НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ НАЛОГОВОГО
КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Понятие и функции налогового контроля 6
1.2. Организационная система органов налогового контроля в
Российской Федерации 10
1.3. Формы и методы налогового контроля в Российской Федерации... 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
2.1. Анализ результатов деятельности органов налогового контроля по
обеспечению формирования налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации за 2014-2016 гг 28
2.2. Проблемы и пути совершенствования форм и методов налогового
контроля в Российской Федерации 35
2.3. Развитие современных форм налогового контроля в Российской
Федерации 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ НАЛОГОВОГО
КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Понятие и функции налогового контроля 6
1.2. Организационная система органов налогового контроля в
Российской Федерации 10
1.3. Формы и методы налогового контроля в Российской Федерации... 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
2.1. Анализ результатов деятельности органов налогового контроля по
обеспечению формирования налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации за 2014-2016 гг 28
2.2. Проблемы и пути совершенствования форм и методов налогового
контроля в Российской Федерации 35
2.3. Развитие современных форм налогового контроля в Российской
Федерации 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность исследования. Экономические реформы в Российской Федерации обусловили реформирование создание новой системы налогового контроля, повышение качества которого способствует росту налоговых доходов и стимулированию производства с целью снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков.
Налоговый контроль - важнейшая категория налогообложения, под которой, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), подразумевается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Общий контроль за соблюдением налогового законодательства в России в настоящее время осуществляет Федеральная налоговая служба России (ФНС России), которая руководит налоговой сферой и является межотраслевым органом управления.
Правовые процедуры налогового контроля и правила их осуществления устанавливаются законодательством о налогах и сборах. В связи с этим налоговый контроль представляет собой самостоятельный институт налогового права, является самостоятельной функцией налоговых органов, и по этой причине он имеет строго определенную направленность - обеспечение соблюдения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, предупреждение налоговых правонарушений.
Степень научной разработанности. Теорию налогового контроля составляют исследования и труды ученых и практиков в сфере налогового контроля, таких как Беспалов М.В., Майбуров И.А., Мишустин М.В., Пансков В.Г., Семенихин В.В., Черник И.Д. и др. Однако, несмотря на значительное количество исследований в области налогового контроля, налоговыми органами до настоящего времени еще не обеспечен полный контроль за правильным взиманием налогов в бюджет, и по устранению неправомерных способов уклонения недобросовестных налогоплательщиков от налогообложения.
Реальным путем повышения эффективности налогового контроля может стать изменение порядка работы налоговых органов и выработка новых подходов на основании сравнительного анализа показателей налоговой отчетности налогоплательщиков, сумм начисленных и уплаченных налоговых платежей, а также факторов, влияющих на формирование налоговой базы.
Цель и задачи исследования. Цель работы - исследовать теоретические основы функционирования системы налогового контроля в Российской Федерации, а также обосновать пути повышения эффективности деятельности налоговых органов по осуществлению контроля за поступлением налогов в бюджетную систему.
Цель исследования предполагает постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть понятие, организационные основы и функции налогового контроля;
- охарактеризовать организационную систему органов налогового контроля в Российской Федерации;
- показать методы и формы контрольной работы налоговых органов в Российской Федерации;
- обосновать методику анализа поступления налогов, администрируемых ФНС России, в бюджетную систему Российской Федерации, а также методику анализа контрольной работы налоговых органов;
- определить пути совершенствования налогового контроля в Российской Федерации.
Объектом исследования выбрана система налогового контроля в Российской Федерации.
Предметом исследования является контрольная работа Федеральной налоговой службы России.
Границы исследования: 2014-2016 годы.
Информационной базой исследования являются законодательные акты Российской Федерации, нормативно-правовые акты Министерства финансов и Федеральной налоговой службы России и другие нормативные документы, информационные материалы, опубликованные в экономической литературе и периодических изданиях, статистическая отчетность ФНС России.
Методологической базой исследования являются методы экономико-статистического анализа, методы анализа и синтеза экономической информации, методы статистических группировок, сравнения, динамики, табличный и другие методы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что авторские теоретические разработки доведены до конкретных методических и практических предложений, которые могут быть использованы органами налогового контроля в своей деятельности.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Выпускная квалификационная работа включает в себя 3 аналитические таблицы, содержащие расчеты показателей, рассматриваемые в работе, а также 1 информационную таблицу и 1 рисунок, наглядно демонстрирующих вопросы, изложенные в работе.
Налоговый контроль - важнейшая категория налогообложения, под которой, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), подразумевается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Общий контроль за соблюдением налогового законодательства в России в настоящее время осуществляет Федеральная налоговая служба России (ФНС России), которая руководит налоговой сферой и является межотраслевым органом управления.
Правовые процедуры налогового контроля и правила их осуществления устанавливаются законодательством о налогах и сборах. В связи с этим налоговый контроль представляет собой самостоятельный институт налогового права, является самостоятельной функцией налоговых органов, и по этой причине он имеет строго определенную направленность - обеспечение соблюдения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, предупреждение налоговых правонарушений.
Степень научной разработанности. Теорию налогового контроля составляют исследования и труды ученых и практиков в сфере налогового контроля, таких как Беспалов М.В., Майбуров И.А., Мишустин М.В., Пансков В.Г., Семенихин В.В., Черник И.Д. и др. Однако, несмотря на значительное количество исследований в области налогового контроля, налоговыми органами до настоящего времени еще не обеспечен полный контроль за правильным взиманием налогов в бюджет, и по устранению неправомерных способов уклонения недобросовестных налогоплательщиков от налогообложения.
Реальным путем повышения эффективности налогового контроля может стать изменение порядка работы налоговых органов и выработка новых подходов на основании сравнительного анализа показателей налоговой отчетности налогоплательщиков, сумм начисленных и уплаченных налоговых платежей, а также факторов, влияющих на формирование налоговой базы.
Цель и задачи исследования. Цель работы - исследовать теоретические основы функционирования системы налогового контроля в Российской Федерации, а также обосновать пути повышения эффективности деятельности налоговых органов по осуществлению контроля за поступлением налогов в бюджетную систему.
Цель исследования предполагает постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть понятие, организационные основы и функции налогового контроля;
- охарактеризовать организационную систему органов налогового контроля в Российской Федерации;
- показать методы и формы контрольной работы налоговых органов в Российской Федерации;
- обосновать методику анализа поступления налогов, администрируемых ФНС России, в бюджетную систему Российской Федерации, а также методику анализа контрольной работы налоговых органов;
- определить пути совершенствования налогового контроля в Российской Федерации.
Объектом исследования выбрана система налогового контроля в Российской Федерации.
Предметом исследования является контрольная работа Федеральной налоговой службы России.
Границы исследования: 2014-2016 годы.
Информационной базой исследования являются законодательные акты Российской Федерации, нормативно-правовые акты Министерства финансов и Федеральной налоговой службы России и другие нормативные документы, информационные материалы, опубликованные в экономической литературе и периодических изданиях, статистическая отчетность ФНС России.
Методологической базой исследования являются методы экономико-статистического анализа, методы анализа и синтеза экономической информации, методы статистических группировок, сравнения, динамики, табличный и другие методы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что авторские теоретические разработки доведены до конкретных методических и практических предложений, которые могут быть использованы органами налогового контроля в своей деятельности.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Выпускная квалификационная работа включает в себя 3 аналитические таблицы, содержащие расчеты показателей, рассматриваемые в работе, а также 1 информационную таблицу и 1 рисунок, наглядно демонстрирующих вопросы, изложенные в работе.
Результаты проведенного в выпускной квалификационной работе исследования показали, что необходимость налогового контроля обусловлена процессами становление рыночных принципов хозяйствования в России, сопровождаемыми повышением роли государственного регулирования в управлении экономическими и социальными процессами. Исходя из актуальности проблемы исследования, в первой главе работы рассмотрены такие вопросы как понятие и функции налогового контроля в Российской Федерации, показана организационная система налогового контроля в Российской Федерации, определены формы и методы налогового контроля.
Во второй главе работы проведен анализ результатов деятельности органов налогового контроля по обеспечению формирования налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации за 2014-2016 гг.
При этом анализ динамики поступления сумм налоговых платежей, администрируемых ФНС России, в бюджетную систему Российской Федерации - в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ, показал, что в федеральный бюджет в 2016 году поступило администрируемых ФНС России доходов на сумму 6,9 трлн. руб., что на 11,5% больше, чем в 2014 году, а в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило администрируемых ФНС России доходов на сумму 7,5 трлн. руб., что на 17,0% больше, чем в 2014 году.
Также во второй главе работы проведен анализ контрольной работы ФНС России. Проведенный анализ показателей деятельности ФНС России по камеральным проверкам налогоплательщиков показал, что в 2016 г. органами налогового администрирования было проведено всего 39,9 млн. камеральных проверок, что на 25% больше, чем в 2014 г. При этом, дополнительно начисленные по ним платежи, включая пени и налоговые санкции, в 2016 г. составили 102,3 млрд. руб., что на 23,4% больше, чем в 2015 г.
Такие показатели говорят о повышении эффективности контрольной работы налоговых органов в части камеральных проверок в 2016 г.
Также о повышении эффективности контрольной работы органов налогового администрирования свидетельствует повышение относительного показателя дополнительно начисленных по камеральным проверкам платежей, включая пени и санкции в среднем на 1 проверку с 28,2 тыс. руб. в 2014 г. до 45,4 тыс. руб. в 2016 г.
Анализ контрольной работы по выездным проверкам, проведенной работниками налоговых органов России за 2014-2016 гг., показал, что за 2016 г. органами налогового администрирования проведено 24879 выездных проверок организаций и физических лиц-предпринимателей, что на 15,4% меньше, чем в 2015 г. При этом, в 2016 году дополнительно начисленные по выездным проверкам платежи, включая налоговые санкции, составили 349,1 млрд. руб., что на 30,1% больше, чем в 2015 г.
О повышении эффективности контрольной работы органов налогового администрирования свидетельствует увеличение относительного показателя дополнительно начисленных по выездным налоговым проверкам платежей в среднем на 1 проверку - с 8,5 млн. руб. в 2014 г. до 14,1 млн. руб. в 2016 г.
Поэтому в работе сделан вывод, что при снижении в 2016 году по сравнению с 2015 г. количества выездных налоговых проверок на 25,4%, эффективность одной выездной налоговой проверки повысилась на 53,7%, а доля результативных выездных налоговых проверок достигла почти стопроцентного уровня - 99,2 %.
Также во второй главе работы рассмотрены проблемы и пути совершенствования форм и методов налогового контроля в Российской Федерации.
Заключительным этапом второй главы работы стало рассмотрение вопросов развитие современных форм налогового контроля в Российской Федерации, таких как налоговый мониторинг, предварительный налоговый контроль и автоматизированная система камерального налогового контроля.
Основная цель налогового мониторинга - создание партнерских взаимоотношений налоговых органов с крупными налогоплательщиками путем своевременного реагирования и предупреждения осуществления ими рисковых операций, которые могут привести к нарушениям налогового, валютного и другого законодательства, контроль за которым осуществляется налоговыми органами
Введение налоговыми органами института предварительного налогового контроля позволит сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов.
В работе отмечено, что развитие налогового контроля в России происходит в контексте бурного роста информационных технологий, повышения скорости передачи данных и распространения электронной коммерции. Из числа новаций можно выделить применение налоговыми органами автоматизированных систем для повышения эффективности камерального налогового контроля, в частности автоматизированной систему контроля АСК «НДС», которая позволяет определять уровень налогового риска каждого налогоплательщика и акцентировать внимание на организациях с максимальным риском совершения налоговых правонарушений.
В целях обеспечения финансовой безопасности государства в работе сделан вывод, что необходимо и в дальнейшем совершенствовать эффективный механизм осуществления налогового контроля налоговыми органами, в частности необходимо продолжить совершенствование законодательства РФ о налогах и сборах в аспекте уточнения процедур осуществления налогового контроля, а также совершенствование информационных технологий, что позволит обеспечивать взаимодействие государственных органов в процессе осуществления налогового контроля.
Во второй главе работы проведен анализ результатов деятельности органов налогового контроля по обеспечению формирования налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации за 2014-2016 гг.
При этом анализ динамики поступления сумм налоговых платежей, администрируемых ФНС России, в бюджетную систему Российской Федерации - в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ, показал, что в федеральный бюджет в 2016 году поступило администрируемых ФНС России доходов на сумму 6,9 трлн. руб., что на 11,5% больше, чем в 2014 году, а в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило администрируемых ФНС России доходов на сумму 7,5 трлн. руб., что на 17,0% больше, чем в 2014 году.
Также во второй главе работы проведен анализ контрольной работы ФНС России. Проведенный анализ показателей деятельности ФНС России по камеральным проверкам налогоплательщиков показал, что в 2016 г. органами налогового администрирования было проведено всего 39,9 млн. камеральных проверок, что на 25% больше, чем в 2014 г. При этом, дополнительно начисленные по ним платежи, включая пени и налоговые санкции, в 2016 г. составили 102,3 млрд. руб., что на 23,4% больше, чем в 2015 г.
Такие показатели говорят о повышении эффективности контрольной работы налоговых органов в части камеральных проверок в 2016 г.
Также о повышении эффективности контрольной работы органов налогового администрирования свидетельствует повышение относительного показателя дополнительно начисленных по камеральным проверкам платежей, включая пени и санкции в среднем на 1 проверку с 28,2 тыс. руб. в 2014 г. до 45,4 тыс. руб. в 2016 г.
Анализ контрольной работы по выездным проверкам, проведенной работниками налоговых органов России за 2014-2016 гг., показал, что за 2016 г. органами налогового администрирования проведено 24879 выездных проверок организаций и физических лиц-предпринимателей, что на 15,4% меньше, чем в 2015 г. При этом, в 2016 году дополнительно начисленные по выездным проверкам платежи, включая налоговые санкции, составили 349,1 млрд. руб., что на 30,1% больше, чем в 2015 г.
О повышении эффективности контрольной работы органов налогового администрирования свидетельствует увеличение относительного показателя дополнительно начисленных по выездным налоговым проверкам платежей в среднем на 1 проверку - с 8,5 млн. руб. в 2014 г. до 14,1 млн. руб. в 2016 г.
Поэтому в работе сделан вывод, что при снижении в 2016 году по сравнению с 2015 г. количества выездных налоговых проверок на 25,4%, эффективность одной выездной налоговой проверки повысилась на 53,7%, а доля результативных выездных налоговых проверок достигла почти стопроцентного уровня - 99,2 %.
Также во второй главе работы рассмотрены проблемы и пути совершенствования форм и методов налогового контроля в Российской Федерации.
Заключительным этапом второй главы работы стало рассмотрение вопросов развитие современных форм налогового контроля в Российской Федерации, таких как налоговый мониторинг, предварительный налоговый контроль и автоматизированная система камерального налогового контроля.
Основная цель налогового мониторинга - создание партнерских взаимоотношений налоговых органов с крупными налогоплательщиками путем своевременного реагирования и предупреждения осуществления ими рисковых операций, которые могут привести к нарушениям налогового, валютного и другого законодательства, контроль за которым осуществляется налоговыми органами
Введение налоговыми органами института предварительного налогового контроля позволит сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов.
В работе отмечено, что развитие налогового контроля в России происходит в контексте бурного роста информационных технологий, повышения скорости передачи данных и распространения электронной коммерции. Из числа новаций можно выделить применение налоговыми органами автоматизированных систем для повышения эффективности камерального налогового контроля, в частности автоматизированной систему контроля АСК «НДС», которая позволяет определять уровень налогового риска каждого налогоплательщика и акцентировать внимание на организациях с максимальным риском совершения налоговых правонарушений.
В целях обеспечения финансовой безопасности государства в работе сделан вывод, что необходимо и в дальнейшем совершенствовать эффективный механизм осуществления налогового контроля налоговыми органами, в частности необходимо продолжить совершенствование законодательства РФ о налогах и сборах в аспекте уточнения процедур осуществления налогового контроля, а также совершенствование информационных технологий, что позволит обеспечивать взаимодействие государственных органов в процессе осуществления налогового контроля.
Подобные работы
- Налоговый контроль и пути его совершенствования (на материалах МИФНС России №15 по Самарской области)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формы и методы налогового контроля (Организация и методика налоговых проверок, Омский государственный аграрный университет)
Рефераты, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2021 - СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И МЕХАНИЗМ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
Бакалаврская работа, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Налоговое администрирование субъектов малого предпринимательства: состояние и пути совершенствования
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Государственный налоговый контроль в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017



