РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ВТОРИЧНЫХ ТЕКСТОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов 7
1.1. Понятие об интеллектуальных умениях младших школьников 7
1.2. Вторичные тексты на уроках русского языка и литературного чтения 11
1.3. Педагогические условия развития интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов 21
Глава 2. Практическая работа по развитию интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов 31
2.1. Анализ действующих учебно-методических
комплектов по проблеме исследования 31
2.2. Диагностика уровня развития интеллектуальных
умений младших школьников 41
2.3. Проектирование практической работы по развитию интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов 51
Заключение 62
Библиографический список 64
Приложения
Глава 1. Теоретические основы развития интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов 7
1.1. Понятие об интеллектуальных умениях младших школьников 7
1.2. Вторичные тексты на уроках русского языка и литературного чтения 11
1.3. Педагогические условия развития интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов 21
Глава 2. Практическая работа по развитию интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов 31
2.1. Анализ действующих учебно-методических
комплектов по проблеме исследования 31
2.2. Диагностика уровня развития интеллектуальных
умений младших школьников 41
2.3. Проектирование практической работы по развитию интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов 51
Заключение 62
Библиографический список 64
Приложения
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет главную цель образования современных младших школьников как «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономии, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества» (ФГОС НОО). Достижение данной цели требует повышения качества образовательной деятельности. Новые стандарты для начальной школы ориентируют участников образовательного процесса на развитие универсальных учебных действий, являющихся основой достижения метапредметных результатов образования.
Основы учебной деятельности закладываются в начальной школе, и если интеллектуальные умения будут недостаточно развиты на начальном этапе обучения, то продолжить усвоение новых знаний невозможно. Развитие интеллектуальных умений является одной из задач обучения в младшем школьном возрасте. Начальное образование должно сформировать у младших школьников интеллектуальные умения, что будет способствовать развитию умственной деятельности, высокого уровня мобильности и вариативности мышления, так как это основа всех когнитивных процессов. Интеллектуальные умения повышают эффективность обучения, вырабатывая такие качества учащегося, как сообразительность, инициативность, стремление правильно и быстро выполнять задания, активно и систематически трудиться.
Повышение качества обучения - это одна из основных задач образовательного процесса, что неразрывно связанно с проблемой развития интеллектуальных умений младших школьников. Выяснено, что образовательный процесс обусловливает продуктивную деятельность учащихся, когда он опирается на запоминание и воспроизведение полученной информации (на создание вторичного текста).
Актуальность поднятой в работе темы связана с тем, что развитие интеллектуальных умений младших школьников при создании вторичных текстов способствует благоприятным предпосылкам и возможностям для формирования у младших школьников следующих универсальных учебных действий:
- личностных: развивать интеллект, умение мыслить логично;
- метапредметных: выявлять основную и второстепенную информацию в тексте; пробуждать интерес к самому процессу чтения; достигая цель, обучающиеся получают моральное удовлетворение;
- предметных: формировать правильную устную речь, обеспечивать понимание её значения в повседневной жизни.
Умение создавать вторичные тексты носит общеучебный характер, так как реализуется в процессе изучения всех дисциплин школьной программы. Известно, что написание различного рода пересказов (изложение, устный ответ на уроке и т.д.), письменные ответы на вопросы проблемного (аналитического) характера, написание сочинений - все это и многое другое является составной частью обучения школьников и приобретает особую актуальность в связи с необходимостью ориентироваться в информационном пространстве современного социума.
Все вышеперечисленное послужило исходным основанием для выбора темы исследования: «Развитие интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: развитие интеллектуальных умений младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов.
Гипотеза: развитие интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов будет проходить эффективно, если:
1) на уроках русского языка и литературного чтения будут использоваться задания проблемного характера;
2) будет обеспечиваться самостоятельность выполнения заданий младшими школьниками.
Задачи исследования:
1) изучить теоретико-методические основы исследуемой темы с целью выяснения степени её разработанности в педагогической литературе; охарактеризовать понятия «интеллектуальные умения», «вторичный текст»;
2) выявить и обосновать педагогические условия интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов;
3) выяснить показатели уровней развития интеллектуальных умений младших школьников;
4) организовать практическую работу по теме исследования.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующими методами исследования: изучение теории исследуемого вопроса; аспектный анализ программ, анализ продуктов деятельности учащихся; проектирование учебного процесса.
Теоретическую базу исследования составили работы Ю. К. Бабанского, Л. С. Выготского, Д.Н. Богоявленского, И. Л. Лернера, Л.Ф. Тихомировой, Н. А. Менчинской, Н. Н. Поспелова и других.
Экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе МБОУ «СОШ №1 с УИОП г. Шебекино» в 3 «Д» классе в количестве 25 человек (учитель Стерлева Елена Григорьевна)
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе представлены теоретические основы развития интеллектуальных умений младших в процессе создания вторичных текстов: охарактеризован состав и сущность интеллектуальных умений, рассмотрены виды вторичных текстов на уроках русского языка и литературного чтения, описаны педагогические условия развития интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов.
Во второй главе представлена практическая работа по развитию интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов: в ней содержится аспектный анализ учебников для начальной школы, диагностика уровня развития интеллектуальных умений младших школьников, а также практическая работа по развитию интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов.
В заключении нами излагаются наиболее существенные результаты, представляются общие выводы о степени реализации цели, задач, подтверждении гипотезы.
В приложении помещены диагностические материалы и конспекты уроков по теме исследования.
Основы учебной деятельности закладываются в начальной школе, и если интеллектуальные умения будут недостаточно развиты на начальном этапе обучения, то продолжить усвоение новых знаний невозможно. Развитие интеллектуальных умений является одной из задач обучения в младшем школьном возрасте. Начальное образование должно сформировать у младших школьников интеллектуальные умения, что будет способствовать развитию умственной деятельности, высокого уровня мобильности и вариативности мышления, так как это основа всех когнитивных процессов. Интеллектуальные умения повышают эффективность обучения, вырабатывая такие качества учащегося, как сообразительность, инициативность, стремление правильно и быстро выполнять задания, активно и систематически трудиться.
Повышение качества обучения - это одна из основных задач образовательного процесса, что неразрывно связанно с проблемой развития интеллектуальных умений младших школьников. Выяснено, что образовательный процесс обусловливает продуктивную деятельность учащихся, когда он опирается на запоминание и воспроизведение полученной информации (на создание вторичного текста).
Актуальность поднятой в работе темы связана с тем, что развитие интеллектуальных умений младших школьников при создании вторичных текстов способствует благоприятным предпосылкам и возможностям для формирования у младших школьников следующих универсальных учебных действий:
- личностных: развивать интеллект, умение мыслить логично;
- метапредметных: выявлять основную и второстепенную информацию в тексте; пробуждать интерес к самому процессу чтения; достигая цель, обучающиеся получают моральное удовлетворение;
- предметных: формировать правильную устную речь, обеспечивать понимание её значения в повседневной жизни.
Умение создавать вторичные тексты носит общеучебный характер, так как реализуется в процессе изучения всех дисциплин школьной программы. Известно, что написание различного рода пересказов (изложение, устный ответ на уроке и т.д.), письменные ответы на вопросы проблемного (аналитического) характера, написание сочинений - все это и многое другое является составной частью обучения школьников и приобретает особую актуальность в связи с необходимостью ориентироваться в информационном пространстве современного социума.
Все вышеперечисленное послужило исходным основанием для выбора темы исследования: «Развитие интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: развитие интеллектуальных умений младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов.
Гипотеза: развитие интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов будет проходить эффективно, если:
1) на уроках русского языка и литературного чтения будут использоваться задания проблемного характера;
2) будет обеспечиваться самостоятельность выполнения заданий младшими школьниками.
Задачи исследования:
1) изучить теоретико-методические основы исследуемой темы с целью выяснения степени её разработанности в педагогической литературе; охарактеризовать понятия «интеллектуальные умения», «вторичный текст»;
2) выявить и обосновать педагогические условия интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов;
3) выяснить показатели уровней развития интеллектуальных умений младших школьников;
4) организовать практическую работу по теме исследования.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующими методами исследования: изучение теории исследуемого вопроса; аспектный анализ программ, анализ продуктов деятельности учащихся; проектирование учебного процесса.
Теоретическую базу исследования составили работы Ю. К. Бабанского, Л. С. Выготского, Д.Н. Богоявленского, И. Л. Лернера, Л.Ф. Тихомировой, Н. А. Менчинской, Н. Н. Поспелова и других.
Экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе МБОУ «СОШ №1 с УИОП г. Шебекино» в 3 «Д» классе в количестве 25 человек (учитель Стерлева Елена Григорьевна)
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе представлены теоретические основы развития интеллектуальных умений младших в процессе создания вторичных текстов: охарактеризован состав и сущность интеллектуальных умений, рассмотрены виды вторичных текстов на уроках русского языка и литературного чтения, описаны педагогические условия развития интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов.
Во второй главе представлена практическая работа по развитию интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов: в ней содержится аспектный анализ учебников для начальной школы, диагностика уровня развития интеллектуальных умений младших школьников, а также практическая работа по развитию интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов.
В заключении нами излагаются наиболее существенные результаты, представляются общие выводы о степени реализации цели, задач, подтверждении гипотезы.
В приложении помещены диагностические материалы и конспекты уроков по теме исследования.
Интеллектуальное развитие младшего школьника - одна из основных задач в образовании. Опыт работы с детьми младшего школьного возраста показывает, что при правильном, систематическом использовании комплексного развития можно добиться существенного продвижения в развитии интеллектуальных способностей каждого ученика, этим самым повышать и качество знаний русского языка. Для этого необходимо использование разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка.
Интеллектуальные умения тесно связаны с речевыми умениями. Грамотное составление текста, правильная передача прочитанного или сказанного - одно из составляющих интеллектуального развития. Изучение каждого учебного предмета, проведение упражнений и самостоятельных работ вооружает учащихся умением применять знания. В свою очередь, приобретение умений способствует углублению и дальнейшему накапливанию знаний.
Создание вторичного текста связано с необходимостью информационно-логического структурирования первичного текста, умением подразделять его информацию на основную и развивающую, выделять дублирующую и сопоставительную информацию. Как правило, вторичный текст меньше первичного, поэтому его составление требует мыслительной деятельности человека, что способствует развитию интеллектуальных умений.
Диагностика развития интеллектуальных способностей учащихся в начальной школе позволяет отслеживать развивающий эффект деятельности, видеть достоинства и недостатки образовательного процесса, выявлять проблемы в развитии каждого ребенка как причины его трудностей и оказывать своевременную и необходимую помощь каждому ученику. Такая диагностика составляет основу качества образования в современной начальной школе.
При диагностике уровня развития интеллектуальных умений младших школьников нами были выделены критерии (восприятие, воспроизведение информации, внимательность, память, мышление), с помощью которых мы выявили начальный уровень развития интеллектуальных умений. У нас получились следующие результаты: количество учеников с низким уровнем развития интеллектуальных умений составило 86% (21 человек), а количество учеников со средним уровнем - 16% (4 человек). Высокий уровень не сформирован ни у одного учащегося.
Для того, чтобы повысить уровень развития интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичного текста и проверить выдвинутые в гипотезе положения, нами был разработан и проведен формирующий этап, на котором предлагались упражнения на создание вторичного текста, которые способствуют развитию интеллектуальных умений.
Работа по развитию интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов не является оконченной и требует дальнейшего продолжения.
Положительная динамика, появившаяся на формирующем этапе, подтвердила, что развитие интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов будет проходить эффективно, если:
1) на уроках русского языка и литературного чтения будут использоваться задания проблемного характера;
2) будет обеспечиваться самостоятельность выполнения заданий младшими школьниками.
Особенности интеллекта каждого ребенка не являются застывшими, раз и навсегда данными, а подтверждены прогрессивными изменениями при определенных условиях.
Интеллектуальные умения тесно связаны с речевыми умениями. Грамотное составление текста, правильная передача прочитанного или сказанного - одно из составляющих интеллектуального развития. Изучение каждого учебного предмета, проведение упражнений и самостоятельных работ вооружает учащихся умением применять знания. В свою очередь, приобретение умений способствует углублению и дальнейшему накапливанию знаний.
Создание вторичного текста связано с необходимостью информационно-логического структурирования первичного текста, умением подразделять его информацию на основную и развивающую, выделять дублирующую и сопоставительную информацию. Как правило, вторичный текст меньше первичного, поэтому его составление требует мыслительной деятельности человека, что способствует развитию интеллектуальных умений.
Диагностика развития интеллектуальных способностей учащихся в начальной школе позволяет отслеживать развивающий эффект деятельности, видеть достоинства и недостатки образовательного процесса, выявлять проблемы в развитии каждого ребенка как причины его трудностей и оказывать своевременную и необходимую помощь каждому ученику. Такая диагностика составляет основу качества образования в современной начальной школе.
При диагностике уровня развития интеллектуальных умений младших школьников нами были выделены критерии (восприятие, воспроизведение информации, внимательность, память, мышление), с помощью которых мы выявили начальный уровень развития интеллектуальных умений. У нас получились следующие результаты: количество учеников с низким уровнем развития интеллектуальных умений составило 86% (21 человек), а количество учеников со средним уровнем - 16% (4 человек). Высокий уровень не сформирован ни у одного учащегося.
Для того, чтобы повысить уровень развития интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичного текста и проверить выдвинутые в гипотезе положения, нами был разработан и проведен формирующий этап, на котором предлагались упражнения на создание вторичного текста, которые способствуют развитию интеллектуальных умений.
Работа по развитию интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов не является оконченной и требует дальнейшего продолжения.
Положительная динамика, появившаяся на формирующем этапе, подтвердила, что развитие интеллектуальных умений младших школьников в процессе создания вторичных текстов будет проходить эффективно, если:
1) на уроках русского языка и литературного чтения будут использоваться задания проблемного характера;
2) будет обеспечиваться самостоятельность выполнения заданий младшими школьниками.
Особенности интеллекта каждого ребенка не являются застывшими, раз и навсегда данными, а подтверждены прогрессивными изменениями при определенных условиях.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018 - Развитие внимания у детей младшего школьного возраста на занятиях по ментальной арифметике
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2024 - Педагогические условия развития коммуникативный умений учащихся 4 — 5-н классов
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2005 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4-5-х КЛАССОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Условия развития логического мышления в младшем школьном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Условия развития логического мышления в младшем школьном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Формирование логико-грамматических конструкций языка у детей
младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020



