УСТАНОВЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ ПО ВИДЕОИЗОБРАЖЕНИЯМ
|
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика современных специальных средств видеофиксации 6
Видеорегистраторы: понятие, виды и функциональные возможности. Технические характеристики некоторых современных видеорегистраторов 6
Системы видеонаблюдения: понятие, виды и функциональные возможности 11
Глава 2. Использование материалов видеозаписи при установлении причин дорожно-транспортных происшествий 23
Основные положения методики исследования видеозаписей с учетом технических параметров и качества видеоизображения 23
Определение длительности временных интервалов
Определение параметров движения объектов 29
Особенности установления факта наезда на пешехода по видеоизображениям 33
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложение
Глава 1. Общая характеристика современных специальных средств видеофиксации 6
Видеорегистраторы: понятие, виды и функциональные возможности. Технические характеристики некоторых современных видеорегистраторов 6
Системы видеонаблюдения: понятие, виды и функциональные возможности 11
Глава 2. Использование материалов видеозаписи при установлении причин дорожно-транспортных происшествий 23
Основные положения методики исследования видеозаписей с учетом технических параметров и качества видеоизображения 23
Определение длительности временных интервалов
Определение параметров движения объектов 29
Особенности установления факта наезда на пешехода по видеоизображениям 33
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложение
Актуальность темы исследования. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) являются одним из наиболее распространенных видов правонарушений, в результате которых погибает и получает травмы большое количество граждан. Оперативное и качественное расследование этих преступлений имеет свои специфические особенности, которые объясняются в известной мере неожиданностью и быстротечностью событий, сопровождающихся движением в транспортном потоке, сложными условиями, затрудняющими восприятие события свидетелями, потерпевшими.
По данным ГИБДД за период с января по декабрь 2017 года произошло 169432 дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), в которых погибли 19088 человек и 215374 получили ранения, из них 16957 детей ранено и 676 ребенка погибли1. За этот же период в Белгородской области произошло 986 ДТП. В них погибли 164 человека и 1183 получили травмы, с участием детей и подростков до 16 лет в Белгородской области зарегистрировано 132 ДТП, в которых 140 несовершеннолетних получили травмы. Чаще всего жертвами аварий становятся юные пешеходы (55 ДТП) и пассажиры (63 ДТП).
Повсеместное распространение цифровых видеорегистрирующих устройств привело к тому, что всё большее количество дорожно- транспортных происшествий оказывается запечатлёнными системами видеозаписи.
Из всех возможных способов получения сведений об обстоятельствах ДТП именно исследование материалов видеозаписей предоставляет наибольшие возможности. Чаще всего оно предпринимается для того, чтобы установить:
• время, прошедшее между событиями;
• расстояние между участниками движения;
• характер и параметры движения ТС;
• режим работы осветительных приборов ТС и светофорных объектов.
Большинство этих задач может быть решено различными методами, на выбор которых непосредственное влияние оказывает характер предоставляемых в распоряжение эксперта материалов, а также возможность их дополнения.
Степень разработанности темы. Вопросами исследования технических средств записи и носителей информации при расследовании преступлений в юридической науке занимались: Волковицкий В.Д., В.В. Волхонский, А.С. Калайдова, Р.Ю. Трубицына, О.А. Щеглова и др.
Вопросами же исследования материалов видеозаписей с целью установления обстоятельств дорожно-транспортного происшествия до последнего времени специально, в монографическом плане, никто не занимался. Есть лишь отдельные научные публикации: А.Н. Алфимцева, С.В. Беляева, О.Е. Понарьина, В.Е. Приходько, Ю.В. Рузина, С.М. Петрова. Практические работники не располагают методиками такого исследования.
Объектом исследования являются теория и практика использования материалов видеозаписи с целью установления обстоятельств дорожно- транспортных происшествий.
Предметом исследования являются научные разработки в области систем видеонаблюдения и возможности их применения в криминалистике; закономерности использования записей технических средств видеофиксации в раскрытии и расследовании преступлений.
Целью исследования является анализ и систематизация методов исследования материалов видеозаписей для установления обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, виды и функциональные возможности видеорегистраторов.
2. Изучить понятие, виды функциональные возможности систем видеонаблюдения.
3. Проанализировать процессуальные аспекты использования видеозаписей с регистрационных устройств и камер видеонаблюдения.
4. Рассмотреть основные положения методики исследования видеозаписей с учетом технических параметров и качества видеоизображения.
5. Изучить методику определения времени, прошедшего между событиями, скорости участников движения и характер её изменения по материалам видеозаписей, с целью установления обстоятельств ДТП.
6. Изучить особенности установления факта наезда на пешехода по видеоизображениям.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство РФ, гражданско-процессуальное законодательство, а также нормативные акты, регламентирующие работу следственных и экспертных подразделений РФ.
Методологическая основа исследования. При написании дипломной работы использовались следующие методы научного исследования: всеобщий диалектический, формально логический, сравнительный методы и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
По данным ГИБДД за период с января по декабрь 2017 года произошло 169432 дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), в которых погибли 19088 человек и 215374 получили ранения, из них 16957 детей ранено и 676 ребенка погибли1. За этот же период в Белгородской области произошло 986 ДТП. В них погибли 164 человека и 1183 получили травмы, с участием детей и подростков до 16 лет в Белгородской области зарегистрировано 132 ДТП, в которых 140 несовершеннолетних получили травмы. Чаще всего жертвами аварий становятся юные пешеходы (55 ДТП) и пассажиры (63 ДТП).
Повсеместное распространение цифровых видеорегистрирующих устройств привело к тому, что всё большее количество дорожно- транспортных происшествий оказывается запечатлёнными системами видеозаписи.
Из всех возможных способов получения сведений об обстоятельствах ДТП именно исследование материалов видеозаписей предоставляет наибольшие возможности. Чаще всего оно предпринимается для того, чтобы установить:
• время, прошедшее между событиями;
• расстояние между участниками движения;
• характер и параметры движения ТС;
• режим работы осветительных приборов ТС и светофорных объектов.
Большинство этих задач может быть решено различными методами, на выбор которых непосредственное влияние оказывает характер предоставляемых в распоряжение эксперта материалов, а также возможность их дополнения.
Степень разработанности темы. Вопросами исследования технических средств записи и носителей информации при расследовании преступлений в юридической науке занимались: Волковицкий В.Д., В.В. Волхонский, А.С. Калайдова, Р.Ю. Трубицына, О.А. Щеглова и др.
Вопросами же исследования материалов видеозаписей с целью установления обстоятельств дорожно-транспортного происшествия до последнего времени специально, в монографическом плане, никто не занимался. Есть лишь отдельные научные публикации: А.Н. Алфимцева, С.В. Беляева, О.Е. Понарьина, В.Е. Приходько, Ю.В. Рузина, С.М. Петрова. Практические работники не располагают методиками такого исследования.
Объектом исследования являются теория и практика использования материалов видеозаписи с целью установления обстоятельств дорожно- транспортных происшествий.
Предметом исследования являются научные разработки в области систем видеонаблюдения и возможности их применения в криминалистике; закономерности использования записей технических средств видеофиксации в раскрытии и расследовании преступлений.
Целью исследования является анализ и систематизация методов исследования материалов видеозаписей для установления обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, виды и функциональные возможности видеорегистраторов.
2. Изучить понятие, виды функциональные возможности систем видеонаблюдения.
3. Проанализировать процессуальные аспекты использования видеозаписей с регистрационных устройств и камер видеонаблюдения.
4. Рассмотреть основные положения методики исследования видеозаписей с учетом технических параметров и качества видеоизображения.
5. Изучить методику определения времени, прошедшего между событиями, скорости участников движения и характер её изменения по материалам видеозаписей, с целью установления обстоятельств ДТП.
6. Изучить особенности установления факта наезда на пешехода по видеоизображениям.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство РФ, гражданско-процессуальное законодательство, а также нормативные акты, регламентирующие работу следственных и экспертных подразделений РФ.
Методологическая основа исследования. При написании дипломной работы использовались следующие методы научного исследования: всеобщий диалектический, формально логический, сравнительный методы и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Одним из способов решения системной проблемы повышения объективности рассмотрения дел о нарушении «Правил дорожного движения Российской Федерации» становится использование в качестве доказательств информации, полученной с регистрационных технических устройств, в частности камер видеонаблюдения и автомобильных видеорегистраторов.
Развитие систем видеонаблюдения происходило с постепенным переходом от полностью аналоговых систем к цифровым, в которых формирование, передача и запись изображения производится полностью в цифровом виде. Между полностью аналоговыми и цифровыми системами существует несколько промежуточных вариантов, которые включают в себя как аналоговые, так и цифровые компоненты.
Еще несколько десятилетий назад видеозапись была доступна немногим, однако активное развитие технологий позволило сначала сделать видеокамеры компактными и недорогими, а затем и вовсе встроить их в другие мобильные устройства. Теперь видеозапись проникла в нашу жизнь повсеместно — вести съемку какого-либо события могут многие обладатели сотовых телефонов и прочих гаджетов, а право устанавливать камеры видеонаблюдения имеют как официальные структуры, так и частные лица.
Это потребовало от законодателя конкретизации требований к самому процессу видеосъемки, а также правового статуса ее результата – видеозаписей. Нередко видео, отснятое очевидцами, помогает расследовать ДТП, препятствует сокрытию информации и позволяет посмотреть на многие резонансные события свежим взглядом.
Нормы об использовании судом видеозаписей в качестве доказательств существуют в процессуальном законодательстве уже давно (ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, ч. 2 ст. 89 АПК РФ, ст. 26.7 КоАП РФ, ч. 2 ст. 84 УПК РФ). Эти доказательства, как и любые другие, должны быть относимыми (то есть имеющими значение для рассмотрения и разрешения дела) и допустимыми (то есть полученными с учетом требований законодательства). Последнее вытекает, прежде всего, из положений ч. 2 ст. 50 Конституции РФ, в соответствии с которыми при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
Однако, до 26 апреля 2016 года материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации принимались в качестве доказательств лишь по усмотрению суда.
В апреле 2016 года был подписан закон, обязывающий суды учитывать в качестве доказательств материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, в том числе данных видеорегистраторов, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Современные тенденции развития гражданского, арбитражного, уголовного и административного процессуального законодательства свидетельствуют о расширении и закреплении в законодательстве новых средств доказывания, прежде всего за счет использования аудио- и видеозаписей, материалов фото- и киносъемки, иных носителей информации, в том числе в цифровой форме.
Важнейшим элементом системы видеонаблюдения является видеорегистратор. Видеорегистратор – это цифровое устройство видеофиксации, предназначенное для обработки и записи видеосигнала поступающего с видеокамер, вывода видеоизображения на монитор, а также трансляции видеосигнала по сетям (локальным и Интернет) и представляет собой законченное устройство с закрытой архитектурой, позволяющей избежать внешние воздействия (сетевые атаки, вредоносное действие вирусов).
Главной задачей видеорегистратора является запись действительности, что значительно упрощает разрешение конфликтных ситуаций на дороге – как ДТП, так и недобросовестного или некорректного поведения сотрудников Госавтоинспекции и других участников движения. Естественно, что впоследствии автолюбители надеются не только использовать полученное видео для подтверждения своей правоты перед другим участником аварии или инспектором ГИБДД, но и в суде, если спор дойдет до стадии судебного разбирательства.
В настоящей работе были показаны методы решения основных задач исследования видеозаписей, предпринимаемого с целью выявления фактических сведений о событии ДТП.
Помимо указанных в ходе исследования видеозаписей могут решаться и другие, менее распространённые задачи, такие как определение режима работы осветительных приборов транспортных средств и светофорных объектов, диагностика неуправляемого движения ТС, диагностика технического состояния ТС.
Для решения этих и других задач требуется как научная, так и обширная практическая работа, которая позволит выбрать и апробировать наиболее эффективные инструменты экспертного исследования.
Развитие систем видеонаблюдения происходило с постепенным переходом от полностью аналоговых систем к цифровым, в которых формирование, передача и запись изображения производится полностью в цифровом виде. Между полностью аналоговыми и цифровыми системами существует несколько промежуточных вариантов, которые включают в себя как аналоговые, так и цифровые компоненты.
Еще несколько десятилетий назад видеозапись была доступна немногим, однако активное развитие технологий позволило сначала сделать видеокамеры компактными и недорогими, а затем и вовсе встроить их в другие мобильные устройства. Теперь видеозапись проникла в нашу жизнь повсеместно — вести съемку какого-либо события могут многие обладатели сотовых телефонов и прочих гаджетов, а право устанавливать камеры видеонаблюдения имеют как официальные структуры, так и частные лица.
Это потребовало от законодателя конкретизации требований к самому процессу видеосъемки, а также правового статуса ее результата – видеозаписей. Нередко видео, отснятое очевидцами, помогает расследовать ДТП, препятствует сокрытию информации и позволяет посмотреть на многие резонансные события свежим взглядом.
Нормы об использовании судом видеозаписей в качестве доказательств существуют в процессуальном законодательстве уже давно (ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, ч. 2 ст. 89 АПК РФ, ст. 26.7 КоАП РФ, ч. 2 ст. 84 УПК РФ). Эти доказательства, как и любые другие, должны быть относимыми (то есть имеющими значение для рассмотрения и разрешения дела) и допустимыми (то есть полученными с учетом требований законодательства). Последнее вытекает, прежде всего, из положений ч. 2 ст. 50 Конституции РФ, в соответствии с которыми при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
Однако, до 26 апреля 2016 года материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации принимались в качестве доказательств лишь по усмотрению суда.
В апреле 2016 года был подписан закон, обязывающий суды учитывать в качестве доказательств материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, в том числе данных видеорегистраторов, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Современные тенденции развития гражданского, арбитражного, уголовного и административного процессуального законодательства свидетельствуют о расширении и закреплении в законодательстве новых средств доказывания, прежде всего за счет использования аудио- и видеозаписей, материалов фото- и киносъемки, иных носителей информации, в том числе в цифровой форме.
Важнейшим элементом системы видеонаблюдения является видеорегистратор. Видеорегистратор – это цифровое устройство видеофиксации, предназначенное для обработки и записи видеосигнала поступающего с видеокамер, вывода видеоизображения на монитор, а также трансляции видеосигнала по сетям (локальным и Интернет) и представляет собой законченное устройство с закрытой архитектурой, позволяющей избежать внешние воздействия (сетевые атаки, вредоносное действие вирусов).
Главной задачей видеорегистратора является запись действительности, что значительно упрощает разрешение конфликтных ситуаций на дороге – как ДТП, так и недобросовестного или некорректного поведения сотрудников Госавтоинспекции и других участников движения. Естественно, что впоследствии автолюбители надеются не только использовать полученное видео для подтверждения своей правоты перед другим участником аварии или инспектором ГИБДД, но и в суде, если спор дойдет до стадии судебного разбирательства.
В настоящей работе были показаны методы решения основных задач исследования видеозаписей, предпринимаемого с целью выявления фактических сведений о событии ДТП.
Помимо указанных в ходе исследования видеозаписей могут решаться и другие, менее распространённые задачи, такие как определение режима работы осветительных приборов транспортных средств и светофорных объектов, диагностика неуправляемого движения ТС, диагностика технического состояния ТС.
Для решения этих и других задач требуется как научная, так и обширная практическая работа, которая позволит выбрать и апробировать наиболее эффективные инструменты экспертного исследования.



