические материалы.
29. Сукиасян, А.Г. Геноцид армян 1915 года как фактор развития современных армяно-турецких отношений/Личность в истории Нового и Новейшего времени. - Рязань: 2014. - 163-166 с.
30. Сукиасян, С.Г Отношение современных поколений армян к геноциду 1915 года: данные поискового исследования (этнопсихологический аспект) /Психологические науки, № 4, 90-99/М.: МГОУ, 2012.
31. Суту Ж.-А. Франция генерала де Голля, Турция и Европа//Международные отношения, 2005.
32. Турция в первую мировую войну: раздвоенность культуры памяти//Егади, 28.07.2014
33. Турция позволит иностранным войскам использовать свои базы в борьбе против ИГИЛ//МК-Турция, 01.10.2014/
34. Турция предложила помощь Франции в расследовании теракта в Париже//РИА- новости, 09.01.2015.
35. Турция, Германия и Франция отрабатывают «приемы борьбы с терроризмом» //Наука и образование против террора, 07.07.2012.
36. Ушаков, А.Г. Феномен Ататюрка. Турецкий правитель, творец и диктатор//М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002.
37. Эрдоган хочет свергнуть Каддафи, который наградил его премией "Борца за права
человека": Турция в зеркале СМИ /Regnum,
08.03.2011//
38. Эрдоган: Если документы подтвердят факт Геноцида армян, Турция извинится//Regnum, 29.04.2014
39. Эрдоган: Турция солидарна с Францией в борьбе с терроризмом//РИА-новости, 10.01.2015
40. Яхшибекян, Э.Н. Проблемы признания геноцида армян в Османской империи как преступления/Вестник СевКавГТИ № 2 (21). - Ставрополь: 2015. - 150-152 с.
41. A new page turned for Turkey-France relations//PortTurkey, 22.05.2012.
42. Ali Yurttagul. The EU’s problem called Turkey//Today’s zaman, 11.04.2015.
43. Amanda Paul. Erdogan’s Turkey//Today’s zaman, 31.03.2015.
44. Aubry n’est pas pour l’entree de la Turquie, mais pour des negotiations// L’Express.
45. Aydin Selcen. Decentralization for peace in Turkey, Iraq and Syria/Turkish policy quarterly//
46. Ayhan, Veysel. Libya Uzerinde Turkiye-Fransa Rekabeti/Dunya Turkleri Birligi//
47. Balci, Bayram. A new Turkish foreign policy?//World Policy Blog, 27.08.2014.
48. Balci, Bayram. Why is Turkey still so reluctant to join the coalition against the “Islamic State” ?//Eurasia Outlook - Carnegie Center, 10.10.2014.
49. Benjamin Stora, Quelques questions autour de l’histoire des migration/ La revue socialiste n°61 : Les migrants, l’Europe, l’Humanitd, 16 fdvrier 2016, Paris/p.15- 23/PS//
50. Caroline Fourest. France and Turkey: between democracy and secularism, Fall 2013, p.73¬78. -Р. 78. - Turkish Policy
Quarterly//
51. Chirac Sezer’e mektup yazdi, 03 §ubat 2001/Dunya//Hurriyet//
52. Chrisafis, Angelique. Turkey accuses France of genocide in Algeria//The Guardian, 23.12.2011.
53. Europeennes - UMP et PS au banc d’essai europeen//France-Soir.
54. Finkel, Andrew. La Turquie regarde vers l’Europe//Le Monde diplomatique, 2008.
55. France: no room for maneuver in Uzbekistan, Turkey//Eurasianet, 10.02.2012.
56. Francesco M. Bongiovanni. Turkey-EU relationship: the rationale for a “third way”/Turkish Policy Quartely//
57. France-Turquie, une longue histoire d’amour //TF1.
58. Fransa’da ya§ayan Turklere irkgi saldiri: ‘Turklere olum’/ZamanFransa//
59. French genocide law ruling averts “serious crisis”: Turkey//The Daily Star, 28.02.2012.
60. Guven Ozalp, Avripa Parlamentosu’nda ‘Ermeni soykirim’ tasarisi kabul edildi/Dunya/Hurriyet//
61. Hal tea la turquophobie// Marianne.
62. If Armenian ‘genocide' proven, Turkey will apologize, says Bagis/Cihan/z- https://www.cihan.com.tr/tr/if-armenian-genocide-proven-turkev-will- apologize-says-bagis-621732.htm?site_preference=mobile>
63. Isabelle Delorme. Le genocide armenien. De la reconnaissance sur la scene internationale a son emergence dans la bande dessinee : histoire d’une rencontre memorielle/Temoigner - entre histoire et memoire, 2011. - 94-116 с.
64. ihsan Yilmaz. Emine Antoinette: Let them drink white tea!//Today’s zaman, 03.04.2015.
65. Je rdfuse une Union, club de 1’Occident chretien//L’Humanite.
Occi dent-chreti en>
66. Judy Dempsey. Judy asks: the French shift on Turkey - new hope for a new membership? Marc Pierini.//Carnegie Europe/Judy Dempsey’s strategic, 20.02.2013.
67. Judy Dempsey. Judy asks: the French shift on Turkey - new hope for a new membership? Bayram Ba1ci.//Carnegie Europe/Judy Dempsey’s strategic, 20.02.2013.
68. Katar'a askeri us guven1ik igin §art, 1 6.0 3.2 0 1 6 / A k § a m//
69. La frustration et 1e depit des citoyens turcs//L’Humanite.
70. L aTurqiue et 1a France signent un vaste accord sdcuritaire/Le Point, 07.10.2011//
71. La Turquie a rompu avec 1e regime Kadhafi mais veut garder son influence en Libye/RFI, 04.07.2011//
72. La Turquie crista11ise 1es peurs», par Nonna Mayer//TF1.
73. La Turquie dans 1’UE: 1’avis des Francais // TF1.
74. La Turquie dans 1’UE: 1’avis des Francais // TF1.
75. La Turquie et 1a France s'echarpent sur 1e dossier 1ibyen/France 24//
76. La Turquie 1ache 1e co1one1 Kadhafi/France 24//
77. La Turquie offre une "garantie" a Kadhafi pour quitter 1a Libye/TF 1, 10.06.2011//
78. La Turquie regarde vers 1’Europe // Le Monde diplomatique.
79. Lequesne, Christian. La France et l’elargissement de L’Union Europeenne : la difficulte de s’adapter a de nouveaux ob j e c ti f s//S ci e n c e sP o, 2007. p. 84.
80. longue-histoire-amour-4902297.html >
81. Majid Rafizadeh. Odd bedfellows: Turkey and Iran. 07.03.2016/Turkish Policy Quarterly//
82. Namo Abdulla. How ISIL advanced Kurdish nationalism. Turkish Policy Quarterly, 07.03.2016/
83. Ni Orient ni Occident, les choix audacieux d’Ankara//Le Monde diplomatique.
84. Nigar Goksel, Berkay Mandiraci. New Turkey - PKK peace talks: an inevitability postponed 0 7.0 3.2 0 1 6/Turkish Policy Quarterly//< http://www.turkishpolicy.com/article/785/new-turkey-pkk-peace-talks-an-inevitability- postponed >
85. Paris’te Charlie Hebdo saldirilari igin dev y uruy u §u/S ab ah, 11.01.2015//
86. Petek, Gaye; Pope, Nicole. Les Turcs et la France: le regard de deux communautes, 2009/Puclications//L’IFRI/
87. Polden, Valerie. Turkey freezes relationship with France over Genocide Bill//Coup Media Group, 22.12.2011.
88. Pourparlers d’adhesion, ou en est-on? // Le Monde diplomatique.
89. Recep Tayyip Erdogan. 1915 olaylariyla ilgili mesaji. 23.04.2014.
90. Sarkozy et Gul constatent leur desaccord// Le point.
91.Sezer’den Chirac’a mektup, 06 Ekim 2006/Duny a//Hurriyet//< http://www.hurriyet.com.tr/sezer-den-chirac-a-mektup-5215715>
92. Turkey captures 15 Chinese nationals crossing to Syria//Today’s zaman, 07.04.2015.
93. Turkey’s parliament: The approval of the bill on penalizing the denial of the Armenian genocide in France may damage the Turkish-French relations//ArmInfo.
94. Turkish parliamentary committee drafts law on Algerian genocide//NTV haber, 11.10.2006.
95. Turquie - Armenie: Une avancee historique//France-Soir.
96. Turquie, entre fantasmes et realite // L’Express.
97. Turquie: l’Europe au forceps // Le point. < http://www.lepoint.fr/actualites-monde/2005-10- 06/elargissement-turquie-l-europe-au-forceps/924/0/22496 >
98. Turkiye halki I§ID’e nasil bakiyor?/Rusya’nin sesi, 27 Agustos 2014
99. Turkiye halkinin I§ID konusunda fikri degi§ti mi?/Rusya’nin sesi, 26 Eylul 2014.
100. Turkiye Somali’ye askeri us kuruyor/Milliyet, 07.03.2016//