Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Работа №61214

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
501
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования русской живописи как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся 9
1.1. Сущность и содержание коммуникативной компетенции как
личностной характеристики обучающегося 9
1.2. Произведения русской живописи как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка..16
1.3. Теоретические основы использования произведений живописи на
уроках русского языка 24
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. Методика использования произведений русской живописи на уроках русского языка 29
2.1. Анализ школьных учебников на предмет применения репродукций
картин 29
2.2. Изучение проблемы формирования коммуникативной компетенции учащихся средствами русской живописи на уроках русского языка в 5
классе 40
Выводы по главе 2 42
ГЛАВА 3. Методическая система обучения с использованием произведений русской живописи на уроках русского языка в 5 классе 44
3.1. Методы применения средств русской живописи на уроках русского
языка 44
3.2. Требования к отбору картин на уроках русского языка 50
3.3. Методические рекомендации по организации обучения русскому языку
обучающихся 5 классов с использованием произведений русской живописи 56
3.4. Методическая разработка системы упражнений с использованием
произведений русской живописи на уроках русского языка в 5 классе 62
Выводы по главе 3 66
Заключение 67
Список использованной литературы 69
Приложение 75


Изменения в современном языке коснулись всех форм и содержаний. Человечеству нужны люди, которые владеют словом, способны дискуссировать, выражать свою позицию, быть активными в профессиональном и межличностном общении. Поэтому в действующем федеральном стандарте сформулирована важнейшая задача обучения русскому языку в общеобразовательной школе сегодня - развитие коммуникативной компетенции учащихся [44].
Современный педагог путем использования различных методик обучения должен добиваться овладения обучающимися основными функциональными стилями, типами и формами речи, которые необходимы для осуществления коммуникации в современном мире. Не стоит забывать, что обучать языку нужно непосредственно в условиях реальных событий.
Коммуникативная компетенция в рамках настоящего исследования - способность владеть различными видами речевой деятельности, основанных на знаниях и умениях, помогающих пониманию речи и ее высказывания. Коммуникативная компетенция охватывает все виды компетенций, так как каждая ее часть состоит из какой-либо компетенции. Главное именно в коммуникативной компетенции - это способность выбрать подходящие слова и выражения в определенной коммуникативной ситуации.
Огромное количество перспективных исследований разных авторов в нынешнее время уделено изучению процесса и средств формирования коммуникативной компетенции (Е.В. Архипова, Е.С. Антонова, А.П. Еремеева, Л.Г. Антонова, М.Т. Баранов, А.Д. Дейкина, Т.Г. Бирюкова, Т.М. Воителева, Т.К. Донская, Т.А. Ладыженская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Е.И. Пассов, Е.И. Никитина, Л.А. Ходякова и др.). Ученых интересуют, как можно "легко пользоваться языком" и какие методы и приемы могут поспособствовать формированию коммуникативной компетенции
обучающихся. Одним из действенных методов речевого развития обучающихся является метод применения на уроках произведений живописи.
Методика использования художественных картин изучалась еще в 5060-гг. XX века такими исследователями, как Т.А. Ладыженская [24], Т.А. Ржевусская [33]. Из современных ученых исследованием данной проблемы занималась Л.А. Ходякова [46, 47]. Методисты отмечают большой потенциал данного метода для речевого развития обучающихся и формирования их коммуникативной компетенции.
В настоящее время исследователями отмечается слабое развитие культуры в речи по целому ряду критериев, которым владеют выпускники общеобразовательной школы. Это можно объяснить недостаточностью выбора условий коммуникаций и возраста учащихся для формирования коммуникативной компетенции учеников. На наш взгляд, недостаточно используется потенциал произведений живописи на уроках русского языка для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Необходимость усиления внимания к методическим разработкам в данной области позволяет говорить об актуальности рассматриваемой проблемы.
Объект исследования - процесс обучения учащихся русскому языку в 5 классе.
Предмет исследования - формирование коммуникативной компетенции путем использования произведений русской живописи на уроках русского языка в 5 классе.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и разработать методические рекомендации по формированию коммуникативной компетенции учащихся 5 класса с помощью средств русской живописи.
Цель исследования предполагала решение следующих задач:
1. Кратко осветить значимость компетентностного подхода и содержание коммуникативной компетенции в аспекте обучения русскому языку в школе.
2. Определить особенности произведений русской живописи как средства формирования коммуникативной компетенции.
3. Изучить и проанализировать программы с точки зрения изменения содержания и форм обучения русскому языку.
4. Изучить методическую литературу по проблеме исследования.
5. Проанализировать действующие учебники русского языка для 5 класса на предмет наличия в них репродукций картин и упражнений на их основе.
6. Разработать методические рекомендации по использованию произведений русской живописи на уроках русского языка.
Методологической базой исследования послужили работы в области лингвистики (В.В. Виноградов, Н.М. Шанский, П.А. Лекант, Л.Л. Касаткин, И.П. Мучник, Д.Э. Розенталь, Г.М. Панова и др.), лингвометодики (М.Т. Баранов, Е.А. Быстрова, Л.З. Шакирова, Е.С. Антонова, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, М.М. Разумовская, О.В. Алексеева и др.). В нашем исследовании мы также опирались на труды ученых казанской лингвистической школы И.А. Бодуэн де Куртенэ, В.А. Богородицкого и др, а также работы ученых казанской лингвометодической школы (Л.З. Шакировой, З.Ф. Юсуповой, Г.М. Нуруллиной и др.).
Для достижения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы исследования:
1.Теоретические: анализ лингвистической, психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы по исследуемой проблеме, учебно-методических пособий, школьных учебников по русскому языку;
Научная новизна исследования заключается в том, что в данном исследовании предпринята попытка разработать методические рекомендации по использованию средств русской живописи с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся в 5 классе.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный языковой и учебный дидактический материал может быть использован при изучении русского языка в школе, при составлении учебников и учебных пособий, методических разработок, основные идеи работы могут быть учтены при составлении единой образовательной программы по русскому языку, а также при подготовке обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку, при проведении внеурочных занятий по русскому языку.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, шести таблиц, трех рисунков, заключения. К работе прилагается библиографический список и приложение.
Во введении обосновывается выбор данной темы и ее актуальность, определяются цель и задачи, выявляются объект и предмет изучения, рассматриваются теоретическая и практическая значимость, научная новизна, описываются методы исследования и определяется структура исследования.
Первая глава «Теоретические основы использования русской живописи как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» рассматривает сущность и содержание коммуникативной компетенции как личностной характеристики обучающегося.
Во второй главе «Методические исследования произведений русской живописи на уроках русского языка» рассматриваются особенности методики использования картин на уроках русского языка.
В третьей главе «Методическая система обучения с использованием произведений русской живописи на уроках русского языка в 5 классе» предложены методические разработки по использованию произведений русской живописи на уроках русского языка в 5 классе.
В заключении подводятся итоги исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования нами сделаны следующие выводы:
1. Обосновано, что есть целесообразность применения на уроках русского языка произведений русской живописи на всех ступенях общего образования. В своей работе мы установили, что для овладения компетенциями в полной мере необходимо проводить целенаправленную систематическую работу по развитию устной и письменной речи детей, начиная с их первых дней пребывания в школе. Это позволит обеспечить преемственность в обучении русскому языку при переходе из начальной школы в среднюю, из средней в старшую. В рамках исследовательской работы проводилась работа, направленная на решение поставленных задач. Изучена история становления компетентностного подхода и определено содержание коммуникативной компетенции. Изучена педагогическая и психологическая литература по данному вопросу, что позволяет сделать вывод о коммуникативной компетенции как личностной характеристики обучающихся, требовании к уровню способности общаться, которое установлено содержанием федерального государственного образовательного стандарта. Подтвержден очевидный факт формирования коммуникативной компетенции на уроках всех учебных предметов, но с учетом специфики отдельных предметов. Выявлен и раскрыт образовательный потенциал произведений русской живописи, как средства формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Различные жанры живописи побуждают высказываться обучающихся, применяя определенную лексику. Произведения живописи обеспечивают предметно-ориентированное общение собеседников.
2. Установлено, что картины активизируют прямое чувственное восприятие обучающимися окружающего мира, мобилизуют их психическую активность, вызывают интерес и таким образом упрощают процесс планирования и протекания речевой деятельности.
3. В процессе изучения методической литературы была выявлена специфика применения репродукций картин на уроках русского языка в пятом классе, которая заключается в соблюдение определенной структуры урока. Важно в процессе урока соблюдать порядок использования методов и приемов работы с репродукциями художественных полотен.
4. Обнаружено, что написание письменной работы (изложение, сочинение), ее проверка и анализ - завершающий этап в работе с картиной, способствующий формированию умения совершенствовать написанное. Это наиболее распространенный прием работы. Еще одной специфичной чертой методики использования репродукций картин на уроках русского языка является отбор картин. Картины должны отвечать эстетическим и воспитательным задачам, наряду с дидактическими. Наиболее эффективно для обучения в 5 классе применять жанровые картины, портреты, картины с изображенными людьми на природе. Для воспитания и обучения детей в России лучше использовать работы отечественных мастеров живописи, т.к. ученикам будет ближе замысел данных полотен.
4. Установлено, что в проанализированных нами учебниках русского языка используются репродукции картин различных авторов, но их количество отличается. Также отличается и месторасположение картин в учебнике. Во всех учебниках, представленные репродукции отвечают возрастным особенностям обучающихся.
5. Разработаны примерные вопросы и задания для использования их на уроках русского языка в 5 классе по подготовке к написанию сочинения по репродукциям картин. В предложенных нами вопросах и заданиях усилена коммуникативная направленность.
6. Обосновано, что наиболее эффективными методами и приемами работы по использованию живописи на уроках русского языка являются такие, как ассоциативный эксперимент, беседа, словарная работа и др.
7. Предпринята попытка доказать, что проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся может быть успешно решена при умелом использовании средств русской живописи на уроках русского языка.



1. Андреюшкова Т. И. (Миронова Т. И.). Отбор картин для уроков подготовки учащихся к сочинению-описанию внешности человека. //Исследовательский поиск молодых ученых. (К юбилею профессора Л.А. Ходяковой) / Сост. К. А. Вознесенский, Е. В. Кабанова; научный редактор А. Д. Дейкина. - М.: МПГУ, 2002. - С. 44 -46.
2. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: Учебное пособие / Е.С. Антонова.
- М.: КноРус, 2007. - 464 с.
3. Ахмадуллина Ф.Ю. Картина как средство развития речи татарских школьников / Ф. Ю. Ахмадуллина. - Казань : Хэтер, 1999. - 128 с.
4. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория: учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2012. - 320 с.
5. Баранов М.Т. Методика обучения русскому языку / М.Т. Баранов.
- М.: Академия, 2003. -320 с.
6. Баранников А.В. Содержание общего образования:
компетентностный подход / А. В. Баранников. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 51 с.
7. Баринова Е. А. Методика русского языка / Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев. - М.: Просвещение, 1986. - 368 с.
8. Бондаревская Е.В. Вариативность стратегии личностно
ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2001. - №1. - С. 63.
9. Богородицкий В.А. О преподавании русской грамматики в
татарской школе. - 5-ое изд. - Казань, 1951. - 24с.
10. Бодуэн де Куртенэ И.А. Количественность в языковом мышлении // Избранные труды по общему языкознанию. - М.: Изд. АПН СССР, 1963. - Т.2. - С. 147-154.
11. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / Отв. ред. М. Н. Скаткин; сост. Л.Н. Литвин, Н.Т. Бритаева. [Вступ. ст. С.Ф. Егорова, с. - 6-27]; Акад. пед. Наук СССР. - М.:Педагогика, 1987. - 400, [1] с. - (Пед. б- ка). - Пед. соч. В.П. Вахтерова, лит. о нем: с. 396-398. Библиогр. в примеч.: С. 385-395. - Указ. имен: - С. 399-400.
12. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура:т Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного /
Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.: Просвещение, 1990. - 243 с.
13. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: 1993, №3. - С. 31.
14. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Т.Н. Головина. - М.: Педагогика, 1974. - 119 с.
15. Городилова Г.Г. Роль и место наглядности в процессе развития речевых навыков и умений / Г.Г. Городилова. - М.: Педагогика, 1978 - 198 с.
16. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка / А.Д. Дейкина // Русский язык в школе. - 2002. - № 3. - С. 105-109
17. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс / Н.В. Егорова. - М.: ВАКО, 2011. - 416 с.
18. Зельманова Л.М. Эффективность применения средств обучения на уроках русского языка и литературы. Методические рекомендации / Л.М. Зельманова. - М.: Педагогика,1986. - 93 с.
19. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 43 с.
20. Иванова Т. В. Основные тенденции разработки требований в государственных образовательных стандартах к уровню подготовки выпускников / Т. В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - №5. - С. 3.
21. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения / В.И. Капинос. - М.: Наука, 2011. - 234 с.
22. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление / С.Д. Кацнельсон. - Л., 1972. - 124с.
23. Корнеева Т.А. Формирование лингвистической компетенции учащихся в школе и вузе: монография. - Казань: Отечество, 2016. - 162 с.
24. Ладыженская Т.А. Развитие речи учащихся / Т.А. Ладыженская. - М., Учпедгиз, 1960. - 283 с.
25. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1974. - 368 с.
26. Литневская Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов вузов / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева. - М.: Акад. проект, 2006. - 590 с.
27. Львова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка /С.И. Львова //Русская словесность. - 2003. - №4. - С. 9-14
28. Лубенец Т.Г. Соч.: О наглядном преподавании / Т.Г. Лубенец. - Киев, 1911. - 604 с.
29. Мошкина М.А. Экстралингвистические факторы в процессе обучения школьников письменной речи / М.А. Мошкина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - №1 (21). - С. 108-113.
30. Новикова В.Г. Формирование коммуникативной компетенции
учащихся в процессе обучения русскому языку, литературе, риторике. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://festival.1 september.ru/articles/418598/. - (Дата обращения: 30.05.2017).
31. Нуруллина Г.М. Формирование лигвокультурологической компетенции учащихся-билингвов (татар) при изучении категории рода русского языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2010. - 24с.
32. Рабочие программы по русскому языку. 5-9 классы по программе под редакцией В.В. Бабайцевой. - М.: Дрофа, 2008. - 125с.
33. Ржевусская Т.А. Развитие речи учащихся по художественным картинам / Т.А. Ржевусская. - Минск, 1963. - С.10.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. - М: Питер, 2000. - 720с.
35. Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ [А.Д. Шмелёв и др.]; под ред. А.Д. Шмелёва. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 304 с.
36. Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Т.А. Ладыженская [и др.]; под ред. Н.М. Шанского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - Часть 1 - 192 с., часть 2 - 176 с.
37. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-13-е изд.,стереотип. - М.: Дрофа, 2016. - 316 с.
38. Русский язык. 5 класс: учебник: в 3 ч. / С.И. Львова, В.В. Львов. - М.: Дрофа. 2014. - Часть 1 - 182 с., часть 2 - 167 с., часть 3 - 163 с.
39. Русский язык. Русская речь. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И. Никитина. - М.: Дрофа. 2016. - 192 с.
40. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.: Просвещение, 2014. - Часть 1 - 127 с., часть 2 - 160 с.
41. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
42. Сычугова Л.П. О школьном Толково-сочетаемостном словаре по изобразительному искусству / Л.П. Сычугова // Научные понятия в учебновоспитательном процессе школы и вуза: Тезисы докл. на II Всеросийсской научно-практической конф. Челябинск, 1994. - Т. 1 - С. 23-25.
43. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1974. - 516 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. -
6- е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2017. - 61 с. - (Стандарты второго поколения)
45. Харитонова Е.И. Программы для общеобразовательных
учреждений. Русский язык. 5-9 классы. 10-11 классы. Сборник программ / Е.И. Харитонова. - М.: Дрофа, 2011. - 224 с.
46. Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка: Теория и методические разработки уроков / Л.А. Ходякова. - М.: Флинта, 2000. - 352с.
47. Ходякова Л.А. Пейзажная живопись на уроках развития речи / Л.А. Ходякова // Русский язык в школе, 1998, №4. - С. 36.
48. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
49. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология
конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №5. - С. 55.
50. Шакирова Л.З. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ) / Л.З. Шакирова, Р.Б. Сабаткоев. - Казань: Магариф, 2003. - 351 с.
51. Шакирова Л.З. Основы методики преподавания русского языка в татарской школе / Л.З. Шакирова. - Казань: Магариф, 1999. - 351с.
52. Штыркина О.В. Использование произведений живописи на уроках риторики в пятом классе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / МШ'У. - М., 2001. - 161 с.
53. Юсупова З.Ф. Художественный текст как единица культуры: лингвометодический аспект // Филология и культура. Philology and Culture. - 2014. - №4. - С.229-234
54. Юсупова З.Ф. Компетентностный подход к обучению русскому языку: конспект лекций. - Казань: Казан. ун-т, 2015. - 64с. [Электронный образовательный ресурс] http://edu.kpfu.ru/enrol/index.php?id=839


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ