Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ МИКРОСРЕДЫ НА ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №61034

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2016
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
301
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОЙ МИКРОСРЕДЫ НА ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Особенности развития личности ребенка старшего дошкольного
возраста 6
1.2 Понятие «семейная микросреда» и ее влияние на личностное развитие детей старшего дошкольного возраста 14
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОЙ МИКРОСРЕДЫ НА
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1 Организация исследования. Описание методик 21
2.2. Анализ результатов исследования 26
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ

Традиционно основным институтом воспитания, развития человека, начиная с момента его рождения и заканчивая, становлением зрелой личности, была и остается семья. Она является источником формирования личности. Это обусловлено тем, что ребенок значительную часть своей жизни проводит именно в семье. Здесь он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Анализ психологической литературы свидетельствует о том, что особенности семейного воспитания могут оказывать большое влияние на характер поведения детей. Все происходящее в семье, складывающиеся взаимоотношения, возникающие в процессе жизнедеятельности семьи, безусловно, накладывают на жизнь и развитие человека определенный отпечаток [13].
Являясь социальным институтом, семья реализует конкретные функции (репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, функция организованного досуга, воспитательная), важнейшей из которых является воспитательная функция. Важнейшей и определяющей является именно воспитательная, которая, по мнению А.Г. Харчева, имеет три аспекта: формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов; систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни; постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься [43].
Исследование многочисленных педагогических теорий доказывает, что: влияние семьи на ребенка с возрастом ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. Только семья помогает социализации личности, способствует физическому, моральному и трудовому воспитанию и воспитанию гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества [45].
Таким образом, определяется объективная закономерность, выражающаяся зависимостью успешности формирования и развития личности ребенка, его социализации от характера воспитательного влияния семьи. Важность учета данной закономерности обусловлена тем, что, выступая социальным институтом воспитания подрастающего поколения, семья определяет не только поведение, качество и жизненный уклад отдельной личности, но и социальный уклад, характер общественной жизни и историческую судьбу целого общества. Именно этим обусловлена актуальность нашего исследования.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Данная проблематика занимала умы многих исследователей. Т.А. Куликова определяла семью как институт, обладающий большими или меньшими воспитательными возможностями, или воспитательным потенциалом. По мнению И.В. Дубровиной, психика и личностные качества ребенка во многом определяются теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и его ближайшим взрослым окружением [9].
Но, несмотря на возросший во всем мире интерес к изучению семьи со стороны различных наук, многие важные педагогические вопросы семьи и семейного воспитания еще не исследованы. Это можно объяснить тем, что существуют множество различных факторов, которые находятся в сложном взаимодействии между собой и влияют на воспитание ребенка в семье.
Цель работы: теоретически изучить и практически обосновать особенности влияния семейной микросреды на особенности личностного развития в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования: процесс личностного развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние семейной микросреды на процесс личностного развития.
Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач:
1.изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2.осуществить подбор диагностических методик, с помощью которых будет производиться исследование;
3. произвести диагностику особенностей отношений детей старшего дошкольного возраста с родителями;
4. произвести диагностику особенностей личностного развития старших дошкольников;
5. осуществить анализ и интерпретацию полученных данных.
Гипотеза: особенности семейной микросреды оказывают влияние на особенности личностного развития детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования стали работы в области психологии и педагогики. В курсовой работе нами использовались труды Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина, В. С. Мухиной, М.И. Лисиной, С.А. Козловой, А.Г. Гогоберидзе и многих других исследователей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методики: тест-опросник «Анализ родительских отношений (А.Я. Варга, В.В. Столин), проективная методика «Моя семья» (в интерпретации В.К Лосевой, в изложении Н.Л. Кряжевой), методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад №33 Елабужского муниципального района РТ в старшей группе. Общее количество выборки составило 24 ребенка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Важнейшим социальным институтом воспитания ребенка считается семья. Здесь закладываются основы личности ребенка. Именно здесь он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Анализ психологической литературы свидетельствует о том, что особенности семейного воспитания могут оказывать большое влияние на характер поведения детей. Это обусловлено тем, что ребенок значительную часть своей жизни проводит именно в семье. Это значит, что всё, что происходит в семье, все взаимоотношения, возникающие в процессе жизнедеятельности семьи, накладывают на жизнь и развитие человека неизгладимый отпечаток.
По итогам изучения особенностей детско-родительских отношений, мы сделали вывод о том, что в большинстве случаев для родителей детей старшего дошкольного возраста характерно позитивное эмоциональное отношение к своему ребенку: многие из них проявляют безусловное принятие, завышенную оценку способностей ребенка.
Изучение особенностей внутрисемейных отношений детей старшего дошкольного возраста с помощью использования проективной методики «Моя семья» показало, что для 25% испытуемых характерны неблагоприятные внутрисемейные отношения.
По результатам изучения особенностей семейной микросреды мы разделили детей старшего дошкольного возраста на четыре группы в зависимости от типа семейных взаимоотношений: диктат - 12,5% от общего количества детей старшего дошкольного возраста; опека - 16,7% от общего их количества; «невмешательство» - 12,5%; сотрудничество - 58,3% от общего числа испытуемых.
Сравнивая полученные данные по методике на выявление особенностей личностного развития детей старшего дошкольного возраста с результатами диагностики детско-родительских отношений, можно заметить, что в тех семьях, где наблюдается наибольшее количество факторов гиперопеки, у детей наиболее выраженными являются такие сферы личностного развития как артистические способности, спортивная одаренность, творческое развитие, музыкальная одаренность, интеллектуальное развитие, лидерские способности.
Для детей, внутрисемейные отношения которых оценены нами как относящиеся к диктаторскому типу, характерно преобладание таких качеств как лидерские способности, технические способности, творческое развитие, интеллектуальное развитие, артистические способности.
Для дошкольников, внутрисемейные отношения которых были отнесены к типу «невмешательство» характерны спортивная одаренность, литературные способности, художественно-изобразительные способности, технические способности, творческое развитие.
Дети старшего дошкольного возраста, семейные отношения которых определяются как сотрудничество обладают такими качествами как спортивная одаренность, артистические способности, технические способности, интеллектуальное развитие, творческое развитие, спортивная одаренность, музыкальная одаренность, художественно-изобразительные способности, академические способности, литературные способности, лидерские способности.
На основании проделанной работы, мы можем говорить о том, что задачи эмпирического исследования были решены, цель - достигнута, гипотеза - подтверждена.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.:Юрайт, 2010.-811с.
2. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика [Текст] / Ю.П. Азаров.- СПБ.: Питер, 2011. - 400 с.
3. Андреева, Т.В. Семейная психология [Текст] / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2007.- 244 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович.- Воронеж: НПО "МОДЭК" 2001. - 352 с.
5. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 с.
6. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей [Текст] / Д. Боулби.-М.: Академический Проект, 2004.- 232 с.
7. Гуревич, П.С. Психология личности [Текст] / П.С. Гуревич.-М.: Юнити, 2012.- 126 с.
8. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 с.
9. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / И.В.Дубровина, А.М.Прихожан.- М.: «Академия», 2003.- 368 с.
10. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. — М. : АСТ: Астрель, 2010. - 671 с.
12. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н.Ф. Губанова.- М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 126с.
13. Земская, М. Семья и личность [Текст] / М. Земская. - М.: Прогресс, 2009. - 133 с.
14. Зыгмантович, П.В. Тайны взаимоотношений [Текст] / П. В. Зыгмантович.- СПб.: Речь, 2010.-304 с.
15. Каменская, Е. Н. Психология личности: конспект лекций / Е. Н. Каменская. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 150 с.
16. Коломинский Я. Л. Основы психологии: учебник для учащихся ст. классов / Я. Л. Коломинский. — М. : АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. — 352 с.
17. Кравченко, А.И. Психология и педагогика [Текст] / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с.
18. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 с.
19. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 232 с.
20. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии: учеб пособие для студ. вузов / А. Н. Леонтьев. — М. : Смысл: Академия, 2010. — 511 с.
21. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб.:Питер, 2009, 320с.
22. Лисина, М.И. Семья и формирование личности [Текст] / М. И. Лисина. - М., 2006. - 180 с.
23. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства [Текст] / Т.В. Лодкина.- М.: Академия, 2008 .- 195с.
24. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2011. - 800 с.
25. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 с.
26. Марцинковская, Т. Д. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Т. Д. Марцинковская. — М. : Академия, 2010. — 384 с.
27. Мухина, В. С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность [Текст] / В.С. Мухина, А.А. Хвостов.- М.: Академия, 2007. - 624 с.
28. Немов, Р. С. Психология: учебник [Текст] / Р. С. Немов. — М. :Владос, 2013. — 688 с.
29. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л. Ф. Обухова.- М.:Юрайт, 2010.-460 с.
30. Ларри, А. Хьелл Теории личности / А. Хьелл Ларри, Дж. Зиглер Дэниел Питер, 2014.
31. Пастюк, О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 с.
32. Психология семейных отношений с основами семейного
консультирования /под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Академия, 2005 - 192 с.
33. Пугачев, А. С. Влияние семьи на личность [Текст] / А. С. Пугачев // Молодой ученый. - 2012. - №7. - С. 310-313.
34. Рогов, Е.И. Классическая социальная психология [Текст] / Е.И. Рогов.-М.: ВЛАДОС, 2011. - 414 с.
35. Самыгин, С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: КноРус, 2012. - 480 с.
36. Семенов, Ю.И. Происхождение брака и семьи: монография / Ю.И. Семенов.-М.: КРАСАНД, 2010. - 307 с.
37. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах [Текст] / Е.О. Смирнова. — М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -256 с.
38. Смирнова, Е.О. Развитие личности ребенка от пяти до семи лет [Текст] / Е.О. Смирнова, А.В. Белошистая, Г.Б. Монина.-М.: Генезис, 2010.
39. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 636 с.
40. Степанов, В.Е. Психология: учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова.-М., 2014.- 518 с.
41. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
42. Фурманов, И.А. Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства [Текст] / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова. - Минск.: Тесей, 1998. - 224 с.
43. Харчев, А. Г. Социология воспитания [Текст] / А. Г. Харчев. — М.: Полит-издат, 1990. - 220 с.
44. Цветкова, Н. Семейная жизнь без кризисов [Текст] / Н. Цветкова.- М., 2010.- 160 с.
45. Чукреева В. В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 180-183.
46. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. - 200 с.
47. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 с.
48. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология [Текст] /Л.Б. Шнейдер.- М.:Академический Проект ; Трикста,2010.-720 с.
49. Эйдемиллер, Э.Г. Юстицкий В.В. Психоолгия и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. - СПб.: Питер, 2002. — 656 с.
50. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б Эльконин.- М.: Воронеж. НПО "МОДЭК", 2001. - 417 с.
51. Яшкова, А.Н. Возрастная психология [Текст] / А.Н. Яшкова, Н.Ф. Сухарева. - Саранск, 2009.-101 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ