ДИДАКТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ПО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ «ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТА»
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ
ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 7
1.1 Психолого-педагогические аспекты использования дидактических
средств обучения в профессиональном образовании 7
1.2 Роль дидактических средств в профессиональном обучении 12
1.3 Дидактические средства обучения на занятиях по профессиональному
модулю «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» 16
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ПО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И
РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТА» 23
2.1 Дидактико-методологические основы разработки и применения учебно¬наглядных пособий 23
2.2 Учебный макет и его применение в процессе обучения 27
2.3 Разработка методического обеспечения использования учебно-наглядных пособий по профессиональному модулю «Техническое обслуживание и ремонт
автотранспорта» по теме «Антиблокировочная система» 33
Выводы по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ
Эффективность обучения определяется тем, насколько полно обучающийся усваивает знания и способен впоследствии эти знания применить в профессиональной деятельности. В настоящее время учащимся дается столько информации, что они не в состоянии всю ее осмыслить, а тем более усвоить и закрепить на практике. Этим самым нарушаются основные дидактические принципы - обучаемый вначале должен воспринять содержание, осмыслить его, а затем запомнить и, наконец, научиться применять его на практике.
Таким образом, нужно изыскать такие формы, методы, дидактические средства и техническое оснащение, которые могли бы дать достаточно глубокие научные основы предметов данного профиля и обеспечить более высокую эффективность усвоения учебного материала, что способствует формированию грамотной, всесторонне развитой личности.
Являясь компонентом целостного педагогического процесса, дидактические средства обучения играют важную роль в познавательной деятельности учащихся. Использование дидактических средств обучения на занятиях имеет огромное значение для повышения качества усвоения студентами информации, развития психики студентов и решения педагогических задач в ходе обучения и воспитания.
В процессе обучения учащийся под руководством учителя с помощью дидактических средств обучения познает окружающий мир. В правильно организованном учебном познании учитель обязан дать своим учащимся возможность чувственного восприятия изучаемых объектов и явлений. Однако сами объекты и явления не всегда могут быть непосредственно воспроизведены или показаны в учебном помещении (например, из-за дороговизны оборудования или сложности воспроизведения протекания явлений и процессов, которые нельзя представить в реальных условиях или которые необходимо интерпретировать с определенных методических позиций). В этом случае дидактические средства обучения дают возможность представить их опосредованно через схему, рисунок, картину, модель, макет.
Проблема обоснованного отбора дидактических средств обучения и использования их в учебном процессе отражена в трудах П.Р. Атутова, Ю.К. Бабанского, С.Я. Батышева и др. Авторами отмечается, что применение дидактических средств обучения в профессиональной подготовке обеспечивает более полное понимание существенных принципов и закономерностей технических устройств, основ технологических процессов, показывающих пути и логику развития производства, способствует овладению такими знаниями, которые благодаря их обобщенному характеру приобретают гибкость, подвижность, обеспечивая профессиональную мобильность.
Дидактические средства используются преподавателем в различных видах учебной деятельности обучающихся - при изложении учебного материала, в ходе самостоятельной работы, при контроле за усвоением учебного материала и других видах деятельности. Среди наиболее часто используемых в учебном процессе дидактическими средствами обучения являются учебно-наглядные пособия, обеспечивающие гибкость и многозадачность как в теоретической подготовке учащихся в условия непрерывного развития науки и техники, так и в формировании практических умений и навыков профессиональной деятельности.
Эффективность применения учебно-наглядных пособий во многом определяется методикой и техникой их использования на занятиях, что зависит от педагогической квалификации преподавателя.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что проблема эффективного использования учебно-наглядных пособий в учебном процессе является достаточной актуальной для современных условий профессиональной деятельности бакалавров по профилю подготовки «Транспорт».
Цель исследования - разработка и применение учебно-наглядных пособий по профессиональному модулю «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» в условиях политехнического колледжа.
Объект исследования - образовательный процесс в средних профессиональных учебных заведениях по подготовке автомехаников и водителей.
Предмет исследования - дидактические средства обучения, используемые на занятиях по профессиональному модулю «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» в условиях политехнического колледжа.
В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Провести анализ технической и специальной литературы по теме исследования.
2. Рассмотреть роль и психолого-педагогические аспекты использования дидактических средств обучения в профессиональном образовании.
3. Определить дидактико-методологические основы разработки учебно¬наглядных пособий по профессиональному модулю «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» в условиях политехнического колледжа.
4. Разработать учебно-наглядные пособия и методические рекомендации по их применению в учебном процессе подготовки студентов политехнического колледжа по профессиональному модулю «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» на примере темы «Антиблокировочная система».
Теоретико-методологической базой исследования является общая теория обучения, дидактические принципы обучения, разработанные в отечественной педагогике, а также концептуальные положения методики преподавания, представленные в трудах Ю.К. Бабанского, П.Р. Атутова, С.Я. Батышева и др.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования: анализ психолого¬
педагогической и методической литературы, учебной и нормативной документации; методы эмпирического исследования: наблюдение, изучение продуктов деятельности студентов, обобщение передового педагогического опыта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практике подготовки бакалавров профессионального обучения по профилю «Транспорт», а так же на занятиях по профессиональному модулю «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» в политехническом колледже.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Средства обучения в профессиональном образовании призваны обеспечивать наиболее рациональные, целесообразные и эффективные способы деятельности педагога и учащихся для наиболее успешной реализации целей и задач профессиональной подготовки.
Знание дидактических свойств и функций отдельных видов средств обучения позволяет грамотно решать вопросы не только создания систем средств обучения разной сложности, но и разработки эффективных форм и методов комплексного использования этих средств обучения.
Проектируя систему обучения в целом и содержание образования в частности, необходимо четко представлять, какими способами и с помощью каких средств обучения тот или иной элемент содержания будет передаваться учащимся и усваиваться ими. И эти средства должны составлять такую же обязательную часть системы обучения, как содержание и методы.
Процесс приобретения новых знаний происходит лишь тогда, когда созданы условия для развития у учащихся познавательных способностей: наблюдательности, воображения, мышления, интереса к новым технологиям, активности и самостоятельности.
Поскольку комплекс средств обучения является открытой системой, он имеет неограниченные возможности развития и совершенствования, преобразования входящих в него компонентов. На средства обучения влияют содержание, методы и организационные формы обучения. И наоборот, средства обучения оказывают определяющее влияние на эти компоненты, стимулируя их развитие и совершенствование.
Одной из важнейших составляющих учебного плана подготовки будущих автомехаников и водителей в профессиональных колледжах в соответствии с требованиями ФГОС СПО является профессиональный модуль «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта». Данный профессиональный модуль имеет своей целью овладения обучающимися основными профессиональными компетенциями, от уровня развития которых будет зависеть дальнейшая успешная деятельность специалиста.
Как показало исследование применение на занятиях учебно-наглядных пособий и соответствующего методического обеспечения их применения повышает познавательную активность студентов, способствует развитию их творческих способностей, «насыщает» практическую деятельность
интеллектуальным содержанием. Кроме того, использование дидактических средств обучения позволяет расширить знания учащихся не только в рамках одной темы, но и систематизировать знания по ранее изученным и смежным темам, связанных с устройством, эксплуатацией и техническим обслуживанием автомобиля.
1. Автоматические системы транспортных средств: Учебник / В.В. Беляков, Д.В. Зезюлин, В.С. Макаров, А.В. Тумасов. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА- М, 2015. - 352 с.
2. Автомобили / А.В. Богатырев [и др.]; под ред. А.В. Богатырева. - 2- еизд., перераб. и доп. - М.: КолосС, 2008. - 592 с.
3. Автомобили: Учебник / А.В. Богатырев, Ю.К. Есеновский-Лашков, М.Л. Насоновский; Под ред. А.В. Богатырева. - 3-e изд., стер. - М.: НИЦ ИНФРА- М, 2014. - 655 с.
4. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учебное пособие / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 500 с.
5. Батышев, С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса / С.Я. Батышев. - М.: Инфра-М, 2002. - 169 с.
6. Воронин, М.А. Педагогические теории, системы технологии / М.А. Воронин. - Брянск: БГПУ, 2006. - 270 с.
7. Гальперин, П.Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий и понятий / П.Я. Гальперин. - М.: МГПУ, 1995. - 56 с.
8. Гомола, А.И. Учебно-методический комплекс как средство повышения эффективности процесса обучения / А.И. Гомола // СПО. - 2011.- №2.- С. 11-13.
9. Диагностирование автомобилей. Практикум : учеб. пособие / А.Н. Карташевич [и др.] ; под ред. А.Н. Карташевича. — Минск : Новое знание ; М. : ИНФРА-М, 2017. — 208 с.
10. Жмуров, В.А. Большая энциклопедия по психологии: справ. пособие / В.А. Жмуров. - 2-е изд. - СПб. : Норинт, 2012. - 315 с.
11. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер, Г.М. Романцев // Журнал «Педагогика». - 2002. - №3. - стр. 16.
12. Инженерная педагогика: Научно-методическое пособие / Л.А. Найниш, В.Н. Люсев. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 88 с.
13. Инновации в образовании: Учебное пособие / Ильин Г.Л. - М.: Прометей, 2015. - 425 с.
14. Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.
15. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2008. - 288с.
16. Ломакина, Т.Ю. О диверсификации непрерывного профессионального образования / Т.Ю. Ломакина // Журнал «Педагогика». - 2002. - № 1. стр. 75.
17. Мелецинек А. Инженерная педагогика / А. Мелецинек. - М.: МАДИ (ГУ), 1998. - 185 с.
18. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - 5-е изд., испр. и перераб. - М.: Академия, 2007. - 160с.
19. Мордовская, А. В. Основы профориентологии: учебное пособие для бакалавров / А. В. Мордовская, С. В. Панина, Т. А. Макаренко. — Москва: Юрайт, 2013. — 237 с.
20. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования / Н.А. Морева. - М.: Academa, 2001. - 105 с.
21. Организация сервисного обслуживания легковых автомобилей: Учебное пособие / Савич Е.Л., Болбас М.М., Сай А.С.; Под ред. Савич Е.Л. - М.:НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2016. - 160 с.
22. Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей:
Учебное пособие / Н.А. Коваленко - М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2016. - 229 с.
23. Основы педагогического мастерства / Андриади И.П., 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 200 с.
24. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: Учебное пособие / С.Д. Якушева. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 416 с.
25. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики: Уч. мет .пос. / Пашкевич А.В. - 3 изд., испр. и доп. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 194 с.
26. Основы профессиональной дидактики: Учебное пособие / Образцов П.И. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.
27. Педагогика и психология / Кудряшева Л.А. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 160 с.
28. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: Учебное пособие / Симонов В. П. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.
29. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
30. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; / Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 576 с.
31. Педагогика: Учебное пособие / Кроль В.М., - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 303 с.
32. Педагогическая психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с.
33. Педагогические технологии: Учебник / Левитес Д.Г. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 403 с.
34. Педагогический словарь - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 224 с.
35. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / И.П. Подласый.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.- 576 с.: ил.
36. Проекты Федерального государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования. Режим доступа:
http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/ (15.04.17)
37. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного
процесса: Учебное пособие / Мандель Б.Р. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 152 с.
38. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних
специальных учебных заведениях / Л.Г Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М.:
Мастерство, 2001 г.
39. Системы безопасности автомобилей: Учебное пособие / Савич Е.Л., Капустин В.В. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 445 с.
40. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения / В.А. Скакун. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 - 336 с.
41. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
42. Соснин, Н. В. Содержание обучения в компетентностной модели ВПО (К освоению ФГОС ВПО) [Электронный ресурс] : Монография / Н. В. Соснин. - Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2011. - 242 с.
43. Стуканов В.А. Устройство автомобилей : учеб. пособие / В.А. Стуканов, К.Н. Леонтьев. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 496 с.
44. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. 3-е изд. / Н.Ф. Талызина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с.
45. Теория и практика развития профессионального самоопределения студентов: монография, - 2-е изд., стереотипное - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 145 с.
46. Устройство автомобилей: Учебное пособие / В.А. Стуканов, К.Н.
Леонтьев. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 496 с.
47. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
48. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2004. - 541 с.
49. Шарипов, Ф. В. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Ф. В. Шарипов. - М. : Логос, 2012. - 448 с.
50. Эрганова, Н.Е. Введение в технологии профессионального обучения / Н.Е. Эрганова. - Екатеринбург: РГ1111У, 2009. - 152 с.