ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ НАЛОГОВОГО
КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Понятие и функции налогового контроля 6
1.2. Организационная система органов налогового контроля в
Российской Федерации 10
1.3. Формы и методы налогового контроля в Российской Федерации... 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
2.1. Анализ результатов деятельности органов налогового контроля по
обеспечению формирования налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации за 2014-2016 гг 28
2.2. Проблемы и пути совершенствования форм и методов налогового
контроля в Российской Федерации 35
2.3. Развитие современных форм налогового контроля в Российской
Федерации 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность исследования. Экономические реформы в Российской Федерации обусловили реформирование создание новой системы налогового контроля, повышение качества которого способствует росту налоговых доходов и стимулированию производства с целью снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков.
Налоговый контроль - важнейшая категория налогообложения, под которой, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), подразумевается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Общий контроль за соблюдением налогового законодательства в России в настоящее время осуществляет Федеральная налоговая служба России (ФНС России), которая руководит налоговой сферой и является межотраслевым органом управления.
Правовые процедуры налогового контроля и правила их осуществления устанавливаются законодательством о налогах и сборах. В связи с этим налоговый контроль представляет собой самостоятельный институт налогового права, является самостоятельной функцией налоговых органов, и по этой причине он имеет строго определенную направленность - обеспечение соблюдения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, предупреждение налоговых правонарушений.
Степень научной разработанности. Теорию налогового контроля составляют исследования и труды ученых и практиков в сфере налогового контроля, таких как Беспалов М.В., Майбуров И.А., Мишустин М.В., Пансков В.Г., Семенихин В.В., Черник И.Д. и др. Однако, несмотря на значительное количество исследований в области налогового контроля, налоговыми органами до настоящего времени еще не обеспечен полный контроль за правильным взиманием налогов в бюджет, и по устранению неправомерных способов уклонения недобросовестных налогоплательщиков от налогообложения.
Реальным путем повышения эффективности налогового контроля может стать изменение порядка работы налоговых органов и выработка новых подходов на основании сравнительного анализа показателей налоговой отчетности налогоплательщиков, сумм начисленных и уплаченных налоговых платежей, а также факторов, влияющих на формирование налоговой базы.
Цель и задачи исследования. Цель работы - исследовать теоретические основы функционирования системы налогового контроля в Российской Федерации, а также обосновать пути повышения эффективности деятельности налоговых органов по осуществлению контроля за поступлением налогов в бюджетную систему.
Цель исследования предполагает постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть понятие, организационные основы и функции налогового контроля;
- охарактеризовать организационную систему органов налогового контроля в Российской Федерации;
- показать методы и формы контрольной работы налоговых органов в Российской Федерации;
- обосновать методику анализа поступления налогов, администрируемых ФНС России, в бюджетную систему Российской Федерации, а также методику анализа контрольной работы налоговых органов;
- определить пути совершенствования налогового контроля в Российской Федерации.
Объектом исследования выбрана система налогового контроля в Российской Федерации.
Предметом исследования является контрольная работа Федеральной налоговой службы России.
Границы исследования: 2014-2016 годы.
Информационной базой исследования являются законодательные акты Российской Федерации, нормативно-правовые акты Министерства финансов и Федеральной налоговой службы России и другие нормативные документы, информационные материалы, опубликованные в экономической литературе и периодических изданиях, статистическая отчетность ФНС России.
Методологической базой исследования являются методы экономико-статистического анализа, методы анализа и синтеза экономической информации, методы статистических группировок, сравнения, динамики, табличный и другие методы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что авторские теоретические разработки доведены до конкретных методических и практических предложений, которые могут быть использованы органами налогового контроля в своей деятельности.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Выпускная квалификационная работа включает в себя 3 аналитические таблицы, содержащие расчеты показателей, рассматриваемые в работе, а также 1 информационную таблицу и 1 рисунок, наглядно демонстрирующих вопросы, изложенные в работе.
Результаты проведенного в выпускной квалификационной работе исследования показали, что необходимость налогового контроля обусловлена процессами становление рыночных принципов хозяйствования в России, сопровождаемыми повышением роли государственного регулирования в управлении экономическими и социальными процессами. Исходя из актуальности проблемы исследования, в первой главе работы рассмотрены такие вопросы как понятие и функции налогового контроля в Российской Федерации, показана организационная система налогового контроля в Российской Федерации, определены формы и методы налогового контроля.
Во второй главе работы проведен анализ результатов деятельности органов налогового контроля по обеспечению формирования налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации за 2014-2016 гг.
При этом анализ динамики поступления сумм налоговых платежей, администрируемых ФНС России, в бюджетную систему Российской Федерации - в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ, показал, что в федеральный бюджет в 2016 году поступило администрируемых ФНС России доходов на сумму 6,9 трлн. руб., что на 11,5% больше, чем в 2014 году, а в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило администрируемых ФНС России доходов на сумму 7,5 трлн. руб., что на 17,0% больше, чем в 2014 году.
Также во второй главе работы проведен анализ контрольной работы ФНС России. Проведенный анализ показателей деятельности ФНС России по камеральным проверкам налогоплательщиков показал, что в 2016 г. органами налогового администрирования было проведено всего 39,9 млн. камеральных проверок, что на 25% больше, чем в 2014 г. При этом, дополнительно начисленные по ним платежи, включая пени и налоговые санкции, в 2016 г. составили 102,3 млрд. руб., что на 23,4% больше, чем в 2015 г.
Такие показатели говорят о повышении эффективности контрольной работы налоговых органов в части камеральных проверок в 2016 г.
Также о повышении эффективности контрольной работы органов налогового администрирования свидетельствует повышение относительного показателя дополнительно начисленных по камеральным проверкам платежей, включая пени и санкции в среднем на 1 проверку с 28,2 тыс. руб. в 2014 г. до 45,4 тыс. руб. в 2016 г.
Анализ контрольной работы по выездным проверкам, проведенной работниками налоговых органов России за 2014-2016 гг., показал, что за 2016 г. органами налогового администрирования проведено 24879 выездных проверок организаций и физических лиц-предпринимателей, что на 15,4% меньше, чем в 2015 г. При этом, в 2016 году дополнительно начисленные по выездным проверкам платежи, включая налоговые санкции, составили 349,1 млрд. руб., что на 30,1% больше, чем в 2015 г.
О повышении эффективности контрольной работы органов налогового администрирования свидетельствует увеличение относительного показателя дополнительно начисленных по выездным налоговым проверкам платежей в среднем на 1 проверку - с 8,5 млн. руб. в 2014 г. до 14,1 млн. руб. в 2016 г.
Поэтому в работе сделан вывод, что при снижении в 2016 году по сравнению с 2015 г. количества выездных налоговых проверок на 25,4%, эффективность одной выездной налоговой проверки повысилась на 53,7%, а доля результативных выездных налоговых проверок достигла почти стопроцентного уровня - 99,2 %.
Также во второй главе работы рассмотрены проблемы и пути совершенствования форм и методов налогового контроля в Российской Федерации.
Заключительным этапом второй главы работы стало рассмотрение вопросов развитие современных форм налогового контроля в Российской Федерации, таких как налоговый мониторинг, предварительный налоговый контроль и автоматизированная система камерального налогового контроля.
Основная цель налогового мониторинга - создание партнерских взаимоотношений налоговых органов с крупными налогоплательщиками путем своевременного реагирования и предупреждения осуществления ими рисковых операций, которые могут привести к нарушениям налогового, валютного и другого законодательства, контроль за которым осуществляется налоговыми органами
Введение налоговыми органами института предварительного налогового контроля позволит сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов.
В работе отмечено, что развитие налогового контроля в России происходит в контексте бурного роста информационных технологий, повышения скорости передачи данных и распространения электронной коммерции. Из числа новаций можно выделить применение налоговыми органами автоматизированных систем для повышения эффективности камерального налогового контроля, в частности автоматизированной систему контроля АСК «НДС», которая позволяет определять уровень налогового риска каждого налогоплательщика и акцентировать внимание на организациях с максимальным риском совершения налоговых правонарушений.
В целях обеспечения финансовой безопасности государства в работе сделан вывод, что необходимо и в дальнейшем совершенствовать эффективный механизм осуществления налогового контроля налоговыми органами, в частности необходимо продолжить совершенствование законодательства РФ о налогах и сборах в аспекте уточнения процедур осуществления налогового контроля, а также совершенствование информационных технологий, что позволит обеспечивать взаимодействие государственных органов в процессе осуществления налогового контроля.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая [Текст]: офиц. текст. - М.: АБАК, 2018. - 784 с.
2. О налоговых органах Российской Федерации [Текст]: Закон РФ от 21 марта 1991 года №943-1.
3. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе [Текст]: Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506.
4. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование налогового администрирования» [Текст]: Распоряжение Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. №162-р // СЗ РФ. 2014. - №7. - Ст. 711.
5. Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков [Текст]: Приказ ФНС России от 24 апреля 2007 г. №ММ-3-25/267@.
6. О закреплении полномочий администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 «Федеральная налоговая служба» за территориальными органами Федеральной налоговой службы [Текст]: Приказ ФНС России от 21 апреля 2006 г. №САЭ-3-11/247@.
7. Об утверждении ведомственного Классификатора «Услуги (процедуры) Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков» (КУЕСОН) [Текст]: Приказ ФНС России от 13 марта 2007 г. №ММ-3-13/122@).
8. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок [Текст] : Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. №ММ-3- 06/333@.
9. Об утверждении перечня и ответственных (владельцев) технологических процессов налогового администрирования // [Текст]: Приказ ФНС России от 30 июля 2013 г. № ММВ-7-12/268@.
10. Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами [Текст]: Приказ ФНС России от 09.09.2005 №САЭ-3-01/444@.
11. О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок [Текст] : Письмо ФНС России от 25 июля 2013 г. №АС-4-2/13622.
12. О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации [Текст]: Письмо ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@.
13. Авдеев, В. Письмо ФНС России от 23 мая 2013 г. №АС-4-2/9355 о мероприятиях налогового контроля [Текст] / В.В.Авдеев // Налоги (газета) . - 2016. - №24.
14. Актуальные проблемы электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками [электронный ресурс] // материалы интернет - круглого стола ИА «Гарант». - режим доступа: http: //www.garant.ru/action/round.able/23 8838.
15. Аминова А. Этапы проведения и порядок оформления результатов выездных налоговых проверок / АминоваА.И.) http://lexandbusiness.ru/view- article.php?id=8378.
16. Аронов, А. Налоговая политика и налоговое администрирование. Учебное пособие [Текст] / А.В.Аронов, В.А.Кашин. - Магистр, 2013; Инфра-М, 2013.
17. Аулов, Ю. Налоговое администрирование: учебное пособие. [Текст] / Ю.Л.Аулов. - Белгород: Издательство «КОНСТАНТА», 2015. - 136 с.
18. Березина, Е. Новшества в налоговом администрировании: ищем позитив [Текст] / Е.Березина // Новая бухгалтерия. - 2016. - №7.
19. Будакова, Н. Федеральный закон от 30.11.2016 №401 -ФЗ: изменения в части администрирования налогов и сборов [Текст] / Н.И.Будакова // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2017. - №1.
20. Галиева, А. Особенности и преимущества налогового мониторинга как формы налогового контроля [Текст] / А.А.Галиева // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 115-117.
21. Головина, М. К вопросу о правовом положении органов внутреннего государственного финансового контроля [Текст] / М.М.Головина // Налоги (газета) . - 2016. - №2.
22. Горкина Т. Новые способы налогового контроля государства. К чему готовиться налогоплательщикам / Т. Горкина // Финансовая газета. - 2017. - №6.
23. Гришина, О. Комментарий к Федеральному закону от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» [Текст] / О.П. Гришина // Акты и комментарии для бухгалтера. - 2016. - №8.
24. Гришина, О. О новых правилах налогового администрирования [Текст] / О.П.Гришина // НДС: проблемы и решения. - 2016. - №6.
25. Данилов, С. Как изменились правила налоговых проверок компаний [Текст] / Практическая бухгалтерия. - 2017. - №12.
26. Дубовик И. [Текст] Налоговый мониторинг как вариант контроля крупных компаний / И.И. Дубовик // Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2017. - №5.
27. Е.Е. Смирнова. Налоговый контроль в цифровой экономике [Текст] // Финансы. - 2017. - №11.
28. Евсеева, И. Некоторые актуальные вопросы государственного финансового контроля средств бюджетной системы России [Текст] / И.В. Евсеева, Т.А.Короткова // Все о налогах. - 2016. - №2.
29. Ермошина, Е. Контролируемая задолженность - 2017 [Текст]/ Е.Л.Ермошина // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. - 2016. - №3.
30. Зобова, Е. Информация, предоставляемая налоговыми органами [Текст] / Е.П.Зобова // Налоговая проверка. - 2016. - №1.
31. Зобова, Е. Очередное усовершенствование налогового администрирования [Текст] / Е.П.Зобова // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2017. - №1.
32. Зобова, Е. Совершенствование налогового администрирования: очередной этап [Текст] / Е.П.Зобова // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2016. - №6.
33. Ильин А.Ю., Моисеенко М.А. [Текст] / Расширение области применения норм Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок осуществления налогового мониторинга как формы налогового контроля // Финансовое право. - 2016. - №2.
34. Казаков, Е. Новые поправки, внесенные в порядок налогового администрирования [Текст] / Е.С.Казаков // Бухгалтер Крыма. - 2016. - №6.
35. Ковалев Д. Налоговый контроль, или никаких «формальностей» / Д. Ковалев // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». - 2017. - №25.
36. Кучеров, И. Налоговое право. Общая часть. Учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / И.И.Кучеров. - Юрайт, 2016.
37. Майбуров, И. Теория и история налогообложения [Текст] / И.А. Майбуров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 341 с.
38. Маслова, Т. Часть первая НК РФ: подвижки в налоговом администрировании [Текст] / Т.Маслова // Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии. - 2016. - №6.
39. Медведева, Т. Комментарий к Федеральному закону от 15.02.2016 №25-ФЗ «О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части определения понятия контролируемой задолженности» [Текст] / Т.М.Медведева // Акты и комментарии для бухгалтера. - 2016. - №4.
40. Мигачева Е.В. Совершенствование налогового контроля в Российской Федерации / Е.В. Мигачева // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2017. - №7. - С.52-53.
41. Морозова, О. Налоговое администрирование: смена «декораций» [Текст] / О.Морозова // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». - 2016. - №19.
42. Организация и методика проведения налоговых проверок: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Кузьменко. М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2013. -С. 88.
43. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/.
44. Петрова Н. Федеральная налоговая служба: 25 лет позади [Текст] / Н.А.Петрова // Налоговая проверка. - 2016. - №1.
45. Петрова, Н. Новая дорожная карта: совершенствование налогового администрирования [Текст] / Н.А.Петрова // Налоговая проверка. - 2014. - №1.
46. Подкопаев, М. Новый порядок расчета контролируемой задолженности [Текст] / М.В.Подкопаев // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. - 2016. - №4.
47. Подкопаев. М. Повышенные пени, уплата налога за налогоплательщика и другие новшества в администрировании налогов с 01.01.2017 [Текст] / М.В.Подкопаев // Бухгалтер Крыма. - 2017. - №1.
48. Поздышева, О. Об инвентаризации имущества при налоговой проверке [Текст] / О.Ю.Поздышева // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. - 2016. - №2.
49. Полякова, В. Определение направлений развития налогового администрирования предпринимательской деятельности физических лиц [Текст] / В.М. Полякова // Аудитор. - 2016. - №3.
50. Постыляков С.П. Налоговый контроль как предпосылка налоговой ответственности // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - №8.
51. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь [Текст]. 3-е изд., перераб. и доп. / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2001.
52. Реут, А. Проблемы налогового администрирования контролируемых сделок в России [текст] / А.В. Реут, М.С. Ращукова // Налоги- журнал. - 2016. - №1. - С.6-9.
53. Руднева, З. Применение мер принудительного взыскания
таможенных пошлин, налогов и администрирование образовавшейся задолженности [Текст] / З.С. Руднева // Вестник Российской таможенной академии. - 2015. №3.
54. Данилов С. Как изменились правила налоговых проверок компаний Практическая бухгалтерия. - 2017. - №12.
55. Саттарова, А.. Информационно-правовые аспекты налогового администрирования [Текст] / А.А.Саттарова // Финансовое право. - 2014. - №10.
56. Саттарова, Н. Горизонтальный мониторинг как фактор эффективности налогового администрирования [Текст] / Н.А.Саттарова // Финансовое право. - 2014. - №10. - С. 22 - 25.
57. Семенов, С. ВС РФ: территориальные налоговые инспекции не вправе проводить контроль за соответствием рыночному уровню цен, примененных между взаимозависимыми лицами [Текст] / С.Семенов. - Юридическая компания «Налоговая помощь», 2016.
58. Семенов, С. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации разрешила проблему ценового контроля в неконтролируемых сделках [Текст] / С.Семенов, А.Артюх. - Юридическая компания «Налоговая помощь», 2016.
59. Сурков, А. Уведомление о контролируемых сделках: полномочия территориальных налоговиков [Текст] / А.А.Сурков // Налоговая проверка. - 2016. - №2.
60. Тишин, А.П. Дополнительные мероприятия налогового контроля: особенности назначения и проведения [Текст] / А.П. Тишин // Налоговая проверка. - 2013. - №2. - С. 25.
61. Тютин, Д. Налоговый контроль, ответственность и защита прав налогоплательщиков: монография [Текст] / Д.В.Тютин. - М.: Контракт, 2014. - 216 с.
62. Украинцева, А. Понятие налогового контроля в российском праве [Текст] / А.И. Украинцева // Административное и муниципальное право. - 2011. - №8. - С. 12.
63. Украинцева, А. Сущность, формы и методы налогового контроля [Текст] / А.И. Украинцева // Административное и муниципальное право. - 2011. - №6.
64. Электронные услуги. Мнения экспертов ФНС России [электронный ресурс] // - режим доступа: http://www.distate.ru/news/articles/index.php?.
65. Статистическая отчетность ФНС России по форме 1-НОМ [электронный ресурс] // - режим доступа: https: / /www.nalog.ru/ rn31/related_activities/statistics_and_analytics/forms/5432274/.
66. Статистическая отчетность ФНС России по форме 2-НК [электронный ресурс] // - режим доступа: https: //www.nalog.ru/
rn31/related_activities/statistics_and_analytics/forms/5563163/.