Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ

Работа №60947

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
711
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования предпосылок письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 8
1.1. Письмо как особый вид речевой деятельности 8
1.2. Предпосылки формирования письма у детей 12
1.3. Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ОНР 17
Выводы по I главе 25
Глава II. Эмпирическое исследование подготовленности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письмом в констатирующем эксперименте 26
2.1. Задачи, организация и методика констатирующего эксперимента 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
Выводы по II главе 33
Глава III. Логопедическая работа по формированию предпосылок письма у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня в формирующем эксперименте 34
3.1. Задачи и основные направления логопедической работы 34
3.2. Анализ результатов исследования 42
Вывод по III главе 46
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения

Работа над формированием предпосылок письма как речевых, так и неречевых является основным фактором подготовки детей к обучению в школе. В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению и письму. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен посредством чтения и письма. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в формировании вышеуказанных навыков. К тому же, исследования последних лет свидетельствуют о том, что соматический и психический статусы современного ребенка изменились в сравнении с прошлыми годами, и в общеобразовательных учреждениях отмечается рост числа учащихся с общим недоразвитием речи (Л.Г. Парамонова, A.B. Семенович, Г.В. Чиркина и др.) [41, 49, 53].
По мнению ученых, успешное обучение детей во многом будет зависеть от овладения ими письмом, которое представляет собой сложный многофункциональный психофизиологический процесс (Б.Г. Ананьев, Т.А. Ахутина, JI.C. Выготский, М.Ф. Гнездилов, Е.В. Гурьянов, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, В.И. Ляудис, И.П. Негурэ, Л.Г. Парамонова, A.B. Семенович, Т.А. Фотекова, Г.В. Чиркина, Л.С. Цветкова и др.) [35, 20, 28, 30, , 41, 49, 56, 60].
Первоначально ребенок в школе учится овладевать письмом, основанным на фонетическом принципе, в качестве наиболее значимых предпосылок которого рассматриваются звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура слова, словарный запас (Г.В. Бабина, Г.А. Каше, P.E. Левина, H.A. Никашина, Л.Ф. Спирова, H.H. Трауготт, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Т.А. Фотекова, Г.В. Чиркина и др.) [10, 20, 30, 40, 55, 53].
Наряду с выделенными предпосылками, особое внимание уделяется неречевым предпосылкам, к которым относят зрительно¬пространственное восприятие, зрительная и слуховая
память, самоконтроль (Т.В. Ахутина, Л.С. Волкова, И.А. Зимняя, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, А.Р. Лурия, И.Н. Садовникова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Цветкова, A.B. Ястребова и др.) [7, 14, 24, 28, 35, 47, 53, 60].
Эффективность коррекционной работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) может быть обеспечена в том случае, если содержание, методы и средства логопедического воздействия направлены на формирование не только речевых, но и неречевых предпосылок.
Современные методики в области предупреждения нарушений письма у детей дошкольного возраста с ОНР, представленные работами А.Е. Алексеевой, Н.В. Новоторцевой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, направлены, в основном, на формирование речевых предпосылок и не предусматривают формирование неречевых [2, 32, 53].
Вышесказанное позволяет нам говорить об актуальности выбранной темы.
Цель исследования: разработка и апробация экспериментального содержания логопедической работы с дошкольниками с ОНР III уровня по формированию у них готовности к овладению письмом, в частности, таких ее компонентов как звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексика, грамматика, зрительно-пространственное восприятие, слуховая память, зрительная память.
Объект исследования: процесс формирования предпосылок письма у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования предпосылок письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: эффективность формирования предпосылок письма у
дошкольников с ОНР (III уровень) будет существенно повышена, если в логопедической работе будет применяться специально разработанный комплекс коррекционно-развивающих упражнений.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1) Проанализировать специальную педагогическую, психологическую, литературу по проблеме исследования.
2) Экспериментально изучить состояние речевых и неречевых предпосылок, обеспечивающих формирование письма.
3) Отобрать диагностические методики для определения уровня подготовленности детей дошкольного возраста с ОНР к овладению письмом (констатирующий эксперимент).
4) Разработать и апробировать содержание логопедической работы с дошкольниками с ОНР III уровня по формированию у них готовности к овладению письмом (формирующий эксперимент).
5) Оценить эффективность предложенной коррекционно-логопедической работы путем проведения катамнестического изучения детей с ОНР, участвующих в обучающем эксперименте.
Методологическую основу исследования составили:
- положения о единстве и неразрывности психических процессов и речи, (J1.C. Выготский, Н.И. Жинкин, P.E. Левина, А.Р. Лурия и др.);
- положение о единстве законов развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.);
- представление о системности и последовательности в обучении (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский и др.);
- концепция информатизации образования (Р.Ф. Абдеев,
Я.А. Ваграменко, А.П. Ершов, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, М.П. Лапчик, Е.И. Монахов и др.);
- концепция деятельности (А.Н. Леонтьев) и теория поэтапного формирования умственных действий (ПЛ. Гальперин);
- данные об этиологии, симптоматике, механизмах и видах дисграфии у детей с разными вариантами дизонтогенеза (В.В. Воронкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Г.В. Чиркина и др.).
Методы исследования определялись теоретическими позициями специальной педагогики, психологии, нейропсихологии, целью и задачами нашего исследования:
- теоретические: изучение и теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования;
- эмпирические: экспериментальное изучение данных о развитии детей (констатирующий, обучающий, контрольный эксперименты);
- аналитические: сравнительный анализ данных констатирующего и
контрольного экспериментов; статистические: обработка материалов
исследования с использованием методов математической статистики.
Практическая значимость состоит в возможности применения результатов исследования для логопедической работы с детьми- дошкольниками с ОНР III уровня.
Организация и база исследования: исследовательская и практическая работа проводились на базе детских садов № 404 Авиастроительного района г. Казани и № 378 Кировского района г. Казани, где исследуемыми выступали дошкольники 6-7 лет.
Этапы исследования:
1. Аналитическо-подготовительный:
- март - август 2016 года - сбор теоретического материала по теме исследования;
- сентябрь 2016 года - теоретическое обоснование выдвинутой гипотезы и отбор диагностических методик.
2. Констатирующий эксперимент - сентябрь 2016 года;
3. Формирующий эксперимент: октябрь - март 2017 года;
4. Апрель 2017 года - проведение контрольного эксперимента и анализ результатов.
5. Завершающее оформление дипломной работы - май 2017года.
Структура работы.
Дипломная работа включает в себя следующие разделы: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследования, представлены данные анализа научно-теоретических предпосылок по теме диплома, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, гипотеза, методология и методы исследования.
В первой главе рассматриваются современные представления о формировании предпосылок письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Во второй главе представлено исследование подготовленности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письмом в констатирующем эксперименте, приведены результаты эксперимента и их анализ.
В третьей главе оценивается эффективность логопедической работы по формированию предпосылок письма у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня в формирующем эксперименте и анализируются результаты контрольного эксперимента.
В заключении подведены общие итоги дипломного исследования, изложены основные выводы.
В приложениях представлены методики обследования, система логопедической работы по формированию предпосылок письма, подбор игр и упражнений, используемых в формирующем эксперименте, протоколы обследований; обработка данных с использованием метода математической статистики - критерия Стьюдента.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования предпосылок письма у дошкольников с общим недоразвитием речи остается весьма актуальной. Актуальность этого направления коррекционно-педагогической работы определяется тем, что: образовательные программы в начальной ступени школ ориентированы на массового стандартного ученика и насыщены материалом, усваиваемом через чтение. Потому детям с ОНР очень затруднительно учиться чтению и письму в условиях общеобразовательной школы. Ситуация усугубляется
несформированностью предпосылок к овладению письмом большинства детей с таким диагнозом. Обычно такие нарушения проявляются в том, что не развиты способность овладения звуковым составом слова, частым смешением акустически сходных звуков, несформированностью звукового анализа, синтеза. В итоге последствием этого становится неумение детей воспроизвести правильную звуковую форму заданного слова в условиях графических знаков, воспринимаемых зрительно.
В результате исследования проблемы формирования предпосылок письма , мы пришли к следующим теоретически обоснованным выводам:
1. Подтверждены сведения о значительной распространенности нарушений предпосылок письма у дошкольников. Дети с ОНР третьего уровня, как правило, страдают нарушениями в письме и чтении по причине того, что у них недостаточно развиты предпосылки для обучения грамоте.
2. Результаты экспериментальной работы на констатирующем этапе эксперимента позволили нам сделать вывод о низком уровне развития предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. У всех дошкольников с ОНР третьего уровня страдает звукопроизносительная сторона речи. Многие из них испытывают серьезные трудности в проговаривании слов сложной слоговой структуры. Также отмечается нарушение лексико-грамматической структуры речи.
3. В ходе опытно-экспериментальной работы мы обнаружили что, несформированность таких психических процессов как слуховая, зрительная виды памяти, зрительно-пространственное восприятие, самоконтроль отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому необходимы поиски методических путей, более новых методов и средств коррекционной работы с детьми ОНР по формированию и развитию предпосылок письма.
4. Формирование предпосылок письма у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) возможно за счет углубленной логопедической работы с использованием специально разработанного комплекса коррекционно-развивающих упражнений.
5. Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что
разработанный нами комплекс коррекционно-развивающих упражнений является эффективным и позволяет более успешно формировать предпосылки письма у дошкольников с ОНР третьего уровня.
6. Предложенная в исследовании модель формирования предпосылок письма у дошкольников с ОНР третьего уровня может рассматриваться в качестве одного из вариантов коррекционно-педагогической работы по формированию предпосылок письма.
Таким образом, проведенное нами эмпирическое исследование позволило выявить положительную динамику в формировании предпосылок письма у дошкольников с ОНР третьего уровня в условиях углубленной логопедической работы с использованием специально разработанного комплекса коррекционно¬развивающих упражнений. Цель достигнута, задачи выполнены. Гипотеза исследования получила подтверждение.



1. Агранович З.И. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям : сб. дом. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у старших дошкольников. - СПб. : Детство-Пресс, 2005. - 160 с.
2. Алексеева А.Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью: автореф. дисс. на соиск. канд. пед. наук: М., 2007. - 24 с.
3. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. — 1955. Вып. 70. — С. 105-49.
4. Ахутина Т.В. Нейролингвистика нормы // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. - М.: Российское психологическое общество, 1998. - 380 с.
5. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб.: Изд-во С.-Петсрб. ун-та, 2001. - 356 с.
6. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. - М.: Изд-во Мин. общего и проф. образования РФ, 1998. - 127 с.
7. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. - М: МПСИ, 2001. - 248 с.
8. Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейро-психологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья. - 1997. - №3. - С 38-42.
9. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет // Вестник Моск. ун-та. Серия 14, Психология. - 1996. - № 2. - С. 51-58.
10. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно- методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005.. - 96 с.
11. Бурлакова М.К. Речь и афазия. - М.: Медицина, 1997. - 280 с.
12. Вартапетова Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.- Екатеринбург:2002. - 22 с.
13. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 320 с.
14. Волкова Л.С. Вопросы дифференциальной комплексной диагностики и коррекции аномального речевого развития // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление: Межвуз. сб. науч. тр. / РГПУ им. А.И. Герцена [Редкол.: В.А. Ковшиков (отв. ред.) и др.] - СПб.: Образование, 1992. - 154 с.
15. Воронова А.П. Диагностика и профилактика нарушений письма у детей с речевой патологией. Методические рекомендации. - С.- Петербург «Образование», 1994. - 86с.
16. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351 с.
17. Глухов В.П., Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. - М.: Астрель, 2007. - 320 с.
18. Гончаров О.А. Нейропсихологическое экспресс-обследование детей, поступающих в I класс начальной школы // Школа здоровья. - 1998.- №1. - С. 36-42.
19. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. — СПб.: Питер, 2006.
20. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
21. Кинаш Е.А. Формирование готовности к овладению навыками
51 письма у дошкольников с нарушением интеллекта: автореф. дис. на соиск. учен.
степ. к.п.н. - М.: 2003. - 23 с.
22. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. I период : пособие для логопедов - М. : ГНОМ и Д, 2007. - 72 с.
23. Корнев А.Н. Методика оценки автоматизации навыка письма. // Проблемы патологии развития и распада речевой функции. (Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной памяти профессора Н.Н.Трауготт) - СПб.: Изд-во Санкт- Петербургский Университет, 2001. - 188с.
24. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно¬
методическое пособие. — СПб.: Питер, 2001. - 246 с.
25. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно¬
методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
26. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 124 с.
27. Красовская О.А. О нарушениях зрительно-перцептивных функций при очаговых поражениях мозга в детском возрасте // Проблемы медицинской психологии. Под ред. А.Н. Леонтьева и др. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - С. 79-88.
28. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи // Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой. — М., 1995. — 380 с.
29. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М.: Просвещение, 1961.
30. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. — М.: Проспект, 2005.
31. Леханова О.Л. Использование невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н. Москва, 2008.
32. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. - 303с. - (Библиотека учителя-дефектолога)
33. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Дело, 2002. - 504 с.
34. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. [Для фак. психологии гос. ун¬тов]. - М.: Изд-во МГУ, 1973. - 374 с.
35. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма // Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Проспект, 2002.
36. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 352 с.
37. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Л.П.
Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича. - М.:
Просвещение, 1984. - 240с
38. Москвин В.А., Москвина Н.В. Нейропедагогика как новое направление образовательных технологий // Технологии образовательного процесса. - Оренбург: Изд-воОГУ, 1997. - С. 107.
39. Москвина П.В. Принципы дифференциальной нейропедагогики // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. - Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000. - 268 с.
40. Нарушение речи у дошкольников. Сост. Р.А.Белова-Давид. М., «Просвещение», 2002. - 232с.
41. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб.: Издательство «Союз», 2004. - 240с. - (Коррекционная педагогика).
42. Парамонова Л.Г., Лалаева Н.В. Особенности вербальных ассоциаций у детей с общим недоразвитием речи. // Выявление и коррекция нервно¬психических расстройств у детей. Межвузовский сборник научных трудов: Ленинград. 1986 - 170с.
43. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и
53 дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2004. - 164 с.
44. Попова Е.Ф. Оптимизация формирования предпосылок письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. Дис. На соиск. учен. степ. канд. пед. наук: - М., 2010. -
45. Попова Е.Ф. Оптимизация формирования предпосылок письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: диссертация кандидата педагогических наук.- Москва, 2010. - 220 с.
46. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Методика коррекционной работы при дефектах развития зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001. - С. 40-51.
47. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи их преодоление у младших школьников. — М.: Просвещение, 1995. - 288 с.
48. Селиверстов В.И. История логопедии. Медико-педагогические основы. Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. - 384 с.
49. Семенович А.В. Актуальные проблемы нейропсихологической квалификации отклоняющегося развития // Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. - М: МПСИ, 2001. - С. 84-137.
50. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 93 с.
51. Степкова О.В., Яковлев С.Б. Особенности пространственного восприятия у дошкольника с общим недоразвитием речи. // Логопедические технологии в коррекционно-развивающем образовании. Сборник научно-методических трудов с медународным участием. - Санкт-Петербург, Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. - 272с.
52. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Развитие зрительно-пространственного восприятия у дошкольников с ОНР // Логопед. - 2006. - № 4. - С. 33-37.
53. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.:
Просвещение, 1989. - 223 с.
54. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа) : пособие для студентов дефектол. фак.,практ. работников спец. учреждений, воспитателей дет. садов, родителей / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М. : Альфа, 1993. - 103 с.
55. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
56. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. - М.: Просвещение, 1989, - 239 с.
57. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М.: Просвещение, 1987. - 218 с.
58. Храковская М.Г. Методика восстановления и формирования двигательного навыка письма при нарушениях динамического праксиса // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001. - С. 230-239.
59. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. - М.: МПСИ, 2000. -148с.
60. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1988. - 128 с.
61. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление. - М.: Юристъ, 1997. - 256 с.
62. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение: Учеб.
пособие. - М.: Просвещение, 1988. - 340 с.
63. Яблокова Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития ВПФ у младших школьников: разработка критериев оценки. Дисс... канд псих. наук. - М., 1998. - 126 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ