Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования 8
1.1 Сущность и содержание гражданско-патриотического воспитания 8
1.2 Гражданско-патриотическое воспитание как педагогическая задача 13
1.3 Понятие творчества и его роль в рамках учебного процесса 15
1.4 Классификация творческих заданий 18
1.5 Виды творческой деятельности по иностранному языку в начальных классах . 21
Выводы по главе 1 23
Глава 2 Использование творческих видов деятельности на уроках английского языка в начальных классах, как средство гражданско-патриотического воспитания 23
2.1 Анализ УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Rainbow English» на
предмет представленности творческих заданий, соответствующих принципам гражданско-патриотического воспитания 23
2.2 Эффективность использования творческих заданий на уроках английского
языка, как средства гражданско-патриотического воспитания 32
2.3 Разработка методического комплекса творческих видов деятельности,
ориентированных на гражданско-патриотическое воспитание младшего школьника по программе УМК «Rainbow English» 34
Выводы по главе 2 37
Заключение 40
Библиографический список 43
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений [11].
Важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание. Именно патриотическое воспитание продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем государства и современной школы. На это указывают программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», принятая на 2016-2020 годы; программа «Развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»; «Стратегия развития воспитания в РФ в период до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [8].
Проблема воспитания патриотических чувств с давних пор привлекала пристальное внимание ученых, педагогов, философов и психологов. С точки зрения русской философии, воспитанию патриотизма уделяли внимание Н.А.Бердяев, В.С. Соловьев и другие ученые. Психологические особенности патриотического воспитания были открыты в работах П.П. Блонского, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Исключительно важное место в изучении воспитания патриотических чувств принадлежит прогрессивным мыслителям прошлого, таким как В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и другим ученым. Многие труды имеют значение для изучения педагогических аспектов гражданско-патриотического воспитания. Их авторами являются П.И.Пидкасистый, В.А. Сластенин и многие другие. Однако вопросы, исследуемые в них, до сих пор являются актуальными. Работу над гражданско- патриотическим воспитанием следует начинать с раннего детства, так как это самый сенситивный для этого период. Однако многие нравственные качества человека, а также патриотические чувства, формируются именно в школьные годы [6].
Преподавание в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета английский язык, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Также, урок иностранного языка позволяет формировать творческие способности, обогащающие практический опыт учеников, их интеллектуальный потенциал, и способствует умственной активности, т. к. этот предмет обладает определенной спецификой — все виды языковой деятельности направленны на развитие творчества учеников. Данная специфика предмета позволяет соблюдать еще одно необходимое условие современного образования - воспитание свободной, образованной, развитой личности, способной жить и творить в постоянно изменяющихся условиях, быть конкурентоспособной [8].
Руководствуясь всем вышеизложенным, была выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Гражданско-патриотическое воспитание средствами иностранного языка на примере творческой деятельности учащихся начальной школы».
Актуальность: патриотическое воспитание во все времена являлось важной задачей. В современном мире эта задача не потеряла своей актуальности и только сильнее увеличилась в своей значимости.
Цель исследования: выявить эффективность использования творческих видов деятельности на уроках английского языка в начальных классах, как одного из средств гражданско-патриотического воспитания.
Объект исследования: процесс формирования гражданского-правового воспитания учащихся на уроках иностранного языка в младшей школе.
Предмет исследования: способы формирования гражданско-патриотического воспитания младших школьников на уроках иностранного языка.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой воспитание патриотических чувств у младших школьников на уроках английского языка значительно повысится, если применять творческие виды заданий.
Для решения поставленной цели исследования и выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1) Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания гражданско-патриотических чувств у младших школьников;
2) дать определение понятиям: гражданско-патриотическое воспитание, творчество;
3) раскрыть суть гражданско-патриотического воспитания и особенностей развития творческих способностей младшего школьника;
4) рассмотреть гражданско-патриотические принципы в обучении;
5) изучить классификацию творческих заданий;
6) проанализировать учебно-методический комплекс УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. "Rainbow English"на предмет представленности творческих заданий и соответствие их принципам гражданско-патриотического воспитания ;
7) выявить эффективность использования творческих заданий, направленных на развитие гражданско-патриотического воспитания младшего школьника;
8) разработать и предложить методический комплекс творческих видов деятельности, ориентированных на гражданско-патриотическое воспитание учащихся начальных классов по программе УМК "Rainbow English";
9) проверить эффективность использования данной разработки.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование; описательный метод; методы обобщения данных исследования.
Теоретическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в разработках методических комплексов для образовательных учреждений.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса творческих заданий, направленных на воспитание гражданско-патриотических чувств у младших школьников, которые могут быть использованы учителями начальных классов на уроках английского языка.
База исследования: МОУ СОШ №37 г. Комсомольск-на-Амуре.
Структура работы отражает логику, содержание, результаты исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
В ходе анализа методической литературы по теме исследования мы подробно изучили понятие гражданско-патриотического воспитания, раскрыли это понятие, как педагогическую задачу, определили творчество и его роль в рамках учебного процесса, заключающуюся в развитии интереса, мотивации к изучению английского языка, развитию мыслительных процессов и творческих способностей ученика.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также максимальному развитию своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Целью гражданско-патриотического воспитания является развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Коммуникативная направленность предмета английский язык, его обращенность к изучению обычаев, традиций, языка другого народа способствует тому, что преподавание английского языка в современной школе дает учителю широкие возможности по воспитанию патриотизма. Нужно подбирать материал, который давал бы знания об истории, традициях, людях, учить сопоставлять и делать выводы, для этого подходят именно творческие виды деятельности.
Согласно исследованиям О. Н. Рулёва, решая задачи гражданско- патриотического воспитания, выбранные педагогом задания на уроке должны содержать следующие компоненты гражданско-патриотического воспитания: деятельностный компонент, эмоционально-побудительный, содержательный.
Творчество — неотъемлемая часть образовательного процесса. Из рассмотренных нами определений творчества, наиболее полным, на наш взгляд, является определение И.Л. Лернера; творчество в учебном процессе как форму деятельности человека, которая направленна на создание ценностей, важных для формирования личности как общественного субъекта. Сущность развития творческих способностей младших школьников заключается в помощи ребенку использования его возможности воображения для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, что позволит ребенку в свободной форме раскрыть свою личность. Младший школьный возраст является самым оптимальным для развития творческих способностей, так как мышление детей в этом возрасте отличается высоким темпом развития.
Творческое задание — это форма организации учебного процесса, содержащая указания учащимся для самостоятельной творческой деятельности, которая направленна на реализацию их личностного потенциала, получение требуемого образовательного продукта.
Кульневич С.В. разработал классификацию творческих заданий по английскому языку, раскрывающую их направленность по 4 направлениям:
- коммуникативные задания;
- продуктивные,
- репродуктивные задания;
- рецептивные.
Как считает автор данной классификации для гармоничного сочетания научного и творческого развития личности необходимо использовать эти задания в примерно одинаковом объеме.
Мы рассмотрели основные виды творческой деятельности на уроках английского языка в начальных классах, которые позволяют сделать урок интересным и динамичным, повысить мотивацию ребенка, а также способствуют развитию мышления, памяти, сообразительности, внимания, обогащению речи и словарного запаса ученика.
Для того, чтобы изучить какие виды творческих заданий используют на уроках английского языка, мы провели анализ УМК «Rainbow English», на предмет представленности творческих заданий, относительно классификации, разработанной С.В. Кульневич и соответствие этих заданий принципам гражданско-патриотического воспитания, выделенных О.Н. Рулевым.
Помимо предложенных в рассматриваемом УМК творческих заданий учитель использует: книгу для учителя, мультимедийные презентации, раздаточный материал.
Данный УМК не уделяет особое внимание сравнению повседневных моделей поведения, предметов, как в родной стране обучающегося, так и в стране изучаемого языка, что является одним из компонентов гражданско- патриотического воспитания младшего школьника.
В результате полученных данных мы предположили, что для достижения планируемых результатов программы УМК “Rainbow English” в полной мере, не достаточно использовать на уроках английского языка только те виды творческих заданий по изучаемым темам, которые приведены в учебниках и рабочих тетрадях к рассматриваемому УМК, потому что необходим примерно одинаковый объем упражнений по классификации С.В. Кульневич и содержанию гражданско-патриотических компонентов, предложенных О.Н. Рулёвым.
Чтобы проверить уровень эффективности использования творческих заданий для достижения планируемых результатов программы УМК “Rainbow English” мы провели диагностику учащихся 4 "А" класса МОУ СОШ №37. Ученикам была предложена анкета из 10 вопросов, ответы на которые показывают какой уровень знаний о своей стране, семье, городе сформированы у младших школьников по изученным темам из УМК.
Данные, которые мы получили, проведя анкетирование подтвердили наше предположение о том, что для достижения планируемых результатов программы УМК “Rainbow English” в полной мере, не достаточно использовать на уроках английского языка только те виды творческих заданий по изучаемым темам, которые приведены в учебниках и рабочих тетрадях к рассматриваемому УМК.
Основываясь на полученных результатах проведенного анализа, нами была разработана система разных видов творческих заданий, целью которых является оптимизация достижения планируемых результатов программы учебно-методического комплекса. Эти задания мы разбили по основным видам творческой деятельности (игры, песни и рифмовки, проекты). Для удобства мы создали сайт "Копилка творческих заданий" к УМК “Rainbow English”, куда загрузили файлы с заданиями к темам программы для каждого класса. Учитель может использовать этот сайт для того, чтобы разнообразить урок английского языка творческим заданием, направленным на гражданско-патриотическое воспитание младшего школьника, развитие его творческих способностей. Мы предполагаем, что использование на уроках английского языка, приведенных нами заданий, обеспечит оптимизацию достижения поставленной в рабочей программе УМК цели: развитие способности к творческой деятельности и гражданско-патриотического воспитания при изучении английского языка.
Таким образом, процесс формирования патриотических чувств у детей младшего школьного возраста требует длительного времени, а временные рамки исследования не позволили отследить окончательный результат, в дальнейшем планируется работа в данном направлении и использование творческих видов деятельности не только для достижения максимального творческого и интеллектуального развития личности ребенка, но и для формирования гражданско-патриотических чувств у младших школьников.
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.:Педагогика, 1977. 257 с.
2. Бекаревич Т.И. Понятие «подход» в теоретических исследованиях по методике преподавания иностранным языкам в начальной и средней школе// Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф.СПб.: Реноме, 2012. С. 314-316.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Айриспресс, 1997. 352 с.
4. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 1456 с.
5. Воробьёва Т.И. Коммуникативное обучение младших школьников в процессе игры-драматизации сказочных сюжетов. Екатеринбург, 2009. 57 с.
6. Выготский Л.С. Педагогика: собр. сочинений. М.: Педагогика, 2002. 504 с.
7. Выготский Л.С.Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 33-37.
8. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. М.: Айрис Пресс, 2004. 240с.
9. Гез. Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению//Иностранные языки в школе. 1981. №5. С. 32.
10. ДавыдовВ.В. Проблемы развивающего обучения.М.:Педагогика, 1986. 87 с.
11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык. 2003, 442 с.
12. Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.М.: Просвещение, 2009. 23 с.
13. Зайцева К.П. Об актуальности формирования коммуникативных навыков в учебной деятельности младших школьников //«Эйдос»: сетевой журн. 2011. URL: htlp://www. emissia.org/ofTline/ 2011/1552.htm (дата обращения
11. 03.2018).
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология // учебник. Изд.2-ое. М.: Логос, 2005. 384 с.
15. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на
иностранном языке. М.: Логос, 1985. 175 с.
16. Зорин Л.И. Проблема разработки критериев уровня патриотического воспитания младших школьников // Вестник.ТГУ, выпуск 7. 2008.
17. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности. М.: Педагогика, 1992. № 11. С. 90-91.
18. Зырянова А.В. Деловая игра «Умеем ли мы общаться?» М.: Просвещение, 2000. С. 20-21.
19. Ибраева М.В. Игра - метод обучения английскому языку// «Начальная школа»: сетевой журн. 2015.
20. Израилевич Е.Е., Качалова К.Н. Практическая грамматика английского языка. М.: Юнвес, 2003. 718 с.
21. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том I// «Начальная школа»: сетевой журн. 2015.