Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТАРИКАТ НАКШБАНДИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ТУРЦИИ

Работа №59919

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
446
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Развитие суфизма и его трансформации в условиях современности 10
Глава II. Ключевые особенности религиозно-философской системы
тариката Накшбандия 29
Глава III. Накшбандия в общественной и политической жизни современной
Турции 47
Заключение 78
Библиография 81


Актуальность проблематики исследования определяется интересом научного мира к феномену суфизма или исламского мистицизма. История Турции предоставляет в распоряжение исследователя большое число примеров того, как развивались и функционировали различные мистические направления на территории страны. Важным является также и то, что и на протяжении новейшей турецкой истории, вплоть до настоящего времени, продолжают существовать весьма многочисленные религиозные группы, опирающиеся на различные суфийские учения. Помимо собственно религиозной они занимаются самой разной деятельностью во многих сферах общественной жизни и способны активно влиять на процессы, протекающие в турецкой политике.
Суфийские идеи, распространявшиеся через деятельность тарикатов (мистических братств), которые внесли существенный вклад в дело исламизации населения Османской империи, в дальнейшем составили значительную часть турецкого религиозно-философского опыта, а также участвовали в формировании турецкого искусства (архитектура мавзолеев, мистическая поэзия). Кроме того, тарикаты с самых первых веков существования османского государства влияли на взгляды турецких политических деятелей, прежде всего на самих султанов. Известно, в частности, что Мехмед II Фатих (1444-1446; 1451-1481) с почтением относился к идеям суфиев и сам приглашал их ко двору, в завоёванный Константинополь. Примечательно, что упомянутые суфии принадлежали к тарикату Накшбандия, одному из крупнейших суфийских братств, возникшему в Средней Азии. На протяжении нескольких столетий данный тарикат наращивал своё влияние, привлекал в свои ряды тысячи новых членов, став в итоге к началу ХХ в. крупнейшим суфийским братством на территории Османской империи.
После Перовой мировой войны, в годы начавшейся национальноосвободительной борьбы (тур. Kurtulu§ Sava§i) лидеры ряда тарикатов, в том числе Накшбандии, оказали поддержку Мустафе Кемалю Ататюрку в деле освобождения страны от европейской интервенции. Однако, придя к власти, М. К. Ататюрк начал активную модернизацию и стремился провести её комплексно; влиятельные суфийские лидеры же виделись ему не только конкурентами в борьбе за власть, но и главным стопором прогресса. Начавшееся наступление властей на «народный ислам» подорвало былой политический авторитет тарикатов, а реформирование вакуфной системы оставило их без источника доходов. В народе ломка привычных, кажущихся естественными устоев вместе с экономическими неудачами кемалистов, вызвали волну протестных настроений (протесты курдского населения (1924), восстание Шейха Саида (1925), инцидент в Менемене (1930)). Правительство кемалистов жестко подавляло волнения и проводило политику масштабных репрессий против тарикатов. Наибольший гнев Ататюрка пал на Накшбандию, в которой он видел главного виновника волнений.
В последующие годы, в связи с демократизацией политической жизни в стране, преследование тарикатов сошло на нет, и к 80-м гг. Накшбандия, как и многие другие тарикаты, сумел не только возродиться, но и вернуть былое влияние в обществе и в политике. Однако формы его функционирования претерпели значительные изменения.
Такой предстаёт перед нами общая картина к началу XXI в.
Главным предметом исследования в работе является роль, которую играл тарикат Накшбандия в турецком обществе в первой половине ХХ в., то, какое влияние он пытался оказать на политику властей и как встроился в современную турецкую действительность.
Объектом изучения выступает деятельность различных представителей тариката, главным образом его лидеров (шейхов и их заместителей), особенности преемственности, а также трансформация организационной структуры братства на протяжении ХХ в. Особое внимание уделяется связям Накшбандии с политическими деятелями Турции.
Хронологические рамки работы охватывают в основном период XX - начала XXI вв., от начала национально-освободительной борьбы (1919-1922) до настоящего времени, однако, с целью проследить историческое развитие братства, автор делает отступления в более ранние периоды османской истории.
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы проследить, насколько важное место в жизни турецкого общества играли и играют религиозно-философские идеи тариката Накшбандия, насколько его деятельность востребована и каковы масштабы влияния Накшбандии на политические процессы в стране.
Для достижения цели автор поставил перед собой следующие задачи:
1. Изучить историю возникновения тариката Накшбандия;
2. Проследить процесс проникновения тариката на территорию Османской империи;
3. Охарактеризовать вклад, внесённый в философию Накшбандии её эпонимом, Мухаммадом Баха’ ад-дином Накшбандом;
4. Получить представление об основных ставших классическими трудах, в которых излагаются идеи тариката, а также рассмотреть современную литературу накшбандийской направленности;
5. Рассмотреть наследие, которое оставили выдающиеся средневековые накшбандийские суфии;
6. Изучить особенности поведения членов братства, их внутреннего уклада, традиций и праздников;
7. Подробно остановиться на участии тарикатов в политических процессах в Турции XX в.;
8. На основе современных исследовательских работ, а также информации, имеющейся в Интернете, проанализировать деятельность современных обителей Накшбандии в Турции и за её пределами;
9. Ознакомиться с критикой тарикатов, представленной в турецких работах второй половины XX - начала XXI в.
Методологические основы исследования. Тема диссертационной работы требует комплексного подхода, поэтому исследование велось на стыке различных дисциплин: всеобщей истории, социологии, экономики, политологии и культурологии. Такой подход определил методику исследования, основу которой составляет конкретно-исторический метод, то есть изучение причинно-следственных связей между историческими событиями. Автор также использовал общенаучные приемы исследования - индукцию, дедукцию.
Источниковедческая база представлена широким кругом материалов, которые можно разделить на следующие группы:
1. Общие работы по исламу.
2. Монографии, посвящённые развитию суфизма в различных регионах мира.
3. Статьи по современной проблематике тарикатов.
4. Справочные материалы, в том числе биографического содержания.
Степень изученности темы. В отечественной историографии сформировалась богатая традиция изучения тарикатов. Суфийские братства описаны не только в фундаментальных работах по истории ислама — им посвящены отдельные статьи в научных журналах и справочных изданиях. Среди использованных работ отечественных исследователей следует в первую очередь упомянуть статьи О. Ф. Акимушкина «Накшбанд», «Накшбандийа» и др., представленные в Энциклопедическом словаре «Ислам». Существуют монографии, специально посвящённые ритуальной стороне жизни Накшбандии, например, работа А. А. Хисматулина «Суфийская ритуальная практика». Работы вышеперечисленных авторов представляют исследователю ценные материалы как по истории, так и по религиоведению Османской империи и республиканской Турции. Полезные сведения по вопросам функционирования суфийских братств удалось почерпнуть из книги Н. Н. Дьякова «Мусульманский магриб». Из современных отечественных работ стоит также упомянуть «Мусульманский мистицизм» В. А. Дроздова.
При этом такой аспект деятельности братства Накшбандия, как его влияние на процессы в турецкой политике и обществе, еще не были темой отдельного исследования. По этой причине в качестве наиболее ценных источников для данной работы выступают статьи Н. Г. Киреева, А. Д. Кныша, И. Г. Саетова, В. В. Цибенко, а также монография П. В. Шлыкова «Вакфы в Турции».
При написании данной работы были использованы также труды зарубежных исследователей, среди которых следует отдельно упомянуть следующие: А. Шиммель «Мир исламского мистицизма», Х. Кюнг «Ислам: прошлое, настоящее и будущее», Д. Квотерт «Османская империя. 1700- 1922», Тримингэм Дж. С. «Суфийские ордены в исламе». Важнейшим исследованием применительно к теме диссертации является труд И. Вайсмана «Накшбандиййа». Это исследование описывает картину существования братства во многих регионах мира, в том числе в Турции, и содержит подробные сведения о современном состоянии тариката. Кроме того, необходимо упомянуть труды И. З. Эюбоглу «История суфизма, тарикатов и сект в свете дня» и Дж. Тасламана «Ислам в Турции в эпоху глобализации». Кроме перечисленных больших работ, важные сведения по теме представленного исследования нам удалось почерпнуть в статьях Ш. Фоули, Ф. Айдына, Х. Алгара, М. Кара, а также книг Х. Четинкая и С. Онкибара.
Научная новизна работы состоит прежде всего в том, что в ней делается попытка проследить, насколько велика степень влияния тариката Накшбандия на политику турецких властей и общественные настроения и, таким образом, понять, насколько велика роль братства в жизни страны.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученный в ходе исследования фактический материал и выводы могут быть использованы при разработке лекционных курсов и учебных пособий по истории ислама в Турции в XX в. и по процессам трансформации религиозных институтов в странах Востока. Материалы исследования могут представлять практический интерес для государственных учреждений и организаций, осуществляющих контакты с Турцией и другими странами Ближнего Востока.
Структура и объём исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав основного раздела, заключения и библиографии. Общий объём работы 86 страниц.
Некоторые положения и выводы данной работы содержатся также в статье автора «Роль тариката Накшбандиййа в менеменском инциденте 1930 года» (в печати).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


За более чем десять веков своей истории исламский мистицизм претерпел множество преобразований. Некоторые из них были вынужденными, другие же были обусловлены естественным непрерывным ходом развития исламской религиозно-философской мысли. Этот процесс трансформаций продолжается и в настоящее время. В ходе таких изменений выработалась огромная по своему содержанию традиция, часто расходящаяся в своих положениях с нормами ортодоксального ислама. По этой причине отношение к тасаввуфу в мусульманском мире всегда было двойственным: в определённые исторические эпохи в ряде государств мистицизм мог преобладать в религиозной жизни общества, в другие исторические периоды он, напротив, мог подвергаться преследованию и осуждаться. Такое положение во многом обуславливало деятельность отдельных суфиев и целых братств. Сегодня в ряде стран, в том числе в Турции, несмотря на то, что официальный контроль исламских организаций сосредоточен в руках Управления по делам религии, суфизм занимает прочные позиции в религиозной жизни нации. Местные духовные авторитеты, в том числе принадлежащие к тарикату Накшбандия, способны влиять на умонастроения своих последователей и в целом населения, в сознании значительной части которого они являются уважаемыми людьми.
При этом важно понимать, что, хотя тарикат Накшбандия и является одним из многочисленных суфийских братств, не сохраняющих строгой централизованной системы подчинения и подразделяющихся на множество ответвлений в разных регионах мира, он обладает общим для большинства сторонников идеологическим началом, предполагающим участие его последователей в политической жизни государства. Поддержание и развитие религиозно-философских концепций братства в течение столетий продолжалось в трудах наиболее видных лидеров тариката. Эта традиция, как и институт передачи тайного знания от учителя к ученику, существует до сегодняшнего дня. Наглядно её функционирование и особенности (например, явная семейственность, всяческое подчёркивание исключительности своего учения) заметны в кипрском тарикате Хаккания, имеющем турецкие корни и исповедующем идеи неоосманизма. Вместе с тем, отсутствие многих классических суфийских сочинений в широком доступе, недостаток качественных переводов и комментариев или чрезмерно вычурный стиль изложения способствуют тому, что для рядовых последователей (значительная доля которых сегодня приходится также на Европу и Америку, и которые часто не говорят ни на арабском, ни на персидском, ни на турецком языках) важнейшим руководством становилось и становится слово наставника. История знает немало примеров того, как при отсутствии какого бы то ни было контроля такое положение вело к произволу со стороны отдельных лидеров, порицаемому как со стороны противников суфизма, так и других суфиев.
В сегодняшней Турции тарикат Накшбандия продолжает оставаться влиятельной религиозной, а применительно к Новейшей истории ещё и экономической силой, что даёт ему возможности как прямо, так и косвенно влиять на социальные и политические процессы. Причём речь идёт не только о влиянии на политику в отдельных регионах: идеология тариката проникает в высшие эшелоны власти в Турции. Кроме того, некоторые ответвления тариката, имеющие турецкие корни, активно действуют за рубежом и приобретают тысячи последователей по всему миру, в том числе в исторически немусульманских странах. Власти Турции в разное время занимали разную позицию по отношению к данному тарикату — от ярко враждебной в эпоху М. К. Ататюрка до открыто дружественной при нахождении у власти Н. Эрбакана. Сегодня они официально не препятствуют его деятельности (что хорошо видно по т. н. «Мензильскому тарикату» в провинции Адыяман); это обеспечивает процветание братства и привлечение всё большего числа последователей.
Вместе с тем в стране традиционно появляются критические высказывания в адрес Накшбандии (как, впрочем, и многих других тарикатов и джамаатов). В качестве наиболее частых и серьёзных обвинений обычно приводят связь тарикатов с политикой и использование их в качестве инструмента по привлечению голосов, а также то, что религиозные по своему предназначению организации сращиваются с бизнесом, а порой даже превращаются в полумафиозные структуры, лишь прикрывающиеся религией. Часто можно услышать обвинения в подрыве национальной безопасности страны и попрании принципа светскости. Острые дискуссии по поводу тарикатов продолжаются в Турции вплоть до настоящего времени.



1. Абдуллин Р. Скандал в мечети в Башкирии: новые подробности // Новости Уфы и Башкирии Proufu.ru [Электронный режим] URL: http://proufu.ru/news/podrobno/rassledovaniva/skandal_v_mecheti_v_bashkir ii_novye_podrobnosti/ (дата обращения 18.05.2016)
2. Аверьянов Ю. А., Башарин П. В. Мазар Баха’ ад-Дина вчера и сегодня // Центральная Азия: традиция в условиях перемен. Вып. 2. — СПб.: МАЭ РАН, 2009. — С. 281-322.
3. Акимушкин О. Ф. ал-Гидждувани // Ислам: Энциклопедический словарь.
— М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — С. 54.
4. Акимушкин О. Ф. Накшбанд // Ислам: Энциклопедический словарь. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — С. 186.
5. Акимушкин О. Ф. Накшбандийа // Ислам: Энциклопедический словарь.
— М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — С. 187— 188.
6. Акимушкин О. Ф. Тарика // Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. С. 224—225.
7. Дроздов В. А. Мусульманский мистицизм. — СПб.: Президентская библиотека, 2015. — 183 с.
8. Дьяков Н. Н. Мусульманский Магриб. Шерифы, тарикаты, марабуты в истории Северной Африки. (Средние века, новое время). — СПб.: Изд-во
С.-Петерб. ун-та, 2008. — 344 с.
9. Киреев Н. Г. История Турции. XX век. — М.: ИВ РАН: Крафт+, 2007. — 608 с.
10. Киреев Н. Г. Некоторые проблемы светскости и гражданского общества в Турции в начале XXI в. // Турция накануне и после парламентских и президентских выборов 2007 г. / Отв. ред. Болдырев А. В., Ульченков
Н. Ю. — М., 2008. — С. 7-31.
11. Киреев Н. Г. Новая глава в истории Турции: «мягкий ислам» у власти // Ислам на современном Востоке: Регион стран Ближ. и Сред. Востока, Юж. и Центр. Азии. Отв. ред.: В. Я. Белокреницкий, и А. З. Егорин. — М.: ИВ РАН: Крафт+, 2004. — С. 38-55.
12. Кныш А. Д. «Что в имени?» Определение суфизма как
эпистемологическая и идеологическая проблема // Суфизм и мусульманская духовная традиция: тексты, институты, идеи и
интерпретации. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2015. — С.157-175.
13. Саетов И. Г. «Джамаатизация» тарикатов в республиканской Турции: трансформация мусульманских общин в ответ на вызовы модерна // Суфизм и мусульманская духовная традиция: тексты, институты, идеи и интерпретации. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2015. — С.240-257.
14. Суфийский орден Накшбанди Раббани [Электронный режим] URL: http://www.sufi.su/ (дата обращения 18.05.2016)
15. Сюкияйнен Л. Р. аш-Шари‘а // Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. С. 292-294.
16. Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. — 328 с.
17. Хисматулин А. А. Суфийская ритуальная практика: (На примере
братства Накшбандийа). — СПб.: Центр «Петербургское
Востоковедение», 1996. — 208 с.
18. Цибенко В. В. Тарикат хакканийа (раббанийа): современный суфизм
неоосманского образца // Суфизм и мусульманская духовная традиция: тексты, институты, идеи и интерпретации. СПб.: Петербургское
Востоковедение, 2015. С. 258-275.
19. Шиммель А. Мир исламского мистицизма. — М.: ООО «Садра», 2012.
— 536 с.
20. Шлыков П. В. Эволюция концепции политического ислама в Турции // Турция накануне и после парламентских и президентских выборов 2007 г. / Отв. ред. Болдырев А. В., Ульченков Н. Ю. — М., 2008. — С.115-147.
21. Шлыков П. В. Вакфы в Турции: трансформация традиционного института. — М.: Изд. дом Марджани, 2011. — 560 с.
Литература на европейских языках:
22. Akin E., Karasapan О. Turkey’s Tarikats // Middle East Report. No. 153. Islam and the State. — Washington, DC, 1988. — P. 16.
23. Algar H. The Naqshbandl Order: A Preliminary Survey of Its History and Significance // Studia Islamica. No. 44. 1976. P. 123-152.
24. Foley S. The Naqshbandiyya-Khalidiyya, Islamic Sainthood, and Religion in Modern Times // Journal of World History. Vol. 19, No. 4. Honolulu: University of Hawai‘i Press. — P. 521-545.
25. Kung H. Islam: Past, Present, and Future. — Oxford: Oneworld, 2007. — 767 p.
26. Quataert D. The Ottoman Empire, 1700-1922. — New York: Cambridge University Press, 2005. — 214 p.
27. The Cambridge History of Turkey. Vol. 4. Turkey in the Modern World / Edited by R. Kasaba. — New York: Cambridge University Press, 2008. — 541 p.
28. Weismann I. The Naqshbandiyya: Orthodoxy and activism in a worldwide Sufi tradition. — London and New York: Routledge, 2007. — 208 p.
Литература на турецком языке:
29. Algar H. Alaeddin Attar // Turkiye Diyanet Vakfi Islam Ansiklopedisi. Cilt 2 [Алгар Х. Алаэддин Аттар // Энциклопедия ислама. Т. 2]. — Стамбул,
1989. — С. 319-320.
30. Algar H. Halid el-Bagdadi // Turkiye Diyanet Vakfi Islam Ansiklopedisi. Cilt 15 [Алгар Х. Халид ал-Багдади // Энциклопедия ислама. Т. 15]. — Стамбул, 1997. С. 283-285.
31. Algar H. Muhammed Parsa // Turkiye Diyanet Vakfi Islam Ansiklopedisi. Cilt 30 [Алгар Х. Мухаммад Парса // Энциклопедия ислама. Т. 30]. — Стамбул, 2005. — С. 563-565.
32. Ali Bin Huseyn. Re§ahat Ayn-ul Hayat. — 1st.: Damra Yayinevi, 2010. — 523 s.
33. Aydin F. Tarikatta Rabita ve Nak§ibendilik [Айдын Ф. Рабита и Накшбандия]. — Стамбул: Suleymaniye Vakfi Yayinlari, 2000. — 326 с.
34. Qakan i. L. Cemaat // Turkiye Diyanet Vakfi Islam Ansiklopedisi. Cilt 7 [Чакан И. Л. Джамаат // Энциклопедия ислама. Т. 7]. — Стамбул, 1993. — С. 289-290.
35. Qetinkaya H. Kubilay Olayi ve Tarikat Kamplari [Четинкая Х. Происшествие с Кубилаем и тарикатские лагеря]. — Стамбул: Boyut Yayinevi, 1986. — 257 с.
36. Ekinci B. Tekke, Tarikat, Medrese // Al Jazeera Turk Dergi [Экинджи Б. Текке, тарикат, медресе // Журнал Ал-Джазира Турк]. [Электронный режим] URL: http://dergi.aljazeera.com.tr/2014/10/15/tekke-tarikat-medrese/ (дата обращения 18.05.2016)
37. Eyuboglu i. Z. Gunun I§iginda Tasavvuf Tarikatlar Mezhepler Tarihi [Эюбоглу И.-З. История суфизма, тарикатов, мазхабов в свете дня]. — Стамбул: DER Yayinevi, 1993. — 493 с.
38. Hakkani TV [Электронный режим] URL: http://hakkani.org/ (дата
обращения 18.05.2016)
39. Hur A. 1930 Menemen Olayi bir Nak§ibendi tertibi miydi? // Radikal [Хюр
А. Был ли менеменский инцидент 1930 года делом рук Накшбандии // Радикаль]. [Электронный режим] URL:
http://www.radikal.com.tr/vazarlar/avse-hur/1930-menemen-olavi-bir- naksibendi-tertibi-mivdi-1114553/ (дата обращения 18.05.2016)
40. Kara M. Molla ilahi’ye dair // Osmanli Ara§tirmalan. УП-УШ [Кара М. О Молле Иляхи // Османские исследования. УП-УШ]. — Стамбул, 1988. — С. 365-392.
41. Kaya H. XVII. Yuzyilda Osmanli Toplumunda Nak§ibendilik (istanbul, Diyarbakir, Bursa) [Кая Х. Накшбандия в османском обществе в XVII в. (Стамбул, Биярбакыр, Бурса)]. — Анкара, 2011. — 130 с.
42. Mehmed Zahid Kotku Hazretleri Vefatinin 35. Yilinda Dualarla Aniliyor // Zaman [Достопочтенного Мехмеда-Захида Котку с молитвами поминали в 35-ю годовшину его смерти // Заман]. [Электронный режим] URL: http://www.zaman.com-tr/_mehmed-zahid-kotku-hazretleri-vefa.tmm-35- yilinda-dualarla-aniliyor_2327330.html (дата обращения 13.02.2016)
43. Mehmet Zahit Kotku Hoca Efendi dualar ile aniliyor // Ulke [Ходжу-эфенди
Мехмеда-Захида Котку поминают с молитвами // Юльке]. [Электронный режим] URL: http://www.ulke.com.tr/guncel/haber/371153-m ehmet-zahi t-
kotku-hoca-efendi-dualar-ile-aniliyor (дата обращения 18.05.2016)
44. Mektfibat Tercemesi [Перевод «Писем»]. [Электронный режим] URL:
http://www.hakikatkitabevi.net/bookread.php?bookCode=002 (дата
обращения 18.05.2016)
45. Menzil.net [Электронный режим] URL: http://www.menzi1 .net/ (дата обращения 18.05.2016)
46. Mevlana Ali b. Huseyin es-Safi. Re§ahat Aynu’l Hayat. — ist.: Furkan Kitabevi, 2013. — 663 s.
47. Muhte§em Co§kulu Hadra Zikir / Mucahid Cihad Han // YouTube [Великолепный восторженный зикр хадра / (канал) Мюджахид Джихад Хан // YouTube]. [Электронный режим] URL: https://www.youtube.com/watch?v=Sh-W_P-R0KQ;
%20http://www.youtube.com/watch?v=oPZxrHchfCA (дата обращения 18.05.2016)
48. Nak§ibendi Tarikati - Oz degerleriyle birlikte [Тарикат Накшбандия — Его основные ценностные категории]. [Электронный режим] URL: http://www.naksibenditarikati.com/ (дата обращения 18.05.2016)
49. Nak§ibendi Tarikatinin §ematik Anatomisi [Схематическое устройство тариката Накшбандия]. [Электронный режим] URL: http://www.medineweb.net/tasavuf_tarikat_tarih/tasavuf/Tasavvuf%20ve %20Tarikatlar/Naksibendiligin%20Anatomisi/1.htm (дата обращения 18.05.2016)
50. Onkibar S. Takkeli Firavunlar ve Buyuk Siyasi Sirlar [Онкибар С. Фараоны в колпаках и великие политические тайны]. — Стамбул: Kirmizi Kedi Yayinevi, 2014. — 200 с.
51. Onkibar S. Turkiye’deki tarikat ve cemaatler hakkinda bilmedikleriniz // Aydinlik [Онкибар С. То, чего вы не знали о тарикатах и джамаатах Турции // Айдынлык]. [Электронный режим] URL: http://www.aydinlikgazete.com/turkiyedeki-tarikat-ve-cemaatler-hakkinda- bilmedik]erini7-tamami-makale.13805.html (дата обращения 18.05.2016)
52. Sivas’ta yakanlarin avukatlari Meclis’te // Aydinlik [Адвокаты сивасских поджигателей в парламенте // Айдынлык]. [Электронный режим] URL: http://www.avdinlikgazete.com/mansetler/sivasta-vakanlarin-avukatlari- mecliste-h44913.html (дата обращения 18.05.2016)
53. Taslaman C. Kureselle§me Surecinde Turkiye’de Islam [Тасламан Дж. Ислам в Турции в эпоху глобализации]. — Стамбул: Istanbul Yayinevi,
2011. — 344 с.
54. Tosun N. Nak§ibendiyye // Turkiye Diyanet Vakfi Islam Ansiklopedisi. Cilt 32 [Тосун Н. Накшбандиййа // Энциклопедия ислама. Т. 32]. — Стамбул,
2006. — С. 342-343.
55. Uzunpostalci M. Cemaat // Turkiye Diyanet Vakfi Islam Ansiklopedisi. Cilt 7 [Узунпосталджи М. Джамаат // Энциклопедия ислама. Т. 7]. — Стамбул, 1993. — С. 288-289.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ