Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ И КОПИНГ СТРАТЕГИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №60924

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
423
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОТНОШНИИ РОДИТЕЛЕЙ И КОПИНГ-СТРАТЕГИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Особенности юношеского возраста 7
1.2. Детско-родительские отношения в юношеском возрасте 13
1.3. Исследование понятия копинг-стратегии 21
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ И КОПИНГ
СТРАТЕГИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Результаты исследования взаимосвязи представлений об отношении
родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте 41
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ЛИТЕРАТУРА 62
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования. Юношеский возраст в
психологической литературе принято считать периодом больших социальных и психологических изменений. В период юношества изменяется структура социальных ролей, повышается автономность, растет ответственность молодых людей за свое будущее, стремительно изменяется образ жизни.
Исследователи отмечают, что в юношеском возрасте наблюдается наибольшее количество стрессовых событий по сравнению с любыми другими периодами жизни. Причем, это касается не только глобальных жизненных изменений (обучение в вузе, устройство на работу, вступление в брак, рождение ребенка), но и повседневных стрессоров (конфликты, нехватка времени)[5]. Большим самостоятельным источником стресса и тревоги является учебная деятельность и все более растущая самостоятельность подростающего поколения, уход юноши из под родительской опеки.
Известно, что развитие стилевых защитных механизмов определяют следующие факторы: динамические особенности психики; личный опыт успешности удовлетворения базисных психологических потребностей; опыт отношений в родительской семье, как пример разрешения жизненных ситуаций; хроническая психотравматизация личности .
Психологическое становление и развитие личности юноши опосредовано семейной структурой, характером детско-родительских отношений. Копинг- стиль ребенка формируется под влиянием как внутренних, так и средовых факторов, среди которых семье принадлежит ведущая роль. В семье закладываются основы нравственного воспитания человека, культурно¬духовного развития, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Отец и мать - самые близкие для ребенка люди и то, насколько гармоничными являются отношения с ними, имеет существенное значение для детского развития.
Изучению проблемы формирования и определения роли защитных механизмов в развитии личности посвящены работы З. Фрейда, К. Хорни, А. Фрейд, А. Маслоу, Ф. Перлза и др. В отечественной психологии исследованием психологических защит у человека занимались Д.Н.Узнадзе, В.Н. Мясищев, Ф.В. Бассин, Е.Л. Доценко, Э.И. Киршбаум, И.М. Никольская, P.M. Грановская и др. Исследованием стратегий совладания занимались Е.Р. Исаева, Р. Лазарус, В.Н. Мясищев, Н.А. Сирота, Э. Хайма, Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк.
Теоретико-методологическими основами исследования являются ведущие принципы психологии: развития (Выготский Л.С., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Маслоу А., Мухина А.С., Петровский А.В., Эриксон Э. Эльконин Б.Д. и др.); единства сознания и деятельности (Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Абульханова-Славская К.А. и др.); исследования проблем детско-родительских отношений З. Фрейда, А. Адлера, Э. Фромма, Г.М. Андреевой, В.В. Знакова, С.В. Еникополова, А.П. Копчиной, Н.Д. Левитова, Е.В. Романина, С.Е. Рощина, Т.Г. Румянцевой, Л.М. Семенюк, Г.Э Бреслава и др.; исследования феномена психологической защиты Ф.В.Бассина, Э.А.Костандова, А.А.Налчаджян, Н.Миллера, Л.Берковица, Р.Л.Грановской, В.Н.Куликова и др.
Все вышеперечисленные исследователи внесли большой вклад в разработку, однако, исследование проблемы представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте у придерживающихся религиозных канонов, ранее не рассматривалось, что и составляет теоретическую значимость исследования.
Социальная значимость: данного исследования определяется
необходимостью учета специфики нашей многоконфессиональной республики. Данные аспекты проблемы взаимосвязи представлений об отношении родителей и копинг-стратегий у придерживающихся религиозных канонов, важно знать для того, чтобы вести просветительскую работу.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы в психологической практике, возрастной психологии, педагогической психологии, в работе психологов со студентами Вузов, Медресе.
Объект исследования: представления об отношении родителей в юношеском возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте.
Цель исследования: выявить взаимосвязь представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: основана на том, что существует взаимосвязь представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте; существуют различия в особенностях представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте, у исповедующих Ислам (практикующих мусульман) и этнических мусульман в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1. Тест «Подростки о родителях» (ADOR);
2. Копинг-тест (Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ)) Лазаруса, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк.
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое,
стандартное отклонение; определение достоверности различий в значениях показателей (t-критерий Стьюдента).
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции
Пирсона, проверка достоверности.
Выборка: представлена юношеским возрастом, в количестве 40 человек, среди которых 20 юношей этнических мусульман; 20 юношей входящих в группу практикующих мусульман (исповедующих Ислам). Средний возраст испытуемых от 17-18 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате работы над темой «Исследование взаимосвязи представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте» был изучен и проанализирован теоретический материал, накопленный по данной теме, в научной литературе. Изучались особенности юношеского возраста, сущность детско- родительских отношений в юношеском возрасте, а также осуществлен анализ сущности и содержания копинг- стратегий.
Проведенное нами эмпирическое исследование взаимосвязи представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте показало что:
Этнические мусульмане юношеского возраста наиболее выраженным считают позитивный интерес в воспитательной тактике своих родителей, как отцов, так и матерей; менее всего, по мнению этнических мусульман выражена враждебность со стороны родителей. Практикующие мусульмане юношеского возраста так же отмечают позитивный интерес в воспитательной тактике своих родителей, со стороны отцов, так и матерей; менее всего, по мнению практикующих мусульманами юношеского возраста у матерей выражена враждебность со стороны матери к сыну.
В стрессовой ситуации у этнических мусульман наиболее значительно выражена стратегия по типу «Поиска социальной поддержки», а наименее «положительная переоценка». Наиболее выраженной копинг-стратегией у практикующих мусульман юношеского возраста является копинг-стратегия «поиск социальной поддержки», а наименее выражен конфрантационный копинг.
Более выраженными копинг стратегиями у этнических мусульман, чем у мусульман юношеского возраста практикующих являются конфрантационный копинг, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, планирование. В стрессовой ситуации мусульмане юношеского возраста практикующие более способны к самоконтролю и положительной переоценке сложившейся ситуации.
Исследование взаимосвязи представлений об отношении родителей и копинг-стратегий этнических мусульман в юношеском возрасте показало, что позитивное интерес в представлении родительского отношения (как матери, так и отца) этническими мусульманами является системообразующим фактором копинг-стратегий по типу поиска социальной поддержки, конфрантации, избегания, планирования решений, положительной переоценки, а так же дистанцирования, принятия ответственности и самоконтроля в сложных стрессовых ситуациях этнических мусульман юношеского возраста.
Исследование взаимосвязи представлений об отношении родителей и копинг-стратегий практикующих мусульман юношеского возраста показало, что позитивное восприятие у практикующих мусульман юношеского возраста стиля родительского отношения со стороны матери является системообразующим фактором копинг стратегий практикующих мусульман юношеского возраста по типу «самоконтроль», «конфронтация», «поиск социальной поддержки», «избегание» и «положительная переоценка»;
позитивное восприятие у практикующих мусульман юношеского возраста стиля родительского отношения со стороны отца взаимосвязан с выбором стратегии по типу «избегания».
Таким образом цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи решены, а гипотеза о том, что существует взаимосвязь представлений об отношении родителей и копинг-стратегий в юношеском возрасте; существуют различия в особенностях представлений об отношении родителей и копинг- стратегий в юношеском возрасте, у соблюдающих каноны Ислама и не придерживающихся религиозных канонов нами доказана частично.
Мы полагаем, что результаты данного исследования будут полезны при проведении дальнейшей работы в рамках возрастной психологии, психологии семьи и семейного консультирования.



1. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: практическое руководство по психологической диагностике / А. В. Батрашев. - СПб . : Речь, 2015. - 208 с.
2. Белорукова Н.О. Семейные трудности и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи: автореф. дис. ...канд. психол. наук: 19.00.13 / Н.О. Белорукова; КГУ им. Н.А. Некрасова. - Кострома, 2005. - 22 с.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.
4. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ). Режим доступа: http://bse.sci- lib.com/
5. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Издательство Московского университета, 1984
6. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. - 3-е, исправленное изд. М.: Смысл, 1999. -377 с.
7. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / Рук. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. С.108.
8. Гущина Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: автореф. дис. ...канд. психол. наук: 19.00.13 / Т.В. Гущина; КГУ им. Н.А. Некрасова. - Кострома, 2005 - 25 с.
9. Кирилова Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников / Н. А. Кирилова // Вопросы психологии. - 2000. - № 4 (июль-авг.). - С. 29 - 37.
10. Ковалева Л.Е. Микроклимат в семье. - М., 1999.
11. Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе. // Социологические исследования. - 1978. - N 3
12. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.
13. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. - м. : 2007. № 3. - с. 93-112.
14. Кузин М.В. Как выжить с ребенком-подростком: практическое
пособие для родителей - М.: Эксмо-Пресс, 2007. - 255 с.
15. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных
психологов. Хрестоматия. 2-е изд. М.: 2009. - 464 с.
16. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, том 1, вып. 2
17. Мусина Р.Н. Динамика идентичностей и проблемы этноконфессиональной толерантности в постсоветском Татарстане // Проблемы этнокультурного взаимодействия в Урало-Поволжье: история и современность : сборник статей международной конференции. Самара, СГСГА, 2013. С.209.
18. Мухаметшина Н.С. Мусульманское сообщество России под влиянием миграционных процессов (на примере Самарской области) // Россия и мусульманский мир. 2012. №6. С.22-27.
19. Мухаметдинов Р. Проблемы сохранения и развития татар. Режим доступа: http: //www.mtss.ru/?page=/muhametdin/nac_ideologij a.
20. Немов Р.С Общая психология: Учеб. Для студ. Образоват. Учреждений сред. Проф. Образования. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 400с.
21. Никольская И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. - 352 с.
22. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности. Психологический журнал, т. 18, № 5, 1997
23. Педагогическая психология / Под. ред. Кулагиной И. Ю. - М.: Сфера, 2008. - 474 с.
24. Психология : словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М . : Политиздат, 1990. - 494с.
25. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под редакцией члена корреспондента РАО А.А Реана - СПб.: «прайм- ЕВРО- ЗНАК», 2003. - 128с. - (Серия «Мэтры психологии»)
26. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс
психологии развития. Под общей ред. Реана А.А. СПб.: 2003. - 416 с.
27. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.- сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕРСЭ, 2006. - 176 с.
28. Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.- практ. конф. Кострома, 26-28 сент. 2013 г. : в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. - Т. 2. - 302 с.
29. Райс Ф.Психология юношей - мусульманого и юношеского возраста. - Спб.: Издательство «Питер», 2000- 656с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)
30. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с
31. Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 3. - СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. - С. 85-90.
32. Тихомандридцкая О. А. Ценности современного подростка / О. А. Тихомандридцкая // Школьный психолог. - 1999. - № 13. - С. 10.
33. Урюпин К.В. Включенность временных трудовых мигрантов в религиозную жизнь регионального сообщества // Аспирантский вестник Поволжья. Самара, 2012. №3-4. С.177-179;
34. Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с юношей - мусульмаными и юношескими проблемами. Книга 1: Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг - М.: Генезис, 2008. - 207 с.
35. . Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы / А. Фрейд. - М.: Педагогика, 1993. - 144 с.
36. Фромм Э. Психология человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2007. - 624 с.
37. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
38. Шнейдер Л.Б Основы семейной психологии: Учеб. Пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2003. - 928с. (Серия «Библиотека психолога»)
39. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.:2000. - 512 с.
40. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития // Вопросы психологии. - 1971. -№4. - С.6-21.
41. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб.: Изд-во «Ленато», 1996. - 592 с.
42. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий Э.Г Семейная психотерапия.
Ленинград, 1990.
43. Ялтонский В. М., Сирота Н. А. «Раскрытие тревоги» (exposure) как метод психотерапии посттравматических стрессовых расстройств. Электронный ресурс: http://www.psyinst.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ