ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ И КОПИНГ СТРАТЕГИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОТНОШНИИ РОДИТЕЛЕЙ И КОПИНГ-СТРАТЕГИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Особенности юношеского возраста 7
1.2. Детско-родительские отношения в юношеском возрасте 13
1.3. Исследование понятия копинг-стратегии 21
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ И КОПИНГ
СТРАТЕГИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Результаты исследования взаимосвязи представлений об отношении
родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте 41
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ЛИТЕРАТУРА 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОТНОШНИИ РОДИТЕЛЕЙ И КОПИНГ-СТРАТЕГИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Особенности юношеского возраста 7
1.2. Детско-родительские отношения в юношеском возрасте 13
1.3. Исследование понятия копинг-стратегии 21
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ И КОПИНГ
СТРАТЕГИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Результаты исследования взаимосвязи представлений об отношении
родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте 41
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ЛИТЕРАТУРА 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Юношеский возраст в
психологической литературе принято считать периодом больших социальных и психологических изменений. В период юношества изменяется структура социальных ролей, повышается автономность, растет ответственность молодых людей за свое будущее, стремительно изменяется образ жизни.
Исследователи отмечают, что в юношеском возрасте наблюдается наибольшее количество стрессовых событий по сравнению с любыми другими периодами жизни. Причем, это касается не только глобальных жизненных изменений (обучение в вузе, устройство на работу, вступление в брак, рождение ребенка), но и повседневных стрессоров (конфликты, нехватка времени)[5]. Большим самостоятельным источником стресса и тревоги является учебная деятельность и все более растущая самостоятельность подростающего поколения, уход юноши из под родительской опеки.
Известно, что развитие стилевых защитных механизмов определяют следующие факторы: динамические особенности психики; личный опыт успешности удовлетворения базисных психологических потребностей; опыт отношений в родительской семье, как пример разрешения жизненных ситуаций; хроническая психотравматизация личности .
Психологическое становление и развитие личности юноши опосредовано семейной структурой, характером детско-родительских отношений. Копинг- стиль ребенка формируется под влиянием как внутренних, так и средовых факторов, среди которых семье принадлежит ведущая роль. В семье закладываются основы нравственного воспитания человека, культурно¬духовного развития, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Отец и мать - самые близкие для ребенка люди и то, насколько гармоничными являются отношения с ними, имеет существенное значение для детского развития.
Изучению проблемы формирования и определения роли защитных механизмов в развитии личности посвящены работы З. Фрейда, К. Хорни, А. Фрейд, А. Маслоу, Ф. Перлза и др. В отечественной психологии исследованием психологических защит у человека занимались Д.Н.Узнадзе, В.Н. Мясищев, Ф.В. Бассин, Е.Л. Доценко, Э.И. Киршбаум, И.М. Никольская, P.M. Грановская и др. Исследованием стратегий совладания занимались Е.Р. Исаева, Р. Лазарус, В.Н. Мясищев, Н.А. Сирота, Э. Хайма, Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк.
Теоретико-методологическими основами исследования являются ведущие принципы психологии: развития (Выготский Л.С., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Маслоу А., Мухина А.С., Петровский А.В., Эриксон Э. Эльконин Б.Д. и др.); единства сознания и деятельности (Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Абульханова-Славская К.А. и др.); исследования проблем детско-родительских отношений З. Фрейда, А. Адлера, Э. Фромма, Г.М. Андреевой, В.В. Знакова, С.В. Еникополова, А.П. Копчиной, Н.Д. Левитова, Е.В. Романина, С.Е. Рощина, Т.Г. Румянцевой, Л.М. Семенюк, Г.Э Бреслава и др.; исследования феномена психологической защиты Ф.В.Бассина, Э.А.Костандова, А.А.Налчаджян, Н.Миллера, Л.Берковица, Р.Л.Грановской, В.Н.Куликова и др.
Все вышеперечисленные исследователи внесли большой вклад в разработку, однако, исследование проблемы представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте у придерживающихся религиозных канонов, ранее не рассматривалось, что и составляет теоретическую значимость исследования.
Социальная значимость: данного исследования определяется
необходимостью учета специфики нашей многоконфессиональной республики. Данные аспекты проблемы взаимосвязи представлений об отношении родителей и копинг-стратегий у придерживающихся религиозных канонов, важно знать для того, чтобы вести просветительскую работу.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы в психологической практике, возрастной психологии, педагогической психологии, в работе психологов со студентами Вузов, Медресе.
Объект исследования: представления об отношении родителей в юношеском возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте.
Цель исследования: выявить взаимосвязь представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: основана на том, что существует взаимосвязь представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте; существуют различия в особенностях представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте, у исповедующих Ислам (практикующих мусульман) и этнических мусульман в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1. Тест «Подростки о родителях» (ADOR);
2. Копинг-тест (Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ)) Лазаруса, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк.
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое,
стандартное отклонение; определение достоверности различий в значениях показателей (t-критерий Стьюдента).
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции
Пирсона, проверка достоверности.
Выборка: представлена юношеским возрастом, в количестве 40 человек, среди которых 20 юношей этнических мусульман; 20 юношей входящих в группу практикующих мусульман (исповедующих Ислам). Средний возраст испытуемых от 17-18 лет.
психологической литературе принято считать периодом больших социальных и психологических изменений. В период юношества изменяется структура социальных ролей, повышается автономность, растет ответственность молодых людей за свое будущее, стремительно изменяется образ жизни.
Исследователи отмечают, что в юношеском возрасте наблюдается наибольшее количество стрессовых событий по сравнению с любыми другими периодами жизни. Причем, это касается не только глобальных жизненных изменений (обучение в вузе, устройство на работу, вступление в брак, рождение ребенка), но и повседневных стрессоров (конфликты, нехватка времени)[5]. Большим самостоятельным источником стресса и тревоги является учебная деятельность и все более растущая самостоятельность подростающего поколения, уход юноши из под родительской опеки.
Известно, что развитие стилевых защитных механизмов определяют следующие факторы: динамические особенности психики; личный опыт успешности удовлетворения базисных психологических потребностей; опыт отношений в родительской семье, как пример разрешения жизненных ситуаций; хроническая психотравматизация личности .
Психологическое становление и развитие личности юноши опосредовано семейной структурой, характером детско-родительских отношений. Копинг- стиль ребенка формируется под влиянием как внутренних, так и средовых факторов, среди которых семье принадлежит ведущая роль. В семье закладываются основы нравственного воспитания человека, культурно¬духовного развития, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Отец и мать - самые близкие для ребенка люди и то, насколько гармоничными являются отношения с ними, имеет существенное значение для детского развития.
Изучению проблемы формирования и определения роли защитных механизмов в развитии личности посвящены работы З. Фрейда, К. Хорни, А. Фрейд, А. Маслоу, Ф. Перлза и др. В отечественной психологии исследованием психологических защит у человека занимались Д.Н.Узнадзе, В.Н. Мясищев, Ф.В. Бассин, Е.Л. Доценко, Э.И. Киршбаум, И.М. Никольская, P.M. Грановская и др. Исследованием стратегий совладания занимались Е.Р. Исаева, Р. Лазарус, В.Н. Мясищев, Н.А. Сирота, Э. Хайма, Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк.
Теоретико-методологическими основами исследования являются ведущие принципы психологии: развития (Выготский Л.С., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Маслоу А., Мухина А.С., Петровский А.В., Эриксон Э. Эльконин Б.Д. и др.); единства сознания и деятельности (Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Абульханова-Славская К.А. и др.); исследования проблем детско-родительских отношений З. Фрейда, А. Адлера, Э. Фромма, Г.М. Андреевой, В.В. Знакова, С.В. Еникополова, А.П. Копчиной, Н.Д. Левитова, Е.В. Романина, С.Е. Рощина, Т.Г. Румянцевой, Л.М. Семенюк, Г.Э Бреслава и др.; исследования феномена психологической защиты Ф.В.Бассина, Э.А.Костандова, А.А.Налчаджян, Н.Миллера, Л.Берковица, Р.Л.Грановской, В.Н.Куликова и др.
Все вышеперечисленные исследователи внесли большой вклад в разработку, однако, исследование проблемы представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте у придерживающихся религиозных канонов, ранее не рассматривалось, что и составляет теоретическую значимость исследования.
Социальная значимость: данного исследования определяется
необходимостью учета специфики нашей многоконфессиональной республики. Данные аспекты проблемы взаимосвязи представлений об отношении родителей и копинг-стратегий у придерживающихся религиозных канонов, важно знать для того, чтобы вести просветительскую работу.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы в психологической практике, возрастной психологии, педагогической психологии, в работе психологов со студентами Вузов, Медресе.
Объект исследования: представления об отношении родителей в юношеском возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте.
Цель исследования: выявить взаимосвязь представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: основана на том, что существует взаимосвязь представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте; существуют различия в особенностях представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте, у исповедующих Ислам (практикующих мусульман) и этнических мусульман в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1. Тест «Подростки о родителях» (ADOR);
2. Копинг-тест (Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ)) Лазаруса, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк.
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое,
стандартное отклонение; определение достоверности различий в значениях показателей (t-критерий Стьюдента).
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции
Пирсона, проверка достоверности.
Выборка: представлена юношеским возрастом, в количестве 40 человек, среди которых 20 юношей этнических мусульман; 20 юношей входящих в группу практикующих мусульман (исповедующих Ислам). Средний возраст испытуемых от 17-18 лет.
В результате работы над темой «Исследование взаимосвязи представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте» был изучен и проанализирован теоретический материал, накопленный по данной теме, в научной литературе. Изучались особенности юношеского возраста, сущность детско- родительских отношений в юношеском возрасте, а также осуществлен анализ сущности и содержания копинг- стратегий.
Проведенное нами эмпирическое исследование взаимосвязи представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте показало что:
Этнические мусульмане юношеского возраста наиболее выраженным считают позитивный интерес в воспитательной тактике своих родителей, как отцов, так и матерей; менее всего, по мнению этнических мусульман выражена враждебность со стороны родителей. Практикующие мусульмане юношеского возраста так же отмечают позитивный интерес в воспитательной тактике своих родителей, со стороны отцов, так и матерей; менее всего, по мнению практикующих мусульманами юношеского возраста у матерей выражена враждебность со стороны матери к сыну.
В стрессовой ситуации у этнических мусульман наиболее значительно выражена стратегия по типу «Поиска социальной поддержки», а наименее «положительная переоценка». Наиболее выраженной копинг-стратегией у практикующих мусульман юношеского возраста является копинг-стратегия «поиск социальной поддержки», а наименее выражен конфрантационный копинг.
Более выраженными копинг стратегиями у этнических мусульман, чем у мусульман юношеского возраста практикующих являются конфрантационный копинг, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, планирование. В стрессовой ситуации мусульмане юношеского возраста практикующие более способны к самоконтролю и положительной переоценке сложившейся ситуации.
Исследование взаимосвязи представлений об отношении родителей и копинг-стратегий этнических мусульман в юношеском возрасте показало, что позитивное интерес в представлении родительского отношения (как матери, так и отца) этническими мусульманами является системообразующим фактором копинг-стратегий по типу поиска социальной поддержки, конфрантации, избегания, планирования решений, положительной переоценки, а так же дистанцирования, принятия ответственности и самоконтроля в сложных стрессовых ситуациях этнических мусульман юношеского возраста.
Исследование взаимосвязи представлений об отношении родителей и копинг-стратегий практикующих мусульман юношеского возраста показало, что позитивное восприятие у практикующих мусульман юношеского возраста стиля родительского отношения со стороны матери является системообразующим фактором копинг стратегий практикующих мусульман юношеского возраста по типу «самоконтроль», «конфронтация», «поиск социальной поддержки», «избегание» и «положительная переоценка»;
позитивное восприятие у практикующих мусульман юношеского возраста стиля родительского отношения со стороны отца взаимосвязан с выбором стратегии по типу «избегания».
Таким образом цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи решены, а гипотеза о том, что существует взаимосвязь представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте; существуют различия в особенностях представлений об отношении родителей и копинг- стратегий в юношеском возрасте, у соблюдающих каноны Ислама и не придерживающихся религиозных канонов нами доказана частично.
Мы полагаем, что результаты данного исследования будут полезны при проведении дальнейшей работы в рамках возрастной психологии, психологии семьи и семейного консультирования.
Проведенное нами эмпирическое исследование взаимосвязи представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте показало что:
Этнические мусульмане юношеского возраста наиболее выраженным считают позитивный интерес в воспитательной тактике своих родителей, как отцов, так и матерей; менее всего, по мнению этнических мусульман выражена враждебность со стороны родителей. Практикующие мусульмане юношеского возраста так же отмечают позитивный интерес в воспитательной тактике своих родителей, со стороны отцов, так и матерей; менее всего, по мнению практикующих мусульманами юношеского возраста у матерей выражена враждебность со стороны матери к сыну.
В стрессовой ситуации у этнических мусульман наиболее значительно выражена стратегия по типу «Поиска социальной поддержки», а наименее «положительная переоценка». Наиболее выраженной копинг-стратегией у практикующих мусульман юношеского возраста является копинг-стратегия «поиск социальной поддержки», а наименее выражен конфрантационный копинг.
Более выраженными копинг стратегиями у этнических мусульман, чем у мусульман юношеского возраста практикующих являются конфрантационный копинг, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, планирование. В стрессовой ситуации мусульмане юношеского возраста практикующие более способны к самоконтролю и положительной переоценке сложившейся ситуации.
Исследование взаимосвязи представлений об отношении родителей и копинг-стратегий этнических мусульман в юношеском возрасте показало, что позитивное интерес в представлении родительского отношения (как матери, так и отца) этническими мусульманами является системообразующим фактором копинг-стратегий по типу поиска социальной поддержки, конфрантации, избегания, планирования решений, положительной переоценки, а так же дистанцирования, принятия ответственности и самоконтроля в сложных стрессовых ситуациях этнических мусульман юношеского возраста.
Исследование взаимосвязи представлений об отношении родителей и копинг-стратегий практикующих мусульман юношеского возраста показало, что позитивное восприятие у практикующих мусульман юношеского возраста стиля родительского отношения со стороны матери является системообразующим фактором копинг стратегий практикующих мусульман юношеского возраста по типу «самоконтроль», «конфронтация», «поиск социальной поддержки», «избегание» и «положительная переоценка»;
позитивное восприятие у практикующих мусульман юношеского возраста стиля родительского отношения со стороны отца взаимосвязан с выбором стратегии по типу «избегания».
Таким образом цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи решены, а гипотеза о том, что существует взаимосвязь представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте; существуют различия в особенностях представлений об отношении родителей и копинг- стратегий в юношеском возрасте, у соблюдающих каноны Ислама и не придерживающихся религиозных канонов нами доказана частично.
Мы полагаем, что результаты данного исследования будут полезны при проведении дальнейшей работы в рамках возрастной психологии, психологии семьи и семейного консультирования.
Подобные работы
- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Связь копинг – стратегий и самооценки подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Связь копинг-стратегий студентов с уровнем выраженности депрессивных состояний
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - Отношение родителей к ребенку как фактор формирования социальной фобии
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФОБИИ
Авторефераты (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018 - СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ МАТЕРЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Музыкотерапия как метод формирования навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОСОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОСОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



