Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление инновационной деятельностью предприятия и оценка ее эффективности на примере ОАО «Казанский хлебозавод

Работа №61153

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы111
Год сдачи2016
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
675
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические и методологические основы инноваций и инновационной
деятельности предприятия 6
1.1. Сущность и содержание инноваций и инновационной деятельности 6
1.2. Основные подходы к управлению инновационной деятельностью
предприятия 12
1.3. Особенности организации инновационной деятельности предприятия
пищевой отрасли 22
2. Диагностика инновационной деятельности предприятия ОАО
«Казанский хлебозавод №3» 32
2.1. Характеристика деятельности ОАО «Казанский хлебозавод №3» 32
2.2. Анализ основных финансово-экономических показателей предприятия
ОАО «Казанский хлебозавод №3» 43
2.3. Оценка инновационной деятельности предприятия ОАО «Казанский
хлебозавод №3» 49
3. Совершенствование управления инновационной деятельностью
предприятия ОАО «Казанский хлебозавод №3» 57
3.1. Рекомендации и предложения по совершенствованию инновационной
деятельности ОАО «Казанский хлебозавод №3» 57
3.2. Внедрение и оценка экономической эффективности предлагаемых
рекомендаций 68
3.3. Пути дальнейшего совершенствования управления инновационной
деятельностью предприятия 81
Заключение 91
Список использованных источников 95
Приложения


Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики - повышение конкурентоспособности промышленности за счет её технологического переоснащения и подъема наукоёмких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям. Теоретически существуют два подхода. Можно пойти по пути приобретения лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний.
Другой путь - опора на собственный научно-технический потенциал, в значительной мере не востребованный сегодня отечественной
промышленностью. Он является более перспективным с многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и организационноуправленческих барьеров.
На сегодняшний день большинство индустриально развитых стран связывают долгосрочный, устойчивый рост, прежде всего с переходом на инновационный путь развития.
Мировая практика предлагает широкий спектр экономических инструментов научно-технической, инновационной и промышленной политики, с помощью которых можно управлять инновационным процессом на макро- и микроуровнях. Однако их применение в полном объеме потребует значительных финансовых ресурсов, что не всегда по силам даже самым богатым странам.
Многие предприятия, особенно в последнее время, стали осваивать инновационную продукцию. Это очень актуально, так как без освоения новых видов продукции, в том числе без инновационной продукции, современное предприятие не может выдержать рыночной конкуренции. Непосредственно в Республике Татарстан в настоящее время поощряется инновационное развитие бизнеса. В связи с этим тема данной работы своевременна, и может быть полезна для разработки направлений развития предприятий.
Целью работы является исследование процесса управления инновационной деятельностью предприятия и оценка ее эффективности на примере ОАО «Казанский хлебозавод №3».
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
- изучить сущность и содержание инноваций и инновационной деятельности;
- раскрыть основные подходы к управлению инновационной деятельностью предприятия;
- исследовать особенности организации инновационной деятельности предприятия пищевой отрасли:
- дать характеристику деятельности предприятия ОАО «Казанский хлебозавод №3»;
- проанализировать основные финансово-экономические показатели предприятия ОАО «Казанский хлебозавод №3»;
- оценить инновационную деятельность предприятия ОАО «Казанский хлебозавод №3»;
- дать рекомендации и предложения по совершенствованию инновационной деятельности ОАО «Казанский хлебозавод №3»;
- внедрить предложенные рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности ОАО «Казанский хлебозавод №3» и дать оценку их экономической эффективности;
- предложить пути дальнейшего совершенствования управления инновационной деятельностью предприятия
Объектом настоящего исследования является «Казанский хлебозавод
№3».
Предметом исследования является организация управления инновационной деятельностью предприятий.
В процессе подготовки и написания настоящей работы были использованы труды отечественных и зарубежных экономистов в области инновационного менеджмента, таких как Аньшин В.М., Дагаев А.А., Виханский О.С., Наумов А.И., Морозов Ю.П., Ковалев Г.Д., Уткин Ф.А., Фатхутдинов Р.А., Бригхем Ю., Баумен К. и др., также использовались данные периодической печати.
Структура работы включает подход к изучению стратегии инновационного развития на уровне предприятия. Это отражается в теоретической, аналитической и проектной частях работы.
Методом исследования послужит метод, применяемый для анализа среды в стратегическом управлении - метод SWOT. Этот метод предполагает установление связей между сильными и слабыми сторонами, возможностями и угрозами предприятия, которые могут быть использованы для формулирования стратегии предприятия. В качестве наиболее перспективной формы организации инновационной деятельности рассмотрим инновационную стратегию в форме матричной структуры.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Инновации - качественно-технологическое изменение товара или услуги в процессе их внедрения в массовое производство. Главным результатом внедрения инноваций является прибыль, которая и побуждает новатора непрерывно создавать эффективные инновации, которые ведут общество к постоянному развитию и прогрессу.
Основными предпосылками по формированию эффективной системы управления инновациями в пищевой промышленности могут быть:
- переход от узкого специализированного производства на выпуск наукоемкий и высокотехнологичной продукции, сокращение внутризаводских потерь в производстве на основе совершенствования кадровой политики;
- расширение сферы переработки пищевых продуктов, начиная от поступления сырья на заводы и заканчивая его эффективным распределением по соответствующим розничным сетям;
- повышение степени мобильности предприятий в части принятия оперативных решений, направленных на сокращение длительности производственного цикла.
Исследование практических основ управления инновационной деятельностью предприятий, мы провели на примере предприятия ОАО «Казанский хлебозавод №3».
Основная деятельность ОАО «Казанский хлебозавод №3»: производство и реализация хлебобулочных и кондитерских изделий, прибыль от которых направляется на расширение деятельности.
ОАО «Казанский хлебозавод № 3» является крупнейшим производителем хлебобулочных изделий города Казани. Он обеспечивает хлебом и кондитерскими изделиями 35% населения города и специализируется на выпуске хлебобулочных изделий массовых сортов и мучных кондитерских изделий. Завод расположен в Вахитовском районе города Казани по адресу ул. Латыпова, д.60.
Главная инновация с точки зрения руководства ОАО «Казанский Хлебозавод №3» заключается в большей автоматизации процесс производства хлебобулочных изделий. Одним из важных мероприятий при подготовке к разработке BSC является анализ инновационной позиции ОАО «Казанский Хлебозавод №3», выбор направлений развития. Стратегическая инновационная позиция ОАО «Казанский Хлебозавод №3» при этом определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, т.е. инновационного потенциала и инновационного климата и представляет собой стратегическое положение ОАО «Казанский Хлебозавод №3». Особое внимание ОАО «Казанский Хлебозавод №3» следует уделить проведению профессиональных тренингов для персонала. Подобная подготовка персонала обеспечивает значительное повышение качества обслуживания, способствует сплочению коллектива, закладывая основы для формирования эффективной команды, развивает творческий подход, а сам работник становится неотъемлемой частью реализуемой концепции ОАО «Казанский Хлебозавод №3».
Основным критерием совершенствования инновационной политики ОАО «Казанский хлебозавод №3» является создание конкурентоспособной продукции, отвечающей всем требованиям международных стандартов, максимально унифицированной выпускаемой и ожидаемой на рынке хлебобулочных изделий. Учитывая это, и в первую очередь, требования заказчиков, предприятие продолжает работы по освоению производства новых образцов хлебобулочных изделий. Кроме того, развитие инновационной деятельности в ОАО «Казанский хлебозавод №3» позволяет осваивать производства хлебобулочных изделий, а также переоснастить основное производство и уменьшить ручной труд работников заводов.
На наш взгляд, особое место в структуре инновационного потенциала ОАО «Казанский хлебозавод №3» занимают три вида ресурсов:
- кадровые: инновационная восприимчивость и креативность кадров в
решающей степени определяют темпы инновационного развития ОАО «Казанский хлебозавод №3»;
- инфраструктурные: инновационная инфраструктура ОАО «Казанский
хлебозавод №3» призвана создавать благоприятные условия для эффективного использования всех компонентов инновационного потенциала;
- имиджевые: в соответствии с конкурентными рейтингами хлебозаводов,
важнейшими показателями, характеризующими эффективность
функционирования ОАО «Казанский хлебозавод №3», необходимые для успешного внедрения инноваций.
По нашему мнению, методика оценки инновационного потенциала ОАО «Казанский хлебозавод №3» (с учетом сложившихся подходов) должна включать в себя следующие этапы:
1. Выделение составляющих в структуре инновационного потенциала ОАО
«Казанский хлебозавод №3». На данном этапе определяется состав ресурсных компонентов инновационного потенциала (в соответствии с структурой инновационного потенциала могут быть выделены кадровый,
интеллектуальный, материально-технический, финансовый, инфраструктурный, имиджевый компоненты). Функциональные компоненты не применяются для первоначальной оценки, но в дальнейшем служат основой для оценки инновационного потенциала по направлениям использования.
2. Формирование системы показателей оценки ресурсных компонентов инновационного потенциала ОАО «Казанский хлебозавод №3».
На данном этапе определяется состав оценочных показателей, которые могут быть разделены на три группы:
- абсолютные количественные показатели (измеряемые в натуральных или денежных единицах);
- относительные количественные показатели (измеряемые в долях);
- качественные показатели. Особенность использования качественных показателей для оценки инновационного потенциала ОАО «Казанский хлебозавод №3» состоит в том, что данные показатели не имеют количественного измерения, а потому требуют применения балльной экспертной оценки (например, по критерию «высокий», «средний», «низкий»).
В качестве базы для анализа были выбраны два предприятия г.Казани: ОАО «Казанский хлебозавод №3», ОАО «Казанский хлебозавод №4». Рассчитанные значения индикаторов инновационной активности за 2014-2015 года по выбранным предприятиям представлены позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на превосходство ОАО «Казанский хлебозавод №4» по уровню финансовых показателей, у ОАО «Казанский хлебозавод №3» наиболее сбалансированы составляющие инновационной активности, и площадь многоугольника является большей, что свидетельствует о более высоком комплексом показателе IA.
По мнению автора, ОАО «Казанский хлебозавод №3» необходимо внедрить концепцию «жизненного цикла инновационного продукта». Также ОАО «Казанский хлебозавод №3» необходимо разработать систему управления ассортиментом и качеством хлебобулочных изделий на основе инновационных подходов, которая должна входить в качестве органической части в комплексную систему управления инновационной деятельностью.
Умеренное преобразование инновационной деятельности осуществляется в том случае, когда ОАО «Казанский хлебозавод №3» выходит с новым продуктом на рынок и пытается получить для него покупателей. В этом случае изменения затрагивают производственный процесс, а также маркетинг, особенно в той его части, которая связана с привлечением внимания к новому продукту. Обычные изменения связаны с проведением преобразований в маркетинговой сфере с целью поддержания интереса к продукции, реализуемой предприятием. Эти изменения являются существенными, и их проведение затрагивает деятельность организации в целом.
Таким образом, можно констатировать, что ОАО «Казанский хлебозавод №3», что развитие процесса управления инновационной деятельностью будет успешным, с учетом реализации предложенных в работе рекомендаций по исследованию инновационной инфраструктуры предприятия и его конкурентов, внедрению нового хлебобулочного изделия «Ржаное чудо» и разработке мероприятий по управлению рисками инновационных проектов.



Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиции и инноваций в малом бизнесе. - М.: Анкил, 2003. - 360 с.
Борис О.А. Особенности управления инновационным развитием социальноэкономических систем в современных условиях: коллективная монография./ Под ред. профессора В.Н. Парахиной. - Ставрополь: Издательско
информационный центр «Фабула», 2014. - 180 с.
Быковский В.В. Управление инновационными проектами и программами. - Тамбов: ГОУ ВПО ТГТУ, 2013. - 104 с.
Гребенюк И.И., Голубцов Н.В., Кожин В.А., Чехов К.О., Чехова С.Э., Федоров О.В. Анализ инновационной деятельности отечественных предприятий. - М.: Академия Естествознания, 2015. - 221 с.
Евграфова М.Ф. Инновационный менеджмент. - СПб.: Частное изд-во «Варлен- пресс», 2013. - 294 с.
Зиганшин И.Е., Гарифуллин Д.Я., Фомичев Л.С. Инновации. - СПб.: Печатник, 2013. - 327 с.
Иванова Н.И. Глобальная трансформация инновационных систем. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. - 392 с.
Ивантер Д.Е., Коломенская Н.Н., Савруков О.С. Анализ инновационной деятельности предприятий. - Мн.: Новое знание, 2014. - 368 с.
Игоршин Н.В. Инновации. Организация управления и инновации: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012. - 413 с.
Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и инновации. - М.: Филинъ, 2013. - 372 с.
Инновационный менеджмент: Учебное для вузов./ Под ред. Ильенковой С.Д. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. - 624 с.
Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. - М.: Экономика, 2015. - 367 с.
Кораблев И.И., Путалов Е.М. Анализ инновационной привлекательности предприятия: Учебник для вузов. - СПб.: Книжник, 2014. - 384 с.
Козметский Дж. Вызов технологических инноваций на пороге новой эры общемировой конкуренции./ Под ред. Н.М. Фонштейн // Трансфер технологии и эффективная реализация инноваций. - М.: АНХ, 1999. - 296 с.
Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов./ Под ред. проф. Швандара В.А. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 631 с.
Половинкин П.Д., Зозулюк А.В. Риски в предпринимательской деятельности. - М.: Владос, 2014. - 373 с.
Мотовилов О.В. Финансово-кредитное обеспечение инновационной деятельности. - М.: НОУ ВПО «ИЭФ», 2008. - 178 с.
Смирнов В.Т. Особенности венчурного финансирования: проблемы и
перспективы развития. - Орел: ОрелГТУ, 2013. - 311 с.
Системный анализ и управление инновациями./ Под ред. К.В. Балдина. - М.: Издательство МПСИ, 2015. - 612 с.
Стрекалов О.Б. Инновационным менеджмент. - Мн.: Вече, 2013. - 356 с. Суворова А.П. Инновации: особенности управления инновационными рисками.
- Йошкар-Ола: МарГТУ, 2014. - 344 с.
Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 2008. - 624 с.
Юдинова Г.М., Крапоткина В.С. Методы оценки инновационных проектов на уровне малых инновационных предприятий: Практическое пособие. - Саранск: Красная книга, 2012. - 211 с.
Архипов В. Инноваций: стратегия выживания промышленных предприятий // Вопросы экономики. - 2012. - №1. - С. 136.
Баранчугова И.Г. Необходимость развития инновационной деятельности для экономики страны // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.
- 2013. - №5. - С. 178.
Балашов Г. Без инновационной активности подъем экономики не возможен // Экономист. - 2015. - №11. - С. 132.
Гарнов А.П., Краснобаева О.В. Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2015. - №2. - С. 142.
Гончаренко А.А., Немерзоев И.Х. Инновационные предприятия: источники финансирования // Вестник ОМГУ. - 2015. - №11. - С. 161.
Гребенюк И.И., Чехов К.О. Анализ инновационной деятельности в России // Успехи современного естествознания. - 2014. - №7 - С. 137-139.
Жмакин А.И. Сравнительный анализ экономико-математических показателей деятельности предприятий // Экономист. - 2015. - №10. - С. 112.
Замятин Б. Инноваций: организация деятельности технопарков в Республике Татарстан // Российский экономический журнал. - 2011. - №4. - С. 140. Иванченко В. Инновационное прогнозирование на предприятиях // Экономика и жизнь. - 2014. - №2. - С. 136.
Зверев А.В. Финансирование инновационного развития экономики // Финансы. - 2008. - №12. - С. 32-37.
Козлова Ж.М. Проблемы становления национальной инновационной системы в России // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2011. - №2 (20). - С. 46-51.
Комаров В. Инновационный менеджмент: пути совершенствования инноваций // Бухгалтерский учет в торговле. - 2015. - №2. - С. 163.
Ляшин А. Стратегии коммерциализации инноваций - мост между инноватором и бизнесом [Электронный ресурс] // Экономика и жизнь. - 2011.- №36 (9402). - Режим доступа: URL: http://www.eg-online.ru.
Материалы официального сайта Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования // http://www.rvca.ru.
Медовников Д., Механик А. Неумолимый рок инноваций // Конкурс русских инноваций. - 2014. - http://www.inno.ru.
Могилевский Н.С. Управление инновациями в отечественных предприятиях пищевой промышленности // Вестник СГУ. - 2014. - С. 112.
Масютин С., Касимов В. Инновационный менеджмент на предприятиях пищевой отрасли // ЭКО. - 2015. - №10. - С. 141.
Обзор международного опыта инновационного развития // Наука и технологии России. - http://www.strf.ru.
Сергеев В.М., Алексеенкова Е.С., Нечаев В.Д. Типология моделей инновационного развития // Полития. - 2008. - №4 (51). - С. 7-11.
Уланова Ж.Ю. О мерах государственной инновационной политики, направленной на развитие инновационной инфраструктуры // Молодежь и экономика: Сб. мат. межрегион. научно-практ. конф. - Ярославль. - 2015. - C. 9-10.
Шелюбская Н.В. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - №3. - С. 15-22.
Материалы ОАО «Казанский хлебозавод №3» за 2013-2015 года.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ