ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВ ЗАЩИТНИКОВ 11-12 ЛЕТ
|
Введение
Глава 1 Аналитический обзор литературы
1.1. Подготовка футболистов защитников в
современном футболе
1.2. Отбор и ориентация футболистов по игровым амплуа
1.3. Приоритетные факторы в системе отбора и
ориентации футболистов по игровым амплуа
1.4. Основные критерии оценки уровня тактической и скоростно-силовой подготовленности
футболистов
Глава 2 Организация, этапы, методы и методика измерения показателей
2.1. Организация и этапы исследования
2.2. Методы и методика измерения показателей
Глава 3 Анализ результатов исследования
3.1. Выявление взаимосвязи между приоритетными показателями футболистов по игровым амплуа
3.2. Выявление эффективности экспериментальной методики тактической и скоростно-силовой подготовленности футболистов защитников
3.3 Анализ результатов применения системы соревновательной и технико-тактической деятельности (ТТД) футболистов защитников
Выводы
Практические рекомендации
Литература
Глава 1 Аналитический обзор литературы
1.1. Подготовка футболистов защитников в
современном футболе
1.2. Отбор и ориентация футболистов по игровым амплуа
1.3. Приоритетные факторы в системе отбора и
ориентации футболистов по игровым амплуа
1.4. Основные критерии оценки уровня тактической и скоростно-силовой подготовленности
футболистов
Глава 2 Организация, этапы, методы и методика измерения показателей
2.1. Организация и этапы исследования
2.2. Методы и методика измерения показателей
Глава 3 Анализ результатов исследования
3.1. Выявление взаимосвязи между приоритетными показателями футболистов по игровым амплуа
3.2. Выявление эффективности экспериментальной методики тактической и скоростно-силовой подготовленности футболистов защитников
3.3 Анализ результатов применения системы соревновательной и технико-тактической деятельности (ТТД) футболистов защитников
Выводы
Практические рекомендации
Литература
Все спортивные игры отличаются специфическим составом деятельности, и трудно для них найти аналог в обычной или даже спортивной жизни. Отличительными особенностями современного футбола являются возросшая интенсивность игры, и жесткая атлетическая борьба по всему полю.
С тактической точки зрения футбол - это противоборство двух, как правило, равночисленных групп спортсменов, старающихся в организованном усилии преодолеть друг друга при помощи условно принятого комплекса приемов и средств борьбы на ограниченном пространстве и в ограниченное время.
Медленная игра - это, прежде всего плохая тактика. Тактически верно играть быстро, и чем быстрее, тем лучше. Чем выше техника, тем более в быстром темпе проводятся решающие моменты игры.
Совсем не обязательно, чтобы тактика строилась на технически трудных приёмах, но всегда обязательно тактические замыслы, воплощать в быстром темпе, что, естественно, требует высокого технического умения.
Таким образом, быстрота технического выполнения тактических замыслов будет тем больше, чем выше техническое мастерство игроков. Эти особенности являются следствием рационализации техники и тактики, но прежде всего более высокого уровня физической работоспособности футболистов (1).
Известно, что тактическая организованность в действиях футбольной команды достигается четким распределением функций между отдельными футболистами и объединением игровых специализаций в определенной системе. В футболе под системой понимают такую расстановку игроков, которая обеспечивает большую маневренность и в нападении, и в обороне, в полном соответствии с индивидуальными особенностями игроков.
Футболисты разных игровых амплуа, выполняющих различную, специфическую работу, имеют разную структуру в физической подготовленности и различный уровень развития её основных компонентов.
В процессе игры в футбол постоянно возникает проблема быстрого реагирования на неожиданные действия соперников, проявления высоких скоростных и силовых качеств при выполнении отдельных технических приёмов игры, быстроты ориентировки, осуществления перемещений, атакующих и защитных действий в условиях строгого дефицита времени, сложного взаимодействия с партнерами по команде (4).
Для амплуа защитника на первый план выдвигаются физические качества (быстрота, сила, выносливость), тактическая подготовленность, способность к взаимодействию и волевые качества, способности предвидеть ситуацию, оперативное мышление. Для профессионального защитника тактическая подготовленность оценена выше, чем подготовленность техническая (Б.М.Майоров, 2011).
В своём исследовании М.Ю.Нифонтов (2010) отмечает, что занятия футболом способствуют развитию следующих психологических свойств: эмоциональности, образной памяти, уверенности в себе, смелости, которые входят в число спортивно важных качеств игроков.
Последние годы игра в футбол значительно интенсифицировалась, что, в конечном итоге, усложняет процесс специальной физической подготовки. Это вызывает необходимость в реализации такой методике, которая позволила бы футболисту не только иметь достаточно высокие показатели развития профильных физических качеств, но и обеспечивать способность к их реализации во взаимосвязи с техникой и тактикой игры и между отдельными игроками команды.
Наличие большого количества научно-методической литературы создало противоречие между необходимостью учета аспектов, определяющих эффективность отбора и игровой ориентации на различных возрастных этапах, и отсутствием исследований, связанных с включением морфо¬
педагогических составляющих в учебно-тренировочный процесс применительно к детско-юношескому футболу. Практически отсутствуют исследования, интегрирующие методы педагогического подхода к направленному отбору и ориентации в игровых амплуа юных футболистов.
Анализ доступной нам научно-методической литературы показал, что вопрос индивидуализации физической и технико-тактической подготовки футболистов в связи с их игровыми амплуа разработан недостаточно. Решение проблемы подготовки резерва для профессионального футбола требует индивидуального подхода к игрокам, начиная с юного возраста.
Слабо разработанным элементов в системе подготовки футбольного резерва остается методика, которая позволяющая приблизить структуру учебно-тренировочного процесса к модели игровой деятельности футболиста.
Актуальность избранной темы исследования определяется значительной важностью технико-тактической и физической подготовки футболистов, дифференцированной в зависимости от игровых амплуа и необходимостью разработки данного вопроса для учебно-тренировочного процесса в футболе.
Объект исследования - процесс тактической подготовки юных футболистов защитников 11 - 12 лет.
Предмет исследования - физические и технико-тактические способности футболистов защитников.
Цель исследования - заключается в разработке интегрированной модели тренировочного занятия для развития базовых физических способностей футболистов защитников и овладение рациональной структурой технико-тактических приёмов, а также внедрения её в учебно-тренировочный процесс.
Исходя из поставленной цели в работе, решались следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования тактики в футболе.
2. Определить роль физической подготовки в процессе формирования тактики в футболе.
3. Разработать экспериментальную методику развития базовых физических способностей футболистов защитников и овладение рациональной структурой технико-тактических приёмов.
4. Проверить эффективность экспериментальной методики.
Элементы научной новизны. Полученные данные дополняют современную теорию и методику футбола и позволяют утверждать, что в настоящее время проблема повышения эффективности учебно-тренировочного процесса может быть успешно решена не только за счет индивидуализации подготовки, но и с помощью научно-осознанной, методически обоснованной, апробированной на практике технологии спортивного отбора и игровой ориентации.
Практическая значимость работы обусловлена, прежде всего, ее прикладным характером и определяется возможностью использования методологи исследования для практического решения задач. Направленность исследования в этой области состояла в создании методик, доступных тренерам в их повседневной практической работе.
Полученные данные дополняют современную теорию и методику футбола и позволяют утверждать, что в настоящее время проблема повышения эффективности учебно-тренировочного процесса может быть успешно решена не только за счет индивидуализации подготовки, но и с помощью научно-осознанной, методически обоснованной, апробированной на практике технологии спортивного отбора и игровой ориентации.
Научно-практические результаты исследования внедрены в практику и учебный процесс и факультетов повышения квалификации в городах Белгород, Губкин и Старый Оскол, семинаров тренеров детско-юношеских спортивных школ и специализированных школ олимпийского резерва.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• метод анализа научно-методической литературы;
• метод педагогического наблюдения;
• опрос и беседы с ведущими тренерами ДЮСШ области;
• педагогический эксперимент;
• методы математической статистики;
• анализ и интерпретация полученных данных.
С тактической точки зрения футбол - это противоборство двух, как правило, равночисленных групп спортсменов, старающихся в организованном усилии преодолеть друг друга при помощи условно принятого комплекса приемов и средств борьбы на ограниченном пространстве и в ограниченное время.
Медленная игра - это, прежде всего плохая тактика. Тактически верно играть быстро, и чем быстрее, тем лучше. Чем выше техника, тем более в быстром темпе проводятся решающие моменты игры.
Совсем не обязательно, чтобы тактика строилась на технически трудных приёмах, но всегда обязательно тактические замыслы, воплощать в быстром темпе, что, естественно, требует высокого технического умения.
Таким образом, быстрота технического выполнения тактических замыслов будет тем больше, чем выше техническое мастерство игроков. Эти особенности являются следствием рационализации техники и тактики, но прежде всего более высокого уровня физической работоспособности футболистов (1).
Известно, что тактическая организованность в действиях футбольной команды достигается четким распределением функций между отдельными футболистами и объединением игровых специализаций в определенной системе. В футболе под системой понимают такую расстановку игроков, которая обеспечивает большую маневренность и в нападении, и в обороне, в полном соответствии с индивидуальными особенностями игроков.
Футболисты разных игровых амплуа, выполняющих различную, специфическую работу, имеют разную структуру в физической подготовленности и различный уровень развития её основных компонентов.
В процессе игры в футбол постоянно возникает проблема быстрого реагирования на неожиданные действия соперников, проявления высоких скоростных и силовых качеств при выполнении отдельных технических приёмов игры, быстроты ориентировки, осуществления перемещений, атакующих и защитных действий в условиях строгого дефицита времени, сложного взаимодействия с партнерами по команде (4).
Для амплуа защитника на первый план выдвигаются физические качества (быстрота, сила, выносливость), тактическая подготовленность, способность к взаимодействию и волевые качества, способности предвидеть ситуацию, оперативное мышление. Для профессионального защитника тактическая подготовленность оценена выше, чем подготовленность техническая (Б.М.Майоров, 2011).
В своём исследовании М.Ю.Нифонтов (2010) отмечает, что занятия футболом способствуют развитию следующих психологических свойств: эмоциональности, образной памяти, уверенности в себе, смелости, которые входят в число спортивно важных качеств игроков.
Последние годы игра в футбол значительно интенсифицировалась, что, в конечном итоге, усложняет процесс специальной физической подготовки. Это вызывает необходимость в реализации такой методике, которая позволила бы футболисту не только иметь достаточно высокие показатели развития профильных физических качеств, но и обеспечивать способность к их реализации во взаимосвязи с техникой и тактикой игры и между отдельными игроками команды.
Наличие большого количества научно-методической литературы создало противоречие между необходимостью учета аспектов, определяющих эффективность отбора и игровой ориентации на различных возрастных этапах, и отсутствием исследований, связанных с включением морфо¬
педагогических составляющих в учебно-тренировочный процесс применительно к детско-юношескому футболу. Практически отсутствуют исследования, интегрирующие методы педагогического подхода к направленному отбору и ориентации в игровых амплуа юных футболистов.
Анализ доступной нам научно-методической литературы показал, что вопрос индивидуализации физической и технико-тактической подготовки футболистов в связи с их игровыми амплуа разработан недостаточно. Решение проблемы подготовки резерва для профессионального футбола требует индивидуального подхода к игрокам, начиная с юного возраста.
Слабо разработанным элементов в системе подготовки футбольного резерва остается методика, которая позволяющая приблизить структуру учебно-тренировочного процесса к модели игровой деятельности футболиста.
Актуальность избранной темы исследования определяется значительной важностью технико-тактической и физической подготовки футболистов, дифференцированной в зависимости от игровых амплуа и необходимостью разработки данного вопроса для учебно-тренировочного процесса в футболе.
Объект исследования - процесс тактической подготовки юных футболистов защитников 11 - 12 лет.
Предмет исследования - физические и технико-тактические способности футболистов защитников.
Цель исследования - заключается в разработке интегрированной модели тренировочного занятия для развития базовых физических способностей футболистов защитников и овладение рациональной структурой технико-тактических приёмов, а также внедрения её в учебно-тренировочный процесс.
Исходя из поставленной цели в работе, решались следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования тактики в футболе.
2. Определить роль физической подготовки в процессе формирования тактики в футболе.
3. Разработать экспериментальную методику развития базовых физических способностей футболистов защитников и овладение рациональной структурой технико-тактических приёмов.
4. Проверить эффективность экспериментальной методики.
Элементы научной новизны. Полученные данные дополняют современную теорию и методику футбола и позволяют утверждать, что в настоящее время проблема повышения эффективности учебно-тренировочного процесса может быть успешно решена не только за счет индивидуализации подготовки, но и с помощью научно-осознанной, методически обоснованной, апробированной на практике технологии спортивного отбора и игровой ориентации.
Практическая значимость работы обусловлена, прежде всего, ее прикладным характером и определяется возможностью использования методологи исследования для практического решения задач. Направленность исследования в этой области состояла в создании методик, доступных тренерам в их повседневной практической работе.
Полученные данные дополняют современную теорию и методику футбола и позволяют утверждать, что в настоящее время проблема повышения эффективности учебно-тренировочного процесса может быть успешно решена не только за счет индивидуализации подготовки, но и с помощью научно-осознанной, методически обоснованной, апробированной на практике технологии спортивного отбора и игровой ориентации.
Научно-практические результаты исследования внедрены в практику и учебный процесс и факультетов повышения квалификации в городах Белгород, Губкин и Старый Оскол, семинаров тренеров детско-юношеских спортивных школ и специализированных школ олимпийского резерва.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• метод анализа научно-методической литературы;
• метод педагогического наблюдения;
• опрос и беседы с ведущими тренерами ДЮСШ области;
• педагогический эксперимент;
• методы математической статистики;
• анализ и интерпретация полученных данных.
1. Проведенный анализ научно-методической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема технико-тактической подготовки игроков с учетом их амплуа и в настоящее время остается до конца не решенной. В связи с этим требуются дополнительные исследования, направленные на разработку количественных и качественных характеристик ТТД, учитывающих специфические особенности игроков разных амплуа.
2. В ходе отбора и игровой ориентации целесообразно выделять три детерминанты соответствия футболиста определенному игровому амплуа: защитника, полузащитника и нападающего.
3. Экспериментально установлены специфические взаимосвязи между показателями, являющиеся приоритетными факторами в системе отбора и ориентации футболистов по игровым амплуа:
В результате углубленного корреляционного анализа, анализа теоретических источников и наблюдений определены приоритетные технико-тактические приемы, выполняемые в условиях соревновательной деятельности для защитников приоритетными технико-тактическими приёмами являются: отбор, перехват, игра головой, длинная передача мяча.
• Эффективность выполнения отбора мяча защитниками
коррелирует с показателями: общей выносливости (г =0,742), уровнем взрывной силы (г =0,730) и скоростными способностями (г =0,670).
• Эффективность перехвата мяча тесно связана
с дистанционной скоростью (г=0,920) и общей выносливостью (г =0,756).
• Эффективность игры головой коррелирует со скоростной выносливостью (г =0,910), общей выносливостью (г =0,730) и стартовой скоростью (г =0,560).
• Эффективность выполнения защитниками длинных передач коррелирует со скоростной и общей выносливостью (г =0,820), уровнем взрывной силы (г =0,550).
4. Использование модели тренировочного занятия в экспериментальной группе показало, что произошло улучшение по всем тестируемым показателям. Это свидетельствует о том, что предложенная нами методика подготовки футболистов защитников является эффективной и может быть рекомендована для юных футболистов 11 - 12 лет.
5. По окончанию педагогического эксперимента было установлено, что спортсмены контрольной группы выполняют в среднем за игру 399 ± 66,8 технико-тактических действий (ТТД), брак при этом составляет 41,5%. Спортсмены экспериментальной группы выполняют 544 ± 11,4 ТТД, при браке 36,0% ± 0,1.
Таким образом, апробированная нами экспериментальная методика, позволила не только улучшить показатели скоростно-силовых качеств и выносливости, но и улучшить технику и тактику игры.
2. В ходе отбора и игровой ориентации целесообразно выделять три детерминанты соответствия футболиста определенному игровому амплуа: защитника, полузащитника и нападающего.
3. Экспериментально установлены специфические взаимосвязи между показателями, являющиеся приоритетными факторами в системе отбора и ориентации футболистов по игровым амплуа:
В результате углубленного корреляционного анализа, анализа теоретических источников и наблюдений определены приоритетные технико-тактические приемы, выполняемые в условиях соревновательной деятельности для защитников приоритетными технико-тактическими приёмами являются: отбор, перехват, игра головой, длинная передача мяча.
• Эффективность выполнения отбора мяча защитниками
коррелирует с показателями: общей выносливости (г =0,742), уровнем взрывной силы (г =0,730) и скоростными способностями (г =0,670).
• Эффективность перехвата мяча тесно связана
с дистанционной скоростью (г=0,920) и общей выносливостью (г =0,756).
• Эффективность игры головой коррелирует со скоростной выносливостью (г =0,910), общей выносливостью (г =0,730) и стартовой скоростью (г =0,560).
• Эффективность выполнения защитниками длинных передач коррелирует со скоростной и общей выносливостью (г =0,820), уровнем взрывной силы (г =0,550).
4. Использование модели тренировочного занятия в экспериментальной группе показало, что произошло улучшение по всем тестируемым показателям. Это свидетельствует о том, что предложенная нами методика подготовки футболистов защитников является эффективной и может быть рекомендована для юных футболистов 11 - 12 лет.
5. По окончанию педагогического эксперимента было установлено, что спортсмены контрольной группы выполняют в среднем за игру 399 ± 66,8 технико-тактических действий (ТТД), брак при этом составляет 41,5%. Спортсмены экспериментальной группы выполняют 544 ± 11,4 ТТД, при браке 36,0% ± 0,1.
Таким образом, апробированная нами экспериментальная методика, позволила не только улучшить показатели скоростно-силовых качеств и выносливости, но и улучшить технику и тактику игры.
Подобные работы
- ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА УПРОЩЕННЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ 14-16 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАТАРЕЙ В ФУТБОЛЕ С УЧЁТОМ АНТИЦИПИРУЮЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Методика совершенствования технико -тактической подготовки юных футболистов 12-13 лет в годичном цикле тренировки
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ СКОРОСТНОГО
ВЕДЕНИЯ МЯЧА ФУТБОЛИСТАМИ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВРАТАРЕЙ СТУДЕНЧЕСКИХ ФУТБОЛЬНЫХ КОМАНД
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4680 р. Год сдачи: 2018 - Повышения уровня физической подготовленности защитников в футболе на этапе спортивного совершенствования
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Тактико-техническая подготовка футболистов 12-14 лет
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Тактико-техническая подготовка футболистов 12- 14 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019



