Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У
ЮНЫХ БОКСЕРОВ В ГРУППЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 7
1.1. Ловкость как физическое качество 7
1.2. Значение ловкости в единоборствах 13
1.3. Проблема развития ловкости у юных боксеров на этапе начальной
подготовки 17
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Методы исследования 29
2.2. Организация исследования 35
ГЛАВА 3. ДАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ АНАЛИЗ 38
3.1. Результаты предварительного исследования 38
3.2. Обоснование экспериментальной методики 40
3.3. Результаты формирующего педагогического эксперимента 51
ВЫВОДЫ 60
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 62
ЛИТЕРАТУРА 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Развитие различных единоборств в последние годы становится все более популярным среди различных слоев населения. Это обусловлено различными причинами объективного и субъективного характера. Среди них бокс является уже давно классическим видом спорта, признанным во всем мире. Его популярность с годами не снижается, а наоборот - не так давно даже женщинам разрешили активно заниматься боксом и выступать на олимпийских играх.
В Республике Казахстан давно сложились славные традиции в выступлениях боксеров на различных соревнованиях, включая Олимпиады. Однако, на фоне обострения спортивной конкуренции, введения санкций, необъективности судейства и других факторов в развитии современного бокса требуется такая физическая подготовка спортсменов, которая бы не вызывала никаких сомнений в результате поединка на ринге не у тренеров, не у публики, не у судей.
Несмотря на то, что бокс, как вид спорта, существует очень давно и достаточно неплохо изучен наукой, все же остаются различные проблемы в системе подготовки спортсменов-боксеров на разных этапах многолетней тренировки, что отражается на спортивных результатах и достижениях боксеров-казахстанцев. В научном плане изучались особенности скоростно-силовой подготовки боксеров [ 4], проблемы многолетней подготовки в боксе [ 60], объективности судейства во время боксерских поединков [21, 22 ], вопросы освоения техники и тактики ведения спортивной борьбы [ 1, 2, 7, 9, 10, 15, 28, 30, 35, 40, 45, 46, 47 ] и многие другие.
Вместе с тем, остаются еще нерешенными вопросы, касающиеся совершенствования физической подготовки юных боксеров на начальном периоде тренировочного процесса. В частности, мало исследований посвящено эффективному развитию ловкости у юных боксеров групп начальной подготовки, что и определяет актуальность настоящего исследования.
Проблема заключается в том, чтобы исследовать как, с помощью каких средств и методов можно повысить осуществлять эффективность методики развития ловкости у юных боксеров в группах начальной подготовки.
Исходя из проблемы исследования, цель настоящей работы заключается в том, чтобы теоретически и экспериментально обосновать методику развития ловкости у юных боксеров в подготовительном периоде годичного цикла тренировки в группе начальной подготовки.
Задачи научного исследования:
1. Выявить особенности специфики проявления ловкости в соревновательной деятельности в боксе.
2. Обосновать и разработать методику развития ловкости у юных боксеров в подготовительном периоде годичного цикла тренировки в группе начальной подготовки.
3. Экспериментально апробировать разработанную методику и сформулировать рекомендации по совершенствованию учебно-тренировочных занятий по развитию ловкости у юных боксеров группы начальной подготовки в подготовительном периоде.
Объект исследования- содержание физической подготовки в тренировке юных боксеров группы начальной подготовки.
Предмет исследования - методика развития ловкости в подготовительном периоде годичного цикла тренировки у юных боксеров группы начальной подготовки.
Гипотеза исследования: предполагалось, что изучение соревновательной деятельности в боксе, позволит выявить специфику общих и специальных параметров ловкости боксера и на этой основе разработать методику эффективного и целенаправленного развития ловкости у юных боксеров группы начальной подготовки в подготовительном периоде годичного цикла тренировки.
Методы исследования: анализ и обобщение данных специальной литературы, опрос в виде беседы, тестирование физической подготовленности, проба Руффье, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретико-методологические основы исследования - теория и методика спортивной тренировки (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Ф.П. Суслов, Н.Г. Озолин), теория и методика детско-юношеского спорта (В.П. Филин, Н.А. Фомин), теория и методика развития ловкости (В.И. Лях, Л.Д. Назаренко), теория и методика бокса (И.П. Дегтярев, А.М. Базеян, А.Г. Ширяев).
Научная новизна исследования заключается в получении новых данных о средствах и методах развития ловкости у юных боксеров группы начальной подготовки в содержании учебно-тренировочного процесса в подготовительном периоде годичного тренировочного цикла на основе выявления специфики параметров ловкости, необходимых в боксерском соревновательном поединке.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные дополняют теорию спортивной тренировки, теорию детско-юношеского спорта, теорию спортивной подготовки юных боксеров в подготовительном периоде годичного цикла тренировки, теорию развития физических качеств в спортивных единоборствах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика развития ловкости у юных боксеров группы начальной подготовки в подготовительном периоде годичного тренировочного цикла может найти применение в спортивных секциях бокса, на отделениях бокса и единоборств в детско-юношеских спортивных школах Республики Казахстан. Кроме того, материалы исследования могут использоваться на курсах повышения квалификации тренеров, на факультетах физической культуры высших учебных заведений Казахстана.
Апробация магистерской диссертации проводилась на заседании кафедры «Естественно научные дисциплины» Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета (Республика Казахстан, Западно-Казахстанская область, г. Уральск, 2016 г.), на IV Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием под названием «Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта», приуроченной к 50-летию Факультета физической культуры Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета (проводилась 3 ноября 2017 года).
Структура и объем диссертации: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации 70 страниц машинописного текста. В тексте диссертации также включено 5 таблиц, одно приложение. В списке литературы всего 64 источника, из них 4 - на иностранном языке.
1. В результате проведенного исследования были выявлены разновидности общей ловкости, необходимые в боксе:
- способность сохранять устойчивое равновесие;
- способность к пространственной ориентации и пространственно - временным параметрам.
Кроме того, выявлены специфические проявления ловкости боксеров в виде следующих сложных координаций:
- ножная ловкость при перемещениях боксеров;
- ручная ловкость боксеров для выполнения различных действий нападающего, защитного, обманного характера;
- специфическое сочетание различных движений звеньями тела боксеров: головой, плечами, туловищем, руками, ногами;
- специфический ритм движений боксера;
- специфический темп движений боксера.
2. В исследовании теоретически обоснована и экспериментально разработана методика развития ловкости у юных боксеров 10-12 лет в подготовительном периоде годичного цикла тренировки в группе начальной подготовки. В ее основе лежит последовательное развитие общей координации и специальной ловкости боксеров посредством целенаправленного воздействия на сложные координационные способности, находящиеся в сенситивном периоде у юных боксеров в данный возрастной период.
3. Разработанная методика развития ловкости у юных боксеров 10-12 лет экспериментально апробирована. После окончания педагогического эксперимента у юных боксеров экспериментальной группы достоверно выше, чем в контрольной группе при Р < 0,05 оказались показатели уровня проявления способности сохранять статическое равновесие и способности к пространственной ориентации и пространственно-временным параметрам действий боксеров. Обнаружено достоверное преимущество в экспериментальной группе испытуемых по показателям специальной ловкости боксеров. В контрольных упражнениях: «зеркало» на точность повторения выполняемых партнером движений, «снайпер» - на точность попадания ударов в соперника, «пятнашки» - на избегание касаний со стороны соперника, выявлены достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами при Р<0,05. Представители экспериментальной группы в ходе эксперимента чаще, чем представители контрольной группы, становились победителями и призерами соревнований по боксу.
1. Анализ соревновательного поединка в боксе /Кравченко О.В., Киселев В.А., Свищев И.Д. и др. // Восток Запад: проблемы физической культуры и спорта: Сб. науч. трудов.-Улан-Удэ, Изд-во Бурят, гос. ун-та,- 1998.-Вып. II,- С.50-54.
2. Анисимов Г.И. Индивидуальная тактическая подготовка квалифицированных боксеров на основе моделирования соревновательной деятельности: Дис. ...канд. пед. наук. Л., 1991. - 189 с.
3. Антонов С.Г. Общедидактические и методические основы подготовки начинающих спортсменов к выбору специализации в спортивном единоборстве: Автореф. дис. .д-ра пед. наук,- СПб., 1997.-43с.
4. Аппаратурный комплекс для изучения временных интервалов при выполнении серии ударов в боксе / Сальников В.А., Яцин Ю,В., Ткаченко Г.С. и др. // Вопросы современного бокса.-М., 1994.-С.44-45.
5. Атилов А.А. Современный бокс / Серия «Мастера боевых искусств».-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.-640 с.
6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.-М.:Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
7. Базеян А.М. Технико-тактическая подготовка боксеров-юниоров на основе учета показателей их соревновательной деятельности. Дис. .канд.пед.наук. - М., 1990. - 180 с.
8. Бакешин К. П.Воспитание самостоятельности в процессе учебно-тренировочных занятий по боксу с подростками: дис. ... канд. пед. наук. Л., 1982. - 193 с.
9. Белоусов С.Н. Индивидуальная манера ведения боя и пути ее формирования у боксеров: Дис. .канд. пед. наук. Л., 1976. - 167 с.
10. Близнюк А.А. Формирование базового арсенала технических действий боксеров на этапе начальной подготовки: Автореф. дис.. ..канд. пед. наук. Краснодар, 2012. - 24 с.
11. Бокс: Учебник для ин-тов физической культуры / Под ред. И.П. Дегтярева.-М.: ФиС, 1979.-287 с.
12. Бокс. Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства (учебно-тренировочной группы и группы спортивного совершенствования). М., 1985. - 162 с.
13. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. М.: ФиС, 1988. - С. 331.
14. Дегтярев И.П. Тренировка боксеров. Киев: Здоров'я. 1985. - 139 с.
15. Диденко В.Н. Индивидуальный подход в совершенствовании тактической подготовки боксеров: Дис. ...канд. пед. наук. Л., 1982. - 137 с.
16. Дихтяренко В.Ф. Оптимизация предсоревновательной подготовки высококвалифицированных боксеров: Дис. .канд. пед. наук. Л., 1980. - 180 с.
17. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для студ. Высш. пед. учеб.заведений. - М., Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.
18. Замятин Ю.П. Направленное развитие вестибулярного анализатора в процессе тренировки юных борцов: Дис. .канд. пед. наук, Л. 1972. - 206 с.
19. Ибрагим Р.М. Исследование путей совершенствования методики подготовки юных боксеров Ирака: Дис. .канд. пед. наук. Л., 1979. - 120 с.
20. Ибраимов Е. С. Управление подготовкой боксеров на предсоревновательном этапе: Автореф. Дис. .канд. пед. наук. Алматы. 2010. -21 с.
21. Калимулин И.А. Методика объективизации судейства в боксе:Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 1995. - 24 с.
22. Калимулин И.А. Методика объективизации судейства в боксе: Дис.канд. пед. наук в виде науч. Доклада. - СПб., 1995. - 23 с.
23. Калмыков С.В. Индивидуализация подготовки спортсменов- единоборцев в контексте культурных традиций Востока и Запада: Дис. д-ра пед. наук в виде науч. докл. М., 1994. - 60 с.
24. Коба В.Д. Комплексный подход при отборе юных боксеров: Автореф. Дис..канд. пед. наук. Набережные Челны. 2012 - 23 с.
25. Колесник И.С. , Назаренко Л.Д. Новые подходы к развитию ловкости у боксеров // Теория и практика физической культуры. 2005. № 3.
26. Колесник И.С. Инновационная технология стимулируемого развития ведущих двигательных координаций у боксеров 15-17 лет массовых разрядов: Дис. .канд. пед. наук. М., 2006.
27. Колесник И.С. Структура и содержание системы подготовки боксеров высокой спортивной квалификации 15-17 лет: Автореф. Дис. .д-ра пед. наук. Набережные Челны. 2010. - 54 с.
28. Лисицын В.В. Технико-тактическая подготовка
высококвалифицированных женщин-боксеров: Дис. .канд. пед. наук. М., 2015 - 131 с.
29. Лях В.И. Координационные способности школьников. Минск: Полымя. 1989.
30. Мартынов А.С. Исследование эффективности распознавания и применения обманных действий у боксеров: Дис. .канд. пед. наук. Л., 1978. - 213 с.
31. Мартынов М. В. Отбор и подготовка юных боксеров в условиях общеобразовательной школы с учетом показателей психомоторики :Дис. ... канд. пед. наук М. , 2002. - 137 с.
32. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и система подготовки спортсменов.-Киев: Олимпийская литература, 1999.-318 с.
33. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.:Физкультура и спорт, 1977.-271 с.
34. Микаэлян С. И. Организационно-педагогические условия развития менеджмента в профессиональном боксе :Дис. ...канд. пед. наук. СПб., 2011.
- 155 с.
35. Мичник С.Г. Методика повышения индивидуальных резервов технической подготовленности боксеров высокой квалификации: Дис. .канд. пед. наук. Л., 1985. - 202 с.
36. МохамедТалат Ибрагим. Разработка и экспериментальное обоснование программ педагогического контроля, оптимизирующих процесс подготовки юных боксеров: Дис. .канд. пед. наук. Л., 1982. - 102 с.
37. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков: монография. - М.: Теория и практика физической культуры. 2001. 332 с.
38. Никитин С.Н. Технико-тактическая подготовка начинающих борцов на основе целенаправленного развития ловкости: Дис. .канд. пед. наук. Л., 1990. - 194 с.
39. Основы теории физической культуры. 10-11 классы: учебное пособие / Под общ. Ред Ф.И. Собянина, А.И. Замогильнова. - М.: Гуманитарный озд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 151 с.
40. Осколков В.А. Обучение боксеров технике передвижения по рингу с учетом решаемых тактических задач: Дис. .канд. пед. наук. Л., 1984. - 148 с.
41. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка.-Киев: Здоровье, 1980.-284 с.
42. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1986.-286 с.
43. Попов В.П. Индивидуальные особенности предстартового состояния боксеров: Дис. .канд. пед. наук. СПб., 1997. - 150 с.
44. Саханов З.И. Методика отбора квалифицированных боксеров на этапе предсоревновательной подготовки: Дис. .канд. пед. наук. Л., 1987. - 231 с.
45. Судаков Е.Б. Методика физической подготовки боксеров различной спортивной квалификации и тактических манер ведения поединка: Дис. ...канд. пед. наук. Волгоград, 2008. - 158 с.
46. Таймазов В.А. Индивидуальный подход к технико-тактической подготовке боксеров с учетом их спортивно важных качеств: Дис. .канд. пед. наук. Л., 1981. - 198 с.
47. Таймазов В.А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений: Дис. .д-ра пед. наук. - СПб.. 1997. - 311 с.
48. Теория и методики физического воспитания: учеб.для студентов фак. Физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «физкультура» / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
49. Теория и методика физической культуры: учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. -2-е изд. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с. и др.
50. Туревский И.М. Ловкость как комплекс психических и моторных способностей: автореф. Дис. .канд. пед. наук. М., 1980. 33 с.
51. Филин В.П. Становление и развитие теории и методики юношеского спорта // Юбилейный сборник научных трудов РГАФК, посвященный 80-летию академии. М., 1998. - Т.2. - С.50-56.
52. Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству. М.: ФиС, 1986. -159 с.
53. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 1985. - 255 с.
54. Хам Г. С. Педагогические условия повышения эффективности
оздоровительных занятий студентов технических вузов,
специализирующихся в боксе :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Тюмень, 2000. - 137 с.
55. Хамаганов Б.П. Особенности методики подготовки спортсменов в тайском боксе: Дис. .канд. пед. наук. Улан-Удэ. 2004. - 171 с.
56. Цыбульская Н.А. Влияние занятий КИК-боксингом на организм детей и подростков 9-16 лет: Автореф. Дис. .капнд. Биол наук. Краснодар, 1998. - 20 с.
57. Чудинов В.А. Физическая подготовка начинающего боксера. М.: ФиС. 1971. - 44 с.
58. Ширяев А.Г. Учителю и ученику . Изд. 2-е , перераб. и доп. -СПб.: Изд-во «ШАТОН», 2002. - 192 с.
59. Ширяев А.Г. Исследование и реализация в педагогическом процессе взаимосвязи физической подготовленности и технического мастерства боксеров высших разрядов: Дис. ...канд. пед. наук. Л., 1974. - 140 с.
60. Ширяев А.Г. Педагогические основы организации и содержания многолетней подготовки спортсмена (на примере бокса): Дис. .д-ра пед. наук. СПб., 1991. - 338 с.
61. Cororan J., Farkas E. Martial Arts: Traditions, History, People.-N.Y.- 1983.
62. Feibleman J. Understanding Oriental Philosophy.-N.Y., 1976.
63. Fidzinski J. Szkoleniemlodziezy w nrdiunas. Boks, 1973.-N 5,s.3-15.
64. Fiedler H. Boxen. Berlin. Sportverlag, 1963.-s. 231.