Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №46260

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы120
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
416
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика понятия
саморегуляции 9
1.2 Психологические особенности саморегуляции младшего
школьного возраста 15
1.3 Психолого-педагогические условия формирования
саморегуляции младших школьников 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭСКПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
2.1 Организация исследования и программа формирования навыков
саморегуляции у младших школьников 33
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего
эксперимента 42
2.3 Анализ и интерпретация результатов формирующего
эксперимента 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 75

Наиболее значимой и актуальной задачей для общеобразовательных учреждений на современном этапе является обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Приоритетным направлением образования на данный момент становится обучение, которое в свою очередь ориентировано на самореализацию и саморазвитие личности учащегося. На смену идеологии «образование- преподавание» пришло «образование-созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога.
На сегодняшний день целью образования стало личностное, общекультурное и познавательное развитие обучающихся. Для реализации данной цели необходимо формирование в процессе учебной деятельности такой ключевой компетенции как - «умение учиться» Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В такой системе каждый ученик сам должен научиться выстраивать собственный образовательный процесс. Это требует создания в образовательной практике определенных психолого-педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность.
Важнейшим условием для формирования гармонично развитой личности является ее участие в деятельности, ведь в ней складываются мотивы поведения и черты характера. В школе ведущей деятельностью для ребенка становится учебная деятельность.
Формирование у учащихся системы саморегуляции, которая необходима для эффективного выполнения учебной или другой деятельности на современном этапе является наиболее сложной задачей обучения. В психологии и педагогике актуальность проблемы саморегуляции личности изучается с точки зрения различных подходов: системно-структурного, мотивационного, личностного. Недостаточный уровень сформированности саморегуляции в младшем школьном возрасте зачастую влечет за собой такие нарушения как дезадаптивное поведение, ухудшение психосоматического здоровья, а также снижение успеваемости, что доказывает высокую значимость её формирования именно в данном возрастном периоде.
В настоящее время достаточно исследована регуляция различных видов деятельности, отдельных психических состояний и процессов, регуляция личности и ее поведения. Так же в настоящее время имеется обширный материал результатов экспериментальных и теоретических исследований в этой области у таких ученых как А.Г. Асмолов, Л.М. Веккер, В.А. Иванников, Е.Г. Ксенофонтова, Н.А. Ратинова.
Принципиальные подходы к определению природы, сущности и роли сознательной активности субъекта в различных видах деятельности нашли отражение в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, и др. Большой вклад в изучение собственно психологических механизмов саморегуляции внесли такие отечественные психологи как П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Т.В. Захарова, В.А. Иванников, О.А. Конопкин, Н.С. Лейтес, Б.Ф. Ломов, А.А. Смирнов, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.
В работах, посвященных изучению развития детей саморегуляция рассматривалась либо в контексте изучения других психических функций и процессов (Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, Н.Г. Лутонян, О.С. Орлова), либо в отдельном ее проявлении как функции самоконтроля (Е.Б. Аксенова, С.Д. Максименко и др.). Вместе с тем, проблема развития и формирования саморегуляции у младших школьников до сих пор остается малоизученной.
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы формирования саморегуляции младших школьников.
Объект исследования: саморегуляция младших школьников.
Предмет исследования: эффективные формы и методы формирования саморегуляции младших школьников.
Гипотеза исследования: повышение эффективности формирования саморегуляции младших школьников может быть обеспечено в процессе реализации специально разработанной развивающей программы.
Исходя из темы и цели данного исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать сущность и содержание понятия «саморегуляция» в психолого - педагогической литературе.
2. Выявить особенности саморегуляции младших школьников.
3. Подобрать стандартизированный и валидный диагностический инструментарий для проведения исследования.
4. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
5. Составить и апробировать программу формирования саморегуляции младших школьников.
6. Проанализировать результаты реализации программы формирования саморегуляции младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы;
- эмпирические: наблюдение, тестовые методики (моделирование, построение «дерева целей», наблюдение, тестирование, эксперимент), а также методики: «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкого, «Изучение уровня саморегуляции» У.В. Ульенковой, «Диагностика уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипса);
- статистические: качественный и количественный анализ
данных (первичная математическая обработка, Т - критерий Вилкоксона).
Этапы исследования:
1 этап: Подготовительный (анализ литературных источников по проблеме, формулировка основной идеи исследования, определение гипотезы, задач, методов, подбор диагностических методик) - сентябрь - октябрь 2017 г.
2 этап: Основной (теоретическое и эмпирическое исследование, проведение констатирующего эксперимента, математическая и статистическая обработка полученных результатов) - ноябрь 2017г. - март 2018 г.
3 этап: Заключительный (анализ результатов исследования и формулирование выводов по итогам проведенного исследования) - апрель - май 2018 г.
4 этап: Апробация результатов исследования - май-июнь 2018 г.
База исследования: МБОУ СОШ №13 города Набережные Челны. Выборку исследования составили учащиеся 2 «А» и 2 «Б» классов в возрасте 8-9 лет в составе 51 человека, среди которых 24 мальчика и 27 девочек. Ученики 2 «Б» класса являются контрольной группой.
Новизна исследования состоит в том, что разработана новая эффективная модель, направленная на повышение уровня развития саморегуляции младшего школьника.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности формирования саморегуляции младшего школьника.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов и психологов в целях формирования саморегуляции младшего школьника в школе.
По своей структуре работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические положения и основы формирования саморегуляции в младшем школьном возрасте. Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию, рассматриваются данные констатирующего и формирующего экспериментов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире нетерпеливость стала наиболее сильным качеством, присущая современному человеку, человечество желает достичь быстрых результатов при минимальных действиях, но в частности умение контролировать свои чувства и эмоции является качества, которые помогают достигать намеченных целей, преодолевая на своем жизненном пути сложности и препятствия. В частности, поэтому развитие способности к произвольной регуляции собственного поведения и деятельности необходимо уделять внимание непосредственно в дошкольном возрасте, чтобы ребенок, когда поступил на учебу в начальную школу учился целенаправленно работать над собой. В младшем школьном возрасте огромную роль выполняют навыки саморегуляции, самоорганизации и самоконтроля, так как в данный возрастной период жизни ученика у него развиваются многие индивидуальные особенности в различных сферах отношений. Необходимо не упустить резервы этого возраста, найти такое образование в структуре личности младшего школьника, которое способствовало бы его возрастным полномочиям.
Для поиска этих резервом в обучении можно использовать:
- диагностирование школьником своей познавательной потребности в расширении, углублении полученных знаний;
- определение собственных интеллектуальных, личностных и физических возможностей;
- определение цели самостоятельной учебной работы - ближайшей и отдаленной (для чего она нужна);
- самостоятельный выбор обучаемым объекта изучения и его обоснование для себя;
- разработку конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы;
- определение форм и времени самоконтроля.
В ходе нашего исследования нами была достигнута поставленная первоначально цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы формирования саморегуляции младших школьников.
Исходя из данных, полученных в ходе первичной математической обработки, можно отметить, что есть различия в уровне саморегуляции и школьной тревожности учащихся 2 «А» класса - экспериментального, и 2 «Б» класса - контрольной группы. Данные экспериментальной группы показали положительную динамику, в то время как в контрольной группе показатели практически не изменились. Для проверки нашей гипотезы мы использовали Т - критерий Вилкоксона:
- эффективность программы формирования саморегуляции младших школьников по компоненту регуляции действия по результатам констатирующего и формирующего этапов эксперимента методики «Изучение уровня саморегуляции» У.В. Ульенковой - различия на уровне тенденций (р=0,05);
- эффективность программы формирования саморегуляции младших школьников по волевому компоненту саморегуляции по результатам констатирующего и формирующего этапов эксперимента методики «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкого - различия статистически значимы (р=0,01);
- эффективность программы формирования саморегуляции младших школьников по эмоциональному компоненту саморегуляции по результатам констатирующего и формирующего этапов эксперимента методики «Диагностика уровня школьной тревожности», по фактору общей тревожности по шкале Б.Н. Филлипса - различия статистически значимы (р=0,01).
Реализация программы формирования саморегуляции младших школьников способствовала развитию компонента регуляции действия респондентов, также в ходе реализации программы мы добились успеха в развитии эмоционального и волевого компонентов саморегуляции младших школьников. Программа формирования саморегуляции младших школьников помогла оптимизировать процесс развития компонентов саморегуляции младших школьников.



1. Абульханова К.А. Идея системности в современной психологии. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 496 с.
2. Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: РАГС, 2005. - 161с.
3. Андронова Е.О. Психология и педагогика// Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии. М., 2010. С. 149 -152.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога.
- М.: Издательство Эскмо, Москва, 2010. - 177с.
5. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 512 с.
6. Асмолов А.Г. Человек как субъект и объект медиапсихологии.
- М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2011.- 824 с.
7. Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика? - М.:
Издательство Просвещение, 2005. - 111с.
8. Божович Л.И Развитие воли в онтогенезе // Под ред. Д.И.
Фельдштейна. - Издание 2-е, стереотипное. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» 1997. - с. 302 -
332.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, серия «Мастера психологии». -
2008. - 276с.
10. Большой психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2011. - 298с.
11. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003. - 240с.
12. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Издво Эксмо, 2005. - 1136 с.
13. Гессманн Х-В, Севастьянов П.С. Концепция
ненасильственного общения М. Розенберга [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 2. С. 84-91. URL: http://psyjoumals.ru/jmfp/2014/n2/70115.shtml(дата обращения: 02.04.2018)
14. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - М.:
Харвест, 1998. - 225с.
15. Гостев А.А. Психология вторичного образа. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 512с.
16. Грюнвальд Бернис Б. Консультирование семьи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Грюнвальд Бернис Б., Макаби Гарольд В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2008.- 415 c.
17. Гуревич П.С. Психология: учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт 2013 - 608 с.
18. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Питер, 2004. - 194с.
19. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психологопедагогические технологии в начальной школе: монография. - M.: Издательство Перо, 2015. - 200с.
20. Захарова Т.В., Моисеева А.А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы Всероссийской научно - практической конференции. (24 мая 2012 г.): в 2 ч., Ч. 2 - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2012. - С. 45-47
21. Зеленский В.В. Толковый словарь по аналитической психологии. - М.: Когито-Центр, 2008. - 187с.
22. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006, - 208с.
23. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. - СПб.: Питер 2009, - 368с.
24. Князева Т.Н. Психологическая система сопровождения готовности младших школьников к обучению в основной школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Князева Т.Н. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2013. - 119 с.
25. Колюцкий В.Н., Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. - М.: Академический проект, 2013. - 420 с.
26. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно - функциональный аспект) // Вопросы психологии. 2008. №3. С. 5-12
27. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - 2-е изд., М: Ленанд, 2011. - 320с.
28. Коробейников И.А. Нарушение развития и социальная адаптация . - М.: ПЕР СЭ, 2002, - 192с.
29. Королева Н.Н. Психосемантические методы диагностики личности [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Королева Н.Н. - Электрон. текстовые данные. - СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012. - 63 с.
30. Круглова Н. Ф. Психологические особенности саморегуляции в учебной деятельности // Психологический журнал. 2004. - №2 (15). С. 66¬73.
31. Крылов А.А. Психология. - М.: Проспект, Москва, 2005. -
32. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности - новая версия методики «Уровень субъективного контроля» // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 2. С. 103-114
33. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. 2-е изд. исправл. и доп-е - СПб.: Питер, 2009. - 464с.
34. Куликова Н.В. Применение методов системного моделирования в педагог ической деятельности Текст. / Н.В. Куликова. М.: ТИАРА, 2010. - 112 с.
35. Лапп Е.А. Психолого-педагогические основы формирования связной письменной речи младших школьников с ЗПР. Теория и практика Саратов: Вузовское образование, 2013. - 258 с.
36. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.: Издательство Воронеж, 2007. - 448с.
37. Леонтьев Д.А.. Психология смысла: природа, строение идинамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487с.
38. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 2006. - 444с.
39. Максименко. С.Д. Общая психология. - М.: 2004. - 528с.
40. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. - СПб.: Издательство Союз, 2000. - 576с.
41. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского Университета. 2010. - №1 (14). С. 36-45.
42. Моросанова В.И. Самосознание и саморегуляция поведения.- М.: Институт психологии РАН, 2007. - 214 с.
43. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Академия, 2005. - 272
44. Николаева В.В. О психологической природе алекситимии// Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 2006. С. 84¬93.
45. О.С. Орлова., Т.В. Туманова., Т.Б. Филичева Основы
дошкольной логопедии. М.: Эксмо, 2015. - 320с.
46. Общая психология. Тексты. Том 2. Субъект деятельности. Книга 3 [Электронный ресурс]/ - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013. - 584 с.
47. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А.Ребера . - М.: ВЕЧЕ, 2002. - 1152с.
48. Осадько О.Ю. Психологические особенности формирования системы саморегуляции деятельности у младших школьников: Диссертация канд. псих. наук. - Киев, 2011. - 170 с.
49. Осницкий А.К. Регуляторный опыт, субъективная активность и самостоятельность человека Часть 1 // Психологические исследования.
2009. - №5 (7). С. 142-151.
50. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье личности в дошкольном и школьном возрасте: учебное пособие/ Пахальян В.Э. - Саратов: Вузовское образование, 2015. - 235 с.
51. Певзнер Л.Д. Практикум по математическим основам теории систем. - Санкт Петербург: Лань, 2013. - 400с.
52. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Речь, 2002. - 694с.
53. Профилактика и разрешение социальных конфликтов/ О.И. Андреева [и др.] СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2011. - 277 с.
54. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний / Прохоров А.О. - Электрон. текстовые данные. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - 352 с.
55. Психологический словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001. - 494 с.
56. Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. - М: ЧеРо, 2005. - 524с.
57. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К.
Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.:
Просвещение 2003. - 303с.
58. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - М.: Бахрах-М, 2011. - 664с.
59. Ратинова Н.А. Саморегуляция поведения при совершении агрессивнонасильственных преступлений : Дис. ... канд. пед. наук : 19.00.06 : Москва, 1998 229 с. РГБ ОД, 61:98-13/663-8
60. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: практическое пособие / Е.И. Рогов. - М. Юрайт - 2012. - 412 с.
61. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000. - 712 с.
62. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. - М.: Академический проспект, 2008, - 779с.
63. Слободняк Н. П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: практ. пособие / Н. П.
64. Слободняк. М.: АйрисПресс, 2004. С. 176.
65. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. - 158с.
66. Степанова М. А. Предпосылки теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий: Л.С.Выготский и П.Я.Гальперин //Вопросы психологии. - 2000. - Т. 6. - С. 90-99.
67. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 176с.
68. Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 431 с.
69. Франкл. В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 2002, 279с.
70. Шадриков В.Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах. - М.: Логос, 2011. - 232 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ