ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Деятельность гостиничного предприятия: теория вопроса 7
1.2. Основные направления и виды деятельности гостиницы 18
1.3. Мировой опыт совершенствования деятельности гостиницы 28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЧНОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ «АМАКС САФАР-ОТЕЛЬ» 39
2.1. Характеристика «Амакс Сафар-отель» 39
2.2. Анализ деятельности «Амакс Сафар-отель» 48
2.3. Оценка деятельности «Амакс Сафар-отель» 59
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АМАКС САФАР-
ОТЕЛЬ» 70
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности «Амакс
Сафар-отель» 70
3.2. Внедрение системы KPI для совершенствования деятельности «Амакс
Сафар-отель» 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ
Гостиничные предприятия, которые настроены на серьезную конкурентную состоятельность, как на региональных, так и на международных рынках, особое внимание уделяют совершенствованию своей деятельности и развитию. Рассматривая историю рыночных эволюционных преобразований и взаимоотношений между субъектами рынка, можно заметить, что совершенствование деятельности является непременными составляющим элементом бизнес-процессов для отелей, наиболее успешно действующих в конкурентной среде и ориентированных на сохранение и упрочение своих лидирующих позиций в обозримом будущем.
Совершенствование деятельности гостиничного предприятия, внедрение инноваций в повседневную практику с целью развития, является одним из самых важных аспектов функционирования и необходимым условием успешности бизнес-субъекта. Традиционно, направления соврешенствования деятеятельности отеля классифицируются по таким признакам, как первоисточник (нужды потребителей туристических услуг, нововведения, новаторские идеи), область применения инноваций (гостиничный продукт, гостиничная инфраструктура, управление процессами в гостиничном бизнесе, рекламная поддержка отеля), степень революционности инноваций (совершенствование или же создание чего-то принципиально нового), масштабы применения (международные, местные, региональные), степень их дороговизны (затратные, малобюджетные) и т.д.
Современный гостиничный бизнес в Казани, в отличие от остальных муниципальных субъектов Республики Татарстан развит очень хорошо. В нём присутствует множество гостиничных предприятий, как категорийных, так и внекатегорийных, как сетевых, так и несетевых, как иностранных сетевых отелей, так и отечественных сетевых гостиниц, а также достаточное большое количество (более 35) хостелов и малых гостиниц. Каждое из этих гостиничных предприятий стремится ввести на рынок что-то новое, что-то чего нет у конкурентов, путём усовершенствования своей деятельности, качества продукции, мероприятий по ее продвижению и т.д.
Совершенствование деятельности как процесс или как продукт может стать одной из главных причин увеличения дохода гостиничного предприятия, оказывая существенное влияние на рост его прибыли. Гостиничный бизнес является одной из важнейших отраслей сервиса и основным поставщиком услуг для идустрии туризма, что требует современных методов, технологий форм, инструментов и механизмов обслуживания гостей. Использование современой техники и технологий, легкодоспутных способов бронирования и оплаты услуг отеля, нововведений в маркетинговую деятельность способно существенно улучшить конкурентное положение на рынке гостиничного предприятия.
Актуальность выбранной темы исследования заключается еще и в том, что все существующее стареет, речь идет об износе гостиничного фонда. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты в организации деятельности гостиничного предприятия . С этой целью на гостиничных предприятиях систематически необходимо проводить аттестацию номерного фонда, продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать конкурентную ситуацию на рынке и каналы продвижения гостиничного продукта. Чем больше нового и простого в использовании, тем доступней данная информация для каждого, особенно принятие чужого опыта подобного управления благотворно влияет на бизнес. Что бы гостиничный бизнес процветал, нужно играть по правилам современного рынка с учетом имеющихся тенденций и потребительского спроса, выявляя и внедряя в деятельность отеля инновации.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является «Амакс Сафар-отель» (г. Казань).
Предметом - организация деятельности данного гостиничного предприятия.
Цель данной работы поиск путей совершенствования деятельности «Амакс Сафар-отель».
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретические аспекты совершенствования деятельности гостиничного предприятия;
2. исследовать деятельность «Амакс Сафар-отель»;
3. разработать рекомендации по совершенствованию деятельности «Амакс Сафар-отель»;
4. оценить эффективность предложенных рекомендаций по совершенстованию деятельности данного гостиничного предприятия.
Теоретической и методической базой исследования явились фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области общего управления организацией, экономики сферы услуг, туризма и гостеприимства, современных экономических, организационных, социальных проблем развития сферы гостиничных услуг. Кроме того, при написании работы были использованы законодательные и нормативные документы РФ, регламентирующие деятельность предприятий туризма и гостиничного хозяйства. Информационной базой исследования в работе послужили данные ВТО (Всемирной туристской организации), Госкомстата России и Республики Татарстан.
Вопросы экономики сферы услуг, менеджмента гостиниц, ведения учетной политики предприятия, методов хозяйствования рассмотрены в работах таких отечественных ученых и практиков, как Б.В. Аверьянов, В.И. Азар, Г.А. Бондареико, Н.И. Кабушкин, А.Л. Лесник, Г.А. Папирян, А.Г. Торшнев, З.П. Румянцева, B.C. Сенин, Б.Л. Соловьев, H.A. Соломатин, A.B. Чернышев, А.Д. Чудновский и др.
В зарубежной литературе вопросам управления доходами гостиничных предприятий, ИЛД-менеджменту (управлению доходами) отводится значительное место. Работы таких авторов, как С.А. Бсйкер, Р.А. Нраймер. Д. Уокер, Дж. Латгин, Т. Д. Джордж, Е. Диас и др. содержат ценный материал по рассматриваемой тематике.
Также при написании автором были использованы материалы периодической печати, связанные с темой выпускной квалификационной работы. Кроме того, при написании работы были использованы статистические данные, предоставленные гостиничным предприятием «АМАКС Сафар-отель» и были использованы материалы сети Интернет.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена
совершенствованию деятельности «Амакс Сафар-отель». В результате проведенного в работе исследования автором были получены определенные выводы и разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности данного гостиничного предприятия.
Деятельность гостиничного предприятия - деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обладающих или наделенных в установленном порядке имущественными правами на какое-то коллективное средство размещения, по непосредственному распоряжению и управлению им для предоставления услуг по временному размещению (проживанию) и обслуживанию граждан (туристов).
С точки зрения бизнеса гостиница представляет собой предприятие по производству и предоставлению услуг (гостиничного продукта) коммерческого гостеприимства, которое предлагает свои удобства и сервис потребителю. Таким образом, основной вид деятельности гостиничного предприятия - это производство и предоставление услуг потребителям.
Актуальность управления инфраструктурой гостиницы связана со значимостью таких факторов как существенная зависимость результатов функционирования гостиничных предприятий, в частности от: качества предоставляемых ими услуг; уровня инфраструктурного обеспечения их производственной деятельности; большой, а нередко и определяющий, удельный вес расходов на инфраструктуру в общих издержках гостиничных предприятий; необходимость определения политики обновления или восстановления инженерных систем и оборудования гостиниц с целью повышения качества обслуживания в рамках стратегии обеспечения их конкурентоспособности и т.д.
Совокупность функций управления инфраструктурой гостиничных предприятий отражает следующие виды деятельности: деятельность, связанную с материальными объектами; управление ремонтными работами; управление 84
содержанием инженерной инфраструктуры; обслуживание системы энергоснабжения; облуживание системы водоснабжения; обслуживание лифтов, систем вентиляции, кондиционирования и освещения; управление уборкой помещений; управление информационными сетями; управление удалением отходов; управление обслуживанием автостоянок и прилегающих территорий; обеспечение безопасности; деятельность, связанную с персоналом; планировка и создание интерьера помещений; организация рабочего места; организация питания; организация медицинского обслуживания и отдыха персонала; деятельность по снижению эксплуатационных расходов организации; управление энергоснабжения; система учета водо- и теплоснабжения; система снижения затрат на электроэнергию; комплексная автоматизация энергоучета; управление недвижимостью.
Существует множество критериев оценки эффективности деятельности гостиницы при оказании услуг потребителям. Во второй главе ВКР при проведении анализа и оценки деятельности «Амакс Сафар-отель» мы выделили и исследовали два важнейших блока - общеэкономические показатели (производительности труда, трудоемкость продукции/услуг, фондоотдача, фондоемкость, материалоотдача, рентабельность и др.) и показатели финансовой устойчивости (коэф. автономии, коэф. заемных средств, коэф. покрытия инвестиций и др.). По результатам проведенного исследования были получены следующие выводы:
1. «Амакс Сафар-отель» - это одна из самых популярных гостиниц Казани, которая может принять около 300 человек одновременно, поскольку имеет 218 номеров, каждый из которых оснащен всеми необходимыми атрибутами для комфортного пребывания. Тип отеля: бизнес-класс 3 звезды.
Среди прочих отелей Казани «Амакс Сафар-отель» выделяется благодаря тому, что данный комплекс отлично подойдет как для деловых людей, так и для любителей развлечений. Все это благодаря широкому спектру услуг, наличию делового центра и развлекательного комплекса. Благодаря европейскому уровню сервиса, профессионализму персонала и широкому спектру возможностей, предоставляемых для отдыха и деловых мероприятий, гостиница заслуженно занимает лидирующие позиции в категории «Лучшие отели Казани».
2. Основными отделами, службами и подразделениями, являются служба коммерческая служба и ее подразделения, административная служба, служба общественного питания и ее подразделения, дополнительные и другие службы.
3. В процессе исследования результатов финансово-хозяйственной и материально-технической деятельности «Амакс Сафар-отель» нами было выявлено, что в 2015 г. при росте себестоимости в 1,36 раз выручка возросла на 14954 руб., а прибыль в 1,03 раза. Балансовая стоимость имущества «Амакс Сафар-отель» за отчетный период увеличилась со 11007160 руб. до 12654910 руб., валюта баланса гостиничного предприятия увеличилась на 1647750 руб.
4. Анализ показателей финансовой устойчивости показал, что у «Амакс Сафар-отель» достаточно собственных оборотных средств, и оно не зависит от внешних кредиторов. «Амакс Сафар-отель» имеет абсолютно устойчивое финансовое положение, и обладает высоким уровнем платежеспособности.
5. В целом деятельность «Амакс Сафар-отель» можно считать достаточно эффективной. При анализе технико-экономических показателей было отмечено, что рентабельность продаж в 2015 г. составила 27,12%. Этот показатель показывает прибыльность реализации данного выбора услуг.
6. Анализ материальных ресурсов показывает увеличение материалоотдачи, что объясняется увеличением удельного веса материальных затрат в себестоимости продукции, а также увеличение стоимости произведенной продукции. И снижение показателя материалоемкости в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 0,05, что говорит об уменьшении затрат приходящихся на 1 руб. выпущенной продукции.
7. Анализируя трудовые ресурсы, мы отметили, что производительность труда в 2015 г. выросла в 1,068 раз за счет увеличения выручки от реализации и уменьшения среднесписочной численности персонала, а также что показатель ФЗП с 2014 г. увеличился в 3,78 раза и составил в 2015 г. 4298380,1 руб.
Таким образом, «Амакс Сафар-отель» функционирует эффективно, но необходимо принять меры для того, чтобы увеличить рентабельность деятельности гостиничного предприятия.
В третьей главе для совершенствования деятельности «Амакс Сафар- отель» мы предложили следующие рекомендации:
1. В целях рационального использования материально-технических ресурсов предлагаем внедрять новые технологии и техники, позволяющие экономно расходовать материалы.
2. Для быстроты обслуживания гостей предлагаем внедрить и использовать следующие технологии: сканирования и распознавания паспортов Scanify API: Passport и систему Dynamix «Hotel 3Play», которая позволит «Амакс Сафар-отель» расширить спектр информационных услуг для гостей
3. Для повышения эффективности использования трудовых ресурсов рекомендуем проводить ежегодную аттестацию и оценку работников «Амакс Сафар-отель». По результатам аттестации далее разрабатывать план по повышению квалификации и переподготовке персонала, по построению его карьеры и по необходимости по совершению кадровых перестановок в «Амакс Сафар-отель».
Необходимо уделять самое пристальное внимание обучению и развитию персонала, регулярно проводить тренинги, семинары, мастер -классы, направлять перспективных работников на стажировки, как в отечественные, так и зарубежные отели.
Также рекомендуем внедрить в деятельность «Амакс Сафар-отель» систему Key Performance Indicators (KPI).
По нашему мнению, для эффективной деятельности «Амакс Сафар- отель» можно использовать следующие KPI:
- средние поступления на действующий номер (Revenue per Available Room - RevPAR);
- средние расценки за номер (Average Room Rate);
- доходность номерного фонда. (Rooms Yield);
- реализованная доходность номера (Actual Rooms Yield);
- средняя сумма посещения (Average Check Price);
- стоимость реализованной продукции (Food Cost Persentage);
- доля расходов на оплату труда(Labor Cost Percentage);
- платежеспособность и финансовая устойчивость (Solvency Ratio, Debt-Equity Ratio, Number of Times Interest Earned, Fixed Charge Coverage Ratio, etc.);
- рентабельность (Profit Margin Ratio, Return on Owner’s Equity Ratio, Return on Assets Ratio, Return on Fixed Assets Ratio, etc.)
1. ГОСТ 53423-2009 «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения».
2. ГОСТ-54606- 2011 «Услуги малых средств размещения. Общие
требования».
3. Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации от 25 апреля 1997 года № 490 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 г. № 49) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 3.
4. Приказ Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 года № 86 «Об утверждении системы классификации гостиниц и других средств размещения».
5. Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации № 35 от 25 января 2011 г. «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи».
6. Агамирова Е.В. Управление предприятием в гостиничном бизнесе. - М.: Дашков и К, 2011. - 428 с.
7. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2013. - С. 567.
8. Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем. - М.: Финансы и статистика, 2011. - С. 234-235.
9. Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. - М.: Новое знание,
2015. - 365 с.
10. Бородина В.В. Ресторанно-гостиничный бизнес. - М.: КноРус, 2014. - 328 с.
11. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства. - М.: Эксмо,
2011. - 173 с.
12. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. Практика. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 152 с.
13. Волков Ю.Ф. Гостиничное и ресторанное дело, туризм. - М.: Феникс, 2011. - 635 с.
14. Вяткин В.Н., Шевляков В.М., Серов В.Н. Организационное проектирование управленческих нововведений. - Пермь: Кн. изд-во, 2014. - С. 344.
15. Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений. - М.: Изд-во «Дело и сервис», 2011. -149 с.
16. Гомилевская Г.А. Организационно-управленческие аспекты инновационной деятельности в гостиничном бизнесе // Российское предпринимательство. - 2014. - № 8. - C.140-146.
17. Гомилевская Г.А. Проблемы инфраструктурного и кадрового обеспечения инновационной деятельности в гостиничной сфере // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2013. - № 2. - С.178-191.
18. Гомилевская Г.А., Глинская Н.Б. Особенности инноваций в гостиничном секторе индустрии гостеприимства // Вестник национальной академии туризма.
- 2014. - № 1 (9). - С.37-40.
19. Друкер П. Менеджмент: задачи, обязанности, практика: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2011. - 992 с.
20. Елканова Д.И. Основы индустрии гостеприимства. - М.: Дашков и К, 2010.
- 248 с.
21. Ефимов О.П., Ефимова Н.А. Экономика гостиниц и ресторанов. - М.: Новое знание, 2010. - 392 с.
22. Зиновьева А.А. Обоснование приоритетов развития гостиничного хозяйства
в условиях экономического кризиса / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Антикризисные технологии как фактор сбалансированного социально-экономического развития региона»,
посвященной 95-летию образования Татарской АССР и 25-летию государственности Республики Татарстан, 70-летию ЮНЕСКО. - Казань: Издательство: Университет управления «ТИСБИ», 2015. С. 109-114.
23. Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов. - М.: Новое знание, 2011. - 368 с.
24. Кабушкин Н.И. Управление гостиницами и ресторанами. - М.: КноРус, 2013. - 381 с.
25. Козлова М.В. Инновационные стратегии в системе управления качеством в гостиничном комплексе // Проблемы современной экономики. - 2010. - №1. - С. 30 - 35.
26. Колбеко Н. Внедрение KPI: стоит ли овчинка выделки? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.insapov.ru/implementation-kpi.html
27. Коровина Ю.А. Разработка системы управления гостиничным комплексом // Гостиничное дело. - 2011. - №1. - С.22-27.
28. Кочкурова Е., Вакуленко Р. Управление гостиничным предприятием. М.,
2012. - 142 с.
29. Кузьмин В.А. Система управления гостиницей: ее специфика в зависимости от размера и степени развития организации // Управление человеческим потенциалом. - 2011. - №2. - С.16-22.
30. Кулакова Н.Г. Зарубежный опыт управления гостиничным комплексом // Рестораны и гостиницы. - 2015. - №2. - С.12-16.
31. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 2012. - С. 56-59.
32. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: ИНФРА-М, 2012. - С. 254-257.
33. Мир управления проектами / Под ред. Х.Решке, Ч.Шелле. - М.: Аланс, 2013.
- С. 98-101.
34. Монахов А.В. Математические методы анализа экономики: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2012. - С. 162-167.
35. Мохов А.И. Факторы, усиливающие конкурентоспособность предприятий гостиничного хозяйства // Проблемы и перспективы развития социально¬экономических систем: сборник научных трудов, Курский государственный технический университет. - Курск. - 2015. - № 1. - 0,2 п. л.
36. Панов М.М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. - М.: Инфра-М, 2013. - 255 с. - ISBN 978-5-16-005781-1
37. Погодина О.Н. Ключевые показатели эффективности деятельности
гостиничных предприятий: понятие и сущность // Труды Вольного
экономического общества России, Сборник научных статей, том 137. - М. ГОУВПО МАТИ, 2012. - С. 404-407.
38. Погодина О.Н. Обзор существующих методик оценки эффективности деятельности предприятий гостиничного бизнеса // Проблемы практического менеджмента и маркетинга в сфере сервиса. XI выпуск. - М., 2013, С. 189-197.
39. Попов С.А.Безопасность в гостинице// Белгородский бизнес журнал. - 2015.
- №2. - 60 с.
40. Пфеффер Дж., Саттон Р. От знаний к делу. Как успешные компании трансформируют знания в действия. - М.: Вильямс, 2012. - 196 с.
41. Разу М.Л., Якутин Ю.В. Организация менеджмента. Управление бизнесом.
- М.: АКДИ, 2011. - С. 256-258.
42. Скобкин С.С. Управление в зарубежных гостиницах // Парад отелей. - 2011.
- № 8. - С. 44-51.
43. Скобкин С. С. На пути к качеству // Парад Отелей. - 2013. - №4. - 94 с.
44. Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах. - М., ИНФРА-М, 2016. -312 с.
45. Сорокина А.А. Управление в гостиничных комплексах за рубежом // Гостиничное дело. - 2011. - № 6. - С. 38-42.
46. Тихонова Т.Л. Организация приема и обслуживания туристов. - М.: Форум,
2013. - С. 30.
47. Трофимов Г. О режимах долговременного экономического роста // Вопросы экономики. - 2012. - № 2. - С. 54-58.
48. Ужакина Ю., Гришакова Н. Оценка эффективности обучения: как показать ценность сотрудников руководству компании [Электронный ресурс] // По материалам вебинара, январь 2014 г.
49. Управление развитием и изменением: Хрестоматия управления
изменениями / Под ред. И.В. Жуковского. - МЦДО «Линк», 2014. - С. 213-245.
50. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе: Пер. с англ. - СПб.: Изд-во СПб университета, 2013. - С. 32-37.
51. Чепурин Н.М., Киселева Е.А. Курс экономической теории. - Киров: Изд-во АСА, 2012. - С. 243-245.
52. Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в управлении. - М.: Дело, 2011. - С. 426.
53. Шматько Л.П. Туризм и гостиничное хозяйство. - М.: МАРТ, 2014. -266 с.
54. Яковлев Г.А. Экономика гостиничного хозяйства. - М.: КноРус, 2011. - 224 с.
55. Greiner L. Patterns of Organization Change. Harvard Business Review (May- June). - 2012. - С. 12-17.
56. http://gaap.ru/ - Теория и практика управленческого учета.
57. http://www.moluch.ru/ - Научный журнал «Молодой ученый».
58. http://www.pro-personal.ru/journal/ - Информационный портал для специалистов по кадрам и управлению персоналом.
59. http://www.top-personal.ru/ - Журнал «Управление персоналом».
60. http://www.1cbit.ru/management/sup_uchet.php - Сущность управленческого учета
61. http://www.hr-portal.ru/pages/bsq/bsc.php - Сообщество HR-менеджеров
62. http://www.kpisolutions.ru/ - KPI библиотека
63. www.booking.com - Все отели Татарстана
64. http://kazan.amaks-hotels.ru официальный сайт отеля «Амакс Сафар-отель».