Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов 7
1.1. Понятие об интеллектуальных умениях младших школьников 7
1.2. Вторичные тексты на уроках русского языка и литературного чтения 11
1.3. Педагогические условия развития интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов 21
Глава 2. Практическая работа по развитию интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов 31
2.1. Анализ действующих учебно-методических
комплектов по проблеме исследования 31
2.2. Диагностика уровня развития интеллектуальных
умений младших школьников 41
2.3. Проектирование практической работы по развитию интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов 51
Заключение 62
Библиографический список 64
Приложения
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет главную цель образования современных младших школьников как «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономии, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества» (ФГОС НОО). Достижение данной цели требует повышения качества образовательной деятельности. Новые стандарты для начальной школы ориентируют участников образовательного процесса на развитие универсальных учебных действий, являющихся основой достижения метапредметных результатов образования.
Основы учебной деятельности закладываются в начальной школе, и если интеллектуальные умения будут недостаточно развиты на начальном этапе обучения, то продолжить усвоение новых знаний невозможно. Развитие интеллектуальных умений является одной из задач обучения в младшем школьном возрасте. Начальное образование должно сформировать у младших школьников интеллектуальные умения, что будет способствовать развитию умственной деятельности, высокого уровня мобильности и вариативности мышления, так как это основа всех когнитивных процессов. Интеллектуальные умения повышают эффективность обучения, вырабатывая такие качества учащегося, как сообразительность, инициативность, стремление правильно и быстро выполнять задания, активно и систематически трудиться.
Повышение качества обучения - это одна из основных задач образовательного процесса, что неразрывно связанно с проблемой развития интеллектуальных умений младших школьников. Выяснено, что образовательный процесс обусловливает продуктивную деятельность учащихся, когда он опирается на запоминание и воспроизведение полученной информации (на создание вторичного текста).
Актуальность поднятой в работе темы связана с тем, что развитие интеллектуальных умений младших школьников при создании вторичных текстов способствует благоприятным предпосылкам и возможностям для формирования у младших школьников следующих универсальных учебных действий:
- личностных: развивать интеллект, умение мыслить логично;
- метапредметных: выявлять основную и второстепенную информацию в тексте; пробуждать интерес к самому процессу чтения; достигая цель, обучающиеся получают моральное удовлетворение;
- предметных: формировать правильную устную речь, обеспечивать понимание её значения в повседневной жизни.
Умение создавать вторичные тексты носит общеучебный характер, так как реализуется в процессе изучения всех дисциплин школьной программы. Известно, что написание различного рода пересказов (изложение, устный ответ на уроке и т.д.), письменные ответы на вопросы проблемного (аналитического) характера, написание сочинений - все это и многое другое является составной частью обучения школьников и приобретает особую актуальность в связи с необходимостью ориентироваться в информационном пространстве современного социума.
Все вышеперечисленное послужило исходным основанием для выбора темы исследования: «Развитие интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: развитие интеллектуальных умений младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов.
Гипотеза: развитие интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов будет проходить эффективно, если:
1) на уроках русского языка и литературного чтения будут использоваться задания проблемного характера;
2) будет обеспечиваться самостоятельность выполнения заданий младшими школьниками.
Задачи исследования:
1) изучить теоретико-методические основы исследуемой темы с целью выяснения степени её разработанности в педагогической литературе; охарактеризовать понятия «интеллектуальные умения», «вторичный текст»;
2) выявить и обосновать педагогические условия интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов;
3) выяснить показатели уровней развития интеллектуальных умений младших школьников;
4) организовать практическую работу по теме исследования.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующими методами исследования: изучение теории исследуемого вопроса; аспектный анализ программ, анализ продуктов деятельности учащихся; проектирование учебного процесса.
Теоретическую базу исследования составили работы Ю. К. Бабанского, Л. С. Выготского, Д.Н. Богоявленского, И. Л. Лернера, Л.Ф. Тихомировой, Н. А. Менчинской, Н. Н. Поспелова и других.
Экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе МБОУ «СОШ №1 с УИОП г. Шебекино» в 3 «Д» классе в количестве 25 человек (учитель Стерлева Елена Григорьевна)
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе представлены теоретические основы развития интеллектуальных умений младших в процессе создания вторичных текстов: охарактеризован состав и сущность интеллектуальных умений, рассмотрены виды вторичных текстов на уроках русского языка и литературного чтения, описаны педагогические условия развития интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов.
Во второй главе представлена практическая работа по развитию интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов: в ней содержится аспектный анализ учебников для начальной школы, диагностика уровня развития интеллектуальных умений младших школьников, а также практическая работа по развитию интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов.
В заключении нами излагаются наиболее существенные результаты, представляются общие выводы о степени реализации цели, задач, подтверждении гипотезы.
В приложении помещены диагностические материалы и конспекты уроков по теме исследования.
Интеллектуальное развитие младшего школьника - одна из основных задач в образовании. Опыт работы с детьми младшего школьного возраста показывает, что при правильном, систематическом использовании комплексного развития можно добиться существенного продвижения в развитии интеллектуальных способностей каждого ученика, этим самым повышать и качество знаний русского языка. Для этого необходимо использование разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка.
Интеллектуальные умения тесно связаны с речевыми умениями. Грамотное составление текста, правильная передача прочитанного или сказанного - одно из составляющих интеллектуального развития. Изучение каждого учебного предмета, проведение упражнений и самостоятельных работ вооружает учащихся умением применять знания. В свою очередь, приобретение умений способствует углублению и дальнейшему накапливанию знаний.
Создание вторичного текста связано с необходимостью информационно-логического структурирования первичного текста, умением подразделять его информацию на основную и развивающую, выделять дублирующую и сопоставительную информацию. Как правило, вторичный текст меньше первичного, поэтому его составление требует мыслительной деятельности человека, что способствует развитию интеллектуальных умений.
Диагностика развития интеллектуальных способностей учащихся в начальной школе позволяет отслеживать развивающий эффект деятельности, видеть достоинства и недостатки образовательного процесса, выявлять проблемы в развитии каждого ребенка как причины его трудностей и оказывать своевременную и необходимую помощь каждому ученику. Такая диагностика составляет основу качества образования в современной начальной школе.
При диагностике уровня развития интеллектуальных умений младших школьников нами были выделены критерии (восприятие, воспроизведение информации, внимательность, память, мышление), с помощью которых мы выявили начальный уровень развития интеллектуальных умений. У нас получились следующие результаты: количество учеников с низким уровнем развития интеллектуальных умений составило 86% (21 человек), а количество учеников со средним уровнем - 16% (4 человек). Высокий уровень не сформирован ни у одного учащегося.
Для того, чтобы повысить уровень развития интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичного текста и проверить выдвинутые в гипотезе положения, нами был разработан и проведен формирующий этап, на котором предлагались упражнения на создание вторичного текста, которые способствуют развитию интеллектуальных умений.
Работа по развитию интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов не является оконченной и требует дальнейшего продолжения.
Положительная динамика, появившаяся на формирующем этапе, подтвердила, что развитие интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов будет проходить эффективно, если:
1) на уроках русского языка и литературного чтения будут использоваться задания проблемного характера;
2) будет обеспечиваться самостоятельность выполнения заданий младшими школьниками.
Особенности интеллекта каждого ребенка не являются застывшими, раз и навсегда данными, а подтверждены прогрессивными изменениями при определенных условиях.
1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л.И. Айдарова. - М., 1987. - 317 с.
2. Айзенк Г.Д. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С. 25-35.
3. Ананьев Б.Г. Психология индивидуальных различий / Б.Г Ананьев. - М., 1982. - 288 с.
4. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку /
А. Т. Арсирий. - М., 1995. - 441 с.
5. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка / Г.А. Бакулина. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,2001.- 254 с.
6. Баранов М.Т. Методика русского языка / М.Т. Баранов. - М., 1990. - 286 с.
7. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. - Ростов-на-Дону, 1999. - 597 с.
8. Бахтин ОМ. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 249 с.
9. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блонский. - М., 1979. - 46 с.
10. Боровая Г.И. Младший школьный возраст / Г.И. Боровая и др. -1989.- 86 с.
11. Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. - М.: Баласс, 2014 - 43 с.
12. Вербицкая М.В. Теория вторичных текстов / М. В. Вербицкая. - М.,
2000.
13. Власенко А. И. Общие вопросы методики русского языка в современной школе / А. И. Власенко. - М., 1973.
14. Власенко А.И. Развивающее обучение русскому языку /
А.И. Власенко. - М., 1983.
15. Голев Н.Д. К основаниям деривационной интерпретации вторичных текстов / Н. Д. Голев, Н. В. Сайкова. - Томск: Издательство Томского университета, 2001. - 44 с.
16. Доман Г.А. Как развивать интеллект ребенка / Г. А. Доман. - М., АСТ, 1998. - 175 с.
17. Дубровина И.В. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
18. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1998. - 160 с.
19. Ермолаев-Томин О. Ю. Внимание школьника / О.Ю. Ермолаев- Томин, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова. - М.: Знание, 1987. - 79 с.
20. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова - М.: Русский язык, 2000. - 697 с.
21. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет /
А.З. Зак. - М.: Новая жизнь, 1996. - 285 с.
22. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников /
А.З. Зак. - М.: Просвещение, 1994. - 176 с.
23. Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников / А.З. Зак. - Москва - Воронеж, 2000. - 246 с.
24. Зак А.З. Совершенствование познавательных умений у детей 5 - 12 лет / А.З. Зак. - Москва - Воронеж, 1999. - 198 с.
25. Иванов С.В Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко - М.: Вентана-Граф, 2010. - 165 с.
26. Канакина В.П. Русский язык. Предметная линия учебников
системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей
общеобразоват. Организаций / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др.. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.
27. Канакина В.П., Русский язык 1-4 класс. / В.Г. Горецкий, В.П. Канакина. - М. Просвещение, 2015.
28. Котлобай, О.И. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников средствами эвристического метапрактикума / О.И. Котлобай // Пачатковая школа, 2007. - № 8. - С. 12-16
29. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособие / И.Ю. Кулагина; Ун-т Рос. акад. образования. - 4-е изд. - М.: УРАО, 1998. - 177 с.
30. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 464 с.
31. Матханова И.П. Проблемы интерпретационных исследований: типы и режим интерпретации / И.П. Матханова, Т.А. Трипольская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - С. 88-105.
32. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов /М. В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В.Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
33. Матюшкина А.М. Развитие творческой активности школьников /
А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с.
34. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2006. - 198 с.
35. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевия. - Мн.: Современное слово, 2005. - 720 с.
36. Рапацевич Е.С. Умственные способности: их выявление и развитие / Е. С. Рапацевич. - Народная асвета. - 1999. - № 2 - С. 8-14.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С. Л. Рубинштейн - М.: Педагогика, 1989. - 485 с.
38. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
39. Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст / Н. Семаго, М. Семаго.
- СПб: Речь, 2005. - 373 с.
40. Старовойтова Т.А. Работа с одаренными детьми / Т. А. Старовойтова, Ю. П. Черкасова. - Могилев: УО «МГУ имени
А. А. Кулешова», 2009. - 64 с.
41. Старовойтова Т.А. Формирование умений учебной деятельности у младших школьников: учебно-методические материалы / Т.А. Старовойтова.
- Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2001. - 10 с.
42. Старовойтова Т.А. Формирование учебной деятельности младших школьников / Т. А. Старовойтова, Т.А. - Могилев УО «МГУ имени
А. А. Кулешова», 2001. - 30 с.
43. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1998. - 175 с.
44. Тиринова О. И. Формирование умений учебной деятельности в процессе обучение младших школьников / О. И. Тиринова // Пачатковая школа, 2005. - № 1. - С. 3-14.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
46. Фридмак Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л. М. Фридмак, Т. А. Пушкина. - М.: Просвещение, 1998. - 207 с.
47. Цукерман Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - С. 3-18.
48. Цукерман Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников / Г. А. Цукерман. - 1998. - № 5. - С. 68¬81.
49. Чернявская В. Е. Интертекстуальность как текстообразующая категория в научной коммуникации / В. Е. Чернявская. - СПб., 2000. - 46 с.
50. Шадрикова В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении / В. Д. Шадрикова. - М., Просвещение, 1990.
51. Шинтарь З. Л. Интеллектуальная самостоятельность младших
школьников / З. Л. Шинтарь // Пачатковая школа. - 2007. - № 8. - С. 12-16.
52. Ширинкина М. А. Вторичный деловой текст и его жанровые разновидности / М. А. Ширинкина. - М., Просвещение, 2001. - 20 с.
53. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И. С. Якиманская. - М.: Прогресс Традиция, 2000. - 320 с.