ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1 Теоретические подходы к изучению муниципальной власти в России.. ...9
1.2 Политические взгляды муниципальной элиты: структура и основные понятия
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР 40
2.1 Опыт изучения ценностей и установок представителей власти в России
2.2 Дискурс - анализ политических взглядов представителей муниципальных образований Санкт-Петербурга 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Члены органов местного самоуправления - особая группа лиц, представляющих органы власти, включенная в политическую борьбу, и имеющая доступ к необходимым ресурсам. Однако занимаемое данной группой независимое от центральной власти и максимально приближенное к населению положение ставит вопрос о том, насколько представители муниципалитетов идентифицируют себя с народом, а также в какой степени они осознают свой статус в качестве специфической профессиональной группы.
Таким образом, исследование муниципальных образований, имеющих значение в политической сфере России, в качестве органов, реализующих власть и контролирующих ситуацию на местном уровне, а также более детальное изучение представителей муниципальной элиты, теоретически способной оказывать влияние на распределение власти в субъектах (ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»1), и как совокупности потенциальных претендентов на политические должности регионального и федерального масштаба, являются значимыми и актуальными для понимания политической действительности в РФ. Поэтому важно получить достоверные знания об отличительных чертах данной профессиональной группы, их личностных характеристиках, представлениях об обществе и политической реальности в целом.
В соответствие с Конституцией РФ1, выделяются органы власти федерального и регионального уровней, а также органы местного самоуправления, каждые из которых наделены разным объем обязательств. Муниципальные органы власти не входят в систему органов государственной власти РФ2, но, тем не менее, представители данных структур наделены определенным кругом прав и полномочий, непосредственно влияющих на жизнь граждан в рамках определенной территории.
Степень научной разработанности исследования.
Муниципальная власть в России в качестве объекта исследований становится актуальной в период реформирования системы государственного устройства в конце 90-х - начале 2000-х годов, когда стала складываться современная система местного самоуправления, активно проявляться конкурентная борьба на муниципальных выборах, усложнился порядок взаимодействия между местной и региональной властью.
Исследование специфики проявления власти в городских сообществах были заложены еще в начале XX века американскими учеными (Р Линд и Х. Линд, У Уорнера, А. Холлинсхеда, Ф. Хантера и т. д3.), в последствии изучение проявления власти в городах нашли отражения в работах Р Даля, К. Доудинга, Т. Кларка, К. Кокберна, Э. Коула, Дж. Лоджкина, Дж. Логана, Д. Миллера, Х. Молотча К. Стоуна и др.
В рамках отечественной науки, вопросы, связанные с формированием современной муниципальной элиты в России, с точки зрения структурно-функционального подхода рассматривают Т.Б. Витковская, О.С. Дивисенко, Е.А. Заможных, Н.Ю. Лапина, В.В. Леденева, А.К. Магомедов, В.П. Мохов, И.А. Хабаров, А.Е. Чирикова и др1.Рассмотрением муниципальной власти с позиции теории сетей занимаются В.В. Волков, А.В. Курочкин, А.Г. Фомин и др.
Применение неоинституционального подхода в целом в изучении сущностных характеристик политической элиты и её развития в России стоит отметить в работах В.Я. Гельмана, А.Г. Наронской, С.В. Патрушева, П.В.
Панова.
Вопрос субъективности в политической сфере стал в большей степени интересовать западных ученых только во второй половине XX века. Особое внимание представители науки уделяли структуре политического сознания людей в процессе модернизационных преобразований, в момент перехода от авторитарных к демократическим методам управления, а также изучению устойчивости самих демократических режимов и факторов, влияющих на политическую культуру. (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Белл, Р Дарендорф, Р Инглхарт, Г. Лассуэл, С. Роккан, Ю. Хабермас и др.)
Наиболее детально концепт политического сознания стал развиваться в советской школе, представителями которой являются Э.Я. Баталов, К.С. Гаджиев, А.А. Галкин, Б.А. Грушин, Е.И. Кукушкина1и т. д.
Политическое сознание (и его структурные компоненты) политических лидеров, политической элиты и общества являются объектом исследования в работах представителей отечественной науки: А.С. Ахиезера, Э.Я. Баталова, Е.И. Башкировой, К.С. Гаджиева, В.Я. Гельман, Г.В. Голосова, Г.Г. Дилигенского, А.Г. Здравомыслова, А.В. Клюева, В.В. Лапкиной, Е.Ю. Мелешкиной, А.И. Соловьева, Е.Б. Шестопал и др.
Изучение политических взглядов и политического сознания представителей местной власти в России можно найти в работах М. Бокова, С. Львова, Н. Попова, И. Тарусиной и т.д.
Объект исследования - муниципальная власть Санкт-Петербурга.
Предмет - политические взгляды представителей муниципальной власти Санкт-Петербурга.
Цель исследования - выявить характерные особенности политических взглядов представителей муниципальной власти Санкт-Петербурга.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению «муниципальной власти»;
2. Изучить ценностные ориентации, установки и предпочтения представителей муниципальных образований Санкт-Петербурга;
3. Выявить особенности политических взглядов лиц, занимающих должности в органах муниципальной власти Санкт-Петербурга;
4. Характеризовать формы самопозиционирования представителей власти на местном уровне.
Методы исследования: методологической основой исследования являются структурно-функциональный и неоинституциональный подходы. Для выявления положения представителей муниципальной власти в общей элитной структуре был использован позиционный метод. В качестве метода сбора информации применялся метод глубинного интервью.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, разделенных на четыре параграфа, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе будут рассмотрены теоретические обоснования используемых в работе концептов: муниципальная власть, муниципальная (локальная, местная) элита и политические взгляды. Вторая глава посвящена практике изучения политических взглядов представителей политической элиты в РФ, а также исследованию особенностей политических взглядов представителей муниципальной власти в Санкт-Петербурге.
Муниципальная власть Санкт-Петербурга представляет собой группу граждан, занимающих как выборные, так и назначаемые должности, обладающих ограниченным законодательством объемом полномочий на территории муниципального образования, которые непосредственно принимают решения, напрямую взаимодействуют с населением, общественными организациями и городскими, региональными представителями власти, оказывают влияние на выборы и кадровые вопросы субфедерального и федерального уровня. Муниципальная власть является субъектом, создающим условия для развития гражданского общества, решающего вопросы и формирующего стратегии в социальной, природоохранной сферах, а также в области благоустройства, обеспечения безопасности населения, нормотворчества и муниципального управления, а также в сферах юридической и информационной поддержки граждан, обеспечения культурной и спортивной массовой работы и т.п.
Представители муниципальной власти являются носителем группового политического сознания, следовательно, близких взглядов, ценностей, установок, предпочтений и т.д. В первую очередь, это связано с равными условиями профессиональной деятельности, что способствует формированию сходных представлений о политике, политической системе, власти, положении (экономическом, политическом, социальном) России и Санкт-Петербурга, проблемах и вызовах, стоящих перед обществом. Также это влияет на понимание того, какое место занимают органы самоуправления на сегодняшний день, какого их самопозиционирование.
Анализ результатов проведенного исследования позволяет отметить следующие ценностные ориентации, установки и предпочтения представителей местного самоуправления г. Санкт-Петербурга:
- самой важной ценностью для политической сферы, по мнению муниципалов, является справедливость, а также честность; справедливость трактуется в большей степени как социальная справедливость (равенство возможностей, справедливое распределение ресурсов, сокращение дифференциации общества по материальному достатку и т. д.), свобода воспринимается в либеральном ключе, как возможность реализовывать себя и осуществлять действия без угрозы со стороны государства, но с оговоркой, что свобода — это не вседозволенность и она не должна наносить вред обществу, государству; равенство большинством оценивается как равенство прав и обязанностей, одинаковая для всех ответственность перед законом, что ближе всего к либеральной трактовке данного понятия;
- представители муниципальной власти, в большей степени, оперируют категориями социальной направленности, в особенности, относительно значимых проблем, существующих сегодня в обществе, что обуславливается спецификой работы, связанной с ежедневной коммуникацией с жителями; взгляд на власть, политику, государство оценивается с точки зрения влияния на общество и с учетом позиции того, как граждане, воспринимают это влияние.
Политические взгляды лиц, занимающих должности в муниципальных образованиях, обладают следующими особенностями:
- муниципальные власти характеризуют свои политические взгляды как социал-демократические (33,3%), демократические (25%), христианско- демократические (16,7%), консервативные (16,7%), центристские (8,3%);
- несмотря на близость к народу, представители муниципалитетов также являются защитниками интересов государства, порядка, отмечается консервативность их позиции, что демонстрируют результаты ответов на вопрос с дихотомической шкалой (наиболее важными ценностями, для представителей местной власти, являются интересы государства (75%), порядок (66,7%), справедливость (58,3%), сохранение традиций (58,3%)); это доказывает смешанность политических взглядов представителей муниципальной власти.
Отличительными характеристиками самопозиционирования власти на местном уровне, по результатам проведенных интервью, можно считать то, что:
- представители муниципальных образований подчеркивают особенность своего положения в системе управления в Российской Федерации, во-первых, делая акцент на максимальной близости с народом, постоянном с ним взаимодействии, отстраненности от государственной власти и политики на региональном и федеральном уровнях, во-вторых, отмечая свою исключительность, по причине иных принципов организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге как городе Федерального назначения, по сравнению с другими регионами Российской Федерации.
- несмотря на критическое отношение к функционированию политико-административной системы страны, члены муниципальных образований достаточно положительно относятся к городским и районным органам исполнительной власти города Санкт-Петербурга, подчеркивая интенсивное и эффективное сотрудничество с ними, помощь, которую они оказывают по просьбам местных властей;
- сущность муниципальной власти воспринимается представителями местного самоуправления как политика, решающая вопросы без применения принуждения, управления и подчинения, построенная исключительно на коммуникации с гражданами, и нацеленная на удовлетворение их материальных, социальных и психологических нужд;
- представители муниципальной власти видят своей обязательной функцией воспитание и повышение гражданской активности, просвещение, привлечение к активной деятельности, то есть в построении гражданского общества, как на территории своего муниципального образования, так и за его рамками.
- представители местного самоуправления подчеркивают свою непосредственную близость с гражданами, говоря об общих, совместно разделяемых с населением ценностях; само население видится им достаточно консервативным, с устойчивым набором традиционных ценностей (семья, стабильность, патриотизм, религиозность и пр.), требующее социальной справедливости (решение проблем, связанных с достойной оплатой труда, сокращением неравенства, повышениям уровня и качества жизни и т.д.);
- идеальным психологическим портретом представителя муниципальной власти Санкт-Петербурга является специалист, разбирающийся в законодательстве, способный решать разноплановые задачи, терпеливый, коммуникабельный, доброжелательный, любящий людей и способный нивелировать конфликты любой сложности.
1. Гельман В., Рыженков С., Белокурова Е., Борисова Н. Автономия или контроль? Реформа местной власти в городах России, 1991-2001. М.- СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге; Летний сад. 2002. - 380 с.
2. Малинова О.Ю. Идеологические представления как часть человеческого капитала российских политических элит: анализ интервью для СМИ, 2008, 2009 гг. / Властные структуры и группы доминирования: Материалы десятого Всероссийского семинара «Социологические проблемы институтов власти в условиях российской трансформации / Под ред. А.В. Дуки. СПб.: Интерсоцис, 2012. - 520 с.
3. Мелешкина Е.Ю. Политическое сознание // Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов. М.: Издательский Дом «Инфра - М», Издательство «Весь мир», 2001. - 304 с.
4. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. - M.: Статут,2007. - 461 с.
5. Политология: учебник для бакалавров / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. - 2-е издание., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. - 804 с.
6. Региональные элиты Северо-Запада России: политические и экономические ориентации / Под ред. А.В. Дуки. - СПб.: Алитейя, 2001. - 352 с.
7. Соловьев А.И. Политическое сознание и политическая культура. - М.: О-во «Знание» РСФСР, 1991. - 62 с.
8. Сумма идеологии: мировоззрение и идеология современной российской элиты. - М.: Институт общественного проектирования, 2008. - 296 с.
9. Уваров А.А. Местное самоуправление в России. - М.: Норма. 2005. - 320 с.
10. Фелдман С. Ценности, идеология и структура политических установок// Политическая психология: Христоматия / Сост. Е.Б. Шестопал. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 432 с.
11. Чирикова А.Е., Лапина Н.Ю. Региональные элиты в РФ: модели поведения и политические ориентации / РАН. ИНИОН. Центр научн. - информ. исслед. глобальных и региональных проблем. Отд. глобальных пробл.; отв.ред.: Микульский К.И. - М., 1999. - 192 с.
12. Шестопал Е.Б. Политическая психология: Учебник для вузов. - М: ИНФРА-М, 2002. - 448 с.
Электронные ресурсы
13. Артемов Г.П. Политическая социология: Учебное пособие. - М: Логос, 2002. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/artem/10.php
14. Витковская Т.Б. Локальная элита: проблемы самосознания и самоидентификации // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: Мат. IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. Секция 38. Социология элиты / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. - М.: РОС. 2012. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ssa-rss.ru/files/File/congress2012/part52.pdf
15. Гридасов Е.В. Социальный контроль в системе муниципальной власти: автореф. дис. канд. соц. наук / Е.В. Гридасов - Саратов, 2009. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cheloveknauka.eom/v/298619/a? #?page=8
16. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://slovar-dalja.ru/letter/13/2/
17. Дука А.В. Вариантность социологии элит // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: Мат. IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. Секция 38. Социология элиты / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. - М.: РОС, 2012. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ssa-rss.ru/files/File/congress2012/part52.pdf
18. Закон Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/891818221
19. Мохов В.П. Нормативный фактор стратификации административно-политической муниципальной элиты России // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: Мат. IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. Секция 38. Социология элиты / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. - М.: РОС. 2012. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ssa-rss.ru/files/File/congress2012/part52.pdf- с.7289.
20. Ожегов И.С, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ozhegov-online.ru/slovar-ozhe- gova/lokalnyj/14388/
21. Пешин, Н.Л. Муниципальная власть: понятие и содержание // Конституционное и муниципальное право.2011. №9. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://club.bibliopskov.ru/index.php?option=com_con- tent&task=view&id=804&Itemid=90
22. Стародуброская И., Славогородская М., Жаворонков С. Организация местного самоуправления в городах федерального значения - М.: Фонд «Институт экономической политики Гайдара». 2004. - с.47, 48. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.iep.ru/files/text/usaid/Fed- Gor.pdf
23. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ushakov-online.ru/slovar- ushakova/lokalnyj/26373/
24. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184 - ФЗ (с изменениями и дополнениями от Постановления Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2012 г. N 3 2 - П ) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/12117177/4/#friends
25. Федеральный закон от 06.10.2003 №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=188375;fld=134;from=1870381217;rnd=180312.11832845 560275018;;ts=01803122786871555726975
Диссертации и авторефераты
26. Баранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в РФ: дис. д-ра юрид. наук / В.А. Баранчиков - М., 2005. 48 с.
27. Заможных Е.А. Муниципальная элита в системе местного самоуправления в современной России: автореф. канд. полит. Наук / Е.А. Заможных - Ставрополь, 2009. 29 с.
28. Недокушева Л.Н. Муниципальная власть: правовые проблемы теории и практики: автореф. дис. канд. соц. наук /Л.Н. Недокушева - Екатеринбург, 1999. 24 с.
29. Поливаева Н.П. Политическое сознание в условиях трансформации российского общества: автореф. дис. докт. полит. наук / Н.П. Поливаева - М., 2009. 55 с.
30. Рязанов Н.М. Взаимодействие государственной власти и институтов местного самоуправления как фактор политической стабильности: автореф. дис. канд. соц. наук / Н.М. Рязанов - Екатеринбург, 2000. 34 с.
Статьи
31. Афанасьев М.Н. Изменения в механизме функционирования правящих региональных элит // Полис. - М.: «Политические исследования». 1994. №6. - С. 59 - 66.
32. Баранов Н.А. Трансформация политического сознания современного российского общества // Политическая экспертиза: Политэкс. - СПб.: СПБГУ, 2007. № 1. - С. 82 - 98.
33. Барыгин И.Н. Региональные элиты Северо-Запада России: политические и экономические ориентации/под ред. А.В. Дуки. СПб.: Алетейя, 2001. - 352с. // Журнал социологии и социальной антропологии - СПб: «Международный фонд поддержки социогуманитарных исследований и образовательных программ «Интерсоцис», 2002. №1.Т.5. - С. 203 - 206.
34. Белоусова Е.В. Муниципальная власть как разновидность публичной власти // Пробелы в российском законодательстве - М.: «Юр- ВАК». 2011. №3. - С. 52 - 56.
35. Булатов Р.Б. Муниципальная власть: основные черты и особенности // Мир юридической науки. - СПб.: ООО «Межотраслевой научно-издательский и образовательный центр». 2013. №1-2. - С. 30 - 35.
36. Витковская Т.Б. Локальная политическая элита современной России: характерные особенности и трансформация // Политическая наука. - М.: РАН ИНИОН. Центр социал. науч.- информ. исслед. Отдел полит. науки.2008. №3. - С. 61 - 74.
37. Витковская Т.Б. Локальная политическая элита в условиях общественных трансформаций // Управленческое консультирование. - М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2011. №1(41). - С. 100 - 111.
38. Дивисенко О.С. Определение термина «муниципальная элита» // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. Гуманитарные и экономические проблемы - СПб.: Санкт- Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. 2006. № 24. - С. 136 - 138.
39. Заможных Е.А. Роль муниципальной элиты в политическом процессе в современной России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: история. Политология. Экономика. Информатика. - Белгород: Белгородский государственный университет. 2009. №1(56). Выпуск №9. - С. 162 - 167.
40. Земсков В.А. Функции органов местного самоуправления как элемент функций государства // Пробелы в российском законодательстве. - М.: Юр-ВАК. 2010. № 4. - С. 92 - 94.
41. Курочкин А.В. Перспективы реализации сетевых форм кооперации и сотрудничества в муниципальном управлении РФ // Вестник Самарского муниципального института управления. - Самара: Самарская академия государственного и муниципального управления. 2011. №4. - С. 14 - 19.
42. Курочкин А.В. Сетевые формы регионального и местного управления: опыт современной Финляндии // ARS ADMINISTRANDI. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет. 2011. №1. - С. 105 - 112.
43. Магомедов А.К. Политические элиты российской провинции // Мировая экономика и международные отношения. - М.: Издательство «Наука». 1994. №4. - С. 72 - 79.
44. Мальцев Н.Л. Муниципальная власть в системе публичной власти России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - Калининград: Калининградский филиал Санкт- Петербургского университета МВД России. 2009. №1. - С. 145 - 150.
45. Мартьянов Д.С. Политическое сознание, политическое бессознательное и политическая психика: ревизия подходов к структуре и определению // Вестник СПбГУ Серия 6. Политология. Международные отношения - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет. 2015. №3. - С. 57 - 69.
46. Мохов В.П. Изменение институционального статуса местных политических элит в результате реформ 2000-х годов в России // Российские властные институты и элиты в трансформации: Материалы восьмого Всероссийского семинара «Социологические проблемы институтов власти в условиях российской трансформации» / Отв. ред. А.В.Дука. СПб.: Интерсоцис, 2011. - С. 305 - 323.
47. Мохов В.П. Местная политическая элита в России: понятие, структура, численность // POLITBOOK. - Чебоксары: "Научно-исследовательский институт общественных и политических наук". 2012. №4.-С. 19 - 33.
48. Мохов В.П. Местная политическая элита в России // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. - Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет. 2013. Т.1. - С. 371 - 376.
49. Панов П.В. Локальная политика в разных измерениях // Политическая наука. - М.: РАН ИНИОН. Центр социал. науч.- информ. исслед. Отдел полит. науки. 2008. №3. - С. 9 - 31.
50. Поляков А. К вопросу о методологии исследования политической элиты // Власть. - М.: ООО «Редакция журнала «Власть», 2011. №2. - С. 110- 114.
51. Попова О.В. Ценностные ориентации российской политической субфедеральной элиты // Известия Алтайского государственного университета. - Барнаул: «Алтайский государственный университет», 2013. №4(80). Том 2. - С. 297 - 301.
52. Сафронов В.В. Политическая культура Санкт-Петербурга: поддержка демократии элитой и массовой публикой // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. - СПб.: Индивидуальный предприниматель Илле Михаил Евгеньевич, 2008. №6. - С. 16 - 29.
53. Селезнева А.В. Политико-психологический подход к исследованию политических ценностей // Вестник Томского государственного университета.
- Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2011. №345. - С. 56 - 60.
54. Сморгунов Л.В. Сетевой подход к политике и управлению // Полис. - М.: «Политические исследования». 2001. №3. - С. 103 - 112.
55. Соснин Д.П. Городские элиты: теоретические и прикладные интерпретации понятия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология, Политология - Саратов: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. 2011. Т.11. №1. - С. 105 - 108.
56. Тарусина И.Г. Динамика политических установок региональных элит России (На примере Саратовской области) // Полис. - М.: «Политические исследования». 2002. №1. - С. 133 - 140.
57. Тарусина И.Г. Мнение представителей муниципальной элиты о взаимодействиях с жителями округа (на примере одного из муниципальных органов г. Санкт-Петербурга) // Современный город: власть, управление, экономика. - Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет.2013. №3. - С. 56 - 64.
58. Уваров А.А. Теоретические аспекты правового регулирования предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления // Вестник Оренбургского государственного университета. - Оренбург: Оренбургский государственный университет. 2008. №6. - С. 33 - 42.
59. Хабаров И.А. Локальные элиты: к некоторым вопросам теории и методологии // PRO NUNC. Современные политические процессы. Вновь об элитах. - Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. 2014. №1(13). - С. 110 - 128.
60. Якушева И.П. Политическое сознание как феномен современной общественно-политической жизни // Вопросы гуманитарных наук. - М.: «Спутник+», 2009. №1. - С. 244 - 248.
61. Ярошенко А.А. Местное самоуправление в системе власти в государстве // Государственная власть и местное самоуправление. - М.: ООО Юрист. 2002. №4. - С. 37 - 39.