ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ДОРОГАХ 7
1.1 Психолого- педагогические исследования по формированию
представлений в безопасном поведении детей дошкольного возраст на дорогах 7
1.2 Применение проектной деятельности в ДОО 13
1.3 Проектная деятельность как средство формирования представлений в
безопасном поведении детей дошкольного возраста на дорогах 18
Выводы по первой главе 24
Глава 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Выявление уровня сформированности представлений по безопасному
поведению на дороге 26
2.2 Реализация проектной деятельности по формированию представлении в
безопасном поведении на дороге через проектную деятельность 32
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 37
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий.
Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, гибнут в ДТП дети, получают травмы. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание.
Начиная с самого раннего возраста необходимо знакомить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения, так как знания полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Несмотря на наличие опасности, благодаря профилактической работе, которая комплексно ведется многими институтами нашей страны, положение с аварийностью улучшается. По итогам 2016 года зарегистрировано снижение всех основных показателей, - общее количество подобных происшествий уменьшилось на 4,5 %, число погибших - на 16, 5 %, раненых на 3, 5 %. Но вместе с тем, на 2,3 % увеличилось количество ДТП с пострадавшими детьми-пешеходами, в том числе 3, 8 % - на пешеходных переходах. Это говорит о том, что стоит вести профилактическую работу не только по повышению уровня знаний о правилах дорожного движения, но и по повышению уровня безопасного поведения детей в экстремальных ситуациях. С детства их стоит готовить к тому, что на дорогах могут возникать нестандартные ситуации и на дороге всегда нужно быть максимально осторожным.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одной из образовательных областей является «Социально-коммуникативное развитие», цель которой - позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одной из задач данной области является «формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [5].
Исходя из практики дошкольных учреждений, возникает вопрос - как эффективно рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьёзную и жизненно - важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Делать это необходимо посредством современных технологий, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, интересных для детей.
Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
Уникальность деятельности при работе по педагогической технологии заключается в свободном выборе форм работы с детьми (в том числе нетрадиционных), в использовании разнообразных методических и педагогических приемов, направленных не столько на развитие навыков работы с различными материалами, сколько на объединение общих усилий для достижения единой цели.
Методологическая основа исследования: исследования педагогов в области формирования знаний ПДД ( Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. [2], Т. Ю. Аксанова[3], Г. Артемова[4], Безпрозваная О.Г.[6], Е. В. Гудзь [12], Елизарова И. [15], Е. С. Кельберг, О. А. Пичугова [24] и др.), а также педагогов по изучению проблемы применения проектной деятельности в ДОУ (О. Г. Безпрозваная[6], Белая К. Ю. [7], Веденькина М. В. [10], Е. В. Гудзь[12], Журавлёва В.Н. [16], В. А. Зебзеева [19], Ю. А. Земскова [20], М.В. Калкаманова, Т.В. Молодчая [23] и др.).
Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать успешность использования проектной деятельности при формировании представлений безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования явился процесс формирования представлений безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста
Предметом является проектная деятельность как средство формирования представлений о безопасном поведении на дорогах у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: формирование безопасного поведения детей старшего
дошкольного возраста на дорогах будет успешным при использовании проектной деятельности.
В ходе исследования предполагается решение следующих задач:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме использования проектной деятельности как средства формирования безопасного поведения на дорогах у дошкольников;
2) провести диагностику знаний старших дошкольников о правилах безопасного поведения на дорогах.
3) организовать эмпирическое исследование на базе дошкольного учреждения по применению проектной деятельности в целях формирования безопасного поведения на дорогах у старших дошкольников;
4) проверить эффективность работы и подвести итоги.
Исходя из целей и задач исследования, отобраны методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Количественный и качественный анализ результатов работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты
данной работы могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях для организации обучения детей безопасному поведению на дорогах.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №21» Чистопольского муниципального района республики Татарстан.
Решение первой задачи по анализу литературы показало, что обучение основам безопасного поведения дошкольников - совместная задача педагогов и родителей. Дошкольное образовательное учреждение должно строить свою работу таким образом, чтобы учитывать возрастные особенности ребенка, учитывать его интересы, а также обеспечивать безопасность на бытовом уровне и обучать его элементарным навыкам безопасного поведения.
Непременно, данная работа должна строиться в параллельной совместной работе родителей и педагогов. В обязанности родителей входит: научить ребенка самообслуживанию, привить навыки безопасного поведения дома и на улице, оказывать себе и другому элементарную помощь (промыть ранку, обратиться за помощью к взрослому). Ребенок должен знать и четко себе представлять, что он в состоянии сделать сам, а для чего потребуется помощь взрослого.
Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Также технология проектирования делает детей активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации.
Дидактический смысл метода проектов заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки безопасного пешеходного движения, развивает познавательную активность, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Система деятельности ДОУ по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.
Формирование навыков и знаний о безопасном поведении на дорогах при помощи проектной деятельности в условиях детского сада - это планомерная, целенаправленная работа педагогов вкупе с родителями и специалистами.
Для решения второй задачи были использованы: методика «Продолжи предложение» и беседа по правилам безопасного поведения по вопросам.
На констатирующем этапе, мы выяснили, что большинство исследуемых старших дошкольников имеют либо низкий, либо средний уровень развития знаний по ПДД и по правилам безопасного поведения на дороге, причем подобная картина наблюдается как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Данные результаты выявили необходимость проведения работы по активизации знаний по ПДД и по правилам безопасного поведения на дороге у старших дошкольников.
Для решения третей задачи, в рамках формирующего этапа, с целью реализации поставленных задач педагогами были разработаны 3 проекта (один среднесрочный и 2 краткосрочных). Первый проект «Азбука дорожного движения», помимо основного проекта были реализованы 2 краткосрочных проекта: «Азбука дорожных знаков», «Развиваем речь детей, обучая правилам дорожного движения».
При решении четвертой задачи, сравнении результатов, мы выявили, что присутствуют значимые различия в уровне развития знаний по ПДД и по правилам безопасного поведения на дороге дошкольников экспериментальной группы, как по результатам первой, так и второй методики.
Также выявлено наличие значимых различий в уровне развития знаний по ПДД и по правилам безопасного поведения на дороге дошкольников контрольной группы, но данные различия ниже, чем в экспериментальной группе.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Авдеева, Н.Н. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет / Н.Н. Авдеева. - М.: ТЦ СФЕРА, 2013. - 293 с.
2. Авдеева, Н.Н. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. ФГОС/ Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б.. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.- 144с.
3. Аксанова, Т. Ю. Детско-родительский проект «Безопасный перекресток» / Т. Ю. Аксанова // Логопед. - 2011. - № 2. - С. 31-45.
4. Артемова, Г. В стране дорожных знаков. Сценарий игры- соревнования / Г алина Артемова // Основы безопасности жизнедеятельности.
- 2015. - № 3. - С. 48-53.
5. Безина, Р.А. Водитель, на дороге дети! / Р.А. Безина // Военные представления. - 2013. - № 5. - С. 13.
6. Безпрозваная, О. Г. Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения / О. Г. Безпрозваная // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - № 3 (5). - С. 255-259.
7. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие / Ю. Белая. - М.: «Просвещение», 2014. - 294 с.
8. Беляева, О. М. Формирование у дошкольников представлений о правилах безопасности дорожного движения / О. М. Беляева // Актуальные проблемы современного образования : опыт и инновации. - Ульяновск, 2013.
- С. 38-41.
9. Вдовиченко, А.А. Ребёнок на улице / А.А. Вдовиченко. - СПб.: «Детство-Пресс, 2015. - 114 с.
10. Веденькина, М. В. Проектная деятельность дошкольников в образовательном учреждении: теоретико-методологический аспект / М. В. Веденькина, О. Н. Емельянова // Гуманитарные исследования. - 2014. - № 1(49). - С. 126-130.
11. Гарнышева, Т. П. Как научить детей ПДД? / Т.П. Гарнышева. - СШ.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 224 с.
12. Гудзь, Е. В. Познавательное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность по формированию представлений основ безопасности дорожного движения / Е. В. Гудзь // Психолого - педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации. - Славянск-на- Кубани, 2014. - С. 145-148.
13. Данилова, Т.И. «Программа светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения / Т.И. Данилова. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 294 с.
14. Демина, Т.Г. Реализация проекта «Азбука дороги и дошкольник» (из опыта работы МБДОУ ЦРР Детский сад «Золотой ключик» города Волгодонска) / Т.Г. Демина // Безопасность, дорога, дети : практика, опыт, перспективы и технологии : материалы форума, г. Ростов-на-Дону / редкол.: Г.Е. Давыдова, В.В. Зырянов, Б.Г. Гасанов и др. - Новочеркасск, 2015. - С. 98-102.
15. Елизарова, И. «Стань заметней в темноте!» / И. Елизарова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С. 33-37.
16. Журавлёва, В.Н . Проектная деятельность старших дошкольников / В.Н. Журавлева. - Волгоград: - « Учитель». -2011. - 253 с.
17. Забуслаева, О. Н. Использование проектной деятельности в процессе формирования основ культуры безопасности ПДД у детей среднего дошкольного возраста [Текст] / О. Н. Забуслаева, М. Н. Малкова, М. О. Смолянинова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (5). — С. 64-69.
18. Замалиева, А. И. Диагностика представлений по ПДД у детей дошкольного возараста / А.И. Замалиева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 1. - С. 72-75.
19. Зебзеева, В. А. Проектная деятельность в работе с дошкольниками / В. А. Зебзеева // Новая наука : Опыт, традиции, инновации. - 2015. - № 3. - С. 16-18.
20. Земскова, Ю. А. Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения / Ю. А. Земскова // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 760-762.
21. Зубарева, Ю. М. Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 63-68.
22. Игнатьева, И. В. Развлечение в средней группе «Нежданный гость» : образовательная область «Безопасность» / И. В. Игнатьева, О. В. Лунева // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 4. - С. 15-17.
23. Калкаманова, М.В «Дорожная азбука» в группах и на территории ДОУ / М.В. Калкаманова, Т.В. Молодчая // Справ. старшего воспитателя дошк. учреждения. - 2012. - № 4. - С. 30-40.
24. Кельберг, Е. С. Система деятельности Центра ЮИД / Е. С. Кельберг, О. А. Пичугова // Внешкольник. - 2012. - № 4. - С. 51-55.
25. Киселева, Л.С. Данилина Т.А. Лагода Т.С. Проектный метод в деятельности ДОУ. - М.: АРКТИ, 2015. - 226 с.
26. Козловская, Е. А. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах / Козловская Е. А., Козловский С. А.. - М., 2016. - 292 с.
27. Козырева, Е.А. Азбука поведения на дороге / Козырева Е.А., Пухова ТА. , Шмундяк В.Л.. -М.: Центр Пропаганды. - 2015. - 384 с.
28. Кондрашова, Н. В. Использование проектной деятельности в процессе формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 5-7 лет / Н. В. Кондрашова, С. В. Травова // SCIENCE TIME. - 2016. - № 12 (36). - С. 369-375.
29. Копылова, Н. М. Использование проектной деятельности при изучении правил дорожного движения / Н. М. Копылова // Электронный научный журнал. - 2016. - № 11-1 (14). - С. 220-224.
30. Матросова, О. А. Творческая неделя «Зеленый огонек» / О. А. Матросова, Н. С. Мехоношина // Ребенок в детском саду. - 2014. - № 3. - С. 37-43.
31. Наконечная, Т. П. Безопасное поведение учащихся на дороге / Т. П. Наконечная // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2012. - № 7. - С. 1821.
32. Нилов, В. И. О проведении финала Всероссийского конкурса- фестиваля юных инспекторов движения «Безопасное колесо» / В. И. Нилов // Внешкольник. - 2012. - № 3. - С. 8-9.
33. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения через проектную деятельность [Текст] / Т. В. Гугуман [и др.] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 47-49.
34. Правила дорожного движения: система обучения
дошкольников/ авт.сост. Т.Г.Кобзева, И.А.Холодова, Г.С. Александрова. - Волгоград: Учитель, 2010. -219с.
35. Рогозина, А.О. Формирование представлений о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности / А.О. Рогозина, О.В. Кириллова // Соврем. образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. - 2016. - № 4. - С. 97-103.
36. Романова Е.А. Занятия по правилам дорожного движения / Романова Е.А., Малюшкина А.Б. - М. : Издательство Скрипторий 2003»,
2012. - 183 с.
37. Сагадеева, А. А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология / А.А. Сагдеева. - Челябинск, 2011. - 174 с.
38. Саулина, Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет / Т.Ф. Саулина. - М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2014. - 321 с.
39. Саулина.ю Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для работы с детьми от 3-7 лет / Т.Ф. Саулина. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014 . - 173 с.
40. Скоролупова, О.А. Правила и безопасность дорожного движения. Тематические недели в детском саду. Скрипторий / О.А. Скорлупова. -2015. - 144 с.
41. Сорокина, Н. Н. Ознакомление старших дошкольников с правилами дорожного движения / Н. Н. Сорокина, И. И. Скибицкая // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - Т. 2. - № 3(4). - С. 153-155.
42. Старцева, О.Ю. Школа дорожных наук. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма / О.Ю. Старцева.- М.: Сфера, 2010,2е изд. - 64с.
43. Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Стеркина Р.Б., Князева О.Л., Авдеева Н.Н. -М.: Сфера, 2010 , - 164с.
44. Тер-Григорьянц, Р.Г. Формирование компетентностно- функционального подхода в системе непрерывного обучения безопасному поведению дошкольников в дорожном движении / Тер-Григорьянц Р.Г. // Сборник материалов Ежегод. Междунар. науч.-практ. конф. «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - № 5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kompetentnostno- funktsionalnogo-podhoda-v-sisteme-nepreryvnogo-obucheniy... ( 21.02.2017).
45. Туева, Т. Проект «Правила дорожные знать каждому положено» / Т. Туева // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 6. - С. 111-116.
46. Убоженко, Т. Н. Проектная деятельность как средство развития базовых компетентностей старших дошкольников / Т. Н. Убоженко // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. - 2013. - № 1. - С. 226-230.
47. Федорова, О.А. Обучение в условиях мини-музея правилам безопасного поведения на дорогах : [проект «Юный инспектор дорожного движения» : опыт работы д/с № 290 г. Ижевска] / О.А. Федорова // Упр. дошкольным образовательным учреждением. - 2013. - № 4. - С. 81-85.
48. Федорова, Ю.М. Проект «Безопасность детей на дороге» : [в дет. Саду ] / О.А. Федорова // Сборник материалов профессиональных конкурсов и Интернет-конф. / Центр образоват. и науч. консалтинга. - Чехов : Студия Полиграфии, 2012. - С. 216-219.
49. Фисенко, М. А. Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма (разработки занятий)/ М.А. Фисенко. - Волгоград: Корифей, 2016. - 283 .
50. Черепанова, С.Н. Правила дорожного движения / С.Н. Черепанова. - М.: Издательство Скрипторий, 2009.- 219 с.
51. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования // http://d25101.edu35.ru/ourchhome/obraz-standarty/128-fgos-do.