ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1 Понятие внеклассной работы по биологии 6
1.2 Формы и виды внеклассной работы по биологии 10
1.3 Внеклассная работа как категория обучения биологии,
ее учебно-воспитательное значение 12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
2.1 Организация исследования 15
2.2 Методы исследования 15
2.2.1 Методика «Гармоничность образа жизни школьников»
(Н.С. Гаркуша) 17
2.2.2 Методика «Уровень владения школьниками
культурными нормами в сфере здоровья» (Н.С. Гаркуша) 19
3 ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А Рабочая программа по внеклассной работе «В здоровом теле здоровый дух»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бланк ответов на вопросы по методике «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуша) 50
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бланк ответов на вопросы по методике «Уровень владения школьниками культурными
нормами в сфере здоровья» (Н.С. Гаркуша) 51
В наши дни достаточно остро стоит проблема образования, в государственных непрофильных школах произошло сокращение часов, отведенных на изучение предметов. Например, на изучение биологии в пятом классе это всего один час в неделю, в шестом - два. При этом количество информации, которое обучающиеся должны усвоить, а педагоги соответственно до них донести, осталось неизменным. Результатом вышеизложенного стало то, что практически все темы по такому интереснейшему предмету, как биология, изучаются поверхностно и за как можно более короткий срок. Это, в свою очередь, приводит к снижению интереса обучающихся к предмету, к формированию у них неглубоких и непрочных знаний, чего нельзя допускать, так как биология имеет большое значение в жизни любого человека не только как наука, применение из области биологии безгранично.
Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовывать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Для того, чтобы решить эти проблемы, необходимо использовать внеклассную работу по биологии. Положительным аспектом внеклассной работы является возможность широкого выбора способа взаимодействия учителя с обучающимися, для достижения общей цели - повышения уровня знаний. Занятия по внеклассной работе проходят, как правило, очень ярко, активно, на долго запоминаются обучающимися, что формирует у них интерес к изучению предмета уже во время уроков.
Задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Тема собственного здоровья обучающихся была выбрана неслучайно, так как занимает обширное место в жизни любого человека. В современном обществе остро стоит проблема здорового образа жизни, так как за последние годы появилась тенденция к ухудшению здоровья населения вследствие несоблюдения элементарных правил здорового образа жизни. Чтобы исправить ситуацию, необходимо воспитывать подрастающее поколение в данном направлении. Внеклассная работа по биологии как нельзя лучше для этого подходит. Применение внеклассной работы в современной школе необходимо. Обучающиеся не перегружены за счет правильно построенной внеклассной работы, так как она проходит не по сценарию урока, а в более свободном и интересном режиме. Ученики сами могут предложить тематику внеклассной работы, исходя из своих собственных интересов. В процессе такой деятельности у школьников повышается заинтересованность в предмете, способствующая более глубокому его изучению.
Цель изучения: рассмотреть понятие внеклассной работы по биологии и определить ее влияние на уровень знаний обучающихся.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) Изучить понятие внеклассной работы по биологии.
2) Изучить формы и виды внеклассной работы.
3) Выявить уровень знаний о своем здоровье среди обучающихся 5-6 классов при помощи нескольких методик.
4) Внедрить во внеклассную работу программу по внеклассной работе по биологии, направленную на повышение уровня знаний о своем здоровье среди обучающихся.
5) Провести повторное исследование уровня знаний о своем здоровье среди обучающихся, чтобы выявить уровень эффективности внедренной программы.
Объект исследования: внеклассная работа по биологии.
Предмет исследования: влияние внеклассной работы на уровень знаний обучающихся.
В процессе выполнения данной работы:
- была исследована литература по теме внеклассной работы по биологии: изучено понятие внеклассной работы, ее формы и виды, а также учебно-воспитательное значение;
- был исследован уровень знаний о своем здоровье среди обучающихся 5-6 классов МБОУ «Рыльская СОШ №5», который оказался очень низким;
- была введена внеклассная работа по биологии - кружок «В здоровом теле здоровый дух»;
- после изучения курса программы данного кружка дети снова были исследованы при помощи тех же методик, что и в начале года, результаты в конце года оказались намного выше первоначальных, что позволяет судить об эффективности программы в частности и внеклассной работы в целом.
После участия во внеклассной работе школьники стали более заинтересованными в предмете, более исполнительными, сплоченными, многие из них стали вести здоровый образ жизни, существенно повысился уровень знания о своем здоровье. Проведенное исследование подтвердило эффективность внеклассной работы и необходимость ее использования в современной школе.
В ходе выполнения данной работы были решены следующие задачи:
1) Изучено понятие внеклассной работы по биологии.
2) Изучены формы и виды внеклассной работы.
3) Выявлен уровень знаний о своем здоровье среди обучающихся 5-6 классов при помощи нескольких методик.
4) Внедрена во внеклассную работу программа по внеклассной работе по биологии, направленная на повышение уровня знаний о своем здоровье среди обучающихся.
5) Проведено повторное исследование уровня знаний о своем здоровье среди обучающихся, чтобы выявить уровень эффективности внедренной программы.
Цель данной работы достигнута: рассмотрено понятие внеклассной работы по биологии и выявлен уровень эффективности ее подкатегорий: основного и дополнительного образования.
1. Амонашвили Ш. А. Единство цели: пособие для учителя. - Москва: Просвещение, 1987. - 435 с.
2. Актуальные проблемы биологии: науч. Сб./ Москва: Изд-во Дрофа, 2009. - 224 с.
3. Байер К. Н., Шейнберг Л. П. Здоровый образ жизни. - М.: Мир, 1997. - 368 с.
4. Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013.
5. Булич Э.Г., Муравов И.В. Здоровье человека. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 422с.
6. Бондарук М.М., Ковылина Н. В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах (5-11 классы). - Волгоград: Учитель, 2005. - 267 с.
7. Борзова З.В. Дидактические материалы по биологии: методическое пособие. - М.: Сфера, 2005. - 659 с.
8. Верзилин Н.М., Н.М. Пономарева, Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение , 1974. - 357 с.
9. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей: внеклассная работа. - Москва: Просвещение, 2012. - 128 с.
10. Внеклассная работа по биологии: 3-8 классы: науч. Сб./ М.:
Учитель, 2014. - 160 с.
11. Внеурочная работа по биологии: 5-11 классы: науч. Сб./ М.: ВАКО, 2015. - 288 с.
12. Вульфов Б. З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной работы. - М.: Просвещение, 1978. - 244 с.
13. Гаркуша, Н. С. Воспитание культуры здоровья современных школьников: проблемы и пути их решения: монография / Н. С. Гаркуша. - Челябинск: Центр Научного Сотрудничества, 2012. - 188 с. (7,8 п.л.).
14. Гаркуша, Н. С. Теория, методика и организация педагогической работы: монография /Ж. Э. Байрачная, Н. С. Гаркуша, Е. В. Демидова [и др.]. - Новосибирск: Изд-во СИБПРИНТ, 2010. - 246 с. (18,2 п.л.) (авт. вклад: Гаркуша Н. С. Классное руководство: генезис, развитие, перспективы - С. 13-36 (1,7 п.л.).
15. Гаркуша, Н. С. Определение тенденций развития процесса воспитания культуры здоровья школьников / Н. С. Гаркуша // Казанский педагогический журнал. - 2015. - №2 (109). - С. 58-61 (0,4 п.л.).
16. Гаркуша, Н. С. Механизм проведения компаративного исследования воспитания культуры здоровья школьников / Н. С. Гаркуша // European Social Science Journal. - 2013. - № 5 (33). - С. 75-81 (0,5 п.л.).
17. Гаркуша, Н. С. Теоретический анализ детерминированности культуры здоровья школьников / Н. С. Гаркуша // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - №5 (99). - С. 30-36 (0,5 п.л.).
18. Гаркуша, Н. С. Российские и европейские технологии воспитания культуры здоровья школьников: сущность и ограничения применения / Н. С. Гаркуша // Образование и общество. - 2015. - № 2 (91) (март-апрель). -С. 28¬33 (0,5 п.л.). «Лицей», 2005.
19. Евдокимова Р. М. Внеклассная работа по биологии. - Саратов: Лицей, 2016. - 256 с.
20. Елизарова М. Е. Знакомые незнакомцы. Окружающий мир (5-6 классы) - Волгоград: Учитель, 2015. - 185 с.
21. Жердев, А.В. Книги по биологии: библиографический указатель для учителей и учащихся. - М.: Мирос, 2015. - 144 c
22. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1985. - 191 с.
23. Калинова Г. С., МягковаА. Н. Методика обучения биологии (5-6 классы): пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2014. - 224 c.
24. Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии. - Волгоград: Учитель, 2014. - 425 с.
25. Курчанов Н. А. Антропология и концепции биологии. - Москва: СпецЛит, 2007. - 192 с.
26. Лучшие рефераты по биологии: науч. Сб./ М.: Феникс, 2016. - 352 с.
27. Макеева А. Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья (5-6 классы). - Москва: Просвещение, 2013. - 64 с.
28. Маринова К.В. Контроль знаний по биологии: раздел человек и его здоровье (5-6 классы) - М.: Владос, 2014. - 765 с
29. Методика преподавания биологии: науч. Сб./ М.: Академия, 2015. - 320 с
30. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах: науч. Сб./ М.: Учитель, 2016. - 823 с.
31. Никишов А.И. и др. Внеклассная работа по биологии.: Пособие для учителей -2-е изд. М.: Просвещение, 1980. - 239 с.
32. Никишов А. И. Теория и методика обучения биологии: учебное пособие. - М.: КолосС, 2007. - 303 с.
33. Пономарева И. Н., Роговая О.Г., Соломин В.П. Методика обучения биологии - М.: Академия, 2012. - 368 с.
34. Рьюз М. Философия биологии. - Москва: Прогресс, 2002. - 320 с.
35. Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по биологии: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 138 с.
36. Тяглова, Е. В. Исследовательская и проектная деятельность
учащихся по биологии. - Москва: Дрофа, 2016. - 256 с.
37. Трайтак Д. И. Проблемы методики обучения биологии. - М.: Мнемозина, 2015. - 304 с.
38. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1987. - 598 с.
39. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1987. - 150 с.
40. Хрипкова А.Г., Манке Г.Г. Методы преподавания факультативных курсов по биологии. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
41. Хрипкова А.Б., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье
Просвещение, 1988. - 190 с
42. Шарова И. Х., Мосалов А. А. Биология. Внеклассная работа по биологии. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. - 354 с.