ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ФГОС 5
1.1 Системно-деятельностный подход 5
1.2 Универсальные учебные действия 11
1.3 Познавательная деятельность учащихся 18
2 ГЛАВА. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1 Методы и приемы, направленные на развитие познавательного интереса
учащихся 26
2.2 Школьная олимпиада по физике как метод развития познавательной
деятельности 36
3 ГЛАВА. ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ СРЕДИ 10 КЛАССОВ 38
3.1 Начальные установки 38
3.2 Проведение олимпиады 45
3.3 Итоги проведения олимпиады 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЯ
Современное обучение в основной школе предъявляет к учебному процессу новые требования, как в части его содержания, методов, средств и форм, так и в части его управления: планирования, организации и контроля. Выполнение этих требований выдвигает в качестве одного из основных направлений повышение качества обучения специалистов - разработку технологии обучения, обеспечивающей необходимый уровень подготовки в оптимальных условиях организации учебно-познавательного процесса.
Работа по усовершенствованию качества обучения ведется непрерывно и никогда не может быть прекращена. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием науки и техники, которое должно находить отражение в учебных программах, учебниках и учебных пособиях, а также и тем, что изменяются познавательные возможности обучаемых, совершенствуются методы и технические средства обучения.
Процесс образования - основа всестороннего развития личности учащегося. Главная социальная функция образования состоит в овладении учащимися опытом, накопленным предшествующими поколениями людей.
Знания - фундамент развития личности в целом. Еще в 1956 году А. Дистервег писал, что: «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самостоятельность - средство и одновременно результат образования».
В настоящее время, когда деятельность каждого оценивается по конечному результату, особую значимость приобретает достижение учащимися высокого уровня овладения знаниями. Это и есть тот результат, на который должна быть направлена управленческая деятельность
Одним из наиболее эффективных приемов для достижения высоких показателей знаний и умений по предмету среди учеников, является повышение учебно-познавательного интереса. Ведь если заинтересовать учеников предметом физика, то они будут учится с большим усердием и будут уделять больше времени на подготовку по предмету.
Для увеличения интереса к предмету, можно проводить дополнительные мероприятия, например, школьную олимпиаду. Ведь олимпиада является соревнование, поскольку будут победители, а соревновательный интерес у всех людей в «крови». Таким образом, с помощью небольшой манипуляцией инстинктами учеников, а желание побеждать есть у всех, можно привлечь большой интерес к предмету, и тем самым активизировать учебно-познавательный интерес.
Таким образом целью данной работы является: исследование
использования школьной олимпиады как способа повышения учебно-познавательного интереса при обучении физике.
Задачи: 1. Выяснить уровень заинтересованности учениками
предметом физика;
2. Провести школьную олимпиаду по физике среди 10 классов.
3. Оценить, помогло ли проведение школьной олимпиады повышению учебно-познавательного интереса к предмету.
В современном мире деятельность каждого оценивается по конечному результату, в частности работа преподавателя тоже. Отсюда особую значимость приобретает достижение учащимися высокого уровня овладения знаниями. Это и есть тот результат, на который должна быть направлена управленческая деятельность преподавателя. Поэтому он должен приложить все усилия для достижения необходимых результатов.
Одним из наиболее эффективных приемов для достижения высоких показателей по уровню знаний и умений по предмету среди учеников, является управление учебно-познавательным деятельностью. Поскольку только заинтересовать учеников предметом физика, можно ожидать от них то, что они будут учится с большим усердием и будут уделять больше времени на подготовку по предмету.
В данной работе, для увеличения интереса к предмету физика, я попробовал провести школьную олимпиаду. На мой взгляд, олимпиада, будучи соревнованием, должна была вызвать большой интерес для учащихся.
Таким образом я провел олимпиаду среди учащихся десятых классов. Для определения результатов мною было проведено анкетирование до олимпиады и после, с аналогичными вопросами. А также входной контроль до олимпиады и срез знаний после ее проведения. В итоге обнаружил что проведение олимпиады в целом положительно повлияло на учебно-познавательный интерес учащихся. Количество учеников, которым однозначно нравится предмет физика увеличилось на 14%. Желающих участвовать в следующей олимпиада выросло на 23%. Так же нужно отметить что и выросло время самостоятельной работы по физике. И главное, срез знаний показал, что за время подготовки к олимпиаде и его проведении количество знаний у учеников стало больше, и они получили более лучшие оценки.
В итоге можно сказать что цели данной работы были достигнуты. Поставленная цель достигнута, а задачи выполнены и получены положительные результаты. Повышение учебно-познавательного интереса учащихся при обучении физике является важным элементом для достижения хороших результатов успеваемости. А школьная олимпиада, как метод повышения учебно-познавательного интереса к физике, показала себя с наилучшей стороны.
1. Картотека форм познавательной деятельности учащихся: Е. И. Ромашкова
— Москва, Сфера, 2005 г.- 192 с.
2. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
3. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: С.Г. Воровщиков — Москва, Книга по Требованию, 2013 г.- 401 с.
4. Харламов И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. Мн., 2007 г.
5. Правильные решения задач по физике: Н. А. Парфентьева, М. В. Фомина
— Санкт-Петербург, Мир, 2001 г.- 414 с.
6. Теоретические задачи по физике. Международная олимпиада "Туймаада". 1994-2012: А. В. Чудновский, Ю. М. Григорьев, В. М. Муравьев, В. Ф. Потапов — Санкт-Петербург, МЦНМО, 2013 г.- 264 с.
7. Физика. 10-11 классы. Задачник-репетитор. В 3 частях. Часть 3: Э. Л. Резницкий — Санкт-Петербург, Просвещение, 2012 г.- 224 с.
8. Управление воспитательной деятельностью в образовательном учреждении: О. Г. Прохорова — Москва, КАРО, 2007 г.- 160 с.