Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В ИНДИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ: СТАНОВЛЕНИЕ И МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ МУЗЕЙНОМ МИРЕ

Работа №61174

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
455
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Становление музейного дела в Индии 7
1.1. Протомузейный период (III тысячелетие до н.э. - начало XIX века)
1.2. Музеи Колониальной Индии (начало XIX - сер. XX в.) 14
1.3. Постоколониальный период (вторая половина XX - начало XXI века).. 17
Глава 2. Основные направления развития музейного дела в Индии во второй
половине XX - начале XXI веков 22
2.1. Вопросы сохранения и актуализации национального наследия Индии.. .23
2.2. Музейные организации Индии 29
2.3. Российско-индийское культурное сотрудничество в рамках БРИКС 39
Заключение 46
Список литературы и источников

Становление музейного дела в странах Азии складывалось в условиях, кардинально отличных от условий, в которых развивались музеи Европы, Америки. Многие азиатские страны были превращены в колонии, самой крупной из которых стала Индия. Музей как феномен не был рожден Индией самостоятельно, а возник благодаря деятельности английских ученых - представителей колониальной администрации. Их усилиями были созданы сначала комплексные музеи, собрания которых отражали научные интересы завоевателей, а позже стали появляться и узкопрофильные музеи, не просто собрания редкостей, но специализированные коллекции для ознакомления и изучения отдельных сторон национальной культуры. Данное направление продолжило свое развитие в уже независимой Индии, что и определило современное состояние музейной сети страны.
Основное внимание в работе сосредоточено на изучении динамики развития музейного дела в Индии, преимущественно постколониального периода (с 1947 г.). Данная тема является недостаточно изученной в отечественной музеологической литературе, потому для понимания дальнейших перспектив развития необходим и актуален комплексный анализ. Актуальность данного исследования также обусловлена активной деятельностью Индии в комитетах и объединениях Международного совета Музеев (далее - ИКОМ), а также в рамках созданного в 2011 г. объединения БРИКС.
Объектом исследования является история развития музейного дела в Индии и ее современное состояние. Предметом исследования можно назвать деятельность государственных учреждений культуры и негосударственных организаций по формированию и совершенствованию музейной сети страны.
Целями данной работы является изучение хронологии развития музейного дела в Индии и анализ современного положения дел в музейном пространстве данного государства, его места в мировой культуре, востребованности его самобытного наследия в межкультурном диалоге, динамики развития музейной сферы в Индии на протяжении последних 70 лет.
Задачами работы являются:
• сбор и изучение литературы и различных источников, посвященных заявленной теме работы;
• определение рамок периодизации развития музейного дела в Индии и их обоснование;
• анализ развития музейного дела в Индии на каждом из выделенных этапов;
• описание деятельности организаций, ответственных за развитие музеев Индии;
• изучение российско-индийского сотрудничества по вопросам науки, культуры и образования в рамках БРИКС;
• анализ тенденций и проблем музейного дела страны в разные периоды времени.
Методами, используемыми при написании работы, являются общенаучные методы, такие как: формализация и систематизация данных, их классификация, анализ имеющейся информации, синтез полученных данных. В процессе изучения указанной тематики были применены и частно-научные методы, ключевыми из которых стали конкретно-исторический и хронологический методы, которые были использованы в последовательном описании фактов, связанных с переходом к институту музея в Индии, формированием музейного дела в стране, развитием российско-индийских межмузейных отношений в конце XX - начале XXI вв.
Историю зарождения феномена коллекционирования на территории исторической Индии представляется возможным проследить, если обратиться к трудам об истории искусства Индии, ввиду того, что
домузейный период музейного дела Индии не подвергался тщательному анализу. Изучение культуры Индии началось исследователями-европейцами на рубеже XVIII - XIX вв. Оно осуществлялось в рамках научных обществ, созданных англичанами на территории своей колонии. О музейном деле Британской Индии можно узнать из общих трудов по изучению истории музейного дела различных стран мира, к примеру, из пособий Т Ю. Юреневой.
Во второй половине XX века происходит формирование музеологии в Индии. В самой Индии можно назвать таких специалистов, как Джиотиндра Джаин, специалиста по ритуальному искусству Индии, посвятившему жизнь изучению мифов и преданий своей страны, который посвятил ряд своих работ музею ремесел в Дели, в котором проработал долгое время; или профессора Сарму, изучавшего феномен археологического музея в Индии. Большой вклад в изучение культурного наследия Индии сделали супруги Мерварт, Герман Христианович и Людмила Александровна, которые занимались изучением местных наречий и собирали экспонаты для Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого на Цейлоне и в Индии. Современные исследования ученых посвящены, в большинстве своем, отдельным музеям страны, а также тенденциям музейного дела Индии и сопутствующим им проблемам.
В работе анализируются статьи о музеях Индии из профильных и не профильных журналов, а также труды по истории и культуре Индии.
Ввиду отсутствия комплексного труда, который охватывал бы основные вопросы становления и развития музейного дела в Индии, для проведения исследования нами был использован широкий круг источников. Для изучения государственной политики и системы управления музейным делом были использовали законодательные и нормативные акты. В частности, в работе присутствует анализ нормативных документов ООН, ЮНЕСКО, БРИКС, ИКОМ и музейных организаций Индии - Музейная Ассоциация Индии (далее - МАИ) и ИКОМ Индии.
В качестве источников использовались материалы, отражающие текущую деятельность музеев страны, представленные в рамках научных семинаров и конференций музейных работников в рамках деятельности ИКОМ.
Другим ценным для работы источником стала информация, почерпнутая с сайтов музеев Индии и культурных организаций данной страны и других стран.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и используемых источников: нормативных документов и электронных ресурсов. Первая глава посвящена периодизации развития музейного дела в Индии; вторая описывает основные направления работы современной Индии над совершенствованием музейного дела и трудности, связанные с этим.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог, можно сказать, что музейное дело в Индии развивается уже на протяжении 200 лет, и развивается вполне успешно. В работе был проанализирована особенность этапов развития музейного дела в стране в целом, охарактеризовано современное положение дел Индии в мировом межмузейном пространстве, определены основные тенденции развития музейной сферы государства за последние 70 лет.
Анализ различных источников позволил выделить в истории музейного дела три периода (протомузейный, колониальный и постколониальный) и охарактеризовать их, чему была посвящена первая глава работы.
В второй главе были изучена деятельность индийских и мировых культурных организаций, сделаны выводы об основных направлениях развития музейной мысли в Индии и сопутствующих им проблемам. Также были рассмотрены российско-индийские отношения, сотруднические отношения между государствами в области культуры в рамках БРИКС.
На современном этапе развития музейного дела в Индии можно отметить ряд тенденций:
• стремление к международному сотрудничеству путем в вступления в такие организации, как ООН, ЮНЕСКО, БРИКС, ИКОМ, и активное участие в их работе по сохранению и охране культурного наследия;
• возрождение интереса к своей культуре, осуществляемое в рамках внешней и внутренней политики государства, повышение внимания государства к вопросам сохранения национального наследия;
• расширение профилей музеев, увеличение роли музея как социального института;
• развитие сферы туризма и включение музеев в туристические маршруты.
Однако в процессе совершенствования музейного дела в разных районах страны Индия сталкивается с определенными трудностями:
• скудность коллекций шедевров мировой культуры, а порой и недостаток артефактов национальной культуры по причине разграбления страны захватчиками;
• долгое отсутствие внимания правительства к вопросам культуры, ввиду чего появляется проблема недостаточного финансирования;
• необходимость национальной самоидентификации населения, незнакомого с традиционной культурой страны по причине стремительной урбанизации жителей Индии в XX-XXI века;
• проблема почти полного отсутствия в стране системы музейного образования.
Все эти факторы говорят о том, что музейное дело в Индии еще далеко от совершенства, но имеет шансы на перспективное развитие и формирование качественно систематизированной национальной музейной сети, которая могла бы с успехом стать передовой не только в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, но и послужить примером для всего музейного мира.



1. Декларация Гоа (принята по итогам VIII саммита БРИКС) // Россия в БРИКС // URL:http://brics.mid.rU/document/-/asset publisher/VmQiTl1AUALV/content/deklaracia-goa?p p auth=4kthIzEh&inheritRedirect=true&redirect=%2Fdocuments(дата обращения: 10.05.2017).
2. Делийская декларация (принята по итогам IV саммита БРИКС) // Национальный Комитет по исследованию БРИКС, Россия // URL:http://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs(дата обращения: 10.05.2017).
3. Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970). URL: http:// unesdoc.unesco.org/images/0013/001333/133378mo.pdf (дата обращения: 09.05.2017).
4. Распоряжение Президента Российской Федерации от 20.03.2007 г. № 119- рп «О проведении Года Российской Федерации в Республике Индии и Года Республики Индии в Российской Федерации» // Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/25182(дата обращения 07.05.2017).
5. Резолюция 31-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН № 31/40 от 30 ноября 1976 года. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/ GEN/NR0/306/41/IMG/NR030641.pdf?OpenElement (дата обращения: 09.05.2017).
6. Резолюция 54-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН № 54/190 от 17 декабря 1999 года. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/LTD/ N99/389/14/PDF/N9938914.pdf?OpenElement (дата обращения: 09.05.2017).
7. Соглашение о развитии межкультурного диалога между странами БРИКС, Уфа // URL: https://brics2015.ru/load/383085(дата обращения: 10.05.2017).
8. Устав ИКОМа. Барселона, 2001. 35 с.
9. Уфимская декларация (принята по итогам VII саммита БРИКС // Россия в БРИКС // URL: http://brics.mid.ru/documents/23403188/23494106/ VII саммит БРИКС Уфимская декларация .pdf/c23cd80d- d32b-4136-97b5-0df870640c46(дата обращения: 10.05.2017).
10. MAI «By-Laws». Delhi, 2010. 24 p. // Museums Association of India // URL: http://museumsai.com/bylaws/MAI.pdf(дата обращения: 10.05.2017).
Официальные сайты органов власти, музейных и прочих культурных
организаций:
1. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации // URL: http://mkrf.ru/(дата обращения: 09.05.2017).
2. Россия в БРИКС: официальный сайт Правительства РФ // URL: http:// brics.mid.ru/home(дата обращения: 10.05.2017).
3. Сайт международного альянса стратегических проектов БРИКС: МАСП БРИКС | BRICS Alliance // URL: http://iabrics.org(дата обращения: 10.05. 2017).
Сайт сетевого издания «РИА Новости» // URL: https://ria.ru/(дата обращения: 08.05.2017).
4. The website of Encyclopedia Britannica // URL: https://www.britannica.com/(дата обращения: 05.05.2017).
5. The Official Website of International Council of Museums (ICOM) // URL: http://icom.museum(дата обращения: 04.05.2017).
6. The Official Website of ICOM Committee for Conservation // URL: http:// www.icom-cc.org/(дата обращения: 05.05.2017).
7. The Official Website of Ministry of Culture, Government of India // URL: http:// www.indiaculture.nic.in/(дата обращения 8.05.2017).
8. The Official Website of Museums Association of India // URL: http:// museumsai.com(дата обращения: 04.05.2017).
9. The Official Website of Indian National Committee of International Council of Museums (INC-ICOM) // URL: http://www.inc-icom.org(дата обращения: 04.05.2017).
10. The Official Website of Cyber Animatrix Pvt. Ltd // URL: http://www.capl.in(дата обращения 04.05.2017).
11. The Website of ICOM ASPAC // URL:http://www.chinamuseum.org.cn/ICOM-ASPAC.MUSEUM/(дата обращения 09.05.2017)
12. The web page of ICOM International Committee for Documentation // URL: http://network.icom.museum/cidoc/(дата обращения: 04.05.2017).
13. The web-platform of the ICOM’s International Committee for the Training of Personnel // URL: http://ictop.org(дата обращения: 04.05.2017).
14. The Official Website of ICOM international council of monuments and sites // URL: http://www.icomos.org/en/(дата обращения: 04.05.2017).
15. The Official Website of ICOM's International Committee for Money and Banking Museums // URL: http://network.icom.museum/icomon/(дата обращения: 04.05.2017).
16. The Official Website of ICOM-Turkey. URL:http://icomturkey.org/tr(дата обращения: 04.05.2017).
17. The Official Website of United Nations Educational Scientific and Cultural Organization (UNESCO) // URL:http://www.unesco.org(дата обращения: 07.05.2017).
18. The website of Abha Narain Lambah Associates // URL: http:// www.anlassociates.com/(дата обращения: 08.05.2017).
19. The Official Website of International Committee on Management // URL: http://www.intercom.museum(дата обращения: 04.05.2017).
Официальные сайты музеев:
1. Сайт Русского музея // URL: http://rusmuseum.ru/(дата обращения: 08.05.2017).
2. The Official Website of Archaeological museum of Sarnath // URL: http:// www.sarnathmuseumasi.org(дата обращения: 04.05.2017).
3. The web page of the Air Force Museum // URL: http://indianairforce.nic.in/ show_page.php?pg_id=49 (дата обращения: 08.05.2017).
4. The Official Website of Birla Industrial &Technological Museum // URL: http://www.bitm.gov.in(дата обращения: 07.05.2017).
5. The Official Website of Chhatrapati Shivaji Maharaj Vastu Sangrahalaya // URL: http://www.csmvs.in(дата обращения: 07.05.2017).
6. The Official Website of Indian Museum // URL: http:// indianmuseumkolkata.org(дата обращения: 07.05.2017).
7. The Official Website of Gandhi Memorial Museum Madurai // URL: http:// www.gandhimmm.org(дата обращения: 07.05.2017).
8. The Official Website of the National Museum in New - Delhi // URL: http:// www.nationalmuseumindia.gov.in(дата обращения: 07.05.2017).
9. The Official Website of the National Rail Museum // URL: http: // www.nrm.indianrailways.gov.in(дата обращения: 08.05.2017).
10. The Official Website of the National Science Centre, Delhi // URL: http:// nscd.gov.in (дата обращения: 08.05.2017).
11. The Website of Mathura - Vrindavan Government Museum // URL: http:// www.mathura-vrindavan.com/mathura/museum.htm(дата обращения: 07.05.2017).
12. The web page of Red Fort // URL: http://asi.nic.in/ asi_museums_delhi_indianwar.asp (дата обращения: 08.05.2017)..
II. Список литературы:
1. Алонина С. А. Клозетная культура // Вокруг света. 2012 (8). С. 43-48.
2. Бабаева Д. А. Бог из трущоб // Вокруг света. 2013 (11). С. 22-28.
3. Галеркина О. И., Богданов Ф. Л. Искусство Индии. М., 1963. 67 с.
4. Гийон Э. Философия буддизма. М., 2004. 160 с.
5. Джаин Д. Музей ремесел в Дели // Museum 1987. № 3 (157). С. 48-55.
6. Емельянов В. В. Философские аспекты изучения культур Древнего Востока // Культурологические чтения: Научно-теоретический альманах. Вып. 1., СПб., 2005. С. 48-66.
7. Зорин А .В. Первые петербургские тибетологические чтения // Письменные памятники Востока, 2013. № 1 (18). С. 273-275.
8. Ламбах А.Н. Музеи Индии: консервация, реставрация, музейный дизайн // Петербургское биеннале музейного дизайна от 23 сентября 2014 // URL: https://vimeo.com/107505799(дата обращения: 08.05.2017).
9. Лунев С. И. Внешняя политика Индии и воздействие на нее внутренних факторов // Вестник МГИМО-Университета., № 1(10) М., 2010. С. 189-201.
10. Нигам М. Как приблизить музей к людям // Museum 1987. № 1 (159). С. 12-17.
11. Сарма И. К. Индия: археологические музеи на месте раскопок и их значение для культурного образования // Museum 1998. № 4 (198). С. 45-49.
12. Соболева Е. С. Культура Южной Азии в музеях начале ХХ века (по письмам Г.Х. Мерварта) // Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». Том XIV: Н. СПб.: Издание СПбГБУК «Музей-институт семьи Рерихов», 2015. С. 212-219.
13. Тьягараджан Д. Дакшиначитра: музей искусств и народных традиций Южной Индии // Museum 1987. № 3 (157). С. 52-56.
14. Юренева Т. Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. М., 2004. 579 с.
15. Юренева Т. Ю. Музеи мира: история и коллекции, шедевры и раритеты. М., 2011. 496 с.
16. Явнова И. И. БРИКС: история создания // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история, № 53, Новосибирск., 2015. С. 71-74.
17. Baghill A. S., Boylan P., Herreman Y. History of ICOM (1946-1996). Paris, 1998. 103 p.
18. Cameron D. F. Marble floors are cold for small, bare feet // Museum management and curatorship 1993. № 12(2). P. 159-170.
19. Holbein T., Dawkins W., Crace J. Indian museums: a centenary retrospect // Journal of the Royal Society of Arts, 1914. № 62 (3193). P 207-221.
20. Nigam M. Museology and the developing countries - yesterday, today and tomorrow // ICOFOM ISS Study Series - ISS № 14. Stockholm, 1989, P 203 -217.
21. Shah A. The museum - a social institution of the community // ICOFOM ISS Study Series - ISS № 24. Beijing, 1994, P 61-66.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ